ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ19 февраля

Христианские праздники 19 февраля. Неделя о Страшном Суде…

Православные праздники 19 февраля (6 февраля по старому стилю) 

  • Неделя о Страшном Суде (мясопустная)
  • Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк
  • Преподобный Вукол, епископ Смирнский
  • Святитель Фотий, патриарх Константинопольский

 

Воскресенье Страшного Суда


Воскресенье Страшного Суда

Воскресенье Страшного Суда

 

Воскресенье Страшного Суда или Мясное Воскресенье является третьим воскресеньем с использованием Постной Триоди, богослужебной книги, используемой в богослужениях Великого поста.

Это воскресенье после Воскресенья блудного сына и воскресенье перед Прощеным воскресеньем.

Это третья неделя предпостного начала пасхального богослужения в Православной Церкви.

Это воскресенье называется Мясным воскресеньем, так как это традиционно последний день перед Пасхой для употребления в пищу мяса.

Православные христиане всю неделю соблюдают мясной пост, но до начала Великого поста все же едят молочные продукты и яйца.

 

Притча о Страшном суде

Мы находим притчу о Страшном Суде в Евангелии от Матфея 25:31-46.

В этой притче Господь говорит о том, что произойдет при Его Втором пришествии, когда Он «сядет на престол славы Своей» и разделит все народы, «как пастырь отделяет овец от козлов» (ст. 31-32).

Овцы будут по правую руку от Него, а козлы по левую.

Овцы получают уготованное им Царство из-за их сострадания, любви и милостыни к нуждающимся.

Козы, с другой стороны, получают осуждение, потому что они не заботились о своем ближнем и не проявляли к нему сострадания.

Ибо «так как [они] не сделали этого одному из сих меньших, [они] не сделали этого [Ему]» (ст. 45).

Иисус завершает Свою притчу, заявляя, что левые «пойдут в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (ст. 46).

 

Чему учит нас эта притча?

За два воскресенья, предшествующих прочтению этой притчи, мы слышим о Божьем терпении и безграничном сострадании, о Его готовности принять всех, кто возвращается к Нему с покаянием.

В это третье воскресенье Он напоминает нам о мощной дополнительной истине.

Никто так терпелив и милосерден, как Бог, но Он не прощает тех, кто не раскаивается.

Мы можем и должны полагаться на любовь и милосердие Христа.

Но, ожесточая свое сердце по отношению к другим и не помогая им и не заботясь о них, мы осуждаем самих себя. Хотя Бог не желает смерти грешника, Он ожидает, что мы отвернемся от своего нечестия и будем жить.

Это требует активного раскаяния и прощения с нашей стороны.

Это требует нашей совместной работы с Богом, чтобы отвернуться от наших грехов и стремиться к добродетели и праведности. И время для этого сейчас.

При Втором пришествии Христос явится как праведный Судья, «Который воздаст каждому по делам его» ( Римлянам 2:6).

К тому времени будет слишком поздно молить Бога о милости и прощении.

 

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк


Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

 

Святители Варсонофий Великий и Иоанн Пророк жили в шестом веке при императоре Юстиниане I (483-565).

Они подвизались в монастыре аввы Серида в Палестине, близ города Газы.

Святой Варсонофий родился в Египте (год рождения неизвестен).

С юности он начал вести подвижническую жизнь.

Придя в общежительный монастырь аввы Серида, он устроил вне монастыря небольшую келью. Здесь он жил уединенно.

Позднее в этой келье в течение восемнадцати лет до своей кончины прожил святитель Иоанн, ученик святого Варсонофия.

Святитель Иоанн подражал своему учителю в безмолвии, подвигах и добродетели. Из-за своего дара ясновидения он был известен как «Пророк».

Через некоторое время святой Варсонофий построил рядом с обителью еще одну келью.

В начале его уединения монастырь присылал ему только три буханки хлеба в неделю.

Он прожил пятьдесят лет в трудах и подвигах.

Когда патриарх Иерусалимский Евстохий услышал о подвижнической жизни святого Варсонофия, ему это показалось невероятным.

Он хотел сам увидеть Варсонофия, поэтому вместе со своими товарищами попытался подкопаться под стеной и проникнуть снизу в келью преподобного.

Те, кто пытался войти, были почти сожжены пламенем, внезапно вырвавшимся из камеры.

В своем скиту преподобный Варсонофий всецело посвятил себя молитве и достиг высокой степени духовного совершенства.

До нас дошли рукописи о жизни, подвигах и талантах святых Варсонофия и Иоанна.

Еще при жизни святителя Паисия Величковского (память 15 ноября) они были переведены на молдавский и славянский языки.

Издание этих рукописей, а также их перевод на русский язык было сделано в XIX веке старцами Оптино-Введенского Богородичного монастыря.

Заповеди святителей Варсонофия и Иоанна ясно показывают степень их нравственного совершенства, их любовь к людям, но содержат скудные факты их жизни.

Мы не знаем точно, когда скончался святой Варсонофий. Одни источники говорят, что годом его смерти был 563 год, другие более осторожно говорят до 600 года.

Проведя долгое время в затворе, святой Варсонофий с тех пор и до кончины святого Иоанна Пророка стал служить другим, наставляя их на пути спасения, как свидетельствует авва Дорофей (память 5 июня).

Святитель Варсонофий отвечал вопрошающим через святого Иоанна, иногда поручая ему давать ответы, или даже через авву Серида (память 13 августа), который записывал ответы святого.

В ответах святителей Варсонофия и Иоанна Пророка, бывших наставниками в духовной жизни не только для своих современников, но и для последующих поколений, отчетливо видно постепенное духовное восхождение монахов «от силы в силу».

Подвигами поста, безмолвия, охраны сердца и непрестанной молитвы преподобный Варсонофий достиг высот смирения, рассудительности и пламенной любви. Господь дал ему дары проницательности, ясновидения и чудотворения.

Силой своих молитв он смог освободить души людей от грехов. Иногда он брал на себя грехи других.

Преподобный знал расположение сердец, поэтому давал советы по душевному состоянию каждого человека. Именем Господа воскрешал мертвых, изгонял бесов, исцелял неизлечимые болезни.

Вещи, которые он благословлял, получали божественную силу и благодать (например, кукол или борозда снимали у монаха головную боль).

Даже имя аввы Варсонофия, призываемое мысленно, оказывало помощь призывавшим его.

По молитвам святого Варсонофия Бог ниспослал на землю дождь, отвратив Свой гнев от множества народа. Предсказания святого всегда сбывались. Так, он предсказал, что некий инок, старец Евфимий Молчаливый, будет положен с ним в одну гробницу, что и сбылось.

Святой Варсонофий стяжал эти дары после многих лет терпеливого переноса великих искушений и болезней.

(Кроме православного подвижника Варсонофия Великого, был еще Варсонофий, еретик-монофизит. Софроний, Патриарх Иерусалимский, предал его анафеме в своем «Исповедании веры», посланном на Шестой Вселенский Собор).

Мы не знаем, когда святой Варсонофий прибыл в монастырь аввы Серида, и ничего о доме и семье святого Иоанна Пророка.

Следуя наставлениям святого Варсонофия, Иоанн достиг вершин совершенства и во всем уподобился своему учителю.

Из смирения он посылал приходящих к нему с вопросами к авве Варсонофию.

Святитель Иоанн многое предвидел и предсказал, даже свою смерть через неделю после кончины аввы Серида. Авва Елиан, молодой игумен этого монастыря, умолял Иоанна остаться с ним еще на две недели, чтобы научить его Уставу и управлению монастырем.

Святой Иоанн скончался через две недели.

Святитель Варсонофий Великий пережил своего ученика и друга, но после смерти святителя Иоанна замолчал и никому не давал ответов.

Эти два подвижника оставили своим духовным наследием душеполезную книгу «НАСТАВЛЕНИЕ К ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ: ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ УЧЕНИКОВ» святых отцов-монахов Варсонофия и Иоанна.

Эта книга была известна многим святым, жившим в более позднее время, о чем свидетельствуют труды святителя Феодора Студита (память 11 ноября и 26 января), иеромонаха Никона Черногорца (+ 1060), святителя Симеона Нового Богослова (память 12 марта) и других православных подвижников и писателей.

 

Святитель Вукол, епископ Смирнский


Святитель Вукол, епископ Смирнский

Святитель Вукол, епископ Смирнский

 

Святитель Вукол, епископ Смирнский, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и стал первым епископом Смирнским (Малая Азия).

По милости Божией святой Вукол обратил многих язычников ко Христу и крестил их.

Как мудрый и опытный наставник, он защитил свою паству от мрака ереси.

Он умер мирно между 100-105 годами. Свою паству он вверил святителю Поликарпу (память 23 февраля), одному из апостольских отцов, который был также учеником святого апостола Иоанна Богослова.

На могиле святого Вукола росло миртовое дерево, которое исцеляло больных.

 

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский


Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

Святитель Фотий, Патриарх Константинопольский

 

Святитель Фотий, патриарх Константинопольский, «дальносветильник Церкви», жил в IX веке и происходил из семьи ревностных христиан. Его отец Сергий мученически погиб при защите святых икон. Святитель Фотий получил прекрасное образование и, поскольку его род был в родстве с императорским домом, занимал должность первого статс-секретаря в Сенате. Современники говорили о нем: «Он так отличился познаниями почти во всех светских науках, что с полным правом можно было бы принять во внимание славу его века и сравнить его с древними».

У него обучались юный наследник престола Михаил и будущий просветитель славян святой Кирилл.

Его глубокое христианское благочестие оберегало святителя Фотия от соблазнения прелестями придворной жизни.

Всей душой он стремился к монашеству.

В 857 году Варда, правивший с императором Михаилом, низложил патриарха Игнатия (память 23 октября) с Константинопольской кафедры.

Епископы, зная благочестие и обширные познания Фотия, донесли императору, что он человек, достойный занять архипастырский престол.

Святитель Фотий со смирением принял предложение. Он прошел все церковные чины за шесть дней.

В день Рождества Христова он был рукоположен во епископа и возведен на патриарший престол.

Однако вскоре внутри Церкви возникли разногласия, вызванные отстранением от должности патриарха Игнатия. Для прекращения беспорядков был созван Синод 861 г., на котором было подтверждено низложение Игнатия и постановление Фотия патриархом.

Папа Николай I, посланники которого присутствовали на этом соборе, надеялся, что, признав Фотия патриархом, сможет подчинить его своей власти.

Когда новый патриарх оказался непокорным, Николай предал Фотия анафеме на римском соборе.

До конца своей жизни святитель Фотий был твердым противником папских козней и замыслов в отношении Православной Церкви Востока.

В 864 году Болгария добровольно приняла христианство. Болгарский князь Борис был крещен самим Патриархом Фотием.

Позже святой Фотий послал архиепископа и священников крестить болгарский народ.

В 865 году святые Кирилл и Мефодий были посланы проповедовать Христа на славянском языке.

Однако сторонники Папы настраивали болгар против православных миссионеров.

Бедственное положение в Болгарии сложилось потому, что нашествие немцев вынудило их искать помощи на Западе, и болгарский князь обратился к Папе с просьбой прислать своих епископов.

Прибыв в Болгарию, папские легаты начали заменять латинские учения и обычаи православной верой и практикой.

Святитель Фотий, как твердый защитник истины и обличитель лжи, написал энциклику, информирующую восточных епископов о действиях папы, указывающую, что отход Римской Церкви от Православия заключался не только в обряде, но и в ее исповедании веры. Был созван собор, порицавший высокомерие Запада.

В 867 году Василий Македонянин захватил императорский престол, убив императора Михаила.

Святитель Фотий обличал убийцу и не позволял ему причащаться Святых Христовых Таин.

Поэтому он был снят с патриаршего престола и заключен в монастырь под стражу, а патриарх Игнатий восстановлен в своем положении.

Синод 869 г. собрался для расследования поведения святителя Фотия. Собор этот проходил при участии папских легатов, которые потребовали от участников подписать документ (Libellus), осуждающий Фотия и признающий первенство папы.

Восточные епископы не соглашались на это и спорили с легатами.

Вызванный на собор, святитель Фотий встретил все обвинения легатов достойным молчанием.

Только когда судьи спросили его, хочет ли он покаяться, он ответил: «Почему вы считаете себя судьями?»

После долгих споров противники Фотия одержали победу. Хотя их приговор был необоснованным, они предали анафеме патриарха Фотия и защищавших его епископов. Святителя отправили в темницу на семь лет, и по собственному свидетельству он благодарил Господа за терпение Своих судей.

В это время латинское духовенство было изгнано из Болгарии, и патриарх Игнатий отправил туда своих епископов.

В 879 году, через два года после смерти патриарха Игнатия, был созван еще один Собор (многие считают его Восьмым Вселенским Собором), и снова святитель Фотий был признан законным архипастырем Константинопольской Церкви.

Папа Иоанн VIII, лично знавший Фотия, заявил через своих посланников, что прежние папские решения о Фотии аннулированы.

Собор признал неизменный характер Никео-Константинопольского Символа веры, отвергнув латинское искажение («filioque») и признав самостоятельность и равенство обоих престолов и обеих церквей (Западной и Восточной).

Собор постановил отменить латинские обычаи и обряды в Болгарской церкви, введенные римским духовенством.

При преемнике императора Василия, Льве, святой Фотий снова подвергся ложным доносам и был обвинен в выступлении против императора.

Вновь низложенный с престола в 886 г., святитель завершил жизненный путь в 891 г. Погребен в монастыре Еремии.

Православная Церковь почитает святителя Фотия как «столп и основание Церкви», «вдохновенного наставника православных» и мудрого богослова.

Он оставил после себя несколько работ, разоблачающих заблуждения латинян, опровергающих душегубные ереси, разъясняющих Священное Писание и исследующих многие стороны Веры.


Христианские праздники 18 февраля

Христианские праздники 20 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх