ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ28 марта

Христианские праздники 16 марта

Православные праздники 16 марта (3 марта по старому стилю)

3-я седмица Великого поста 

  • Волоколамская икона Божией Матери
  • Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск
  • Преподобная Пиама дева

 

Волоколамская икона Божией Матери


Волоколамская икона Божией Матери

Волоколамская икона Божией Матери

 

Волоколамская икона Божией Матери является списком Владимирской иконы Московского Успенского собора.

Икона была привезена из Звенигорода в Успенский Иосифо-Волоколамский монастырь 2 марта 1572 года, во вторую неделю Великого поста, и была торжественно встречена игуменом Леонидом (1563-1566; 1568-1573) и всей иноческой братией.

Отличается особым изображением на полях святителей Киприана (справа) и святителей Геронтия (слева), митрополитов Московских.

С именем митрополита Киприана связано первое прибытие древней Владимирской иконы Божией Матери из Константинополя в Москву в 1395 году, а при митрополите Геронтии в 1480 году Владимирская икона наконец прибыла в Москву.

В 1588 году Волоколамская икона была освящена надвратно в храме у южных врат Иосифо-Волоколамского монастыря в честь Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы (память 26 августа).

В конце XVII века, когда в Москве на Старой Басманной была построена одноименная церковь, церковь над воротами преподобного Иосифа Волоколамского была переосвящена в честь святых апостолов Петра и Павла.

Волоколамская икона была перенесена на подобающее место в иконостасе нового кафедрального Успенского храма Иосифо-Волоколамского монастыря.

В 1578 году икона была признана чудотворной.

 

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Амасийские


Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Амасийские

Мученики Евтропий, Клеоник и Василиск Амасийские

 

Святые мученики Евтропий, Клеоник и Василиск пострадали в городе Амасии Понтийской (Малая Азия) около 308 года.

Товарищами были братья Евтропий и Клеоник и Василиск, племянник великомученика Феодора Рекрута (память 17 февраля).

После мученической кончины святого Феодора они попали в темницу и своей проповедью многих язычников, находившихся в темнице, привели с собой в христианскую веру.

При истязании святого Феодора правитель Публий позорно погиб, пораженный гневом Божиим.

Асклепиодот был избран правителем Амасии и был более бесчеловечным, чем его предшественник.

Узнав, что все товарищи святого Феодора Рекрута находятся в темнице, правитель повелел привести их к нему.

Святые Евтропий, Клеоник и Василиск так твердо исповедовали свою веру во Христа перед этим новым правителем.

Их безжалостно избивали, так что их тела были сплошь в синяках.

На истязании святой Евтропий громко молился Спасителю: «Даждь нам, Господи, перетерпеть эти раны ради мученического венца и помоги нам, как Ты помог рабу Твоему Феодору».

В ответ на молитву святого мученикам явился Сам Господь с ангелами Своими и святому великомученику Феодору Рекруту, сказав им: «Се, Спаситель пришел на помощь вам, да познаете жизнь вечную».

Воинам и многим стоявшим рядом людям также было дано увидеть Спасителя.

Они призвали Асклепиодота прекратить пытки. Видя, что народ обезумел и готов уверовать в истинного Бога, правитель повелел увести мучеников.

Тогда правитель пригласил святого Евтропия на ужин и увещевал его принести публичные жертвы языческим богам, но в душе остаться христианином. Евтропий отказался от этого предложения.

На следующий день они привели мучеников в языческий храм, чтобы заставить их принести жертву.

Евтропий умолял Спасителя: «Господи, будь с нами и истреби ярость язычников. Даруй на сем месте Бескровную Жертву христиан приносить Тебе, истинному Богу».

Как только были сказаны эти последние слова, началось землетрясение.

Стены храма рухнули, а статуя богини Артемиды разлетелась вдребезги.

Все бежали из храма, чтобы не быть раздавленными среди обломков.

В шуме землетрясения раздался голос с высоты: «Услышана молитва твоя, и на сем месте будет построен дом христианской молитвы».

Когда землетрясение кончилось, правитель Асклепиодот, едва оправившись от испуга, приказал вбить в землю высокие деревянные колья, привязать к ним мучеников и облить кипящей смолой.

Святые стали молиться Богу, и Евтропий вскричал, обращаясь к мучителям: «Да обратит Господь против вас дело ваше!»

Смола стала течь рядом с телами мучеников, как вода на мраморе, обжигая мучителей.

Те, увидев это, в ужасе бежали, но правитель в ожесточении своем велел изрыть их тела железными крючьями и жалить раны горчицей, смешанной с солью и уксусом.

Святые переносили эти муки с замечательной стойкостью.

В ночь перед казнью святые проводили время в молитве, и снова им явился Господь и укрепил их.

Утром 3 марта святые Евтропий и Клеоник были распяты, а Василиск остался в темнице.

Святитель Василиск был казнен 22 мая в городе Комана.

Его обезглавили, а тело бросили в реку, но христиане нашли его мощи и похоронили их на вспаханном поле.

Позже в Комане была построена церковь, посвященная святому Василиску.

 

Преподобная Пиама


Преподобная Пиама

Преподобная Пиама

 

Святая дева Пиама (Πιαμούν) была родом из Египта и жила в IV веке.

Ее жизнь описана Палладием в его «Истории Лавсиака».

Когда святая была совсем юной, умер ее отец, но мать-христианка воспитала ее в дисциплине и наставлении Господнем (Ефесянам 6:4).

Когда она выросла, она и ее мать занимались делами милосердия и сострадания.

Они не были богаты, но из своего скудного дохода могли помочь своим бедным и слабым собратьям.

Святая Пиама ела понемногу вечером, а ночью бодрствовала.

Она также занималась ткачеством полотна и удостоилась дара предвидения.

Однажды некая деревня в Верхнем Египте напала на другую деревню из-за ссоры из-за раздела вод Нила.

Они сражались так яростно, что многие мужчины были убиты.

Затем эта деревня незаметно двинулась против деревни Святой.

Мужчины маршировали с посохами и копьями, намереваясь убить жителей.

Ангел Господень явился святой Пиаме и предупредил ее, что на ее деревню нападут более сильные жители.

Призвав священников своей церкви, она сказала: «Идите навстречу врагам, ибо они идут против вас, иначе вы и деревня погибнете. Если вы будете просить их не нападать, то, может быть, они пощадят деревню».

Священники испугались и сказали ей: «Мы не осмелимся встретиться с ними лицом к лицу, потому что знаем их свирепость и их высокомерие. Однако, если ты хочешь спасти деревню и свой дом, тогда ты выходишь им навстречу».

Святая дева не вышла, а взошла на кровлю свою и простояла всю ночь в молитве.

Она сделала много поклонов и молилась, чтобы Бог обездвижил врага там, где он стоял, в трех милях от ее деревни.

Сразу же их парализовало, и они не могли сдвинуться с места.

Им было открыто, что именно молитвы святого Пиамы мешали им двигаться.

Поэтому они отправили жителям деревни сообщение о том, что желают заключить мир.

Они также сказали им благодарить Бога за то, что молитвы святой Пиамы удержали их от нападения.

Когда ее мать скончалась, преподобная сама продолжила дело служения своим страждущим братьям и сестрам.

Она посещала их дома, утешала их и укрепляла их веру.

Когда святая Пиама скончалась в 337 году, в ее деревне был повсеместный траур.

 

Святой Иоанн (Златоуст) IV


Святой Иоанн (Златоуст) IV

Святой Иоанн (Златоуст) IV

 

Святой Католикос Иоанн IV (Златоуст) руководил Апостольской Церковью Грузии примерно с 980 по 1001 год.

Католикос Василий III в «Повести о чудесах святого Шио» описывает, как бездетные до сих пор родители святого Иоанна долго молились святому Шио из Мгвиме.

После рождения Иоанна богобоязненные родители отправили его на воспитание в монастырь Шио-Мгвиме.

Там он обрел святость и мудрость, за которые впоследствии получил прозвище «Златоуст», что в переводе с греческого означает «золотые уста».

Под этим именем он известен на протяжении всей истории Грузинской Церкви.

Есть еще один Иоанн по имени Златоуст, который также был католикосом с 1033 по 1049 год.

Этот Иоанн был учеником Святого Католикоса-Патриарха Мелхиседека I и его преемником на посту главного пастыря Грузинской Церкви.

Его жизнь и труды были полны такой же святости, как и у святого католикоса Иоанна, память которого празднуется в этот день.

По этой причине Иоанна IV и Иоанна V часто ошибочно считают одним и тем же человеком.

 

Святые Зенон и Зоил


Святые Зенон и Зоил

Святые Зенон и Зоил

 

Точно неизвестно, когда и где жили святые Зенон и святой Зоил, но, согласно византийскому стиху Синаксарион, они умерли, живя в миру (Париж. Куислен. 223, от 1301 года).

Имена святых Зенона и святого Зойла и сочиненное для них двустишие вошли в Греческую Минею (напечатанную в Венеции в 1596 году) и в Synaxaristis.

Когда греческие синаксарии были переведены на славянский язык, их имена и двустишие в их честь были включены в различные Прологи.

Оттуда они были включены в Великие Минеи Чтения (Великие Минеи Четии) на март и в современный календарь Русской Православной Церкви.

Двустишие гласит: «Освобожденные из этой жизни, Зенон и Зойлос ушли в лучшую жизнь» (буквально «существование»).

 

Преподобный Шио Мгвиме


Преподобный Шио Мгвиме

Преподобный Шио Мгвиме

 

Грузинская православная церковь несколько раз в течение года чтит память святого Шио Мгвиме.

Память святого Иоанна Зедазенского и его двенадцати учеников, среди которых был святой Шио Мгвимский, отмечается 7 мая; преставление святого Шио празднуется 9 мая; а в сырный четверг церковь празднует чудо, которое на протяжении веков каждый год происходило на могиле святого Шио.

Историк XIX века Мари Броссе писала, что каждый год до XVIII века в сырный четверг мощи святого Шио поднимались из-под земли с места их захоронения.

Приступавшие к ним с верой и благоговением получали исцеление от своих недугов.

В 18 веке персидский шах Надир (1736-1747) вторгся в Грузию.

Услышав об этом чуде и убедившись в его истинности, разгневанный шах напал на монастырь и разрушил раку со святыми мощами святого.

Позже группа христиан собрала святые мощи преподобного Шио и перезахоронила их на прежнем месте, но до сих пор они больше не поднимались.


Христианские праздники 15 марта

Христианские праздники 17 марта

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх