ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ02 апреля

Христианские праздники 22 марта

Православные праздники 22 марта (9 марта по старому стилю)

4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная

  • Албазинская икона Божией Матери, именуемая «Слово плоть бысть»
  • Святые 40 мучеников Севастийских
  • Святой Кесарий, брат святителя Григория Богослова
  • Мученик Урпасиан Никомидийский
  • Преподобный Виталий Кастроновский

 

Икона Божией Матери «Албазинская» или «Слово воплотилось»


Икона Божией Матери «Албазинская» или «Слово воплотилось»

Икона Божией Матери «Албазинская» или «Слово воплотилось»

 

Албазинская икона Божией Матери «Слово плоть» имеет большое религиозное значение в Приамурье.

Свое название он получил от русской крепости Албазин (ныне село Албазино) на берегу Амура, основанной в 1650 году известным русским пограничным атаманом Иерофеем Хабаровым на месте слободы даурского князя Албазы.

Шумиха над амурской Албазинской крепостью стала предметом вражды китайского императора и его генералов, которые тогда уже мечтали о расширении своего влияния на всю Сибирь.

Накануне праздника Благовещения, 24 марта 1652 г., на Амуре произошло первое военное столкновение русских с китайцами.

Молитвами Пресвятой Богородицы язычники рассеялись и бежали на свою территорию.

Эта победа показалась россиянам предзнаменованием. Но борьба только началась.

Многие сыны Святой Руси погибли в борьбе за Амур, за торжество Православия на Дальнем Востоке.

В июне 1658 г. албазинский войсковой отряд в составе 270 казаков под предводительством Онуфрия Степанова попал в засаду и в героическом бою был полностью уничтожен китайцами.

Враг сжег Албазин, опустошил русские земли, угнал местное население в Китай.

Они хотели превратить плодородные возделываемые земли обратно в пустыню.

В эти тяжелые годы Пресвятая Богородица являла знамения Своей милости к земле Амурской.

В 1665 году, когда русские вернулись и отстроили Албазин, вместе со священником приехал на Амур старец Ермоген из Киренского Свято-Троицкого монастыря.

Он носил с собой чудотворную икону Божией Матери «Слово плоти», именуемую с тех пор Албазинской иконой.

В 1671 году святой старец построил на пограничной черте Брусянского камня (в полутора километрах от Албазина у Амура) небольшой монастырь, где впоследствии хранилась святая икона.

Албазин был застроен. В двух храмах города, Вознесения Господня и Святителя Николая Чудотворца, албазинские священники принесли Бескровную Жертву.

Недалеко от города (по Амуру) был построен еще один монастырь, Спасский.

Благодатная земля давала хлеб для Восточной Сибири.

Местное население приспособилось к русской православной культуре, мирно войдя в многонациональное Российское государство, нашло у России защиту от грабительских набегов китайских феодальных военачальников.

В Москве не забывали о нуждах далекой амурской границы. Они укрепили военную оборону и улучшили региональное управление.

В 1682 г. было образовано Албазинское военно-провинциальное правительство.

Они заботились о духовном окормлении народов Приамурья.

Поместный Собор Русской Церкви в 1681 г. принял постановление послать «архимандритов, игуменов или священников, ученых и добрых, для просвещения неверных законом Христовым».

Даурский и тунгусский народы в целом приняли Святое Крещение.

Большое значение имело обращение даурского князя Хантимура (переименованного в Петра) и его старшего сына Катаны (переименованного в Павла) в православие.

Слуги китайского императора планировали новую атаку. После нескольких безуспешных набегов, 10 июля 1685 г. они выступили против Албазина с 15-тысячной армией и окружили крепость.

В нем было 450 русских солдат и три орудия, первый штурм был отбит.

Тогда китайцы со всех сторон сложили дрова и растопку у деревянных стен крепости и подожгли ее.

Дальнейшее сопротивление оказалось невозможным.

С воинскими штандартами и святынями, среди которых была и чудотворная Албазинская икона, воины покинули крепость.

Богородица не удержала Своего заступничества от избранного ею города.

Разведчики вскоре донесли, что китайцы внезапно стали отходить от Албазина, игнорируя повеление китайского императора уничтожить посевы на русских полях.

Чудесное вмешательство Небесной Покровительницы не только изгнало врага с русских земель, но и сохранило хлеб, питавший город на зимние месяцы. 20 августа 1685 г. русские снова были в Албазине.

Прошел год, и крепость снова осадили китайцы, началась пятимесячная оборона Албазина, занимающая самое почетное место в русской военной истории.

Трижды, в июле, сентябре и октябре, войска китайского императора производили штурм деревянных укреплений.

На город обрушился град огненных стрел и раскаленных пушечных ядер.

В дыму и огне не было видно ни города, ни его защитников.

И все три раза Богородица защищала жителей Албазина от их свирепого врага.

До декабря 1686 г., когда китайцы сняли осаду Албазина, из 826 защитников города в живых осталось всего 150 человек.

Этих сил было недостаточно для продолжения войны против китайского императора.

В августе 1690 г. из Албазина ушли последние казаки под предводительством Василия Смиреникова.

Ни крепость, ни ее святыни не попали в руки врага. Укрепления казаки разрушили и сровняли с землей, а Албазинскую икону Божией Матери перенесли в Сретенск, город на реке Шилке, впадающей в Амур.

Но и после разрушения Албазина Бог предназначил его жителям совершить еще одно служение на благо Церкви.

Промыслом Божиим окончание военной кампании способствовало усилению благодатного влияния Православия среди народов Дальнего Востока.

В годы войны рота русских казаков и крестьян из Албазина и его окрестностей численностью около сотни была взята в плен и отправлена в Пекин.

Китайский император даже распорядился отдать один из буддийских храмов китайской столицы под православный храм, посвященный Софии Премудрости Божией.

В 1695 году митрополит Тобольский Игнатий прислал в Софийскую церковь антиминс, миро, богослужебные книги и церковную утварь.

В письме к пленному священнику Максиму, «проповеднику святого Евангелия в Китайскую империю», митрополит Игнатий писал: «Не смущайся и не смущайся душой за себя и за пленников с тобою, ибо кто может противиться воля Божья? Ваше пленение не напрасно для китайского народа, чтобы вы могли явить ему свет Православной веры Христовой».

Проповедь Евангелия в Китайской империи вскоре принесла свои плоды и привела к первым крещениям китайцев.

Русская Церковь ревностно заботилась о новой пастве.

В 1715 г. митрополит Тобольский святитель Филофей «Апостол Сибири» (+ 31 мая 1727 г.) написал письмо пекинскому духовенству и верующим, находившимся при Пекинской Духовной Миссии, которые продолжали христианское дело просвещения язычников.

Шли годы, и новая эпоха принесла русским избавление от Амура.

1 августа 1850 года Крестным ходом Честного Дерева Животворящего Креста капитан Г. И. Невельский водрузил в устье Амура русский андреевский флаг и основал город Николаевск-на-Амуре.

Усилиями генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского (+ 1881 г.) и святителя Иннокентия, архиепископа Камчатского (память 31 марта), и духовной пищей, полученной в Приамурье и Приморье, через несколько лет левобережье Амура застраивалось русскими городами, станицами и казачьими слободами.

Каждый год приносил важные успехи в развитии освобожденной территории, ее христианском просвещении и благоденствии.

В 1857 году на берегу Амура было основано 15 путевых станций и слобод (Албазинская на месте старой крепости и Иннокентьевская, названная в честь святителя Иннокентия). За один только 1858 год насчитывалось более тридцати населенных пунктов, среди которых было три города: Хабаровск, Благовещенск и Софийск.

9 мая 1858 г., в праздник святителя Николая, на казачий пост в Усть-Зейск прибыли Н. Н. Муравьев-Амурский и архиепископ Камчатский Иннокентий.

Святитель Иннокентий прибыл для освящения храма в честь Благовещения Божией Матери (Благовещения, по-славянски), первого здания в новом городе.

По названию храма город назывался также Благовещенском, в память о первой победе над китайцами на праздник Благовещения в 1652 году, и в память о Благовещенской церкви в Иркутске, в которой святой Иннокентий начал свою священническое служение.

Это было также знаком того, что «отсюда исходила благословенная весть о воссоединении территории Приамурья под суверенитетом России».

Новоселы на пути к Амуру, проезд через Сретенск, усердно возносили свои молитвы Святой Покровительнице Приамурья пред Ее Чудотворной Албазинской иконой.

Их молитвы были услышаны: Айгунский (1858 г.) и Пекинский (1860 г.) договоры окончательно закрепили за Россией левобережье Амура и приморские районы.

В 1868 году епископ Камчатский Вениамин Благонравов, преемник святителя Иннокентия, перенес святую икону из Сретенска в Благовещенск, тем самым вернув знаменитую святую икону Приамурью.

В 1885 году в почитании Албазинской иконы Божией Матери начался новый период, связанный с именем камчатского епископа Гурия, установившего ежегодное празднование 9 марта и еженедельный акафист.

Летом 1900 года, во время «боксерского восстания» в Китае, волны восстания дошли до границ России.

Китайские войска внезапно появились на берегу Амура перед Благовещенском.

В течение девятнадцати дней противник стоял перед беззащитным городом, обрушивая на него артиллерийский огонь и угрожая вторжением русскому берегу.

Отмели Амура давали проход противнику. В Благовещенском храме непрерывно служились службы, а перед Чудотворной Албазинской иконой читались акафисты.

Покров Божией Матери вновь распространился на город, как это было и в прежние времена.

Не решившись переправиться через Амур, противник отошел от Благовещенска.

По рассказам самих китайцев, они часто видели Лучезарную Женщину над берегом Амура, внушающую им страх и делающую неэффективными их ракеты.

Чудотворная Албазинская икона Божией Матери более 300 лет охраняла амурские рубежи России.

Православные люди почитают ее не только как Покровительницу русских воинов, но и как Покровительницу матерей.

Верующие молятся перед иконой о матерях во время их беременности и во время родов, «чтобы Богородица даровала обильное здравие от неисчерпаемого источника святости Албазинской иконы».

На этой иконе Христос в младенчестве стоит в мандорле перед грудью Матери.

 

40 святых мучеников Севастийских


40 святых мучеников Севастийских

40 святых мучеников Севастийских

 

В 313 году святой Константин Великий издал указ, даровавший христианам свободу вероисповедания и официально признававший христианство равным по закону язычеству.

Но его соправитель Лициний был язычником и решил искоренить христианство в своей части империи.

Когда Лициний готовил свою армию к битве с Константином, он решил удалить христиан из своей армии, опасаясь мятежа.

Одним из военачальников того времени в армянском городе Себасте был Агрикола, ревностный поборник идолопоклонства.

Под его командованием находилась рота из сорока каппадокийцев, отважных воинов, отличившихся во многих сражениях.

Когда эти воины-христиане отказались принести жертву языческим богам, Агрикола заключил их в темницу. Солдаты занимались молитвой и псалмопением, а ночью услышали голос, говорящий: «Терпи до конца, и тогда спасешься».

На следующее утро солдат снова отвели в Агриколу, на этот раз язычник попытался льстить.

Он стал восхвалять их доблесть, их молодость и силу и еще раз убеждал их отречься от Христа и тем снискать себе уважение и благосклонность своего императора.

Через семь дней в Севастию прибыл прославленный судья Лиций и отдал солдат на суд.

Святые твердо отвечали: «Возьмите не только воинские знаки наши, но и жизни наши, ибо нет для нас ничего дороже Христа Бога».

Тогда Лиций приказал своим слугам побить святых мучеников камнями.

Но камни не попали в святых и вернулись, чтобы поразить тех, кто их бросил.

Один камень, брошенный Лицием, попал Агриколе в лицо, выбив ему зубы.

Мучители поняли, что святых охраняет какая-то невидимая сила.

В темнице воины провели ночь в молитве и вновь услышали утешающий их голос Господа: «Верующий в Меня, если и умрет, то оживет» (Ин. 11:25). Будьте мужественны и не бойтесь, ибо вы получите нетленные венцы».

На следующий день судья повторил допрос в присутствии мучителя, но солдаты остались непреклонны.

Была зима, стоял сильный мороз. Они построили святых воинов, бросили их в озеро недалеко от города и поставили стражу, чтобы они не выходили из воды.

Чтобы сломить волю мучеников, на берегу устроили теплую баню.

В первый час ночи, когда холод сделался невыносимым, один из солдат бросился к бане, но не успел он перешагнуть через порог, как упал замертво.

В третьем часу ночи Господь послал мученикам утешение. Внезапно стало светло, лед растаял, и вода в озере стала теплой.

Вся стража спала, кроме Аглая, который караулил, глядя на озеро, он увидел, что над головой каждого мученика появился лучезарный венец.

Аглай насчитал тридцать девять венцов и понял, что бежавший воин потерял свой венец.

Тогда Агий разбудил других стражников, снял форму и сказал им: «Я тоже христианин», и присоединился к мученикам.

Стоя в воде, он молился: «Господи Боже, я верю в Тебя, в Кого верят эти воины. Включи меня в их число и сделай меня достойным страданий с Твоими рабами».

Затем над его головой появилась сороковая корона.

Утром мучители с удивлением увидели, что мученики еще живы, а их стражник Агий вместе с ними прославляет Христа.

Они вывели солдат из воды и сломали им ноги. Во время этой ужасной казни мать самого молодого из воинов Мелитона умоляла сына выстоять до самой смерти.

Тела мучеников положили на телегу и предали огню. Молодой Мелитон еще дышал, и его оставили лежать на земле.

Тогда мать подхватила сына и на своих плечах понесла его за телегой.

Когда Мелитон испустил последний вздох, мать посадила его на телегу с телами товарищей по несчастью.

Тела святых были брошены в огонь, а их обгоревшие кости брошены в воду, чтобы христиане не подобрали их.

Через три дня мученики явились во сне святому Петру, епископу Севастийскому, и повелели ему похоронить их останки.

Епископ вместе с несколькими клириками ночью собрали мощи славных мучеников и с честью погребли их.

В этот день существует благочестивый обычай печь «жаворонков» (пирожные в форме жаворонков), потому что люди верили, что в это время поют птицы, возвещающие о приходе весны.

Сорок «жаворонков» приготовлены в честь Сорока мучеников.

Имена сорока мучеников: Кирион (или Квирио), Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евнокий (или Евник), Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Гелиан, Сисиний, Агий, Аэций, Флавий, Акакий, Экдиций, Лисимах, Александр, Илия, Горгоний, Феофил, Дометиан, Гай, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филоктимон, Севериан, Чудион, Аглай и Мелитон.

 

Святой Кесарий, брат святого Григория Богослова


Святой Кесарий, брат святого Григория Богослова

Святой Кесарий, брат святого Григория Богослова

 

Святой Кесарий был сыном святителей Григория (память 1 января) и святой Нонны (память 5 августа), братом святого Григория Богослова (память 25 января).

Изучив ораторское искусство, философию, медицину и другие предметы в Александрии, он отправился в Константинополь, где стал одним из ведущих врачей города.

Его репутация была такова, что император Констанций хотел сделать его своим личным врачом. Святой Кесарий поблагодарил его, но отказался.

Когда его брат святой Григорий закончил обучение в Афинах, он посетил Константинополь (между 358 и 360 годами), где встретился с Кесарием. Так оба брата вместе вернулись в Назианзин.

В 361 году, когда Юлиан Отступник стал императором, святой Кесарий был вызван в Константинополь, чтобы стать его врачом.

Хотя злой император был свирепым гонителем Церкви и издал множество указов против кеистов, он освободил святого Кесария от всякого наказания.

Юлиан неоднократно пытался отвратить святого Кесария от Христа, но ему это не удавалось.

Наконец, по настоянию отца и брата, Кесарий сложил с себя полномочия и вернулся домой к Назианзу.

Когда Юлиан скончался в 363 году, святой Кесарий снова вернулся в Константинополь.

При императорах Валентиниане (364–374) и его брате Валенте (364–378) он был назначен казначеем государственных средств в Никее в Вифинии.

11 октября 368 года святой Кесарий чудом не пострадал от землетрясения, поразившего Вифинию.

Он крестился, а затем раздал все свое имущество бедным и стал жить тихой, молитвенной жизнью.

Его праведная кончина наступила позже в том же году (или в начале 369 г.).

Святитель Григорий Богослов произнес надгробную речь по святому Кесарию.

В своих трудах он также упоминает мудрость своего брата и то, насколько уважаемым он был при жизни.

 

Мученик Урпасиан Никомидийский


Мученик Урпасиан Никомидийский

Мученик Урпасиан Никомидийский

 

Святой мученик Урпасиан пострадал в городе Никомидии. Император Максимиан Галлерий (305-311) жестоко преследовал христиан, служивших в его войске и при его дворе.

Некоторые из робких душой начали колебаться и поклоняться языческим богам, но сильные держались до самого конца.

Вельможа Урпасиан бросил свой плащ и пояс к ногам правителя и сказал: «Отныне я воин Царя Небесного, Господа Иисуса Христа. Забери знаки отличия, которые мне дали».

Максимиан приказал привязать Урпасиана к дереву и хлестать его ремнями.

Позднее святого привязали к железной решетке и развели под ним огонь.

Святитель Урпасиан переносил невыносимые страдания с непрестанной молитвой.

Славный мученик был сожжен заживо, а прах его брошен в море.

 

Преподобный Виталий Кастроновский


Преподобный Виталий Кастроновский

Преподобный Виталий Кастроновский

 

Святой Виталий родился в сицилийском городе Кастроново в X веке от богатых и благочестивых родителей Сергия и Хрисоника, которые воспитали его по Слову Божию и позаботились о том, чтобы он получил хорошее образование.

С ранних лет Виталий любил Христа и монашеское состояние, поэтому и бежал в монастырь святого Филиппа в Агире (Древний Агирион).

Там он стал монахом и получил ангельскую схиму, прожив подвижническую жизнь и преуспев в добродетели в течение пятнадцати лет.

За это время он совершил паломничество в Рим, Калабрию и другие святые места.

Наконец, он вернулся в Калабрию и предпринял дальнейшие подвиги на горе Липорахос.

Там он познакомился с подвижником Антонием и недолго жил с ним.

Затем он переходил с горы на гору, пока, наконец, не поселился в монастыре Святого Ильи в Карбоне.

Через несколько лет он отправился в пещеру между горами Турри и Арменто.

Святитель подвизался день и ночь, молясь и восходя на великие духовные высоты.

Даже дикие горные звери послушно приближались к нему, чтобы получить его благословение.

Там его посетил святой Лука Деменский Сицилийский (память 13 октября, 5 февраля), с которым он молился и беседовал о духовных делах.

Позже святой отправился в Бари со своим племянником Илией и поселился на горе Турри, где построил небольшую церковь.

Последняя обитель святого Виталия была в районе Раполлы, где он построил монастырь.

Там он провел остаток своей жизни, собрав вокруг себя множество монахов.

Святой Виталий скончался мирно в 994 году.


Христианские праздники 21 марта

Христианские праздники 23 марта

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх