ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ06 октября
Православные праздники 3 октября (20 сентября по старому стилю)
[греч. Εὐστάθιος Πλακίδας; лат. Еustathius (в нек-рых текстах Eustachius) Placidas] († ок. 118), вмч. (пам. 20 сент.), пострадал в Риме вместе с женой Феопистией и сыновьями Агапием и Феопистом при имп. Адриане.До своего Крещения святой великомученик Евстафий носил имя Плакида (Πλακίδας).
Был римским генералом в царствование императоров Тита (79-81) и Траяна (98-117).
Еще до того, как он познал Христа, Плакида посвятил себя благотворительной деятельности, помогая бедным и обездоленным.
Поэтому Господь не попустил этому добродетельному язычнику пребывать во тьме идолопоклонства.
Однажды во время охоты в лесу он увидел замечательного оленя, который то и дело останавливался, чтобы поглазеть на него.
Плакида преследовал его верхом, но не смог догнать. Олень перепрыгнул через пропасть и встал с другой стороны лицом к нему.
Внезапно Плакидас увидел между его рогов сияющий Крест.
Генерал был поражен, услышав голос с Креста, говорящий: «Почему ты преследуешь меня, Плакида?»
– Кто Ты, Мастер? – спросил Плакидас. Голос ответил: «Я Иисус Христос, Которого вы не знаете, но своими добрыми делами прославляете меня. Я появился здесь на этом существе ради тебя, чтобы завлечь тебя в сети моей любви к человечеству. Не подобает такому праведнику, как ты, поклоняться идолам и оставаться в неведении об истине. Я пришел в этот мир, чтобы спасти человечество».
Плакида воскликнул: «Господи, я верю, что Ты – Бог неба и земли, Творец всего сущего. Мастер, научи меня, что мне делать». И снова Господь ответил: «Иди к епископу своей страны и прими от него Крещение, и он наставит тебя».
Плакидас вернулся домой и радостно рассказал обо всем жене Татьяне.
Она, в свою очередь, рассказала ему о странном сне, который она видела накануне вечером, в котором ей было сказано: «Завтра ты, твой муж и твои сыновья придут ко мне и узнают, что я истинный Бог».
Затем пара продолжила делать то, что им было сказано.
Они поспешили к христианскому епископу, который крестил всю их семью, а затем причастил их Святых Тайн.
Плакида переименовали в Евстафия, его жену звали Феописта, а их детей – Агапия и Феописта.
На следующий день святой Евстафий отправился на место своего чудесного обращения и там возблагодарил Господа за то, что призвал его на путь спасения.
Святой Евстафий получил еще одно чудесное откровение.
Сам Господь предсказал ему грядущие скорби: «Евстафий, ты потерпишь много бед, как Иов, но в конце концов победишь диавола».
Вскоре святого Евстафия постигла беда: все его слуги умерли от чумы, а скот погиб.
Разоренный, но не отчаявшийся духом, святой Евстафий и его семья тайно покинули свой дом, чтобы жить в нищете неизвестной, смиренной и нищей.
Они отправились в Египет, чтобы сесть на корабль, направляющийся в Иерусалим.
Во время путешествия святитель испытал еще большую скорбь.
Плененный красотой Феописты, судовладелец безжалостно высадил Евстафия и его детей на берег, оставив жену себе.
С великой печалью святой продолжал свой путь, и постигла его новая беда.
Подойдя к бурной реке, он по очереди переправил двух своих сыновей.
Когда он привел первого, другого схватил лев и унес в пустыню.
Когда он вернулся к берегу, волк утащил другого ребенка в лес.
Святой Евстафий горько плакал, но понимал, что Божественное Провидение послало ему эти несчастья, чтобы испытать его стойкость и преданность Богу.
Святитель Евстафий приготовил себя к еще большим скорбям, зная, что претерпевающий искушения и испытанный получит венец жизни, который Бог обещал любящим Его (Иак. 1:12).
