ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ13 июля
13 июля (30 июня по старому стилю)
Собор славных и всехвальных двенадцати апостолов Христовых представляется древним праздником.
Церковь чтит каждого из Двенадцати Апостолов в отдельные дни в течение года и установила для всех их общую память на следующий день после памяти славных и первосвятых апостолов Петра и Павла.
Святой боговенчанный император Константин Великий построил в Константинополе храм в честь Двенадцати апостолов.
Существуют инструкции по празднованию этого праздника, которые датируются четвертым веком.
Список имен апостолов см.: Мф.10:2, Марка 3:14, Луки 6:12, Деяния 1:13, 26.
Память святого, славного, всехвального апостола Андрея Первозванного также 30 ноября.
Он был братом святого Петра (память 29 июня).
Память святого, славного, всехвального апостола Иакова также 30 апреля.
Он и брат его Иоанн — сыновья Зеведея, и назывались «сынами громовыми» (Мк. 3:17).
Память святого, славного, всехвального апостола и евангелиста, девы и возлюбленного друга Христова, Иоанна Богослова также 26 сентября и 8 мая. Гром» (Марка 3:17).
Память святого, славного, всехвального апостола Филиппа также совершается 14 ноября.
Память святого, славного, всехвального апостола Варфоломея совершается также 11 июня и 25 августа.
Память святого, славного, всехвального апостола Фомы совершается также 6 октября и в Неделю по Пасхе.
Память святого, славного, всехвального апостола и евангелиста Матфея совершается также 16 ноября.
Память святого, славного, всехвального апостола Иакова, сына Алфеева, совершается также 9 октября.
Память святого, славного, всехвального апостола Иуды также совершается 19 июня.
Он также известен как Фаддей (но не следует путать со святителем Фаддеем из семидесяти, память которого 21 августа), и был братом святого Джеймс (23 октября).
Память святого, славного, всехвального апостола Симона Кананита также совершается 10 мая.
Память святого, славного, всехвального апостола Матфия также совершается 9 августа.
Пётр Ордынский или Пётр Ростовский (он же Даир Кайдагул Орда-Ичинов сын или Пётр Ордынский Чингизов; ум. 1290, Ростов) — ордынский царевич, племянник хана Берке, выехавший на Русь и принявший православную веру, прославленный Русской церковью в лике святых и преподобных, названый брат князя ростовского Бориса Васильковича.
Родился XIII век Золотая Орда
Умер 1290 Ростов
Почитается Русская церковь
Канонизирован 1547
В лике преподобный
День памяти 30 июня (13 июля) и 23 мая (5 июня)
Святой Петр, князь Орды, был племянником Бергай-хана Золотой Орды.
В 1253 году святитель Кирилл, епископ Ростовский (память 21 мая), отправился в Орду с прошением о церковных нуждах в своей епархии и рассказал хану о вере христианской, о чудесах и исцелениях, творимых мощами святителя Леонтия Ростова (23 мая).
Среди свиты был молодой племянник хана, на которого святой епископ произвел очень сильное впечатление.
Через некоторое время заболел сын Бергая. Помня рассказ русского епископа об исцелениях, он призвал святого Кирилла, и по его молитвам больной исцелился.
Хан щедро наградил святого Кирилла и отправил его в свою епархию.
По дороге отрок, племянник Бергай-хана, настиг святителя и умолял взять его с собой в Ростов, где мальчика крестили с именем Петр.
Святой Петр отличался любовью к безмолвию, созерцанию и молитве.
После чудесного явления ему апостолов Петра и Павла он построил в их честь монастырь у озера Нера.
По кончине жены, незадолго до своей кончины в 1290 году, святитель принял монашество в основанной им обители.
Местное почитание святого князя Петра началось в четырнадцатом веке.
Всеобщее празднование было установлено в Соборе 1547 года.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, известный под фамилией Кристалевский, родился в Малороссии, в Черниговском полку в 1704 году. Отец его, Назарий Федоров, был «посполитый человек, бельцем его, Софрония, звали Стефаном», в честь первомученика архидиакона Стефана.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, по фамилии Кристалевский, родился в Малороссии на Черниговщине в 1704 году, в честь святого первомученика Стефана.
У него было два брата и сестра Пелагея.
Одного брата звали Павел, имя другого старшего брата неизвестно, но говорят, что он был настоятелем Красногорского Золотоношского монастыря.
Детские годы Стефана прошли в слободе Березань Переяславского уезда Полтавской губернии, куда семья поселилась после увольнения отца со службы.
Достигнув совершеннолетия, Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где учились еще два будущих иерарха: Иоасаф, будущий епископ Белгородский и Павел, будущий митрополит Тобольский.
Получив религиозное образование, Стефан поступил в Красногорский Спасо-Преображенский монастырь [позднее переименованный в Покровский монастырь.
В 1789 году он был преобразован в женский монастырь, где уже подвизался его старший брат.
23 апреля 1730 года принял монашеский постриг с именем Софрония, в честь святого Софрония Иерусалимского.
В ночь после своего монашеского пострига преподобный Софроний услышал в Покровском храме Глас, предсказывающий ему будущее служение: «Когда же сделаешься епископом, построй храм во имя Всех Святых».
В 1732 году он был вызван в Киев, там он был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха в соборе Святой Премудрости.
После двухлетнего монашества святой Софроний стал на два года казначеем Золотоношского монастыря, а затем Преосвященнейший епископ Переяславской епархии Арсений (Берлов) направил его в дом своего архиепископа, где он был управляющим в течение восьми лет.
Эти факты свидетельствуют о связи святителя с его первоначальной Покровской обителью.
Во время своего послушания при председательствующем архиерее в Переяславле он часто посещал его монастырь, проводя дни в тихом созерцании и труде, служа примером братии.
Когда иеромонах Софроний ездил в Святейший Синод от имени своего епископа, на него обратили пристальное внимание.
В январе 1742 года будущий святитель был переведен в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, главный монастырь столицы.
Через год он был назначен казначеем монастыря, а в 1746 году назначен игуменом монастыря.
Он призвал своего земляка, иеромонаха Синесия (Иванова), уроженца города Прилуки, и поставил его игуменом Сергиевой пустыни, подворья Александро-Невской лавры.
С этого времени дружба двух подвижников, иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия, скреплялась их совместными пастырскими подвигами, и они были неразлучны до самой смерти в Сибири.
В эти годы преподобный Софроний много работал над управлением монастырем и улучшением преподавания в расположенной поблизости семинарии.
Он и архиепископ Феодосий поставили перед собой задачу приобрести больше книг для монастырской библиотеки.
Святой Софроний построил двухъярусную церковь: верхний храм был посвящен святому Феодору, старшему брату святого Александра Невского; а нижний — святому Иоанну Златоусту.
Епископ Иркутский Иннокентий II (Нерунович) скончался в 1747 году.
В течение шести лет после этого Иркутская епархия оставалась без духовного главы.
Наконец, 23 февраля 1753 года императрица Елизавета (1741-1761) рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого игумена Александро-Невского монастыря Софрония как
«человека, не только достойного архиерейского сана, но и вполне способного исполнить пожелания и надежды государства и Синода, и принять бремя архиерейского служения на дальней границе и удовлетворить нужды своей паствы в том суровом краю, среди диких первобытных людей и беззаконников».
18 апреля 1753 года, в Фоминую неделю, иеромонах Софроний был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского в Успенском соборе.
Предвидя трудное служение на далеком сибирском рубеже, новый епископ не сразу отправился в Иркутскую епархию, а стал собирать образованных и духовно опытных сотрудников.
В этот период святитель Софроний побывал в своем первоначальном Красногорском монастыре.
На святых местах Киева испрашивал он и благословения Киево-Печерских святых на свое служение.
Неизменным спутником святителя, как и прежде, был иеромонах Синесиос, участвовавший в деле друга.
В Москве ему оказал дальнейшее содействие архиепископ Московский и Севский Платон.
Он дал ему отеческий совет для его задачи, так как был хорошо знаком с особенностями сибирской религиозной жизни.
Он предупредил его о своеволии местных властей и посоветовал окружить себя надежными помощниками.
20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск.
Сначала он отправился в Вознесенский монастырь, резиденцию своего предшественника, и помолился на могиле епископа Иннокентия (Кульчица), испросив у него благословения, приступая к исполнению своих обязанностей.
Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель начал реорганизацию Духовной консистории, монастырей и приходов и обратился к Священному Синоду с просьбой прислать в Иркутскую епархию для священнического служения достойных мужей.
До приезда святителя Софрония иркутские монастыри имели уже вековую историю.
Основатели этих монастырей руководствовались горячим стремлением к монашеской жизни.
Во главе монашеских общин мудрый святитель поставил людей благочестивых, мудрых, добродетельных и имеющих большой опыт как в житейском, так и в духовном деле.
В 1754 году епископ Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря.
Он служил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины.
В сентябре 1754 г. епископ издал указ, в котором выразил заботу об образовании и воспитании детей духовенства.
Он хотел, чтобы они выучили Часослов, Псалтырь, пение и грамоту, и это обучение «должно проводиться со всем усердием и предельным усердием, чтобы дети могли исполнять обязанности ризничих и дьяконов».
Изучая и людей, и обстоятельства, епископ в своих проповедях и беседах призывал всех к высшему нравственному идеалу.
Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужений и Святых Таин, а также заботился о нравственной чистоте мирян.
Он беспокоился о положении женщин в семье и защищал их от несправедливого неравенства.
Архиерей попытался установить Правило богослужений, для чего созвал священников, диаконов, иподиаконов и пономарей, а также тех, кто пел в клиросе во время богослужений.
Путешествуя по епархии, святитель заметил, что каждение и звон в колокола совершаются не во всех местах должным образом, и потому издал указ о восстановлении правильного порядка каждения и звона.
Призванный на апостольское служение в этом пограничном крае, святитель Софроний понял, что его долг – просвещать местных христиан, а также обращать идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.
Приводить язычников в Церковь Христову было трудно, тем более, что служить в церквях иногда было некому, а заимствование священников для миссионерской деятельности только усугубляло положение.
Зная, что церковные службы окажут благотворное воздействие на инородцев, святитель не только сам служил с благоговением, но и требовал этого от всего своего клира.
Святой Софроний также способствовал развитию устойчивой культуры среди местного населения.
Он предлагал им монастырские земли для поселения и всячески старался изолировать их от влияния язычества.
Постоянная толпа посетителей прибывала из дальних мест для его благословения.
Несмотря на свои многочисленные заботы, он не забывал о собственной духовной жизни и вечности.
Он также вел подвижническую жизнь.
Его келейница рассказывала, что святой «употреблял простую пищу в малых количествах.
Служил он часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу под овчиной или мехом, оленьей или медвежьей шкурой и маленькой простой подушкой».
Дух его подвижнической жизни соответствовал общему подъему христианского духа на Руси после прославления святителей Димитрия Ростовского, Феодосия Черниговского и обретения нетленных мощей его предшественника, Святитель Иннокентий Иркутский.
Это событие вдохновило святителя Софрония на большие усилия и побудило его просить помощи у святителя Иннокентия в деле устроения епархии.
До конца своих дней преподобный Софроний сохранил любовь к Красногорскому Золотоношскому монастырю, воспитавшему его во дни юности.
Он постоянно содействовал его содержанию, присылая для этого необходимые средства.
Заметив ухудшение своего здоровья, святой Софроний ходатайствовал перед Святейшим Синодом об отставке.
Ответ из Петербурга пришел не сразу, так как выбрать достойного преемника было сложно.
Последние дни жизни святой Софроний провел в подвижничестве и молитве.
Свет, воссиявший на добрые дела святителя Софрония, продолжает и по сей день свидетельствовать о славе Небесного Отца, «Милосердно укрепляющего святых Своих».
Ныне святая память святителя Софрония благоговейно хранится не только в Сибири на месте его последних подвигов, но и на месте его первых подвигов.
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.