ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ19 февраля
Православные праздники 18 февраля (5 февраля по старому стилю)
В день перед Неделей мясной, в которую мы вспоминаем Страшный суд, Православная Церковь молится о тех своих членах, которые могли неожиданно умереть от войн, чумы, голода или какой-либо другой смерти, находясь в чужой стране, или когда они путешествовали по морю, по суше или по воздуху.
Церковь также молится за бедных, или за тех, кто, возможно, не был погребен должным образом, или за тех, у кого не было никого, чтобы просить о совершении поминальных служб.
Мы молимся за усопших в эту субботу, потому что Православная Церковь установила субботу как надлежащий день недели для поминовения усопших.
В этот день, прежде чем мы услышим Евангелие о Страшном Суде, мы должны остановиться, чтобы вспомнить свою неотвратимую смерть, когда мы предстанем перед Христом, чтобы дать отчет в нашей жизни. Пусть у нас будет «приемлемая защита перед Его страшным судилищем».
Готовясь к духовным подвигам Великого поста, мы должны помнить, что эта настоящая жизнь дана нам для покаяния и для испрашивания милости Божией.
Когда Христос придет во славе, чтобы судить мир, тогда будет слишком поздно говорить, что мы каемся, или просить о милости.
Поэтому мы должны максимально использовать данное нам время, чтобы бороться со всяким греховным побуждением, отделяющим нас от Бога, исповедоваться в своих грехах, исправлять себя и стремиться к добродетельной и святой жизни.
В течение недели, предшествующей Мясной Неделе, мы не поем «Аллилуйя» вместо «Бог Господь» на утрени. «Аллилуиа» положено петь в среду и пятницу сырной седмицы, а также во время Великого поста.
Святая мученица Агафья была пятнадцатилетней дочерью богатых и уважаемых родителей-христиан из города Палермо (бывший Панормос) на Сицилии.
Во время гонения при императоре Декии (249-251) городской префект Катании Квинтиан, прослышав о богатстве и красоте Агафьи, послал за ней своих воинов, чтобы предать ее суду как христианку.
В Катании святого поселили с одной богатой женщиной, у которой было пять дочерей.
Все они пытались соблазнить святую Агафью красивыми одеждами, увеселениями и развлечениями, уговаривая ее принести жертву языческим богам, но святая пренебрегала всем этим.
Чем больше они пытались ее расшевелить, тем решительнее она становилась.
Она молилась о том, чтобы ей вскоре пришлось столкнуться с мученической смертью.
Во время допроса у Квинциана святая мученица не поколебалась ни лести, ни угроз и подверглась жестоким мучениям.
Они также пытались удалить ее грудь металлическими щипцами, а когда это не удалось, они использовали ножи.
Святой апостол Петр явился ей в темнице и исцелил ее раны.
Святую Агафью снова повели на пытки, и Квинтиан с изумлением увидел ее совершенно исцеленной, без следов порезов. Потом снова начались пытки.
В этот момент в городе произошло землетрясение, и многие здания были разрушены.
Среди убитых были двое советников Квинтиана. Перепуганные жители бросились к Квинтиану, требуя прекращения пыток Агафьи.
Опасаясь народного мятежа, Квинтиан отправил святую Агафью обратно в темницу.
Там мученица, вознося благодарение Богу, мирно предала свою душу Господу.
Святитель Феодосий, архиепископ Черниговский, родился в XVII веке в начале тридцатых годов в Подольской губернии. Происходил из дворянского рода Полоницких-Углицких.
Его родителями были священники Никетас и Мария. Христианскому благочестию святой обучался в родительском доме, и это благочестие осталось с ним на всю жизнь.
С детства отличался горячей любовью к Богу и ревностью к Церкви.
Врожденные способности юноши проявились в Киевской братской школе при Киевском Богоявленском монастыре.
Расцвет школы пришелся на конец 1640-х годов, когда ее ректорами были архимандрит Иннокентий (Гизель) и игумен Лазарь (Баранович), впоследствии ставший архиепископом Черниговским.
Среди его наставников были: иеромонах Епифаний (Славинецкий), иеромонах Арсений (Сатановский), епископ Белорусский Феодосий (Баевский), игумен Феодосий (Сафонович) и Мелетий Дзик.
Это были просветленные люди того времени.
Соратниками святителя Феодосия по школе станут будущие выдающиеся пастыри: Симеон Полоцкий, Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Яснинский.
Святой Феодосий достиг духовной зрелости у мощей святых Антония и Феодосия и других угодников Божиих Киево-Печерских и старался, насколько мог, подражать их святой жизни.
Все свободное время он посвящал молитве, размышлению о Боге и чтению Священного Писания.
Можно предположить, что святитель не окончил полного курса обучения, так как школа прекратила свою деятельность на несколько лет после опустошения Подолии поляками.
Всю свою жизнь святитель питал глубокое уважение к Киевскому Братскому монастырю, в котором он получил образование.
В Синодике Киево-Выдубицкого монастыря есть такое замечание о преподобном Феодосии: «Он был человек тонкого ума и щедрый к Киевской братской обители».
Получив образование, будущий иерарх принял монашеский постриг в Киево-Печерской Лавре с именем Феодосий, в честь преподобного Феодосия Печерского (память 3 мая).
Митрополит Киевский Дионисий (Балабан) поставил его архидиаконом Киевского собора Святой Премудрости (Святой Софии), а затем назначил его управляющим архиерейского двора.
Вскоре он покинул Киев и отправился в далекий Крупицкий монастырь близ Батурино (в Черниговской епархии), славившийся строгой иноческой жизнью.
Там он был рукоположен во святое священство, но пробыл там недолго.
В 1662 году святитель Феодосий был назначен игуменом Корсунского монастыря Киевской епархии, а в 1664 году поставлен настоятелем древнего Киево-Выдубицкого монастыря.
Этот монастырь попал в руки униатов и поляков в начале XVII века и находился в полном запустении.
Благодаря энергии и инициативе преподобного Феодосия Выдубицкий Михайловский монастырь был быстро восстановлен.
Особое внимание он уделял порядку церковных служб.
Он создал прекрасный хор, прославившийся не только в Малороссии, но и в Москве.
Святитель Феодосий в 1685 году послал своих певчих в Москву для обучения хоров киевскому распеву.
Будучи сам строгим подвижником, преподобный Феодосий заботился о духовном возрастании своих монахов.
Он основал небольшой скит на острове Михайловщина, недалеко от монастыря, для братии, желающей жить в уединении.
Организовать и управлять скитом он назначил иеромонаха Иова (Опалинского), одного из самых ревностных монахов своего монастыря.
Преподобному Феодосию пришлось пережить довольно тяжелые дни, претерпев многие скорби.
Он и другие игумены были обвинены епископом Мстиславским и Оршанским Мефодием в предательстве России в якобы переписке с врагами России.
20 сентября 1668 года святитель Феодосий разъяснил суть дела.
17 ноября 1668 года ложь была разоблачена, и святой Феодосий вместе с другими игуменами был оправдан.
Архиепископ Лазарь (Баранович) высоко оценил высокие духовные качества святителя Феодосия и подружился с ним.
Он называл его «овцой стада Христова, учащим смирением», и пророчески выражал пожелание, чтобы имя святого Феодосия было начертано на небе.
Став местоблюстителем Киевской митрополии в 1689 году, архиепископ Лазарь назначил святителя Феодосия своим викарием в Киеве, а сам остался в Чернигове.
В качестве викария местоблюстителя Киевской митрополии святитель Феодосий принимал деятельное участие во многих церковных событиях.
В 1685 году участвовал с правом решающего голоса в избрании епископа Гедеона (Четверинского) митрополитом Киевским и был послан в Москву с известием об этом событии с игуменом Иеронимом (Дубиным) Переяславским.
В Москве обоих представителей приняли с почетом и уважением.
Действительно, результатом этой делегации стало воссоединение Киевской митрополии с Русской Православной Церковью.
В 1688 году святитель Феодосий был назначен архимандритом Черниговского Елецкого монастыря вместо почившего архимандрита Иоанникия (Голятовского).
Назначая святого Феодосия, архиепископ Лазарь велел ему не жалеть сил для благоустройства Елецкого монастыря.
Этот монастырь еще не был приведен в порядок после изгнания иезуитов и доминиканцев и находился в большом беспорядке.
Стараниями преподобного Феодосия за два-три года его игуменства доходы и имущество монастыря увеличились, была отремонтирована Успенская церковь, в которой пребывала Елецкая икона (память 5 февраля).
На новом посту святитель также помогал архиепископу Лазарю во многих важных делах.
Участвовал в составлении соборного ответа Патриарху Московскому Иоакиму на его вопросы об отношении Киевской Митрополии к Флорентийскому Собору и его решении по вопросу о преобразовании Святых Даров, принятом этим Флорентийским Собором.
Когда Патриарх оказался не удовлетворен этими ответами, к нему в начале 1689 года был прислан батуринский игумен святитель Димитрий (будущий митрополит Ростовский).
Святитель Феодосий путешествовал с ним как представитель архиепископа Лазаря.
Ему было поручено передать письмо Патриарху и прояснить недоразумения.
По слабому здоровью архиепископ Лазарь желал видеть святого Феодосия посвященным во епископы, видя в святом достойного преемника себе.
11 сентября 1692 года было утверждено избрание святителя Феодосия архиепископом Черниговским, и через два дня он был хиротонисан в Успенском соборе Московского Кремля.
Сохранилось мало сведений об управлении святителем Феодосием Черниговской епархией.
Святитель неустанно трудился над повышением уровня истинного христианского благочестия в своей пастве.
Он также сосредоточился на поддержании старых монастырей и создании новых общин.
В самом начале его епископства по его благословению был основан Печеникский женский монастырь, а он сам освятил монастырский храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
В 1694 году близ Любеча был основан скит. В том же году в Домницком мужском монастыре святитель освятил храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
Летом 1695 года он освятил величественный храм в честь Пресвятой Богородицы на вершине Болдинского холма, близ древнего Ильинского монастыря.
При святителе Феодосии было особое увлечение и укрепление монашества в Черниговской епархии.
Много внимания святитель уделял и духовенству, стараясь подобрать достойных кандидатов в священники.
Он также поощрял пастырское образование черниговского духовенства.
Он пригласил ученых монахов из Киева, среди которых был святитель Иоанн (Максимович), будущий митрополит Тобольский (память 10 июня), а также помощник и преемник святителя Феодосия в организации Черниговской духовной школы.
Строгая честность в отношении к клиру и пастве, глубокое сострадание, забота и христианское миролюбие были отличительными чертами деятельности святителя Феодосия.
К нему обращались за помощью и советом не только православные, но и представители других конфессий.
Святитель Феодосий недолго оставался со своей черниговской паствой.
Предчувствуя приближение кончины, он призвал управляющего Брянского Свенского монастыря святителя Иоанна (Максимовича) и поставил его архимандритом Черниговского Елецкого монастыря.
Скончался святитель Феодосий 5 февраля 1696 года и был погребен в Черниговском Борисоглебском соборном храме, в особом склепе у правого клира.
Его преемник святой Иоанн (Максимович), исцеленный от тяжкой болезни святителем Феодосием, позже положил над его могилой каменную плиту со стихотворной надписью в благодарность за помощь святого.
Особая благодать, которой стяжал святой Феодосий, проявляется в его подвижнической жизни и помощи всем, кто обращается к нему с молитвой.
Прославление святителя Феодосия произошло 9 сентября 1896 года.
Христианские праздники 17 февраля
Христианские праздники 19 февраля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.