В деревне Бадессос он нашел работу и провел в неустанном труде пять лет.
Святой Евстафий не знал тогда, что по милости Божией пастухи и земледельцы спасли его сыновей, и они живут рядом с ним.
Не знал он и о том, что дерзкий судовладелец был поражен страшной болезнью и умер, оставив нетронутой святую Феописту.
Она жила в мире и свободе на том месте, где причалил корабль.
В это время императору Траяну стало трудно собрать армию для Рима, чтобы справиться с восстанием, потому что солдаты отказывались идти в бой без Плакида.
Они посоветовали Траяну разослать людей по всем городам на его поиски.
Антиох и Акакий, друзья Плакиды, искали его в разных местах.
Наконец они прибыли в деревню, где жил святой Евстафий.
Солдаты нашли его, но не узнали. Они стали рассказывать ему о человеке, которого искали, прося его помощи и обещая большое вознаграждение.
Святой Евстафий сразу узнал своих друзей, но не открыл им свою личность.
Заняв деньги у одного из своих друзей, он приготовил еду для своих посетителей.
Посмотрев на него, они заметили, что он похож на их бывшего командира.
Когда они увидели на его плече шрам от глубокой раны, нанесенной мечом, то поняли, что перед ними стоит их друг.
Они обняли его со слезами и рассказали ему, почему искали его.
Святой Евстафий возвратился с ними в Рим и был восстановлен в прежнем сане.
В армию было призвано много новобранцев со всей Империи.
Он не знал, что два молодых солдата, которые служили ему и которых он любил за их ловкость и отвагу, на самом деле были его собственными сыновьями.
Они не знали, что служили под командованием своего отца, и что они братья по рождению.
Во время похода армия во главе с Евстафием остановилась в одном месте.
Однажды ночью братья разговаривали в своей палатке. Старец рассказал о своей жизни, о том, как он потерял мать и брата и как разлучился с отцом.
Затем младший брат понял, что другой мужчина был его собственным братом, и рассказал, как его спасли от волка.
Их разговор подслушала женщина, так как их палатка стояла прямо возле ее дома, и она поняла, что это ее сыновья.
Не представляясь им, но не желая отделяться от них, она пошла к их полководцу, святому Евстафию, и попросила его взять ее с собой в Рим.
Она сказала, что была заключенной и хотела вернуться домой.
Потом она узнала в генерале своего мужа и со слезами рассказала ему о себе и о двух солдатах, которые были их сыновьями.
Так по великой милости Божией вся семья воссоединилась.
Вскоре после этого восстание было подавлено, и святой Евстафий вернулся в Рим с честью и славой.
Император Траян тем временем умер, и его преемник Адриан (117–138) хотел отпраздновать победу торжественным жертвоприношением своим «богам».
Ко всеобщему удивлению, святой Евстафий не пошел в языческое капище.
Император приказал найти его и привести в храм.
– Почему ты не хочешь поклоняться богам? – спросил Император. – Ты, прежде всего, должен поблагодарить их. Они не только сохранили тебя в войне и даровали тебе победу, но и помогли найти жену и детей.
Святой Евстафий ответил: «Я христианин и прославляю и благодарю Христа и приношу Ему жертву. Я обязан Ему жизнью. Я не знаю и не верю ни в какого другого Бога».
Возмущенный император приказал ему снять военный пояс и привел к нему его семью.
Им не удалось убедить стойких исповедников Христа принести жертву идолам.
Семья святого была приговорена к растерзанию дикими зверями, но звери не тронули святых мучеников.
Тогда жестокий император приказал бросить их живыми в раскаленного медного быка, и претерпели мученическую смерть святой Евстафий, его жена Феописта и их сыновья Агапий и Феопист.
Перед помещением вовнутрь быка святой Евстафий молился: «Подаждь, Господи, благодатью Твоей на мощи наши и даруй место в Царствии Твоем всем призывающим нас, хотя бы и призывающим нас в опасности на реке или на море, мы умоляем Тебя прийти им на помощь».
Через три дня вскрыли медную буллу, и тела святых мучеников были найдены невредимыми.
Ни один волос на их головах не опалился, а лица сияли неземной красотой. Многие, видевшие это чудо, уверовали во Христа.
Некоторые благочестивые христиане со всей честью и благоговением погребли тела святых.
Святой князь Олег Романович Брянский (в крещении Леонтий) был внуком святого мученика князя Михаила Черниговского.
Согласно летописным рассказам, князь Олег вместе со своим отцом, князем Романом Михайловичем Брянским, участвовал в войне против Литвы в 1274 году.
После 1274 г. он оставил княжение и стал монахом с именем Василий в построенном его щедростью Брянском монастыре святых Петра и Павла.
Святой князь скончался в этом монастыре строгим подвижником в 1285 году и был погребен в монастырской церкви.
Святой благоверный князь Черниговский Михаил, сын Всеволода Ольговича Чернокрасного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью.
Имея очень слабое здоровье, но надеясь на милость Божию, молодой князь в 1186 году испросил святых молитв преподобного Никиты Переяславского Столпника (память 24 мая), который в эти годы получил известность своей молитвенной молитвой. ходатайство перед Господом.
Получив от святого подвижника деревянный посох, князь тотчас исцелился.
В 1223 году благоверный князь Михаил принял участие в собрании русских князей в Киеве, обдумывая вопрос, помочь ли половцам против наступающих монголо-татарских полчищ.
Со смертью в битве на реке Калке в 1223 году своего дяди, Мстислава Черниговского, святой Михаил стал князем Черниговским.
В 1225 г. он был приглашен князем новгородцев. Своим чувством справедливости, состраданием и твердостью он снискал любовь и уважение Старого Новгорода.
Это было особенно важно для новгородцев, так как восхождение Михаила княжеством означало примирение Новгорода с городом Владимирским святым благоверным великим князем Георгием Всеволодовичем (память 4 марта), женой которого была святая княгиня Агафия, сестра принц Михаил.
Но святой Михаил недолго оставался князем в Новгороде. Вскоре он вернулся в родной Чернигов.
На оговорки и просьбы новгородцев остаться князем он отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – как братьями, и он скрепит узы дружбы этих городов.
Благородный князь усердно занимался строительством своего удельного царства.
Его деятельность вызвала беспокойство у курского князя Олега, а в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица – но их примирил киевский митрополит Кирилл (Кирилл, 1224–1233). И в этом же году князь Михаил мирно разрешил спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и галицким князем.
В 1235 году киевский великокняжеский престол занял благоверный князь Михаил.
Наступили смутные времена. В 1238 г. татары (монголы) опустошили Рязань, Суздаль, Владимир.
В 1239 году они двинулись на Южную Русь и разорили левобережье Днепра, Черниговскую и Переяславскую земли.
К осени 1240 г. монголы подошли к Киеву.
Послы хана предложили Киеву сдаться добровольно, но благородный князь не пошел с ними на переговоры.
Князь Михаил срочно поскакал в Венгрию, чтобы убедить венгерского короля Белу организовать союзные силы для сопротивления общему врагу.
Святой Михаил устал вовлекать в борьбу с монголами и Польшу, и германского императора.
Но момент для совместного сопротивления был упущен: была опустошена Русь, а затем Венгрия и Польша.
Князь не оставлял надежды на возможность единой христианской Европы против азиатских кочевников.
В 1245 г. на Лионском соборе во Франции присутствовал в качестве посланника, присланного святителем Михаилом своего сподвижника митрополита Петра (Акеровича), призывавшего к крестовому походу на языческую Орду.
Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства.
Папа был вовлечен в войну с германским императором, и немцы действительно воспользовались монгольским нашествием, чтобы напасть на Русь.
В этих обстоятельствах, влияющих на христианство в целом, всемирное значение имеет исповеднический подвиг православного князя-мученика Михаила Черниговского среди языческой Орды.
На Руси вскоре появились посланцы хана, чтобы произвести перепись русского населения и обложить его данью-податями.
От князя требовалось полное подчинение татарскому хану, а для его княжеского царства – особого разрешения хана грамоты («ярлыка»).
Послы известили князя Михаила, что ему необходимо отправиться в путь к Коню для утверждения прав на управление княжеством под ханским ярлыком.
Видя бедственное положение Руси, благоверный князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин знал, что он не отречется от своей веры перед язычниками.
От своего духовника, епископа Иоанна, он получил благословение отправиться в Орду и быть там истинным исповедником Имени Христова.
Вместе со святым князем Михаилом в путь в Орду отправился его верный друг и сподвижник, боярин-благородный Феодор (Феодор).
В Орде знали о попытках князя Михаила организовать восстание против татар одновременно с Венгрией и другими европейскими державами.
Его враги давно искали возможность уничтожить его.
В 1246 году, когда благородный князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им было приказано идти к хану, пройти через пылающий костер, очиститься от злых намерений и поклониться первоэлементам (монголами считались богами: солнце и огонь).
В ответ жрецам, повелевшим им совершать языческие обряды, святой князь ответил: «Христианин поклоняется только Богу, Творцу мира, а не тварям».
Они доложили хану о неуступчивости русского князя.
Слуга Батыя Эльдег поставил условия: либо выполнить требования языческих жрецов, либо умереть непреклонно в муках.
Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов подчиниться императору, так как тот Бог вверил ему судьбы земных царств, но я, как христианин, не могу поклоняться идолам».
Судьба храбрых христиан была решена.
Ободрившись словами Господа: «Кто хочет спасти душу свою, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня и Евангелия, тот спасет ее» (Мф. 8: 35-38), святой князь и преданный ему боярин готовились к мученической кончине и причащались Святых Тайн, которые, предвидя сие, дал им их духовник.
Татарские палачи схватили благородного князя и долго жестоко били его, пока земля не побагровела от крови.
Наконец один из отступников от веры во Христа, по имени Даман, отсек голову святому мученику.
Боярину святому Феодору, в случае совершения им языческого обряда, татары обольстительно стали обещать княжеские почести мученику-страстотерпцу.
Но святого Феодора это не поколебало – он последовал примеру своего князя.
После довольно жестоких мучений его обезглавили.
Тела святых страстотерпцев были брошены на растерзание собакам, но Господь чудесным образом хранил их несколько дней, пока верные христиане не смогли тайно с благоговением похоронить их.
Позже мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.
Исповеднический поступок святого Феодора поразил даже его палачей.
Убежденные в непоколебимом хранении русским народом православной веры и готовности его с радостью умереть за Христа, татарские ханы решили не испытывать, как прежде, терпения Божия, и перестали требовать от русских в Орде какого-либо прямого исполнения языческих обрядов.
Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго.
Православная Церковь украшалась в этой борьбе новомучениками и исповедниками.
Великий князь Феодор (Феодор, + 1246) был отравлен монголами. Замучены были также святой Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339).
14 февраля 1572 года по воле царя Ивана Васильевича Грозного и по благословению митрополита Антония мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в храм, посвященный их имени.
Оттуда в 1770 г. они были перенесены в Посещенский (Сретениевский) собор, а 21 ноября 1774 г. – в Архангельский собор Московского Кремля.
Жития и службы святым Михаилу и Феодору составлены в середине XVI века известным церковным писателем, монахом Зиновием Отонским.
«Род праведных благословится», – говорит святой псалмопевец Давид.
Это произошло в полной мере для святого Михаила.
Он стоит во главе многих знаменитых семей в русской истории.
Его дети и внуки продолжали святое христианское служение святому Михаилу.
Церковь причислила к лику святых его дочь – инокиню Евфросинию Суздальскую (память 25 сентября), и внука – святого благоверного Олега Брянского (память 20 сентября).
Христианские праздники 2 октября
Христианские праздники 4 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.