ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ02 ноября
Православные праздники 1 ноября (19 октября по старому стилю)
Будущий святой родился под именем Иван Ильич 31 октября 1829 года в северном селе Сура, близ Белого моря, Российской империи.
Он происходил из потомственной корпорации сельских церковнослужителей, а отец его был бедным дьячком в местной церкви.
То немногое, что известно о его ранней жизни, в основном из поздних воспоминаний.
В своей автобиографии он утверждает, что родители отдали его в церковно-приходскую школу, но учеба далась ему слишком тяжело.
Однако он усердно молился и получил вдохновение. Он стал лучшим учеником в школе, а затем в семинарии, что позволило ему поступить в Духовную академию в Санкт-Петербурге, столице России.
Он стал 35-м из 39 учеников, окончивших академию в 1855 году.
С 1855 года работал священником в Андреевском соборе в Кронштадте, военно-морской базе под Петербургом.
Он женился на 26-летней дочери протоиерея собора. Вениамин (Федченков) (1880—1961) пишет, что после женитьбы он неожиданно отказался от половых сношений со своей женой, несмотря на ее жалобы церковным властям.
Их племянница Руфина жила с Джоном и Элизабет.
Молодой священник вел себя необычно:
Он шел по улице и постоянно молился, скрестив руки на груди.
Он старался служить литургию каждый день.
Во время службы он вел себя очень выразительно, отклонялся от обычного текста и поворачивался спиной к алтарю.
Он ввел практику частой исповеди и Святого Причастия, хотя тогда это было обычным делом один или два раза в год.
Он допускал послабления от некоторых требований к Коммуниканту (в частности, разрешал женщинам во время менструации общаться, что обычно запрещалось).
Не все восприняли его нововведения положительно, особенно церковные власти.
Его биограф Надежда Кизенко отмечает, что некоторые аспекты поведения Иоанна напоминали обычаи протестантов, а другие – хлыстов, сектантов.
Тем не менее, его самобытный стиль привлек внимание к молодому священнику и позволил ему проявить свою харизму.
Постепенно вокруг него образовался круг настойчивых поклонников, стремившихся исповедоваться и причащаться исключительно у него.
Почти все были женщинами. Некоторые из поклонников Иоанна образовали секту иоаннитов.
Главой секты была духовная дочь Иоанна, Матрена Ивановна Киселева, получившая в секте имя Порфирия или «Богородица».
Иоанниты верили, что миру, как они его знали, придет конец, вероятно, после революции, и что они могут обрести спасение, только обратившись к Богу в лице отца Иоанна.
Одни учили, что Иоанн был пророком Илией, другие – Иисусом Христом, третьи – Богом Саваофа.
Иоанниты распространяли рассказы о «чудесах», совершаемых Иоанном, продавали связанные с ним предметы и святую воду, который был освящен самим Иоанном.
Иоанн учредил специальную организацию по оказанию помощи.
Он назывался «Домом промышленности» и открылся в Кронштадте в 1882 году.
В нем была своя церковь, начальная школа для мальчиков и девочек, приют, лечебница для всех приезжавших, пансионат, бесплатная публичная библиотека, приют для бездомных, вмещавший 40 000 человек в год, разнообразные мастерские, в которых бедняки могли подработать, дешевая общественная столовая, подававшая по праздникам около 800 бесплатных обедов, и общежитие для путешественников.
К началу 1890-х Иоанн стал широко известен, и люди со всей России ежедневно приезжали к нему тысячами.
Он практиковал массовые исповеди, во время которых тысячи людей затирали свои грехи и впадали в исступление, которое часто сопровождалось истериками и слезами.
Даже российский царь Александр III в 1894 году вызвал отца Иоанна в Ливадийский дворец в Крыму, когда Александр умирал от болезни почек.
Позже Иоанн утверждал, что он воскрешал мертвых, но не смог исцелить царя своими молитвами.
Иоанн приобрел широкую известность после публикации открытого письма в газете «Новое время» в 1883 году.
Эта публикация также стала поворотным моментом в отношениях между Иоанном и его церковными властями.
В открытом письме 16 человек рассказали о своем исцелении по молитвам отца Иоанна и поклялись: «Теперь живите по правде Божией и как можно чаще причащайтесь».
Такая публикация в светской газете нарушала правила, согласно которым религиозная цензура должна была предварительно одобрить статью, и воспринималась церковной иерархией как вмешательство в ее дела и нарушение субординации Иоанном.
Церковь не знала, что делать с человеком, который вдруг заявил, что он живой чудотворец с исцеляющей силой (считалось, что такой силой обладают только реликвии).
Ситуация обсуждалась высшим церковным органом Святейшим Синодом, иерархи которого были в смятении, и особенно недовольный митрополит Исидор, непосредственный надзиратель отца Иоанна.
Однако они ничего не могли поделать, хотя только после приглашения на ложе умирающего царя в 1894 году Иоанн стал невосприимчив к ее критике, хотя и не совершил там ожидаемых чудес.
Иоанн широко почитался как святой еще при жизни из-за его славы мощного молитвенника, целителя и провидца. Секта иоаннитов даже утверждала, что Иоанн сам был богом, домом для Отца, Сына и Святого Духа одновременно.
Осенью 1907 года Иоанн был назначен царем Николаем II членом Святейшего Синода, но Иоанн не участвовал ни в одном заседании Святейшего Синода из-за своей тяжелой болезни.
Иоанн сначала осудил участников кишиневского погрома, но потом передумал.
Он извинился перед его организаторами и обвинил в погромах самих евреев.
После русской революции 1905 года он стал союзником русских ультраправых радикалов, также известных как черносотенцы, которые боролись против левых активистов, либералов и евреев.
Он был почетным членом Союза русского народа и ряда других правых организаций.
Он стал одним из самых прославленных клириков Русской Православной Церкви, поддержавших создателя Унии Александра Дубровина.
Когда Дубровин пригласил иерархов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, а также Иоанна на массовый митинг в ноябре 1906 года, на нем присутствовал только Иоанн.
Более того, митрополит Санкт-Петербургский Антоний сделал Дубровину резкий выговор и назвал его организацию террористической.
Иоанн публично освятил знамена Союза, тем самым воодушевив его лидеров.
Иоанн был единственным священником Андреевского собора, бежавшим из Кронштадта во время восстания 1905 года.
Остальные священники Андреевского собора провели крестный ход к восставшим и призвали их прекратить восстание.
Пресса обвинила Джона в трусости после этого поступка, а в журналах появились карикатуры на него.
Николай Лесков и Максим Горький очень критически относились к Иоанну. Горький называл его «актер Императорских Церквей».
Лесков высмеивал Иоанна в своем произведении «Полуночники» и в различных письмах. Иоанн также был известен своими яростными нападками на Льва Толстого, которого он считал дьяволом.
Иоанн писал Толстому: «Тебе надо повесить камень на шею и спуститься с ним в морскую пучину». В 1902 году вышел сборник таких обличений, но Толстой не обратил на них внимания.
Его поддержка крайне правых движений и столь агрессивные нападки на Толстого привели к тому, что отношение «прогрессистов» в обществе к Иоанну стало негативным, а его фигура стала олицетворением «реакционных» сил.
Иоанн скончался в своем доме в Кронштадте 2 января 1909 года.
Гроб с телом с пышными церемониями провезли через Петербург и захоронили в Иоанновском монастыре.
По его последней воле монастырю достались и все его вещи, которые приносили ему большую пользу и вызывали подозрения в подлоге.
В 1909 г. царем Николаем II был издан указ об установлении памяти св. Иоанна в Церкви.
Впоследствии Священный Синод издал указ о ежегодном поминовении его в день его кончины.
Его могила стала местом паломничества. После Октябрьской революции советские власти решили его ликвидировать.
В 1923–1926 годах, когда Иоанновский монастырь стал закрываться, обсуждался вариант перезахоронения на одном из кладбищ, но эта идея встретила сопротивление со стороны советских властей, опасавшихся, что новая могила станет еще одним местом почитания.
Также обсуждался вариант замуровки склепа с последующим более глубоким захоронением останков с бетонированием пола склепа.
Известно, что склеп действительно был замурован, но сведений о перезахоронении нет.
Книга советского историка религии Николая Юдина утверждали, что гроб с костями Иоанна был вывезен далеко за город и сожжен.
После 1990 г. в крипте собора Двенадцати апостолов Иоанновского монастыря была освящена церковь-усыпальница Иоанна; внутри церковного некрополя, где раньше находился гроб Иоанна, был сооружен новый пустой гроб на полу (саркофаг).
Официальный сайт Иоанновского монастыря утверждает, что мощи продолжают находиться в склепе, но никаких раскопок, которые могли бы это доказать, не проводилось. Православная энциклопедия утверждает, что надгробие (саркофаг) находится над мощами Иоанна.
В 1964 году канонизирован Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). Это была первая такая канонизация, независимая от Московского Патриархата.
Святитель Иоанн Максимович Сан-Францисский принимал активное участие в подготовке его канонизации.
Известный консервативный идеолог РПЦЗ архимандрит Константин (Зайцев) считал, что самыми могущественными небесными покровителями России являются Иоанн и Николай II с его семьей.
В 1990 году, после начала перестройки и либерализации церковной жизни в Советском Союзе, Иоанн был канонизирован Московским Патриархатом.
Кроме того, после 1990 года началась реабилитация сектантских иоаннитов, и даже осужденные Синодом иоаннитские лидеры были включены в господствующее православие в России.
С 1990 по 2016 год только в России ему было посвящено более 60 новых церквей или престолов, его квартира в Кронштадте была частично отреставрирована и официально оформлена как мемориальный музей.
С его именем тесно связан Иоанновский женский монастырь, вторая по величине монашеская община Санкт-Петербурга. Ее основал Иоанн, и при жизни он духовно окормлял монастырь.
В 2014 году Виталий Милонов предложил установить 14 июня днем памяти Иоанна в Санкт-Петербурге.
Но Федерация еврейских общин СНГ была категорически против и сделала официальное заявление: «Иоанн Кронштадтский был членом одиозной черносотенной организации «Союз русского народа», известной своим ужасным антисемитизмом и моральной поддержкой еврейского погромы в дореволюционной России».
Иконы Иоанна чаще всего изображают его держащим чашу для причастия, потому что он пробудил Русскую Православную Церковь к апостольской традиции причащаться на каждой Божественной литургии.
Его жизнь и творчество отмечаются в праздники 20 декабря по старому стилю (2 января по новому стилю) и 19 октября по старому стилю (1 ноября по новому стилю).
В Библии Иоиль был одним из нескольких назначенных Богом пророков, призванных Богом передать весть предостережения и покаяния южному царству Иудеи после того, как нация была разделена.
Хотя мало что известно о самом Иоиле, есть несколько ключевых моментов, которые мы можем узнать о его характере благодаря его служению и проповеди.
Иоиль, чье имя на иврите означает «Яхве – Бог», был призван Богом для служения в южном царстве Иудеи, как мы верим, около 835 г. до н. э., когда на троне сидел семилетний Иоас.
Однако в то время священник Иодай должен был действовать как настоящий правитель Иудеи, пока Иоас не достиг совершеннолетия.
Некоторые ученые, однако, полагают, что Иоиль мог служить и пророчествовать вернувшимся изгнанникам из Вавилона и Персии почти четыреста лет спустя.
Трудно сказать наверняка, однако в трудах Иоиля есть несколько ключевых деталей, которые больше указывают на дату 835 г. до н.э., чем на его служение в 450 г. до н.э. или позже.
Во-первых, Иоиль никогда не упоминает доминирующие мировые державы, такие как Ассирия, Вавилон и Персия, которые уже пришли и ушли (или ослабли) ко времени возвращения евреев в Иерусалим в 5 веке до нашей эры.
Во-вторых, есть сходство в стиле письма Иоиля со стилем Осии и Амоса, библейских пророков, которые также служили Израилю и Иудее в 8 веке после служения Иоиля.
К сожалению, помимо его собственных работ, об Иоиле мало что написано ни в Библии, ни в исторических источниках.
Иоиль называет себя сыном Пефуила, имя которого больше нигде в Ветхом Завете не упоминается.
Некоторые полагают, что Иоиль мог быть священником колена Левия, учитывая его страсть к храмовым жертвоприношениям (Иоиль 1:9 ; 2:13-16).
Однако его знакомство с пастырской и сельскохозяйственной жизнью (Иоиль 1:13-14 ; 2:17) позволяет предположить, что он, вероятно, не был левитом.
Помимо Библии, некоторые исторические записи намекают на то, что Иоиль мог быть из колена Рувима и жил в городе Вифом (или Бефхарам), к северу от Мертвого моря, но, как отмечает Джон Макартур в своем комментарии, контекст пророчества Иоиля предполагает, что он был из Иудеи и жил недалеко от Иерусалима, города, с которым он знаком.
Однако то, что мы в конечном итоге знаем об Иоиле, кем он был и когда служил, вероятно, менее важно, чем его фактическое служение и послание.
По словам Макартура, «послание Иоиля вне времени, оно формирует учение, которое можно повторять и применять к любой эпохе».
И хотя Иоиль считается одним из «второстепенных» пророков, в его служении и послании нет ничего второстепенного или незначительного.
Этот термин используется для классификации небольших книг, таких как Иоиль и Амос (среди прочих), от более длинных писаний пророков, таких как Исаия и Иеремия.
К тому времени, когда Иоиля призвали служить Иуде, Южное Царство уже много лет находилось в состоянии беспорядка и упадка как в экономическом, так и в духовном плане.
Соперничающие народы и города-государства, такие как Тир, Сидон и Филистия, часто вторгались в Израиль, а недавнее нашествие саранчи и засуха опустошили экономику Иудеи (Иоиль 1:4 ).
Излишне говорить, что Иуда был слаб изнутри. Это было время национального траура, когда, как пишет Иоиль, «все деревья в поле засыхали. Поистине, радость иссякает у сынов человеческих» (Иоиль 1:12).
Как и многие библейские пророки, Иоиль был послан Богом, чтобы привлечь внимание людей во времена депрессии и упадка.
Однако, в отличие от многих пророков, Иоиль не говорит о конкретном грехе или идолопоклонстве со стороны Иуды.
Скорее, он использует недавнее бедствие нашествия саранчи, чтобы преподать пророческий урок.
Обращаясь к старейшинам Иуды, Иоиль призывает всех членов общества серьезно отнестись к нынешнему нашествию саранчи.
Почему? Потому что, как бы ужасно ни было это бедствие, оно было ничто по сравнению с тем, что должно было произойти от Бога, если люди не покаются и не обратятся к Нему.
Оглядываясь назад на экономические трудности, вызванные нашествием саранчи, они должны были побудить людей с нетерпением ждать великого и ужасного Дня Господня, фраза, упомянутая девятнадцать раз восемью разными ветхозаветными пророками, включая Исаию, Иезекииля, Амоса, Авдия, Софония, Захария, Малахия и Иоиль.
Из истории мы знаем, что предупреждение Иоила осталось в основном без внимания.
В результате День Господень в Писании частично исполнился через вавилонское завоевание, вторжение, разрушение и пленение Иудеи.
Однако важно признать, что День Господень – это еще и день, который еще не наступил. «Это исключительно день, который раскрывает Его (Христа) характер – могущественный, могущественный и святой, тем самым устрашающий Его врагов» (МакАртур, 984).
При этом в обещании разрушения есть также обещание надежды, восстановления, благословения и процветания для праведников и тех, кто «призывает имя Господне» (Иоиль 2:32).
Божий суд будет излит на грешников, но в результате Дня Господня Божий народ также получит физические благословения, плодоношение и процветание.
Избавление обещано так же, как и восстановление. «Тогда я возмещу тебе за годы, которые поедала саранча, саранча и грызуны» (Иоиль 2:25).
Кроме того, Иоиль пророчествовал об излиянии Святого Духа, когда писал: «И будет после того, что Я (Господь) изолью от Духа Моего на все человечество; и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши, старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И на рабов и на рабынь в те дни излию от Духа Моего» ( Иоиль 2:28-29 ).
Когда мы изучаем пророчества Иоиля, написанные от 2 500 до 2 800 лет назад, мы не можем не видеть их актуальность для сегодняшнего дня, когда сбывается так много предсказанных им знамений.
Дня Господня, о котором говорит Иоиль, не должны бояться те, кто благословляет Израиль, но его должны бояться народы, которые восстают против Его народа и делят Его землю; они будут судимы в долине Иосафата.
Хотя Иоиль напоминает нам всем о великих Божьих обещаниях отомстить врагам Израиля, восстановить его землю и обеспечить процветание Своему народу, Он напоминает нам еще об одной важной истине:
«Всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Иоиль 2:32)
Святая Клеопатра и ее сын Иоанн происходили из селения Едра у горы Фавор в Палестине.
Она была ровесницей святого мученика Вара и была свидетельницей его добровольных страданий.
После казни святая Клеопатра привезла тело святого мученика в свою страну и с честью похоронила его.
У Клеопатры был любимый сын Иоанн, дослужившийся до почетного офицерского чина.
К великому горю матери, Иоанн скоропостижно скончался. Клеопатра со слезами скорби обратилась к мощам святого мученика Вара, умоляя его о возвращении ее сына.
Варус и ее сын явились Клеопатре во сне, сияющие в ярких одеждах с коронами на головах.
Она поняла, что Господь принял ее сына в Царство Небесное, и утешилась.
После этого видения блаженная Клеопатра стала жить церковью, которую построила над мощами святого мученика Вара и сына ее Иоанна, и совершила много добрых дел.
Она раздавала свое имущество бедным и проводила время в молитве и посте. Через семь лет она почила в Господе.
Христианские праздники 31 декабря
Христианские праздники 2 ноября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.