ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ28 марта
Православные праздники 19 марта (6 марта по старому стилю)
Третье воскресенье Великого поста – это Крестопоклонство. Крест стоит посреди храма в разгар постного времени не только для того, чтобы напомнить людям об искуплении Христовом и держать перед ними цель их усилий, но и для того, чтобы почитаться как та реальность, которой человек должен жить, чтобы быть сохранен.
«Кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Ибо в Кресте Христа Распятого заключена «сила Божия и премудрость Божия» для спасаемых (1 Кор. 1:24).
Святая царица Елена открыла Честный Крест и Гвозди Господни в Иерусалиме в 326 году.
В начале правления святого Константина Великого (306-337), первого римского императора, принявшего христианство, он и его благочестивая мать святая Елена решили отстроить город Иерусалим.
Они также планировали построить храм на месте страданий и Воскресения Господа, чтобы переосвятить и очистить места, связанные со смертью и Воскресением Спасителя, от скверны язычества.
Императрица Елена отправилась в Иерусалим с большим количеством золота.
Святитель Константин написал письмо патриарху Макарию I (313-323), прося его всячески содействовать ей в деле восстановления христианских святынь.
По прибытии в Иерусалим святая царица Елена стала разрушать все языческие капища и заново освящать оскверненные язычниками места.
В своих поисках Животворящего Креста она расспросила нескольких христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безрезультатными.
Наконец, пожилой еврей по имени Иуда сказал ей, что Крест похоронен под храмом Венеры.
Святая Елена приказала снести языческий храм и раскопать его место.
Вскоре они нашли Голгофу и Гроб Господень. Недалеко от этого места были три креста, доска с надписью Пилата (Ин. 19:19) и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господне.
Теперь задача состояла в том, чтобы определить, на каком из трех крестов был распят Спаситель.
Патриарх Макарий увидел, что покойника несут в могилу, и приказал положить покойника по очереди на каждый крест. Когда труп возлагали на Крест Христов, он тотчас возвращался к жизни.
Увидев воскресение покойника, все убедились, что Животворящий Крест найден.
С великой радостью императрица Елена и Патриарх Макарий подняли Животворящий Крест и показали его всем стоявшим вокруг.
Святой священномученик Конон жил в Иконии (Малая Азия).
После того, как он овдовел, он ушел в монастырь с сыном. За свою благочестивую жизнь святой получил помощь свыше.
Он изгонял бесов, исцелял больных, даровал зрение слепым и проповедовал Христа среди язычников, многих обращая.
Слухи о нем дошли до правителя Дометиана, гонителя христиан.
Святого Конона привели на суд и приказали принести жертву идолам, но так как он этого не сделал, то был предан на истязание.
Предстал перед судом и семнадцатилетний сын мученика, диакон Конон.
После того как уговорами не удалось заставить его отречься от Истинной Веры, отец и сын были подвергнуты жестоким пыткам.
Их раздевали и клали на раскаленную койку, обливали раскаленным маслом, бросали в котел с кипящим оловом, серой и дегтем, подвешивали вниз головой и обжигали удушливым дымом.
Сохраненные Богом мученики остались невредимы.
Тогда разгневанные мучители прибегли к ужасному способу уничтожения проповедников: распилили их пополам деревянной пилой.
Узнав об этом приговоре, святые просили время для молитвы и воззвали к Господу: «Благодарим Тебя, Господи, за то, что позволил нам пострадать за имя Твое! Молим Тебя, даруй мир Твоей Церкви, посрами гонителей ее, укрепи и умножь верующих в Тебя, даруй нам прийти к Тебе и даруй мир душам нашим».
Глас Божий был слышен свыше, призывая святых страдальцев.
Осенив себя Крестным знамением, святые мученики предали свои души Господу.
Тут же произошло землетрясение, и все языческие капища в городе рухнули.
Иноки тайно погребли тела мучеников в монастыре, где святые подвизались при жизни.
Это произошло во время правления Аврелиана в 270-275 годах.
Мощи святых мучеников позже были перенесены в Италию, в город Ачерно (Кампания).
Чудотворная Ченстоховская икона Пресвятой Богородицы находится в римско-католическом монастыре на Ясной горе близ города Ченстохова Петровской губернии.
Считается, что это одна из семидесяти икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой (память 18 октября).
Предание гласит, что икона была вывезена из Иерусалима, когда город завоевали римляне в 66 году, и была спрятана в пещере близ Пеллы.
Икона была подарена святой Елене (память 21 мая), когда она посетила Святую Землю в 326 году, и она привезла ее с собой в Константинополь.
Начиная с VIII века икона путешествовала по разным местам, включая Галицию, Баварию и Моравию.
Князь Лев, основавший город Львов, привез икону на Русь и поместил ее в крепости Белз.
Много чудес совершалось перед святой иконой.
Князь Владислав Опольский приобрел икону, когда поляки захватили юго-запад России.
В то время, когда Владислав правил в Польше, татары вторглись на Русь и вскоре предстали перед воротами крепости Белз.
Князь приказал поставить икону на городскую стену, когда татары начали осаду крепости.
С иконы начала капать кровь там, где в нее попала стрела или какой-то другой снаряд.
Те, кто был свидетелем этого, были страшно поражены зрелищем.
Татары стали отступать, когда их накрыла темная мгла, и многие из них погибли.
После этого чудесного избавления князь Владислав задумал перевезти икону в Сиесию и поставить ее в своем замке в Опольске.
Пока шли приготовления к переводу, Владислава охватил необъяснимый страх.
Он стал молиться перед святой иконой, и в ту же ночь в видении ему было сказано отнести икону на Ясную гору под Ченстохову.
Владислав построил монастырь на Ясной горе в 1382 году и передал икону ордену католических монахов.
Много лет спустя последователи Яна Гуса напали на Ченстохову и разграбили монастырь.
Когда Ченстоховскую икону попытались увезти на телеге, лошади отказались тронуться с места, сдерживаемые какой-то невидимой силой.
Один из гуситов рассердился и бросил икону на землю, а другой пронзил мечом лик Богородицы. Первый человек был убит, а рука второго иссохла.
Другие захватчики также понесли наказание от Бога. Некоторые из них погибли на месте, другие ослепли.
Хотя многие сокровища монастыря были украдены гуситами, чудотворная Ченстоховская икона осталась.
Король Швеции Карл X Густав оккупировал большую часть Польши в семнадцатом веке, и его войска оставались практически непобедимыми, пока не сразились у Ясной Горы и монастыря, где хранилась икона.
С помощью Пресвятой Богородицы поляки смогли победить шведов и положить конец войне в 1656 году.
Во Львове король Ян Казимир официально постановил, что Богородица является королевой Польши, и что народ находится под ее покровительством. .
Много чудес было совершено Ченстоховской иконой и записано в книге, хранящейся в Ченстоховском монастыре. Списки с иконы находятся во многих православных и римско-католических монастырях.
Некоторые из этих списков почитаются в селе Писаревке Волынской губернии (29 июня и 8 сентября), на Верхней Сыроватке Харьковской губернии, в Тыврове Виницкой губернии (день Святого Духа), в Казанском соборе в Санкт-Петербурге, и в ряде других мест.
Во время войны византийского императора Феофила (829-842) с сарацинами сарацинам удалось осадить город Амморию (в Галиции в Малой Азии).
В результате измены со стороны военачальника Бадицеса Аммория пала, а сорок два ее военачальника были взяты в плен и отправлены в Сирию.
В течение семи лет заключения их похитители тщетно пытались убедить их отречься от христианства и принять ислам.
Пленники упорно сопротивлялись всем их соблазнительным предложениям и мужественно держались против страшных угроз.
После многих мучений, не сумевших сломить дух воинов-христиан, они осудили их на смерть, надеясь перед казнью поколебать решимость святых.
Мученики оставались стойкими, говоря, что ветхозаветные пророки свидетельствовали о Христе, а Мухаммед называл себя пророком без каких-либо других свидетелей, подтверждающих его заявление.
Один из пленников, Феодор, отказался от священнического служения, чтобы стать генералом.
Его похитители насмехались над ним: «Мы знаем, что ты оставил священнический сан, стал солдатом и пролил кровь в бою. У вас не может быть надежды на Христа, Которого вы добровольно оставили, поэтому примите Мухаммеда».
Но мученик ответил: «Ты неправду говоришь, когда говоришь, что я оставил Христа. Более того, я оставил священство по собственному недостоинству. Поэтому я должен пролить свою кровь ради Христа, чтобы Он простил грехи, которые я совершил против Него».
Палачи брали каждого по отдельности и вели на обезглавливание, а тела бросали в реку Евфрат. В служении им эти святые страстотерпцы прославляются как: «Всеблаженный» Феодор, «Непобедимый» Каллист, «Доблестный» Константин, «Дивный» Феофил и «Сильнейший» Васой.
Среди мучеников были также святые Аетий (Аетит) и Мелиссен.
Предатель Бадицес не избежал своей позорной участи. Враг знал, что предателю нельзя доверять, и поэтому убил его.
Святой Аркадий с юности посвятил себя иноческим подвигам.
Святитель подвизался на острове Кипр при императоре Константине Великом (306-337).
Был учителем святых мучеников Юлиана Врача и Евбола, казненных при Юлиане Отступнике (361–363).
Оплакивая мученическую кончину своих учеников и предав их тела земле, святой Аркадий вскоре отошел ко Господу.
Чудотворная икона Божией Матери «Благословенное Небо» находится на иконостасе Московского Архангельского собора в Кремле, слева от царских врат.
Пресвятая Богородица, держащая на руках Предвечного Младенца, изображена в полный рост и окружена ярко-красной мандорлой с исходящими от нее яркими лучами. Эта икона также известна как «Как назовем Тебя?» из Богородичного Часа Первого, начертанного на краю сияния, исходящего от Божией Матери (см. сегодняшнюю икону и тропарь).
Иконографическое изображение Пресвятой Богородицы, под ногами которой был полумесяц, иллюстрирует слова святителя Иоанна в Апокалипсисе: «И явилось на небе великое знамение: жена, облеченная в солнце, у которой под ногами луна, и на главе ее венец из двенадцати звезд... и родила она младенца мужского пола, который будет пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его" (Откровение 12:1, 5).
Говорят, что эта икона прежде находилась в Смоленске, а в Москву была привезена в XIV веке Софьей, дочерью литовского князя Витовта, когда вышла замуж за князя Василия Московского (1389-1425).
Многие другие древние иконы были присланы из Константинополя (по записи в Троицкой летописи за 1398 год).
Эта икона стала известна в 1853 году, когда при обновлении иконостаса Архангельского собора митрополит Филарет (Дроздов) повелел собрать исторические сведения о чудотворной иконе.
В описи XVII века (не сохранившейся) указано, что образ является копией с древней иконы в соборе, сделанной мастерами Оружейной палаты по указу царя Феодора Алексеевича.
Икона Пресвятой Богородицы «Благословенное Небо», находящаяся в настоящее время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, была исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678–1680 годах и помещена в серебряную рельефный оклад.
Этот был украден в 1812 г. старый оклад был заменен новым в 1815 г.
В 1916 г. чудотворная икона была украшена серебряной ризой и наложена на поля серебряных херувимов, не сохранившихся до нашего времени.
Прототип иконографического изображения Богоматери появился в Германии в XV веке и широко копировался в западном искусстве.
В XVII веке он распространился на Украину, Белоруссию и Литву, а затем попал в Россию.
В начале XX века по благословению святителя Иоанна Кронштадтского для ризницы храма Вауловского Успенского скита Романовско-Борисогленского уезда Ярославской губернии был изготовлен список с иконы «Блаженное Небо».
В настоящее время хранится в Воскресенском соборе города Тутаева Ярославской области.
Еще один список чудотворной иконы находится в храме Распятия Христова в Большом дворце Кремля.
Во второй половине XIX – начале XX века память иконы совершалась два раза в год: 6 марта и в Неделю Всех Святых.
Христианские праздники 18 марта
Христианские праздники 20 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.