ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ13 декабря

Христианские праздники 6 декабря. День памяти князя Александра Невского…

Православные праздники 6 декабря (23 ноября по старому стилю)

  • День памяти благоверного великого князя Александра Невского 
  • Святитель Амфилохий, епископ Иконийский 
  • Святитель Митрофан, в схиме Макарий, епископ Воронежский

 

Святой благоверный князь Александр Невский


Святой благоверный князь Александр Невский

Святой благоверный князь Александр Невский

 

«Св. Александр, 2-й сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнук Мономаха, родился 30 мая 1220 года.

Воспитанный благочестивыми родителями в духе истинной православной веры и древнего христианского благочестия, он возлюбил Христа от юности, с самого детства в нем обнаружилось благочестивое настроение и любовь к храму Божию.

Детские забавы и болтовня не привлекали его.

Любимым его занятием было чтение священных книг, святоотеческой литературы, пение церковных песен и священное моление», – так описано детство маленького князя в издании 1898 года «Святой благоверный великий князь Александр Невский: память миротворца».

Ответственность за судьбу княжества и подданных легла на мальчика очень рано: «Самое счастливое время отрочества и отрочества Александр провел в Новгороде, куда отец назначил его на княжение в 1228 г. вместе со старшим братом Феодором, оставив двух Суздальские бояре с малолетними князьями», – сообщает вышеупомянутое издание.

Между тем в царствование юный князь был не по годам справедлив и мудр.

В электронной копии книги 1864 года «Житие и подвиги святого благоверного великого князя Александра Невского» читаем: «С отеческой заботой, любовью к справедливости и усердием о благополучии подданных св. скажите боярам: «Будьте бдительны стражи законов, позаботьтесь о бедных, вдовах, сиротах и всех угнетенных к справедливости рекрутов наших. Бог видит их слезы, Он слышит их вздохи и ответит мне и вам».

В издании «Первые миротворцы князья Древней Руси: Владимир Всеволодович Мономах и Александр Ярославич Невский » 1903 года мы можем найти один из летописных портретов князя: «Красотой лица своего не уступал он Иосифу Прекрасному, которого египетский царь поставил второго государя в Египте, а силой своей был подобен Самсону, Бог дал ему мудрость Соломона и мужество, как у римского царя Веспасиана, который покорил всю землю иудейскую».

Другие летописцы сравнивали Александра Невского с Александром Македонским и героем древней Греции Ахиллесом.

Издание отмечает, он обладал даром настоящего полководца: «Вдохновенный вождь, он умел воодушевить свой народ и войско. Он никогда не смущался тогда, когда его военная сила была ничтожна по сравнению с силой врага, и действовал быстро, с живой верой в свою священную миссию и в храбрость своих героев; его решительный и неустрашимый дух был непосредственно передан его войскам».

Александр Ярославич за всю свою жизнь не проиграл ни одного сражения, а битва на Неве, кроме славы, принесла двадцатилетнему князю имя – Невский.

Подробное описание двух его самых известных сражений можно найти в книге 1900-го года «Невская битва и Ледовое побоище».

Александр Невский скончался в ноябре 1263 года.

«За несколько лет своей жизни Александр деятельно участвовал более чем в двадцати битвах, четырежды ездил в Орду на встречу с грозными Гансами, где многие из князей – его современники – клали свои головы под ножи убийц своих, но куда бы он ни шел, Бог хранил его целым и невредимым, мечи врагов и ножи убийц щадили его, только он один не щадил себя: работая на благо России, стараясь защитить и успокоить отечество, он не давал себе покоя и, обремененный великим грузом труда, умер в цвете своих лет», — говорит И. Д. Беляев в своем произведении Великий князь Александр Ярославича Невского, изданной в 40-х годах XIX века.

Тело князя первоначально было погребено в соборной церкви Рождественского монастыря во Владимире, но в 1724 году нетленные мощи Александра Невского, причисленного к лику святых, были перенесены в Петербург.

 Выдержки из Евангельских чтений 6 декабря 2022 года. Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия.

Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Благодарю давшего мне силу, Христа Иисуса, Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение, меня, который прежде был хулитель и гонитель и обидчик, но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии; благодать же Господа нашего (Иисуса Христа) открылась во мне обильно с верою и любовью во Христе Иисусе. 1 Тим., 279 зач., I, 8-14.

Как было во дни Ноя, так будет и во дни Сына Человеческого: ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и пришел потоп и погубил всех. Та́к же, ка́к было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех; так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. В тот день, кто будет на кровле, а вещи его в доме, тот не сходи взять их; и кто будет на поле, также не обращайся назад. Вспоминайте жену Лотову. Кто станет сберегать душу свою, тот погубит ее; а кто погубит ее, тот оживит ее. Лк., 87 зач., XVII, 26-37.

Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона. Но те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны.. Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2.

Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

Якоже сродницы твои Борис и Глеб явишася тебе с Небесе в помощь, подвизающемуся на Велгера Свейскаго и воев его, тако и ты ныне, блаженне Александре, прииди в помощь твоим сродником и побори борющия ны.

Утр. - Мф., 43 зач., XI, 27-30. Лит. - 1 Тим., 279 зач., I, 8-14. Лк., 87 зач., XVII, 26-37. Блгв. кн.: Гал., 213 зач., V, 22 - VI, 2. Мф., 43 зач., XI, 27-30.

 

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский


Святитель Амфилохий, епископ Иконийский

Святитель Амфилохий, епископ Иконийский

 

Святитель Амфилохий (Амфилохий), епископ Иконийский, родился в Кесарии Каппадокийской (около 340 г.), городе, в котором родились одни из величайших отцов и учителей Православной Церкви.

Он был адвокатом в Константинополе, но позже полностью посвятил себя служению Церкви.

Он был не только другом святителя Василия Великого и родственником святителя Григория Богослова, но и их учеником.

Святой Амфилохий усердно подвизался в винограднике Христовом, около сорока лет жил в пустыне строгим подвижником, пока Господь не избрал его в сан святителя.

Святитель Амфилохий был первым митрополитом новой провинции Ликаония и часто обращался к святителю Василию за советом и помощью в своих пастырских обязанностях.

Святой архипастырь боролся против арианства и других ересей того времени, защищая Божество Святого Духа от ереси Македонии.

Святитель Василий посвятил свой трактат «О Святом Духе» епископу Амфилохию.

Помимо демонстрации божественности Святого Духа и Его равенства с Отцом и Сыном, трактат святителя Василия защищает древние неписаные традиции Церкви, такие как крестное знамение, обращенное на восток во время молитвы, а не коленопреклонение в воскресенье, и так далее.

Святой Амфилохий много лет пас иконийское стадо, вверенное ему Господом.

Молитва праведника была столь сильна, что он мог просить Господа исцелить телесные и душевные недуги его пасомых.

Он также был одаренным писателем и проповедником, направляя свою паству на путь спасения.

Как строгий православный богослов, святитель беспощадно боролся с арианскими и евномианскими ересями.

Участвовал во Втором Вселенском соборе 381 г., руководил борьбой с ересью Македонии.

Сохранилось немного писаний святителя, но существует восемь его проповедей, в том числе самая старая из известных проповедей о Сретении Господнем (2 февраля).

Святой епископ Амфилохий с миром отошел ко Господу в 394 году.

Частицы святых мощей святителя находятся в монастырях святого Пантелеймона на Афоне, Киккском монастыре на Кипре и в музее Бенаки в Афинах.

 

Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский


Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский

Святитель Митрофан (в схиме Макарий), епископ Воронежский

 

Святитель Митрофан, епископ Воронежский, в миру Михаил, родился 8 ноября 1623 года.

Поскольку книга памяти святителя начинается с лиц священнического чина, предполагается, что он родился в священнической семье.

Из завещания святителя Митрофана мы знаем, что он «родился от благочестивых родителей и воспитан ими в нетленном благочестии Восточной Церкви, в Православной Вере».

До сорока лет святой жил в миру. Был женат, имел сына Иоанна, служил приходским священником.

Местом пастырской деятельности отца Михаила было село Сидорово, расположенное на реке Молохте, притоке Тезы, впадающей в Клязьму, недалеко от города Шуя (ныне Владимирская область).

После смерти жены отец Михаил принял монашеский постриг с именем Митрофан в Золотниковской Успенской обители в 1663 году.

В Синодике монастыря запись о святителе Митрофане начинается словами: «Происхождение черного клира Митрофана Сидоровского».

После трехлетнего монашеского жития иеромонах Митрофан был избран игуменом монастыря преподобного Космы Якромского (память 18 февраля).

Он руководил монастырем десять лет, проявив себя ревностным настоятелем.

Его усилиями здесь был построен храм в честь иконы Спаса Нерукотворного (память 16 августа).

Патриарх Иоаким (1674-1690), узнав о глубоком благочестии святителя Митрофана, возвел его в 1675 году в сан архимандрита Макарьево-Унженского монастыря.

Под руководством святителя здесь был построен каменный храм в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с трапезой и колокольней.

На Московском Соборе 1681-1682 годов в числе мер, предпринятых для борьбы со старым обрядовым расколом и в целях улучшения христианского просвещения православного населения, было постановлено увеличить число епархий и открыть новые соборы в Воронеже, Тамбове, Холмогоре и Великом Устюге.

Святитель Митрофан был вызван в столицу и 2 апреля 1682 года рукоположен Патриархом Иоакимом и шестнадцатью архипастырями во епископа Воронежского.

Начало епископства святителя Митрофана совпало со спором об имперском престолонаследии и церковным расколом.

По прибытии в Воронеж святитель прежде всего разослал пастырям своей епархии энциклику, в которой призывал своих пастырей к нравственному исправлению.

«Досточтимые священники Бога Всевышнего, – писал он, – вожди стада Христова! Ты должен иметь ясные очи ума, озаряемые светом разума, чтобы наставлять других на правильный путь. По словам Господа, вы сами должны быть светом: «вы свет миру» (Мф. 5:14).

Когда Христос Спаситель вверял Свое стадо апостолу Петру, Он трижды сказал ему: «паси овец Моих».

Это потому, что пастыри заботятся о своей пастве тремя способами: словами учения, молитвой и силой Святых Таин, и по их образу жизни.

Вы также должны действовать всеми тремя методами: учить людей, подавать пример праведной жизни и молиться за них.

Укрепи их Святыми Таинствами; прежде всего просветите неверных святым Крещением и постарайтесь привести грешников к покаянию.

Позаботьтесь о больных, чтобы они не ушли из этой жизни, не приняв Святого Причастия и Святого Елеосвящения.

Святитель Митрофан начал свою архипастырскую деятельность с постройки нового соборного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, заменившего старый деревянный храм.

В 1692 году был освящен собор с приделами в честь святых Михаила и Николая.

За двадцать лет епископства святителя Митрофана число церквей увеличилось со 182 до 239, и были основаны два монастыря: Коротоякский Вознесенский и Битюгский Троицкий.

А в существующих монастырях он заботился об искоренении неблаговидного поведения и беспорядка, подчеркивая строгую жизнь по монашескому уставу.

Первый епископ Воронежский ревностно заботился о нуждах своей паствы.

Он утешал и бедных, и богатых, был защитником вдов и сирот, защитником обиженных.

Его дом служил общежитием для чужеземцев и приютом для больных.

Святитель молился не только о живых, но и об умерших христианах, и особенно о воинах, павших за Отечество, вписывая их имена в поминальный список собора.

Вспоминая их на Проскомидии [приготовление священником даров перед Литургией], святитель Митрофан сказал: «Если это душа праведная, то есть большая доля достоинства. Если же он грешник, то тут есть связь с милосердием Божиим».

Была большая дружба между святителем Митрофаном и святителем Питиримом, епископом Тамбовским (память 28 июля).

Они не только поддерживали переписку, но и встречались для духовных бесед.

Основание Иоанно-Предтеченского Трегуляевского монастыря было связано с дружбой архиереев.

15 сентября 1688 года святитель Митрофан посетил святой Питирим.

Втроем (с ними был священник Василий) прогулялись вместе к тамбовскому архипастырскому месту уединенной молитвы и там выбрали место для будущей обители.

Святитель Митрофан, глубоко патриотический человек, своим нравственным авторитетом, милосердием и молитвами содействовал реформам Петра I, необходимость и цель которых он хорошо понимал.

Со строительством в Воронеже флота для похода на Азов святитель Митрофан призывал народ к всемерной поддержке Петра I.

Это было особенно важно, так как многие считали строительство флота бесполезным.

Святитель не ограничивался только советами царю, но оказывал и материальную поддержку государственной казне, нуждавшейся в деньгах на постройку флота, и предоставлял все средства, сознавая, что они пойдут на пользу царю.

Патриотические чувства святителя сочетались в его душе с непоколебимой верой и строгим православным убеждением, благодаря чему он не боялся навлечь на себя царский гнев.

Святитель отказался идти ко двору к Петру I, так как там стояли статуи языческих богов, и хотя святителю грозила опала за неповиновение царской воле, он оставался непреклонен.

Петр приказал убрать статуи и с этого времени проникся еще большим уважением к епископу.

Скончался святитель Митрофан в 1703 году в глубокой старости, приняв перед кончиной схиму с именем Макарий.

Отпевание состоялось 4 декабря по монашескому, а не священническому сану святого.

Это стало установленной практикой погребения епископа.

Сам царь Петр I отнес гроб из собора в усыпальницу. Прощаясь, он сказал: «У меня нет больше такого святого старца, как он. Вечная ему память».

Одним из замечательных памятников жизни и деятельности святителя Митрофана является его Духовное завещание.

В ней он говорит: «По божественной судьбе я достиг старости и теперь исчерпал свои природные силы. Поэтому я объявляю это своим окончательным писанием ... Когда моя грешная душа освобождается от соединения с плотью, я вверяю ее Богу, сотворившему ее, чтобы она снискала благоволение, как дело рук Его. Мои грешные кости отдаю матери всего (земле) в ожидании воскресения мертвых». Далее, обращаясь к пастырям и пастве, святитель говорит: «Простой грешник дает ответ Богу за одну душу свою, а священники могут за многих прийти на мучение, пренебрегая овцами, с которых собирают молоко и шерсть... Для всех правило мудрецов: работай, сохраняй равновесие, и будешь богат. Пейте умеренно, ешь мало и будешь здоров. Делай добро, удаляйся от зла, и ты будешь спасен».

Память святителя Митрофана установлена в 1832 году.

7 августа мы празднуем перенесение его святых мощей.

Христианские праздники 5 декабря

Христианские праздники 7 декабря

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх