ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ20 апреля

Христианские праздники 29 марта

(16 марта по старому стилю) 5-я седмица Великого поста 

  • Мученик Савин Египетский
  • Преподобный Христодул Чудотворец
  • Священномученики Трофим и Фала, пресвитеры Лаодикийские

 

Мученик Савин Египетский


Мученик Савин Египетский

Мученик Савин Египетский

 

Святой мученик Савин был администратором египетского города Гермополя.

Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане (284-305) святой Сабин и его единомышленники скрывались в отдаленном селении.

Его тайник обнаружил некий неблагодарный нищий, принесший ему еды.

Святой кормил его и помогал деньгами, но человек предал его за два червонца.

Сабин был схвачен вместе с шестью другими христианами, и после пыток все они были утоплены в Ниле в 287 году.

 

Мученик Папа Ликонский


Мученик Папа Ликонский

Мученик Папа Ликонский

 

Святой мученик Папа жил в городе Ларанде (Малая Азия) в царствование Максимиана (305-311).

Его арестовали и пытали за веру во Христа.

Его ноги обули в сапоги с вбитыми в подошвы острыми гвоздями и заставили ходить.

Они привели его в город Диокесарию, а затем в Селевкию, Исаврию, чтобы предстать перед судом.

Святой Папа умер привязанным к бесплодному дереву, которое затем стало плодоносным.

 

Святитель Серапион, архиепископ Новгородский


Святитель Серапион, архиепископ Новгородский

Святитель Серапион, архиепископ Новгородский

 

Преподобный Серапион родился в селе Пехорка под Москвой и с юных лет склонялся к монашеству.

По желанию родителей он вступил в брак и был рукоположен в священники.

Через год он овдовел и был пострижен в Дубенском Успенском монастыре.

За свою добродетельную жизнь он был избран игуменом обители и столько потрудился для нее, что впоследствии она стала называться под его именем – Серапионова пустынь.

Желая предаться более суровым подвигам, святитель оставил свое положение и поступил в Троице-Сергиеву Лавру, где стал игуменом в 1495 году.

Святитель пользовался уважением великого князя Ивана Васильевича, и по его просьбе князь помиловал трех осужденных бояр, приговоренных к смерти.

Присутствуя на Соборе 1504 года, преподобный Серапион страстно защищал обычай церковного и монастырского владения имуществом, как средством благотворительности.

Это привело его к конфликту со святителем Иосифом Волоколамским (память 9 сентября), который учил, что Церкви не должны принадлежать села и имения.

В 1506 году он был рукоположен в архиепископа Новгородского.

Во время большого пожара в этом городе в 1508 году святитель со слезами молился о том, чтобы Господь прекратил его.

Преподобному Серапиону пришлось пережить много скорбей.

В 1509 году он был лишен кафедры и сослан в Московский Андроников монастырь.

В 1511 году преподобный Серапион переселился в Троице-Сергиеву Лавру, где и провел остаток жизни в непрестанных размышлениях и молитвах, удостоившись от Господа даров прозорливости и чудотворения.

После пострига в схиму святитель скончался 16 марта 1516 года.

Его нетленные мощи были обретены 7 апреля 1517 года и по сей день покоятся в Серапионовом павильоне Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры.

Господь прославил Своего святого даром чудес как при жизни, так и после смерти.

Однажды в праздник Успения святитель исцелил хромого, который много лет ползал на ногах и на руках и ногах, опираясь на деревяшки.

В 1608 году, во время осады Лавры поляками, многие иноки и миряне, приходившие в храм помолиться за его монастырь, видели его в архиерейском облачении.

 

Апостол Аристобул из семидесяти, епископ Британии


Апостол Аристобул из семидесяти, епископ Британии

Апостол Аристобул из семидесяти, епископ Британии

 

Святой апостол Аристобулос из семидесяти родился на Кипре.

Он и его брат, апостол Варнава (память 11 июня), сопровождали святого Павла в его миссионерских поездках.

Святой Аристобулос упоминается апостолом Павлом в его Послании к римлянам (Римлянам 16:10).

Есть несколько противоречивых рассказов о жизни иерарха до его отъезда в Британию.

Некоторые отождествляют его с Зеведеем, отцом апостолов Иакова и Иоанна.

Другие говорят, что он был тестем апостола Петра. Однако большинство из них ненадежны.

Святой Павел поставил Аристобулоса епископом и послал его проповедовать Евангелие в Британию, Шотландию и Ибернию (Ирландию), где он многих обратил ко Христу.

Ему также пришлось пережить много мук и огорчений от враждебно настроенных язычников, которые били его и издевались над ним.

В конце концов, он покорил их и привел ко Христу.

Святой Аристобулос мирно скончался в Британии среди людей, которых он евангелизировал.

Некоторые источники говорят, что он принял мученическую смерть в Уэльсе в преклонном возрасте.

Память святого Аристобула также 31 октября (со святыми Стахисом, Апеллесом, Амплиасом, Урбаном и Нарциссом), а также в Собор семидесяти апостолов (4 января). В греческом языке его память отмечается 15 марта.

 

Священномученик Александр, Папа Римский


Священномученик Александр, Папа Римский

Священномученик Александр, Папа Римский

 

Священномученик Александр, епископ Римский, десять лет служил архипастырем Римским.

Он был сожжен заживо 3 мая 119 года по приказу императора Адриана (117-138).

 

Мученик Юлиан из Аназарба


Мученик Юлиан из Аназарба

Мученик Юлиан из Аназарба

 

Священномученик Юлиан Аназарбус пострадал за Христа в Антиохии Сирийской при императоре Максимиане Галерии (305-311).

Его мощи прославились чудесами во времена святителя Иоанна Златоуста.

Златоуст упоминает мученика в своей 47-й проповеди.

 

Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские


Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские

Священномученики Трофим и Фал Лаодикийские

 

Святые мученики Трофим и Фалл, братья и пресвитеры Сирийские, служили в Карийской Лаодикии.

Во время гонения при императоре Диоклетиане (284–305) и его соправителе Максимиане (284–305) братья были взяты под стражу и приведены к правителю Асклепиодоту.

Он приказал побить святых братьев камнями, но камни, которые они бросали в святых, возвращались и поражали тех, кто их бросал.

После повторного допроса святых братьев приговорили к распятию.

Идя на казнь, они прославляли Бога за то, что удостоились умереть на кресте, как это сделал Спаситель.

Святые мученицы Христовы продолжали проповедовать с креста, а рядом стояла их храбрая мать.

Одна иудейка поклонилась святым и воскликнула: «Блаженна мать, родившая таких сыновей».

Когда мученики предали свои души Богу, тюремщик сказал, что видел, как души святых братьев возносились на небо в сопровождении трех ангелов.

Народ оставался у тел святых мучеников всю ночь, а утром к месту казни пришла жена мучителя Асклепиодота со своим украшенным драгоценностями покрывалом.

Она рассказала людям, что во сне видела святых мучеников и ангелов, посланных наказать ее мужа.

Мать мучеников и двух христиан, Зосимы и Артемона, похоронила святых братьев в их родном городе Стратонике, Лидии.

Мучитель Асклепиодот вскоре заболел и умер ужасной смертью.

 

Святые Пимен Салосийский и Антон Месхи, просветители Дагестана и народов Северного Кавказа


Святитель Пимен Юродивый и Антон Месхи (из Месхети, на юге Грузии) жили в XIII веке, когда монголы регулярно вторгались в Грузию.

Вся страна, и Церковь в особенности, томилась под игом монгольского гнета.

Грузинский народ в очередной раз оказался перед страшным выбором: сохранить свою временную плоть или обрести духовное спасение.

Большинство не поддались искушению врага и предпочли вместо этого мученическую смерть за Христа.

В то время в Давид-Гареджийской пустыне подвизался юродивый по имени Пимен.

Его родовые корни находились в Кахетии, в восточной Грузии.

Пимен укорял царей и осуждал несправедливые и безнравственные поступки знати. Вместе с ним подвизался благочестивый монах Антон Месхи.

Просвещенные божьей милостью, отцы поняли, что грузинский народ следует дурному примеру своего царя.

Таким образом, монахи начали борьбу за духовное спасение народа, потребовавшего порицания царя.

Кроме своих подвигов юродства и порицания царей, святые проповедовали христианство среди дагестанцев (расположенных к северо-востоку от Грузии и граничащих с Каспийским морем).

За великие духовные подвиги и подвиги за благочестивую чистоту, христианскую веру и распространение Евангелия среди дагестанцев Грузинская Церковь причислила Пимена Юродивого и Антона Месхи к лику святых.

 

Святой Христодулос, Патмосский чудотворец


Преподобный отец наш Христодулос родился близ Никеи Вифинской около 1020 года.

Его родителей звали Феодор и Анна, а сын их получил имя Иоанн в Святом Крещении.

Он был известен как аскет и врач во всей Византийской империи.

В 1043 году принял постриг на горе Олимп, где под руководством старцев получил широкое образование.

После смерти своего Духовника он совершил паломничество по святым местам в 1045 году.

Он посетил Рим и Палестину, жил в Малой Азии и на некоторых греческих островах, где основал несколько монастырей.

После вторжения сарацин в Палестину отец Христодулос покинул Святую Землю и в 1070 году поселился на горе Латмос, в ставропигиальном монастыре Богородицы на северо-западе Карии.

Вскоре он был избран настоятелем этого монастыря.

В 1076 году Патриарх Константинопольский Косма I поставил отца Христодула архимандритом над всеми Латмийскими монастырями.

С 1076 по 1079 год он трудился над строительством и укреплением монастырей.

В 1079 году латмийские монастыри были разрушены турками-сельджуками.

Святой укрылся со своей малочисленной общиной в городе Стровилос на берегу Эгейского моря, где отшельник Арсений поставил его надзирателем своей обители.

Отец Христодулос вскоре переехал на близлежащий остров Кос, наименее пострадавший от мусульманских вторжений.

Там у Арсения было несколько поместий, а на горе Пелион, по предложению последнего, Христодулос основал в 1080 году Кастрийский монастырь Пресвятой Богородицы.

В 1087 году он основал монастырь на соседнем острове Лерос.

Кроме того, во время своего пребывания на острове Кос святой Христодулос организовал экспедицию на гору Латмос, чтобы вызволить книги из покинутой им монашеской общины.

Эти книги были отправлены на хранение в библиотеку собора Святой Софии в Константинополе.

Стремясь к большему уединению и аскетизму, святой Христодулос обратил свое внимание на остров Патмос.

Его так поразил аскетический дух этих мест, что он решил основать на этом острове монастырь.

В 1089 году он подал первое прошение императору Алексиосу I Комнину о новой монашеской общине на острове Патмос, вместо земли на острове Кос и на берегу Карии.

Согласно Хризобуллу, изданному в 1088 году, император отдал остров Патмос отцу Христодулосу в вечную неотчуждаемую собственность, освободив его от всех налогов.

Он запрещал правительственным чиновникам действовать на острове.

Фактически остров был выведен из-под юрисдикции государственного управления, а вся судебная и административная власть на этом острове сосредоточилась в руках игумена монастыря.

Преподобный основал монастырь на горе у пещеры, где, по преданию, святой апостол Иоанн Богослов получил божественное откровение и написал свою пророческую книгу в 68-69 годах.

Монастырь был построен на скалистом уступе, почти в центре острова, и за первые три года приобрел вид крепости.

Однако в последние годы жизни из-за набегов пиратов святой вынужден был бежать с Патмоса.

Он и его ученики отправились на остров Эвбея, где он преставился 16 марта 1093 года.

Незадолго до смерти он поручил своим ученикам похоронить его на острове Патмос в основанном им монастыре.

Ученики взяли его святые и нетленные мощи и перенесли их в его собственный монастырь, где они остаются для освящения тех, кто с верой почитает их.

Память святого Христодулоса совершается также 21 октября (перенесение его святых мощей).

 

Святой Амвросий Исповедник


Святой Амвросий Исповедник (в миру Бесарион Хелая) родился в 1861 году.

Начальное образование получил в духовном училище в Самегрело, в 1885 году окончил Тбилисскую семинарию.

В том же году был рукоположен в священники. о. Амвросий восемь лет служил священником в Сухуми (на северо-западе Грузии), одновременно преподавая грузинский язык в школах и руководя деятельностью различных благотворительных обществ.

В 1896 г. он овдовел, а в 1897 г. поступил в Казанскую духовную академию.

Находясь в Казани, о. Амвросий с большим интересом следил как за литературно-культурной жизнью города, так и за движением за национальную независимость Грузии.

Он исследовал историю Грузии по первоисточникам и на основе своих открытий написал несколько очерков.

Его эссе, озаглавленное «Борьба между христианством и исламом в Грузии», настолько убедило одного профессора, что он порекомендовал о. Амвросий продолжает исследовать эту тему и представляет свое исследование на степень магистра.

В 1901 году о. Амвросий завершил обучение в Казанской духовной академии, в том же году принял монашеский постриг и вернулся в Грузию.

Вместе с величайшими сынами своего народа он неустанно боролся за автокефалию Грузинской Православной Церкви.

В наказание за бескомпромиссную приверженность этой цели о. В 1905 году Амвросия сослали в Россию.

По возвращении в Грузию он был возведен в сан архимандрита и назначен игуменом Челишского монастыря.

Монастырь Челиши когда-то был центром богословского образования в Грузии, но с тех пор прошло много лет, и число студентов монастыря стремительно сокращалось. Вскоре он полностью опустеет.

Но по благословению епископа Имеретийского Леонида (впоследствии Католикоса-Патриарха всея Грузии) святитель Амвросий собрал ряд одаренных молодых людей для обучения в семинарии и начал обучать их пению и чтению Святого Евангелия.

Святитель Амвросий много времени и сил отдавал поиску и восстановлению древних рукописей Челишского монастыря.

Однажды, проходя монастырским двором, он услышал приглушенный звук, идущий из-под земли.

Он начал копать в этом месте и обнаружил древний список Святых Евангелий.

Это было «Евангелие Челиши», известная грузинская реликвия IX или X века.

Вскоре святой Амвросий вошел в состав Тбилисского синодального совета и был возведен на престол игуменом Спасо-Преображенского монастыря в Тбилиси.

Но в 1908 году его обвинили в заговоре с целью убийства экзарха Никона и лишили права служить в Церкви.

Прокуратура сослала его в Свято-Троицкий монастырь в Рязани, где он провел более года под строгой охраной.

В 1910 году святитель Амвросий был оправдан и вновь допущен к церковному служению.

В 1917 году архимандрит Амвросий вернулся в Грузию и вновь включился в борьбу за автокефальную Грузинскую Церковь.

Через несколько месяцев была провозглашена церковная автокефалия.

Он был рукоположен в митрополита Чкондидского, позже переведенного в Цкумско-Абхазскую область.

В 1921 году святитель Амвросий был возведен на престол Католикоса-Патриарха всея Грузии.

Советская власть начала гонения на Церковь вскоре после интронизации святителя Амвросия.

Около 1200 церквей были разграблены, переоборудованы для других целей или разрушены.

Многие священнослужители были арестованы, сосланы, а затем расстреляны.

7 февраля 1922 года Католикос-Патриарх Амвросий, духовник и главный пастырь своего народа, направил участникам I Генуэзской конференции меморандум, в котором отстаивал права Грузинской Церкви и народа.

Каждое слово его обращения было проникнуто тревогой за судьбу не только родины, но и всего рода человеческого.

Святитель Амвросий уверял собравшихся, что народ и правительство, лишенные христианской добродетели, не будут иметь будущего, и просил о помощи в это бедственное время.

Получение такого меморандума было беспрецедентным для большевистского режима, и в ответ чиновники арестовали святого Амвросия.

Тем не менее он бесстрашно критиковал снисходительность правительства к преступлениям, несправедливости и святотатству.

В ответ на один из большевистских допросов патриарх утверждал: «Исповедание веры есть духовная необходимость для каждого народа – гонения усиливают ее необходимость. Вера углубляется, сжимаясь и накапливаясь, и вырывается наружу с новой энергией. Так было в прошлом, так будет и в нашей стране. Грузия не является исключением из этого универсального закона».

Святитель Амвросий сказал своим гонителям замечательные последние слова: «Душа моя принадлежит Богу, сердце мое – родине моей, а с плотью моей делайте, что хотите».

Суд приговорил Католикоса-Патриарха всея Грузии к семи годам девяти месяцам и двадцати восьми дням лишения свободы.

В конце 1924 года святитель Амвросий и другие члены Синодального совета были амнистированы, но их тяжелый опыт уже дал о себе знать.

Грузинское стадо потеряло своего верного пастыря в 1927 году.

В 1995 г. жизнь Католикоса-Патриарха всея Грузии Амвросия (Хелая) обсуждалась на расширенном соборе Священного Синода Грузинской Церкви.

В знак признания его великих заслуг перед Церковью и народом Амвросий был канонизирован как «Святой Амвросий Исповедник».

В 1922 году представители тридцати четырех стран встретились в Генуе, Италия, чтобы обсудить экономическую реконструкцию Центральной и Восточной Европы и улучшить отношения между Советским Союзом и Западной Европой.

 

Святитель Димитрий Посвященный, царь Грузии


Святой Димитрий-царь, также называемый «Благочестивый», был правнуком святой царицы Тамары.

Бог послал святому Димитрию много невзгод в детстве, тем самым ободряя его в вере с ранних лет.

Деметре был еще младенцем, когда монголы убили его мать, благочестивую царицу Гванцу.

Его отец, король Давид V (1258-1269), умер, когда Деметре было всего десять лет.

Когда ему исполнилось двенадцать лет, царский двор отправил его в монгольский орду (военный лагерь и ставку монголов).

Этот конкретный лагерь ильханидских монголов находился в Мугане Азербайджана и находился под властью Абага-хана (1265-1282).

Ильханидские монголы были потомками Хулагу, брата Кубилай-хана.

Поскольку грузины находились под властью монголов, они попросили Абака-хана провозгласить Деметру царем, и их просьба была удовлетворена.

Наполненный добродетелью, царь Деметре правил народом в мудрости и доброте.

Ночью он выходил на поиски бедных, немощных и сирот, чтобы раздать им свое богатство.

Король использовал сравнительно мирные периоды для строительства и восстановления церквей и монастырей, укрепления укреплений.

Однако многие высокие цели царя Деметре так и не были реализованы, потому что хан постоянно призывал к оружию грузинских воинов.

Огромное количество лучших воинов Грузии сражалось и погибло в ханских битвах.

Вскоре Грузия была измучена битвами и жертвами крови своих сыновей в войнах чужих народов.

Внутренние распри стали терзать грузинский народ, и в отчаянии они стали грабить земли и села, принадлежавшие их собственной Церкви.

В это трудное время Деметра поддалась искушению. Хотя он уже вступил в брак по политическому расчету, он похитил Нателу, дочь правителя Южной Грузии Беки Джакели.

Она родила Деметре сына, которого назвали Георгием. Позже он будет удостоен титула Георгий V «Блестящий» (1314–1346).

После смерти Абага-хана ханом был провозглашен его брат Ахмад Тегюдер (1282-1284).

На второй год его правления брат Ахмада, Конгурдам, задумал свергнуть его, но потерпел неудачу.

Вскоре сын Абака-хана, Аргун (1284-1291), восстал против своего дяди и захватил трон.

Наконец, Буга Чингсанг, премьер-министр хана, организовал заговор против Аргуна.

17 января 1289 года Буга Чингсанг был казнен вместе со своими товарищами по заговору.

Деметра, который был в дружеских отношениях с ханом, теперь был вызван в ханское орду как подозреваемый в участии в заговоре.

Царь Деметре сразу догадался о причине этого вызова: «Хан очень рассердился и позвал меня к себе», – сказал он своему двору.

«Я уверен, что он намерен сделать мне зло, но мое королевство будет беззащитным перед ним, если я не уйду. Сколько христиан умрут или станут его рабами? Сколько церквей будет опустошено? Воистину, моя жизнь не может быть настолько ценной, чтобы я мог жить и нести этот грех, в то время как многие христианские души оставлены на погибель. Я хочу пойти к хану. Да будет воля Божья: если меня убьют, то я буду уверен, что моя страна спасена!»

Королевский двор всеми силами пытался убедить Деметру, что глупо идти на верную смерть и оставлять страну без правителя.

Католикос Авраам один поддержал решение царя Деметре и посоветовал ему: «Если ты пожертвуешь своей жизнью за свой народ, мы, епископы этой земли, понесем твои грехи и будем молить Бога, чтобы ты был причислен к святым мученикам. Ибо Сам Господь сказал: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). И если хорошо человеку положить душу свою за одного ближнего, то что пользы человеку умереть за многих?»

Услышав эти слова, царь чрезвычайно обрадовался и стал готовиться к путешествию в монгольский орду.

Он взял с собой католикоса Авраама, некоего священника Моисея, его сына Давида и нескольких придворных.

На орду монголы не могли придраться к молодому грузинскому царю, но тем не менее посадили его в тюрьму. Затем группа верующих грузин ворвалась в тюрьму, чтобы увидеть его, и предложила помочь ему бежать.

Царь был глубоко тронут их состраданием, но, тем не менее, сказал им: «Я с самого начала знал, что мне предстоит смерть, и я отдал свою жизнь за этот народ. Если я сбегу сейчас, нация будет уничтожена. Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? (Марка 8:36)».

Хан приказал его казнить. Полностью готовый встретить смерть, царь Деметре усердно молился, принял Святые Дары и предал душу свою Господу.

Присутствующие стали свидетелями божественного чуда: солнце померкло, и зловещий мрак окутал весь город.

Святые мощи царственного мученика Димитрия находились под стражей до тех пор, пока католикос и священник Моисей тайно не изъяли тело и с помощью группы тбилисских рыбаков не вернули царя на родину.

Похоронен в Мцхете, в усыпальнице предков при соборе Светицховели.


Христианские праздники 28 марта

Христианские праздники 30 марта

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх