ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ28 марта
Православные праздники 17 марта (4 марта по старому стилю)
3-я седмица Великого поста
Святой князь Даниил Московский родился во Владимире в 1261 году.
Он был четвертым сыном святого Александра Невского (память 30 августа и 23 ноября) и его второй жены Вассы. Когда ему было два года, он потерял отца.
Дата кончины его матери в летописях не указана; известно только, что она была погребена в храме Рождества Христова Владимирского Успенского монастыря (Княжеский монастырь), а окружающие почитали ее как «Праведную».
В 1272 году князь Даниил получил в удел город Москву и прилегающие к ней земли.
Святой князь построил на берегу Москвы-реки церковь (и монастырь при ней) в честь своего покровителя преподобного Даниила Столпника (память 11 декабря).
В этот период Московское княжество было небольшим и ненавязчивым.
Подрастая, князь Даниил укреплял и расширял его, но не несправедливо и не насильственно, а мирно и доброжелательно.
Это было время волнений. Между удельными князьями шла братоубийственная борьба.
Нередко кровопролития удавалось предотвращать, благодаря князю Даниилу и его неустанному стремлению к единству и миру в Русской земле.
В 1293 году его брат, великий князь Александр, с призванными из Орды татарами во главе с Дюденем («Дюденевское войско») опустошил русские города: Муром, Суздаль, Коломну, Дмитров, Можайск, Тверь.
Князь Даниил решил присоединиться к ним в Москве, чтобы спасти свой народ от гибели, ибо он был недостаточно силен, чтобы сопротивляться.
Князь приготовился к ужасным разрушениям и грабежам.
Отстаивая свои права, святой Даниил был вынужден выступить против своего брата близ местечка Юрьево Толчище («Юрьевская Молотня»), но миролюбие его превозмогло, и кровопролитие было предотвращено.
В 1300 году, когда рязанский князь Константин тайно готовился к внезапному штурму Московского княжества, князь Даниил отправился с войском на Рязань.
Он разбил врага, взял в плен Константина и истребил множество татар.
Это была первая победа над татарами, хотя и не громадная победа, но достойная внимания как первый толчок к свободе.
Разбив рязанского князя и рассеяв его союзников татар, князь Даниил не воспользовался своей победой для захвата чужих земель или взятия добычи, как это было принято в те времена.
Вместо этого он показал пример истинного не стяжательства, любви и братства.
Святой князь никогда не прибегал к оружию для захвата чужих земель и никогда не отнимал имущества других князей ни силой, ни предательством.
И поэтому Господь счел нужным расширить границы своего княжеского царства.
Князь Иоанн Переславско-Залесский, племянник Даниила, был кроток и благочестив и благосклонен к бедным, а дядю своего почитал и любил.
Умерев бездетным в 1302 году, он завещал свое княжество святому Даниилу.
Переславские земли вместе с Дмитровом имели больше всего жителей после Ростова, с соответствующей фортификацией, приличествующей крупному городу. Переславль-Залесск был хорошо защищен со всех сторон.
Но святой князь остался верен Москве и не перенес столицу своего княжества в более сильное и значительное место Переславль.
Эта аннексия позволила Москве считаться самым значительным княжеством.
Здесь был установлен принцип объединения Русской земли в единое могущественное царство.
Промысл Божий о России и ее судьбах явился сквозь века ясно!
Благодарный за непрестанные благословения Одигитрии (Наводящей Путь) как в личной жизни, так и в жизни Русского царства, отец святого Даниила, святой Александр Невский, говорил: «Не в силе Бог, а в праве!»
В 1303 году святой Даниил тяжело заболел.
Он принял великую схиму и повелел похоронить его в Даниловом монастыре.
В своем глубоком смирении он хотел, чтобы его похоронили не в церкви, а на общем монастырском кладбище. Святой князь скончался 4 марта.
Не прошло и тридцати лет после кончины святого князя Даниила, как основанная им Данилова обитель была преобразована в Московский Кремль, церковь – в приходскую, а кладбище – в немонастырское.
При великом князе Иване III (1462-1505) святой Даниил напоминал о себе своим забывчивым потомкам.
Он явился как незнакомец юноше, посещавшему великого князя, и сказал: «Не бойся меня. Я был христианином и хозяином этого места, меня зовут Даниил, князь Московский, и по воле Божией я здесь. Скажи великому князю Иоанну обо мне, говоря: ты развлекаешься, а меня забыл, а Бог меня не забыл».
После этого великий князь велел петь в соборе панихиды по своим князьям-предкам.
При царе Иване Грозном на могиле преподобного Даниила исцелился умирающий сын купца.
Царь, пораженный чудом, отремонтировал древний Данилов монастырь и установил ежегодный крестный ход. Митрополит провел к гробнице святого князя и отслужил там панихиду.
В 1652 году святой князь Даниил прославился обретением нетленных мощей, которые 30 августа были перенесены в храм во имя святых отцов Седьмого Вселенского Собора.
Святые мощи были помещены в раку «во славу Святой Троицы и для исцеления немощных».
Митрополит Московский Платон (+ 1812) в составленном им Житии святого князя пишет: «Основатель заложил основу величия Москвы, скромно проделав к ней лишь малый путь.
Как всякое здание, построенное не с излишней поспешностью, а с большим искусством и искусством, получает особую твердость и стоит нерушимо долгое время; подобно высокому дереву, которое растет в течение многих столетий, начав с маленького деревца, а затем постепенно становится более крепким, с его ветвями, раскинувшимися далеко вокруг, так и этот город должен был вырасти из небольшого, но прочного начала, чтобы его первая искра не ослепляла глаза завистников, и чтобы она не поколебалась и не упала рано, прежде чем он достиг своего полного роста.
Так этот основатель подготовил подаренный ему великий город, придав ему скромное, но устойчивое сияние, не нарушаемое никакими порывами ветра.
Великую славу ее возникновения он оставил своему сыну Великому князю Иоанну, прозванному Калитой».
Святой Герасим был родом из Ликии (Малая Азия).
С ранних лет он отличался благочестием. Приняв монашеский постриг, удалился в пустыню Фиваидскую (в Египет).
После этого, около 450 года, преподобный прибыл в Палестину и поселился на Иордане, где основал монастырь.
Некоторое время святой Герасим прельщался ересью Евтихия и Диоскора, признававших в Иисусе Христе только божественную природу, но не Его человеческую природу (т. е. монофизитская ересь).
Святитель Евфимий Великий (память 20 января) помог ему вернуться к истинной вере.
Святой Герасим установил строгий монашеский устав. Пять дней в неделю он проводил в уединении, занимаясь рукоделием и молитвой.
В эти дни пустынники не ели вареной пищи и не разводили огня, а питались только сухим хлебом, кореньями и водой.
В субботу и воскресенье все собирались в монастыре на Божественную литургию и причащение Святых Христовых Таин.
Во второй половине дня, взяв с собой запас хлеба, клубней, воды и охапку веток финиковой пальмы для плетения корзин, пустынники вернулись в свои кельи.
У каждого была только старая одежда и циновка, на которой он спал.
Когда они выходили из своих келий, дверь никогда не запиралась, чтобы любой мог войти и отдохнуть или взять то, что ему нужно.
Сам святой Герасим достиг высокого уровня подвижничества.
Во время Великого поста он ничего не ел до самого дня Всесветлого Христова Воскресения, когда причастился Святых Таин.
Уходя в пустыню на весь Великий пост, святой Герасим взял с собой своего любимого ученика святого Кириака (память 29 сентября), которого послал к нему святой Евфимий.
Когда преподобный Евфимий Великий скончался, святой Герасим видел, как ангелы несли душу усопшего на небо.
Взяв с собой Кириака, преподобный немедленно отправился в монастырь преподобного Евфимия и предал его тело земле.
Святой Герасим скончался мирно, оплаканный братией и учениками.
Перед смертью святому Герасиму в его делах помогал лев, а по смерти старца он умер на его могиле и был погребен рядом.
Поэтому лев изображается на иконах святого у его ног.
Преподобный Герасим, первый вологодский чудотворец, принял монашеский постриг 4 марта (в то время было принято давать новому монаху имя святого, поминаемого в день его пострига) в Киевском Гниловом Успенском монастыре, привлечённый к Пещеры, где святой Феодосий (память 3 мая) уединялся во время Великого поста.
Из послушания братии святой Герасим принял сан иеромонаха.
Подражая подвигам древних отцов, преподобный потянулся на Северную Русь и прибыл на реку Вологду (19 августа 1147 г.).
Он благословил возникающее поселение на правом берегу, «предсказав, что здесь будет великий город».
Местом своего обитания святитель избрал дремучий девственный лес, отделенный от селения речкой Кайсаровой.
Там преподобный построил шалаш и в тихом уединении предался богосозерцанию, непрестанной молитве и труду.
Он построил церковь в честь Пресвятой Троицы, и так появился первый на севере монастырь, названный в честь Пресвятой Троицы.
Монастырь служил для духовного просвещения окрестных народов.
Преподобный мирно преставился ко Господу 4 марта 1178 года, в день пострига его в монашество, в праздник его тезки преподобного Герасима Иорданского.
Святые священномученики Иоасаф Снетогорский и Василий Мирожский пострадали от немцев в двух древнейших из псковских монастырей в XIII веке.
Святитель Василий руководил Спасо-Преображенским Мирожским монастырем, основанным в 1156 году святителями Нифонтом, епископом Новгородским (память 8 апреля) и преподобным Авраамом Мирожским (память 24 сентября).
Святой Иоасаф был игуменом (а по некоторым житиям псковских святых и основателем) монастыря Рождества Пресвятой Богородицы на Снатной горе.
Много труда и заботы подвижники отдавали как внешнему, так и внутреннему благоустройству монастырей.
По строгому правилу общежительного монашеского жития, введенному в его обители святителем Иоасафом, жизнь иноков была наполнена молитвой, воздержанием и трудом.
(Почти через девяносто лет после кончины святителя Иоасафа его монашеский устав был восстановлен в новом монашеском уставе Снетогорского монастыря архиепископом Дионисием Суздальским).
Снетогорский монастырь ведет свое начало от подвигов святителей Евфросина Псковского (память 15 мая) и преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа).
Оба эти монастыря находились вне городских стен и не имели никакой защиты.
4 марта 1299 г. немцы напали на Псков и сожгли Мирожский и Снетогорский монастыри.
Во время сожжения церквей святые Василий и Иоасаф и другие монахи претерпели мучительную смерть.
Было в то время много страданий в городе и для монахов других монастырей, а также для женщин и детей, но «по молитвам святых преподобномучеников Господь сохранял воинствующих мужей».
Под предводительством псковского князя святого Довмонта-Тимофея (память 20 мая) они выступили против врага и у храма святых апостолов Петра и Павла разгромили захватчиков на берегу реки Псковы.
Святые Василий и Иоасаф были погребены с сподвижниками под склепами в храмах своих монастырей.
Честная глава и часть мощей преподобного Иоасафа хранились под открытым небом в особом ковчеге в храме Снетогорского монастыря.
Святой князь Довмонт «из своего законного удела» построил в Снетогорской обители каменный храм на месте сгоревшего и содействовал восстановлению монашеской жизни в разоренных монастырях.
Вскоре после мученической кончины святителей Василия и Иоасафа произошло их церковное прославление в Пскове.
В рукописи Псковского Пролога XIV-XV вв. они указаны 5 марта.
Но в Псковской летописи и старых Псковских Синодиконах (святых списках) день блаженной кончины святых преподобномучеников дается как 4 марта, и в настоящее время это день их памяти.
Летопись упоминает пресвитера Иосифа, а Пролог упоминает пресвитера Константина как их сострадателей.
Святой князь Василий Ростовский принадлежал к роду суздальских Мономашичей, прославленных в русской истории.
Прадедом святого был Юрий Долгорукий, а дедом – великий князь Всеволод III Большое Гнездо (+ 1212), брат святого Андрея Боголюбского (память 4 июля), наследника и продолжателя дела святого Андрея Боголюбского.
Из Владимира-на-Клязьме, ставшего столицей старого Ростово-Суздальского княжества, Всеволод Большое Гнездо единолично вершил ход дел всей Великой Руси.
В «Слове о полку Игореве» («Слово о полку Игореве») говорится, что он умел «веслами Волгу плескать, а шлемами Дон выручать».
Старший внук Всеволода от его старшего сына Константина, святитель Василий родился 7 декабря 1208 года в Ростове, где княжествовал его отец.
Здесь прошло его детство, а в 1216 году, когда Константин Всеволодович стал великим князем Владимирским, Ростов был наделен Василию (ему было тогда восемь лет) своим княжеским уделом на самоуправление.
Воинская доблесть, священный долг служения отечеству, чувство справедливости и послушание старшим – все это традиционные черты русского княжеского защитника земли, и все это присутствовало в Василии.
Отец святого, великий князь Константин, скончался 2 февраля 1218 года, когда Василию не было еще и десяти лет.
Наставником молодого ростовского князя стал затем его дядя, великий князь святой Юрий Владимирский (память 4 февраля).
Двадцать лет князь Юрий правил Владимиром, и все эти годы Василий был его ближайшим другом и доверенным лицом.
Летописи отмечают живую красоту фигуры Василия, его светлый и величественный взгляд, его удаль в ловле дичи, его благодеяние, его ум и глубокую старательность, вместе с кротостью и добродушием в отношениях с вельможами: «Кто служил ему, тот, кто ел его хлеб и пил с ним чашу, никогда не мог быть слугой другого князя».
В 1219 году Василий участвовал в походе владимиро-суздальских войск против волжских булгар, а в 1221 году в походе к устью реки Оки.
Затем святой Юрий находился в заложниках в Нижнем Новгороде.
В 1223 году в южных степях появились первые татары (монголы), «неведомый народ», пришедший из Азии.
Их первыми жертвами стали союзные Руси половцы.
Русские князья с половецкими ханами (многие из которых приняли Святое Крещение) решили дать отпор степным грабителям, прежде чем они достигнут Русской Земли.
Святитель Василий возглавил вспомогательный отряд, посланный великим князем Юрием для участия в русском степном походе.
Враг появился раньше, чем они ожидали. А многовековое деление удельных княжеств оказалось неспособным к эффективным действиям в крупномасштабной войне.
Отряд Василия не успел к решающей битве, и из Чернигова пришло печальное известие о разгроме русских войск на реке Калке 16 июня 1223 года.
Это было дурным предзнаменованием, и на востоке нависла буря.
Василий и его компания вернулись в Ростов.
В 1227 (или 1228) Василий женился, взяв в жены Марию, дочь святого Михаила Черниговского (память 20 сентября).
Дядя Василия, святой Юрий, ранее был женат на сестре святого Михаила [т.е. дядя Василия Юрий женился на тете Марии].
В 1231 году у Василия родился старший сын Борис.
Грозовые тучи сгустились над Россией. 3 мая 1230 года «сотряслась земля во время литургии», и в тот год на Русь пришли голод и мор.
В 1232 году татары разбили зимовье, едва дойдя до столицы волжских булгар.
Жизнь шла своим чередом, и князь Юрий в 1236 году выдал замуж своих сыновей Владимира и Мстислава, и Василий радовался их свадьбе.
Всем им, однако, оставалось жить немногим больше года, ибо татары уже захватили Волжско-Булгарскую землю.
В 1237 году на Русь обрушился татарский вихрь. В декабре Рязань пала под Батыем.
Князь Юрий решил не посылать своих войск на помощь, так как ему предстояла трудная оборона Владимира.
Татары предложили ему мир, и он был готов к переговорам.
Но условия мира, дани и вассальной зависимости от хана были неприемлемы.
«Славный бой, – сказал князь, – лучше позорного мира».
Первое сражение с татарами было под Коломной, и Всеволод Юрьевич командовал войсками, но они были изрублены.
Враг повернулся тогда к Москве, которую они захватили и сожгли.
Другой сын Юрия, Владимир, попал в плен, когда руководил обороной Москвы.
Святой Юрий и его верный сподвижник святой Василий решили бороться «за православную христианскую веру» против «безбожных гнусных татар».
Организовав свою оборону и оставив своих сыновей Всеволода и Мстислава во Владимире, князь Юрий отправился за Волгу, чтобы собрать новые войска взамен уничтоженных Батыем.
С ним были его племянники, святитель Василий Ростовский и его сподвижники, и его братья Всеволод и Владимир.
Великий князь ждал прибытия своих братьев Ярослава и Святослава и их войска.
В Мясную субботу, 3 февраля 1238 года, быстро и беспрепятственно по зимним дорогам татарское войско подошло к Владимиру.
Несмотря на героическую оборону, судьба города была решена.
Всех оставшихся в городе князей и княгинь епископ Митрофан для духовной крепости постриг в ангельскую схиму. Город пал 7 февраля.
Последним форпостом владимирцев стал Успенский собор, вместилище самой святыни Руси: чудотворной Владимирской иконы Божией Матери.
Татары сложили вокруг собора дрова и растопку и разожгли огромный костер.
Епископ Митрофан погиб в огне и дыму вместе с тысячей беззащитных женщин и детей и всей семьей князя Юрия: его женой Агафией, дочерью Феодорой, невестками Марией и Христиной и малолетним внуком Димитрием.
Его сыновья Всеволод и Мстислав вместе с ранее захваченным Владимиром были подвергнуты истязаниям, а затем зарезаны «на глазах у хана».
(В некоторых старых сборниках житий святых все они числятся святыми).
Святой Юрий находился со своими войсками под Ярославлем.
Узнав о разрушении столицы и гибели близких и родных ему людей, «он громким голосом со слезами сокрушался».
Он сказал, что для него лучше умереть, чем продолжать жить в этом мире, так как он один выжил.
Святитель Василий, прибывший с ростовским отрядом, увещевал его продолжать военные подвиги.
4 марта 1238 г. произошло решающее сражение на реке Сите.
Татарам неожиданно удалось окружить русское войско, и завязалась резня.
Немногие русские воины остались в живых после этой страшной битвы, но враг заплатил за свою победу дорогую цену.
Святой Юрий был зарублен в доблестном бою, а раненый Василий доставлен в ставку Батыя.
Татары требовали от него «следовать их гнусным обычаям, подчиняться их воле и сражаться за них».
Святой князь гневно отказался предать свою родину или Святое Православие.
«Вы не можете отнять у меня христианскую веру», – сказал святой князь, как один из древних христианских исповедников. – Его много пытали, а потом убили в Шернском лесу.
Так святой князь Василий предал душу свою Богу, уподобившись в смерти святому страстотерпцу Борису (память 24 июля), первому из ростовских князей, которому он подражал при жизни.
Как и святому Борису, святому Василию не было и тридцати лет.
Епископ Ростовский Кирилл, выйдя на поле побоища, похоронил павших православных воинов, а тело святого князя Юрия отыскал (отсеченной головы его в массе изломанных тел не нашли).
Свои святые мощи он привез в Ростов, в Успенский собор. Тело святителя Василия было найдено в Шернских лесах сыном священника и доставлено в Ростов.
Там жена князя, дети его, епископ Кирилл и все жители Ростова с горьким воплем встретили тело любимого князя и погребли его под сводами соборного храма.
Описывая погребение князя Василия, летописец сказал: «Множество православных людей горько плакало, видя усопшего отца и сиротского воспитателя, великого утешителя скорбящих, и... восхождение светоносной звезды. .. Его мученической кровью были смыты его преступления и преступления его братьев».
Народ усмотрел в знаке милости Божией, что два княжеских соратника были погребены рядом в ростовском соборном храме: «Вот чудо, в смерти Бог сложил тела их».
(Впоследствии мощи святого князя Юрия были перенесены в восстановленный Владимирский Успенский собор).
Церковь почитает святых Василия и Юрия как страстотерпцев и героических защитников земли русской. Их святой пример вдохновлял русских воинов в борьбе с враждебными захватчиками.
Наиболее подробное изложение жизни и подвигов святых князей Василия и Юрия сохранилось в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием по благословению святителя Дионисия, архиепископа Суздальского, в 1377 году, за три года до Куликовской битвы.
Святой мученик Павел и сестра его Иулиания были казнены при императоре Аврелиане (270-275) в финикийском городе Птолемаиде.
Императору довелось побывать у Птолемаиды, и среди встречавших его был Павел, крестившийся.
Они арестовали его и бросили в тюрьму.
На следующий день, когда его привели на суд, он открыто и смело исповедал свою веру во Христа, за что был подвергнут жестоким пыткам.
Юлиана, видя страдания брата, стала обличать императора в его несправедливости и жестокости, за что и была подвергнута пыткам.
Мучеников били, рвали их тела железными крючьями, сжигали над раскаленными решетками, но не могли сломить дивного терпения исповедников Господних.
Трое воинов, истязавших святых, были поражены мужественным духом мучеников, и те в свою очередь уверовали во Христа.
Этих новоизбранных Божиих назвали Квадратом, Акацием и Стратоником, и они были немедленно казнены.
Мучитель пытался соблазнить святую Иулианию обещанием жениться на ней, если она отречется от Христа, но святая отказалась от этого предложения и осталась непоколебимой.
По приказу императора ее отправили в публичный дом для осквернения.
Господь сохранил ее и там, и всякий, кто пытался прикоснуться к святой, терял зрение.
Тогда разгневанный император повелел вновь сжечь тела святых.
Видевшие страдания святых стали громко роптать, и Аврелиан приказал обезглавить мучеников.
С радостным лицом шли брат и сестра на казнь, воспевая: «Ибо Ты спас нас от тех, кто угнетал нас, и посрамил ненавидящих нас» (Пс. 43/44:7).
Святой Иаков Постник подвизался близ финикийского города Порфириона в шестом веке.
Пятнадцать лет он жил в пещере, посвятив себя иноческим подвигам, и получил от Господа дар чудотворения.
Под его влиянием многие местные жители обратились в христианскую веру.
Весть о подвижнике разнеслась повсюду, и поэтому ушла в другое место, чтобы он не впал в искушение.
Он нашел новую пещеру и прожил там тридцать лет. Диавол расставил страшные сети подвижнику.
Иаков исцелил молодую девушку от бесовской одержимости, но затем впал с ней в грех.
Чтобы скрыть свой грех, он убил девушку и бросил ее в реку.
Обезумев от этого греха, он раскаялся в содеянном.
Долго скрывался он в пустыне, лишенный крова и покоя, мучимый угрызениями совести, и был готов оставить монашескую жизнь и вернуться в мир.
Но безмерная милость Божия, против которой не могут победить грехи мира сего и желающая спасения всему человечеству, не допустила бы гибели этого инока, столько лет подвизавшегося для Господа.
Господь сорвал замысел диавола погубить подвижника и возвратил его через покаяние на путь спасения.
Блуждая по пустыне, Иаков увидел монастырь и, войдя в него, исповедал свой грех перед игуменом и братией.
Игумен уговаривал его остаться с ними, опасаясь, что в конце концов он впадет в отчаяние.
Но Иаков ушел и снова долго скитался по пустыне.
Наконец Всеблагий Промысел Божий привел его к одному пустыннику, исполненному благодати и мудрости.
Сняв с него ношу, пустынник предложил Иакову остаться с ним.
Но Иаков не остался со старцем, хотя и ободренный и обнадеженный им, а уединился в пещере и там десять лет приносил покаяние Богу, плача и рыдая, и прося прощения за содеянный им грех.
Господь услышал молитвы кающегося монаха и даровал ему Свою милость.
Иаков вновь обрел дар чудотворения. Он оставался в пещере до самой смерти. Там же и похоронен.
Перенесение мощей благоверного князя Святителя Вацлава (Вячеслава) Чешских земель.
28 сентября 935 года, когда святой Вацлав шел на утреню, он был жестоко убит у дверей церкви собственным братом и его слугами.
Его тело было заколото и выброшено без погребения.
Мать, узнав об убийстве сына, нашла и поместила его тело в недавно освященной церкви при княжеском дворе.
Кровь, забрызганную на дверях церкви, смыть не смогли, но через три дня она исчезла сама собой.
Покаявшись в своем грехе, убийца перенес мощи святого Вацлава в Прагу, где они были помещены в храме святого Вита, построенном самим мучеником.
Память князя Вацлава издревле чтится в Русской Православной Церкви.
Память святого Вацлава также отмечается 28 сентября.
Христианские праздники 16 марта
Христианские праздники 18 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.