ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ27 февраля
Православные праздники 26 февраля (13 февраля по старому стилю)
Неделя сыропустная. Из трапезы исключается мясо
Когда мы начинаем Великий пост, Церковь напоминает нам об изгнании Адама из рая.
Бог повелел Адаму поститься (Быт. 2:16), но он не повиновался.
Из-за своего непослушания Адам и Ева были изгнаны из Эдема и лишились жизни блаженства, познания Бога и общения с Ним, для чего они были созданы.
И они, и их потомки стали наследниками смерти и тления.
Подумаем о пользе поста, о последствиях непослушания и вспомним свое падшее состояние.
Сегодня нам предлагается очиститься от зла постом и послушанием Богу.
Наш пост не должен быть чем-то негативным, простым воздержанием от определенных продуктов.
Это возможность освободиться от греховных желаний и побуждений нашего падшего естества и питать свою душу молитвой, покаянием, участвовать в церковных службах, причащаться животворящих Христовых Таин.
На Прощеной вечерне мы поем: «Начнем время светлого поста, готовясь к духовным подвигам. Очистим душу, очистим тело. Как воздерживаемся от пищи, так воздержимся от всякой страсти и насладимся добродетелями духа...»
В Православной Церкви последнее воскресенье перед Великим постом – день, когда на вечерне литургически объявляется и открывается Великий пост – называется Прощеным воскресеньем.
Утром этого воскресенья на Божественной литургии мы слышим слова Христа: «Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам преступления…» (Марка 6:14-15).
Затем, после вечерни, после того, как услышали объявление Великого поста в Великом Прокимене: «Не отврати лица Твоего от чада Твоего, ибо я скорблю! Услышь меня скорее! Приблизься к моей душе и избавь ее!» [и] вступив в великопостное богослужение, с его особыми воспоминаниями, с молитвой преподобного Ефрема Сирина, с его поклонами – просим друг у друга прощения, совершаем чин прощения и примирения.
И когда мы приближаемся друг к другу со словами примирения, хор поет пасхальные песнопения, наполняя храм предвкушением пасхальной радости.
В чем смысл этого обряда? Почему Церковь хочет, чтобы мы начинали Великий пост с прощения и примирения?
Эти вопросы уместны, потому что для слишком многих людей Великий пост означает прежде всего и почти исключительно изменение диеты, соблюдение церковных предписаний о посте.
Они понимают пост как самоцель, как «доброе дело», требуемое Богом и несущее в себе свою заслугу и свою награду.
Но Церковь не жалеет усилий, чтобы открыть нам, что пост есть лишь средство, одно из многих, к высшей цели: духовному обновлению человека, его возвращению к Богу, истинному покаянию и, следовательно, истинному примирению.
Церковь не жалеет сил, чтобы предостеречь нас от лицемерного и фарисейского поста, от сведения религии к простым внешним обязательствам.
Как гласит великопостный гимн: «Напрасно ты радуешься тому, что не ешь, о душа! Ибо ты воздерживаешься от пищи, но от страстей не очищаешься. Если вы упорствуете в грехе, вы будете поститься бесполезно».
Прощение стоит в самом центре христианской веры и христианской жизни, потому что само христианство есть прежде всего религия прощения.
Бог прощает нас, и Его прощение во Христе, Его Сыне, Которого Он посылает нам, чтобы, разделяя Его человечество, мы могли разделить Его любовь и истинно примириться с Богом. Действительно, христианство не имеет другого содержания, кроме любви.
И прежде всего обновления этой любви, возвращения к ней, возрастания в ней мы ищем в Великом посту, в посте и молитве, во всем духе и всем усилии того времени.
Таким образом, истинное прощение является и началом, и надлежащим условием Великого поста.
Однако можно спросить: зачем мне совершать этот обряд, когда у меня нет «врагов»?
Почему я должен просить прощения у людей, которые ничего мне не сделали и которых я почти не знаю?
Задавать эти вопросы – значит неправильно понимать православное учение о прощении.
Правда, в нашей жизни может отсутствовать открытая вражда, личная ненависть, настоящая неприязнь, но если мы их испытаем, то нам может быть легче покаяться, ибо эти чувства открыто противоречат Божественным заповедям.
Но Церковь открывает нам, что есть гораздо более тонкие способы оскорбить Божественную Любовь.
Это равнодушие, эгоизм, отсутствие интереса к другим людям, никакой реальной заботы о них, словом, та стена, которую мы обыкновенно воздвигаем вокруг себя, думая, что, будучи «вежливыми» и «дружелюбными», мы исполняем заповеди Божии.
В тот неповторимый вечер, слушая радостные пасхальные песнопения, мы призваны совершить духовное открытие: вкусить иного уклада жизни и отношений с людьми, той жизни, сущностью которой является любовь.
Мы можем обнаружить, что всегда и везде Христос, Сама Божественная Любовь, стоит посреди нас, превращая наше взаимное отчуждение в братство.
По мере того, как я продвигаюсь к другому, по мере того, как другой приходит ко мне, мы начинаем понимать, что именно Христос объединяет нас Своей любовью к нам обоим.
И поскольку мы совершаем это открытие – и поскольку это открытие есть открытие самого Царства Божия: Царства Мира и Любви, примирения с Богом и, в Нем, со всем сущим, – мы слышим песнопения того Праздника, который раз в году «открывает нам двери рая».
Мы знаем, почему мы должны поститься и молиться, чего мы будем искать во время долгого постного паломничества. Прощеное воскресенье: день, когда мы обретаем силу поститься – истинный пост; наше усилие – истинное усилие; наше примирение с Богом – истинное примирение.
Святой Мартиниан в возрасте восемнадцати лет ушел жить в пустыню, недалеко от города Кесарии в Палестине. Двадцать пять лет он посвятил себя подвигам и безмолвию, и ему был дарован дар врачевания болезней и изгнания бесов.
Однако Враг рода человеческого не переставал мучить святого подвижника различными искушениями.
Однажды проститутка услышала, как некоторые граждане Кесарии говорили о добродетельной жизни святого Мартиниана, и спросила их, почему они были поражены ею.
Она сказала, что он ушел жить в пустыню, потому что не мог выносить искушений плоти в городе.
Кроме того, она заключила с ними пари, что сможет свергнуть этот столп добродетели своей красотой и соблазнить его.
Однажды ночью она пришла к нему, одетая в поношенную одежду, притворившись, что заблудилась во время бури, и попросив приюта.
Неохотно святитель позволил ей войти в свою келью, так как не хотел быть причиной ее смерти.
Он вошел во внутреннюю комнату своей камеры, сказав ей, что утром ей придется уйти.
Пропев псалмы по своему правилу, он заснул на полу, но его тревожили плотские мысли.
Тем временем злая гостья открыла сумку, которую несла, переоделась в свою красивую одежду и украсила себя драгоценностями.
Когда наступило утро, святой Мартиниан вышел проводить женщину.
Хотя его соблазнила красота женщины, он решил не впадать в грех.
Зажег огонь, он шагнул в него, сказав: «Вы хотите, чтобы я сгорел от искушения, но я не поддамся ему. Вместо этого я выбираю гореть в этом огне, чтобы сохранить свою чистоту и избежать неугасимой адские огни».
Женщина была поражена тем, на что был готов пойти святой Мартиниан, и поняла, насколько она зла.
Она раскаялась и попросила святого наставить ее на путь спасения.
Он велел ей отправиться в Вифлеем и войти в монастырь, основанный святой Павлой (память 26 января).
Там она прожила монахиней двенадцать лет в строгом подвижничестве до блаженной кончины. Женщину звали Зоя.
После того, как его ожоги зажили, святой Мартиниан отправился на необитаемый скалистый остров и несколько лет жил на нем под открытым небом, питаясь провизией, которую время от времени привозил некий матрос. Взамен монах плел для него корзины.
Однажды сильный шторм потерпел крушение корабля, и женщина по имени Фотина приплыла на остров на кусках обломков.
Святой Мартиниан помог ей выжить на острове. «Оставайся здесь, – сказал он ей, – ибо я оставляю тебе хлеб и воду, а через два месяца придет лодка и вернет тебя на большую землю».
Святой Мартиниан отказался оставаться на острове с женщиной, полагая, что лучше утонуть, чем сгореть от похоти.
Он прыгнул в море и уплыл, а пара дельфинов вынесла его на сушу.
После этого святой Мартиниан вел жизнь странника. Позже он приехал в Афины и заболел.
Почувствовав приближение смерти, он вошел в церковь и лег на пол.
Бог открыл епископу Афинскому, кто такой святой Мартиниан, и святитель с честью погребил его тело. Это произошло около 422 года.
Святитель Евлогий, патриарх Александрийский, был одним из просвещенных иерархов VI века.
Сначала он был игуменом монастыря Богородицы в Антиохии, а затем в 579 году был избран Патриархом Александрийским, где прослужил двадцать семь лет.
Всю свою жизнь святитель энергично боролся с ересями. Он также был другом святителя Григория Двоеслова (память 12 марта), и кое-что из их переписки сохранилось.
Преподобный Евлогий скончался в 607 или 608 году. Святитель Фотий цитирует свои писания, раскрывающие православное богословие о двух природах Господа нашего Иисуса Христа.
Только одна из его проповедей, посвященная Вербному воскресенью, сохранилась в полном виде.
Имея языческое происхождение, Мартин выбрал христианство в возрасте 10 лет.
В юности его заставили служить в римской армии, но позже, по словам его ученика и биографа Сульпиция Севера, он обратился к римскому императору Юлиану Отступнику с просьбой освободить его от армии, потому что «Я воин Христа: мне не позволено сражаться».
Говорят, что когда его обвинили в трусости, он предложил встать перед линией фронта, вооруженный только крестным знамением. Его посадили в тюрьму, но вскоре освободили.
Легенда гласит, что, когда он еще был военным и был оглашенным в вере, Мартин разрезал свой плащ пополам, чтобы поделиться им с нищим.
В ту ночь ему приснилось, что сам Иисус был одет в разорванный плащ.
Когда он проснулся, одежда была восстановлена. Тронутый этим видением и очевидным чудом, Мартин немедленно закончил свое религиозное обучение и крестился в возрасте 18 лет.
Покинув римскую армию, Мартин поселился в Пуатье под руководством епископа Илария.
Он стал миссионером в провинциях Паннония и Иллирик (ныне на Балканском полуострове), где выступал против Арианства, ересь, отрицавшая божественность Христа . Вытесненный арианами из Иллирика, Мартин отправился в Италию, сначала в Милан, а затем на остров Галлинария у Альбенги.
В 360 году он воссоединился с Хилари в Пуатье. Затем Мартин основал общину отшельников в Лигуге, первом монастыре в Галлии.
В 371 году он стал епископом Тура и за пределами этого города основал еще один монастырь Мармутье, куда он удалялся всякий раз, когда это было возможно.
Будучи епископом, Мартин превратил Мармутье в большой монастырский комплекс, к которому привлекались европейские аскеты и из которого апостолы распространяли христианство по всей Галлии.
Сам он был активным миссионером в Турени и в сельской местности, где христианство было еще мало известно.
В 384/385 году он принял участие в конфликте при императорском дворе в Трире, Франция, на который римский император Магнус Максимус вызвал епископа Присциллиан из Авилы, Испания, и его последователи.
Хотя Мартин выступал против присциллианства, еретической доктрины, отказывающейся от всех удовольствий, он протестовал Максиму против убийства еретиков и против гражданского вмешательства в церковные дела.
Тем не менее Присциллиан был казнен, и продолжающееся участие Мартина в этом деле привело к тому, что он впал в немилость испанских епископов.
Еще при жизни Мартин приобрел репутацию чудотворца и был одним из первых не мучеников, публично причисленных к лику святых.
Христианские праздники 25 февраля
Христианские праздники 27 февраля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.