ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 февраля

Христианские праздники 23 февраля. Княгиня Анна Новгородская…

Православные праздники 23 февраля (10 февраля по старому стилю) 

  • Собор Новгородских святителей
  • Икона Божией Матери «Огневидная»
  • Благоверная княгиня Анна Новгородская

 

Собор новгородских иерархов, погребенных в соборе Святой Софии в Новгороде


Собор новгородских иерархов, погребенных в соборе Святой Софии в Новгороде

Собор новгородских иерархов, погребенных в соборе Святой Софии в Новгороде

 

Собор Новгородских иерархов празднуется также 4 октября и в Неделю третью по Пятидесятнице.

4 октября 1439 года святитель Иоанн (память 7 сентября) явился председательствующему святителю Евфимию (память 11 марта) и повелел ему совершить особую панихиду в память погребенных в Софийском соборе (русских князей и архиепископов Новгородских и всех православных) в день памяти священномученика Иерофея, первого епископа Афинского.

Тогда же были обретены нетленные мощи святителя Иоанна (память 7 сентября).

Впоследствии был установлен Собор в ознаменование прославления новгородских иерархов.

Е. Е. Голубинский говорит, что, поскольку эти иерархи оставались неизвестными во время своего прославления, он определил эту дату их общего празднования установленной в период между временем Московского собора 1549 г. и временем образования Святейшего Синода (Е. Е. Голубинский, История канонизации святых в Русской Церкви, М., 1903, стр. 157).

В состав Собора новгородских иерархов входят: святитель Иоаким Корсунский, первый епископ Новгородский (988-1030); Святитель Лука Иудей, епископ (память 15 октября 1060 г.); Святой Герман, епископ (1078-1096); Святитель Аркадий, епископ (память 18 сентября); Святитель Григорий, архиепископ (память 24 мая 1193 г.); Святитель Мартирий, архиепископ (память 24 августа 1199 г.); Святой Антоний, архиепископ (8 октября 1231 г.); Святитель Василий Хромой, архиепископ (память 3 июля 1352 г.); Святитель Симеон, архиепископ (память 15 июня 1421 г.); Святитель Геннадий, архиепископ (память 4 декабря); Святитель Пимен, архиепископ (1553-1571); Святитель Афтоний, митрополит (память 6 апреля 1653 г.).

Мощи этих святых были погребены или перенесены в Новгородский Софийский собор (кроме святителей Германа, святителя Геннадия и святителя Пимена), поэтому в некоторых источниках их имена не включены в Собор.

Кроме названных, иерархами, имеющими отдельные поминовения, являются: святитель Никета Пустынник, епископ (память 31 января); Святитель Нифонт, епископ (память 8 апреля); Святитель Иоанн, архиепископ (память 7 сентября); Святитель Феоктист, архиепископ (память 23 декабря); Святитель Моисей, архиепископ (память 25 января); Святитель Евфимий, архиепископ (память 11 марта); Святитель Иона, архиепископ (память 5 ноября); Святитель Серапион, архиепископ (память 16 марта.

Празднование 4 октября установлено в связи с памятью святого князя Владимира Ярославича Новгородского (+ 1052), а Собор новгородских иерархов 10 февраля празднуется в связи со святой княгиней Анной Новгородской (+ 1056).

 

Огневидная икона


Огневидная икона

Огневидная икона

 

Это «Огнеявящаяся» или «Огнеликая» икона Марии, также известная как «Огненный Лик» и «Огневидящаяся».

Исторически об этой иконе мало что можно сказать, потому что ее точное происхождение и дата «появления» неизвестны.

На нем изображена Мария без Младенца Христа, видимая от плеч до пояса.

Встречается в русской иконописи 18-начала 20 вв., часто на множественных иконах Богородицы, то есть на иконах, изображающих более одной «чудотворной» иконы Марии на одном и том же живописном полотне.

Икона, вероятно, основана на символике, которая отождествляет Марию с Неопалимой Купиной, которую видел Моисей в Ветхом Завете – Купина, которая горела огнем, но не сгорала.

Связь здесь в том, что Мария была беременна Иисусом, Который считается наполненным огнем Божества, как мы видим в Песне 4-го второго канона Ирмос канона на Праздник Преображения Господня:

Сохранил Ты куст невредимым, Владыко, хотя и соединенный с огнем, и показал Моисею плоть Твою, сияющую божественным светом, когда он воспевал: Слава силе Твоей, Господи… не сжигает вещественное вещество тела, когда Моисею и апостолам и Илии явился Ты, Владыко, Единый в двух естествах и оба совершенных.

Итак, Мария была наполнена огнем божественного (отсюда ее огненно-красное лицо в этом образе), но не пострадала от того, что в ней был Иисус – куст, который горел, но не сгорал.

 

Благоверная княгиня Анна Новгородская


Благоверная княгиня Анна Новгородская

Благоверная княгиня Анна Новгородская

 

Святая Анна Новгородская (которую до крещения звали Ингегерд ) была старшей дочерью шведского короля святого Олафа Скётконунга, правившего в 994–1022 годах, и слыла самым христианским королем.

В 1008 году царь, его семья и его личный телохранитель приняли Святое Крещение.

Ингегерд получила исключительное для женщины своего времени образование – изучала Священное Писание, литературу и историю.

Она была настоящей дочерью Скандинавии эпохи викингов и поэтому с первых дней своей жизни пользовалась большой свободой, принимала участие в общественной жизни своей родины, путешествовала, принимала гостей, была мастером обращения с оружием.

Исторические источники особо отмечают ее острый ум, храбрость и большое влияние на окружающих.

В 1017 году отец Ингегерд выдал ее замуж за человека, «достойного его дружбы», великого князя Ярослава Мудрого (1019–1054).

В качестве приданого она привезла в Россию город Альдейгьюборг (Старая Ладога).

Она взяла православное имя Ирина. Став великой княгиней Киевской, она употребила все силы сердца и души, все свои милостивые дары на служение своей новой родине, была верной помощницей и советчицей мужу в его делах. Однажды, когда наемная норвежская гвардия взбунтовалась и попросила великую княгиню быть посредницей между ними и Ярославом, она согласилась, но предупредила, что будет защищать интересы мужа.

Когда Мстислав Тмутараканский, брат великого князя, восстал против него со своим войском, Ирина вызвала его на поединок с ней.

Мстислав, однако, ответил, что не привык драться с женщинами, и уступил брату.

Ирина оказала большое влияние на установление хороших отношений со странами Северной Европы.

Она приветствовала в Киеве Эдмунда, Эдвина и Эдуарда, изгнанных сыновей английского короля, а также принца Магнуса Норвежского.

Он не возвращался домой, пока великая княгиня не убедилась, что норвежцы отдадут ему отцовский трон и уважат его права.

В этот момент правительство Руси играло решающую роль в жизни Европы, и его влияние и авторитет были сильнее, чем когда-либо.

Во многом это произошло благодаря работе великой княгини.

Царствование Ярослава Мудрого и Ирины было наивысшим периодом Киевской Руси.

Ярослав изложил планы основания Киева, своей столицы, как «града Божия», земного отражения Небесного Иерусалима (Откр. 2:10).

Церковь Святой Софии стала центром Киева. Вход в этот город Премудрости Божией был через Золотые ворота, на которых была построена и освящена Благовещенская церковь.

Те, кто еще недавно был язычником, теперь глубоко почитали Пресвятую Богородицу, видя в Ней храм премудрости Божией.

Поэтому праздником Софийского собора в Киеве было Рождество Богородицы.

В 1046 году, когда греческая царевна Анна вышла замуж за Всеволода, сына Ирины и Ярослава, она привезла с собой в Киев икону Богородицы, известную как Οδηγήτρια (Наставница), как благословение Пресвятой Богородицы на Русское государство.

Слова акафиста Богородице показывают духовный смысл этой иконы для христианской Руси: «Радуйся, Царства непоколебимая стена».

Позже эту икону стали называть «Смоленской иконой Богородицы».

В 1051 году с Афона в Киев прибыл преподобный Антоний Печерский для основания Киево-Печерской Лавры.

Через него Богоматерь благословила Киев как Свой третий земной сад.

Ярослав Мудрый стремился сделать Русь органической частью всемирного христианского мира.

Церкви строились по всей Русской земле. Греческие певцы стали обучать россиян православной церковной музыке. Именно при Ярославе был составлен первый русский свод законов «Русская правда» и переведена книга византийского канонического права «Кормль».

Ярослав собирал книги и рукописи и переводил их с греческого на славянский язык.

Для распространения грамотности в народе он попросил духовенство дать образование детям и построил в Новгороде школу.

В очень короткий срок киевские книжники овладели великими литературными богатствами Византии.

Они также освоили стандартные образцы византийского искусства архитектуры и живописи.

Не менее важным для судеб Руси было наследие, оставленное св. Кирилл и Мефодий.

«Теперь славянские племена полетят», – сказал св. Кирилл, пророчески указывая на возрастание значения славянских народов.

Из Болгарии, имевшей богатую коллекцию христианской литературы, Русь получила огромное собрание книг.

Самое главное, они получали богослужебные книги на близком и понятном им языке.

Великому князю часто приходилось уезжать в дальние походы и путешествия, в это время Ирина оставалась в Киеве, управляя его делами.

Уже при жизни Ирину хвалили за добродетель и благочестие.

Святитель Иларион, митрополит Киевский († 1053, память 21 октября), написавший знаменитое «Слово о Законе и благодати», писал о ней святому Владимиру Крестителю Руси († 1015, память 15 июля), который уже почил. «Посмотри на свою невестку Ирину! Посмотрите на своих внуков и правнуков! Посмотри, как они живут, как хранит их Бог, как хранят веру, которую ты им дал, и как славят имя Христово!»

Ирина родила семерых сыновей и трех дочерей.

Особо примечательны ее сыновья: святой благоверный князь Владимир Новгородский († 1042, память 4 октября), великий князь Изяслав Киевский, Святослав Черниговский и Всеволод Переяславецкий (отец Владимира Мономаха).

Дочери Ирины, как и их отец, мать и братья, воспитывались в атмосфере грамотности.

Древний летописец повествует, что Ярослав «посеял слова книжные» в сердцах близких ему людей.

Великая княгиня учила своих детей родному языку и они хорошо понимали все скандинавские саги, которые пели варяжские 5 воинов на дворе князя.

Дочери Ирины и Ярослава стали королевами: Анна – королевой Франции, Мария – королевой Венгрии, а Елизавета – королевой Норвегии.

Известно, что великая княгиня основала в Киеве монастырь в честь своей святой покровительницы великомученицы Ирины.

По обычаю того времени, как основательница, она должна была не только ухаживать за монастырем, но и сама управлять им.

В 1045 году она отправилась в Новгород к своему сыну Владимиру для закладки собора во имя Премудрости Божией.

В Новгороде великая княгиня приняла монашеский постриг с именем Анна.

Это был первый монашеский постриг в королевском доме. Впоследствии для великих князей и княжон стало традицией принимать монашеский постриг после того, как они выполнили свой долг по управлению народом.

Там в Новгороде святая княгиня Анна скончалась 10 февраля 1051 года и была погребена в Софийском соборе.

Почитание св. Анны и ее сына св. Владимира было установлено после знамения, явившегося архиепископу Новгородскому св. Евфимию († 1458, память 11 марта) в 1439 г.

В связи с этим знамением также установили общецерковное поминовение новгородских святителей, погребенных в Софийском соборе.

Святые равноапостольная Ольга и преподобная Анна Новгородские, стоящие у начала русской женской святости, открывают нам два разных пути служения: духовного и земного материнства.

Оба эти пути находятся под благодатным покровом Пресвятой Богородицы.

Первая женщина, Ева, имя которой означает жизнь, названа в Библии «матерью всех живущих» (Быт. 3:20), но это имя она получила только после грехопадения.

Святые отцы говорят, что это славное имя пророчески было сказано о второй Еве, Пресвятой Деве, родившей Саму Жизнь, Творицу и Спасительницу Мира, и ставшей, таким образом, «Матерью всех живущих».

Полнота божественной любви сокрыта в тайне Ее материнства.

В Ее лице женщина возвышалась перед всем миром, видимым и невидимым.

Христианство глубоко ценит женщин как матерей. Материнство преображает человеческую любовь и приобщает человечество к таинству зарождения жизни, созданной для вечности, радости и красоты.

Будучи матерью, женщина становится защитницей своей семьи и семейного очага.

От ее мягкости, заботы, терпения и самоотверженного служения зависит внутренняя жизнь и стабильность ее семьи.

На женщин возложена одна из самых высоких и славных задач – воспитание новых граждан Царства Небесного. Великая княгиня Ирина была такой матерью.

Духовная преемственность св. Ольга и Анна значимы. Святая равноапостольная Ольга сделала храм Святой Софии в Киеве главным храмом Киевской Руси.

Святая Анна Новгородская приняла участие в закладке и строительстве храма Святой Софии в Новгороде и стала покровительницей этого храма, потому что ее святые мощи хранились там открыто для почитания.

Так св. Ольга и преподобная Анна укрепляют духовное богатство Древней Руси, соединяя два ее главных духовных центра: Киев и Новгород.

Преподобная Анна Новгородская первая соединила два разных пути святости – путь святых благоверных княжон и путь преподобных иноков.

Она соединяла деятельное служение миру и молитвенное созерцание, монашеский подвиг.

Семейная жизнь в Древней Руси основывалась на строгом благочестии, ежедневном молитвенном правиле, чтении Священного Писания, Псалтири, житий святых, посещении церкви.

Больше всего на свете семья – это домашняя церковь. Монашеский подвиг служил духовным идеалом для русских верующих.

И многие русские желали монашеской жизни, видя в ней венец своего жизненного пути.

После того, как благоверные княжны Руси овдовели, они никогда не выходили замуж во второй раз, хотя Церковь не запрещает второго брака.

Приняв вместо этого монашеский постриг, они обручились с Небесным Женихом, что стало путем, казавшимся наиболее идеальным для жизни вдовы.

Из-за этого постриг вдовых княжон и дворянок стал почти нормой.

Церковь венчала монашеским постригом благополучно завершивших супружескую жизнь.

Так княгини, ставшие монахинями, дали русскому народу пример достойного исполнения принципа однобрачия.

Особый характер пути преподобной Анны можно увидеть в ее наследии.

Она была дочерью другого народа, и тем не менее она трудилась, чтобы помочь создать Святую Русь; и она стоит вместе со святой Ольгой в начале лестницы русской женской святости.

Преподобная Анна сотворила единство рода человеческого.

В северных странах ее называли «святой царицей Ириной». Среди женщин-святых тех народов она блистала как первая, и стала для них небесной защитницей и заступницей. Примером духовной деятельности Ингегерд стало имя, которое она получила в России, ибо Ирина означает мир.

На примере св. Анны Новгородской мы видим истоки многообразия путей духовного труда, открытых православным женщинам.

Ее духовная помощь сейчас особенно необходима.

Эта почтенная святая является ярким и творческим образцом человеческой личности, благодаря чему она способна помогать другим выбирать свой путь.

Вся ее жизнь была служением Богородице, чьи благодатные дары были ниспосланы святой и подарили ей радость материнства.

В 1991 году городской музей вернул храму мощи святой Анны вместе с еще одним церковным сокровищем: чудотворной иконой Знамения Богородицы.

Во времена страшных опасностей для своего города новгородцы всегда обращались к Божией Матери за Ее помощью, защитой и прекращением междоусобиц; и по их молитвам Богородица всегда охраняла любимый город от бед.

Вместе с этим вернулись и мощи новгородской небесной заступницы святой Анны Новгородской, которые ныне открыто почитаются в новгородском храме святого апостола Филиппа, где дают благодатную помощь и духовную радость в наше смутное время.

Мощи святой Анны были переданы Православной церкви в Эскильстуне, Швеция, в 2008 году.

Таким образом, через 1000 лет святая Анна вернулась на свою древнюю родину.

Она была первой канонизированной шведской святой, а теперь провозглашена небесной покровительницей Швеции.

О славная Анна, православные народы Швеции и России восхваляют имя твое в каждом роде своем, ибо, приклонив ухо твое к царственному отцу твоему, ты оставила еси свой народ и дом отчий твой, и с веселием и веселием пошла к Русской землю, где князь, наслаждаясь твоей великой красотой и мудростью, взял тебя в жены, и ты родила ему и его владычеству благочестивое потомство, с которым ты стоишь ныне в раю пред престолом Всевышнего, облеченная в христианскую одежду. добродетели, как в одежде из тканого золота, усердно молясь и молясь за всех, чтящих тебя с верой и любовью.


Христианские праздники 22 февраля

Христианские праздники 24 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх