ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ29 ноября

Христианские праздники 27 ноября. Апостол Филипп…

Православные праздники 27 ноября (14 ноября по старому стилю) 

  • Апостол Филипп. Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост 
  • Правоверный царь Иустиниан и царицы Феодора

 

Святой апостол Филипп


Святой апостол Филипп

Святой апостол Филипп

Апостол Филипп был одним из Двенадцати Апостолов Иисуса согласно Новому Завету.

Более поздние христианские традиции описывают Филиппа как апостола, проповедовавшего в Греции, Сирии и Фригии.

В римском обряде праздник Филиппа, наряду с праздником Иакова Меньшего , традиционно отмечался 1 мая, в годовщину посвящения посвященной им церкви в Риме (теперь называемой Церковью Двенадцати Апостолов ).

Восточная Православная Церковь отмечает день памяти Филиппа 14 ноября.
Один из гностических кодексов, обнаруженных в библиотеке Наг-Хаммади в 1945 году, носит имя Филиппа в заголовке, в нижней строке.

Новый Завет

В Евангелии от Иоанна рассказывается о призвании Филиппа как ученика Иисуса.

[Ин 1:43] Филипп описывается как ученик из города Вифсаиды, и евангелист связывает его с Андреем и Петром, которые были из того же города.

Он также был среди тех, кто окружал Иоанна Крестителя, когда последний впервые указал на Иисуса как на Агнца Божьего.

Именно Филипп впервые познакомил Нафанаила (иногда отождествляемого с Варфоломеем) с Иисусом.

По словам Батлера, Филипп был среди тех, кто присутствовал на свадьбе в Кане.

Из четырех Евангелий Филипп наиболее заметно фигурирует в Евангелии от Иоанна.

Иисус испытывает Филиппа (Иоанна 6:6), когда спрашивает его, как накормить 5000 человек.

Позже он появляется как связь с греческой общиной. Филипп носил греческое имя, возможно, говорил по-гречески и, возможно, был известен греческим паломникам в Иерусалиме.

Он сообщает Андрею, что некоторые греки желают встретиться с Иисусом, и вместе они сообщают об этом Иисусу (Иоанна 12:21).

Во время Тайной вечери, когда Филипп попросил Иисуса показать им Отца, он предоставил Иисусу возможность рассказать своим ученикам о единстве Отца и Сына.

Апостола Филиппа не следует путать с евангелистом Филиппом, который вместе со Стефаном был назначен надзирать за благотворительными раздачами (Деяния 6:5).

Христианская традиция

Ранний вне библейский рассказ о святом Филиппе сохранился в апокрифическом Послании Петра к Филиппу, одном из текстов библиотеки Наг-Хаммади, и датирован концом II или началом III века.

Этот текст начинается с письма святого Петра к апостолу Филиппу, в котором он просит его присоединиться к другим апостолам, собравшимся на Елеонской горе.

Фред Лэпэм считает, что это письмо указывает на раннюю традицию, что «в какой-то момент между Воскресением Иисуса и окончательным расставанием Его воскресшего присутствия с учениками Филипп предпринял единственное миссионерское предприятие и по какой-то причине не хотел возвращаться. остальным апостолам».

Эта миссия согласуется с более поздней традицией, согласно которой каждому ученику была дана особая миссионерская обязанность.

Более поздние рассказы о жизни Филиппа можно найти в анонимных Деяниях Филиппа, вероятно, написанных современником Евсевия.

В этой неканонической книге рассказывается о проповедях и чудесах Филиппа.

После воскресения Иисуса Филиппа вместе с сестрой Мариамной и Варфоломеем отправили проповедовать в Грецию, Фригию и Сирию.

В Деяния Филиппа включено приложение, озаглавленное «О путешествии апостола Филиппа: от пятнадцатого акта до конца, и среди них мученичество».

В этом приложении рассказывается о мученической смерти Филиппа в городе Иераполисе.

Согласно этому рассказу, благодаря чудесному исцелению и своей проповеди Филипп обратил жену городского проконсула.

Это привело проконсула в ярость, и он приказал замучить Филиппа, Варфоломея и Мариамну.

Затем Филиппа и Варфоломея распяли вниз головой, а Филипп проповедовал со своего креста.

В результате проповеди Филиппа толпа освободила Варфоломея от креста, но Филипп настоял, чтобы его не освобождали, и Филипп умер на кресте.

В настоящее время мощи апостола Филиппа находятся в крипте базилики Санти Апостоли в Риме, а также в церкви св. апостола Филиппа в Чиктоваге, штат Нью-Йорк.

Возможное местонахождение могилы

Предполагаемая гробница апостола Филиппа в Иераполисе.

В 2011 году итальянский археолог Франческо Д’Андриа заявил, что обнаружил оригинальную гробницу Филиппа во время раскопок в древнем Иераполисе, недалеко от современного турецкого города Денизли.

Древнегреческие молитвы высечены на стенах гробницы и церкви в честь апостола Филиппа, а монета византийской эпохи изображает Филиппа, держащего хлеб (Иоанна 6), с этой конкретной трехнефной церковью на заднем плане и Мартирионом на заднем плане, удаляя все сомнения в том, что это первоначальная гробница апостола и церкви.

Церковь, построенная на его Мученице, и гробница были местами интенсивного почитания на протяжении веков: в церкви Гроба Господня Филиппа тысячи людей стерли мраморные полы.

В 2012 году патриарх Константинопольский и предстоятель Православной церкви Варфоломей совершил здесь литургию св. Филиппа и в мученичестве апостола.

Покровительство

Святой Филипп является покровителем шляпников.

 

Правоверный царь Иустиниан и царицы Феодора


Правоверный царь Иустиниан и царицы Феодора

Правоверный царь Иустиниан и царицы Феодора

 

Святитель Иустиниан, крупная фигура в истории Византийского государства, был также великим поборником православия, строителем храмов и церковным писателем.

Он родился в римской провинции Иллирик. В его царствование (527-565) Византия прославилась военными победами в Персии, Африке и Италии, в результате которых было решительно разгромлено язычество среди германских вандалов и вестготов.

По приказу императора Иустиниана языческие школы в Афинах были закрыты.

Иустиниан послал Иоанна, епископа Эфесского, во все регионы Малой Азии с целью распространения христианства.

Иоанн крестил более 70 000 язычников.

Император приказал построить девяносто церквей для новообращенных и щедро поддерживал строительство церквей в империи.

Его лучшими сооружениями того времени считаются монастырь Святой Екатерины на Синае и церковь Святой Софии в Константинополе.

При святителе Иустиниане было построено много церквей, посвященных Пресвятой Богородице.

Получив широкое образование, святитель Иустиниан усердно заботился о воспитании духовенства и монахов, повелевая обучать их риторике, философии и богословию.

Много внимания и сил благоверный государь уделял борьбе с оригенистами своего времени, возрождавшими тогда несторианскую ересь.

Для противодействия их еретическим домыслам была составлена церковная песнь «Единородный Сыне и Бессмертное Слово Божие, во спасение наше...», которую Юстиниан повелел петь в церквях.

С того времени и доныне эта песнь поется за Божественной литургией перед Малым входом после второго Антифона.

По повелению государя был созван Пятый Вселенский Собор в 553 году, порицавший учение Оригена и утвердивший определения Четвертого Вселенского Собора в Халкидоне.

Он также пытался обеспечить религиозное единство в Империи посредством своих (безуспешных) диалогов с нехалкидонцами.

Святой император Иустиниан желал иметь в королевстве упорядоченное правление и закон.

Под его руководством и наблюдением был составлен полный сборник римского права.

Он дошел до нас как свод законов, известный как «Кодекс Иустиниана».

«Церковные законы» Юстиниана включены во все варианты русских сборников канонического права.

В личной жизни святой Иустиниан был строго благочестив, часто постился.

Во время Великого поста он не ел хлеба и не пил вина.

Его также помнят за продвижение идеи «симфонии» между церковью и государством. Святой император Иустиниан скончался в 565 году.

Феодора (жена Иустиниана I)

Феодора, иногда именуемая как Феодора I, была византийской императрицей по браку с императором Иустинианом.

Она стала императрицей после восшествия на престол Иустиниана в 527 г. и имела значительное влияние.

Она была его самым доверенным советником в управлении всем, что касалось империи, а также в вопросах назначения и увольнения кого-либо в империи.

Вместе со своим супругом Феодора является святой в Восточной Православной Церкви, память 14 ноября и 28 июня.

Некоторые исследователи считают, что она была самой могущественной и влиятельной женщиной в византийской истории.

Ранние годы

Феодора была греческого происхождения, но есть несколько указаний на ее возможное место рождения.

Согласно Михаилу Сирийцу, место ее рождения было в Маббуге, Сирия; Никифор Каллист Ксантопулос называет Феодору уроженкой Кипра, в то время как Patria, приписываемая Георгию Кодину, утверждает, что Феодора прибыла из Пафлагонии.

Она родилась c. 500 г. н.э. Ее отец, Акакий, был дрессировщиком медведей на ипподроме в Константинополе.

Ее мать, имя которой не указано, была танцовщицей и актрисой.

У ее родителей было еще две дочери, старшая по имени Комито и младшая Анастасия.

После смерти ее отца, когда Теодоре было четыре года, ее мать привела своих детей в гирляндах на ипподром и представила их как просителей Синей фракции. С тех пор Теодора будет их сторонником.

Согласно «Тайной истории» Прокопия, Феодора с раннего возраста последовала примеру своей сестры Комито и работала в константинопольском публичном доме, обслуживая клиентов с низким и высоким статусом; позже она выступала на сцене.

В своем знаменитом рассказе о Теодоре, основанном на «Тайной истории», Эдвард Гиббон писал:

«Ее корыстные чары были предоставлены беспорядочной толпе горожан и иностранцев любого ранга и любого положения; счастливого любовника, которому обещали ночь наслаждения, часто выгонял из постели более сильный или богатый фаворит; и когда она проходила по улицам, ее присутствия избегали все, кто хотел избежать скандала или искушения».

Феодора, по словам Прокопия, сделала себе имя своим непристойным изображением Леды и Лебедя.

Работа актрисой в то время включала как «непристойные выступления на сцене», так и предоставление сексуальных услуг вне сцены.

За это время она, возможно, познакомилась с будущей женой Велисария, Антониной, которая станет частью женского двора во главе с Феодорой.

Позже Феодора отправилась в Северную Африку в качестве наложницы сирийского чиновника по имени Гецебол, когда он отправился в ливийский Пентаполис в качестве губернатора.

Брошенная и подвергшаяся жестокому обращению со стороны Гецебола, на обратном пути в столицу Византийской империи она поселилась на некоторое время в Александрии, Египет.

Некоторые предполагают, что она встретила патриарха Тимофея III в Александрии, который был миафизитом, и, возможно, именно в это время она обратилась в миафизитское христианство.

Из Александрии она отправилась в Антиохию, где встретила танцовщицу Синей фракции Македонию, которая, возможно, была информатором Иустиниана.

Когда Иустиниан попытался жениться на Феодоре, ему помешал римский закон времен Константина, который запрещал любому человеку сенаторского ранга жениться на актрисах.

В 524 году византийский император Иустин издал новый закон, постановивший, что исправившиеся актрисы могут после этого на законных основаниях выходить замуж за лиц, не принадлежащих к их сословию, если это одобрено императором.

Тот же закон гласил, что дочери этих актрис также будут вольны выходить замуж за мужчину любого ранга, что позволило бы незаконнорожденной дочери Феодоры (имя которой утеряно) выйти замуж за одного из родственников предыдущего императора Анастасия.

Вскоре после принятия закона Иустиниан женился на Феодоре.

Императрица

Когда Иустиниан вступил на престол в 527 году, через два года после свадьбы, Феодора была коронована как августа и стала императрицей Восточной Римской империи.

По словам Прокопия, она разделяла его решения, планы и политические стратегии, участвовала в государственных советах и имела на него большое влияние.

Иустиниан однажды назвал ее своим «партнером в моих обсуждениях» в Новелле 8.1 (535 г. н.э.), законе о борьбе с коррупцией, по которому провинциальные чиновники должны были приносить присягу ей, а также императору.

Беспорядки в Нике

В январе 532 года две соперничающие политические фракции в Империи, Синие и Зеленые, спровоцировали бунт во время гонки колесниц на Ипподроме.

Беспорядки были вызваны многими обидами, некоторые из которых были вызваны действиями Иустиниана и Феодоры.

Мятежники подожгли многие общественные здания и провозгласили новым императором Ипатия, племянника бывшего императора Анастасия I.

Не в силах контролировать толпу, Иустиниан и его чиновники приготовились бежать.

По словам Прокопия, на заседании правительственного совета Феодора высказалась против ухода из дворца и подчеркнула значение того, кто умер как правитель, вместо того, чтобы жить в изгнании или в бегах, говоря, что «царский пурпур – благороднейший саван».

Поскольку император и его советники все еще готовили свой проект, Феодора, как сообщается, прервала их и заявила: «Вы бы не променяли такую безопасность на смерть. Что касается меня, то я согласна с пословицей, что королевский пурпур – самый благородный саван».

Ее решительная речь убедила всех, включая самого Иустиниана, готовившегося бежать.

В результате Иустиниан приказал своим верным войскам во главе с офицерами Велизарием и Мундусом атаковать демонстрантов на ипподроме, убив (по словам Прокопия ) более 30 000 мятежников.

Некоторые ученые интерпретировали отчет Прокопия как созданный для того, чтобы оспорить Иустиниана, подразумевая, что он был более труслив, чем его жена, и что формулировка ее речи была придумана Прокопием, изменив термин «тирания» из древнего высказывания на «королевский пурпур», возможно, отражая желание Прокопия связать Иустиниана с древними тиранами.

Ипатий был казнен Иустинианом, согласно одному источнику, это произошло по настоянию Феодоры.

Дальнейшая жизнь

После восстания Иустиниан и Феодора перестроили Константинополь, включая акведуки, мосты и более двадцати пяти церквей, самая известная из которых – Айя-София.

Говорят, что Феодора была щепетильна в отношении судебной церемонии.

Согласно Прокопию, императорская чета заставляла всех сенаторов, включая патрициев, падать ниц перед ними всякий раз, когда они входили в их присутствие, и давала понять, что их отношения с гражданским ополчением были отношениями господ и рабов.

Даже с правительственными чиновниками обращались как со слугами, они бесконечно долго ждали в маленькой душной комнате.

По прошествии многих дней некоторые из них, наконец, могли быть призваны, но, войдя в ее присутствие в великом страхе, они очень быстро удалялись.

Они просто выказывали свое уважение, ложась лицом вниз и прикасаясь губами к каждой из ее ступней; не было никакой возможности говорить или обращаться с какой-либо просьбой, если только она не сказала им об этом.

Ее ближайшим союзником был префект претория Петер Барсимес.

Иоанн Каппадокийский, главный сборщик налогов Иустиниана, был признан ее врагом из-за его независимого и большого влияния и был свергнут заговором, придуманным Феодорой и Антониной.

Она занималась сватовством, формируя сеть союзов между старыми силами, представленными семьей императора Анастасия и существовавшей ранее знатью, и новыми, которыми были Иустиниан и ее родственники.

Согласно «Тайной истории», она пыталась выдать своего внука Анастасия замуж за Иоаннину, дочь и наследницу Велизария и Антонины, против воли родителей, хотя в конце концов пара влюбилась друг в друга.

Она принимала и посылала письма и подарки персидским и иностранным послам и сестре Хосрова I.

Она помогала обездоленным женщинам, иногда «покупая девушек, проданных в проституцию, освобождая их и обеспечивая их будущее».

Она создала монастырь на азиатской стороне Дарданелл под названием Метанойя (Покаяние), где бывшие проститутки могли содержать себя.

«Тайная история» Прокопия утверждала, что вместо предотвращения принуждения к проституции Феодора, как говорят, «собрала» 500 проституток, заключив их в монастырь.

Они пытались избежать «нежелательного превращения», перепрыгивая через стены.

С другой стороны, летописец Джон Малалас, положительно писавший о дворе, заявил, что она «освободила девушек от ига их жалкого рабства».

Спустя столетие Иоанн Никиуский, под влиянием положительного изображения Малалы, отметил, что Феодора «положила конец проституции женщин и отдала приказ об их изгнании со всех мест».

Законы Иустиниана также расширили права женщин при разводе и владении имуществом, ввели смертную казнь за изнасилование, запретили разоблачение нежелательных младенцев, предоставили матерям некоторые права опеки над своими детьми и запретили убийство жены, совершившей прелюбодеяние.

Хотя ее участие в этих правовых реформах не зафиксировано, Прокопий в « Войнах » упомянул, что она была естественно склонна помогать женщинам в несчастье, и, согласно «Тайной истории», ее обвиняли в несправедливом отстаивании интересов жен, когда их мужья обвинил их в прелюбодеянии.

Религиозная политика

Феодора работала против поддержки халкидонского христианства своим мужем в продолжающейся борьбе за преобладание каждой фракции.

В результате она была обвинена в поощрении ереси и тем самым подорвала единство христианского мира.

Несмотря на то, что Иустиниан был халкидонцем, Феодора основала миафизитский монастырь в Сикаях и предоставила убежище во дворце лидерам миафизитов, которые столкнулись с противодействием большинства халкидонских христиан, таких как Северус и Анфим.

Анфим был назначен патриархом Константинополя под ее влиянием, и после постановления об отлучении он был сокрыт в покоях Феодоры в течение двенадцати лет, до ее смерти.

Когда халкидонский патриарх Ефрем спровоцировал жестокое восстание в Антиохии, восемь миафизитских епископов были приглашены в Константинополь, и Феодора приветствовала их и разместила в Дворец Хормисдас, примыкающий к Большому дворцу, который был собственным жилищем Иустиниана и Феодоры до того, как они стали императором и императрицей.

В Египте, когда умер Тимофей III, Феодора заручилась помощью Диоскора, префекта Августа, и Аристомаха, герцога Египта, чтобы способствовать возведению на престол ученика Севера, тем самым перехитрив своего мужа, который намеревался преемником халкидонян в качестве преемника.

Но папа Александрийский Феодосий I, даже с помощью имперских войск, не смог удержаться в Александрии против халкидонских последователей Иустиниана.

Когда он был сослан Иустинианом вместе с 300 миафизитами в крепость Делк во Фракии.

Когда папа Сильвериус отказал Феодоре в требовании снять анафему папы Агапета I с патриарха Антима, она послала Велизарию инструкции найти предлог для удаления Сильверия.

Когда это было выполнено, вместо него был назначен папа Вигилий.

Она тайно держала Антимуса в своем дворце до своей смерти в 548 году.

В Нобатах, к югу от Египта, жители были обращены в миафизитское христианство около 540 г.

Иустиниан решил, что они должны быть обращены в халкидонскую веру, Феодора решила, что они должны быть миафизитами.

Иустиниан принял меры для халкидонских миссионеров из Фиваиды.отправиться с подарками к Силко, королю нобатаев.

Но, услышав это, Феодора подготовила своих собственных миссионеров и написала герцогу Фиваидскому, чтобы он задержал посольство ее мужа, чтобы миафизитские миссионеры прибыли первыми.

Герцог был достаточно проницателен, чтобы помешать легкомысленному Иустиниану вместо неумолимой Феодоры.

Он следил за тем, чтобы халкидонские миссионеры задерживались.

Когда они в конце концов достигли Силко, их отослали, поскольку нобаты уже приняли миафизитскую веру Феодосия.

Смерть

Смерть Феодоры записана Виктором Тонненским, причина неизвестна, но используемые греческие термины часто переводятся как «рак».

Дата была 28 июня 548 года в возрасте 48 лет, хотя другие источники сообщают, что она умерла в 51 год.

Ее тело было погребено в церкви Святых Апостолов в Константинополе.

Во время процессии в 559 году Иустиниан посетил ее могилу и зажег свечи.

Феодора и Иустиниан представлены в мозаиках, существующих по сей день в базилике Сан-Витале в Равенне, Италия , которая была завершена за год до ее смерти.

Христианские праздники 26 ноября

Христианские праздники 28 ноября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх