ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ29 апреля
Православные праздники 31 марта (18 марта по старому стилю)
5-я седмица Великого поста
Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский, родился в Иерусалиме в 315 году и воспитывался в строгом христианском благочестии.
По достижении совершеннолетия он стал монахом, а в 346 году стал пресвитером.
В 350 году, по смерти архиепископа Максима, он сменил его на епископском престоле Иерусалима.
Будучи Патриархом Иерусалимским, святой Кирилл ревностно боролся с ересями Ария и Македония.
Тем самым он вызвал враждебность арианских епископов, которые добивались его низложения и изгнания из Иерусалима.
В 351 году в Иерусалиме было чудесное знамение: в третьем часу дня на праздник Пятидесятницы явился на небе Святой Крест, сияя лучезарным светом.
Он простирался от Голгофы над Елеонской горой. Святитель Кирилл сообщил об этом знамении арианскому императору Констанцию (351-363), надеясь обратить его в Православие.
Еретик Акакий, низложенный Сардикийским собором, был прежде митрополитом Кесарии и сотрудничал с императором, чтобы сместить святого Кирилла.
Сильный голод поразил Иерусалим, и святой Кирилл истратил все свое состояние на благотворительность.
Но так как голод не утихал, святитель заложил церковную утварь, а на эти деньги купил хлеба для голодающих.
Враги святителя распространили скандальный слух о том, что видели в городе женщину, танцующую в церковном облачении.
Воспользовавшись этим слухом, еретики насильно изгнали святого.
Святитель нашел приют у епископа Силуана в Тарсе. После этого в Селевкии состоялся поместный Собор, на котором присутствовало около 150 епископов, в том числе святой Кирилл.
Митрополит-еретик Акакий не хотел допустить его к сесть, но Собор не дал на это согласия.
Акакий вырвался из Собора и перед императором и арианским патриархом Евдоксием обличил и Собор, и святого Кирилла. Император заключил святого в темницу.
Когда на престол взошел император Юлиан Отступник (361–363), он, видимо, из благочестия, отменил все антиправославные указы Констанция.
Святой Кирилл вернулся к своей пастве. Но через некоторое время, когда Юлиан утвердился на престоле, он открыто отступил и отрекся от Христа.
Он разрешил евреям начать восстановление разрушенного римлянами Иерусалимского храма и даже выделил им часть средств на строительство из государственной казны.
Святитель Кирилл предсказывал, что слова Спасителя о разрушении Храма до самых камней (Лк. 21:6) несомненно сбудутся, и кощунственный замысел Юлиана сведется на нет.
Вскоре произошло такое сильное землетрясение, что даже прочно поставленный фундамент древнего Храма Соломона сдвинулся на своем месте, а то, что было восстановлено, рухнуло и рассыпалось в прах.
Когда евреи возобновили строительство, с неба сошел огонь и уничтожил инструменты рабочих.
Великий террор охватил всех. На следующую ночь на одежде иудеев появилось Крестное знамение, которое они никак не могли снять.
После этого небесного подтверждения предсказания святого Кирилла его снова изгнали, а епископский престол занял святой Кириак.
Но святой Кириак вскоре принял мученическую кончину (память 28 октября).
После кончины императора Юлиана в 363 году святой Кирилл вернулся на свою кафедру, но при императоре Валенте (364-378) был сослан в третий раз.
Лишь при святом императоре святителе Феодосии Великом (379-395) он окончательно вернулся к своей архипастырской деятельности.
В 381 году святитель Кирилл участвовал во Втором Вселенском соборе, осудившем ересь Македонии и утвердившем Никейско-Константинопольский Символ веры (Символ веры).
Сочинения святителя Кирилла включают двадцать три наставления (восемнадцать огласительных, предназначенных для готовящихся к Крещению и пять для новокрещенных) и два слова на евангельские темы: «О расслабленном» и «О превращении воды в Вино в Кане.
В основе Катехизических указаний лежит подробное объяснение Символа веры. Святитель предлагает христианину начертать Символ веры на «скрижалях сердца».
«Артикулы веры, – учит святой Кирилл, – написаны не по человеческому уму, но содержат все самое главное во всех Писаниях, в одном учении веры.
