ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ04 февраля
Православные праздники 25 января (12 января по старому стилю)
Пресвятая Богородица мученица Татиана родилась в знатной римской семье, отец ее трижды избирался консулом.
Он был тайным христианином и воспитал свою дочь в преданности Богу и Церкви.
Достигнув совершеннолетия, Татиана решила остаться девственницей, обручившись со Христом.
Пренебрегая земными богатствами, она искала нетленных богатств небесных.
Она была поставлена диакониссой в одной из римских церквей и служила Богу в посте и молитве, ухаживая за больными и помогая нуждающимся.
Когда Римом правил шестнадцатилетний Александр Север (222–235), вся власть была сосредоточена в руках регента Ульпиана, злого врага и гонителя христиан.
Христианская кровь лилась рекой, Татиану тоже арестовали, и привели в храм Аполлона, чтобы заставить принести жертву идолу.
Святитель стал молиться, и вдруг произошло землетрясение.
Идол был разбит вдребезги, а часть храма рухнула и упала на жрецов и многих язычников.
Демон, обитавший в идоле, с визгом бежал оттуда. Присутствующие видели, как его тень летела по воздуху.
Тогда святой деве вырвали крючками глаза, но она мужественно все терпела, молясь за своих мучителей, чтобы Господь открыл их духовные очи.
И услышал Господь молитву рабы Своей, палачи видели, как четыре ангела окружили святую и били ее мучителей.
С неба раздался голос, говорящий святой деве, восемь человек уверовали во Христа и пали на колени перед святой Татианой, умоляя простить им грех против нее.
За исповедание себя христианами они были замучены и казнены, приняв крещение кровью.
На следующий день святая Татиана предстала перед нечестивым судьей.
Увидев, что она полностью исцелилась от всех своих ран, они раздели ее и избили, а тело порезали бритвами, чудесный аромат наполнил воздух.
Затем ее растянули на земле и так долго били, что несколько раз приходилось менять прислугу.
Мучители обессилели и сказали, что невидимая сила бьет их железными прутьями.
Действительно, ангелы отразили направленные на нее удары и направили их на мучителей, в результате чего девять из них упали замертво.
Затем святую бросили в темницу, где она всю ночь молилась и воспевала Господа с ангелами.
Наступило утро, и святую Татиану снова повели на суд.
Истязатели с изумлением увидели, что после таких страшных мук она явилась совершенно здоровой и еще более лучезарной и красивой, чем прежде.
Они стали уговаривать ее принести жертву богине Диане. Святая показалась приятной, и ее отвели в языческий храм.
Святая Татиана перекрестилась и стала молиться.
Внезапно раздался оглушительный грохот грома, и молния ударила в идола, в жертвоприношения и в языческих жрецов.
В очередной раз мученицу жестоко пытали, ее подвесили и царапали железными когтями, а груди отрезали.
В ту ночь ей в темнице явились ангелы и исцелили ее раны, как прежде.
На следующий день святую Татиану отвели в цирк и напустили на нее голодного льва.
Зверь не причинил святой вреда, а кротко лизнул ее ноги.
Когда льва возвращали в клетку, он убил одного из мучителей.
Татиану бросили в огонь, но огонь не повредил мученицу.
Язычники, думая, что она колдунья, остригли ей волосы, чтобы лишить ее магических сил, а затем заперли ее в храме Зевса.
На третий день в храм пришли языческие жрецы, намеревавшиеся принести жертву Зевсу.
Они увидели идола на полу, разбитого вдребезги, и святую мученицу Татиану, радостно славящую Господа Иисуса Христа.
Затем судья приговорил доблестную страдалицу к обезглавливанию мечом.
Вместе с ней был казнен и ее отец, потому что он воспитал ее в любви ко Христу.
Почетная глава святой мученицы Татианы впервые была привезена в Румынию в 1204 году, когда члены правящей семьи (династия Асанестан), ее поместили в церкви в Тырново (Болгария), а затем в Буковатском монастыре (около Крайова).
Однако позднее, в 1393 году, глава святительницы была перенесена в храм города Никеи (где заседал Первый Вселенский Синод), а затем в Константинополь и положена в храме святых апостолов.
В 1453 году, после завоевания Константинополя турками, в царствование Неаго Басараба, крайовешские бояре привезли в эту страну главу святой мученицы Татианы, а также все тело святителя Григория Декаполита (память 20 ноября), который они поместили в церкви Бистрицкого монастыря.
Из этого монастыря мощи святой Татианы были взяты святым Неаго Басарабом (память 15 сентября) и перенесены в царскую церковь в Куртя-де-Арджеш.
Позже, с реорганизацией митрополичьей церкви Олтении (1950-1955), почетный череп святой Татьяны был взят из Куртя-де-Арджеш и перенесен в Епископский собор Рымнику-Вылча в 1955 году.
Наконец, почитаемые мощи были навсегда сохранены в Кафедральный собор Крайовы.
Сегодня святые мощи святой Татианы с большим почетом хранятся в митрополичьем соборе святого великомученика Димитрия в Крайове, в одном ковчеге с мощами святителя Нифонта Константинопольского (память 11 августа) и святых мучеников Сергия и Бахуса (7 октября).
Икона Божией Матери «Акафист» находится на иконостасе собора Хиландарского монастыря.
Икона «Акафист» известна потому, что во время пожара в соборе в 1837 году перед иконой читался акафист, и она, к радости монахов, осталась невредимой.
Эту икону не следует путать с Зографской иконой «Акафиста» (память 10 октября).
Святой Савва, первый архиепископ Сербский, в миру Ростислав (Растко), был сыном сербского царя Стефана Немани и Анны, дочери византийского императора Романа.
С ранних лет он усердно посещал церковные службы и питал особую любовь к иконам.
В семнадцатилетнем возрасте Ростислав встретил монаха с Афона, тайно покинул отчий дом и отправился в Свято-Пантелеймоновский монастырь.
(Промыслом Божиим в 1169 году, в год рождения святителя, древний монастырь великомученика и целителя Пантелеимона был отдан русским монахам.)
Узнав, что его сын находится на Афоне, его отец мобилизовал свою дружину во главе с верным воеводой и написал правителю области, в которую входил Афон, говоря, что, если его сын не будет возвращен ему, он пойдет войной на греков.
Когда они прибыли в монастырь, воеводе было приказано не сводить глаз с Ростислава.
Во время вечерней службы, когда воины заснули под действием вина, Ростислав принял монашеский постриг (в 1186 г.) и отправил родителям мирскую одежду, волосы и письмо.
Святой Савва стремился уговорить своих могущественных родителей принять монашество.
Отец преподобного (в монашестве Симеон, память 13 февраля) и его сын подвизались в Ватопедском монастыре.
На Афоне основали Сербский Хиландарский монастырь, и этот монастырь получил свое название по императорскому пожалованию.
В Хиландарском монастыре святой Савва был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера.
Его мать Анна стала монахиней с именем Анастасия (21 июня).
За святую жизнь и добродетельные дела на Афоне преподобный был поставлен в архимандриты в Фессалонике.
В Никее в 1219 году, в праздник Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Герман рукоположил архимандрита Савву во архиепископа Сербского.
Святитель ходатайствовал перед византийским императором о разрешении сербским епископам избирать в будущем своего архиепископа.
Это было очень важным соображением во времена частых войн между восточными и западными державами.
Вернувшись на Святую Гору из Никеи, святитель в последний раз посетил все монастыри.
Он совершал поклоны во всех храмах и, вспоминая блаженную жизнь отцов-пустынников, с глубоким раскаянием прощался с подвижниками, «оставив Святую Гору, как бы из рая».
Опечаленный разлукой со Святой Горой, святитель пошел по пути от Афона, едва передвигаясь.
Пресвятая Богородица во сне говорила святому: «Имеешь Мое Покровительство, что остаешься скорбящим?» Эти слова пробудили его от уныния, превратив печаль в радость.
В память об этом явлении святитель заказал в Фессалониках большие иконы Спасителя и Божией Матери и поставил их в храме.
В Сербии деятельность Святителя по организации работы родной Церкви сопровождалась многочисленными знамениями и чудесами.
Во время литургии и всенощного бдения, когда святитель пришел кадить гроб отца своего преподобного Симеона, святые мощи источали благоухающее миро.
Возглавляя переговоры с венгерским королем Владиславом, объявившим войну Сербии, святой епископ не только добился желаемого мира для своей страны, но и привел венгерского монарха в Православие.
Тем самым он способствовал началу исторического существования автономной Сербской Церкви.
Святой Савва также способствовал укреплению Сербского государства.
Чтобы обеспечить независимость сербского государства, архиепископ Савва короновал своего могущественного брата Стефана королем.
По кончине Стефана его старший сын Радислав был коронован на царство, а святой Савва отправился в Святую Землю «для поклонения святому гробу Христову и страшной Голгофе».
Когда он вернулся на родину, святитель благословил и короновал Владислава на царство.
Для дальнейшего укрепления сербского престола он обручил его с дочерью болгарского князя Асана.
Святитель объездил храмы по всей Сербии, реформировал монашеские уставы по образцу Афона и Палестины, основал и освятил множество храмов, укрепляя православных в вере.
Окончив свое дело на родине, святитель назначил своим преемником иеромонаха Арсения, посвятив его во епископа и благословив всех.
Затем он отправился в путь, из которого не было возврата, желая «кончить дни свои скитальцем на чужбине».
Он прошел через Палестину, Сирию и Персию, Вавилон, Египет и Анатолию, повсюду посещая святые места, беседуя с великими подвижниками и собирая святые мощи святых.
Святитель закончил странствование в Трново в Болгарии в доме своего родственника Асана, где с духовной радостью предал душу свою Господу († 1237).
Ко времени перенесения святых мощей преподобного Саввы в Сербию в 1237 году было так много исцелений, что болгары стали жаловаться на Асана, «за то, что он оставил такое сокровище».
На родине святителя его честные мощи были положены в Милешевской церкви, даруя исцеление всем приходящим с верой.
Жители Трново продолжали получать исцеление от остатков гроба святого, который Асан приказал собрать и поместить во вновь построенный саркофаг.
Наследие святителя Саввы живет в православных церковных традициях славянских народов.
С ним связано введение Иерусалимского устава как основы славянских монашеских правил.
Сербский Хиландарский монастырь на Афоне живет по уставу святого Саввы и по сей день.
Издания Руля (сборник церковных канонов) святителя Саввы с комментариями Алексея Аристина являются наиболее распространенными в Русской Церкви.
В 1270 г. первый список Корлей святого Саввы был отправлен из Болгарии митрополиту Киевскому Кириллу. Таково было наследие святителя Саввы в каноническую сокровищницу Православия.
Христианские праздники 24 января
Христианские праздники 26 января
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.