ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ08 марта
Православные праздники 5 марта (20 февраля по старому стилю)
На этой иконе Богородица изображена сидящей на престоле с Божественным Младенцем на руках.
По обе стороны от Нее есть ангел.
Первообраз этой святой иконы явился в 392 году на острове Кипр у гроба праведного Лазаря, друга Христова (память 17 октября), и хранится там же в монастыре.
Знаменитые списки с Кипрской иконы находятся в Успенском соборе г. Москвы и в Николо-Голутвинском храме села Стромынь Московской епархии (память в Неделю Православия).
В течение недели Торжества Православия в греческом Синаксаре есть отчет об иконе, которая, вероятно, является Кипрской иконой.
На острове Кипр некий араб проходил мимо церкви, посвященной Пресвятой Богородице.
Чтобы показать свою ненависть к христианству, мужчина пустил стрелу в икону Божией Матери, висевшую у ворот.
Стрела попала в колено Богородицы, из которого потекла кровь.
Охваченный страхом, араб пришпорил свою лошадь и поскакал домой, но был убит, не успев добраться туда.
Таким образом, он был наказан за свое нечестие.
Другими днями, посвященными Кипрской иконе, являются День Святого Духа, 20 апреля и 9 июля.
Некоторые копии Кипрской иконы имеют дополнительные названия, такие как «Очищение», «Нож» и «Ястреб».
Кипрская икона «Стромынь» прославилась в 1841 году. Восемнадцатилетняя девушка из подмосковного села Стромынь была на волосок от болезни.
Во сне она увидела Кипрскую икону, стоящую над входом в храм, и от иконы раздался глас: «Возьми меня в свой дом и пусть священник отслужит молебен с водосвятием, и будешь исцелена».
Больную девушку привезли в церковь и после долгих поисков нашли икону.
Девушка послушалась повеления Пресвятой Богородицы и после молебна почувствовала в себе достаточно сил, чтобы самой отнести икону обратно в храм.
Вскоре после этого она полностью выздоровела. Кипрская икона «Стромынь» продолжала творить чудеса исцеления, о которых настоятель храма сообщил святому митрополиту Московскому Филарету (память 19 ноября).
Святой Лев родился в Равенне, Италия, в благочестивой и знатной семье.
Он прославился своей благотворительностью и благотворительностью, а также христианской любовью к бедным и странникам.
По окончании учебы он был рукоположен в священники в Равенне, а позже, за свою чистоту и наиболее духовную жизнь, был рукоположен во епископа Катании на Сицилии.
Он стал защитником сирот и вдов, обучая и пася свою паству.
Отличился святой и своей борьбой с еретиками, которых он побеждал и посрамлял не только своими словами, но и своими писаниями.
Господь удостоил его дара исцеления людей от различных болезней и чудотворения.
Во времена епископства святого Льва в Катании жил колдун по имени Гелиодорос, который обманывал людей своими обманными чудесами.
Когда-то он был христианином, но потом отрекся от Спасителя и стал слугой дьявола.
Святой Лев уговаривал Илиодора воздержаться от злых дел и вернуться к Богу, но все напрасно.
Однажды Илиодор дерзко вошел в храм, где епископ совершал богослужение, и попытался создать смуту, посеяв смущение и соблазн своим чародейством.
Видя народ, окруженный бесами под чарами волхва, святой Лев понял, что время кротких увещаний прошло.
Он вышел из алтаря и повязал свой омофор на шею колдуна, выведя его из храма на городскую площадь.
Там он заставил Гелиодора признаться во всех своих злодеяниях.
Затем он приказал зажечь огонь и прыгнул в огонь вместе с колдуном.
Так они стояли, пока Гелиодорос не сгорел в огне.
Святой Лев, по милости Божией, остался невредим.
Это чудо принесло святителю большую известность еще при жизни, поэтому святитель был приглашен в Константинополь императорами Львом IV (775 – 780) и Константином VI (780 - 798), где удостоился многих почестей. Святой Лев мирно скончался в 785 году.
После его смерти на его могиле получила исцеление женщина с кровотечением.
Тело святителя было положено в построенном им самим храме святой мученицы Луции (память 13 декабря).
Позже его мощи были перенесены в церковь святого Мартина, епископа Турского (память 11 ноября) в Риме.
Священномученик Корнилий Псково-Печерский родился в 1501 году в Пскове в дворянской семье Стефана и Марии.
Чтобы дать сыну образование, родители отправили его в Псковский Мирожский монастырь, где он подвизался под руководством старца.
Он делал свечи, рубил дрова, изучал письма, переписывал и украшал книги, а также писал иконы.
Закончив учебу, Корнилий вернулся в родительский дом с решением стать монахом.
Однажды писарь Мисюр Мунехин взял Корнилия с собой в Псково-Печерский монастырь в лесу.
Торжественность служб в пещерной церкви произвела на Корнилия такое сильное впечатление, что он навсегда покинул родительский дом и принял монашеский постриг в Псково-Печерском монастыре.
В 1529 году, в возрасте двадцати восьми лет, святитель Корнилий был поставлен игуменом и стал настоятелем монастыря.
В его бытность игуменом Псково-Печерский монастырь достиг своего расцвета.
Число братии увеличилось с 15 до 200 человек. Это количество монахов не было превзойдено ни при одном последующем настоятеле монастыря.
Деятельность преподобного Корнилия распространилась далеко за пределы обители.
Он распространял Православие среди проживающих вокруг монастыря эсти [эсти] и саэти, строил церкви, богадельни, приюты для сирот и нуждающихся.
Во время страшной чумы в Псковской области святой Корнилий ходил по зачумленным селам, чтобы причащать живых и отпевать усопших.
Во время Ливонской войны святой Корнилий проповедовал христианство в оккупированных городах, строил храмы, раздавал щедрую помощь из монастырских кладовых пострадавшим от войны эстам и ливонцам.
В монастыре он бескорыстно лечил и кормил раненых и увечных, сохранял умерших в пещерах и вписывал их имена в монастырский Синодик на вечную память.
В 1560 году, в праздник Успения Божией Матери, святой Корнилий послал просфору и святую воду во благословение русским войскам, осаждавшим город Теллин.
В тот же день немцы сдали город.
В 1570 г., когда в Ливонском Юрьеве была учреждена кафедра, некий игумен Корнилий был поставлен епископом Юрьевским и Велянским (т. е. Теллинским).
Некоторые отождествляют его со святым Корнилием, но это не соответствует реальным событиям.
Святой Корнилий был большим книголюбом, и в обители было немало книг.
В 1531 г. появился его труд «Известие о происхождении Печерского монастыря».
В середине XVI века Псково-Печерский монастырь перенял летописную традицию Спасо-Елеасарова монастыря.
В начале летописи значатся записи первых двух Псковских летописей с 1547 по 1567 год.
Кроме того, игумен Корнилий оставил после себя большой монастырский Синодикон для поминовения усопших братьев и благодетелей монастыря, а с 1588 года стал вести «Кормовая книга»: так как корма корабля называется кормой, то и смысл названия «оглядывание в память»].
Он же составил «Описание монастыря» и «Описание чудес Печерской иконы Божией Матери».
Преподобный Корнилий расширил и украсил обитель, еще расширил монастырские пещеры, перенес деревянную церковь Сорока мучеников Севастийских за монастырскую ограду к монастырским воротам, а на ее месте построил церковь во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Пресвятой Богородицы в 1541 году.
В 1559 году он построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Печерский монастырь на границе Русского государства был не только маяком православия, но и оплотом против внешних врагов России.
В 1558-1565 годах святой Корнилий воздвиг вокруг монастыря массивную каменную стену, а над святыми вратами воздвиг каменный храм во имя святителя Николая, поручив ему охрану монастыря.
В церкви находилась резная деревянная икона «Николай-Воин».
В летописи, составленной иеродиаконом Питиримом, записана мученическая кончина святого Корнилия: «Сей блаженный игумен Корнилий... был игуменом сорок один год и два месяца. Не только как монах, но и своим постом и святой жизнью он был образом спасения... в эти времена было много смуты в Русской земле. Наконец, земной Царь (Иван Грозный) послал его из этой тленной жизни к Небесному Царю в вечные обители, 20 февраля 1570 года, на 69-м году жизни».
(Эта информация есть на керамической пластине из керамики, покрывающей устье гробницы святого Корнилия).
В древних рукописях Троице-Сергиевой лавры написано, что игумен Корнилий вышел из монастырских ворот с крестом навстречу царю.
Иван Грозный, разгневанный ложной клеветой, собственноручно обезглавил его, но тут же раскаялся в содеянном и отнес тело в монастырь.
Путь, обагренный кровью святого Корнилия, по которому царь нес его тело в Успенский храм, стал называться «Кровавым путем».
Свидетельством покаяния царя была щедрая награда, которую он сделал Псково-Печерскому монастырю после кончины преподобного Корнилия.
Имя игумена Корнилия было вписано в Царский Синодик.
Тело святителя Корнилия было вложено в стену «пещеры, творимой Богом», где и пребывало без тления 120 лет.
В 1690 году по приказу митрополита Псковского и Изборского Марцелла мощи были перенесены из пещеры в Успенский соборный храм и положены в новом склепе в стене.
17 декабря 1872 года мощи преподобного Корнилия были перенесены из прежней гробницы в медно-серебряную раку.
Они были помещены в новую раку в 1892 году. Предполагается, что служба мученику была составлена для обретения мощей в 1690 году.
Ярослав Мудрый сын святого князя Владимира I Святославовича и княгини Рогнеды родился в 978 году. Потомок рода Рюриковичей.
Существует множество версий относительно старшинства Ярослава среди его многочисленных братьев, что дает основание видеть в лице Ярослава князя своего времени, человека, сумевшего преодолеть все трудности и установить законный порядок престолонаследия, определивший развитие России на ближайшие два столетия.
Первоначально Ярослав получил от отца Ростов, но правил он не самостоятельно, а под опекой воеводы Буды (или Будая).
После смерти брата Вышеслава Ярослав в 1011 году получил его удел – Новгородскую землю, которая была второй по статусу после Киевской земли.
Традиционно новгородские князья жили не в самом Новгороде, а недалеко от него – в Городище, но Ярослав стал первым князем, создавшим свой двор (Ярославов Двор) в самом городе.
Новгородский князь должен был ежегодно присылать в Киев дань в размере 2000 гривен, но в 1014 году Ярослав неожиданно отказался прислать дань своему отцу и на эту сумму нанял дружину варягов для похода на Киев.
Однако варяги в Новгороде спровоцировали его жителей и были перебиты, а Ярослав фактически остался без военной силы.
В том же году умер и великий князь киевский Владимир.
После его смерти было непонятно, кто из сыновей должен стать следующим князем в Киеве.
Любимый сын Владимира Борис был готов уступить это право своему старшему брату Святополку, который воспользовался миролюбием брата, убив его и самого младшего из Владимировичей, Глеба.
О злодеяниях Святополка, князя Ярослава предупредила его сестра Предслава.
Ярослав собрал новое войско из варягов и новгородцев и выступил против Святополка, захватив в 1016 г. Киев. Отметим, что перед походом, в котором участвовали многие новгородцы, Ярослав собрал первый письменный свод законов – Ярославову Правду, которая впоследствии стала основой для формирования национальное право России.
В 1018 г. польский король Болеслав, союзник Святополка, разбил Ярослава на р. Буг и оккупированный Киев. Киевляне не приняли власть Болеслава, требуя, чтобы они оставили Святополка князем.
Это разрушило союзнические отношения между Болеславом и Святополком, который, оставшись без польской помощи, потерпел поражение в 1019 г. на р. Альте, а Ярослав утвердился в Киеве.
Ярослав, став киевским князем, не забыл о поддержке, которую ему оказали новгородцы.
В 1030 году он разгромил племя чуди и основал на Балтике город-крепость Юрьев.
В годы своего княжения Ярослав остановил набеги печенегов на Русь, разгромив их в 1038 году у стен Киева, в честь чего и был основан собор Святой Софии.
Стремясь укрепить международные отношения, Ярослав использовал династические браки, в частности, выдал свою дочь княгиню Анну Ярославну замуж за французского короля Генриха I.
Князь Ярослав умер в 1054 г., оставив своим детям завещание, в котором определил следующий (лестничный) порядок правления.
Некоторые историки считают, что именно этот порядок стал одной из причин раздробленности Руси.
Киевский князь Ярослав Владимирович вошел в историю как славный просветитель, мудрый правитель и дипломат. Один из самых известных князей Киевской Руси, память о котором сохранилась.
Киевская Русь под его властью стала европейским государством.
Ярослав Мудрый активно продолжал дело отца по распространению христианства и борьбе с язычеством.
Князь инициировал строительство церквей на Руси.
При нем был заложен Киево-Печерский монастырь (1051 г.), получивший статус Лавры в 1598 г., построены Софийский собор и Золотые ворота с Благовещенской церковью, монастырь св. Георгия и Ирины.
София Киевская с 13 главами была заложена князем в честь победы над печенегами в 1036 году. Архитектура собора выполнена по подобию храма в Константинополе, а роспись выполнена константинопольскими мастерами.
Соборы и церкви были похожи на храмы Иерусалима и Константинополя, что символизировало смещение православного центра.
Впервые князь лично, без согласия Константинопольского Патриарха, на собрании епископов (1051 г.) назначил митрополита Илариона.
Церковь стала самостоятельной, и именно Иларион открыл список русских митрополитов.
Христианские праздники 4 марта
Христианские праздники 6 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.