ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ12 апреля
Православные праздники 25 марта (12 марта по старому стилю)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная
Чудотворная Лиддская икона упоминается в службе Казанской иконе (8 июля и 22 октября) в третьей песне канона.
Согласно Преданию, апостолы Петр и Иоанн проповедовали в Лидде (позже названной Диосполисом) близ Иерусалима.
Там они построили храм, посвященный Пресвятой Богородице, затем пошли в Иерусалим и просили Ее прийти и освятить храм Своим присутствием.
Она отослала их обратно в Лидду и сказала: «Идите с миром, и я буду там с вами».
Прибыв в Лидду, они обнаружили на стене храма цветную икону Богородицы (некоторые источники говорят, что образ был на столбе).
Тогда явилась Богородица и порадовалась количеству собравшихся там людей.
Она благословила икону и дала ей чудотворную силу. Эта икона сделана не рукой человека, а божественной силой.
Юлиан Отступник (годы правления 361–363) прослышал об иконе и попытался ее искоренить.
Каменщики острыми инструментами сколотили изображение, но краска и линии как будто глубже проникли в камень.
Те, кого послал император, не смогли уничтожить икону. Когда молва об этом чуде распространилась, поклониться иконе пришли миллионы людей.
В VIII веке через Лидду проехал святой Герман, будущий патриарх Константинопольский (память 12 мая).
Он сделал копию иконы и отправил ее в Рим во время иконоборческого спора.
Он находился в церкви Святого Петра и был источником многих исцелений.
В 842 г. репродукция была возвращена в Константинополь и получила известность как Римская икона (память 26 июня).
Древнейшими источниками информации о Лиддской иконе являются документ, приписываемый святому Андрею Критскому в 726 году, письмо, написанное тремя восточными патриархами императору-иконоборцу Феофилу в 839 году, и труд преподобного Георгия в 886 году.
Икона существовала еще в девятом веке.
Святитель Феофан Исповедник родился в 759 году в Константинополе в благочестивой и знатной семье.
Его отец был родственником византийского императора Льва Исавра (717-741).
Через три года после рождения Феофана умер его отец, оставив семью на попечение самого императора.
Феофан вырос при дворе и стал сановником при императоре Льве IV Хазаре (775-780).
Его положение обязывало его вступить в брак, но он уговорил свою невесту жить с ним в девстве.
После смерти родителей Феофан с женой посещали монастыри Сигрийского округа (Малая Азия).
Феофан встретил старца Григория Стратития, который предсказал жене Феофана, что ее муж заслужит мученический венец.
Позже жена Феофана постриглась в монахини в одном из монастырей в Вифинии, а Феофан ушел в монастырь в районе Кизика.
По благословению старца Феофан основал Калонимонский монастырь на острове в Мраморном море и уединился в своей келье, переписывая книги.
Феофан достиг высокого мастерства в этом деле.
Позднее святитель Феофан основал еще один монастырь в Сигрии, в месте, называемом «Большое городище», и стал его игуменом.
Он участвовал во всех работах обители и был для всех примером трудолюбия и подвижничества.
Он получил от Господа дар чудотворения, исцеления больных и изгнания бесов.
В 787 году в Никее собрался Седьмой Вселенский Собор, на котором была осуждена ересь иконоборчества.
На Собор был приглашен и святитель Феофан. Он явился в своих лохмотьях, но проявил мудрость в утверждении почитания святых икон.
В возрасте пятидесяти лет святой Феофан тяжело заболел и ужасно страдал до дня своей кончины.
Даже на смертном одре святитель продолжал трудиться.
Он написал свою ХРОНОГРАФИЮ, историю христианской церкви, охватывающую 285–813 годы. Этот труд остался бесценным источником для истории Церкви.
В царствование императора Льва Армянина (813-820), когда святой был в преклонном возрасте, вернулась иконоборческая ересь.
От святого Феофана требовали принять ересь, но он решительно отказался и был заключен в темницу.
Его монастырь «Большое городище» был предан огню.
Святой исповедник скончался в 818 году после двадцати трех дней заточения.
После смерти нечестивого императора Льва Армянина монастырь «Большое Слободство» был восстановлен и туда были перенесены мощи святого исповедника.
Святой Григорий Диалог, папа Римский, родился в Риме около 540 года.
Его дедом был папа Феликс, а мать его Сильвия (память 4 ноября) и тетушки Тарсилла и Эмилиана также были причислены Римской церковью к лику святых.
Получив блестящее светское образование, он достиг высоких государственных должностей.
Ведя богоугодную жизнь, он всей душой стремился к монашеству.
После смерти отца святой Григорий использовал свое наследство для основания шести монастырей.
В Риме он основал монастырь во имя святого апостола Андрея Первозванного, где принял монашеский постриг. Позже, по поручению папы Пелагия II, святитель Григорий некоторое время жил в Константинополе. Там он написал свой комментарий к книге Иова.
После смерти папы Пелагия святой Григорий был избран на римскую кафедру.
Семь месяцев он не соглашался принять эту службу, считая себя недостойным.
Окончательно он принял хиротонию только после настойчивых мольб духовенства и паствы.
Мудро руководя Церковью, святитель Григорий неустанно трудился в проповеди Слова Божия.
Святитель Григорий составил Литургию Преждеосвященных Даров на латинском языке, который до него был известен только в устной традиции.
Утвержденное Шестым Вселенским Собором, это богослужение было принято всей Православной Церковью.
Он усердно боролся с донатистской ересью; он также обратил в Истинную Веру жителей Бретани, язычников и готов, придерживавшихся арианской ереси.
Святой Григорий оставил после себя многочисленные письменные труды.
Святитель Григорий возглавлял Церковь тринадцать лет, служа всем нуждам своей паствы.
Ему была присуща необыкновенная любовь к бедности, за что ему было даровано видение Самого Господа.
Папа святой Григорий Великий, как его называют, умер в 604 году, и его мощи покоятся в соборе святого апостола Петра в Ватикане.
Первоначально это воскресенье было посвящено святому Поликарпу Смирнскому (память 23 февраля).
После его прославления в 1368 г. во вторую неделю Великого поста была назначена вторая память святителя Григория Паламы (память 14 ноября) как второе «Торжество Православия».
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, родился в 1296 году в Константинополе.
Отец святого Григория стал видным сановником при дворе Андроника II Палеолога (1282-1328), но вскоре умер, и сам Андроник принял участие в воспитании и воспитании сироты.
Наделенный прекрасными способностями и большим прилежанием, Григорий освоил все предметы, составлявшие тогда полный курс средневекового высшего образования.
Император надеялся, что юноша посвятит себя государственной работе.
Но Григорий, едва достигнув двадцати лет, удалился на Афон в 1316 (по другим источникам 1318) году и стал послушником в Ватопедском монастыре под руководством старца преподобного Никдема Ватопедского (память 11 июля).
Там он принял постриг и стал на путь подвижничества. Год спустя, святой евангелист Иоанн Богослов явился ему в видении и пообещал ему свою духовную защиту.
Мать и сестры Григория также стали монахами.
После кончины старца Никидема святой Григорий провел восемь лет в духовном подвиге под руководством старца Никефора, а после смерти последнего перешел в Афанасийскую лавру (память 5 июля).
Здесь он служил на трапезе, а потом стал церковным певцом.
Но через три года он поселился в маленьком скиту Глоссия, стремясь к большей степени духовного совершенства.
Настоятель этого монастыря стал обучать юношу методу непрестанной молитвы и умственного делания, освоенному монашествующими, начиная с великих пустынников IV века: Евагрия Понтийского и преподобного Макария Египетского (память 19 января).
Позднее, в XI веке, преподобный Симеон Новый Богослов (память 12 марта) дал подробное наставление в умственной деятельности молящимся внешне, и афонские подвижники претворили его в жизнь.
Опытное употребление умной молитвы (или молитвы сердечной), требующей уединения и тишины, называется исихазмом (от греческого «исихия» — покой, безмолвие), а практикующие его именуются «исихастами».
Во время пребывания в Глоссии будущий святитель Григорий полностью проникся духом исихазма и принял его как неотъемлемую часть своей жизни.
В 1326 году, из-за угрозы турецкого нашествия, он с братией удалился в Фессалонику, где был рукоположен в сан священника.
Святитель Григорий совмещал свои священнические обязанности с жизнью отшельника.
Пять дней недели он проводил в безмолвии и молитве, и только в субботу и воскресенье выходил к своему народу.
Он совершал богослужения и читал проповеди. У присутствующих в храме его учение часто вызывало и умиление, и слезы.
Иногда он посещал богословские собрания городской образованной молодежи во главе с будущим патриархом Исидором.
Вернувшись из поездки в Константинополь, он нашел место, подходящее для уединенной жизни, недалеко от Фессалоники, области Берии.
Вскоре он собрал здесь небольшую общину монахов-одиночек и руководил ею пять лет.
В 1331 году святитель удалился на Афон и уединился в скиту святого Саввы, близ лавры святого Афанасия.
В 1333 году назначен игуменом Есфигменовского монастыря в северной части Святой Горы.
В 1336 году святитель вернулся в скит преподобного Саввы, где посвятил себя богословскому труду, продолжая его до конца своей жизни.
В 1330-х годах в жизни Восточной Церкви произошли события, которые поставили святителя Григория в число наиболее значительных вселенских апологетов Православия и принесли ему большую известность как учителю исихазма.
Около 1330 года ученый монах Варлаам прибыл в Константинополь из Калабрии, что в Италии.
Он был автором трактатов по логике и астрономии, искусным и остроумным оратором, получил кафедру в столичном университете и стал излагать творения святого Дионисия Ареопагита (память 3 октября), чьи «апофатические» («негативное», в отличие от «катафатического» или «позитивного») богословие в равной мере приветствовалось как в Восточной, так и в Западной Церквах.
Вскоре Варлаам отправился на Афон, где познакомился с духовной жизнью исихастов.
Говоря, что познать сущность Бога невозможно, он объявил умную молитву еретическим заблуждением.
Путешествуя с Афонской горы в Фессалонику, а оттуда в Константинополь, а потом снова в Фессалонику, Варлаам вступал в споры с монахами и пытался показать тварную, материальную природу света Фаворского (т.е. при Преображении).
Он высмеивал учения монахов о методах молитвы и о нетварном свете, увиденном исихастами.
Святитель Григорий на просьбу афонских монахов сначала отвечал словесными наставлениями.
Но видя тщетность таких усилий, он изложил свои богословские доводы в письменной форме.
Так появились «Триады в защиту святых исихастов» (1338 г.). К 1340 году афонские подвижники при содействии святителя составили общий ответ на нападки Варлаама, так называемый «Святоарский фолиант».
На Константинопольском Соборе 1341 года в храме Святой Софии святитель Григорий Палама спорил с Варлаамом, сосредоточившись на природе света Фаворской горы.
27 мая 1341 года Собор принял положение святителя Григория Паламы, что Бог, неприступный в Своей Сущности, являет Себя через Свои энергии, которые устремлены к миру и способны восприниматься, как Фаворский свет, но которые не материальны и не сотворены.
Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он был предан анафеме и бежал в Калабрию.
Но спор между паламитами и варлаамитами был далек от завершения.
К этим последним принадлежали ученик Варлаама, болгарский монах Акиндинос, а также патриарх Иоанн XIV Калекос (1341-1347); к их мнению склонялся и император Андроник III Палеолог (1328-1341).
Акиндинос, чье имя означает «тот, кто не причиняет вреда», на самом деле причинил большой вред своим еретическим учением.
Акиндинос написал ряд трактатов, в которых объявил святого Григория и афонских монахов виновными в церковных беспорядках.
Святитель, в свою очередь, написал подробное опровержение заблуждений Акиндина.
Патриарх поддержал Акындина и назвал святителя Григория виновником всех беспорядков и волнений в Церкви (1344 г.) и заключил его в темницу на четыре года, в 1347 г.
В 1351 году Влахернский собор торжественно подтвердил православие его учения.
Но солунцы не сразу приняли святителя Григория, и он вынужден был жить в разных местах.
Во время одного из его путешествий в Константинополь византийский корабль попал в руки турок.
Даже в заточении святитель Григорий проповедовал пленным христианам и даже своим пленникам-мусульманам.
Агаряне были поражены мудростью его слов. Некоторые мусульмане не выдержали этого, поэтому избили его и убили бы, если бы не рассчитывали получить за него большой выкуп.
Через год святитель Григорий был выкуплен и возвращен в Фессалонику.
Святитель Григорий за три года до своей кончины совершил много чудес, исцелив страждущих от болезней.
Накануне кончины ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст.
Со словами «К высотам! К высотам!» Святитель Григорий Палама преставился ко Господу 14 ноября 1359 года.
В 1368 году он был канонизирован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354-1355, 1364-1376), составившем Житие и Службы святителю.
Во вторую неделю Великого поста мы празднуем Собор всех преподобных отцов Киево-Печерского монастыря: упокоившихся в Ближних пещерах преподобного Антония (см. 28 сентября), а также упокоившихся в Дальних пещерах Святитель Феодосий (см. память 28 августа).
Канон, приложенный к службе на сегодняшний праздник, был составлен иеромонахом Мелетием во второй половине XVII века.
Праведный Финей, внук первосвященника Аарона (память также ныне) и сын первосвященника Елеазара, тоже был священником и усердным в своем служении.
Когда израильтяне, после того как святой пророк Моисей (4 сентября) вывел их из Египта, были уже близ земли обетованной, их соседи моавитяне и мадианитяне были охвачены страхом и завистью.
Не надеясь на свои силы, они призвали волхва Валаама, чтобы тот наложил проклятие на израильтян.
Господь открыл Валааму Свою волю, и Валаам отказался проклясть народ Божий, видя, что Богу угодно было благословить их (Числ. 24:1).
Затем моавитяне привлекли израильтян к поклонению Ваал-Фегору.
Бог наказал евреев за их отступничество, и они тысячами умирали от чумы.
Многие, видя гнев Божий, опомнились и раскаялись.
В это время некий человек, именем Зимри, из колена Симеона, «привел к братьям своим Мадианитянку на глазах Моисея и на глазах всего общества сынов Израилевых, и они плакали у дверей скинию свидетельства» (Чис. 25:6). Финеас, исполненный гнева, вошел в шатер Зимри и убил копьем его и мадианитянку.
«И сказал Господь Моисею: Финей… прекратил гнев Мой на сынов Израилевых, когда Я сильно завидовал между ними… Вот, Я даю ему завет мира, и он и его потомство будет иметь завет священства вечный, потому что он был ревностен по Богу своему и очистил сынов Израилевых» (Чис. 25:10-13).
После этого, по повелению Бога, Финей пошел во главе израильского войска против моавитян и навлек на них наказание за их нечестие и вероломство.
После смерти первосвященника Елеазара первосвященником был единогласно избран святой Финей.
Первосвященство, согласно Божьему обетованию, продолжалось и в его потомстве.
Святой Финей умер в преклонном возрасте около 1500 г. до н.э.
Святитель Симеон Новый Богослов родился в 949 году в городе Галатеи (Пафлагония) и получил образование в Константинополе.
Отец подготовил его к карьере при дворе, и некоторое время юноша занимал высокое положение при императорском дворе.
В четырнадцать лет он познакомился в Студийском монастыре с прославленным старцем Симеоном Благочестивым, оказавшим большое влияние на его духовное развитие.
Он оставался в миру несколько лет, готовясь к монашеской жизни под руководством старца, и, наконец, поступил в монастырь в возрасте двадцати семи лет.
Святой Симеон Благочестивый рекомендовал юноше творения святого Марка Подвижника (память 5 марта) и других духовных писателей.
Он внимательно читал эти книги и старался применять на практике прочитанное.
Три положения, сделанные св. Марком в его сочинении «О духовном законе» (см. т. I англ. Добротолюбия ), произвели на него особое впечатление.
Во-первых, вы должны слушать свою совесть и делать то, что она говорит вам, если вы хотите, чтобы ваша душа была исцелена ( Добротолюбие , стр. 115).
Во-вторых, только исполняя заповеди, можно получить действие Святого Духа.
В-третьих, молящийся только телом и без духовного познания подобен слепому, вопившему: «Сын Давидов, помилуй меня» (Луки 18:38) (Добротолюбие) п. 111).
Однако когда слепой прозрел, он назвал Христа Сыном Божьим (Ин. 9:38).
Преподобный Симеон был ранен любовью к духовной красоте и старался стяжать ее.
Вдобавок к Правилу, данному ему старцем, совесть велела ему прибавить еще несколько псалмов и поклонов и постоянно повторять: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». Естественно, он прислушивался к своей совести.
Днем он заботился о нуждах людей, живущих во дворце Патриция.
Ночью его молитвы становились длиннее, и он продолжал молиться до полуночи.
Однажды, когда он молился таким образом, на него снизошло прекраснейшее божественное сияние и наполнило комнату.
Он не видел вокруг себя ничего, кроме света, и даже не замечал земли под ногами.
Ему казалось, что он сам стал светлым. Затем его разум поднялся к небу, и он увидел второй свет, более яркий, чем свет, окружавший его.
Потом, на краю этого второго света, он как бы увидел преподобного Симеона Боголюбского, давшего ему почитать преподобного Марка Подвижника.
Через семь лет после этого видения преподобный Симеон поступил в монастырь.
Там он умножил свой пост и бдительность и научился отрекаться от своей воли.
Враг нашего спасения возбудил братию обители против преподобного Симеона, равнодушного ни к похвалам, ни к упрекам других.
Из-за возросшего недовольства в обители святой Симеон был отправлен в монастырь преподобного Мамата в Константинополе.
Там он постригся в монашескую схиму и усилил свои духовные подвиги.
Он достиг высокого духовного уровня и умножал свои познания в духовном чтении Священного Писания и творений отцов, а также в беседах со святыми старцами.
Около 980 года святой Симеон был поставлен игуменом монастыря преподобного Мамата и пробыл в этой должности двадцать пять лет.
Он отремонтировал и восстановил монастырь, пострадавший от запустения, а также навел порядок в жизни монахов.
Строгая монашеская дисциплина, к которой стремился святой Симеон, вызывала большое недовольство братии.
Однажды после Литургии на него напали некоторые монахи и чуть не убили его.
Когда Константинопольский Патриарх изгнал их из монастыря и хотел передать гражданским властям, святой Симеон просил отнестись к ним снисходительно и дозволить жить в миру.
Около 1005 года преподобный Симеон оставил игуменский сан в пользу Арсения, а сам поселился близ монастыря с миром.
Там он составил свои богословские труды, части которых появляются в «Добротолюбии».
Главная тема его произведений – сокровенная деятельность духовного совершенствования, борьба со страстями и греховными помыслами.
Он написал наставления для монахов: «Богословские и практические главы», «Трактат о трех методах молитвы» (в т. IV англ. Добротолюбия ) и «Трактат о вере».
Кроме того, святитель Симеон был выдающимся церковным поэтом.
Он также написал «Гимны Божественной любви», около семидесяти стихотворений, наполненных глубокими молитвенными размышлениями.
Возвышенное учение святителя Симеона о тайнах умной молитвы и духовного подвига снискало ему титул «Нового Богослова».
Эти учения не были изобретением святого Симеона, а просто со временем были забыты.
Некоторые из этих учений казались его современникам неприемлемыми и странными.
Это привело к конфликту с церковными властями Константинополя, и святой Симеон был изгнан из города.
Он удалился за Босфор и поселился в древнем монастыре святой Макрины.
Святитель мирно почил о Господе в 1021 году. При жизни получил дар чудотворения.
Многочисленные чудеса произошли и после его смерти; одним из них было чудесное обретение его иконы.
Его житие написал его келейник и ученик святой Никита Стифат.
Поскольку 12 марта приходится на Великий пост, праздник Симеона переносится на 12 октября.
Святой священномученик Кирион II (известный в миру как Георгий Садзаглишвили) родился в 1855 году в селе Никози Горийского уезда. Его отец был священником.
Он поступил в церковно-приходскую школу в Ананури, затем в духовную школу в Гори и, наконец, в Тбилисскую семинарию.
В 1880 году окончил Киевскую духовную академию и был назначен помощником декана Одесской духовной семинарии.
С 1883 по 1886 год святой Кирион активно участвовал в просветительской жизни Гори, Телави, Кутаиси и Тбилиси.
В 1886 году он был назначен надзирателем грузинских монастырей и деканом школ Общества обновления христианства на Кавказе.
Он руководил церковно-приходскими школами, создал при них библиотеки и собрания редких книг, публиковал статьи по истории Грузинской церкви, фольклору и литературе под псевдонимами Ивериэли, Садзагелов и Лиахвели (река Лиахви протекает через его родной район Шида [ Внутренняя] Картли, центральная часть восточной Грузии).
В 1886 году избранник Божий Георгий был пострижен в монашество с именем Кирион и возведен на престол игуменом Квабтахевского монастыря.
Кирион продолжал свои научные занятия и умножал духовные труды.
Собирал фольклорные и этнографические материалы, изучал артефакты древних грузинских церквей.
Найденные им реликварии и редкие рукописи он щедро передал в коллекции древностей Церковного музея Тбилиси и Общества распространения грамотности среди грузин.
В 1898 году Кирион опубликовал описание исторических памятников Лиахвского ущелья.
Его публикация является важным ресурсом для ученых и историков, так как большинство описываемых им памятников в последующие годы были разрушены идеологическими и национальными врагами Грузии.
(Позже Кирион вступил в Московское археологическое общество.)
В августе 1898 года архимандрит Кирион был хиротонисан во епископа Алавердского.
Святой Кирион сразу же начал восстанавливать Алавердскую церковь и предложил свои силы для этой важнейшей задачи.
В то же время он начал изучать древние артефакты Кахети и Эрети в восточной Грузии.
Среди рукописей, переданных им в Церковный музей Тбилиси, было Святое Евангелие от 1098 года, до того времени неизвестное ученым.
Епископ Кирион был неутомимым исследователем с широким кругом научных интересов.
Его перу принадлежит более сорока монографий на различные темы, касающиеся истории Грузинской церкви и христианской культуры в Грузии.
Составил краткий терминологический словарь древнегрузинского языка и совместно с лингвистом Григолом Кипшидзе «Историю грузинской филологии».
Кирион боролся с захватом грузинских церквей армянскими монофизитами.
Он направил российскому экзарху в Грузии подробный меморандум с требованием вернуть конфискованные православные храмы.
В 1901 году Кирион был поставлен епископом Горийским.
К тому времени Грузинскому экзархату стало ясно, что образованные и прогрессивные священнослужители поддерживают святителя Кириона и оспаривают отмену автокефалии Грузинской Церкви.
Но правительство нашло выход из этого «опасного положения», часто посылая святителя Кириона на службу в разные края Российской империи: в 1903 году он был переведен в Херсон, в 1904 году в Орел, в 1906 году в Сухуми.
В Сухуми святитель Кирион прилагал все усилия для восстановления и возрождения исторических грузинских церквей и монастырей, хотя вскоре его переназначили на Ковенскую епархию.
В 1905 г. по требованию грузинской интеллигенции (под руководством святителя Илии Праведника) власть образовала чрезвычайную комиссию для формального рассмотрения вопроса об автокефалии Грузинской церкви.
Святитель Кирион прочитал комиссии две лекции: одну о причинах борьбы Грузии за восстановление автокефальной Церкви и другую о роли национальности в жизни Церкви.
Комиссия отвергла претензии Грузии на автокефалию и подвергла лидеров движения жестким репрессиям.
В 1907 году святой Илия Праведный был убит, и правительство запретило святому Кириону ехать в Грузию для отпевания.
Святой Кирион успел только отправить письмо с соболезнованиями близким святого Илии.
В последующие месяцы режим на Святом Кирионе ужесточился еще больше.
В 1908 году его обвинили в заговоре с целью убийства экзарха Никона, лишили архиерейского сана и арестовали. Этот вероломный поступок вызвал возмущение не только грузинского народа, но и верующих России.
Даже демократические силы Европы создали общество защиты прав епископа Кириона и собрали подписи с требованием его освобождения из тюрьмы.
Сам епископ смиренно нес крест своих гонений и утешал сочувствующих словами великого грузинского поэта Шота Руставели: «Ни одна роза не срывается с этого мира без шипов».
Мы должны переносить наши страдания с любовью, так как страдание есть плод любви, и в страдании мы обретаем свою силу!»
К 1915 году режим прекратил преследование святого Кириона.
Они восстановили его в епископстве и возвели в сан архиепископа Полоцкого и Витебского на западе России. Однако ему не разрешили вернуться на родину.
В марте 1917 года Грузинская Апостольская Православная Церковь объявила о восстановлении своей автокефалии.
По непрекращающимся требованиям грузинского народа святой Кирион наконец вернулся на родину.
Сто двадцать кавалеристов встретили его в Арагвском ущелье (вдоль Военно-Грузинской дороги) и благоговейно препроводили в столицу.
В Тбилиси святой Кирион был встречен с большим почетом.
В сентябре 1917 года Священный Синод Грузинской Православной Церкви возвел епископа Кириона на престол Католикоса-Патриарха всея Грузии.
Во время интронизации в соборе Светицховели святитель Кирион обратился к верующим: «Родина моя возлюбленная, народ, охраняемый Пресвятой Богородицей, омытый в горниле бедами и страданиями, омытый собственными слезами: к тебе обращаюсь, отделившийся от тебя, искавший тебя, оплакивавший тебя, искавший тебя и ныне возвратившийся не как блудный сын, а как твой наперсник и совесть твоей Церкви».
Вскоре после возведения на престол святитель Кирион разослал обращение ко всем православным патриархам мира, в котором подробно изложил историю Грузинской Церкви и просил официального признания ее автокефалии.
26 мая 1918 года Грузия провозгласила свою независимость.
На следующий день Католикос-Патриарх Кирион II возглавил молебен.
Главный пастырь и его паства радовались восстановлению автокефалии Грузинской Церкви и независимости Грузинского государства, хотя с самого начала осознавали неминуемую большевистскую опасность.
Социалистическая революция, показавшая теперь свое истинное лицо, представляла огромную угрозу для молодой республики и ее Церкви.
27 июня 1918 года Католикос-Патриарх Кирион II был найден убитым в патриаршей резиденции Марткопского монастыря.
Следствие было чистой формальностью, и виновные так и не были найдены.
Ходили даже слухи, что святой Кирион застрелился. Созванный 17 октября 2002 года Священный Синод Грузинской Апостольской Православной Церкви канонизировал священномученика Кириона и причислил его к лику святых.
Христианские праздники 24 марта
Христианские праздники 26 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.