ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ05 октября

Христианские праздники 2 октября. Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин…

Православные праздники 2 октября (19 сентября по старому стилю)

  • Благоверный князь Феодор Смоленский и чада его Давид и Константина, Ярославских чудотворцев 
  • Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт
  • Святой князь Игорь Киевский и Черниговский (+ 1147)
  • Мученик Зосима Киликийский пустынник
  • Деяния священномученика Инуария, епископа Беневентского

 

Святые Феодор князь смоленский и Ярослав


Святые Феодор князь смоленский и Ярослав

Святые Феодор князь смоленский и Ярослав

 

Святой благоверный князь Феодор Смоленский и Ярославский, прозванный Черным, родился в страшное для Руси время – монгольское нашествие 1237-1239 гг.

При Крещении он был наречен в честь святого великомученика Феодора Стратилата (память 8 февраля), особо почитаемого русскими князьями-воинами.

Князь Феодор прославился своими военными подвигами. Отрока Феодора не было в городе, когда по молитвам Пресвятой Богородицы святой мученик Меркурий (память 24 ноября) освободил Смоленск от пленения Батыем в 1239 году.
Его увезли и спрятали в сейфе. место во время боевых действий.

В 1240 году умер его отец, князь Ростислав.

Правнук святого князя Ростислава Смоленского и Киевского (память 14 марта).

Его старшие братья как наследники поделили между собой отцовские земли, выделив ребенку Феодору небольшое поместье Можайск.

Здесь прошло его детство, здесь он изучал Священное Писание, церковную службу и военное дело.

В 1260 году князь Феодор женился на Марии Васильевне, дочери святого князя Василия Ярославского (память 3 июля), и Феодор стал князем Ярославским.

У них родился сын Михаил, но святой Феодор вскоре овдовел.

Большую часть времени он проводил в военных походах, а его сына воспитывала свекровь, царевна Ксения.

В 1277 году союзные войска русских князей в союзе с войсками татарскими участвовали в походе в Осетинскую землю и во взятии «прославленного города ее Тетякова».

В этой войне союзные войска одержали полную победу.

Со времени святого Александра Невского (память 23 ноября) ханы Золотой Орды, видя несокрушимую духовную и военную силу православной Руси, вынуждены были изменить свое отношение.

Они стали вовлекать русских князей в союзы, и ханы обращались к ним за военной помощью.

Русская Церковь использовала эти промыслительно улучшенные отношения для христианского просвещения иноземцев.

Уже в 1261 году стараниями святителя Александра Невского и митрополита Кирилла III в Сарае, столице Золотой Орды, была учреждена епархия Русской Православной Церкви.

В 1276 году Константинопольский Собор под председательством патриарха Иоанна Беккоса (1275-1282) ответил на вопросы русского епископа Сарайского Феогноста о порядке крещения татар, а также о принятии в Православие христиан-монофизитов и несториан из их числа.

В эти годы князь Феодор находился в Орде. Отличившись военными подвигами в Осетинском походе, он снискал благосклонное отношение хана Менгу-Темира, который с уважением относился к православной церкви и который как хан издал для митрополита Кирилла первый указ об освобождении церкви от податей.

Летописи говорят: «Император Менгу-Темир и его императрица любили князя Феодора Ростиславича и не хотели отпустить его назад на Русь за храбрость его и за красоту лица его».

Святой Феодор провел в Орде три года.

Наконец, «император отпустил его с великой честью», и князь прибыл в Ярославль.

Жена его Мария уже умерла, и в городе правила княгиня Ксения со своим внуком Михаилом.

Жители Ярославля не приняли возвращавшегося из Орды князя, «не пуская его в город, но говоря ему: это город княгини Ксении, а Михаил наш князь».

Святой Феодор был вынужден вернуться в Орду. Императрица, жена хана Менгу-Темира, «прилюбилась к нему и желала, чтобы он женился на ее собственной дочери».

Такой брак имел огромное значение для Руси. Хан долго не соглашался на это, считая русских князей простыми вассалами или подданными.

Выдать свою дочь замуж за русского князя значило признать его равным.

Что еще более важно, это означало, что хан признает первенство православия, так как перед свадьбой татарская княгиня должна была принять святое Крещение.

Хан согласился с этим, так как союз с Русью был для него очень важен, «и дочь свою велел отдать за князя Феодора, и ей прежде креститься, и велел, чтобы Веру Православную не оскорбляли». 

Так святой Феодор был женат на дочери могучего хана, которая была крещена с именем Анна.

«Император очень уважал его и велел сажать его напротив себя, построил ему дворец и дал ему князей и вельмож в свиту».

Там же в Золотой Орде родились и сыновья святого Феодора, князь Давид и князь Константин. Громадное влияние, которое святитель Феодор приобрел в Орде, он употребил во славу Русской земли и Русской Церкви.

Православие укрепилось среди татар, и Орда стала перенимать русские обычаи, нравы и благочестие.

Русские купцы, зодчие и искусные мастера несли русскую культуру на берега Дона, Волги, Урала и даже в саму Монголию.

С этого периода археологи находят православные иконы, кресты и лампады на всех бывших территориях Золотой Орды, с тех пор вошедших в состав России.

Так началось великое миссионерское движение Русской Церкви на Восток и просвещение всех племен светом евангельской истины на всем пути до Великого Океана (т.е. Тихого океана).

Русские православные князья и их свиты, участвуя в качестве союзников в монгольских походах, познали и приобщились к бескрайним просторам Азии, Сибири и Дальнего Востока.

В 1330 году, более чем через тридцать лет после кончины святителя Феодора, китайские летописи упоминают о русских в Пекине.

Преподобный Феодор жил в Сарае до 1290 года, когда «пришла к нему весть с Руси, из города Ярославля, что умер первый сын его, князь Михаил».

Дав князю богатые дары и большую свиту, хан отправил его обратно на Русь.

Он снова стал князем в Ярославле. Святой Феодор стал усердно заботиться об укреплении и устроении своего города и княжества.

Особую любовь он питал к монастырю Преображения Господня.

Слава его гремела по всей Руси, и все князья искали с ним дружбы и союзов.

Но более всего он любил сына святого Александра Невского Андрея Александровича, поддерживая его во всех начинаниях.

Когда князь Андрей стал великим князем Владимирским, он ходил с ним в военные походы.

Он радовался победам и горевал о своем поражении.

В 1296 году как раз вспыхивала кровопролитная братоубийственная война между двумя группами князей: с одной стороны были святители Феодор и великий князь Андрей, а с другой – святители Михаил Тверской (память 22 ноября) и святитель Даниил Московский (март 4). Но с помощью Божией кровопролитие удалось предотвратить.

На встрече князей (в 1296 г.) епископу Владимирскому Симеону и епископу Сарайскому Измаилу удалось принести мир обеим сторонам.

Тот факт, что в собрании участвовали святой князь Феодор и епископ Измаил, свидетельствует о том, что святой Феодор использовал все свои дипломатические таланты и влияние в Орде для установления мира в Русской земле.

Связи преподобного Феодора Черного со смоленским происхождением не были прерваны, хотя ему было бы трудно быть князем Смоленским.

Так, в 1297 году святитель Феодор отправился походом на Смоленск, чтобы восстановить свои законные права на Смоленское княжество, которое было узурпировано его племянниками.

Но он не взял город и снова не стал смоленским князем.

Вскоре после этого похода святой князь-воин заболел.

18 сентября 1299 года святитель повелел привести его в Спасо-Преображенский монастырь, где принял монашеский постриг.

По окончании обряда святой Феодор попросил прервать службу.

По благословению игумена и во исполнение желания умирающего князя его внесли на монастырский двор, где уже собралась толпа ярославцев.

«И каялся князь перед всем народом, если он на кого согрешил или на кого имел недобрые чувства».

Он благословлял всех, кто согрешил против него или враждовал с ним, и просил у них прощения.

Он принял на себя ответственность за все свои дела перед Богом и людьми.

Всю ночь игумен и братия молились святому князю.

Во втором часу ночи стали звонить в утреню.

Святой Феодор молча лежал на своей монашеской одре и причащался Святых Христовых Таин.

Когда монахи начали третье «Славоведение» Псалтири, он перекрестился и предал свою душу Господу.

Его явление у гроба было необыкновенным: «Дивно было явление блаженному. Он лежал на койке не как мертвый, а как живой. Лицо его сияло, как солнечные лучи, украшенное почтенной сединой, свидетельствуя о чистоте его души и его благости».

После него в Ярославле правил его сын святой Давид († 1321).

Второй из его сыновей, Константин, очевидно, умер раньше.
Церковное почитание князя Феодора в Ярославской области началось вскоре после его смерти.

В 1322-1327 годах епископ Ростовский Прохор заказал знаменитое Феодоровское Евангелие, украшенное миниатюрами, в память о святом Феодоре.

Ранее епископ Прохор был игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле.

Собственно, он лично знал святого князя, был свидетелем его пострига и публичного покаяния перед народом.

Историки считают, что изящные миниатюры, вшитые в эту драгоценную рукопись, взяты из более раннего Евангелия, принадлежавшего самому святому Феодору и привезенного им в Ярославль в качестве благословения из родного Смоленска.

5 марта 1463 года в Ярославле были обретены мощи святого князя Феодора и его сыновей Давида и Константина.

Летописец, очевидец события, под тем годом записал: «Во граде Ярославле в монастыре Святого Спаса откопали трех великих князей: князя Феодора Ростиславича и сыновей его Давида и Константина, и вознесли их над землей. Великий князь Феодор был человеком большого роста, и рядом с ним поставили его сыновей Давида и Константина. Их рост был меньше его. Они лежали в одной могиле».

Физический облик святого князя так поразил очевидцев и присутствовавших при обретении мощей, что рассказ о нем был внесен в Пролог (Жития святых) в Житии святого Феодора.

Житие святого князя Феодора Черного написано вскоре после обретения мощей иеромонахом Ярославского Спасского монастыря Антонием по благословению митрополита Московского и всея Руси Филиппа.

Другая версия Жития написана Андреем Юрьевым в Кирилло-Белозерском монастыре.

Третье и более подробное Житие святителя Феодора вошло в «Чановую книгу царского родословия», составленную при царе Иване Грозном и митрополите Макарии.

Русский народ слагал о князе Феодоре духовные песни, которые воспевали веками в «бедных странствиях своих».

Стихи прославляют благочестие и проницательность святителя, благодеяние и милосердие, заботу о созидании и украшении храмов.

Сложность исторических судеб, суровость эпохи, множество врагов (не личных, а врагов России и Церкви) открывают перед нами великие подвиги святых строителей Земли Русской.

Тропарь – глас 4

Ты от юности твоей прилепился к Христовой любви / И усердно хранил Его законы. / Чудотворными дарами обогатился еси / И ныне изливай исцеления, Феодор, Давид и Константин / Моли Христа Бога нашего о спасении почитающих тебя!

Кондак – глас 8

В то время как во плоти вы были сияющими светильниками, живыми, как ангелы. / Постом, бдениями и верой росли, как деревья в раю. / Ты расцвела в молитве благодаря полученной благодати. / Вы стали врачами могучими, исцеляющими немощи душ. / О славные чудотворцы Феодор, Давид и Константин, / Моли Христа Бога нашего о прощении чтущих память твою!

 

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт


Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

Мученики Трофим, Савватий и Доримедонт

 

Святые мученики Трофим, Савватий Доримедон и Христово пострадали во времена правления римского императора модели (276-282).

После того, как город Антиохия был построен, продолжается языческий праздник: жертвоприношения, вино и беспорядок.

Пришедшие в град христиан и Трофима Савватия, ожесточенно несмотря на это бурное и неприличное торжество, молили Господа наставить заблудших на путь спасения.
Его схватили и привели к губернатору.

На допросе святитель твердо на своем исповедании и принуждении к отречению от Христа встретил твердый отпор.

В зверских мучениях святой Савватий умер, а святой Трофим был отправлен на еще более страшные страдания в город Синнад, что правитель Фригии, что Дионисий, известный палач и полководец.

Катая сапоги с острыми железными гвоздями, святой Трофим 3 дня ходил.

Искусный мучитель, употребивший все методы пыток, чтобы сломить храброго христианина, – святой Трофим лишь повторял по словам Священного Писания: «Много скорбей у праведного, и от всех их избавит его Господь» (Пс. 33). , 20).

Страдал в тюрьме, куда стал наведываться тайный христианин – сенатор Доримедон.

Он заботился о святом Трофиме, омывая и перевязывая его раны.

Когда это открылось мучителям, святой Доримедонт был вынужден отречься от христианства, а затем вместе со святым Трофимом брошен на растерзание зверям.

Мученики оставили его нетронутым. Затем он был обезглавлен мечом.

 

Святой князь Игорь Киевский и Черниговский (+ 1147)


Святой князь Игорь Киевский и Черниговский (+ 1147)

Святой князь Игорь Киевский и Черниговский (+ 1147)


Середина XII века была тяжким временем непрекращающихся междоусобиц за Киевское княжество между двумя княжескими племенами: Олеговичами и Мстиславичами.

Все они были близкими родственниками, все были правнуки Ярослава Мудрого.

Мстиславичи назывались по имени своего отца, святого Мстислава Великого (память 15 апреля), сына Владимира Мономаха (откуда и другое их название: «Мономашичи»). Олеговичи назывались по имени Олега Святославича (+ 1115), прозванного «Гориславичем» из-за его горькой [«запекшейся»] судьбы.

Олег Гориславич был сыном киевского князя Святослава (+ 1076), участвовавшего в перенесении мощей святых страстотерпцев Бориса и Глеба в 1072 году (память 2 мая).

Святослав был владельцем двух самых замечательных богословских сборников того времени – «Святославского Изборника [избраний святых отцов] 1073 года» и «Изборника 1076 года».

В некоторых старых Месясловах [Минеи] сам князь Святослав почитался угодником Божиим, но особенно славились два его внука: святитель Николай Святоша (память 14 октября) и двоюродный брат Николая, святой мученик князь Игорь Олегович, сын Олег Гориславич.

Святитель Николай Святоша и святой Игорь Олегович представляют два разных пути христианской святости в Древней Руси.

Святитель Николай оставил мир и свои княжеские обязанности, чтобы стать простым монахом.

Он умер мирно, после почти сорока лет пребывания в монастыре.

Святой Игорь, волею Божией вовлеченный в борьбу за Киевское княжество, своим мученичеством изгладит грех княжеской междоусобицы.

В 1138 году Великое княжество Киевское принял старший брат Игоря Всеволод Олегович (прадед святого Михаила Черниговского).

Хотя его правление продлилось всего несколько лет и было наполнено постоянными войнами, князь Всеволод считал Киев своим владением по завещанию, он решил завещать его в наследство своему брату Игорю.

Для этого он привел в пример князя Владимира Мономаха и сказал, как бы умышленно провоцируя Мономашичей:

«Владимир назначил Мстислава, сына своего, следовать за ним в Киев, а Мстислав назначил брата своего Ярополка. «А сим заявляю, что если Бог возьмет меня, то отдам Киев брату моему Игорю».

Надменные слова Всеволода, которого не любили киевляне, стали поводом для разжигания вражды против его брата Игоря и всех Олеговичей.

«Не хотим, чтобы он наследовал», – постановил Киевский собор.

Злоба и высокомерие князя спровоцировали недоброжелательность и высокомерие киевлян.

Святой Игорь, против воли втянутый в самый центр событий, стал невинной жертвой нарастающей ненависти.

1 августа 1146 года умер князь Всеволод, и киевляне целовали крест, приняв Игоря своим новым князем.

Игорь приложился к кресту и пообещал, что будет справедливо править киевлянами и защищать их.

Но киевские дворяне нарушили свою клятву верности, когда целовали крест, и немедленно пригласили Мстиславичей в Киев с их войсками.

Под Киевом бушевал бой между войсками князя Игоря и войсками Изяслава Мстиславича.

В очередной раз нарушив присягу, киевские войска во время битвы перешли на сторону Изяслава.

Четыре дня Игорь Олегович скрывался в болотах около Киева.

Потом его взяли в плен, отвезли в Киев и посадили в «блокгауз».

Это было 13 августа. Его княжеское правление продлилось всего две недели.

Чтобы освободить арестанта из «блокгауза» – сырого бревенчатого дома без окон и дверей, необходимо было «вырубить» его оттуда.

Многострадальный Игорь тяжело заболел, и думали, что он умрет.

В этих условиях враги князя решили постричь его в схиму в Феодоров монастырь.

С помощью Божией князь выздоровел. Будучи монахом в монастыре, он проводил время в слезах и молитвах.

Борьба за Киев продолжалась. Подстрекаемая гордыней и слепой ненавистью, ни одна из сторон не хотела уступать.

Желая уничтожить линию Ольговичей, а заодно и всех ее князей, Киевская вечевая рада в следующем году приступила к покончить с князем-монахом.

Митрополит и духовенство пытались образумить их и остановить.

Правящий в Киеве князь Изяслав Мстиславич и в особенности его брат Владимир пытались предотвратить это бессмысленное кровопролитие и даже спасти святого мученика, но сами были в опасности от злобной толпы.

Толпа ворвалась в храм во время Святой Литургии, схватила Игоря, молившегося перед иконой Божией Матери, и потащила его на расправу.

Князь Владимир остановил толпу у ворот монастыря.

Игорь сказал ему: «Брат, неужели ты меня оставишь?»

Владимир спрыгнул с коня, желая помочь, и накрыл его своим «корзно» (княжеским плащом), говоря киевлянам: «Братцы, никакого убийства!».

«И привел Владимир Игоря во дворец матери своей, и понеслись они на Владимира». Так сообщает летопись.

Владимиру удалось втолкнуть Игоря во дворец и запереть ворота.

Но народ выломал ворота, и завидев Игоря «на чердаках» (закрытая галерея второго этажа в старых киевских мансардах), взломали чердак, стащили святого мученика и убили его на нижних ступенях лестницы.

Разъяренная толпа была так сильна, что мертвое тело страдальца подвергли новым избиениям и издевательствам, а его на веревках к ногам приволокли к Десятинной церкви, а затем, положив на телегу, поехали и «повесил его на рынке».

Так святой мученик предал дух свой Господу, «и снял с себя тленную одежду человеков, и облекся в нетленную и многострадальную одежду Христову».

Когда вечером того же дня тело блаженного Игоря было перенесено в церковь святого Михаила, «Бог явил великое знамение, и свечи над ним зажгли в этой церкви».

На второе утро святой страдалец был погребен в Симеоновом монастыре под Киевом.

В 1150 году черниговский князь Святослав Ольгович перенес мощи своего брата святого Игоря в Чернигов и положил в Спасском соборе.

Чудотворная икона Божией Матери, именуемая Игоревская, перед которой молился мученик перед убиением, находится в Великом Успенском храме Киево-Печерской Лавры (празднование иконы 5 июня).

 

Мученик Зосима Киликийский пустынник


Мученик Зосима Киликийский пустынник

Мученик Зосима Киликийский пустынник


Мученик Зосима Пустынник жил в IV веке.

Однажды на охоте Дометиан, правитель Сицилии, увидел Старца, спокойно и дружелюбно беседующего с окружающими его зверями.

Увидев охотников, звери разбежались. Затем допросили старца, спрашивая, кто он такой и почему живет в пустыне.
Старец ответил, что он христианин по имени Зосима и что он не может жить в городе с врагами Господа Иисуса Христа. Поэтому он живет один среди диких зверей.

Тогда Дометиан угрожающе сказал: «Если ты будешь поклоняться Назарянину, я подвергну тебя жестоким пыткам в Назарете, и ты отречешься от Христа».

На вопрос, каким волшебством он укрощал диких зверей, святой Зосима ответил: «Я христианин».

В Назарете начались пытки. Старца привязали головой вниз, с большим камнем на шее, и стали терзать его тело железными крюками.

Мучители насмехались над страдальцем: «Если звери послушают тебя, скажи одному из них прийти сюда, и тогда мы уверуем в твоего Бога».

Святой мученик обратился с молитвой к Богу, и вдруг вышел огромный лев.

Все в ужасе разбежались, а лев подошел к старцу и стал поднимать лапой камень на шее мученика, чтобы облегчить страдания святого.

Правитель умолял мученика успокоить льва и велел развязать святого и привести к царю, но святой Зосима был уже мертв, предав свою чистую душу Богу.

 

Деяния священномученика Инуария, епископа Беневентского


Св. Ианнуарий. Фреска (V в.) в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе.

Св. Ианнуарий. Фреска (V в.) в катакомбах св. Ианнуария в Неаполе.

 


Во времена Диоклетиана, императора, и в пятое консульство Константина [Констанция], и в седьмое [вероятно, «пятое»] Максимиана, были великие гонения на христиан.

В то время Диоклетиан поставил Тимофея, язычника, правителем в провинции Кампания и велел ему приносить жертвы идолам и принуждать к тому всех верующих во Христа.

Случилось так, что, совершая обычный обход городов, он пришел в город Нола.

Там он приказал чиновникам предстать перед ним, и когда они пришли, он начал расспрашивать их о суждениях своих предшественников.

Ему чиновники рассказали о своих делах и среди них, когда дошли до дел блаженных мучеников Сосия, диакона церкви в Мисене и Прокула, диакона церкви в Поццуоли, и Евтихита и Акутия, и как они были мучимы различным пыткам и были переброшены в тюрьму по постановлению судьи, он спросил у чиновников, что с ними сделали.

Они ответили, что их долгое время держали в цепях, и вдобавок говорили худые слова о блаженном Инуарии, епископе Беневенто.

Сей неправеднейший Тимофей, услышав эти речи о Инуарии, велел привести его к себе, и когда он был представлен перед своим трибуналом в Ноле, Тимофей судья сказал ему: чтобы принести жертву богам в соответствии с указами непобедимых правителей: «Но если вы не хотите, я подвергну вас ужасным мукам, которых Бог, которому вы поклоняетесь, когда он увидит их, сам убоится».

Святой Инуарий же отвечал: «Молчи, несчастный человек, и не поноси в мой слух Того, Кто сотворил небо и землю, да не услышит Господь Бог такого богохульства, как то, что исходит из твоих уст, и не погубит тебя и ты будешь нем и глух, не слыша и, как слепой, не видишь».

Услышав это, тиран Тимофей говорит святому: «В твоей ли власти, чтобы какими-нибудь чарами ты или твой бог одолели меня?»

Св. Инуарий отвечает: «Моя сила не что иное, как Бог на небесах, который может противиться тебе и всем, кто повинуется и содействует тебе».

И когда он сказал это, тиран приказал ему вернуться в тюрьму.

В сильном гневе он приказал топить печь три дня и бросить в нее святого.

Сотворил святой человек крестное знамение на лбу, воззрел к небу, воздыхая и простирая руки, и, войдя в огненную печь, славил Бога, говоря: «Господи Иисусе Христе, ради святого имени Твоего обнимаю добровольно сие страдание и жду всякого обетования, которое Ты обещал любящим Тебя, Услышь меня, молящегося Тебе, и избавь меня от сего пламени, Ты, с тремя отроками Ананией, Азарией, Мисаилом и в печи огненной, и будь со мной в этом моем испытании, чтобы избавить меня от рук врага».

Сказав это, блаженный Януарий стал ходить со святыми ангелами среди огня, восхваляя Отца и Сына и Святого Духа.

Когда воины, находившиеся вокруг печи, услышали святого Инуария в ее глубине, славящего Бога, они устрашились великим страхом и побежали в великой спешке, и сказали судье, говоря: «Умоляем тебя, господин, не гневайся на нас, но мы услышали голос Инуария в печи, взывающего к своему Господу, и, сильно испугавшись, побежали».

Услышав это, Тимофей приказал открыть печь, и когда она открылась, вырвалось пламя и пожрало находившихся вокруг нее недоверчивых язычников.

Но явился святой Инуарий посреди прославляющего Господа Иисуса Христа, так что огонь не мог коснуться ни одежды его, ни волос его.

Однако Тимофей, услышав это, приказал ему предстать перед собою и сказал ему: «Какая польза от того, что колдовство, которое ты применяешь, сильно?»

Св. Инуарий ответил: «Нехорошо тебе, жестокий тиран, отвратить раба Христова от истины Христовой или заставить меня повиноваться через страх. Я буду надеяться на Господа. люди могут сделать со мной», судья приказал отвести его обратно в тюрьму.

В другой день рано утром Тимофей имел перед собой Инуария: «Доколе, несчастный человек, ты будешь отказываться от жертвоприношения бессмертным богам? Подойди теперь и принеси благовония, пусть твой Бог освободит тебя из моих рук».

Святитель ответил: «Ты не знаешь, что сила Божия велика. О, если бы ты покаялся, чтобы Бог мой простил тебя, о котором ты говоришь, что не можешь освободить меня из твоих рук!»

Судья, которому не понравилась эта речь, приказал снять с него кандалы.

Инуарий молился Богу, говоря: «Господи Иисусе Христе, не оставивший меня от чрева матери моей, ныне услышь раба Твоего, взывающего к Тебе, и повели мне покинуть этот мир и получить милость Твою».

Судья, думая, как он его убьет, отправил его обратно в тюрьму.

Под охраной воинов в тяжелом плену двое его клириков, диакон Фест и чтец Дезидерий, узнав о пленении своего епископа, и, движимые Духом Святым, тотчас же выступили из Беневента и пришли в Нолу, и там, плача, восклицали: «Почему такой человек в заключении? Какие преступления он совершил? Когда он не помог попавшим в беду? Какого больного посетил он, не выздоровев? Кто подошел к нему с плачем и ушёл не радуясь?»

Их слова были доложены Тимофею, который велел тотчас же их задержать и вместе с Инуарием привести к нему, после чего спросил Инуария, кто эти двое, и святой ответил: «Один мой диакон, а другой мой чтец».

«Они провозглашают себя христианами?» «Конечно, ибо, если вы спросите их, я надеюсь в Господе моем Иисусе Христе, что они не откажутся от себя, чтобы быть христианами», а когда их спросили, они сказали: «Мы христиане, и мы готовы умереть за любовь к Богу».

Тогда Тимофей, исполнившись гнева, приказал Инуарию епископу вместе с Фестом диаконом и Дезидерием чтецом сковать цепи и тащить перед своей колесницей в город Поццуоли, определив, что там вместе с Созием Прокулом, Евтихием и Акутием, их надо отдать на растерзание зверям.

Когда они прибыли в Поццуоли, их держали в тюрьме, пока не была подготовлена арена.

В назначенный день их привели в амфитеатр, и пришедший Тимофей приказал спустить диких зверей; и когда это было сделано, святой Инуарий воскликнул: «О братия, возьмите щит веры и помолимся Господу Помощнику нашему, во имя Господа, сотворившего небо и землю».

И так явилась милость Божия, что к ногам Инуария, как овцы с опущенными головами, сбежались дикие звери.

Неверующий судья велел убрать зверей, а святых Божиих взять с арены и привести к своему трибуналу, где сидя в парадной форме, продиктовал им приговор: «Приказываем обезглавить Инуария епископа, Сосия, Прокула и Феста диаконов, Дезидерия чтеца, Евтихий и Акутий, граждане Поццуоли, называвшие себя христианами и пренебрегавшие жертвами богов и повелениями императора».

Но Св. Инуарий, взглянув на небо, сказал: «Господи Иисусе Христе, спустившемся свыше для искупления рода человеческого, избавь меня и освободи меня от руки этого врага, и я умоляю Тебя, мой Бог, чтобы ты наказал Тимофея за то, что он сделал против меня, раба Твоего, и ослепить ему глаза, чтобы он не видел света небесного».

Когда он закончил свою молитву, тьма опустилась на его [Тимофея] глаза, и он внезапно ослеп.

Тогда помолился Инуарий Господу и сказал: «Благодарю Тебя, Отче Господа нашего Иисуса Христа, услышавшего раба Твоего и сокрушившего очи нечестивого Тимофея, потому что многие души из-за него совратились ко злу».

Потом Тимофей страдал и боль усиливалась.

Раскаявшись, он стал кричать и говорить чиновникам: «Идите, приведите ко мне Инуария».

И они нашли его, ведомого палачами на склоне, ведущем к Сольфатаре, и, вернувшись, поставили его перед судьей, и это зрелище привлекло множество людей.

Но Тимофей начал кричать великим воплем и говорить Св. Инуарий: «Инуарий, раб Всевышнего Бога, молись Господу, Богу твоему, за меня, слепого, чтобы я мог вернуть себе зрение, которое я потерял».

Тогда Инуарий, возведя очи свои к небу, молился: «Боже Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова, услышь молитву мою и возврати Тимофею, хотя и недостойному очей его, да познают все присутствующие, что Ты есть Бог и нет иного, кроме тебе; ибо мы не можем воздавать злом за зло».

И когда святой Инуарий закончил свою молитву, его глаза открылись.

Народ, видя чудеса, которые сотворил Господь над мучеником своим Инуарием, многие из присутствовавших уверовали в Господа Иисуса Христа, почти пять тысяч, и восклицали, возвысив голоса: «Неужели Бог такого и такого великого человека бояться? Не отомстит ли он, может быть, за их страдания и смерть, и не все ли мы так же погибнем?»

Инуарий был очень красив и телом, и нравом. Тогда нечестивый судья Тимофей, увидев такую толпу, обратившуюся ко Господу, смутился и (дабы не лишить венца раба Господа Иисуса Христа), убоявшись повеления императора, судья приказал воинам быстро взять его и обезглавить его со святыми мучениками.

Когда они шли на мученичество, один старый и очень бедный человек, надеясь на благосклонность Инуария, встал у него на пути, пал к его ногам и просил дать ему какую-нибудь одежду.

Но Инуарий сказал этому старику: «Когда мое тело будет погребено, ты увидишь, что я сам дам тебе мой оратор, которым я завязал себе глаза».

Мать же святого Инуария, жившего в Беневенто, за три дня до того, как ее сын пострадал, увидела во сне, что Инуарий летит по воздуху к небу, и когда она, озадаченная этим сном, хотела спросить, что он означает, то внезапно было возвещено ей, что ее сын был заключен в тюрьму из любви к Богу.

Она, однако, в сильном ужасе, падая в молитве пред Господом, испустила дух.

Между тем, когда святые прибыли на место, где должны были быть обезглавлены, то есть в Сольфатару, святой Инуарий, преклонив колени, молился: «Господи, всемогущий Боже, в руки Твои предаю дух мой», а затем, встав, принял орарий, завязал глаза и, снова встав на колени, положил руку ему на шею и попросил палача нанести удар.

Палач ударил с большой силой и отрубил святому одновременно палец руки и голову.

Другие святые также получили свой венец.

Святой Инуарий после казни явился старцу и поднес ему, как и обещал, орарий, завязавший ему глаза, и сказал: «Вот, что я тебе обещал, возьми, как я обещал», он взял и спрятал его на груди с большим почтением.

Палачи и двое других чиновников, увидев старика, со смехом спросили его: «Ты получил то, что обещал обезглавленный?»
Но он сказал: «Да», и показал им орарий, который они узнали и очень удивились.

В тот самый час, когда были обезглавлены святой Инуарий и святые мученики, жестокий Тимофей начал сильно страдать и громко восклицал: «Я терплю эти боли за то, что так нечестиво поступил с Инуарием, рабом Божиим. Ангелы Божии мучить [меня]».

И когда его долго мучили, он испустил дух.

Христиане разных городов охраняли тела святых, чтобы ночью унести их в свои города, и несли тщательную, хотя и тайную стражу; и когда наступила ночь и все уснули, святой Инуарий в ночной тишине явился одному из готовившихся забрать его тело и сказал ему: «Брат, когда ты заберешь мое тело, знай, что перст моей руки не хватает. Найди ее и помести рядом с моим телом».

Так и было сделано, как увещевал сам святой. Тела святых покоились в Солфатаре, где впоследствии был заложен храм, достойный святого мученика Инуария.

Здесь заканчиваются страсти Инуария Мученика.

Ночью, когда каждая группа стремилась унести тела своих покровителей, неаполитанцы, взяв тело Св. Инуария сначала спрятали на ферме Маркиана.

Потом, когда мир был восстановлен, досточтимые епископы вместе со всеми родственниками святого Инуария и с духовенством, взяв его тело, среди песнопений принесли его в Неаполь и положили в базилике, где оно ныне покоится.
Который своими заслугами перед Иисусом Христом не перестает воздавать памятные милости вплоть до настоящего дня: день рождения его празднуется 19 сентября.

23 сентября: и их сограждане Поццуоли взяли диакона св. Прокула, св. Евтихита и св. Акутий и поместил их на вилле Фальцидия, примыкающей к базилике св. Стефана на пересечении трех дорог.

Точно так же их сограждане привели в Беневент святых Феста и святых Дезидерия.

Христианские праздники 1 октября

Христианские праздники 3 октября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх