ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ22 сентября

Христианские праздники 22 сентября. Праведные Иоаким и Анна…

Православные праздники 22 сентября (9 сентября по старому стилю) 

  • Праведные Богоотец Иоаким и Анна 
  • Мученик Севериан 
  • Праведный Иосиф, игумен Волоцкимй, чудотворец

 

Праведные Иоаким и Анна, родители Божией Матери Икона Анны-Матери


Праведные Иоаким и Анна, родители Божией Матери Икона Анны-Матери

Праведные Иоаким и Анна, родители Божией Матери Икона Анны-Матери

Святой Иоаким был мужем святой Анны, отца Богородицы. Агиографическая литература дает Иоакиму следующее происхождение: «Его родословие таково: сын Давида Нафан родил сына Левия, Левий родил Мелхию и Панфиру, Пантир родила Варпафира, Варпафир родила Иоакима, отца Матери Бога».

Иоаким жил в Назарете. Женился он на Анне, младшей дочери священника Матфана из первосвященнического рода Аарона.

По отцу она была из колена Левина, а по матери – из колена Иуды.

О зачатии и рождении Богородицы известно из апокрифического Протоевангелия от Иакова (II век).

Согласно этому апокрифу, Иоаким и Анна долго не имели детей.

Когда первосвященник отказал Иоакиму в праве на совершение жертву Богу, так как он «не сотворил потомства Израилю», удалился в пустыню, а жена его осталась дома одна.

В это время им обоим было видение ангела, который возвестил: «Господь внял твоему молитве, ты зачнешь и родишь, и о твоем потомстве будут говорить во всем мире».

После этого Евангелия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима.

И вот подошел Иоаким со стадами своими, и Анна, стоя у ворот, увидела Иоакима идущим, и, подбежав, обняла его и сказала: «Теперь я знаю, что Господь благословил меня: будучи вдовой, я уже не вдова, будучи бесплодной, я сейчас зачну! И нашел Иоаким мир в доме своем в тот день. (Протоевангелие от Иакова (4:7-8)). После того пришел Иоаким в иерусалимский храм, говоря: золотая тарелка покажет мне».

И принес Иоаким дары свои, и пристально взирал на тарелку, подходя к жертвеннику Господню, и не видел в себе греха. (Протоевангелие от Иакова (5:1-2))
Анна зачала, «прошли месяцы ее, и Анна родила на девятом месяце»...

Дата зачатия – 9 декабря установлена исходя из того, что это 9 месяцев со дня Рождества Богородицы (8 сентября).

Четыре канонических Евангелия не упоминают имя Матери Марии. Анна фигурирует только в апокрифической традиции, в частности в «Протоевангелии от Иакова», а также в «Евангелии от Псевдо-Матфея» и «Золотой легенде».

На традицию также повлияло «Слово на Рождество Пресвятой Богородицы» Андрея Критского (VII-VIII вв.).

По иудейскому обычаю, на 15-й день после рождения младенца ей дали имя, указанное ангелом Божиим, – Мария.

Из благодарности к Господу родители пообещали отдать ребенка в Храм.

Мария была посвящена в Храм в возрасте трех лет.

Иоаким и Анна поставили дочь на первую ступеньку, и, ко всеобщему изумлению, трехлетняя Мария без посторонней помощи поднялась на самую вершину.

Согласно житию, Иоаким прожил 80 лет.

Святая Анна скончалась в возрасте 79 лет, через два года после него, проведя их в церкви рядом с дочерью.

Память Успения праведной Анны 7 августа (25 июля по старому стилю).

Иоаким и Анна были похоронены возле будущей гробницы дочери, а также могилы Иосифа Обручника, в Гефсиманском саду, под Елеонской горой, недалеко от Иерусалима.

Эти гробницы были расположены на краю долины Иосафата, которая лежала между Иерусалимом и Елеонской горой.

 

Мученик Севериан Севастийский


Мученик Севериан Севастийский

Мученик Севериан Севастийский

Святой мученик Севериан († 320) пострадал за Христа в Армянской Севастии во времена наместничества Ликия, когда христиане подвергались гонениям при императоре Ликинии.

