ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ13 декабря

Христианские праздники 5 декабря. День памяти князя Михаила Тверского…

Православные праздники 5 декабря (22 ноября по старому стилю)

  • День памяти святого благоверного князя Михаила Тверского 
  • Апостолы от 70-ти Филимон и Архипп и мученица равноапостольная Апфия 
  • Благоверный Ярополк, во святом Крещении Петр, князь Владимиро-Волынский

 

Мученик Михаил, князь Тверской


Мученик Михаил, князь Тверской

Мученик Михаил, князь Тверской

 

Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году, по кончине отца своего, великого князя Ярослава Ярославича, брата святого Александра Невского (память 23 ноября).

В пути в Орду князь Ярослав заболел, был пострижен в монахи с именем Афанасий, после чего скончался.

Мать Михаила, Ксения, воспитала сына в горячей любви к Богу.

Михаил получил образование и учился под руководством архиепископа (вероятно, Климента) Новгородского.

Он занял место своего старшего брата Святослава в Тверском княжестве.

В 1285 году Михаил построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянного храма святых Космы и Дамиана.

По смерти великого князя Андрея Александровича (+1305) Михаил ушел в Орду и был назначен великим князем по праву старшинства.

Однако князь Юрий Московский не покорился этому, потому что добивался княжеского титула для себя.

Он часто бывал в Золотой Орде у нового хана Узбека, принявшего магометанство, и был известен своей жестокостью и фанатизмом.

Князь Юрий умел угодить хану, поэтому женился на сестре хана Кончаке и получил титул великого князя.

Но и тогда он не успокоился, а вместо этого начал гражданскую войну с Тверью.

В войске Юрия был присланный Узбеком отряд татар во главе с Кавгади.

Но тверские люди во главе с князем Михаилом 22 декабря 1317 года разбили Юрия.

Было взято много пленников, в том числе Кавгади, которого отпустил святой Михаил, и жена московского князя Юрия Кончака, неожиданно скончавшаяся в Твери.

Князь Юрий оклеветал князя Михаила перед ханом, обвинив его в отравлении Кончаки.

Хан пришел в ярость, угрожая разрушить княжеское владение святого Михаила, и потребовал от него явки с отчетом.

Не желая проливать русскую кровь в неравной борьбе с ханом, святой Михаил смиренно отправился в Орду, зная, что это означает для него верную смерть.

Он простился со своей семьей и тверчанами и получил благословение на свой мученический подвиг от своего духовника игумена Иоанна.

«Отец, – сказал Михаил, – я очень беспокоился о спокойствии христиан, но из-за своих грехов я не смог остановить эту гражданскую войну. Теперь дай мне свое благословение, чтобы, если моя кровь прольется за них, они имели передышку, и чтобы Господь простил мои грехи».

В Орде состоялся несправедливый суд, который признал святого виновным в неповиновении хану и приговорил его к смертной казни.

Его вывели под охрану и посадили в тяжелые деревянные колодки.

По своему обыкновению святой Михаил в темнице постоянно читал Псалтирь и благословлял Господа за то, что Он позволил ему пострадать за Него.

Он просил не быть брошенным в нынешних муках. Поскольку руки святого страдальца были связаны колодками, перед ним сидел отрок и перелистывал страницы Псалтири.

Святой пленник долго томился в Орде, терпя побои и насмешки.

Ему предложили бежать, но святой ответил: «Никогда в жизни не бежал я от врага. Если я спасу себя, а народ мой останется в опасности, какая мне слава? Нет, пусть будет по воле Господа».

Милостью Божией он не был лишен христианского утешения: его обслуживали православные священники, игумены Александр и Марк.

Каждую неделю он исповедовался и причащался Святых Христовых Таин, получая, таким образом, христианское приготовление к своей смерти.

По наущению князя Юрия и Кавгади, желавших отомстить Михаилу за свое поражение, в стан, где содержался пленник, были посланы убийцы.

22 ноября 1318 года мученика жестоко избили и пинали ногами, затем один из них ударил князя Михаила ножом и вырезал ему сердце.

Обнаженное тело царственного мученика было выставлено на поругание, а позже его накрыли тканью и положили на большую доску, прикрепленную к телеге.

Той ночью для наблюдения за телом были выставлены двое охранников, но страх одолел их, и они бежали.

Утром тела на доске не было.

Накануне ночью многие, не только православные, но и татары, видели два лучезарных облака, сияющих над местом, где лежало тело мученика.

Хотя по степям бродило множество диких зверей, ни один из них не тронул его.

Утром все говорили: «Принц Майкл – святой, и его несправедливо убили».

Наконец, тело мученика князя было привезено в Москву и погребено в Кремлевском Спасском монастыре в Спасо-Преображенской церкви.

Княгиня Анна еще не знала о мученической кончине мужа. Через год князь Юрий вернулся от хана с ярлыком Михаила. Он привел с собой тверских бояр и князя Константина из Орды.

Через год, в 1319 году, тверичане узнали о судьбе своего князя, его смерти и погребении в Москве.

Княгиня Анна с детьми просили у московского князя Юрия разрешения перевезти святые мощи в Тверь, и он едва дал свое согласие.

Тогда бояре из Твери были посланы в Москву, чтобы вернуть тело святого Михаила в Тверь.

Прибыв в Москву, они стали свидетелями замечательного чуда, которым Господу угодно было прославить Своего святителя: тело его не имело признаков тления.

Бояре взяли гроб с мощами святого князя и с большим почетом перенесли в Тверь.

По мере приближения процессии к городу княгиня Анна с сыновьями ее Деметрием, Александром и Василием направились к Волге, а епископ Варсонофий со всеми священниками собора и бесчисленным народом встретил на берегу святые мощи.

Было много рыданий, таких громких, что хора не было слышно, и горькими слезами плакала княжна Анна.

По просьбе жены его, святой Анны Кашинской (память 2 октября), и тверичей мощи святого Михаила были перенесены в его родной город и 6 сентября 1320 года положены в построенной им церкви в честь Преображения Господня.

Местное почитание святого князя началось вскоре после перенесения его мощей в Тверь, а общецерковное прославление произошло на Соборе 1549 года.

24 ноября 1632 года были обретены нетленные мощи святого Михаила.

Князь-мученик не раз помогал Русской земле.

В 1606 году поляки и литовцы, осаждавшие Тверь, неоднократно видели, как неизвестный всадник, выезжавший из города на белом коне с мечом в руке, заставлял их бежать.

Позже, увидев икону святого Михаила, они с клятвой подтвердили архиепископу Тверскому Феоктисту, что всадник действительно был святым Михаилом.

 

Апостолов семидесяти Филимона и Архиппа, мученицу Апфию, жену равноапостольного Филимона, и Онисима, ученика святого Павла


Апостолов семидесяти Филимона и Архиппа, мученицу Апфию, жену равноапостольного Филимона, и Онисима, ученика святого Павла

Апостолов семидесяти Филимона и Архиппа, мученицу Апфию, жену равноапостольного Филимона, и Онисима, ученика святого Павла

 

Святые апостолы семидесяти Филимон и его жена Апфия жили в городе Колоссах во Фригии.

После крещения святым апостолом Павлом они превратили свой дом в дом молитвы, где собирались и посещали службы все верующие во Христа.

Они посвятили себя служению больным и угнетенным.

Святой Филимон стал епископом города Газы и проповедовал Слово Божие по всей Фригии.

Святой апостол Павел продолжал быть его наставником и адресовал ему свое исполненное любви Послание, в котором посылает благословения «филимону, возлюбленному нашему и соработнику, и возлюбленному Апфии, и соратнику нашему Архиппу, и в домашнюю церковь твою» (Флп. 1:1-3).

Святой Онисим (память 15 февраля), также упоминаемый в Послании, был бывшим рабом святого Филимона.

Святые Филемон и Апфия, а также святой Архипп (который также жил в Колоссах) приняли мученический венец во время гонения Нерона (54-68).

Во время языческого праздника разъяренная толпа ворвалась в христианский храм, когда шла служба.

Все в ужасе бежали, и остались только святые Филимон, Архипп и Апфия.

Они схватили их и повели к городскому префекту.

Толпа избила и заколола святого Архиппа ножами, и он скончался по дороге в суд.

Святые Филимон и Апфия были побиты камнями по приказу префекта.

Память святых апостолов Архиппа, Филимона и Апфии празднуется также 19 февраля.

 Выдержки из Евангельских чтений 5 декабря 2022 года. Попразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы.Апостолов от 70-ти Филимона и Архиппа и мученицы равноапостольной Апфии.

Увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры, от чего отступив, некоторые уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, что утверждают. 1 Тим., 278 зач., I, 1-7.

Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите; и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там,- не ходите и не гоняйтесь, ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим. Лк., 86 зач., XVII, 20-25.

Павел, узник Иисуса Христа, и Тимофей брат, Филимону возлюбленному и сотруднику нашему, и Апфии, (сестре) возлюбленной, и Архиппу, сподвижнику нашему, и домашней твоей церкви: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодарю Бога моего, всегда вспоминая о тебе в молитвах моих, слыша о твоей любви и вере, которую имеешь к Господу Иисусу и ко всем святым, дабы общение веры твоей оказалось деятельным в познании всякого у вас добра во Христе Иисусе. Ибо мы имеем великую радость и утешение в любви твоей, потому что тобою, брат, успокоены сердца святых. Флм., I, 1-25.

Избрал Господь и других семьдесят учеников, и послал их по два пред лицем Своим во всякий город и место, куда Сам хотел идти, и сказал им: жатвы много, а делателей мало; итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою. Идите! Я посылаю вас, как агнцев среди волков. Не берите ни мешка, ни сумы́, ни обуви, и никого на дороге не приветствуйте. В какой дом войдете, сперва говорите: мир дому сему; и если будет там сын мира, то почиет на нём мир ваш, а если нет, то к вам возвратится. В доме же том оставайтесь, ешьте и пейте, что у них есть, ибо трудящийся достоин награды за труды свои. Лк., 50 зач., X, 1-15.

Яко звезды всесветлыя, просвещающия концы, апостолы Христовы восхвалим, Филимона славнаго, и Архиппа священнаго, и Онисима, и Марка, и Аполлоса, с нимиже и Апфию всемудрую, вопиюще: молите непрестанно о всех нас.

1 Тим., 278 зач., I, 1-7. Лк., 86 зач., XVII, 20-25. Апп.: последи́' 302 зач., Флм., I, 1-25. Лк., 50 зач., X, 1-15.

 

Блаженный Ярополк (в Крещении Петр), князь Владимиро-Волынский


Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия

Спаситель с предстоящими ап. Петром и кн. Ярополком, вмч. Ириной и кн. Ириной. Книжная миниатюра. Кодекс Гертруды (Русь, 1078-1086). Чивидале, Национальный Археологический музей, Италия

 

Святой князь Ярополк Изяславич, в Святом Крещении Петр, был внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира.

Он разделил печальную судьбу своего отца, великого киевского князя Изяслава, изгнанного братьями из Киева.

Ярополк ездил с разными поручениями отца к польскому королю, германскому императору и римскому епископу святому Григорию VII (1073-1085).

По смерти великого князя Святослава в 1078 году князь Изяслав был восстановлен в своем княжестве, а Ярополк получил Выжгород.

После смерти отца ему был дан в удел город Владимир-Волынск, из которого Ростиславичи пытались его вытеснить.

На пути из Владимира в Звенигород-Галицк Ярополк был вероломно убит Нерядцем, одним из его приближенных (+1086). Убийца действительно был подкуплен Ростиславичами.

Тело Ярополка было перевезено в Киев и 5 декабря погребено в Дмитриевском монастыре в церкви святого Петра, которую он сам начал строить.

Многие церковные памятники, начиная с летописи преподобного Нестора, свидетельствуют о том, что убиенный князь Ярополк почитается в чине святых угодников Божиих.

Христианские праздники 4 декабря

Христианские праздники 6 декабря

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх