ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ26 сентября
Православные праздники 27 сентября (14 сентября по старому стилю):
Римские императоры-язычники пытались стереть с лица земли святые места, где пострадал и воскрес из мертвых Господь наш Иисус Христос, чтобы они были забыты.
Император Адриан (117-138) приказал захоронить Голгофу и Гроб Господень и поставить там храм в честь языческой «богини» Венеры и статую Юпитера.
На этом месте собирались язычники и приносили жертвы идолам.
В конце концов, через 300 лет Промыслом Божиим были открыты и открыты для почитания христианские святыни, Гроб Господень и Животворящий Крест.
Это произошло при императоре Константине Великом (306–337) после его победы над Максенцием (в 312 г.), правившим западной частью Римской империи, и над Лицинием, правителем ее восточной части.
В 323 году Константин стал единоличным правителем огромной Римской империи.
В 313 г. святой Константин издал Миланский эдикт, которым было узаконено христианство и прекращены гонения на христиан в западной половине империи.
Хотя Лициний подписал Миланский эдикт, чтобы угодить Константину, он продолжал свои жестокие гонения на христиан.
Только после его окончательного поражения Миланский эдикт распространился и на восточную часть империи.
Святой равноапостольный император Константин, победивший своих врагов в трех войнах, с Божией помощью, видел на небе Крестное знамение.
Ниже были написаны слова: «Этим ты победишь».
Горячо желая найти Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, святой Константин послал свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), в Иерусалим, снабдив ее письмом к святому Макарию, Патриарху Иерусалимскому.
Святая Елена путешествовала по святым местам, связанным с земной жизнью Спасителя, построив более 80 церквей, в Вифлееме, месте рождения Христа, и на Елеонской горе, где Господь вознесся на небо, и в Гефсимании, где Спаситель молился перед Его страдания и место, где была погребена Богородица после Успения.
Хотя святая императрица Елена была уже не молода, она с энтузиазмом приступила к выполнению задания.
В своих поисках Животворящего Креста она расспрашивала и христиан, и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными.
Наконец, ее направили к некоему пожилому еврею по имени Иуда, который заявил, что Крест похоронен под храмом Венеры.
Они разрушили языческое капище и, помолившись, стали копать землю.
Вскоре Гробница Господня была раскрыта.
Недалеко от него три креста, и доска с надписью, заказанной Пилатом, и четыре гвоздя, пронзивших Тело Господне (6 марта).
Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий попеременно прикасался крестами к трупу.
Когда Крест Господень коснулся умершего, он воскрес.
Увидев воскрешение покойника, все убедились, что Животворящий Крест найден.
Христиане огромными толпами приходили поклониться Святому Кресту, умоляя святого Макария поднять Крест так, чтобы его могли видеть дальние.
Тогда Патриарх и другие духовные деятели подняли Святой Крест, и народ пал ниц перед Честным Древом, говоря: «Господи, помилуй».
Это торжественное событие произошло в 326 году.
При обретении Животворящего Креста произошло еще одно чудо: тенью Креста Господня была исцелена женщина, которая была на грани смерти.
Престарелый Иуда (память 28 октября) и другие иудеи уверовали во Христа и крестились.
Иуда получил имя Кириак, а позже был рукоположен во епископа Иерусалимского.
Претерпел мученическую смерть за Христа в царствование императора Юлиана Отступника (361-363).
Святая Елена взяла с собой часть Животворящего Дерева и гвоздей в Константинополь. Святитель Константин повелел построить в Иерусалиме величественный и просторный храм в честь Воскресения Христова, включив в его кровлю Животворящий Гроб Господень и Голгофу. Церковь была построена за десять лет. Святая Елена не дожила до освящения храма, скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, состоялось торжественное празднование Воздвижения Честной и Живоносной Кросс был установлен.
В этот день вспоминается и другое событие, связанное с Крестом Господним: его возвращение в Иерусалим из Персии после четырнадцатилетнего плена.
В царствование византийского императора Фоки (602-610) персидский царь Хозрой II напал на Константинополь, разгромил греческое войско, разграбил Иерусалим, захватив и Животворящий Крест Господень, и святого патриарха Захарию (609-633).
Крест оставался в Персии четырнадцать лет, и только при императоре Ираклии (610-641), победившем Хозроя и заключившем мир с его преемником и сыном Сироем, Крест Господень был возвращен христианам.
С большой торжественностью Животворящий Крест был перенесен в Иерусалим.
Император Ираклий в короне и царских пурпурных одеждах нес Крест Христов. Императора сопровождал Патриарх Захария.
У ворот, через которые они поднялись на Голгофу, император внезапно остановился и не мог идти дальше.
Святой Патриарх объяснил Императору, что Ангел Господень преграждает ему путь.
Гераклию было велено снять с себя царские одежды и ходить босиком, так как Тот, Кто нес Крест за спасение мира, во всяком смирении шел на Голгофу.
Тогда Ираклий облачился в штатское и беспрепятственно внес в храм Крест Христов.
В проповеди на Крестовоздвижение святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: «Крест воздвигается, и все истинное собирается, Крест воздвигается, и град торжествует, и народ празднует»
Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из Трех Святителей [память 30 января], родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника.
Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына.
Его мать, Анфуза, овдовевшая в двадцатилетнем возрасте, не стремилась снова выйти замуж, а посвятила все свои усилия воспитанию сына в христианском благочестии.
Молодежь училась у лучших философов и риторов.
Но, презрев суетные дисциплины языческих знаний, будущий святитель обратился к глубокому изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию.
Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), возлюбил Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил его.
Через три года Иоанн был пострижен во чтеца.
Когда святой Мелетий был отправлен императором Валентом в ссылку в 372 году, Иоанн и Феодор (впоследствии епископ Мопсуестийский) учились у опытных наставников подвижнической жизни пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.
Высоко утонченный Диодор имел особое влияние на юношу.
Когда мать Иоанна умерла, он принял монашество, которое назвал «истинной философией».
Вскоре Иоанна и его друга Василия рассматривали как кандидатов на епископский сан, и они решили удалиться в пустыню, чтобы избежать этого.
Хотя святитель Иоанн из смирения избегал епископского сана, он тайно содействовал хиротонии Василия.
В этот период святитель Иоанн написал свои «Шесть бесед о священстве» – великий труд по православному пастырскому богословию.
Четыре года провел святитель подвизаясь в пустыне, подвизаясь под руководством опытного духовника.
И здесь он написал три книги под названием «Против противников тяготеющих к монашеской жизни» и сборник под названием «Сравнение монаха с императором» (он же «Сравнение царской власти, богатства и знатности, с истинной и христианской премудростью монашеской жизни»), оба произведения отмечены глубоким отражением достоинства монашеского призвания.
Два года святитель прожил в пещере в полном безмолвии, но вынужден был вернуться в Антиохию для выздоровления.
Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, рукоположил его во диакона в 381 году.
Следующие годы были посвящены работе над новыми богословскими сочинениями: «О промысле» («Подвижнику Стагирию»), «Книге о девстве», «К Молодая вдова» (2 речи) и «Книга святого Вавилона и против Юлиана и язычников».
В 386 году святитель Иоанн был рукоположен во пресвитера епископом Антиохийским Флавианом.
Святитель Иоанн был прекрасным проповедником, и за свои вдохновенные слова он получил прозвище Златоуст (Златоуст).
В течение двенадцати лет святитель проповедовал в церкви, обычно два раза в неделю, а иногда и ежедневно, глубоко волнуя сердца своих слушателей.
В своем пастырском усердии дать христианам лучшее понимание Священного Писания святитель Иоанн прибегал к герменевтике, толкованию и анализу Слова Божия (т.е. экзегетике).
Среди его экзегетических сочинений – комментарии на целые книги Священного Писания (Бытие, Псалтырь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла), а также множество проповедей на отдельные тексты Священного Писания, а также наставления по праздники, похвалы святым, а также апологетические (т.е. оборонительные) проповеди (против аномеев, жидовствующих и язычников).
Будучи священником, святитель Иоанн ревностно исполнял заповедь Господа попечения о нуждающихся.
При святом Иоанне Антиохийская церковь ежедневно кормила до 3000 дев и вдов, не считая затворников, странников и больных.
Святитель Иоанн начал свой комментарий к Бытию в начале Великого поста в 388 году, произнеся тридцать две проповеди в течение сорока дней.
На Страстной неделе он говорил о том, как предали Христа, и о Кресте.
Во время Светлой седмицы его пастырское выступление было посвящено Воскресению.
Его толкование Книги Бытия было завершено только в конце октября (388 г.).
На Пасху следующего года святитель начал проповедовать Евангелие от Иоанна, а к концу 389 года принял Евангелие от Матфея.
В 391 году христиане Антиохии слушали его толкование на послания святого апостола Павла к римлянам и коринфянам. В 393 году он объяснил Послания к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и Псалмы.
В своей проповеди на Послание к Ефесянам святитель Иоанн обличал раскол в Антиохии: «Говорю вам и свидетельствую пред вами, что расторгнуть Церковь есть не что иное, как впасть в ересь. Церковь есть дом Небесного Отца, одно Тело и один Дух».
Слава святого проповедника росла, и в 397 году, со смертью архиепископа Константинопольского Нектария, преемника святителя Григория Богослова, святитель Иоанн Златоуст был призван из Антиохии и избран на Константинопольскую кафедру.
В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии.
Внимания святителя ждало много дел, и начал он с самого главного – духовного совершенствования священства.
Он сам был лучшим примером этого.
Денежные средства, предназначенные для архиепископа, святитель направил на содержание нескольких богаделен для больных и двух приютов для паломников.
Он строго постился и ел очень мало пищи и обычно отказывался от обеда из-за своего тонкого желудка.
Рвение святителя в распространении христианской веры распространялось не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, на Малую Азию и Понтийскую область.
Он поставил епископа Боспорской церкви в Крыму.
Святой Иоанн посылал ревностных миссионеров в Финикию, в Персию и к скифам для обращения язычников ко Христу.
Он также писал письма в Сирию, чтобы вернуть маркионитов в Церковь, и ему это удалось.
Сохраняя единство Церкви, святитель не позволил могущественному готскому военачальнику, желающему, чтобы император вознаградил его храбрость в бою, открыть в Константинополе арианскую церковь.
Много сил приложил святитель к благолепию церковных служб: составил Литургию, ввел антифонное пение для всенощного бдения.
Святитель обличал развратные нравы людей в столице, особенно при императорском дворе, независимо от лица.
Когда императрица Евдокия потворствовала конфискации последнего имущества вдовы и детей опального сановника, святитель встал на их защиту.
Высокомерная императрица не унималась и затаила обиду на архипастыря.
Ненависть Евдокии к святой вспыхнула вновь, когда злоумышленники сказали ей, что святитель, очевидно, имел в виду ее во время проповеди о суетных женщинах.
Был созван суд в составе иерархов, справедливо осужденных Златоустом: Феофила Александрийского, епископа Севериана Габалского, изгнанного из столицы за неподобающее поведение, и других.
Этот суд объявил святого Иоанна низложенным и казненным за оскорбление императрицы.
Император решился на ссылку вместо казни. У церкви собралась разгневанная толпа, решившая защитить своего пастора.
Во избежание бунта святитель Иоанн подчинился властям.
В ту же ночь в Константинополе произошло землетрясение.
Испуганная Евдокия настоятельно просила императора вернуть святого и тут же отправила изгнанному пастырю письмо, умоляя его вернуться.
Еще раз в столичном храме святитель прославил Господа в краткой речи «За все пути Его».
Клеветники бежали в Александрию.
Но уже через два месяца новый донос вызвал гнев Евдокии.
В марте 404 г. был созван несправедливый собор, постановивший об изгнании святителя Иоанна.
После его вывоза из столицы пожар сжег церковь Святой Софии, а также здание Сената.
Вскоре последовали опустошительные варварские набеги, и в октябре 404 г. Евдоксия скончалась.
Даже язычники расценили эти события как наказание Божие за несправедливый суд над святой.
В Армении святитель тем более стремился ободрить своих духовных чад.
В многочисленных письмах (сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святитель Иоанн утешал страждущих, наставляя и поддерживая своих последователей.
Зимой 406 года святой Иоанн был прикован к постели болезнью, но враги его не унимались.
Из столицы пришло указание переправить святого Иоанна в пустынный Питиус в Абхазию на Черном море.
Измученный болезнью, святитель отправился в последний путь под воинским конвоем, идя три месяца по дождю и морозу.
Он так и не прибыл в место своего изгнания, так как его силы оставили его в Комане.
В крипте святого Василиска (память 22 мая) святой Иоанн утешился видением мученика, который сказал: «Не отчаивайся, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе».
После причащения Святых Таин святитель преставился ко Господу 14 сентября 407 года.
Последними его словами были: «Слава Богу за все!»
Святые мощи святителя Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь в 438 году.
Ученик святителя Иоанна, преподобный Исидор Пелузийский (память 4 февраля) писал: «Дом Давидов укрепился, а дом Саулов ослабел. Он победил бури жизни и вошел в небесный покой».
Хотя он скончался 14 сентября, празднование святого Иоанна было перенесено на этот день из-за праздника Воздвижения Креста Господня.
Святителя Иоанна Златоуста также празднуют 27 и 30 января.
Леснинская икона Божией Матери явилась в праздник Всеобщего Крестовоздвижения в 1683 году и была найдена пастухом Александром Стельмашуком, который ушел в лес, спасаясь от зноя.
Там он увидел маленькую икону в ветвях грушевого дерева, излучающую яркое сияние.
Он упал на колени в благоговении, но затем его так охватил страх, что он побежал рассказать другу о своем открытии.
Два пастуха пошли к деревенскому священнику, который вернулся с ними, чтобы снять икону с дерева.
Ее принесли в православный храм села Буковичи, что недалеко от города Лесна.
Когда весть о чудесном явлении иконы разнеслась по окрестностям, католические священники решили использовать икону для обращения православных в католичество.
В 1686 году, столкнувшись с противодействием православных верующих, икону в 1686 году насильно перенесли и поместили в католическом храме в Лесне.
В начале XVIII века монахи-католики основали в Лесне большой римский храм и монастырь, где находилась чудотворная икона.
В 1863 году монахи участвовали в польском восстании, и указом российского правительства икона была возвращена Православной церкви.
Монастырь был закрыт и превращен в православный женский монастырь в 1885 году.
Был построен новый иконостас, но он был только в два ряда высотой, чтобы люди могли видеть Леснинскую икону, висевшую на Горнем месте.
Икона сотворила много чудес, исцеляя больных, прогоняя тоску и облегчая всякие напасти.
Память Леснинской иконы Божией Матери также совершается 8 сентября и в День Святой Троицы (Пятидесятницы).
Христианские праздники 26 сентября
Христианские праздники 28 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.