ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ28 ноября

Христианские праздники 26 ноября. Святитель Иоанн Златоуст…

Православные праздники 26 ноября (13 ноября по старому стилю) 

  • Святитель Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский 
  • Мученики Антонин, Никифор и Герман

 

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский


Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский

 

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из Трех Святителей [память 30 января], родился в Антиохии около 347 года в семье военачальника.

Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына.

Его мать, Анфуза, овдовевшая в двадцатилетнем возрасте, не стремилась снова выйти замуж, а посвятила все свои усилия воспитанию сына в христианском благочестии. Молодежь училась у лучших философов и риторов.

Но, презрев суетные дисциплины языческих знаний, будущий святитель обратился к глубокому изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), возлюбил Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил его.

Через три года Иоанн был пострижен во чтеца.

Когда святой Мелетий был отправлен императором Валентом в ссылку в 372 году, Иоанн и Феодор (впоследствии епископ Мопсуестийский) учились у опытных наставников подвижнической жизни пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского.

Высоко утонченный Диодор имел особое влияние на юношу.

Когда мать Иоанна умерла, он принял монашество, которое назвал «истинной философией».

Вскоре Иоанна и его друга Василия рассматривали как кандидатов на епископский сан, и они решили удалиться в пустыню, чтобы избежать этого.

Хотя святитель Иоанн из смирения избегал епископского сана, он тайно содействовал хиротонии Василия.

В этот период святитель Иоанн написал свои «Шесть бесед о священстве» – великий труд по православному пастырскому богословию.

Четыре года провел святитель подвизаясь в пустыне, подвизаясь под руководством опытного духовника.

И здесь он написал три книги под названием «Против противников тяготеющих к монашеской жизни» и сборник под названием «Сравнение монаха с императором» (он же «Сравнение царской власти, богатства и знатности, с истинной и христианской премудростью монашеской жизни»), оба произведения отмечены глубоким отражением достоинства монашеского призвания.

Два года святитель прожил в пещере в полном безмолвии, но вынужден был вернуться в Антиохию для выздоровления.

Святитель Мелетий, епископ Антиохийский, рукоположил его во диакона в 381 году.

Следующие годы были посвящены работе над новыми богословскими сочинениями: «О промысле» («Подвижнику Стагирию»), «Книге о девстве», «К Молодая вдова» (2 речи) и «Книга святого Вавилона и против Юлиана и язычников».

В 386 году святитель Иоанн был рукоположен во пресвитера епископом Антиохийским Флавианом. Святитель Иоанн был прекрасным проповедником, и за свои вдохновенные слова он получил прозвище Златоуст.

В течение двенадцати лет святитель проповедовал в церкви, обычно два раза в неделю, а иногда и ежедневно, глубоко волнуя сердца своих слушателей.

В своем пастырском усердии дать христианам лучшее понимание Священного Писания святитель Иоанн прибегал к герменевтике, толкованию и анализу Слова Божия (т.е. экзегетике).

Среди его экзегетических сочинений – комментарии на целые книги Священного Писания (Бытие, Псалтырь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла), а также множество проповедей на отдельные тексты Священного Писания, а также наставления по праздники, похвалы святым, а также апологетические (т.е. оборонительные) проповеди (против аномеев, жидовствующих и язычников).

Будучи священником, святитель Иоанн ревностно исполнял заповедь Господа попечения о нуждающихся.

При святом Иоанне Антиохийская церковь ежедневно кормила до 3000 дев и вдов, не считая затворников, странников и больных.

Святитель Иоанн начал свой комментарий к Бытию в начале Великого поста в 388 году, произнеся тридцать две проповеди в течение сорока дней.

На Страстной неделе он говорил о том, как предали Христа, и о Кресте.

Во время Светлой седмицы его пастырское выступление было посвящено Воскресению.

Его толкование Книги Бытия было завершено только в конце октября (388 г.).

На Пасху следующего года святитель начал проповедовать Евангелие от Иоанна, а к концу 389 года принял Евангелие от Матфея.

В 391 году христиане Антиохии слушали его толкование на послания святого апостола Павла к римлянам и коринфянам.

В 393 году он объяснил Послания к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и Псалмы.

В своей проповеди на Послание к Ефесянам святитель Иоанн обличал раскол в Антиохии: «Говорю вам и свидетельствую пред вами, что расторгнуть Церковь есть не что иное, как впасть в ересь. Церковь есть дом Небесного Отца, одно Тело и один Дух».

Слава святого проповедника росла, и в 397 году, со смертью архиепископа Константинопольского Нектария, преемника святителя Григория Богослова, святитель Иоанн Златоуст был призван из Антиохии и избран на Константинопольскую кафедру.

В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии.

Внимания святителя ждало много дел, и начал он с самого главного – духовного совершенствования священства.

Он сам был лучшим примером этого. Денежные средства, предназначенные для архиепископа, святитель направил на содержание нескольких богаделен для больных и двух приютов для паломников.

Он строго постился и ел очень мало пищи и обычно отказывался от обеда из-за своего тонкого желудка.

Рвение святителя в распространении христианской веры распространялось не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, на Малую Азию и Понтийскую область.

Он поставил епископа Боспорской церкви в Крыму.

Святой Иоанн посылал ревностных миссионеров в Финикию, в Персию и к скифам для обращения язычников ко Христу.

Он также писал письма в Сирию, чтобы вернуть маркионитов в Церковь, и ему это удалось.

Сохраняя единство Церкви, святитель не позволил могущественному готскому военачальнику, желавшему, чтобы император вознаградил его храбрость в бою, открыть в Константинополе арианскую церковь.

Много сил приложил святитель к благолепию церковных служб: составил Литургию, ввел антифонное пение для всенощного бдения.

Святитель обличал развратные нравы людей в столице, особенно при императорском дворе, независимо от лица. Когда императрица Евдокия потворствовала конфискации последнего имущества вдовы и детей опального сановника, святитель встал на их защиту.

Высокомерная императрица не унималась и затаила обиду на архипастыря.

Ненависть Евдокии к святой вспыхнула вновь, когда злоумышленники сказали ей, что святитель, очевидно, имел в виду ее во время проповеди о суетных женщинах.

Был созван суд в составе иерархов, справедливо осужденных Златоустом: Феофила Александрийского, епископа Севериана Габалского, изгнанного из столицы за неподобающее поведение, и других.

Этот суд объявил святого Иоанна низложенным и казненным за оскорбление императрицы.

Император решился на ссылку вместо казни. У церкви собралась разгневанная толпа, решившая защитить своего пастора.

Во избежание бунта святитель Иоанн подчинился властям. В ту же ночь в Константинополе произошло землетрясение. Испуганная Евдокия настоятельно просила императора вернуть святого и тут же отправила изгнанному пастырю письмо, умоляя его вернуться.

Еще раз в столичном храме святитель прославил Господа в краткой речи «За все пути Его».

Клеветники бежали в Александрию.

Но уже через два месяца новый донос вызвал гнев Евдокии. В марте 404 г. был созван несправедливый собор, постановивший об изгнании святителя Иоанна.

После его вывоза из столицы пожар сжег церковь Святой Софии, а также здание Сената.

Вскоре последовали опустошительные варварские набеги, и в октябре 404 г. Евдоксия скончалась.

Даже язычники расценили эти события как наказание Божие за несправедливый суд над святой.

В Армении святитель тем более стремился ободрить своих духовных чад.

В многочисленных письмах (сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святитель Иоанн утешал страждущих, наставляя и поддерживая своих последователей.

Зимой 406 года святой Иоанн был прикован к постели болезнью, но враги его не унимались.

Из столицы пришло указание переправить святого Иоанна в пустынный Питиус в Абхазию на Черном море.

Измученный болезнью, святитель отправился в последний путь под воинским конвоем, идя три месяца по дождю и морозу.

Он так и не прибыл в место своего изгнания, так как его силы оставили его в Комане.

В крипте святого Василиска (память 22 мая) святой Иоанн утешился видением мученика, который сказал: «Не отчаивайся, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе».

После причащения Святых Таин святитель преставился ко Господу 14 сентября 407 года.

Последними его словами были: «Слава Богу за все!»

Святые мощи святителя Иоанна Златоуста были торжественно перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святителя Иоанна, преподобный Исидор Пелузийский (память 4 февраля) писал: «Дом Давидов окреп, а дом Саула ослабел. Он победил бури жизни и вошел в небесный покой».

Хотя он скончался 14 сентября, празднование святого Иоанна было перенесено на этот день из-за праздника Воздвижения Креста Господня.

Святителя Иоанна Златоуста также празднуют 27 и 30 января.

 

Святые мученики Антонин, Никифор, Герман и Манефа Кесарийские


Святые мученики Антонин, Никифор, Герман и Манефа Кесарийские

Святые мученики Антонин, Никифор, Герман и Манефа Кесарийские

 

В шестой год гонений в наши дни в Кесарии (308 г. н.э.).

И когда прошло некоторое время другой отряд мучеников Божиих, числом до ста тридцати, был послан из земли Египетской.

Все они подверглись таким же пыткам глаз и ног, как и прежние мученики; и некоторые из них были отправлены в рудники Палестины, а некоторые из них были доставлены к судьям в Киликии для наказания оскорбительными пытками.

Непрестанно бич Божий посылался на Максимина, злого тирана, всех этих зол, наставниками и хитрыми министрами были правители стран, и тот герцог, который был генералом армии римлян.

И из-за того, что произошло, они призвали логистов городов, и военачальников, и табулариев с усердием восстановить то, что рухнуло из капищ идолов, и заставить всех мужчин вместе с их женами и детей и рабов приносить жертву и приносить возлияния дьяволам, а также заставлять их есть жертвы.

И было дано повеление осквернять все, что продается на рынке, возлияниями и окроплением кровью жертв.

Таким образом, когда это было сделано таким образом, эти действия, которые были совершены, были отвратительны даже для язычников, которые были неверующими.

 Поэтому великое смятение, какого не было прежде, охватило всех и души каждого пребывали в скорби и бедствии.

Но Божественная Сила, благодаря происшедшему, ободряла тех, кто принадлежал Ему, чтобы они могли попирать угрозы судей и пренебрегать их мучениями.

Некоторые рабы из народа Христова, которые по телосложению своим были только юноши, но душа их была вооружена поклонением Богу, пришли сами, и когда правитель посреди города совершал возлияния идолам, внезапно бросились на него и призвали его отказаться от своего заблуждения: «Ибо нет другого Бога, кроме Единого, Творца и Творца всего сущего».

Когда Фирмиллиан спросил их, кто они такие, они признались, что они христиане, как только эти слова были произнесены, они получили приговор к смерти и, таким образом, легко и без промедления перешли к Тому, в ком они исповедовались.

Имя первого из них было Антонин, имя второго Зебина, имя третьего Герман и все это было совершено тринадцатого числа тешри [ноября].

И была у них в то же время спутница, сестра, одна из дев Господних, целомудренная и мужественная девица, пришедшая из города Байшаня.

Однако она поступила не так, как поступали те, у кого она стала духовницей; ибо она была насильно доставлена из Байшаня и претерпела оскорбления и жестокие пытки от судьи, прежде чем была осуждена.

Один из тех, кто был поставлен над улицами ту же блаженную женщину раздел догола, и она оставалась прикрытой только ниже паха, чтобы он мог предаваться своим похотливым глазам, он провел ее через весь город, пытая ремнями; а затем она предстала перед трибуналом губернатора, где с великой смелостью речи она исповедала свою веру, что она христианка.

Она там же проявила мужество и терпение при всяческих пытках; и впоследствии была передана губернатором на сожжение огнем.

Судья становился день ото дня свирепее, проявляя и беспощадный нрав свой, и жестокость, он мстил и ненавидел даже безжизненные трупы христиан, и запретил их захоронение.

Об этой девушке и о тех, кто в тот же день совершил исповедь, было издано приказание, чтобы их тела были съедены животными и тщательно охранялись день и ночь, пока они не будут съедены. по птицам.

Поэтому были назначены люди, чтобы следить за этим варварским порядком на расстоянии и охранять, чтобы тела исповедников не были унесены тайком.

Так и звери полевые, и псы, и птицы небесные кое-где растерзали плоть людей, так что кости и внутренности человеческие были найдены даже посреди города; и все люди были облачены в печаль из-за этих вещей, потому что никогда раньше не совершалось таких зверств.

Великая скорбь и горе постигли даже тех, которые были чужды нам в вере, из-за того, что видели их собственные глаза; ибо еще перед воротами города было представлено ужасное зрелище человеческих тел, пожираемых дикими зверями.

Таким образом, когда это продолжалось много дней, посреди города произошло чудо, в которое едва ли можно поверить.

Атмосфера была совершенно спокойной и ясной, когда вдруг многие колонны портиков в городе забрызгали как бы пятнами крови, а площади и улицы стали окроплены и мокры, как от воды, хотя и не одна капля упала с неба.

И устами всех было возвещено, что камни проливали слезы, и земля плакала; ибо даже бесчувственные камни и бесчувственная земля не могли вынести этого грязного и варварского дела; и что кровь, которая текла из камней, и земля, которая без всякого дождя источала как бы слезы из своего тела, упрекали всех этих безбожников.

Такова была кончина тех святых мучеников Божиих; чья борьба и борьба с заблуждением были выставлены перед христианами.

Христианские праздники 25 ноября

Христианские праздники 27 ноября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх