ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ29 ноября
Православные праздники 30 ноября (17 ноября по старому стилю)
Лазарь ( греч . Λάζαρος ) по прозвищу Зографос ( Ζωγράφος , «Художник») - византийский христианский святой 9 века.
Он также известен как Лазарь Художник и Лазарь Иконописец . Родился в Армении 17 ноября 810 года, жил до и во время второго периода византийского иконоборчества.
Лазарь был первым святым, канонизированным именно как иконописец. Позднее за ним последовала святая Екатерина Болонская .
Родился 17 ноября 810 г.
Армения
Умер 28 сентября 865 г. (оспаривается)
Рим
Почитается в православная церковь , католическая церковь
Канонизированный до прихода
Праздник 23 февраля (католик)
17 ноября (православная церковь)
Выступил против иконоборчества
Жизнь и времена
Лазарь стал монахом в раннем возрасте и, как полагают, изучал искусство живописи в Студийском монастыре в Константинополе.
Лазарю были отмечены следующие добродетели: любовь ко Христу, аскетизм, молитва и неприятие суеты мира.
Он был далее признан за его акты самоконтроля, дисциплины и раздачи милостыни, а затем сделан священником. При жизни он пользовался большим уважением и был хорошо известен своими фресками.
Он использовал веру и ритуал как средство для переноса своего внутреннего созерцания на изображения, которые он рисовал. [6] Таким образом, его способность писать иконы рассматривалась как дар, данный Богом. Во времена правленияФеофил ( годы правления 829–842 ), император- иконоборец , выступавший против всех святых образов, Лазарь упорно продолжал свое ремесло иконописи и начал восстанавливать изображения, испорченные еретиками.
Феофил разыскал Лазаря, который тогда был известен своей живописью, и намеревался сделать из него пример. После того, как его несколько раз просили прекратить рисовать, Лазаря предстали перед императором, где он отказался уничтожить любое из нарисованных им изображений. Император вскоре обнаружил, что Лазарь был выше лести и подкупа.
Затем ему угрожали смертной казнью, что в то время не было редкостью для тех, кто благоволил к иконам ( иконописцам).).
Однако Лазаря, как человека из ткани, нельзя было казнить, и вместо этого его бросили в темницу. Во время заключения он подвергался таким «жестоким пыткам, что плоть лестницы таяла вместе с его кровью».
Его оставили умирать от ран, но он выздоровел. Затем он начал рисовать святые образы на панелях из своей тюремной камеры. Услышав об этом, Феофил приказал «приложить листы раскаленного железа к ладоням его рук, отчего он потерял сознание и лежал полумертвый».
Также говорят, что его руки были обожжены раскаленными подковами, пока его плоть не расплавилась до костей.
Когда Лазарь лежал на смертном одре, императрица Феодора , иконописец, убедила Феофила освободить Лазаря из темницы. Лазарь нашел убежище в Тоу Фобероу , уединенной церкви св. Иоанна Предтечи, когда- то находившейся в Фобере на азиатском берегу Босфора.
Считается, что церковь когда-то функционировала как имперский монастырь, в котором проживало до ста семидесяти монахов.
После смерти Феофила в 842 году Феодора просила Елеазара простить действия ее мужа, на что он ответил: «Не так несправедлив Бог, о царица, чтобы забыть нашу любовь и труды ради него и придать большую ценность к этому человеку ненависть и необычайное безумие».
Лазарь служил образцом стойкости для тех, кто пострадал от иконоборческих гонений.
Атрибуты произведений искусства
После реставрации икон в 843 году Лазарь снова получил возможность заниматься живописью. Говорят, что, несмотря на свои предыдущие раны, Лазарь написал большую фреску с изображением святого Иоанна в монастыре Фоберос.
Написанная икона, как известно, обладала силой исцелять и совершать чудеса.
В том же году он также классно восстановил портрет Христа, известный как Христос Халкиты (Христос Халкита) над Халкскими воротами , церемониальным входом в Большой Константинопольский дворец .
Ни одна из этих двух работ не сохранилась до наших дней. Лазарю также приписывают мозаичное украшение апсиды собора Святой Софии .в рассказах паломников Антония, архиепископа Новгородского, во время визита в Константинополь. Антоний описал мозаику как изображение Богоматери с Младенцем Христом в окружении двух ангелов, которую, как было отмечено,
видели как император Василий I, так и Михаил III ( годы правления 842–867 ) перед его смертью в том же году. Однако эти отчеты датированы несколькими столетиями позже, ок. 1200 .
Посол в Риме
В 856 году Лазарь служил дипломатом Михаила III, Феофила и сына Феодоры, который послал его в качестве эмиссара посетить Папу Бенедикта III , чтобы обсудить возможность примирения между Римско- католической церковью и Православной церковью , которая в этот момент были очень натянутые отношения.
В 865 году, во время его второй миссии к Папе, Лазарь умер в Риме 28 сентября, хотя Раймон Джанин оспаривает дату. [
Он был похоронен в монастыре Evanderes, недалеко от Константинополя.
День памяти святого Лазаря Зографа — 17 ноября по православному календарю и 23 февраля по римско-католическому календарю.
Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в знатной языческой семье (между 210 - 215 гг.) и первоначальное имя его было Феодор.
После его начального образования святой Григорий и его брат Григорий, или Афенодорос 1 (согласно некоторым агиологическим источникам), отправились в Бейрут изучать право.
Однако великие мыслители древности не смогли утолить его жажды познания.
Истина открылась ему только в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.
Для продолжения учебы святой Григорий отправился в Александрию, известную в то время как центр языческой и христианской учености.
Стремясь приобрести знания, Григорий отправился в Александрийскую катехизическую школу, где преподавал пресвитер Ориген.
Ориген был известным учителем, обладавшим большой силой духа и глубокими знаниями.
Святой Григорий стал учеником Оригена.
Впоследствии святитель писал о своем наставнике: «Этот человек получил от Бога возвышенный дар быть толкователем Слова Божия для людей, постигать Слово Божие, как употреблял его Сам Бог, и разъяснять его людям. люди, насколько они могли это понять».
Святитель Григорий восемь лет учился у Оригена, который и крестил его.
Подвижническая жизнь святителя Григория, его воздержание, чистота и отсутствие любостяжания вызвали зависть у его тщеславных и грехолюбивых сверстников, язычников, и они решили оклеветать святителя Григория. Однажды, когда он беседовал с философами и учителями на городской площади, к нему подошла отъявленная блудница и потребовала платы за грех, который он якобы совершил с нею.
Сначала святой Григорий мягко увещевал ее, говоря, что, может быть, она приняла его за кого-то другого.
Но распутная женщина не хотела молчать. Тогда он попросил друга дать ей денег.
Как только женщина взяла необоснованную плату, она в бесовском припадке упала на землю, и обман раскрылся. Святой Григорий помолился над ней, и бес был изгнан. Это было первое из его чудес.
Вернувшись в Неокесарию, святитель бежал от мирских дел, в которые его настойчиво пытались втолкнуть влиятельные горожане.
Он ушел в пустыню, где постом и молитвой достиг больших духовных высот, а также даров ясновидения и пророчества.
Святитель Григорий любил свою жизнь в пустыне и хотел оставаться в уединении до конца своих дней, но Господь восхотел иначе.
Узнав о подвижнической жизни святителя Григория, епископ каппадокийского города Амасии Федем решил поставить его епископом Неокесарийским.
Но, предвидя духом намерение епископа Федема, святитель скрылся от посланных на его поиски святительских вестников.
Затем епископ Фаидем заочно рукоположил святителя во епископа Неокесарийского, умоляя Господа благословить необычную хиротонию.
Святитель Григорий расценил необычайное событие как проявление воли Божией и не осмелился протестовать.
Этот эпизод из жизни святителя Григория записан святителем Григорием Нисским (память 10 января).
Он рассказывает, что святой Григорий Неокесарийский получил епископский сан только после того, как епископ Фаидем рукоположил его во все канонические чины.
В это время начала распространяться ересь Савеллия и Павла Самосатских.
Святитель Григорий горячо и усердно молился, умоляя Бога и Его Пречистую Матерь открыть ему истину.
Ему явилась Пресвятая Богородица, лучезарная, как солнце, и с Ней был апостол Иоанн Богослов, облаченный в архиерейские ризы.
По повелению Божией Матери апостол Иоанн научил святителя правильно говорить о Таинстве Пресвятой Троицы.
Святой Григорий записал все, что открыл ему святой Иоанн. Символ веры, записанный святителем Григорием, есть великое божественное откровение в истории Церкви.
На этом основано учение о Святой Троице в православном богословии.
Впоследствии его приняли святые отцы Церкви: Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский. Символ (Символ веры) святителя Григория впоследствии был рассмотрен и утвержден в 325 году Первым Вселенским Собором, что показало его непреходящее значение для Православия.
Даже несогласные со святителем Григорием считали его вторым Моисеем. 2
Став архиереем, святитель Григорий отправился в Неокесарию.
По пути из Амасии он изгнал бесов из языческого капища, жреца которого обратил ко Христу.
Новообращенный был свидетелем еще одного чуда святого: по его слову большой камень сдвинулся со своего места.
Проповеди святителя были прямыми, живыми и плодотворными.
Он учил и творил чудеса во имя Христа: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал споры и жалобы.
Два брата, разделившие наследство, не смогли договориться об имуществе умершего отца.
Причиной их спора было большое озеро, потому что каждый брат хотел иметь озеро для себя.
Оба они собрали своих друзей вместе, и были готовы вступить в драку.
Святой Григорий уговорил их отложить сражение до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, из-за которого разгорелась ссора.
Когда наступил рассвет, все увидели, что озеро высохло или ушло под землю.
Теперь, по настойчивой молитве святого, остался только ручей, русло которого определяло пограничную черту.
Когда при императоре Декии (249-251) начались гонения на христиан, святой Григорий увел свою паству на далекую гору.
Некий язычник, знавший, где прячутся христиане, сообщил гонителям, и воины окружили гору.
Святитель вышел на открытое место, воздел руки к небу и велел сделать то же и своему диакону.
Солдаты обыскали всю гору и несколько раз прошли мимо молящихся. Не видя их, они сдались и ушли.
В городе сообщили, что на горе спрятаться негде.
Там не было людей, просто два дерева стояли рядом друг с другом.
Доносчик был поражен, он раскаялся в своих путях и стал набожным христианином.
Святитель Григорий вернулся в Неокесарию после окончания гонения.
По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа.
Святостью своей жизни, своей действенной проповедью, своими чудесами и вдохновенным руководством своей паствой святитель умножил число обращенных ко Христу.
Когда святитель Григорий впервые пришел на свою кафедру, в Неокесарии было всего семнадцать христиан.
Ко времени его преставления в городе осталось всего семнадцать язычников.
Святитель Никон, игумен Радонежский, ученик и преемник преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польске.
Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, юноша пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в ангельскую схиму.
Преподобный Сергий не принял Никона, то ли по молодости, то ли по другой причине.
Вместо этого он послал его к своему ученику святому Афанасию (память 12 сентября) в Серпухов.
Но святой Афанасий не сразу принял его. Только увидев настойчивость юноши, он постриг его в монашескую схиму.
Святитель Никон подвизался в молитве, изучал Священное Писание и пребывал в добродетели и чистоте.
За смирение и беспрекословное выполнение каждой поставленной перед ним задачи святитель Никон был назван «ревнителем послушания».
Когда ему исполнилось тридцать лет, он был рукоположен в сан священника.
Через некоторое время святой Афанасий благословил его пойти к преподобному Сергию.
Преподобный Сергий, увидев его, сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо мой Никон», и с радостью принял его.
Сначала он поручил святому Никону служить братии. Ученик проводил целые дни в иноческих делах, а ночи в молитвенной беседе с Богом.
Преподобный Сергий утешался своей добродетельной жизнью.
Получив особое прозрение о нем, преподобный Сергий велел своему ученику пребывать с ним в его келии, чтобы он мог участвовать в духовных подвигах.
Он наставлял его во всех монашеских добродетелях и много объяснял о сущности духовной жизни.
Преподобный Сергий возложил на преподобного Никона обязанность помощника себе, но за шесть месяцев до своей кончины поставил своего ученика своим преемником.
Тогда преподобный Сергий удалился в затвор.
После кончины преподобного Сергия (25 сентября 1392 г.) Никон исполнял свои обязанности именно так, как ему было поручено основателем монастыря.
Он имел обыкновение посещать все монастырские службы и никогда не оставлял общих дел, трудясь наравне со всей братией.
Но бремя игумена монастыря тяготило преподобного Никона.
Вспоминая свою тихую жизнь в Серпуховском Высоцком монастыре со святителем Афанасием, а позже со святителем Сергием, он оставил свое положение и удалился в свою келью.
Шесть лет монастырем руководил преподобный Савва Сторожевский (память 3 декабря).
В 1400 году святой Савва основал свой монастырь близ Звенигорода, и братия умоляла преподобного Никона снова принять его управление.
Он согласился, но каждый день отводил себе определенное время для молчания, чтобы предстать в одиночестве перед Богом.
Когда стала распространяться молва о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408 г.), преподобный Никон усердно молился Богу о пощаде монастыря.
Во сне ему явились московские святители Петр (память 21 декабря) и Алексий (память 12 февраля) вместе со преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, так как она не опустеет, а будет процветать во все времена.
Монахи покинули монастырь, взяв с собой святыни, книги и освященные сосуды.
Вернувшись, они увидели, что их любимое место превратилось в пепел.
Но преподобный Никон не отчаялся, и братия принялась за восстановление обители.
В первую очередь была построена деревянная церковь в честь Пресвятой Троицы.
Освящен 25 сентября 1411 года, в годовщину преставления преподобного Сергия.
Монастырь был восстановлен, и преподобный Никон начал строительство каменного храма над могилой своего духовника преподобного Сергия.
Рабочие, копавшие фундамент, 5 июля 1422 года обнаружили нетленные мощи преподобного Сергия.
Среди всеобщего ликования они поместили мощи в новую раку, а на новом месте построили деревянную церковь (ныне церковь в честь Сошествия Пресвятой Богородицы). Позже святитель Никон построил новую каменную церковь во имя Пресвятой Троицы.
В честь и память своего духовника он перенес святые мощи в этот новопостроенный храм.
Святитель Никон привлек для украшения храма лучших иконописцев, святителей Андрея Рублева (память 4 июля) и Даниила Черного (память 13 июня).
Затем святой Андрей написал икону Пресвятой Троицы (Гостеприимство Авраама), воплотив в себе то, что было открыто преподобному Сергию.
Святитель Никон до конца жизни занимался строительством Троицкой церкви.
Место последнего упокоения святителя Никона было открыто ему в видении перед смертью. Он созвал братьев и дал им указания.
Приняв Пречистое Тело Христово и Его Честную Кровь, святитель Никон дал братии последнее благословение и сказал: «Иди, душа моя, с радостью на место, где уготовано тебе упокоение. Христос зовет тебя».
Совершив крестное знамение, преподобный Никон скончался 27 ноября 1426 года.
Погребен возле раки преподобного Сергия.
При святителе Ионе (1448-1461) иеромонах Пахомий Логофет написал «Служение и житие преподобного Никона».
В 1547 году ему было установлено общепринятое празднование.
В 1548 году над могилой преподобного Никона была построена церковь его имени.
В 1623 году на его месте был устроен новый, в котором в крипте покоятся мощи преподобного Никона.
В 1976 году в Троице-Сергеевской лавре было торжественно отмечено 500-летие преставления святителя Никона.
Христианские праздники 29 ноября
Христианские праздники 1 декабря
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.