ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ12 апреля
Православные праздники 24 марта (11 марта по старому стилю)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная
Святитель Софроний, патриарх Иерусалимский, родился в Дамаске около 560 года.
С юности отличался благочестием и любовью к классическим учениям.
Он особенно хорошо разбирался в философии, поэтому был известен как Софроний Мудрый.
Но будущий святитель искал истинной философии монашества, бесед с пустынниками.
Он прибыл в Иерусалим в монастырь преподобного Феодосия и там сблизился с иеромонахом Иоанном Мосхом, став его духовным сыном и подчинившись ему в послушании.
Они посетили несколько монастырей, записывая жития и духовную мудрость встреченных подвижников.
Из этих заметок вышла их знаменитая книга ЛЕИМОНАРЬ или ДУХОВНЫЙ ЛУГ, которая была высоко оценена на Седьмом Вселенском Соборе.
Чтобы спастись от опустошительных набегов персов, святые Иоанн и Софроний оставили Палестину и отправились в Антиохию, а оттуда перешли в Египет.
В Египте святой Софроний тяжело заболел. В это время он решил стать монахом и был пострижен святителем Иоанном Мосхом.
Когда святой Софроний выздоровел, они оба решили остаться в Александрии.
Там их принял святой Патриарх Иоанн Милостивый (память 12 ноября), которому они оказали большую помощь в борьбе с монофизитской ересью.
В Александрии святой Софроний имел болезнь очей и с молитвой и верой обратился к святым бессребреникам Киру и Иоанну (память 31 января) и получил исцеление в названной в их честь церкви.
В благодарность святой Софроний написал тогда Жития этих святых бессребреников.
Когда варвары стали угрожать Александрии, патриарх Иоанн в сопровождении святых Софрония и Иоанна Мосха отправился в Константинополь, но в пути скончался.
Затем святые Иоанн Мосх и Софроний вместе с восемнадцатью другими монахами отправились в Рим. Святой Иоанн Мосх скончался в Риме.
Его тело было перенесено святителем Софронием в Иерусалим и погребено в монастыре святого Феодосия.
В 628 году иерусалимский патриарх Захария (609–633) вернулся из персидского плена.
После его смерти патриарший престол в течение двух лет занимал святитель Модест (память 18 декабря).
После кончины святителя Модеста патриархом был избран святитель Софроний.
Святитель Софроний много потрудился на благо Иерусалимской Церкви как ее предстоятель (634-644).
К концу жизни святой Софроний и его пасомые пережили двухлетнюю осаду Иерусалима мусульманами.
Измученные голодом христиане, наконец, согласились открыть городские ворота при условии, что враг пощадит святые места.
Но это условие не было выполнено, и святой Софроний скончался в скорби о поругании христианских святынь.
До нас дошли письменные сочинения патриарха Софрония в области догматики, а также его «Эккурс на Литургию», Житие преподобной Марии Египетской (1 апреля), а также около 950 тропарей и стихир от Пасхи до Вознесения.
Еще будучи иеромонахом, святой Софроний пересмотрел и внес исправления в Устав обители преподобного Саввы Освященного (память 5 декабря).
Три канона святителя на Святой сорокадневный Великий пост включены в современную Великопостную триодь.
Святой Евфимий, в крещении Иоанн, родился по усердным молитвам пресвитера Михея и его жены Анны.
Много лет они были бездетны и поклялись, что если у них будет сын, то посвятят его Богу.
Мальчик читал священнические книги и часто посещал церковные службы, часто помогая отцу в небольшой церкви святого Феодора.
Все это освятило душу юного Иоанна. В 1411 году он ушел из родительского дома в монастырь в возрасте пятнадцати лет.
В двенадцати верстах от Новгорода, в пустынном месте под названием Вяжищ, поселились в лесах и на болотах три монаха Евфросин, Игнатий и Галактеон.
Вскоре к ним присоединился священник Пимен, постриженный с именем Пахомий.
Здесь они жили в полном уединении у построенной ими деревянной часовни в честь святителя Николая.
Они жили в непрестанной молитве и боролись с суровыми природными условиями северных районов.
К этим подвижникам в поисках спасения приходил и юный Иоанн.
Игумен Пахомий принял его с любовью и постриг в монашество с именем Евфимий.
Его постриг в столь юном возрасте свидетельствует о незаурядных духовных качествах юного подвижника.
В это время Новгородскую кафедру занимал архиепископ Симеон, простой монах, ставший архиереем.
О добродетельной жизни преподобного Евфимия стало известно архиепископу.
Святитель Евфимий был вызван в Новгород и после долгой беседы с архиепископом Симеоном был назначен архиерейским экономом.
В то время новгородские архиепископы занимали уникальное положение.
Независимо от княжеской власти, они избирались непосредственно собранием и играли большую роль в светских делах.
Более того, они управляли обширными земельными владениями.
В этих условиях архиерейский стольник должен был сочетать административный талант с крайней нестяжательностью и глубоким христианским смирением.
Святитель Евфимий горячо умолял архипастыря отправить его обратно в Вяжищ, но потом согласился остаться.
Святитель Евфимий вызывал всеобщее удивление и уважение, занимая столь важное положение и находясь в центре деловой жизни большого города.
Будучи монахом, он посвятил себя аскезе так же ревностно, как и в глухом лесу.
Архиепископ Симеон скончался в 1421 году. При новом архиерее Евфимии I святой Евфимий снова удалился в свою обитель.
Однако вскоре монахи монастыря на Лисич-горе избрали святого своим игуменом.
По кончине архиепископа Евфимия I в 1429 году святитель Евфимий был избран архиепископом.
29 ноября он вошел в храм святой Софии. Четыре года святитель управлял Новгородской епархией, откладывая при этом архиепископство.
Лишь 24 мая 1434 года он был рукоположен в Смоленске митрополитом Герасимом.
Святитель Евфимий мудро управлял своей епархией двадцать девять лет, усердно исполняя свой архипастырский долг.
Святитель Евфимий подвизался в строительстве и восстановлении церквей, особенно после опустошительных пожаров 1431 и 1442 годов.
Софийский собор был богато украшен святой, а в Новгородском кремле было построено несколько новых церквей.
«Если вы хотите увидеть некоторые из его великих произведений, – пишет Пахомий Логофет, – идите в храм святой Софии. Там вы увидите построенные им церкви, стоящие, как холмы. Они говорят о своем разнообразном обаянии не словами, а делом».
«Это мне дал архиепископ Евфимий», – провозглашает одна церковь.
Другая говорит: «Он так великолепно украсил меня».
Третья восклицает: «Он построил меня из самого основания».
Церковь святого Иоанна Златоуста, высокая и прекрасная, благословляет рукой Златоуста и возглашает: «Поскольку ты построил мне храм, то я в свою очередь умоляю Творца приготовить тебе жилище на Небесах».
Собор Премудрости Божией, говоря через годы своего восстановления им, возвещает: «Восстановил он меня в первозданном величии моем, украсил меня святыми иконами. Он моя похвала и красота».
Святитель Евфимий построил также церковь в честь своего Ангела-хранителя [т.е. русское выражение «святой покровитель»], а в 1438 году построил в Вяжицком монастыре каменную церковь в честь святителя Николая.
На следующий год он построил каменный храм в честь святого Иоанна Богослова с трапезой и консисторией.
Ревнуя о славе Божией, святой Евфимий напечатал больше духовных книг.
От этого периода сохранилось много богослужебных книг, переписанных «под властью архиепископа Евфимия». Несмотря на свои обильные труды, святитель всегда своевременно исполнял монашеский устав.
То, что он не мог сделать днем, он делал ночью. За час до утрени святитель встал на келейное правило.
Он часто всю ночь проводил без сна и носил цепи, но до самой смерти о них никто не знал.
Первую неделю Великого поста святитель провел в Вяжицкой обители в безмолвной молитве, ничего не вкушая.
В 1446 году великокняжеский престол узурпировал Шемяка, установивший отношения с Новгородом. Политическая ситуация в Новгороде часто была довольно напряженной.
В 1451 году святитель Иона (память 31 марта) в особой грамоте увещевал новгородцев прекратить буйство и внимать своему архипастырю.
«Внимай сыну и брату нашему, отцу твоему и учителю, боголюбивому архиепископу Евфимию, во всем».
Преподобный Евфимий, престарелый, смутился душевно, что действия Шемяки могут омрачить его отношения с почитаемым первосвятителем, и послал письмо святому Ионе.
Предчувствуя близость своей кончины, святой Евфимий просил у него молитв и прощения.
В своем ответном письме о помиловании святитель Иона писал: «Напоминаем тебе, сын мой, что ты вел себя слишком просто: ты принял отлученного за прегрешения Нашим смирением и нашел его достойным твоего благословения. Сын мой, покайся за это перед Богом».
Святитель Иона повелел, если грамота о помиловании придет после блаженной кончины новгородского архипастыря, то прочесть ее над его могилой.
Преставился святитель Евфимий 10 марта 1458 года. Священник Евмений, посланный святителем Ионой с грамотой о прощении, прибыл в Новгород через шестнадцать дней после кончины святителя Евфимия, гроб которого находился в церкви Вяжицкого монастыря.
Когда вскрыли гроб, чтобы прочесть грамоту о помиловании, то увидели, что на теле святого нет и следа тления.
Святой Евфимий лежал как бы во сне, и его пальцы были расположены для благословения.
«Боже, храни Новгород, о котором молится святой Евфимий», – воскликнул Евмений.
Прочитав письмо святителя Ионы, он вложил его в руку почившего святителя.
Вскоре после кончины святителя Господь прославил его чудесами для искавших его молитвенного заступничества. Высоко почитая святого, монахи Вяжицкого монастыря построили храм в честь преподобного Евфимия, отмеченного в переписи 1500 года.
Память святителя Евфимия была установлена на Московском соборе 1549 года.
Житие святителя Евфимия написано Пахомием Логофетом по заказу святителя Ионы, архиепископа Новгородского (память 5 ноября).
Священномученики Пионий и Лимн, а также мученики Сабина, Македония и Асклепиад пострадали во время гонения на христиан в царствование Декия (249-251).
Они пострадали в Смирне, торговом городе на восточном берегу Эгейского моря.
Церковь в Смирне была основана святым апостолом Иоанном Богословом (память 8 мая и 26 сентября) и прославлена своими мучениками и исповедниками.
Святой Пионий знал, что он и его сподвижники будут арестованы 23 февраля, в годовщину мученической кончины святого Поликарпа, в праздник христиан Смирны. За день до их ареста святой Пионий принимал Асклепиада и Сабину в своем доме.
Взяв три отрезка плетеных цепей, святой Пионий возложил их на свою шею и на шеи двух других.
Он сделал это, чтобы показать, что все они были полны решимости попасть в тюрьму, а не есть пищу, принесенную в жертву идолам.
Святых исповедников действительно арестовали 23 февраля.
После непродолжительного допроса они были уведены Полемоном-служителем, чтобы принести жертвы идолам и вкушать запретные яства.
Их привели на форум, где собралась большая толпа.
Святой Пионий обратился к народу, упрекая его за смех и радуясь тем христианам, которые согласились принести жертву.
Он цитировал Гомера язычникам (Одиссея 22, 412) и говорил, что стыдно злорадствовать над теми, кто вот-вот умрет.
Он напомнил собравшимся иудеям слова Соломона: «Если упадет враг твой, не радуйся о нем и не радуйся, когда он споткнется» (Притчи 24:17).
Полемон снова попытался убедить Пиония подчиниться закону и принести жертву идолам.
«Если бы я только мог убедить вас стать христианами», – ответил он.
Мужчины смеялись над ним, говоря, что он не в силах сделать это, потому что они знали, что будут сожжены заживо, если обратятся.
Святой Пионий говорил: «Гораздо хуже гореть после смерти».
Святая Сабина рассмеялась, услышав это. Тогда Полемон пригрозил поместить ее в публичный дом, но она сказала, что верит, что Бог защитит ее.
На допросе святой Пионий неоднократно заявлял, что он христианин и не может приносить жертвы ни императору, ни идолам.
Прежде чем Полемон пришел к Сабине, чтобы расспросить ее, святой Пион велел ей сказать, что ее зовут Феодотой. Это он сделал для того, чтобы ее не вернули ее бывшей любовнице Политте, аморальной женщине.
Стремясь отвратить ее от Христа, Политта связал святую Сабину и бросил ее в горы.
Ей тайно помогала братия, и она большую часть времени скрывалась в доме святого Пиона. Вот так она попала под арест.
Святые Сабина и Асклепиад были допрошены, и они сказали, что они христиане, поклоняющиеся Иисусу Христу. Потом их бросили в тюрьму.
В темнице святой Пионий и его сподвижники встретили Лимна, священника Смирнской церкви, и его жену Македонию из селения Карине.
Они также были заключены в тюрьму за исповедание Христа.
Многие верующие посещали святых исповедников в темнице, предлагая им все, что могли, но святые этого не принимали.
Тюремщики рассердились, потому что они оставляли себе часть даров, подаренных заключенным.
Святых мучеников приводили на базарную площадь и убеждали принести жертву.
Когда они отказались, их вернули в тюрьму. По дороге их избивала и дразнила толпа.
Теренций, руководивший гладиаторскими играми, сказал Асклепиаду: «После того, как ты будешь осужден, я попрошу тебя принять участие в играх, которые дал мой сын».
«Меня это не пугает, – сказал он.
После многих мучений святого мученика привели в амфитеатр 11 марта 250 года.
Так как он все еще отказывался принести жертву идолам, святой Пионий был приговорен к сожжению заживо.
Его прибили к кресту, затем вокруг него сложили дрова и зажгли костер.
Когда огонь утих, все увидели тело святого невредимым. Даже волосы на его голове не опалились.
Его лицо сияло божественной благодатью. После победы на состязании святой Пионий получил нетленный венец славы от Спасителя Христа.
Святой Пионий переписал Мученичество святого Поликарпа Смирнского (память 23 февраля) с более древней копии, сделанной Исократом (или Сократом) в Коринфе.
Этот документ, в свою очередь, был переписан с более ранней рукописи, написанной Гаем, и основан на воспоминаниях святого Иринея Лионского (память 23 августа), знавшего святого Поликарпа.
Святой Поликарп явился Пионию в видении и велел искать текст Исократа.
Святитель Пионий собрал почти изношенный от времени материал, сохранив таким образом счет для последующих поколений.
Ныне святитель Пионий радуется о Царствии Небесном, прославляя Животворящую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа во все века.
Святой мученик Епимах Александрийский был родом из Египта.
Долгое время он жил уединенно на горе Пелевсия.
Во время гонения на христиан в Александрии (около 250 года) святой Епимах в горячем усердии пришел в город, уничтожил языческих идолов и бесстрашно исповедал Христа.
За это святой был предан мучениям. Среди людей, наблюдавших за пытками, была женщина, слепая на один глаз. Капля крови мученика исцелила ее недуг.
После жестоких истязаний святой был усечен мечом.
Христианские праздники 23 марта
Христианские праздники 25 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.