ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ20 апреля
Православные праздники 30 марта (17 марта по старому стилю)
5-я седмица Великого поста
Святой Алексий родился в Риме в семье благочестивых и нищих Евфимиана и Аглаиды.
Супруги долгое время были бездетными и постоянно молили Господа о даровании им ребенка. И Господь утешил пару рождением сына Алексея.
В шесть лет ребенок начал читать и успешно изучал мирские науки, но с особым усердием читал Священное Писание.
В юношестве он стал подражать родителям: строго постился, раздавал милостыню и под прекрасной одеждой тайно носил власяницу.
В нем рано загорелось желание оставить мир и служить Богу.
Его родители, однако, договорились, что Алексис женится на красивой и добродетельной невесте.
В первую брачную ночь Алексей отдал ей свое кольцо и свой пояс (которые были очень ценными) и сказал: «Храни эти вещи, возлюбленная, и да пребудет с нами Господь, пока Его благодать не даст нам что-то лучшее».
Тайно покинув свой дом, он сел на корабль, плывший в Месопотамию.
Придя в город Едессу, где хранилась Нерукотворная икона Господня (память 16 августа), Алексей продал все, что имел, раздал деньги нищим и стал жить близ церкви св. Пресвятой Богородицы под портиком.
Часть полученной милостыни святитель употребил на покупку хлеба и воды, а остальное раздал старцам и немощным. Каждое воскресенье он причащался Святых Тайн.
Родители повсюду искали пропавшую Алексис, но безуспешно.
Слуги, посланные Евфимианом, также прибыли в Эдессу, но не признали нищего, сидевшего у портика, своим господином.
Его тело иссохло от поста, его красота исчезла, его рост уменьшился.
Святитель узнал их и возблагодарил Господа за то, что получил милостыню от своих рабов.
Безутешная мать святого Алексия заперлась в своей комнате, непрестанно молясь о сыне.
Его жена также горевала со своими родственниками.
Святой Алексий прожил в Эдессе семнадцать лет. Однажды Божия Матерь обратилась к пономарю храма, где жил святитель: «Введи в Мою церковь сего Человека Божия, достойного Царствия Небесного. Молитва его восходит к Богу, как благоухание фимиама, и почивает на нем Дух Святой».
Пономарь стал искать такого человека, но долго не мог его найти.
Затем он молился Пресвятой Богородице, умоляя Ее разрешить его смятение.
Снова голос от иконы возвестил, что Человек Божий есть нищий, сидевший в церковном портике.
Пономарь нашел святого Алексия и привел его в храм. Многие узнали его и стали хвалить.
Святитель тайно сел на корабль, направлявшийся в Киликию, с намерением посетить церковь святого Павла в Тарсе.
Но Бог распорядился иначе. Шторм унес корабль далеко на запад, и он достиг берегов Италии.
Святой отправился в Рим и решил поселиться в собственном доме.
Неузнанный, он смиренно просил у отца разрешения поселиться в каком-нибудь уголке его двора.
Евфимиан поселил Алексея в специально устроенной келье и приказал кормить его со своего стола.
Живя в родительском доме, святитель продолжал поститься и дни и ночи проводил в молитвах.
Он смиренно переносил оскорбления и насмешки со стороны слуг своего отца.
Келья Алексея находилась против окон его жены, и подвижник тяжко страдал, слыша ее плач.
Только безмерная любовь к Богу помогла святому перенести эти муки.
Святой Алексий прожил в доме своих родителей семнадцать лет, и Господь открыл ему день его кончины.
Тогда святой, взяв бумагу и чернила, написал такие вещи, которые знали только его жена и родители.
Он также попросил их простить его за ту боль, которую он им причинил.
В день кончины святителя Алексия в 411 году архиепископ Иннокентий (402–417) служил Литургию в присутствии императора Гонория (395–423).
Во время богослужений из алтаря раздавался Голос: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф. 11:28). Все присутствующие упали на землю в ужасе.
Голос продолжал: «В пятницу утром Человек Божий выходит из тела; пусть он помолится за город, чтобы вам не пришлось тревожиться».
Стали искать по всему Риму, но святого не нашли. Вечером в четверг Папа служил всенощную в церкви Святого Петра. Он просил Господа показать им, где найти Человека Божия.
После литургии в храме снова раздался Голос: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана».
Все поспешили туда, но святой был уже мертв.
Лицо его сияло, как лицо ангела, и рука его сжимала бумагу, и они не могли ее взять.
Тело святого положили на ложе, покрытое дорогими покрывалами.
Папа и император преклонили колени и обратились к святому, как к еще живому, прося его разжать руку.
И святой услышал их молитву. Когда письмо было прочитано, жена и родители праведника со слезами приложились к его святым мощам.
Тело святого было положено в центре города. Император и Папа перенесли тело святого в церковь, где оно оставалось целую неделю, а затем было положено в мраморный склеп.
От святых мощей начало истекать благоухающее миро, дарующее исцеление больным.
Честные мощи святителя Алексия, человека Божия, были погребены в храме святого Вонифация. Мощи были обнаружены в 1216 году.
Житие святителя Алексия, человека Божия, всегда пользовалось большой популярностью на Руси.
Святой Макарий Калязинский (в миру Матфей) родился в 1400 году в селе Грибково (Кожино), близ города Кашина, в семье боярина Василия Кожа.
С юности он стремился к монашеству, но женился по настоянию родителей.
Через год умерли его родители, а еще через три года скончалась и его жена Елена.
Не имея ничего, что связывало бы его с прежней жизнью, Матфей стал монахом Николаевского Клобукова монастыря.
Желая уединения, он покинул городской монастырь по благословению игумена и нашел подходящее место между двумя озерами, в восемнадцати верстах от Кашина.
Здесь преподобный воздвиг крест и основал уединенный пустынный монастырь.
Боярин Иван Коляга, которому принадлежали близлежащие земли, стал опасаться, что там вырастет монастырь, а пустыри начнут возделывать монахи.
Враг нашего спасения вселил в боярина такую злобу и вражду, что он решил убить святого.
Внезапно его поразила тяжелая болезнь. Страх смерти пробудил в боярине покаяние.
Иван Коляга был отнесен к святому и рассказал ему о своем злом умысле, прося прощения.
«Да простит тебя Бог», – ответил смиренный подвижник. Желая искупить свой грех и помочь святому, боярин отдал свои земли растущему монастырю.
Монахи построили храм, посвященный Пресвятой Троице. Весть об обращении боярина Коляги привела к преподобному много людей, ищущих спасения.
Святой Макарий постриг Колягу и назвал в его честь монастырь Калязин.
Стало необходимо выбирать игумена. Преподобному Макарию было тогда пятьдесят три года, но он считал себя недостойным этого сана и просил каждого из приходящих к нему старцев стать священником и игуменом обители.
Подчиняясь общей воле, святитель был поставлен игуменом епископом Тверским Моисеем.
Новый игумен приготовился к своему первому служению у престола Божия долгой уединенной молитвой, а затем приобщил всю братию Святых Тайн.
В сане игумена святой Макарий подвизался для руководства братией.
В монастыре имелись две чаши, дискос и две тарелки, выточенные преподобным Макарием на токарном станке. Он руководил не только монахами, но и приходящими в монастырь мирянами, занимаясь как с образованными, так и с простыми людьми.
Несмотря на свое знатное происхождение и положение игумена, святой носил изодранную, протертую и залатанную одежду.
В своем поведении и образе жизни преподобный Макарий был так прост, что надменный еретик Вассиан насмешливо называл его «калязинским мужиком».
Святой предпочитал, чтобы его осмеяли, а не восхваляли. Он ходил в уединенные места, наслаждаясь одиночеством с природой.
Дикие звери, почуяв его святость, шли с ним, как овцы, подчинялись ему, а иногда и брали у него пищу.
Духовный рост преподобного Макария был близок духовному возрасту преподобного Пафнутия Боровского (память 1 мая 1477 г.).
Не случайно ученик святого Пафнутия, преподобный Иосиф Волоколамский (память 9 сентября 1515 г.), посетил преподобного Макария в 1478 г. и записал свои впечатления о нем: со мной из Клобукова монастыря.
Они были настолько превосходны в добродетелях, посте и монашеской жизни, что вся братия приходила к ним для получения наставления и пользы.
Они просвещали всех и учили их для их же пользы. Они утверждали добродетельную жизнь и порицали склонных к дурному поведению и не стремились исполнять свою волю.
Хотя смиренный игумен умолчал о своих подвигах, они не были скрыты от святого Иосифа.
Видя святость игумена, он причислил его к блаженным и рассказал о жизни обители: «Такое благочестие и приличия были в той обители, где все совершалось в согласии со святоотеческими и общинными традициями, что даже великий старец Митрофан Бывальцев был поражен.
Он только что пришел с Афона, где провел девять лет, и сказал братии: «Напрасны были мои усилия и мое путешествие на Святую Гору, потому что в Калязинском монастыре можно найти спасение. Жизнь здесь похожа на жизнь в общежительных монастырях Святой Горы».
С того времени, как святой Макарий поселился в пустыне, он не оставлял своего строгого устава по старости.
Еще при жизни святитель неоднократно исцелял расслабленных и бесноватых.
Преставился святитель 17 марта 1483 года. В момент кончины на нем нашли тяжелые цепи, о которых никто не знал.
Нетленные мощи преподобного Макария были обретены 26 мая 1521 года при рытье рва для нового храма. Собор 1547 года учредил его местное празднование.
* Преемником епископа Моисея был брат святого Макария, епископ Геннадий (Кожин) (1460-1477).
Племянник преподобного Макария, преподобный Паисий Угличский (память 8 января и 6 июня) также прославился своей святостью.
В Калязинском монастыре имелось собрание проповедей святителя Григория Богослова, которое преподобный Макарий переписал собственноручно.
Святой Марин, вдохновленный горячей любовью ко Христу Спасителю, во время одного из языческих праздников разрушил храм идолопоклонников, попрал жертвы ногами и исповедал себя христианином.
После жестоких истязаний святой был обезглавлен.
Святой Патрик, просветитель Ирландии, родился около 385 г. в семье Кальпурния, римского декуриона (должностного лица, ответственного за сбор налогов).
Он жил в деревне Баннавем Таберния, которая, возможно, находилась в устье реки Северн в Уэльсе.
Район подвергся набегу пиратов, когда Патрику было шестнадцать, и он был одним из взятых в плен.
Его привезли в Ирландию, продали в рабство и заставили работать пастухом свиней на горе, отождествляемой со Слемишем в графстве Антрим.
В период своего рабства Патрик овладел ирландским языком, что очень пригодилось ему в его более поздней миссии.
Он молился во время своего уединения на горе и прожил так шесть лет.
У него было два видения. Первый сказал ему, что вернется домой. Второй сказал ему, что его корабль готов.
Отправившись пешком, Патрик прошел двести миль до побережья.
Там ему удалось сесть на корабль и вернуться к своим родителям в Британию.
Некоторое время спустя он отправился в Галлию и учился на священника в Осере у святого Германа (память 31 июля).
В конце концов он был рукоположен во епископа, и ему была доверена миссия в Ирландию, сменившая святого Палладия (память 7 июля).
Святой Палладий не добился больших успехов в Ирландии. Примерно через год он отправился в Шотландию, где и умер в 432 году.
Патрику приснился сон, в котором к нему явился ангел с множеством писем.
Выбрав один из них с надписью «Голос ирландцев», он услышал, как ирландцы умоляют его вернуться к ним.
Хотя Святой Патрик добился замечательных результатов в распространении Евангелия, он не был первым и не единственным миссионером в Ирландии.
Он прибыл около 432 года (хотя эта дата оспаривается), примерно через год после того, как святой Палладий начал свою миссию в Ирландии.
Были и другие миссионеры, действовавшие на юго-восточном побережье, но именно святой Патрик имел наибольшее влияние и успех в проповеди Евангелия Христа. Поэтому он известен как «Просветитель Ирландии».
Его автобиографическая «Исповедь» повествует о многих испытаниях и разочарованиях, которые он пережил.
Однажды Патрик признался другу, что его беспокоит один грех, который он совершил до того, как ему исполнилось пятнадцать.
Друг заверил его в милости Божией и даже поддержал назначение Патрика епископом.
Позже он повернулся против него и раскрыл то, что сказал ему Патрик, пытаясь предотвратить его посвящение.
Много лет спустя Патрик все еще скорбел о своем дорогом друге, публично опозорившем его.
Святой Патрик основал множество церквей и монастырей по всей Ирландии, но обращение ирландцев в христианство было непростой задачей.
Было много враждебности, и на него несколько раз нападали.
Он столкнулся с опасностью и оскорблениями, его упрекали в том, что он иностранец и бывший раб.
Также существовала вполне реальная возможность того, что язычники попытаются его убить.
Несмотря на многие препятствия, он остался верен своему призванию и многих людей крестил во Христа.
Послание святого к Коротику также является подлинным произведением.
В нем он осуждает нападение людей Коротика на одно из его собраний.
Кираса (Lorica) также приписывается Святому Патрику.
В его писаниях мы можем увидеть осознание Святым Патриком того, что он был призван Богом, а также его решимость и скромность в выполнении миссионерской работы.
Он называет себя «грешником», «самым невежественным и ничтожным» и «презираемым многими».
Он приписывает свой успех Богу, а не собственным талантам: «Я обязан Божьей благодати тем, что благодаря мне так много людей должно родиться свыше для Него».
К тому времени, когда он основал свой епископский престол в Армарге в 444 году, у святого Патрика были другие епископы, которые помогали ему, многие местные священники и дьяконы, и он поощрял рост монашества.
Святого Патрика часто изображают держащим трилистник или убегающими от него змеями.
Он использовал трилистник, чтобы проиллюстрировать учение о Святой Троице.
Его три листа, растущие из одного стебля, помогли ему объяснить концепцию единого Бога в трех Лицах.
Многие теперь считают историю о святом Патрике, изгнавшем всех змей из Ирландии, не имеющей исторической основы.
Святой Патрик умер 17 марта 461 года (некоторые говорят, что 492 года).
Существуют различные рассказы о его последних днях, но в основном они легендарны. Муирчу говорит, что никто не знает места, где похоронен Святой Патрик.
Святой Колумба Ионский (память 9 июня) говорит, что Святой Дух открыл ему, что Патрик был похоронен в Сауле, на месте его первой церкви.
Гранитная плита была установлена на его традиционном месте захоронения в Даунпатрике в 1899 году.
Святой Гавриил Младший был крупной фигурой в Грузинской церкви восемнадцатого века.
Известно немного деталей его жизни, но очевидно, что образование, которое он получил, было довольно хорошим для того периода.
Стремясь к монашеской жизни, но еще живя в миру, Гавриил всячески старался отгородиться от мирской суеты.
Он держал в Тбилиси небольшую швейную мастерскую и большую часть прибыли раздавал беднякам.
Однажды преподобный Гавриил оставил свои дела и отправился в пустыню Давид-Гареджи, где принял монашеский постриг.
Святой Гавриил много времени уделял писательству, и его труды оставили значительный след в духовной литературе Грузии.
Он составил несколько сборников святоотеческих сочинений, а также написал оригинальные сочинения богословского характера.
Его оригинальные сочинения включают «Объяснение архиерейской литургии» , где подробно описывается смысл каждой части богослужения, « Духовные рассказы благочестивых», «Житие и труды преподобного схимонаха Онисфора», «Повести о Порфирии», сочинения на Номоканон, Шестого Вселенского Собора.
Среди братии своей обители преподобный Гавриил отличался замечательной способностью к любви и горячим желанием помогать другим: всем помогал, обо всех заботился, всех ободрял.
Во время Великого поста 1802 года в Давид-Гареджийский монастырь из Тбилиси приехал некий протодиакон, желая приблизиться к подвижническому образу жизни.
Однако через некоторое время ему захотелось увидеть свою семью, и он решил вернуться домой.
Преподобный Гавриил сопровождал его в пути, но оба мужа были внезапно атакованы дагестанцами, и святой отец был убит.
Братия отнесли его мощи обратно в монастырь и с великими почестями похоронили их там.
Христианские праздники 29 марта
Христианские праздники 31 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.