ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ09 мая
Православные праздники 1 апреля (19 марта по старому стилю)
Великий пост
Третье воскресенье Великого поста – это Крестопоклонство.
Крест стоит посреди храма в разгар постного времени не только для того, чтобы напомнить людям об искуплении Христовом и держать перед ними цель их усилий, но и для того, чтобы почитаться как та реальность, которой человек должен жить, чтобы быть сохранен.
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Ибо в Кресте Христа Распятого заключена «сила Божия и премудрость Божия» для спасаемых (1 Кор. 1:24).
Смоленская икона Божией Матери «Умиление» явилась в 1103 году в Смоленске.
Есть еще одна Смоленская икона «Умиление» из окрестностей Окопы (вниз от Смоленска).
Эта икона находилась в стане русских войск военачальника Шеина, сдерживавшего в течение двадцати месяцев (1611-1613) польских осаждающих от разрушения Смоленска.
Богоматерь изображена умильно взирающей на Божественного Младенца, Который возлежит у Нее на коленях, положив Свою голову на левую руку.
Обе ее руки покоятся чуть ниже шеи.
В правой руке Спаситель держит шар, символ владычества и власти. Однако на некоторых иконах держава находится в Его левой руке.
Икона Божией Матери «Умиление» принадлежала преподобному Серафиму Саровскому и была его келейной иконой.
По преданию, елеем от лампады, которая горела перед этой святой иконой, святой помазывал больных и молился перед иконой, и больные получали исцеление после миропомазания.
Люди молятся Пресвятой Богородице перед Серафимо-Дивеевской иконой «Умиление» об исцелении и спасении.
Софья Слуцкая – единственная дочь слуцкого князя Юрия Юрьевича Олельковича от брака с Варварой Кишкой.
Принцесса рано осиротела и стала обладательницей трети семейного состояния.
Вслед за родителями умерли и два дяди, у которых не было детей.
Их состояние перешло в наследство Софьи. Также по завещанию деда она приобрела статус княгини Копыльской.
Таким образом, юная принцесса была самой богатой невестой в Содружестве.
Детство Софьи Олелко прошло в Бересте и Вильно под опекой родственников по материнской линии: первоначально о девочке заботился великий государственный деятель Великого княжества Литовского Юрий Ходкевич, после его брат – брестский староста и виленский кастелян Иероним Ходкевич.
Некоторое время Юрий Ходкевич был в финансовом долгу перед семьей Радзивиллов.
Поэтому он решил выдать богатую наследницу Софью замуж за представителя одной из богатых и влиятельных династий на территории Беларуси – Януша Радзивиллова.
В 1600 году состоялась их свадьба.
В то время на территории Беларуси был серьезный конфессиональный конфликт.
Православие было запрещено и жестоко преследовалось властями.
Княгиня Софья выступила в защиту православной веры на территории Слуцка.
Княгиня оказывала материальную и моральную поддержку духовенству и жителям города.
Ее мировоззрение было настолько сильным, что ей удалось добиться от властей специального документа от влиятельного супруга, считавшего себя иноверцем, запрещающего ее подданным менять религию.
Более того, у историков до сих пор много дискуссий о вероисповедании принцессы.
София Слуцкая умерла в 26 лет во время третьих родов (пара потеряла троих детей).
Святой Хрисанф происходил из языческой семьи, переселившейся в Рим из Александрии.
Он получил прекрасное образование, и среди прочитанных им книг были и те, в которых язычники обсуждали христианство.
Молодой человек, однако, хотел читать книги, написанные самими христианами.
Наконец ему удалось найти экземпляр Нового Завета, просветивший его разумную душу.
Ища наставления в Священном Писании, он нашел пресвитера Карпофора, скрывавшегося от гонений, и принял от него святое Крещение.
После этого он начал проповедовать Евангелие. Отец Хрисанфа пытался отвратить сына от христианства и в конце концов женил его на Дарии, жрице Минервы.
Святому Хрисанфу удалось обратить свою жену ко Христу, и молодые супруги обоюдно договорились вести безбрачную жизнь.
После смерти отца они стали жить в отдельных домах.
Святой Хрисанф обратил ко Христу нескольких юношей, а вокруг святой Дарии собралось множество благочестивых женщин.
Жители Рима жаловались епарху Целерину на то, что святые Хрисанф и Дария проповедуют безбрачие и привлекают в монашество слишком много юношей и девушек.
Святой Хрисанф был отправлен на истязание к трибуну Клавдию.
Мучения, однако, не поколебали мужества юного мученика, так как сила Божия явно помогала ему. Пораженный этим, сам трибун Клавдий уверовал во Христа и принял святое Крещение вместе с женой Иларией, сыновьями их Иасоном и Мавром, со всем своим домом и воинами.
Когда известие об этом дошло до императора Нумериана (283–284), он приказал всех их казнить.
Мученик Клавдий был утоплен в море, а его сыновья и воины обезглавлены.
Христиане погребли тела святых мучеников в соседней пещере, и святая Илария постоянно ходила туда помолиться.
Однажды они преследовали ее и повели на пытки. Святая попросила, чтобы ей дали несколько минут для молитвы, и как только она кончила, предала свою душу Богу.
Слуга похоронил святую в пещере рядом с сыновьями.
Мучители отправили святую Дарью в публичный дом, где ее охранял посланный Богом лев.
Некий человек, пытавшийся осквернить святую, был повержен на землю и придавлен львом, но лев не убил его.
Мученица проповедовала им о Христе и наставляла на путь спасения.
Святителя Хрисанфа бросили в зловонную яму, в которую стекала вся нечистота города.
Но воссиял над ним небесный свет, и яма наполнилась сладким благоуханием.
Тогда император Нумериан приказал отдать святых Хрисанфа и Дарию палачам.
После многих жестоких пыток мученики были заживо погребены в земле.
В пещере недалеко от места казни стали собираться христиане, чтобы почтить годовщину мученической кончины святых.
Они совершали церковные службы и причащались Святых Таин.
Узнав об этом, языческие власти запечатали вход в пещеру, а находящиеся внутри приняли мученический венец.
Два из этих мучеников известны по именам: пресвитер Диодор и диакон Мариан.
Святитель Иннокентий Комельский и Вологодский родился в Москве и происходил из московского княжеского рода Охлябининых.
Он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре (память 9 июня), где был поставлен под руководство преподобного Нила Сорского (память 7 мая).
Святые Иннокентий и Нил странствовали по Востоку, посещая Палестину, Константинополь, и провели несколько лет в монастырях Афона.
Вернувшись на Русь, святые возвратились не в Кирилло-Белозерский монастырь, а в уединенные кельи для иноческого затвора.
В поисках уединенной жизни они удалились в непроходимый лес на реке Соре, верстах в пятнадцати от монастыря.
Там поставили крест, выкопали колодец и построили отдельные кельи по обычаю скитских монастырей.
На болотистом месте была построена церковь, и там отшельники вели строгую подвижническую жизнь.
Предвидя свою кончину, святой Нил послал святителя Иннокентия на реку Нурма и открыл ему: «Бог посылает тебя туда, и будет тебе общежительный монастырь.
После моей смерти пустынный монастырь мой останется, как был при жизни моей, с братьями, живущими отдельно, каждый в своей келье».
После кончины преподобного Нила его святой ученик удалился в Вологодскую глубинку и в 1491 году построил келию на реке Эде, впадающей в Нурму.
Вскоре вокруг него начали собираться ученики.
Повинуясь последнему повелению своего учителя, святой Иннокентий не стал искать для него пожертвований.
Святитель Иннокентий тридцать лет трудился над сооружением своего монастыря.
Он оставил братии наставления, основанные на творениях святых отцов, в частности на писаниях святого Нила Сорского.
Святитель Иннокентий увещевал их избегать ссор и споров, прося хранить любовь ко Христу и душевный мир.
Святитель запретил принимать и постригать в своей обители молодых и безбородых монахов, а женщинам запрещал входить в обитель.
Монах, вышедший из монастыря, терял право на келью, а если возвращался, то мог занимать ее только с согласия игумена и братии.
Святитель Иннокентий просил посвятить будущий храм святому Иоанну Предтече и Крестителю Господню в память третьего обретения его честной главы (25 мая), потому что святой Иоанн является покровителем всех монахов и обитателей пустыни (впоследствии монастырь стал называться Спасо-Преображенским по главному храму).
Святой Иннокентий отошел ко Господу 19 марта 1521 года.
В соответствии с его последним желанием, он был погребен в углу монастыря у болота.
На его могилу был положен камень с надписью года, месяца и дня его преставления.
В руководствах по иконописи святой Иннокентий изображается среднего роста, а борода его шире, чем у священномученика Власия, епископа Севастийского (память 11 февраля), нераздвоенная, со слегка седыми волосами, в монашеских одеждах.
Память святителя Иннокентия совершается также во второе воскресенье после Пятидесятницы, в Собор Всех Святых Афонских (передвижной праздник); а также в Неделю третью по Пятидесятнице, Собор Всех святых Новгородских и Вологодских (передвижной праздник).
Святой мученик Панхарий был другом императора Диоклитиана.
Он отказался от христианства и стал язычником. Его мать и сестра прислали ему письмо, в котором призывали отступника бояться Бога и страшного Страшного Суда. Покаявшись, святой Панхарий открыто исповедал свою веру перед императором, за что и подвергся мучениям в Риме. Затем его отправили в Никомидию и обезглавили в 303 году.
Эта святая икона, датируемая XV веком, находилась в храме Свято-Николаевского монастыря на Псковщине.
На обороте иконы когда-то была серебряная табличка с надписью 1890 года.
В ней рассказывается о том, как царь Иван Грозный пришел в Никольский монастырь на Лубятове во время Великого поста в 1570 году.
Он остановился здесь по пути, чтобы наказать псковичей, так как считал, что они вот-вот присягнут на верность Князь литовский.
Во время утренней службы он случайно взглянул на икону Божией Матери, и сердце его тронуло до умиления.
«Пусть прекратятся убийства, – сказал он. – «Уберите свои мечи».
Солдаты польского короля Стефана Батория расстреляли икону, направляясь на Псков в 1581 году.
В 1928 году икону конфисковали коммунисты, а в 1930 году она была помещена в Третьяковскую галерею.
В иконе есть элементы от трех других видов икон Божией Матери.
По существу она относится к типу Елеуса, как и Владимирская икона (21 мая, 23 июня, 26 августа).
Жест Божественного Младенца напоминает Смоленскую икону «Сладострастное Целование» или «Умиление» (память 19 марта), а свиток как бы восходит к иконе «Одигитрия» (память 28 июля).
Христианские праздники 31 марта
Христианские праздники 2 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.