ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 февраля
Православные праздники 24 февраля (11 февраля по старому стилю)
Святой наш богоносный отец Димитрий Прилуцкий, он же Димитрий Прилуцкий, был русским иноком и чудотворцем XIV века, первооткрывателем монашеской жизни на Русском Севере и основателем Никольского монастыря, ныне Спасо-Прилуцкого монастыря в Переславле-Залесском.
Ученик преподобного Сергия Радонежского, память 11 февраля.
Мало что известно о молодости святого Димитрия.
Он родился в богатой купеческой семье в Переяславле-Залесске современной Ярославской области и рано вступил в религиозную жизнь.
Постригся в монахи в одном из монастырей Переяславля. Позже он основал общежительный Никольский монастырь близ города на св. Борисоглебская горка на берегу Плещеева озера.
Он стал ее игуменом.
В 1334 году Димитрий встретил преподобного Сергия Радонежского, приехавшего в Переяславль к местному иерарху митрополиту Афанасию.
Из этой встречи выросла тесная дружба, так как они часто разговаривали друг с другом.
Широко распространилась святость игумена Димитрия.
Он стал крестным отцом детей великого князя Дмитрия Иоанновича.
По мере того, как он становился более известным и ободряемый преподобным Сергием, Димитрий стал искать более уединенной жизни и решил переселиться в отдаленное место.
Со своим учеником Пахомием он отправился на север, в местечко близ Авнежа на реке Обноре в вологодских лесах. Там построили храм Воскресения Христова и подготовились к закладке монастыря.
Местные жители, однако, опасаясь, что их деревня станет монастырской собственностью, если там будет построен монастырь, потребовали от монахов покинуть их территорию.
Два монаха, не желая никому быть обузой, двинулись дальше на север.
В уединенном месте недалеко от города Вологды Димитрий решил основать на излучине реки Вологды первый общежительный монастырь Русского Севера.
Жители Вологды и окрестностей приветствовали монахов и с радостью соглашались помочь Димитрию.
Монастырь был построен на земле, принадлежавшей Илье и Исидору, которые даже вытоптали пшеничное поле, чтобы тут же построить храм.
К 1371 году был построен деревянный собор, посвященный Спасу, и в новый монастырь стала прибывать братия, в том числе многие ученики Димитрия, пришедшие из Переяславских монастырей.
Позже монастырь будет называться Спасо-Прилуцкий монастырь.
Димитрий наладил жизнь в монастыре, сочетавшую молитву и строгий аскетизм с добротой.
Он кормил бедных и голодных и принимал чужеземцев.
Он беседовал с нуждающимися в утешении и давал советы. И он любил молиться в одиночестве, его постная пища состояла из просфор с теплой водой.
В праздничные дни он даже не вкушал вина и рыбы, разрешенных Уставом.
Он и зимой, и летом ходил в старом тулупе и даже в старости присоединялся к братии по общим делам. Преподобный Димитрий с осторожностью принимал пожертвования в обитель, чтобы благополучие обители не было во вред живущим поблизости.
Господь даровал Своему слуге дар ясновидения, в котором святой монах достиг высокой степени духовного совершенства.
11 февраля 1392 года преподобный Димитрий скончался в преклонном возрасте.
Братия, подойдя в это время к келии его, нашли его как бы спящим и с келлией, исполненной дивного благоухания.
Чудеса, связанные с мощами святителя Димитрия, начались в 1409 году, и в течение этого века почитание его распространилось по всей Руси.
К 1440 году прилуцкий монах Макарий записал свое житие (Великая читальная минея, 11 февраля) по повествованиям ученика св. Димитрия игумена Пахомия.
Священномученик Власий, епископ Севастийский, был известен своей праведной и благочестивой жизнью. Единогласно избранный народом, он был рукоположен во епископа Севастийского.
Это произошло во время правления римских императоров Диоклетиана (284–305) и Лициния (307–324), яростных гонителей христиан.
Святой Власий ободрял свою паству, посещал узников и поддерживал мучеников.
Многие скрывались от преследователей, уходя в пустынные и безлюдные места.
Святой Власий тоже скрывался на горе Аргеос, где жил в пещере.
К нему подходили звери и смиренно ждали, пока святой окончит молитву и благословит их.
Святитель также исцелял больных животных возложением на них рук.
Убежище святого было обнаружено слугами правителя Агрилая, пришедшими ловить диких зверей, чтобы натравить на христианских мучеников.
Слуги доложили своему господину, что на горе прячутся христиане, и он приказал арестовать их.
Но посланные нашли там только епископа Севастийского. Славя Бога, призвавшего его на этот подвиг, святой Власий последовал за воинами.
В пути святой исцелял больных и совершал другие чудеса. Так, обездоленная вдова пожаловалась ему на свое несчастье.
Волк унес маленькую свинку, ее единственное имущество. Епископ улыбнулся и сказал ей: «Не плачь, твоя свинья вернется к тебе...»
К удивлению всех, волк прибежал и вернул добычу невредимой.
Агрилай, приветствуя епископа словами обмана, назвал его спутником богов.
Святой ответил на приветствие, но богов назвал чертями. Потом его избили и повели в тюрьму.
На следующий день святого снова подвергли истязаниям. Когда его повели обратно в тюрьму, семь женщин последовали за ним и собрали капли крови.
Их арестовывали и пытались заставить поклоняться идолам. Женщины сделали вид, что согласны с этим, и сказали, что сначала им нужно омыть идолов в водах озера.
Они взяли идолов и бросили их в очень глубокую часть озера, после чего христиане подверглись жестоким пыткам. Святые стоически переносили муки, укреплялись благодатью Божией, тела их преобразовывались и становились белыми, как снег.
У одной из женщин было двое малолетних сыновей, которые умоляли мать помочь им обрести Царство Небесное, и она вверила их заботам святого Власия.
Семь святых женщин были обезглавлены.
Святой Власий снова был приведен к Агрилаю, и он снова непоколебимо исповедал свою веру во Христа.
Правитель приказал бросить мученика в озеро.
Святитель, спустившись к воде, осенился крестным знамением и прошел по нему, как по суше.
Обращаясь к стоявшим на берегу язычникам, он призывал их прийти к нему, призывая на помощь их богов. Шестьдесят восемь человек из свиты губернатора вошли в воду и тут же утонули.
Святой же, вняв явившемуся ему ангелу, вернулся на берег.
Агрилай был в ярости из-за того, что потерял своих лучших слуг, и приказал обезглавить святого Власия и двух сыновей вверенной ему женщины-мученицы.
Перед кончиной мученик молился за весь мир и особенно за чтящих его память. Это произошло примерно в 316 году.
Мощи священномученика Власия были перевезены на Запад во времена крестовых походов, и части мощей хранятся во многих землях Европы [и память его традиционно чтится там 3 февраля].
Молимся святому Власию о здоровье домашних животных и о защите от диких зверей.
Святой благоверный князь Всеволод Псковский, в крещении Гавриил, внук Владимира Мономаха, родился и почти всю жизнь провел в Новгороде, где в 1088-1093 и 1095-1117 годах княжил его отец.
Его отцом был святой князь святой Мстислав-Феодор Великий (+ 15 апреля 1132).
В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах отдал Мстиславу Киевский Белгород в удел, практически сделав его соправителем, молодой Всеволод остался наместником своего отца в Новгородском княжестве.
Святой князь Всеволод много сделал для Новгорода.
Вместе с архиепископом Новгородским святителем Нифонтием (память 8 апреля) он воздвиг много церквей, среди которых собор великомученика Георгия в Юрьевом монастыре и церковь Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь «Ангела» (т.е. покровителя) своего первенца Иоанна, умершего в младенчестве (+ 1128).
В своем Уставе князь пожаловал грамоту-привилегию Софийскому собору и другим храмам.
Во время страшного голода, чтобы спасти людей от гибели, он истощил всю свою казну.
Князь Всеволод был доблестным воином, он победоносно шел против ямцев (в 1123 г.) и чуди, но никогда не размахивал мечом из-за корысти или власти.
В 1132 году, по смерти святого великого князя Мстислава, дядя Всеволода, киевский князь Ярополк Владимирович, вслед за последним желанием своего брата, передал Всеволоду Переяславль-Южный, считавшийся тогда старшим городом после самого Киева.
Но младшие сыновья Мономаха – Юрий Долгорукий и Андрей Добрый, опасаясь, как бы Ярополк не сделал Всеволода своим преемником, выступили против племянника.
Не желая междоусобиц, святой Всеволод вернулся в Новгород, но был принят там с неудовольствием. Новгородцы считали, что князь ими «воспитан» и не должен был раньше их покидать.
«Всеволод пошел на Русь, в Переславль, – отмечал новгородский летописец, – и целовал крест против новгородцев, говоря: «Вас бы убить».
Стремясь восстановить хорошие отношения с новгородцами, князь в 1133 г. предпринял новый победоносный поход против чуди и присоединил Юрьев к Новгородскому владению.
Но суровый Зимний поход 1135-1136 годов на Суздаль закончился безуспешно.
Упрямые новгородцы не вняли божьей каре и не могли простить князю своего поражения.
Вечевое собрание постановило призвать князя из враждебного Мономахову рода Ольговичей, а святого Всеволода осудили на ссылку: «От своих потерпел еси изгнание», – поется в тропаре святому. Полтора месяца держали князя с семьей под охраной в архиерейском дворце, а когда прибыл князь Святослав Ольгович, «его изгнали из города».
Всеволод снова отправился в Киев, и его дядя Ярополк отдал ему во владение Вышгородский уезд под Киевом, место, где в X веке, во время правления ее сына Святослава, жила святая равноапостольная великая княгиня Ольга (память 11 июля).
Святая Ольга, «хорошо предпочитая грады Киев и Псков», встала на защиту своего неправедно обиженного потомка: в следующем 1137 году псковичи, помня о походах новгородско-псковского войска под предводительством князь, пригласил его в Псковское княжество, на родину святой Ольги.
Это был первый псковский князь, избранный по воле самого псковского народа.
Среди славных дел святого князя Всеволода-Гавриила в Пскове было сооружение первой каменной церкви во Имя Живоначальной Троицы, заменившей деревянную со времен святой Ольги.
На иконах святителя часто изображают его держащим храм «Той Вверху – Святой Троицы».
Святой Всеволод княжил в Пскове всего год – 11 февраля 1138 года он скончался в возрасте 46 лет.
Весь Пскович собрался на похороны любимого князя, и церковное пение едва слышно было из-за народного плача.
Новгородцы, задним числом, послали из Софийского собора протоиерея, чтобы тот отвез его святое тело обратно в Новгород, но князь возненавидел Новгород, и гроб не сдвинулся с места.
Горько тогда оплакивали и каялись новгородцы в своей беде, и просили тогда дать хоть немного святой пыли «для поддержания города своего».
По их молитвам из руки святого выпал ноготь.
Псковичи поместили святого Всеволода в храм святого великомученика Димитрия.
27 ноября 1192 года мощи святого князя Всеволода были обретены и перенесены в Троицкий собор, в котором был освящен придел в его честь.
22 апреля 1834 года, в первый день Пасхи, святые мощи были торжественно перенесены в главный придел собора.
Глубокая духовная связь града святой равноапостольной Ольги со святым князем Всеволодом никогда не прерывалась: он всегда оставался псковским чудотворцем.
При осаде Пскова Стефаном Баторием в 1581 году, когда крепостные стены уже были пробиты и поляки готовы были ворваться в город, из Троицкого собора с крестным ходом принесли к месту сражения святые мощи князя Всеволода и противник отступил.
И с явлением чудотворной Псково-Печерской иконы (память 1 октября) среди Небесных защитников Пскова стал святой благоверный князь Всеволод-Гавриил.
Христианские праздники 23 февраля
Христианские праздники 25 февраля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.