ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ02 апреля

Христианские праздники 23 марта

Православные праздники 23 марта (10 марта по старому стилю)

4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная 

  • Мученик Кодрат и иже с ним
  • Мученики Кодрат Никомидийский, Саторин, Руфин и прочие (III)
  • Преподобная Анастасия

 

Мученик Кодрат и иже с ним в Коринфе


Мученик Кодрат и иже с ним в Коринфе

Мученик Кодрат и иже с ним в Коринфе

 

Во время гонения на христиан (в III веке) некая благочестивая женщина по имени Руфина бежала из Коринфа на гору, спасаясь от преследователей.

Там она родила сына Кодрата и вскоре умерла. Промыслом Божиим младенец остался жив и чудесным образом накормился: явилось над ним облако, капнув ему в уста сладкую росу.

Детство и юность святого Кодрата прошли в пустыне. В юности он встретил христиан, которые просветили его светом истинной Веры.

Кодрат изучал грамматику, а позже научился врачебному искусству и добился в нем больших успехов.

Но более всего Кодрат любил пустынное уединение и большую часть времени проводил в горах, в молитве и размышлении о Боге.

Прошло много лет, и его друзья и последователи часто приходили к святому, чтобы послушать его наставления.

Среди них были Киприан, Дионисий, Анект, Павел, Кресцент и многие другие.

По приказу нечестивого императора Деция (249–251) в Коринф прибыл военный префект Ясон, чтобы мучить и убивать христиан.

Поскольку Кодрат был старшим, он говорил за остальных. Святитель мужественно отстаивал свою веру во Христа Спасителя, тогда начались истязания.

Святой Кодрат, несмотря на нечеловеческие страдания, ободрял остальных, призывая их не бояться и твердо стоять за Веру.

Не сумев убедить кого-либо из них отречься от Христа, Иасон приказал бросить мучеников на растерзание диким зверям, но звери их не тронули.

Святых привязывали за ноги к колесницам и волокли по городу, а многие из толпы бросали в них камни.

Наконец, они осудили мучеников на усекновение мечом. На месте казни мученики просили определенное время помолиться, а затем один за другим преклоняли шеи под меч.

Остальные ученики святого Кодрата также пострадали за Христа: Дионисий (еще один) был заколот ночью; Викторин, Виктор и Никефор были раздавлены в большом каменном прессе; Клавдию отрубили руки и ноги; Диодор был брошен в приготовленный для него огонь; Серапион был обезглавлен; Папий и Леонид утонули в море.

Пошли добровольно пострадать за Христа и многие святые женщины: среди них были святые Хариеса, Нунехия, Василисса, Ника, Галла, Галина, Феодора.

 

Мученик Кодрат и с ним в Никомидии


Мученик Кодрат и с ним в Никомидии

Мученик Кодрат и с ним в Никомидии

 

Святые мученики Кодрат Никомидийский, Сатурин, Руфин и другие пострадали во время гонений императора Декия (249–251) и его преемника Валериана (253–259).

Святой Кодрат происходил из знатного рода. Обладая значительным состоянием, святитель не жалел средств на помощь братьям-христианам, томящимся в темнице за веру.

Когда посланник нечестивого Деция, проконсул Перенний, прибыл в Никомидию, святой Квадрат добровольно предстал перед ним, чтобы своим самоотверженным решением укрепить мужество заточенной братии.

Сначала Перенний пытался отвлечь Квадрата от Христа, обещая ему награды и почести.

Тогда, видя тщетность своих попыток, он бросил святого в темницу и велел положить его на ложе из гвоздей и положить на него большой камень.

Отправляясь в Никею, проконсул приказал привести за собой всех заключенных христиан, в том числе был святой Кодрат.

Прибыв в город, святой Кодрат умолял отвести их к языческому капищу.

Как только ему развязали руки и ноги, он стал опрокидывать и уничтожать идолов.

По приказу проконсула Кодрата предали на пытки. Претерпев страшные муки, святитель держался духом и своим подвигом ободрял других мучеников, чьи раны прижигались горящими свечами.

Во время страданий мучеников вдруг засияло блестящее облако, но язычники оказались в кромешной тьме.

В наступившей тишине было слышно пение ангелов, прославляющих Бога.

Многие из присутствовавших исповедовали себя христианами.

Перенний приписал чудо колдовству и приказал заключить их в тюрьму.

Из Никеи мученики шли за проконсулом в Апамеи, затем в Кесарию, Аполлонию и Геллеспонт, где всячески истязали их, надеясь заставить отречься от Христа.

Святого Кодрата связали в мешок, наполненный ядовитыми змеями, и бросили его в глубокую яму.

На следующее утро все были поражены, увидев мученика целым и невредимым.

Когда его стали безжалостно бить, два вельможи, Сатурин и Руфин, сжалились над мучеником.

Это было замечено, и Сатурин и Руфин были обезглавлены.

Перенний подверг мученика еще более свирепым и изощренным истязаниям, но не смог сломить его дух. Святой потерял силы и едва мог двигаться.

В последний раз проконсул убеждал мученика отречься от Христа.

Собрав свои силы, святой твердо ответил: «С детства я признал Христа единым и единственным Богом, и другого не знаю».

Проконсул приказал зажечь огонь, раскалить железную решетку и бросить на нее мученика.

Благословив себя Крестным знамением, святой Кодрат лег на раскаленное ложе, как на мягкую постель, и вышел невредимым из пламени.

В отчаянии проконсул приказал обезглавить святого Кодрата.

 

Святая Анастасия Патриция Александрийская


Святая Анастасия Патриция Александрийская

Святая Анастасия Патриция Александрийская

 

Святая Анастасия Патриция Александрийская жила в Константинополе и происходила из аристократической семьи.

Она была образом добродетели и пользовалась большим уважением императора Юстиниана (527–565).

Овдовев в юном возрасте, Анастасия решила покинуть мир и спасти свою душу вдали от столичной суеты.

Она тайно покинула Константинополь и отправилась в Александрию.

Она основала небольшой монастырь недалеко от города и всецело посвятила себя Богу.

Через несколько лет император Юстиниан овдовел и решил разыскать Анастасию и жениться на ней.

Узнав об этом, святая Анастасия отправилась в отдаленный скит просить помощи у аввы Даниила (память 18 марта).

Чтобы уберечь Анастасию, старец одел ее в мужское монашеское одеяние и назвал евнухом Анастасием. Поселив ее в одной из самых отдаленных пещер, старец дал ей молитвенное правило и повелел никогда не выходить из пещеры и никого не принимать.

Только один монах знал об этом месте. Его послушание заключалось в том, чтобы раз в неделю приносить в пещеру небольшую порцию хлеба и кувшин воды, оставляя их у входа.

Инокиня Анастасия провела в затворе двадцать восемь лет. Все считали, что в пещере жил евнух Анастасий.

Господь открыл ей день ее смерти. Узнав о своей близкой кончине, она написала несколько слов авве Даниилу на черепке и положила его у входа в пещеру.

Старец приехал быстро и принес все необходимое для ее погребения.

Он застал святую подвижницу еще живой, исповедал и причастил ее Святых Тайн.

По просьбе аввы Даниила святая Анастасия благословила его и сопровождавшего его монаха.

Со словами: «Господи, в руки Твои предаю дух мой» святитель скончался с миром (ок. 567-568).

Когда могила была приготовлена, старец отдал своему ученику свою верхнюю одежду и велел одеть в нее умершего «брата».

Когда он надевал расу, монах заметил, что это женщина, но не посмел ничего сказать.

Однако, когда после погребения преподобной вернулись в монастырь, ученик спросил авву Даниила, знает ли он, что «брат» – женщина, и старец рассказал молодому монаху о жизни святой Анастасии.

Позднее рассказ аввы был записан и получил широкое признание.

Мощи святой Анастасии были перенесены в Константинополь в 1200 году и поставлены недалеко от храма Святой Софии.

 

Святой Иоанн Хахульский Окропирский, также называемый Златоустом


Святой Иоанн Хахульский Окропирский, также называемый Златоустом

Святой Иоанн Хахульский Окропирский, также называемый Златоустом

 

Во второй половине X века царь Давид Куропалатес основал монастырь Хахули в исторической области Тао, в ущелье реки Хахули, где она впадает в реку Тортуми.

Когда-то славившийся своей святостью и научной деятельностью, сегодня монастырь Хахули является турецким владением и стал туристическим объектом.

Тем не менее, грузинский народ продолжает освещаться благодатью и сиянием трудившихся там грузинских верующих.

Современник царя Баграта III (975-1014), святитель Иоанн Хахульский был высокообразованным богословом, переводчиком и каллиграфом.

Его прозвали Златоустом за то, что он, подобно любимому архиепископу Константинопольскому, произносил свои проповеди с необыкновенным красноречием.

Некоторые источники утверждают, что святитель Иоанн сначала был рукоположен во епископа Болнисского, а затем переведен в Хахулинскую епархию.

Однако общепризнано, что он покинул Хахули около 1019 года и отправился на Афон с Арсеном Ниноцминдским и Иоанном Грдзелисдзе.

Однако одна грузинская рукопись предполагает, что святой Иоанн в то время не был епископом, и это до сих пор сбивает с толку церковных историков.

В этой рукописи написано: «Помолись о блаженном монахе Иоанне Грдзелисдзе и его духовном сыне Иоанне Златоусте, потрудившихся над написанием сей святой книги».

Подвизаясь на Афоне, святитель Иоанн верно помогал святому Эквтиме Святогорцу, и эти духовные братья стали близкими друзьями.

Бесчисленные добрые дела, совершенные им с архиерейского престола, титул «Златоуст» и многие важные сочинения, приписываемые ему, свидетельствуют о благочестии, мудрости и патриотизме святителя Иоанна Хахульского.

В Житии Георгия Святогорца написано , что святой Иоанн преставился на Афоне.


Христианские праздники 22 марта

Христианские праздники 24 марта

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх