ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ06 августа

Христианские праздники 7 августа. Успение праведной Анны…

Православные праздники 7 августа (25 июля по старому стилю)

 

Успение праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы

 

Успение праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы

Успение праведной Анны, Матери Пресвятой Богородицы

 

Святая Анна была дочерью священника Матфана и его жены Марии.

Она была из колена Левия и рода Аарона. По Преданию, она мирно скончалась в Иерусалиме в возрасте 79 лет, перед Благовещением Пресвятой Богородицы.

В царствование святого Юстиниана императора (527-565) в ее честь была построена церковь во Дейтере.

Император Юстиниан II (685-695; 705-711) восстановил ее церковь, так как его беременной жене явилась святая Анна.

Именно в это время ее тело и мафорион (покрывало) были перевезены в Константинополь.

На Афоне находятся части святых мощей святой Анны: монастырь Ставроникита (часть ее левой руки), скит Святой Анны (часть ее нетленной левой ноги), монастырь Кутлумусиу (часть ее нетленной правой ноги).

Фрагменты ее мощей можно также найти в ее монастыре в Лигарии, Ламия, и в монастыре святого Иоанна Богослова в Суроте.

Часть нетленной плоти святого находится в собрании мощей святых Международных католических крестоносцев.

В церкви Святого Павла за стенами в Риме есть одно из запястий святого.

Память святой Анны также отмечается 9 сентября.

 

Святая жена Олимпиада (Олимпиада), диаконисса Константинопольская

 

Святая жена Олимпиада (Олимпиада), диаконисса Константинопольская

Святая жена Олимпиада (Олимпиада), диаконисса Константинопольская

 

Святая Олимпиада диаконисса была дочерью сенатора Аникия Секунда, а по матери приходилась внучкой известному епарху Евлалию (он упоминается в житии святителя Николая).

До замужества с Аницием Секундом мать Олимпиады была замужем за армянским императором Арсаком и овдовела.

Когда святая Олимпиада была еще совсем юной, родители обручили ее со вельможей.

Брак должен был состояться, когда святая Олимпиада достигла совершеннолетия.

Жених, однако, вскоре умер, и святая Олимпиада не пожелала вступить в новый брак, предпочитая девственную жизнь.

После смерти родителей она стала наследницей большого богатства, которое стала раздавать всем нуждающимся: бедным, сиротам и вдовам.

Она также щедро жертвовала на церкви, монастыри, богадельни и приюты для обездоленных и бездомных.

Святой Патриарх Нектарий (381-397) поставил святую Олимпиаду диаконисой.

Святая с честью и без упреков исполнила свое служение.

Святая Олимпиада оказывала большую помощь архиереям, приезжавшим в Константинополь: Амфилохию, епископу Иконийскому, Онисиму Понтийскому, Григорию Богослову, брату святителя Василия Великого Петру Севастийскому, Епифанию Кипрскому, и всех их внимала с великой любовью.

Она считала свое богатство не своим, а Божьим, и раздавала не только добрым людям, но и их врагам.

Святитель Иоанн Златоуст (память 13 ноября) высоко ценил святую Олимпиаду, выказывал ей благоволение и духовную любовь.

Когда этот святитель был несправедливо изгнан, святая Олимпиада и другие диакониссы были глубоко огорчены.

Выйдя из храма в последний раз, святитель Иоанн Златоуст воззвал к святой Олимпиаде и другим диакониссам Пентадии, Проклии и Сальбине.

Он сказал, что дела, возбужденные против него, кончатся, но вряд ли больше его увидят.

Он просил их не покидать Церковь, а продолжать служить ей при его преемнике.

Святые жены, проливая слезы, пали ниц перед святым.

Патриарх Александрийский Феофил (385-412) неоднократно пользовался щедростью святой Олимпиады, но отвернулся от нее за ее преданность святителю Иоанну Златоусту.

Она также принимала и кормила прибывавших в Константинополь монахов, которых патриарх Феофил изгнал из египетской пустыни.

Он выдвигал против нее неправедные обвинения и пытался поставить под сомнение ее святую жизнь.

После изгнания святителя Иоанна Златоуста кто-то поджег большую церковь, после чего сгорела большая часть города.

Все сторонники святителя Иоанна Златоуста попали под подозрение в поджогах и были вызваны на допрос.

Святую Олимпиаду вызвали на суд, подвергли ее строгому допросу.

Они оштрафовали ее на крупную сумму денег за поджог, несмотря на ее невиновность и отсутствие улик против нее.

После этого она покинула Константинополь и направилась в Кизик (на Мраморном море).

Но ее враги не прекращали своих преследований.

В 405 году ее приговорили к темнице в Никомидии, где святая претерпела много скорби и лишений.

Святитель Иоанн Златоуст писал ей из ссылки, утешая ее в скорби.

В 409 году святая Олимпиада ушла в вечный покой.

Святая Олимпиада явилась во сне епископу Никомидийскому и повелела положить ее тело в деревянный гроб и бросить в море.

«Куда волны несут гроб, там да будет погребено тело мое», — сказала святая.

Гроб был принесен волнами в место под названием Броктой недалеко от Константинополя.

Жители, извещенные об этом от Бога, взяли мощи святой Олимпиады и положили их в храме святого апостола Фомы.

Впоследствии, во время нашествия врагов, церковь была сожжена, но мощи сохранились.

При патриархе Сергии (610-638) они были перенесены в Константинополь и помещены в женском монастыре, основанном святой Олимпиадой.

От ее мощей происходили чудеса и исцеления.

 

Память V Вселенского Собора (553)

 

Память V Вселенского Собора (553)

Память V Вселенского Собора (553)

 

Пятый Вселенский Собор (Константинопольский II) состоялся в Константинополе при святом императоре святителе Юстиниане I (527-565) в 553 году для определения православия трех умерших епископов: Феодора Мопсуэцкого, Феодорита Киррского и Ивы Эдесского, выразившие несторианские взгляды в своих сочинениях во время Третьего Вселенского Собора (9 сентября).

Эти три епископа не были осуждены на IV Вселенском Соборе (16 июля), осудившем монофизитов, и, в свою очередь, были обвинены монофизитами в несторианстве.

Поэтому, чтобы лишить монофизитов возможности обвинить православных в симпатиях к несторианству, а также настроить еретическую партию на единство с последователями Халкидонского собора, император святитель Юстиниан издал указ.

В нем были осуждены «Три главы» (три умерших епископа).

Но так как указ был издан по инициативе императора и так как он не был признан представителями всей Церкви (особенно на Западе и в Африке), то возник спор о «трех главах».

Для разрешения этого спора был созван Пятый Вселенский Собор.

На этом Соборе присутствовало 165 епископов.

Папа Вигилий, хотя и находился в Константинополе, отказался участвовать в Соборе, хотя его трижды просили об этом официальные представители от имени собравшихся епископов и самого императора.

Собор открылся под председательством святителя Евтихия, Патриарха Константинопольского (552–565, 577–582).
В соответствии с императорским указом дело о «трех главах» тщательно рассматривалось на восьми длительных заседаниях с 4 мая по 2 июня 553 года.

Против личности и учения Феодора Мопсуэцкого была произнесена анафема.

В случае Феодора и Ивы осуждение ограничивалось лишь некоторыми их писаниями, в то время как лично они были оправданы Халкидонским собором из-за их покаяния.

Таким образом, они были избавлены от анафемы.

Эта мера была необходима, потому что некоторые из запрещенных произведений содержали выражения, используемые несторианами для толкования определений Халкидонского собора в своих целях.

Но снисходительность отцов Пятого Вселенского Собора в духе умеренной экономии к ликам епископов Феодора и Ивы, наоборот, озлобила монофизитов на решения Собора.

Кроме того, император повелел обнародовать соборные постановления вместе с указом об отлучении папы Вигилия за единомыслие с еретиками.

Впоследствии Папа согласился с мнением Отцов и подписал Соборное определение.

Однако епископы Истрии и всей области митрополии Аквилеи оставались в расколе более века.

На Соборе отцы также рассмотрели заблуждения пресвитера Оригена, известного церковного учителя третьего века.

Его учение о предсуществовании человеческой души было осуждено.

Были осуждены и другие еретики, не признававшие всеобщего воскресения мертвых.

Господу угодно было, чтобы Святой Дух вдохновил отцов Собора на дальнейшее определение Православия, сохраняющее целостность и достоинство как Бога, так и человечества, без извращения того, что происходит в несторианских или монофизитских ересях.

 

Преподобный Макарий Желтоводский

 

Преподобный Макарий Желтоводский

Преподобный Макарий Желтоводский

 

 

Макарий Желтоводский (Макарий Унженский; 1349, Нижний Новгород — 1444, Унжа) — православный монах, основатель ряда монастырей, чудотворец, миссионер поволжских народов. канонизирован Русской церковью в лике преподобных. Память совершается 25 июля (7 августа), а также 23 января (5 февраля) — в Соборе Костромских святых.

Преподобный Макарий Желтоводский и Унженский родился в 1349 году в Нижнем Новгороде от благочестивых родителей Иоанна и Марии.

Когда он был еще младенцем, он начинал плакать каждый раз, когда слышал звон колоколов ближайшей церкви.

Не было возможности утешить ребенка. Родители не хотели брать мальчика в церковь, опасаясь, что он своим плачем помешает службе, но в конце концов они решили попробовать.

И, к их удивлению, как только привели ребенка в церковь, он замолчал, радостно улыбаясь.

С этого времени родители должны были присутствовать на каждой службе в приходской церкви и брать ребенка с собой, потому что, если они оставались дома во время службы, младенец снова начинал плакать.

Макарий рос благочестивым мальчиком, особенно интересовался жизнью православных отшельников прошлых веков, живших в пустыне в одиночестве или небольшими лаврскими общинами.

Поэтому он с удовольствием посещал не только свой приходской храм, но и Печерский Вознесенский монастырь, основанный святителем Дионисием Суздальским.

В двенадцатилетнем возрасте он тайно оставил родителей и принял монашеский постриг в Печерском Вознесенском монастыре, став одним из двенадцати учеников у преподобного Дионисия Суздальского (память 26 июня).

Со всей силой своей юношеской души он отдался делу спасения.

Он выделялся среди братии чрезвычайно строгим постом и точным исполнением монашеского устава.

Родители святого Макария узнали только через три года, куда он ушел.
Его отец пошел к нему и со слезами на глазах умолял сына только о том, чтобы он вышел и показал себя.

Святой Макарий говорил со своим отцом через стену, говоря, что увидит его в будущей жизни.

— Протяни хоть руку, — умолял отец.

Сын выполнил эту маленькую просьбу, и отец, поцеловав сыну руку, вернулся домой.

В 1374 году Дионисий был назначен архиепископом Суздальским и Нижегородским и оставил монастырь.

Вскоре покинул монастырь и Макарий.

Он путешествовал по Волге, провел некоторое время со святителем Тихоном на реке Лухе, а затем основал монастырь в честь Богоявления Иисуса Христа (ныне Макарьев-Решминский монастырь, близ села Решма в сегодняшнем Кинешемском районе Костромской области).

Однако Макарий недолго оставался в своем новом монастыре.

Он хотел жить в пустыне отшельником. Он путешествовал по Волге, и ему понравилось место у озера Желтой воды, у впадения Керженца в Волгу, километрах в ста ниже по течению от Нижнего Новгорода.

В те времена это была ничейная земля между русскими княжествами и Казанским ханством.

Макарий выкопал небольшую пещеру у вод Желтого озера и оставался там день и ночь, подражая великим отшельникам прошлого.

Однако его уединение длилось недолго: в его скит стекались благочестивые люди издалека, одни просили его благословения, другие чтобы присоединиться к нему в отшельнической жизни.

В 1434 году он основал для своих учеников Желтоводский Макарьевский Свято-Троицкий монастырь.

Подвижничество Макария вместе с его любовью к ближнему привлекало не только христиан, но и многих местных языческих мордвин, марийцев, чувашей и татар-мусульман.

Он крестил многих в Желтом озере.

В 1439 году монастырь был разрушен во время нашествия на Россию казанского хана Олуга Мохаммата.

Большинство монахов было убито, Макарий и несколько других христиан были взяты в плен в Казань.
Хан, впечатленный благочестивой жизнью девяностолетнего аббата, освободил его и почти 400 других пленных христиан и позволил похоронить убитых.

Взамен преподобный Макарий пообещал не селиться у Желтого озера, поэтому отправился за 200 верст до Галичской границы.

Говорят, что на обратном пути из Казани к Желтоводному озеру Макарий остановился на месте недалеко от сегодняшнего Свияжска, благословив будущее местонахождение Свияжского Макарьевского монастыря.

Однако Макарию и его спутникам не разрешили остаться на участке Желтоводного озера.

Он решил оставить безопасное расстояние между собой и ханством и ушел в леса реки Унжи, в нескольких сотнях километров севернее Нижнего.

Это долгий путь, и у путников вскоре кончилась еда, но чудом они спаслись от голодной смерти («Чудо о лосе» преп. Макария).

Добравшись до Унжи, еще в 1439 году Макарий и его спутники основали Унженский Макарьев монастырь (ныне женский монастырь).

Преподобный Макарий основал всего четыре монастыря в Среднем и Верхнем Поволжье России.

На пятом году жизни на озере Унжа преподобный Макарий заболел и скончался в возрасте 95 лет в 1444 году.

Еще при жизни преподобному Макарию был дарован дар: он исцелил слепую и бесноватую девушку.

После смерти преподобного многие получили исцеление от его мощей.

Монахи построили над его могилой храм, а в монастыре установили общежительный устав.

В 1522 году татары напали на Унжу и хотели разрушить серебряный ковчег в Макарьевском монастыре, но ослепли.

В панике они обратились в бегство.

Многие из них утонули в Унже.

В 1532 году по молитвам преподобного Макария город Солигалич был спасен от татар.

В благодарность жители построили в соборном храме придел в честь святого.

Когда в 1619 году Феодор Романов, отец нового российского царя Михаила, становится патриархом Московским Филаретом, он отправляет в Унжу комиссию для расследования чудес.

Он упоминает об этих чудесах, подтвержденных в своем письме к своему сыну царю в сентябре 1619 года, и призывает Михаила посетить Унженский монастырь Макария во исполнение данного им ранее обета (что Михаил немедленно делает).

Считается, что именно тогда преподобный Макарий был канонизирован Собором Русской Православной Церкви, что сделало его почитание всенародным.

Христианские праздники 6 августа

Христианские праздники 8 августа

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх