ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 сентября
Православные праздники 26 сентября (13 сентября по старому стилю)
В день памяти Восстановления храма Воскресения Христова в Иерусалиме состоялось торжество по случаю освящения храма Воскресения Христова, построенного равноапостольным Константином Великим, поминают его мать равноапостольную царицу Елену.
Этот праздник также называется в народе «Воскресение говорящим» и означает, что он услышит Воскресение, в отличие от праздника Светлого Христова Воскресения и относится именно к освящению храма в честь Пресвятой Богородицы.
История этого храма такова.
После вольных страданий и крестной смерти Господа и Спаса нашего Иисуса Христа святое место Его страданий долго было попрано язычниками.
Когда римский император Тит завоевал Иерусалим в 70 г., он разорил город и разрушил храм Соломона на горе Мориа, не оставив там камня на камне, как и предсказывал Спаситель в беседе с учениками (Мк. 13, 1 и 2).
Позднее ревностный язычник император Адриан (117-138) построил на месте разрушенного Титом Иерусалима новый город, который назвал своим именем – Эли-Адриан и запретил называть город прежним именем.
Он приказал засыпать Гроб Господень землей и камнями и поставить на то место идола, а на Голгофе, где был распят Спаситель, в 119 году построил храм, посвященный богине Венере.
Перед статуей приносились жертвы демонам и совершались языческие обряды, сопровождавшиеся блудом.
В Вифлееме, на месте, где родился Спаситель от Пречистой Девы, нечестивый царь поставил идола Адониса.
Все это он делал умышленно, чтобы люди совершенно забыли о Христе Спасителе и никогда больше не вспоминали о тех местах, где Он жил, учил, страдал и воскрес во славе.
Когда на царство вступил равноапостольный Константин Великий (306–337), первый из римских императоров, признавший христианскую религию, он вместе со своей благочестивой матерью, царицей Еленой, решил обновить город Иерусалим, а на месте страданий и Воскресения Господа Иисуса Христа воздвигнуть новый храм, очистить от дурных языческих культов места, связанные с памятью Спасителя, и снова освятить их все.
Верная царица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота, а равноапостольный Константин Великий написал письмо патриарху Макарию I (313–323), в котором просил его всячески содействовать святое дело обновления христианских святынь.
Придя в Иерусалим, святая царица Елена разрушила все идольские капища, очистила город от языческих идолов и освятила оскверненные места.
Она жаждала найти Крест Господа нашего Иисуса Христа и приказала раскопать место, где стоял храм Венеры.
Там были обнаружены погребенный Гроб Господень и Лобное Место, возле которого были найдены три креста и гвозди.
Чтобы определить, какой из трех крестов принадлежал Спасителю, патриарх Макарий повелел возложить кресты по очереди на усопшего, которого пронесли мимо к месту погребения.
Как только крест Христа коснулся мертвого, тот сразу ожил.
В величайшей радости верные царица Елена и Патриарх Макарий высоко подняли Животворящий Крест и показали его всем стоящим людям.
Святая Царица немедленно начала строить большой храм, включивший в свои стены место распятия Спасителя – Голгофу и Гроб Господень, находившиеся на небольшом расстоянии друг от друга, как святой апостол и евангелист Иоанн Богослов пишет об этом: «На том месте, где Он был распят, был сад и в саду новый гроб, в который еще никто не был положен; положили туда Иисуса ради иудейской пятницы, потому что гроб был близок» (Ин. 19, 41 и 42).
Храм Воскресения Христова строился 10 лет, и святая царица Елена не дожила до завершения строительства.
Вернувшись в Константинополь, она умерла в 327 году.
Во время своего пребывания в Иерусалиме верная царица построила храмы в Вифлееме, на Елеонской горе, в Гефсимании и во многих других местах, связанных с жизнью Спасителя и событиями Ветхого Завета.
Завершение строительства новозаветного храма Воскресения Христова, именуемого «Мартирион», в память Крестных страданий Спасителя, совпало с прохождением 1-го Тирского Собора и тридцатилетием царствования св. равноапостольного императора Константина Великого.
Поэтому освящение Воскресенской церкви 13 сентября 335 года было особенно торжественным.
В освящении храма приняли участие иерархи христианской Церкви из многих стран: Вифинии, Фракии, Киликии, Каппадокии, Сирии, Месопотамии, Финикии, Аравии, Палестины, Египта.
Отцы только что завершившегося Тирского собора были приглашены на торжество обновления.
В тот же день был освящен весь город Иерусалим.
Память об этом знаменательном событии отцами Церкви установлена 13 сентября.
Вскоре после крестных страданий Господа Иисуса Христа и Его вознесения на небо сотник по имени Корнилий поселился в Кесарии Палестинской.
Ранее он жил во фракийской Италии.
Хотя он и был язычником, но отличался глубоким благочестием и добрыми делами, как говорит святой евангелист Лука (Деян. 10:1).
Господь не пренебрег его добродетельной жизнью и так привел его к познанию истины и к вере во Христа.
Однажды Корнилий молился у себя дома.
Ему явился ангел Божий и сказал, что его молитва услышана и принята Богом.
Ангел повелел ему послать людей в Иоппию, чтобы найти Симона, также называемого Петром.
Корнелиус немедленно выполнил команду.
В то время как те шли в Иоппию, апостол Петр молился, и было ему видение: трижды опускалось к нему большое покрывало, наполненное всякими зверями и птицами.
Он услышал голос с неба, повелевший ему есть все.
Когда апостол отказался есть пищу, которую иудейский закон считал нечистой, голос сказал: «Что Бог очистил, того не называй непотребным» (Деяния 10:15).
Через это видение Господь повелел апостолу Петру проповедовать Слово Божие язычникам.
Когда апостол Петр прибыл в дом Корнилия в сопровождении посланных ему навстречу, он был с великой радостью и уважением принят хозяином вместе с родными и друзьями.
Корнилий припал к ногам апостола и просил научить его пути спасения.
Святой Петр говорил о земной жизни Иисуса Христа, говорил о чудесах и знамениях, совершенных Спасителем, и о Его учении о Царстве Небесном.
Тогда святой Петр рассказал ему о крестной смерти Господа, Его Воскресении и Вознесении на Небеса.
По благодати Святого Духа Корнилий уверовал во Христа и крестился со всей семьей.
Он был первым язычником, принявшим Крещение.
Он удалился от мира и пошел проповедовать Евангелие вместе с апостолом Петром, который поставил его епископом.
Когда апостол Петр со своими помощниками святыми Тимофеем и Корнилием находился в городе Ефесе, он узнал об особенно сильном идолопоклонстве в городе Скепсисе.
Был брошен жребий, кто пойдёт туда, и был избран святой Корнилий.
В городе жил князь по имени Деметрий, сведущий в древнегреческой философии, ненавидевший христианство и почитавший языческих богов, в частности Аполлона и Зевса.
Узнав о прибытии святого Корнилия в город, он немедленно призвал его и спросил о причине его прихода.
Святой Корнилий ответил, что пришел освободить его от тьмы неведения и привести к познанию Истинного Света.
Князь, не поняв смысла сказанного, рассердился и потребовал от него ответа на каждый его вопрос.
Когда святой Корнилий объяснил, что служит Господу и что цель его прихода – возвестить Истину, князь пришел в ярость и потребовал, чтобы Корнилий принес жертву идолам.
Святой просил показать ему богов.
Войдя в языческий капище, Корнилий обратился к востоку и вознес молитву Господу.
Произошло землетрясение, и храм Зевса и находившиеся в нем идолы были разрушены.
Весь народ, увидев происшедшее, пришел в ужас.
Князь еще больше раздосадовался и стал совещаться вместе с подходившими к нему, как бы погубить Корнилия.
Святителя связали и отвели на ночь в темницу.
В этот момент один из его слуг сообщил принцу, что его жена и ребенок погибли под обломками разрушенного храма.
Через некоторое время один из языческих жрецов, по имени Варбат, сообщил, что слышал где-то в развалинах голос жены и сына и что они славят Бога христиан.
Языческий жрец просил отпустить заключенного в благодарность за чудо, сотворенное святым Корнилием, а жена и сын князя остались живы.
Радостный князь поспешил в темницу в сопровождении окружающих, заявив, что уверовал во Христа, и прося его вывести жену и сына из развалин храма.
Святой Корнилий пошел в разрушенный храм, и по молитве страждущие освободились.
После этого князь Димитрий и все его родственники и товарищи приняли святое Крещение.
Святой Корнилий долгое время жил в этом городе, обратил ко Христу всех жителей-язычников, а Евномия поставил пресвитером в служение Господу.
Святой Корнилий скончался в старости и был погребен недалеко от разрушенного им языческого капища.
Христианские праздники 25 сентября
Христианские праздники 27 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.