ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ07 марта

Христианские праздники 2 марта

Православные праздники 2 марта 17 февраля по старому стилю

1-я седмица Великого поста 

  • Великомученик Феодор Тирон
  • Священномученик Ермоген, патриарх Московский и всея России, чудотворец
  • Праведный Феодор молчаливый, Печерский, в Дальних пещерах

 

Великомученик Феодор Тирон (Рекрут)


Великомученик Феодор Тирон (Рекрут)

Великомученик Феодор Тирон (Рекрут)

 

Святой великомученик Феодор Рекрут 1 был воином в городе Амасии в Понте (Малая Азия) на берегу Эвксинского (Черного) моря, под начальством препозита Бринка.

Святому Феодору было велено принести жертву идолам, но он громким голосом провозгласил свою веру во Христа Спасителя.

Бринкус дал ему на размышление несколько дней, в течение которых святой молился.

Феодор обвинили в поджоге языческого храма и уничтожении идола Реи, и поэтому он был брошен в темницу, чтобы умереть от голода.

Там ему явился Господь Иисус Христос, утешая и ободряя его.

Когда его привели к правителю Публию, Феодор смело исповедал свою веру, за что был подвергнут новым мукам и приговорен к сожжению заживо.

Великомученик Феодор взошел на огромный костер, и после того, как он совершил крестное знамение, дрова зажглись, но Дух Святой охладил пламя.

Святой Феодор стоял в огне, восхваляя и прославляя Бога.

Тогда он отдал свою святую душу в руки Божии, и зрители видели его душу восходящей к Небу, по словам автора его Жития, который также был очевидцем.

Это произошло примерно в 306 году при римском императоре Галерии (305–311).

Невредимое от огня тело святого Феодора было погребено под домом вдовы в городе Евхавте, недалеко от Амасии.

Позже его мощи были перенесены в Константинополь, в храм, носящий его имя.

Его голова находится в городе Гаэто, Италия.

Через пятьдесят лет после мученической кончины святителя Феодора император Юлиан Отступник (годы правления 361–363) задумал в первую неделю Великого поста совершить надругательство над христианами.

Он приказал городскому магистрату Константинополя окропить всю еду на рыночных площадях кровью, принесенной в жертву идолам.

Святитель Феодор явился во сне архиепископу Евдоксию и велел сообщить всем христианам, чтобы никто ничего не покупал на рынках, а вместо этого ел вареную пшеницу с медом (коливу).

В память об этом событии Православная Церковь ежегодно в первую субботу Великого поста чтит память святого великомученика Феодора Рекрута.

В пятницу вечером, за Божественной литургией Преждеосвященных Даров, после молитвы на Амвоне, поется Канон святому великомученику Феодору, сочиненный святителем Иоанном Дамаскином.

После этого колива освящается и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в первую субботу Великого поста было установлено Константинопольским патриархом Нектарием (381-397).

Тропарь святому Феодору очень похож на тропарь пророку Даниилу и трем святым отрокам (в Неделю перед Рождеством Господним).

Кондак святому Феодору, претерпевшему мученическую смерть в огне, напоминает нам, что и он имел веру как нагрудник (см. 1 Фессалоникийцам 5:8).

В иконографии святой Феодор-рекрут изображается четырьмя разными способами: либо один в воинском облачении, сражающимся с большим змеем, либо вместе со святым Феодором-полководцем, стоящим во весь рост или верхом на конях.

Молимся святому Феодору Рекруту о возвращении украденных вещей.

 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский, чудотворец всея Руси


Священномученик Ермоген, Патриарх Московский, чудотворец всея Руси

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский, чудотворец всея Руси

 

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси, родился в Казани около 1530 года, происходил из донских казаков.

По собственному свидетельству Патриарха, он служил священником в Казани в храме во имя святителя Николая (6 декабря и 9 мая), недалеко от Казанского базара.

Вскоре он стал монахом, а с 1582 года архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

13 мая 1589 года он был хиротонисан во епископа и стал первым митрополитом Казанским.

В бытность его священником в Никольском храме в 1579 году в Казани была обретена чудотворная Казанская икона Божией Матери (8 Июля).

Открытие церкви Святого Николая. Обладая недюжинным литературным талантом, святитель в 1594 году составил повествование о явлении чудотворной иконы и о совершенных ею чудесах.

В 1591 году святитель собрал в соборной церкви новокрещенных татар и в течение нескольких дней наставлял их в вере.

Мощи святителя Германа, второго архиепископа Казанского (память 25 сентября, 6 ноября и 23 июня), скончавшегося в Москве 6 ноября 1567 года во время чумы, были перенесены и погребены в Свято-Николаевском храме в 1592 году.

По благословению Патриарха Иова (1589-1605) святитель Ермоген перезахоронил мощи в Свияжском Успенском монастыре.

9 января 1592 года святитель Ермоген обратился с письмом к Патриарху Иову, в котором просил позволения увековечить в его Казанском престоле тех православных воинов, которые жизнь свою отдали за Веру и народ в битве с татарами.

В прошлом было принято вносить в диптихи имена всех павших в боях православных воинов и поминать их.

При этом он упомянул о трех мучениках, пострадавших в Казани за веру во Христа, одним из которых был русский по имени Иоанн (память 24 января), родившийся в Нижнем Новгороде и плененный татарами.

Двое других, Стефан и Петр (память 24 марта), были новообращенными татарами.

Святитель выразил сожаление, что эти мученики не вставлены в диптихи, читаемые в Неделю Православия, и что им не пропета «Вечная память».

В ответ святителю Ермогену Патриарх издал указ от 25 февраля, в котором говорилось: «Совершить в Казани и по всей Казанской митрополии панихиду по всем православным воинам, убиенным в Казани и окрестностях Казани, в субботу после праздника Покрова Пресвятой Богородицы (1 октября), и вписать их в великий Синодик, читаемый в Неделю Православия», а также повелел вписать трех казанских мучеников в Синодик, предоставив святителю Ермогену установить день их памяти.

Святитель Ермоген распространил Патриарший указ по всей своей епархии и обязал все храмы и монастыри служить литургии.

Святитель Ермоген проявил ревность в вере и твердость в соблюдении церковных традиций и посвятил себя просвещению казанских татар верой Христовой.

В 1595 году, при активном участии святителя Ермогена, мощи казанских чудотворцев святителя Гурия, первого архиепископа Казанского (память 4 октября, 5 декабря, 20 июня), и святителя Варсонофия, епископа Тверского (память 4 октября, 11 апреля) были обнаружены и раскрыты.

Царь Феодор Иоаннович (1584-1598) повелел воздвигнуть в Казанском Спасо-Преображенском монастыре новую каменную церковь на месте первой, где были погребены святые.

Когда были обнаружены гробницы святых, святой Ермоген прибыл с собранием духовенства.

Он повелел вскрыть могилы и, увидев нетленные мощи и одежды святых, известил патриарха и царя.

По благословению патриарха Иова и по повелению царя в новом храме были помещены мощи новоявленных чудотворцев.

Сам святой Ермоген составил жития святителей Гурия и Варсонофия.

Признанный достойным патриаршего престола, митрополит Гермоген был избран на первопрестольную и 3 июля 1606 года поставлен Патриаршим сонмом святителей в Московском Успенском соборе.

Митрополит Исидор вручил Патриарху жезл святителя Петра, Московского чудотворца (5 октября, 21 декабря, 24 августа), а царь преподнес в дар новому Патриарху панагию, украшенную драгоценными камнями, белый клобук и жезл.

По старинному обычаю патриарх Гермоген въехал верхом на осле.

Деятельность патриарха Гермогена совпала с тяжелым периодом для Русского государства: появлением лжецаревича Димитрия и польского короля Сигизмунда III.

Все свои силы первоиерарх посвятил служению Церкви и народу.

Патриарх Гермоген был не одинок в этом подвиге: его самоотверженные земляки последовали его примеру и помогали ему.

С особым вдохновением Святейший Патриарх выступил против предателей и врагов народа, желавших распространить униатство и западное католичество по всей России и уничтожить Православие, поработив русский народ.

Когда самозванец прибыл в Москву и поселился в Тушино, патриарх Гермоген послал русским предателям два письма. В одном из них он писал: «...Вы забыли обеты нашей Православной Веры, в которой мы рождены, крещены, вскормлены и воспитаны. Ты нарушил клятву свою и крестное целование стоять насмерть за дом Пресвятой Богородицы и за Московское царство, но пал за своего ложного горе-царевича... Душа моя болит, сердце мое тошнит, все во мне агонизирует, и все мое тело содрогается; Плачу и рыдая плачу: Помилуй, помилуй, братия и чада, души свои и родителей своих усопших и живых... Подумайте, как опустошается и разоряется народ наш иноплеменниками, наносящими оскорбление святым иконам. и церкви, и как проливается невинная кровь, взывая к Богу. Думать! Против кого вы вооружитесь: не против ли Бога, сотворившего вас? Разве это не против ваших собственных братьев? Разве ты не опустошаешь свою страну?.. Заклинаю тебя именем Бога, откажись от своего предприятия, еще есть время, чтобы ты не погиб в конце».

Во втором документе святитель взывает: «Ради Бога опомнитесь и обратитесь, порадуйте родителей, жен и детей; и мы стоим, чтобы молить Бога о вас...» опомнись и обернись, обрадуй своих родителей, своих жен и детей; и мы стоим, чтобы молить Бога о вас...» опомнись и обернись, обрадуй своих родителей, своих жен и детей; и мы стоим, чтобы молить Бога о вас...»

Вскоре на Тушинского разбойника пал праведный суд Божий: он был убит собственными приближенными 11 декабря 1610 года.

Но Москва продолжала оставаться в опасности, так как в городе оставались поляки и предатели, верные Сигизмунду III.

Документы, разосланные патриархом Ермогеном по городам и селам, увещевали русский народ освободить Москву от врагов и избрать законного русского царя.

Москвичи подняли восстание, а поляки сожгли город, запершись в Кремле.

Вместе с русскими предателями они насильно схватили патриарха Ермогена с патриаршего престола и заключили его в Чудов монастырь.

В Светлый понедельник 1611 года русское ополчение подошло к Москве и начало осаду Кремля, продолжавшуюся несколько месяцев.

Осажденные в Кремле поляки часто посылали к Патриарху гонцов с требованием приказать русскому ополчению покинуть город, угрожая казнью в случае отказа.

Святитель твердо ответил: «Чем ты угрожаешь мне? Я боюсь только Бога. Если все наши враги уйдут из Москвы, я благословлю русское ополчение уйти из Москвы; а если останетесь здесь, то благословлю всех выстоять против вас и умереть за православную веру».

Еще находясь в заточении, священномученик Ермоген направил русскому народу заключительное послание, благословив освободительное войско на борьбу с захватчиками.

Русское командование не могло договориться о том, как взять Кремль и освободить патриарха.

Он томился более девяти месяцев в страшных заточениях и 17 февраля 1612 года скончался мученической смертью от голода.

Освобождение России, за которое с такой несокрушимой доблестью стоял святитель Ермоген, было успешно совершено.

Тело священномученика Ермогена было погребено в Чудовом монастыре, но в 1654 году перенесено в Московский Успенский собор.

Прославление Патриарха Гермогена в лике святых произошло 12 мая 1913 года.

 

Преподобный Феодор Молчаливый Киево-Печерский


Преподобный Феодор Молчаливый Киево-Печерский

Преподобный Феодор Молчаливый Киево-Печерский

 

Святой Феодор Печерский Молчаливый избрал подвиг безмолвия, чтобы постоянно пребывать в памяти Божией и уберечь себя от искушения даже словом.

Он был прославлен Господом даром чудотворения.

Память его празднуется также 28 августа.


Христианские праздники 1 марта

Христианские праздники 3 марта

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх