ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 июля

Христианские праздники 25 июля. Иконы Божией Матери Троеручица…

25 июля (12 июля по старому стилю)

 

Икона Божией Матери «Троеручица»

 

Икона Божией Матери «Троеручица»

Икона Божией Матери «Троеручица»

 

История чудотворного образа Божией Матери «Троеручицы» тесно связана с судьбой защитника Православия и почитания святых икон преподобного Иоанна Дамаскина. В 717 году византийский император Лев Исавр начал лютые гонения на почитателей икон. Иконы сжигали, разбивали, а их защитников предавали мукам и смерти. Лишь за пределами византийских земель, в мусульманском Дамаске, еще продолжали открыто почитать иконы благодаря заступничеству святого Иоанна, занимавшего должность советника у правителя города. Однако вскоре преподобный Иоанн был обвинен императором в государственной измене и оклеветан перед местным халифом. Было велено отсечь у него кисть правой руки и повесить ее на городской площади для устрашения. К вечеру, когда утих гнев правителя, преподобный ходатайствовал перед ним и, взяв отсеченную руку, затворился в своей келлии. Святой долго и слезно молился перед иконой Божией Матери, приложив отрубленную кисть к суставу и прося Владычицу исцелить руку.
В тонком сне Пресвятая Богородица явилась ему, принеся радостную весть об исцелении руки, которой он отныне должен был пользоваться для прославления имени Божия. Проснувшись, преподобный ощупал руку и увидел ее целой и невредимой. Тронутый чувством глубокой признательности Небесной Владычице за Ее милость, святой Иоанн составил благодарственную песнь Матери Божией «О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь», которая в позднейшей богослужебной практике стала использоваться как задостойник в литургии святого Василия Великого:

О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь,
Ангельский собор и человеческий род,
Освященный Храме и Раю Словесный,
Девственная похвало. из Неяже Бог воплотися
И Младенец бысть, прежде век Сый Бог наш.
Ложесна бо Твоя Престол сотвори.
И чрево Твое пространнее небес содела.
О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь, слава Тебе.

 

История

В VIII веке, во времена иконоборцев, святой Иоанн Дамаскин (память 4 декабря) усердствовал в почитании святых икон.

За это он был оклеветан императором и иконоборцем Львом III Исавром (717-740), который сообщил дамасскому халифу, что святой Иоанн совершает против него изменнические действия.

Халиф приказал отрубить монаху руку и отнести ее на базарную площадь.

К вечеру святой Иоанн, попросив у халифа отрубленную руку, приложил ее к суставу и пал на землю перед иконой Божией Матери.

Преподобный умолял Богородицу исцелить руку, написавшую в защиту Православия.

После долгой молитвы он заснул и увидел во сне, что Пречистая Богородица обратилась к нему, обещая ему скорое исцеление.

Перед этим Матерь Божия велела ему обязательно трудиться этой рукой.

Пробудившись ото сна, святой Иоанн увидел, что рука его невредима.

В благодарность за это исцеление святой Иоанн возложил на икону руку, вылепленную из серебра, от чего икона получила свое название «Троеручица».

Согласно Преданию, святитель Иоанн написал благодарственную песнь Богородице: «Вся тварь радуется о Тебе, Полная Благодати», которая появляется вместо песни «Достойно есть» в Литургии святителя Василия Великого.

Святитель Иоанн Дамаскин принял монашество в обители преподобного Саввы Освященного и даровал там свою чудотворную икону.

Лавра преподнесла икону «Троеручица» в благословение святителю Савве, архиепископу Сербскому († 1237, память 12 января).

Во время нашествия турок на Сербию некоторые христиане, желавшие защитить икону, вверили ее на хранение Самой Богородице.

Его посадили на осла, который без погонщика проследовал на Афон и остановился перед Хиландарским монастырем.

Иноки поставили икону в монастырском соборном храме (католиконе).

Во время разногласий по поводу выбора игумена Богородица Сама изволила возглавить обитель, и с тех пор святая Ее икона занимает игуменское место в храме.

В греческом обиходе эта икона празднуется 28 июня; а 12 июля в славянском обиходе.


Икона Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся

 

Икона Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся

Икона Божией Матери, именуемой Самонаписавшаяся

 


Эта икона хранится в Молдавском Богоявленском (ныне Продромальном) 1-м скиту на Афоне, примерно в часе ходьбы от Афанасиевской Лавры.

В 1863 году игумен Нифонт в сопровождении нескольких монахов отправился в Молдавию по делам монастыря.

Приехав в столицу Молдавии Яссы, афонские монахи решили заказать икону Божией Матери для своего монастыря и стали искать мастера, который бы не только хорошо знал свое ремесло, но в то же время умел вести добрую жизнь, иметь страх Божий и украшаться христианским благочестием.

Вскоре им удалось найти такого человека в Яссах, престарелого живописца Георгия Николаева (Иордаке Николау), с которым они договорились, что он должен писать икону только в пост, до еды и сам, без участия и посторонней помощи.

Старик, согласившись на эти условия, усердно принялся за работу.

Работа быстро продвигалась к своему завершению: оставалось только написать лики Богоматери и Божественного Младенца.

Но когда художник приступил к выполнению последней части работы, его постигла неудача: он не мог правильно нарисовать лица, несмотря на все свои усилия.

Он расстроился и рассказал монахам о своей неудаче, и даже стал сомневаться в себе, не забыл ли он свое искусство на старости лет.

Художник умножил пост и со слезами молился.

Однажды рано утром, после усиленного поста и горячей молитвы, он вошел в свою рабочую комнату, чтобы закончить дело, доставившее ему столько горя и беспокойства.

Подойдя к иконе и взглянув на нее, он вдруг остановился, пораженный изумлением: с полотна иконы на него смотрели лики Божией Матери и Младенца, написанные невидимой рукой и сияющие небесной красотой и художественной выразительностью.

Художник был поражен: чем больше он рассматривал эти лица, тем яснее понимал, что произошло великое и непостижимое чудо Царицы Небесной и что Она услышала его смиренные и горячие молитвы. Охваченный изумлением, художник не осмелился коснуться этой иконы кистью, а только покрыл ее лаком.

Слух об этом чуде быстро распространился по городу, и в доме художника собралось много народа, так что афонским монахам было очень трудно перенести икону из его дома.

О произошедшем чудесном событии стало известно и местному митрополиту, Его Преосвященству Каллинику (Микеску), который в то время занимал должность митрополита.

Он внимательно осмотрел икону и признал истинность чуда.

После этого перед иконой был отслужен молебен, и только после этого народу разрешили приложиться к образу Божией Матери, который с этого времени стал прославляться многими чудотворными знамениями.

У одного человека в глазах была большая заноза, и он ничего не видел.

Его привели приложиться к иконе Божией Матери и дали попить святой воды и умыться ею.

Через три дня он получил совершенное зрение, так что смог без посторонней помощи прийти поблагодарить Божию Матерь перед Ее чудотворной иконой за свое исцеление.

У одного дворянина был ребенок, который три дня был без сознания без всякого движения, так что только по едва уловимому дыханию ребенка можно было определить, что еще осталась слабая искра жизни.

Отчаявшись спасти своего ребенка от смерти обычными медицинскими средствами, отец обратился за помощью к Богородице, горячо молясь перед Ее иконой.

Взяв немного святой воды к себе домой, он окропил умирающего ребенка и влил несколько капель ему в рот.

И произошло чудо: ребенок уже умер, но потом выздоровел.

Многие другие больные, страдавшие различными недугами, получили исцеление по молитве перед иконой Божией Матери.

Ввиду многочисленных чудес, совершаемых силою Богородицы через Ее Святую икону, поклониться Ей приходили не только православные христиане, но и раскольники, армяне и даже иудеи, ибо был случай с еврейкой, принявшей Ее милостивой помощи, поэтому она и весь ее дом крестились.

Возвращение афонских монахов с иконой из Ясс в свой монастырь на Афоне также сопровождалось многими чудесами.

Когда монахи прибыли с иконой в город Бырлад, народный учитель того города пожелал принять Святую икону в своем доме и для этого послал за ней людей.
Монахи посоветовали ему приходить к ним, если он желает приложиться к иконе, а не нести ее к себе домой.

Но учитель настоял на своем. Монахи решили исполнить его желание.

Когда двое из них попытались поднять икону, несмотря на все усилия, им это не удалось.

Чтобы поднять икону, понадобилось четыре монаха, но только с большим трудом.

Когда икону поднесли к карете, чтобы положить, раздался сильный шум, напугавший всех, и людей, и лошадей.

Оказалось, что киот с иконой треснул.

Тогда все знали, что Богородица не хотела, чтобы Ее икону приносили в учительский дом, и было решено не нести его в дом учителя.

Затем произошло странное: на этот раз двое монахов без труда смогли поднять икону.

Благочестивой женщине, жившей за городом Бырлад, во сне было видение, велевшее ей идти в город поклониться иконе.

Придя, она узнала ту самую икону, которую видела в видении.

Когда монахи пришли в Галац, там был живописец, который, увидев множество людей, стекающихся поклониться иконе, стал насмехаться над ней, убеждая людей не верить в то чудо, что лики не были написаны ни одним земным художником.

Но когда он взглянул на икону Божией Матери, выражение Ее лица показалось ему таким свирепым, что он поразился великому ужасу. 

Затем он стал ревностным поклонником чудотворной иконы.

К тому времени, как монахи прибыли в свой скит на Святой Горе, там был больной монах, который не ел никакой пищи три недели и не говорил.

Он был так слаб, что вообще не двигался.

Только по его дыханию можно было сказать, что он еще жив.

Когда монахи прибыли в скит, больной как бы пробудился от глубокого сна и попросил отвести его приложиться к святой иконе.

Представ перед иконой, он обратился к Богородице с такой мольбой: «О Богородица! Ты знаешь сердце мое и знаешь судьбу мою. Если благо мне жить, то дай мне здоровье. после того, как я исцелюсь от своей болезни, я не буду вести себя лучше, тогда дай мне умереть: закончу свою жизнь здесь, на земле, чтобы мне не страдать и не терпеть муки там, в могиле».

Помолившись таким образом, он вернулся в свою келью, облачился в чистое белье и полное монашеское одеяние и просил причаститься Святых Христовых Таин.

Казалось, он ясно предчувствовал приближающуюся смерть.

И действительно, не прошло и часа после причастия, как он мирно и тихо отошел ко Господу.


Мученики Прокл и Иларий Анкирские

 

Мученики Прокл и Иларий Анкирские

Мученики Прокл и Иларий Анкирские

 

Святые мученики Прокл и Иларион были родом из селения Каллиппи, близ Анкиры, и пострадали во время гонения при императоре Траяне (98-117).

Первым был арестован святой Прокл.

Приведенный к правителю Максиму, он бесстрашно исповедал свою веру во Христа.

Правитель решил заставить святого подчиниться императору и принести жертву языческим богам.

Во время пыток мученик предсказал Максиму, что вскоре он сам будет вынужден исповедовать Христа как истинного Бога.

Они заставили мученика бежать за колесницей правителя, направлявшейся в сторону селения Каллиппи.

Изнемогая, святой Прокл молился, чтобы Господь остановил колесницу.

Силой Божией колесница остановилась, и никакая сила не могла сдвинуть ее с места.

Сидевший в нем сановник окаменел. Мученик сказал ему, что останется недвижимым до тех пор, пока не подпишет документ с исповеданием Христа.

Только после этого колесница могла продолжить путь с правителем.

Униженный язычник яростно отомстил святому Проклу.

Он приказал вывести Прокла за город, привязать к столбу и расстрелять стрелами.

Воины, ведя святого Прокла на казнь, велели ему сдаться и спасти свою жизнь, но святой сказал, что они должны выполнять их приказы.

По пути к месту казни они встретили Илариона, племянника святого Прокла, который со слезами обнял своего дядю и тоже исповедал себя христианином.

Солдаты схватили его и бросили в темницу. Святой мученик Прокл помолился за своих мучителей и предал свою душу Богу под градом стрел.

Святой Иларион предстал перед судом и с таким же мужеством, как святой Прокл, исповедал себя христианином.

После пыток был приговорен к смертной казни. Мученику связали руки и протащили его за ноги по городу, израненного и окровавленного, а затем обезглавили его через три дня после смерти дяди, святого мученика Прокла.

Христиане хоронили их вместе в одной могиле.

Преподобный Михаил Малеин

Преподобный Михаил Малеин

 

Преподобный Михаил Малеин родился около 894 года в Харсийской области (Каппадокия) и при Крещении получил имя Мануил.

Он состоял в родстве с византийским императором Львом VI Мудрым (886–911).

В возрасте 18 лет Мануил отправился в Вифинию, в Киминский монастырь под руководством старца Иоанна Эладита, который постриг его в монахи с именем Михаил.

Исполняя самые трудные послушания, несмотря на знатность своего рода, он показывал пример великого смирения.

Через некоторое время он был удостоен благодати священства.

Постоянно изучая Священное Писание, преподобный Михаил показал, как достойно священство должно соединяться с монашеством, достиг высокой степени бесстрастия и стяжал дар ясновидения.

Он был очень сострадательным и человеколюбивым, не мог оставить без помощи и утешения нуждающихся и скорбящих, и по его усердным молитвам совершалось множество чудес.

После многих иноческих подвигов под руководством старца Иоанна святой Михаил испросил у него благословения на уединенную жизнь в пещере.

Пять дней недели он проводил в молитвенном сосредоточении и только в субботу и воскресенье ходил в монастырь для участия в Богослужениях и причащении Святых Таин.

Как пример высокой духовной жизни святой отшельник стал привлекать многих ищущих спасения.

В пустынном месте, носившем название Сухое озеро, святой Михаил основал монастырь для собравшейся к нему братии и дал им строгий устав.

Когда монастырь был укреплен, преподобный Михаил ушел в еще более отдаленные места и построил там новый монастырь.

Вскоре трудами святого аввы вся Киминская гора покрылась иноческими скитами, где неустанно возносились молитвы за весь мир ко Престолу Всевышнего.

Около 953 года к братии присоединился юноша Авраам, выросший под руководством святого Михаила и принявший от него постриг с именем Афанасий.

Впоследствии преподобный Афанасий (память 5 июля) сам основал знаменитую Афонскую Лавру, первый общежительный монастырь на Святой Горе.

В строительстве Лавры святителю Афанасию большую помощь оказал племянник святителя Михаила Никифор, впоследствии византийский император Никифор Фока (963-969), который, находясь в гостях у дяди, встретил его.

После пятидесяти лет неустанных иноческих подвигов преподобный Михаил Малеин мирно отошел ко Господу в 962 году.

Мученики Феодор и сын его Иоанн Киевские

 

Убийство Феодора Варяга и сына его Иоанна. Радзивиловская летопись

Убийство Феодора Варяга и сына его Иоанна. Радзивиловская летопись


Святые мученики Феодор Варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в Х веке, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали активное участие в управлении и военной жизни Руси.

Купцы и воины открывали новые торговые пути в Византию и на Восток, принимали участие в походах на Константинополь, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеской наемной дружины.

Главный торговый путь Руси от Балтийского до Черного морей назывался тогда «Путь из варяг в греки».

На варяжскую свиту в своих предприятиях опирались атаманы и организаторы русского царства.

Подобно славянам, среди которых они жили, многие из пришельцев-мореплавателей под влиянием Византийской Церкви приняли святое Крещение.

Киевская Русь стояла между скандинавами-язычниками и православными византийцами.

Поэтому на духовную жизнь в Киеве повлияло живительное влияние христианской веры (при святом Аскольде в 860-882 годах, при Игоре и святой Ольге в 940-950 годах), а затем губительный вихрь язычества, дующий с севера от Варяжского моря (при княжении Олега, убившего Аскольда в 882 г.; при восстании древлян, убивших Игоря в 945 г.; при князе Святославе, отказавшемся принять Крещение вопреки настоянию своей матери святой Ольги).

Когда Святослав был убит печенегами в 972 г. (другие источники говорят о 970 г.), Киевское княжество было передано его старшему сыну Ярополку.

Олегу, среднему сыну, принадлежала древлянская земля, а Владимиру, младшему сыну, принадлежал Новгород.

Царствование Ярополка (970-978), как и царствование его бабки Ольги, вновь стало временем преобладающего христианского влияния в духовной жизни Руси.

Сам Ярополк, по мнению историков, исповедовал христианство, хотя, возможно, и латинского обряда, и это совершенно не соответствовало интересам скандинавской наемной свиты.

Это были язычники, привыкшие считать Киев оплотом своего влияния на славянских землях.

Их вожди стремились внести раздор между самими братьями.

Они спровоцировали братоубийственную войну между Ярополком и Олегом.

Будущий Креститель Руси начал свой путь убежденным язычником и опирался на варягов, особенно пришедших к нему из-за моря, как на свою военную силу.

Его поход на Киев в 978 г., увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели: это был и религиозный поход русско-варяжского язычества против наростов киевского христианства. 

11 июня 978 г. Владимир «сел на престоле отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом на переговоры, был предательски убит, придя в сени, двумя варягами, которые пронзили его мечами.

Для устрашения киевлян, среди которых уже было много христиан как русских, так и варягов, для обновления и укрепления новыми идолами, в языческом святилище совершались человеческие жертвы, практика, неизвестная днепровским славянам до тех пор.

В летописях говорится о том, что Владимир поставил идолов: «И приносили им жертвы, прославляя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и эти жертвы пошли к бесам… и земля Русская, и холм сей осквернились с кровью».

Мученичество святых Феодора и сына его Иоанна, возможно, произошло в этот первый период торжества язычества в Киеве с воцарением Владимира.

В таком случае датой может быть 12 июля 978 года. 

Вероятно, однако, что подвиг святых мучеников пришелся на 983 год, когда волна языческой реакции прокатилась не только по Руси, но и по всей славянской земле.

Почти одновременно против Христа и Церкви восстали язычники в Дании, Германии, прибалтийских славянских княжествах, и повсюду волнения сопровождались разрушением церквей, убийством духовенства и христианских исповедников.

В том году Владимир пошел походом на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу.

«Среди киевлян, — сообщает святой Нестор Летописец, — жил варяг по имени Феодор, который задолго до сего состоял на военной службе в Царьграде и там же был крещен.

Его языческое имя, сохранившееся в термине «Туровское языческое капище», было Тур (скандинавский Тор) или Утор (скандинавский Оттар), и эта другая подпись встречается и в древних рукописях.

У Феодора был сын Иоанн, набожный и красивый юноша, исповедующий христианство, как и его отец.

«И сказали старцы и бояре: бросим жребий на отроков и девиц. На кого бы он ни упал, того мы зарежем в жертву богам».

Жребий, брошенный жрецами-язычниками, видимо, не случайно выпал на христианина Иоанна.

Когда гонцы сообщили Феодору, что его сын «избран самими богами для принесения им в жертву», старый воин решительно ответил: «Это не бог, а дерево. Сегодня есть, а завтра сгниет.

Они не едят, не пьют и не говорят, а созданы руками человеческими из дерева. Однако Бог Един, и греки служат и поклоняются Ему. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предопределил ему жить на земле. Но эти боги, что они создали? Они сами сделаны. Я не отдам своего сына чертям».

Это был прямой вызов христианами обычаям и верованиям язычников.

Разъяренная толпа язычников бросилась на Феодора, разгромила его двор и окружила дом.

Феодор, по словам летописца, «стал у ворот с сыном своим» и с оружием в руках мужественно встретил неприятеля.

(Вход в старинные русские дома, как упоминалось, устраивался на столбах крытой галереи второго этажа, куда поднималась лестница).

Он спокойно посмотрел на бесноватых язычников и сказал: «Если они боги, то пусть пошлют одного из богов, чтобы взять моего сына».

Видя, что храбрых и матерых воинов Феодора и Иоанна не победить в честном бою, осаждающие сбили столбы галереи. 

Когда они были разбиты, толпа бросилась на исповедников и убила их.

Уже при святом Несторе, менее чем через сто лет после исповедничества варягов, Русская Православная Церковь причислила их к лику святых.

Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру на Русской земле.

Их назвал первыми «русскими гражданами небесного града» переписчик Киево-Печерского Патерика святой епископ Симон Суздальский (память 10 мая).

Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой с состраданием за Христа.

Путь «из варяг в греки» стал для Руси путем от язычества к православию, от тьмы к свету.

На месте мученической кончины варягов святой Владимир позже построил Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года.

Мощи святой Ольги были перенесены в нее в 1007 году.

Дивен Бог во святых Своих! Время не щадит камней и бронзы, но нижний сруб деревянного дома святых варяжских мучеников, сожженный за тысячу лет до этого, сохранился до наших дней.

Он был обнаружен в 1908 году при раскопках алтаря Десятинной церкви в Киеве.

Святых Феодора и Иоанна призывают женщины, у которых случился выкидыш.

 

Христианские праздники 24 июля

Христианские праздники 26 июля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх