ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ02 апреля
Православные праздники 21 марта (8 марта по старому стилю)
4-я седмица Великого поста, Крестопоклонная
8 марта 1898 года группа анархистов, надеявшаяся подорвать веру народа в чудотворную силу Курской-Коренной иконы, решила ее уничтожить.
Они заложили бомбу замедленного действия в Знаменском соборе города Курска, и в 2 часа ночи раздался разрушительный взрыв, сотрясший стены монастыря.
Испуганные монахи тут же побежали к собору, где увидели ужасные разрушения.
Сила взрыва разбила позолоченный балдахин над иконой.
Тяжелое мраморное основание с несколькими массивными ступенями сдвинулось с места и раскололось на несколько частей.
Огромный металлический подсвечник, стоявший перед иконой, унесло в противоположную сторону собора.
Чугунная дверь у иконы Божией Матери сорвалась с петель и была выброшена наружу, где ударилась о стену и дала глубокую трещину.
Все окна в соборе, в том числе и в куполе над головой, были выбиты.
Среди всеобщей разрухи святая икона осталась целой, и даже стекло в окладе было целым.
Главный праздник Курской-Коренной иконе 27 ноября. Память его совершается также 8 сентября, в день явления ее в 1259 году.
Святитель Феофилакт жил в Константинополе в VIII веке во время иконоборческой ереси.
После смерти императора-иконоборца Льва IV Хазара (775-780) на престол взошел император Константин VI (780-797). В то же время святой Патриарх Павел (память 30 августа), не имея сил продолжать руководить паствой перед лицом иконоборчества, добровольно оставил свой пост (784 г.).
На его место был избран святой Тарасий (память 25 февраля).
В то время он был выдающимся императорским советником.
Под руководством нового Патриарха был созван Седьмой Вселенский Собор (787 г.) для осуждения иконоборческой ереси.
Для Церкви наступило относительно мирное время, и монастыри вновь стали наполняться монахами.
Святитель Феофилакт, одаренный ученик преподобного Тарасия, по благословению Патриарха ушел со святителем Михаилом в монастырь на берегу Черного моря (память 23 мая).
Ревностные подвижники своими богоугодными трудами и усердной молитвой удостоились от Бога дара чудотворения.
Во время засухи, когда работники поля изнемогали от жажды, святые молились, и пустой сосуд наполнялся водой на весь день.
После нескольких лет пребывания в монастыре они оба были рукоположены во епископы Патриархом Тарасием. Святой Михаил был поставлен епископом Синадским, а святой Феофилакт – епископом Никомидийским.
Возглавляя Никомидийскую церковь, святитель Феофилакт заботился о вверенной ему пастве.
Он строил церкви, богадельни, приюты для странников, щедро раздавал милостыню, был попечителем сирот, вдов и больных, лично посещал больных проказой, не гнушаясь омывать их раны.
Когда на царский престол вступил иконоборец Лев Армянин (813-820), страшная ересь разразилась с новой силой.
Но император-иконоборец не мог повлиять на святого Никефора (память 2 июня), преемника патриарха Тарасия, который вместе с другими епископами тщетно убеждал Льва не нарушать церковный мир.
Святитель Феофилакт присутствовал на переговорах императора с патриархом.
Обличая еретиков, святой Феофилакт предсказал Льву Армянину скорую смерть.
За свое смелое пророчество святитель был сослан в крепость Стробил (в Малой Азии).
Он томился в течение тридцати лет до своей смерти, которая произошла около 845 года.
После восстановления иконопочитания в 847 году при императрице святой Феодоре (память 11 февраля) и ее сыне Михаиле святые мощи святого Феофилакта были возвращены в Никомидию.
Святой Лазарь Муромец был греком, родившимся в Константинополе.
В родном городе он стал монахом в Высокогорской обители при старце Афанасии Дискоте, строителе многих монастырей.
Через восемь лет Лазарь находился под руководством епископа Кесарийского Василия.
В 1343 году епископ Василий, желая ободрить Русскую Церковь, послал святителя Лазаря как известного иконописца вместе с монахами и дарами к святителю Василию, архиепископу Новгородскому (память 10 февраля, 4 октября, 3 июня).
Святитель Лазарь сделал список с Новгородской иконы Софии Премудрости Божией (память 15 августа) для Кесарийской епархии и составил опись новгородских церквей и монастырей.
Встретив преподобного, новгородский святитель поклонился гостю до земли и благословил его остаться в построенном им монастыре.
Святой Лазарь десять лет верно служил святому Василию, а в 1352 году, по кончине святого архипастыря, «одел святое тело в приготовленные одежды и пролил много слез».
Ранее святой Лазарь получил письма, извещающие его о кончине епископа Кесарийского Василия.
Скорбя о том, что он лишился обоих наставников, святой подумывал о возвращении на родину.
Однако во сне ему явился новгородский святитель и указал ему «идти на север, к морю, на остров Мухи в Онежском озере» (Муромский остров в Онежском озере).
Вскоре его первый проводник, епископ Кесарийский Василий, повелел ему во сне отправиться в то самое место и основал монастырь.
Летописи говорят, что в это время новгородцы предпринимали первые попытки обратить в христианство народы Беломорья.
Но святой Лазарь не сразу смог попасть на этот остров. Хозяин острова, новгородский купец Иван, долго не пускал его.
Усердно молился преподобный Пресвятой Богородице и святому Иоанну Предтече и плакал у гроба святого Василия; и сопротивление владельца было устранено.
Святой Василий однажды явился ему во сне и велел подарить остров «другу нашему Лазарю», чтобы там почиталась Богородица.
Святой Лазарь прибыл один на благословенное место. Он поставил крест, хижину и часовню.
Вскоре о нем прослышали жившие на острове лопари и чудь, и он претерпел от них много страданий.
Они сожгли его хижину и причинили все, что могли, избили его, прогнали с острова и преследовали, чтобы убить. Но Бог и Царица Небесная охраняли святого.
На месте сгоревшей избы икона Успения Пресвятой Богородицы вновь явилась святому Лазарю, чудом не пострадавшая от огня.
Этой иконой благословили его, когда он стал монахом, и от нее раздался повелевающий Глас: «Неверные люди уверуют, и будет одна Церковь и одно стадо Христово. Установи на сем месте храм Успения Пресвятой Богородицы».
В другой раз святитель видел, как это место было благословлено «женою величавой, сияющей золотым сиянием, и светлыми мужами, поклонившимися Ей». Вскоре к монаху пришел старший из лопарей и умолял его исцелить слепорожденного ребенка: «…тогда мы уйдем с острова, как повелено рабам твоим».
Святой Лазарь понял, что это ангел, и возблагодарил Господа.
Он исцелил слепого ребенка, помолившись и окропив его святой водой.
Тогда те, кто сопротивлялся Святому, покинули остров. Отец исцелившегося ребенка впоследствии стал монахом, и все его сыновья были крещены.
С этого времени к святому стали приезжать люди из дальних мест.
Он крестил их и постриг в монашество. Приезжали к нему из Царьграда и его земляки, святые преподобные Елеазар, Евмений и Назарий (память 4 июня), будущие основатели Предтеченского монастыря в Олонецкой области.
Посетив Новгород, святой Лазарь получил от епископа Моисея (1352-1360) благословение на устроение монастыря вместе с антиминсом и некоторыми церковными сосудами.
Муромский Успенский монастырь был построен и укреплен его ревностным настоятелем преподобным Лазарем до самой старости.
Время его смерти было открыто ему в видении его верным покровителем, святителем Василием Новгородским.
Избрав достойного преемника, афонского старца Феодосия, и приняв Святые Животворящие Таинства и благословив всех, святой Лазарь отошел ко Господу 8 марта 1391 года в возрасте 105 лет.
Похоронили его в часовне при храме Успения Пресвятой Богородицы.
Житие святого Лазаря написано старцем Феодосием со слов самого преподобного.
Игумен Афанасий подвизался в монастыре преподобного Лазаря Муромского, или Мурманского, в середине XV века. К сожалению, сведений о его благочестивой жизни нет. После его преставления тело святого Афанасия было положено в особой часовне, и здесь хранятся его вериги как свидетельство его подвигов.
Подвижник почитается локально в Лазаревом монастыре вместе с последним.
Почитание святого Афанасия восходит к давним временам. Во второй половине XVII века игумена Афанасия называли «почтенным чудотворцем».
В иконографии святой Афанасий изображается с четками в левой руке, а в правой он держит свернутый свиток как символ своего учения.
Если свиток раскрыт, надпись гласит: «Слушай, брат мой, и не греши до скончания века».
На иконе святых Лазаря и Афанасия из Муромского Успенского монастыря святые изображены в рост, молящиеся Спасителю на небесах.
Иногда святой Афанасий изображается с непокрытой головой, короткими волосами и длинной темной бородой, заостренной на конце.
Он одет в светло-зеленую мантию и коричневую мантию с синей схимой и кукулионом на плечах.
Вверху надпись: «Святитель Афанасий Муромец, чудотворец».
Святитель Феодорит был пресвитером и хранителем святынь соборного храма в Антиохии.
Эта церковь была построена и богато украшена императором Святым Константином Великим (память 21 мая) и его сыном Констанцием, и в народе называлась «Золотая церковь».
Заняв престол после смерти императора Констанция (337–361), Юлиан Отступник (361–363) решил восстановить язычество во всей Римской империи.
Император назначил своего дядю, которого также звали Юлиан, префектом Антиохии.
Он приказал ему закрыть христианские церкви, а находящиеся в них ценности отправить в имперскую казну. Желая угодить императору, префект, тоже отступник от христианства, с усердием принялся за свое нечестивое дело.
Прибыв в Антиохию с сановником Феликсом, он велел заключить священника Феодорита под стражу, а тот начал его грабить, оскверняя жертвенник и святую престольную трапезу.
Один из присутствовавших, Евзой, пытался упрекнуть его в нечестии, и за это был убит.
Юлиан обвинил Феодорита в сокрытии церковных ценностей, но почтенный хранитель сосудов отверг обвинение и открыто обличил Юлиана в отступничестве.
Несмотря на звериные муки, святой мученик сохранил веру во Христа Спасителя и предсказал скорую смерть Юлиану и императору за их святотатство.
Воины, истязавшие верного пресвитера, были поражены его стойкостью и стойкостью, силой Слова Божия.
Они были обращены ко Христу, за что и были утоплены в море.
Святой исповедник был обезглавлен. Насмешки и святотатство язычников не остались безнаказанными, и вскоре сбылись предсказания святого Феодорита.
Префект Юлиан умер в мучениях от тяжелой болезни, а император Юлиан погиб в походе на персов.
Святой Феликс, апостол Восточной Англии, родился в бургундской области Галлии (ныне Франция).
Именно он обратил Сигеберта (27 сентября), короля Восточной Англии, когда тот находился в изгнании в Галлии. Он был вынужден бежать туда, чтобы спастись от козней своих сородичей.
Когда святого Сигеберта (или Сигерберта, что означает «яркая победа») призвали домой, чтобы потребовать корону своего предка, он пригласил своего духовного отца, святого Феликса, покинуть Галлию, чтобы помочь ему в обращении его идолопоклоннических подданных в христианство.
Святой Феликс был рукоположен во епископа в 631 году архиепископом Гонорием Кентерберийским (память 30 сентября), пославшим его проповедовать в Восточную Англию.
Новый епископ был довольно успешным в своем служении. Через семнадцать лет он обратил почти всю область.
С помощью короля Зигберта он основал церкви, монастыри и школу для мальчиков, а святой Феликс предоставил ему учителей из Кентербери.
Из-за этого некоторые считают его основателем Кембриджского университета.
Святой Феликс также основал школы в Феликстоу и Фликстоне, или Феликстоне.
Спустя два года король Сигеберт отрекся от престола в пользу своего кузена Эгрика и поступил в монастырь в Кноберсбурге, ныне замок Бург в Саффолке, монастырь, который он основал для святого Фурсея, или Фурсы (память 16 января), прожившего там около десять лет.
В 642 году, после гибели святого Сигиберта в битве с королем Мерсии Пендой, святой Фурсей совершил паломничество в Рим.
Затем он отправился в Галлию, где около 644 года основал монастырь в Ланьи-сюр-Марн, недалеко от Парижа.
Святой Феликс преставился в 648 году и был погребен в Данвиче, но его мощи были перенесены в аббатство Рэмси в Хантингдоншире в 971 году.
Святой Феликс дал свое имя Феликстоу в Суффолке и Феликкирку в Йоркшире.
Его упоминает святой Беда ( «История английской церкви и народа» , книга 3, главы 18 и 20).
Когда-то Данвич был большим городом с 52 религиозными учреждениями, но постепенно его поглотило море.
Остатки шпилей все еще можно увидеть под водой примерно в пяти милях от берега.
Христианские праздники 20 марта
Христианские праздники 22 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.