Подобно тому, как горчичное семя содержит в своем маленьком зернышке все множество своих ветвей, так и вера в своих многочисленных декларациях объединяет все благочестивые учения Ветхого и Нового Заветов».
Святой Кирилл, великий подвижник и поборник Православия, скончался в 386 году.
Святые мученики Трофим и Евкарпий были воинами в Никомидии во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305).
Они отличились большой свирепостью в выполнении всех указов императора.
Однажды, когда эти воины догнали нескольких христиан, они вдруг увидели большое огненное облако, спустившееся с неба и сгущавшееся по мере приближения к ним.
Из облака раздался Голос: «Что вы так усердствуете, угрожая рабам Моим? Не заблуждайтесь! Никто не может своими силами подавить верующих в Меня. Лучше присоединиться к ним и самим открыть для себя Царство Небесное».
Солдаты в испуге пали на землю, не смея поднять глаз, и только говорили друг другу: «Воистину, это великий Бог, явившийся нам. Нам было бы хорошо стать Его слугами». Затем Господь сказал: «Встань, покайся, ибо прощаются твои грехи».
Поднявшись, они увидели в облаке образ Лучезарного Человека и множество людей, стоящих вокруг Него.
Изумленные воины в один голос воскликнули: «Примите нас, ибо грехи наши невыразимо худы. Нет другого Бога, кроме Тебя, Творца и Бога истинного, и мы еще не причислены к Твоим рабам».
Но как только они сказали это, облако отступило и поднялось в небо.
Духовно возродившись после этого чуда, воины освободили из тюрем всех заключенных христиан.
За это святые Трофим и Евкарпион были преданы страшным мукам: святых подвешивали, а тела железными крюками разрывали.
Они благодарили Бога, уверенные, что Господь простит им прежние грехи. Когда был зажжен огонь, святые мученики добровольно вошли в огонь и там предали свои души Богу.
Святой Анина родился в Халкидоне в христианской семье. После смерти родителей в пятнадцать лет удалился в монастырь, где принял монашеский постриг.
В поисках полного уединения он ушел в самое сердце пустыни, где река Евфрат отделяет Сирию от Персии.
Там он наткнулся на старейшину по имени Майум и поселился там с ним.
Оба подвижника вели очень строгую жизнь. В течение сорока дней Великого поста они ничего не ели, находя наслаждение и радость в духовной пище.
Каждый день святой Анина носил издалека питьевую воду. Однажды он вернулся с полными кувшинами раньше обычного, так как ангел наполнил сосуды водой.
Старец Майум понял, что его ученик достиг высокого духовного совершенства, и в свою очередь попросил святого Анина стать его наставником, но святой из смирения отказался.
Позже старец ушел в монастырь, а святой Анина остался один в пустыне.
Постоянными подвигами святой победил в себе страсти, и ему были дарованы дары врачевания и прозорливости. Даже дикие звери стали послушными и служили ему.
Куда бы ни шел святой, за ним следовали два льва, одного из которых он исцелил от раны на лапе.
Слухи о святом распространились по всей округе, и к нему стали приходить больные и одержимые злыми духами, ища исцеления.
Вокруг святого собралось также несколько учеников. Однажды, на семнадцатом году его подвижничества, к святому пришли несколько человек и попросили чем-нибудь утолить свою жажду.
Полагаясь на силу Божию, святой послал одного из своих учеников к пересохшему колодцу.
Колодец чудесным образом наполнился до самого верха, и эта вода оставалась в нем много дней.
Когда вода кончилась, святой не осмелился просить себе чуда, и поэтому стал носить ночью воду из Евфрата.
Епископ Неокесарийский Патрик неоднократно посещал преподобного и рукоположил его во пресвитера, хотя смиренный подвижник решил не принимать священнического сана.
Узнав, что святой сам носит воду издалека, епископ Патрик дважды давал ему ослиц, но каждый раз святой Анина раздавал их бедным и продолжал носить воду сам.
Тогда епископ приказал вырыть большой колодец, который время от времени наполняли, привозя из города ослов.
Святой Анина разглядел желание некоего старца-столпника, подвизавшегося вдали от него, сойти со своего столпа и пожаловаться в суд на разбойника, ранившего его камнем.
Святой Анина написал столпнику письмо, в котором советовал ему не исполнять своего намерения.
Письмо было принесено столпнику верным львом, и оно привело его в чувство.
Одна благочестивая женщина, заболевшая, пришла к святому Анине просить его молитв.
По дороге на нее наткнулся грабитель. Поскольку у женщины не было денег, он решил напасть на нее и заставить ее согрешить.
Женщина призвала на помощь святого и воззвала: «Святой Анина, помоги мне!» Ужас вдруг охватил разбойника, и он отпустил женщину.
Женщина пошла к святому Анине и рассказала ему все, и сама получила исцеление.
Разбойник также пришел к монаху с покаянием, крестился, а затем постригся в монахи. Копье, которое он вонзил в землю, когда напал на женщину, выросло в могучий дуб.
В возрасте 110 лет святитель предсказал время своей кончины и поручил своему преемнику на посту игумена собрать братию.
Перед смертью святой Анина беседовал со святыми пророками Моисеем, Аароном и Ором [или Хуром: Исх. 24:14]. Он почил в Господе, говоря: «Господи, прими мою душу».
Святитель Николай Жичинский, «Сербский Златоуст», родился в Леличе на западе Сербии 4 января 1881 года (23 декабря 1880 года по ст. ст.).
Его родителями были Драгомир и Катерина Велимировичи, жившие на хуторе, где они вырастили большую семью.
Его благочестивая мать оказала большое влияние на его духовное развитие, обучая его словом и особенно личным примером.
Будучи маленьким ребенком, Николай часто ходил с матерью за три версты в Челийский монастырь, чтобы посещать там службы.
Болезненный в детстве, Николай во взрослом возрасте не был физически крепок.
Он не соответствовал своим физическим требованиям, когда подал заявление в военную академию, но его отличная академическая квалификация позволила ему поступить в семинарию Святого Саввы в Белграде еще до того, как он закончил подготовительную школу.
После окончания семинарии в 1905 году он получил докторскую степень в Бернском университете в 1908 году и в Королевском колледже в Оксфорде в 1909 году.
Вернувшись домой, он заболел дизентерией. Поклявшись служить Богу всю оставшуюся жизнь, если выздоровеет, 20 декабря 1909 года он был пострижен в Раковицком монастыре, а также рукоположен в сан священника.
В 1910 году он уехал учиться в Россию, чтобы подготовиться к должности преподавателя в семинарии в Белграде.
В Духовной академии в Санкт-Петербурге ректор спросил его, зачем он приехал.
Он ответил: «Я хотел быть пастухом. В детстве я пас овец моего отца. Теперь, когда я стал мужчиной, я хочу пасти разумное стадо моего Небесного Отца. Я верю, что именно этот путь был показан мне».
Провост улыбнулся, довольный таким ответом, и проводил молодого человека в его апартаменты.
После завершения учебы он вернулся в Белград и преподавал в семинарии философию, логику, историю и иностранные языки.
Он говорил на семи языках, и эта способность очень пригодилась ему на протяжении всей жизни.
Святитель Николай был известен своими проповедями, которые никогда не длились более двадцати минут и сводились всего к трем основным моментам.
Он обучал людей богословию Церкви на понятном им языке и вдохновлял их на покаяние.
В начале Первой мировой войны архимандрит Николай был направлен в Англию с дипломатической миссией для поиска помощи в борьбе сербов против Австрии.
Его докторская степень в Оксфорде принесла ему приглашение выступить в Вестминстерском аббатстве.
Он пробыл в Англии три коротких месяца, но святой Николай произвел неизгладимое впечатление на тех, кто его слушал.
Его сочинения «Заповеди Господни» и «Размышления о молитве Господней» произвели впечатление на многих в англиканской церкви.
Архимандрит Николай покинул Англию и отправился в Америку, где показал себя хорошим послом своего народа и своей Церкви.
Будущий святитель вернулся в Сербию в 1919 году, где был рукоположен во епископа Жичского, а затем переведен в Охрид.
Новый иерарх оказывал помощь пострадавшим от военных бедствий, открывая приюты и помогая бедным.
Епископ Николай стал лидером Богомлицкого Покрета, популярного движения за духовное возрождение, которое призывало людей молиться и читать Библию.
Под руководством епископа это также способствовало обновлению монашества.
Монастыри были восстановлены и вновь открыты, что, в свою очередь, оживило духовную жизнь сербского народа.
В 1921 году епископ Николай был снова приглашен в Америку и провел два года в качестве епископа-миссионера.
Менее чем за шесть месяцев он выступил с более чем сотней лекций, собирая средства для своих детских домов. В течение следующих двадцати лет он читал лекции в различных церквях и университетах.
Когда 6 апреля 1941 года Германия вторглась в Югославию, епископ Николай, бесстрашный критик нацистов, был арестован и заключен в Любостирский Войловичский монастырь.
В 1944 году его и патриарха Гаврило отправили в лагерь смерти в Дахау.
Там он стал свидетелем многих зверств и сам подвергся пыткам.
Когда в мае 1945 года американские войска освободили пленных, патриарх вернулся в Югославию, а епископ Николай уехал в Англию.
Коммунистический лидер Тито только что пришел к власти в Югославии, где он преследовал церковь и подавлял тех, кто выступал против него.
Поэтому епископ Николай считал, что сможет более эффективно служить сербскому народу, оставаясь за границей.
Он уехал в Америку в 1946 году, придерживаясь напряженного графика, несмотря на проблемы со здоровьем, которые обострились во время его пребывания в Дахау.
В течение трех лет он преподавал в семинарии Святого Саввы в Либертивилле, штат Иллинойс, прежде чем в 1951 году поселился в Свято-Тихоновском монастыре в Южном Ханаане, штат Пенсильвания.
Он преподавал в Свято-Тихоновской, а также был деканом и ректором семинарии.
Он также был приглашенным лектором в Свято-Владимирской семинарии в Нью-Йорке и в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле, штат Нью-Йорк.
В субботу 17 марта 1956 года епископ Николай отслужил свою последнюю литургию.
После службы он вышел на трапезу и произнес короткую речь. Уходя, он низко поклонился и сказал: «Простите меня, братья». Это было что-то необычное, чего он раньше не делал.
18 марта 1956 года святитель Николай преставился ко Господу, Которому служил всю свою жизнь.
Его нашли в своей комнате, стоящим на коленях в позе молитвы.
Хотя он был похоронен в монастыре Святого Саввы в Либертивилле, штат Иллинойс, он всегда выражал желание быть похороненным на родине.
В апреле 1991 года его мощи были перенесены в Четинский монастырь в Леличе.
Там он и похоронен рядом со своим другом и учеником отцом Иустином Поповичем (+ 1979).
Английский читатель знаком с Прологом святителя Николая из Охриды, Житием святого Саввы , Сокровищницей сербской духовности и другими сочинениями, имеющими великую пользу для всей Церкви.
Он думал о своих сочинениях как о немых проповедях, адресованных людям, которые никогда не услышат его проповеди.
В его жизни и писаниях благодать Святого Духа сияла для всех, но в смирении своем он считал себя наименьшим из людей.
Несмотря на то, что он был уроженцем Сербии, святой Николай имеет универсальное значение для православных христиан всех стран.
Он был подобен свече, поставленной на подсвечник, и освещал всех (Мф 5:15).
Духовный наставник и учитель с магнетической личностью, он привлекал к себе многих людей.
Он также любил их, видя в каждом встречном образ Божий. Он питал особую любовь к детям, которые спешили получить его благословение всякий раз, когда видели его на улице.
Он был умиленно-молитвенным человеком и обладал даром очищающих душу слез.
Он был истинным пастырем своей паствы, защищая ее от духовных волков и направляя на путь спасения.
Он оставил после себя много душеполезных писаний, возвещающих современному человеку истину Христову.
В них он увещевает людей любить Бога и жить добродетельной и святой жизнью.
Да сподобимся и мы Царствия Небесного по молитвам святителя Николая и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки веков. Аминь.
Христианские праздники 30 марта
Христианские праздники 1 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.