Еще до своего мученического подвига святой Севериан проявил искреннее сострадание к 40 воинам-христианам, пострадавшим за исповедание имени Христова.

Он посещал заключенных в тюрьме, поднимал им настроение, взывал к их доблести и стоической силе.

Эти мученики встретили свою смерть на озере Севастийском (9 марта).

Полгода спустя за исповедание христианской веры был привлечен к суду и Северян, подвергнутый жестоким пыткам.

Глубоко преданный воле Божией, святой Севериан взывал к Господу во время мучений, умоляя Его о силе перенести страдания и совершить свой мученический подвиг.

После сильных истязаний и несломленного в своей вере святого мученика повесили на городской стене с одним камнем, прикованным к шее, а другим к ногам, и так он скончался.

Его тело было перенесено христианами Севастии в его дом, где местные жители столпились, чтобы проститься с ним и просить его святых молитв.

Среди всего этого воскрес еще не погребенный покойник, слуга святого Севериана, вставший со смертного одра, чтобы следовать последним путем своего господина.

Он продолжал жить еще пятнадцать лет, не покидая места погребения святой мученицы.

 

Святитель Иосиф, игумен Волоцкий


Святитель Иосиф, игумен Волоцкий

Святитель Иосиф, игумен Волоцкий


Святитель Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин) родился 14 ноября 1440 года в селе Язвище-Покровское, недалеко от города Волоколамска.

Род Саниных происходил из Литвы, но обосновался в Волоколамском княжестве.

Когда Ивану исполнилось семь лет, его отправили на обучение к добродетельному и просвещенному старцу Волоколамского Крестовоздвиженского монастыря Арсению.

Имея блестящую память, Иван быстро научился читать и писать и стал чтецом и певцом монастырской церкви.

В 20 лет Иван оставил родительский дом и поступил в Богородице-Боровский монастырь под присмотром старца преподобного Пафнутия.

Святитель Пафнутий радушно принял юношу и 13 февраля 1460 года принял его под именем Иосиф.

Вскоре после этого отец Ивана, пораженный параличом, принял монашеский постриг в том же монастыре.

Послушник Иосиф был благословлен старцем заботиться о своем родителе, что он и делал до самой смерти.

Мать Иосифа также приняла постриг и стала монахиней Волоколамского женского монастыря.

Все дети, кроме одного, последовали за родителями.

Среди родственников Иосифа было 14 монахов и 4 монахини.

Брат Иосифа Вассиан стал архиепископом Ростовским. Другой его брат был епископом Тверским Акакием, а два его племянника, Досифей и Вассиан Топорковы, стали иконописцами и расписали каменную церковь Успения в Иосифо-Волоцком Волоколамском монастыре вместе со знаменитым иконописцем Дионисием.

Действительно, род Саниных произвел множество монахов «милостью Божией».

Молодой монах нес свои нелегкие послушания на кухне, в пекарне и в лазарете.

Он обнаружил большие духовные способности в богослужебном чтении и пении.

Он также был талантлив в музыке и в совершенстве владел своим голосом.

После смерти святителя Пафнутия Иосиф был поставлен игуменом (игуменом) Боровского монастыря по завещанию покойного.

Преподобный Иосиф решил преобразовать монашескую жизнь, введя очень строгий общежительный устав, подобный Киево-Печерскому, Сергиевско-Троицкому и Кирилло-Белозерскому монастырям.

Однако правило оказалось не по силам братьям.

Затем, все еще решив основать обитель со строгим общежительным уставом, он с группой своих последователей отправился в знакомые ему с детства Волоколамские леса.

Выбирая место для новой обители, они увидели примету: внезапная буря начала валить деревья, как бы расчищая место для будущего монастыря.

Именно на этом месте в июне 1479 года преподобный Иосиф с иноками заложил крест и деревянный храм в честь Успения Божией Матери, освященный 15 августа 1479 года.

Эти дата и год признаны датой основание Успенского монастыря, впоследствии получившего имя своего основателя.

Постепенно обитель св. Иосифа развивалась.

В 1484-1485 годах каменный Успенский собор заменил деревянный, и в том же году его стены были расписаны Дионисием и его сыновьями Владимиром и Феодосием вместе с племянниками и учениками преподобного Иосифа, сожителями Досифеем и Вассианом.

Также в 1504 году была заложена теплая трапезная в честь Богоявления Господня, позже построена звонница с собором Одигитрии под ней.

Иосиф создал настоящий монашеский устав, содержащий обширные цитаты из Священного Писания и писаний отцов церкви, устав, который он сам назвал «духовным свидетельством».

По уставу братья должны были все свое время посвящать либо молитве, либо физическому труду.

Еда в монастыре была очень простой.

Все носили ветхую одежду, перенося жару и холод с одинаковым спокойствием.

Смех и пустословие не приветствовались.
Келии монахов никогда не запирались, так как братьям не разрешалось иметь ничего, кроме религиозных книг и икон.

Большую часть ночи они провели в молитве. «Так послушание освятило их, и любовь увенчала их».

Преподобный Иосиф подавал пример подвижничества: по крайней мере, в его священной биографии упоминаются «заплатанные» одежды игумена.

Работа и влияние святого Иосифа не ограничивались монастырем.

Многие миряне обращались за советом, и все, кто жил поблизости, считали его своим отцом и защитником.

Он помогал обездоленным: если сельчанину нужны были «семена для посадки» или «пропадал скот», Иосиф давал то, что нужно.

В один год в Волоколамской области был голод, во время которого Иосиф «накормил около семисот человек, не считая детей».

Обитель преподобного Иосифа, созданная благодаря его подвигу и труду, процветала, а ее основатель, престарелый, готовился к вечной жизни.

Перед смертью он причастился Божественных Таинств, затем собрал братьев и, благословив их, скончался с миром в возрасте 76 лет 9 октября 1515 года.

В мрачные времена Бог определил Иосифа воинствующим защитником Русской Православной Церкви для противодействия церковным разногласиям и ересям, а именно распространявшемуся в то время лжеучению Схария еврея, или Жидовствующих, и для создания первых свод русского православного богословия, книга «Просветитель», состоявшая из 16 глав (Слов).

Другим памятником сочинения св. Иосифа был Руль (Педальон, Сводная Кормчая) – обширный свод канонов Православной Церкви, начатый св. Иосифом и завершенный митрополитом Макарием.

Иосиф повлиял на растущее политическое сознание московских великих князей, утверждая, что «царь по существу человек, а сила его – от Бога».

Он лично убедил Ивана III сажать и казнить еретиков.

Согласно жизнеописанию святого Иосифа, его суровость настроила против него священников и старцев.

Послания заволжских старцев показывают, что заветы христианской благодати и милосердия еще были укоренены на Руси.

Наоборот, к указаниям Иосифа прислушались московские великие князья, особенно Василий III, который приказал «еретикам языки перерезать, а некоторых предать огню».

Однако такая победа над еретиками стала началом мучительного раскола в сознании православных людей.

Не меньшее значение имела роль св. Иосифа в споре «о монастырских поместьях».

На Церковном Соборе 1503 года Иван III поставил вопрос о секуляризации «церковных и монастырских земель», но Иосиф взял верх, и монастыри сохранили свои имения.

В результате монастыри, крупные землевладельцы, помимо того, что были центрами просвещения и книжного производства, имели возможность кормить местное население в неурожайные годы, поддерживать бедных, инвалидов и больных, а также помогать паломникам и обездоленным.

Тем не менее, некоторые историки придерживаются иного мнения, что Иосиф Волоцкий в своей борьбе с нестяжателями (Нилом Сорским и его учениками), сам того не желая, нарушил традиции преподобного Сергия, сдерживающие пышное Великое княжество Московское.

Трагедией русской святости философ Георгий Федотов называет углубляющееся противостояние духовных подходов заволжских нестяжателей и иосифлян.

Христианские праздники 21 сентября

Христианские праздники 23 сентября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх