ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ27 октября

Христианские праздники 16 октября. Преподобный Дионисий затворник Печерский...

Православные праздники 16 октября (3 октября по старому стилю) 

  • Обретение мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца 

  • Преподобный Дионисий, затворник Печерский, в Дальних пещерах

  • Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский, Палестинский

  • Трубчевская икона Божией Матери

 

Обретение мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца


Обретение мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца

Обретение мощей преподобного Амвросия, старца Оптинского и всея России чудотворца

 

Преподобный Амвросий Оптинский (в миру Александр) родился в семье пономаря Михаила Федоровича Гренкова и Марфы Николаевны Гренковой.

Он был шестым из восьми детей. В 12 лет Александр поступил в Тамбовское духовное училище, а затем в Тамбовскую духовную семинарию.

В 1835 году, незадолго до выпуска, Александр тяжело заболел и дал обет, если выздоровеет, стать монахом.

Он выздоровел, но медлил с решением и стал частным учителем в семье помещика, а затем в Липецком духовном училище.

Во время летних каникул Александр познакомился с известным старцем Иларионом из села Троекурово.

Старец советовал: «Езжай в Оптину и будешь опытным. Можно было бы и в Саров поехать, но там нет более опытных старцев» (в то время преподобный Серафим Саровский уже почил).

И Старец добавил: «Ты нужен им там». После этого совета в 1839 году Александр поступил в Оптину пустынь Калужской губернии, когда монастырь находился в духовном расцвете.

Его первым наставником был старец (старец) Леонид, а затем старец Макарий, с которым Амвросий делил келью. Это дало ему помощь в его духовном прогрессе.

У Амвросия был очень живой юмор и общительный характер, что противоречило его более стойкой духовной дисциплине.

Амброуз много раз боролся с болезнями на протяжении всей своей жизни, опираясь на эту борьбу за понимание человеческого состояния.

Амвросий был пострижен в монашество, спустя всего три года, в 1842 году.
Ему было дано религиозное имя Амвросий в честь святого Амвросия Медиоланского.

Еще через три года Амвросий состарился и был рукоположен во иеромонаха (священника).

По дороге в Калугу для рукоположения Амвросий простудился. С тех пор его здоровье стало настолько плохим, что он почти не мог служить священником.

Из-за болезни Амвросий был вынужден на несколько лет провести в полузатворничестве.

Это уединение позволило ему сконцентрироваться на овладении Иисусовой молитвой или исихазмом и пережить значение исихии, молчания души перед Богом или теории.

Несмотря на слабое телосложение, отец Амвросий продолжал работу, помогая старцу Макарию в переводе святых отцов, в частности, в переводе «Лествицы Божественного восхождения».

Отец Амвросий поддерживал свою переписку и советы богомольцам, а затем и старцем из любви ко всем людям, которых он советовал, и всем, кто искал его.

Когда в сентябре 1860 года старец Макарий скончался, отец Амвросий сменил его на посту главного старца обители.

Старец Амвросий оставался главным старцем Оптиной 30 лет.

Амвросия посещало бесчисленное множество людей, и его любовь к каждому человеку была настолько сильна, что он даже видел людей, когда он прошел предел истощения и был вынужден лечь.

Даже тогда он не отказался бы выслушать людей, приходящих к нему за советом.

Старец обладал даром заглядывать в души людей там, где от него не скрывалось ни одной тайны.

Существует множество свидетельств его ясновидения и дара исцеления, которые он пытался скрыть.

Известный своей глубокой добротой и состраданием, ни один вопрос или совет не получил отказа.

Умея давать мудрые советы другим людям, старец Амвросий, по смирению своему, искал совета у других, не полагаясь на собственный ум, даже обладая даром рассуждения.

После кончины старца Макария, не имея в своем монастыре возможности обратиться к нему, он обратился сначала к своему епископу Григорию.

И со временем, узнав от каких-то заслуживающих доверия людей об одном скрытом, странствующем духовном старце, старец Амвросий немедленно попытался сблизиться с ним.

Он постоянно писал этому старцу тайные письма с намерением все делать по совету другого человека, в чем видел выражение воли Божией – не следование собственной воле.

Святитель Амвросий основал Шамординский женский монастырь в 1884 году.

Этот монастырь, что под Оптиной, открывал свои двери для бедных, больных и даже слепых женщин.

Большинство монастырей были очень бедными, и им приходилось полагаться на доходы женщин, имевших определенное личное состояние, чтобы оставаться открытыми.

После смерти первой настоятельницы, матушки Софьи, отец Амвросий в июне 1890 года отправился туда для приведения монастырских дел в порядок.

Он не смог вернуться в Оптину из-за болезни и скончался в Шамординском монастыре 10 октября 1891 года, похоронен в Оптиной «пустыне».

Его мощи были положены во Введенской церкви монастыря.

 

Преподобный Дионисий Затворник Киево-Печерский


Преподобный Дионисий Затворник Киево-Печерский

Преподобный Дионисий Затворник Киево-Печерский

 

Святитель Дионисий, пустынник Киево-Печерских, Дальних пещер, называемый Схепа, кратко упоминается в Киево-Печерском Патерике.

В 1463 году во время пасхальной утрени Дионисий обходил каждение мощей угодников Божиих, погребенных в Киевских пещерах.

Когда преподобный воскликнул: «Святые отцы и братия, сегодня великий день! Христос воскрес!» их ответ прогремел, как гром: «Воистину Воскрес!»

С того самого дня святой Дионисий жил затворником и после многих трудов почил о Господе.

Чудо с участием святого Дионисия упоминается в 8-й песне канона Киево-Печерским святым.

Память его совершается также 28 августа и во второе воскресенье Великого поста.

 

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский


Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский

Священномученик Дионисий Ареопагит, епископ Афинский

 

Святитель Дионисий первоначально жил в городе Афины. Там он вырос и получил классическое греческое образование.

Затем он отправился в Египет, где изучал астрономию в городе Гелиополе.

Именно в Гелиополе он вместе со своим другом Аполлофоном стал свидетелем солнечного затмения, произошедшего в момент распятия Господа Иисуса Христа.

«Или ныне страдает Творец всего мира, или этому зримому миру приходит конец», – сказал Дионисий.

По возвращении в Афины из Египта он был избран членом Совета Ареопага (афинский верховный суд).

Когда святой апостол Павел проповедовал на месте на горе Ареса (Деян. 17:16-34), Дионисий принял его спасительное воззвание и стал христианином.

Три года святой Дионисий оставался сподвижником святого апостола Павла в проповеди Слова Божия.

Позже апостол Павел избрал его епископом города Афин. А в 57 году святой Дионисий присутствовал при упокоении Пресвятой Богородицы.

Еще при жизни Богородицы святой Дионисий совершил путешествие из Афин в Иерусалим, чтобы встретить Ее.

Он писал своему учителю апостолу Павлу:

«Свидетельствую Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего другого, исполненного такой Божественной силы и благодати. Никто не может полностью понять то, что я видел. Признаюсь перед Богом: когда я был с Иоанном, просиявшим среди апостолов, как солнце на небе, когда я предстал перед ликом Пресвятой Девы, я испытал неизреченное ощущение. Передо мной сияло какое-то божественное сияние, которое пронзало мой дух. Я воспринял благоухание неописуемых ароматов и исполнился такого восторга, что изнемогало само тело мое, и дух мой с трудом переносил эти знаки и знаки вечного величия и небесной силы. Благодать от нее переполняла мое сердце и потрясала самый мой дух. Если бы я не имел в виду твоего наставления, я бы принял Ее за самого Бога. Невозможно устоять перед большим блаженством, чем то, что я видел».

После кончины апостола Павла святитель Дионисий хотел продолжить его дело и поэтому отправился проповедовать на Запад в сопровождении пресвитера Рустика и диакона Елевферия.

Многих они обратили ко Христу в Риме, потом в Германии, потом в Испании.

В Галлии во время гонения на христиан со стороны языческих властей все трое исповедников были схвачены и брошены в тюрьму.

Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию с ангелами Господними. Утром мученики были обезглавлены.

По древнему преданию, святой Дионисий поднял свою голову, прошел с ней в храм и пал там замертво. Мощи святого захоронила благочестивая женщина по имени Катулла.

Сочинения святителя Дионисия Ареопагита имеют большое значение для Православной Церкви. До наших дней дошли четыре его книги: 

О небесной иерархии 

О церковной иерархии 

Об именах Бога 

О мистическом богословии 

Кроме того, есть десять писем разным людям. 

Книга «О небесных иерархиях» была написана фактически в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий.

В ней он говорит о христианском учении об ангельском мире. Ангельская (или Небесно-Небесная) иерархия включает в себя девять ангельских чинов:

 Серафим

 Херувимы

 Престолы

 Доминионы

 Полномочия

 Власти

 Княжества

 Архангелы

 Ангелы

 Целью Богоустановленной Ангельской Иерархии является восхождение к благочестию через очищение, просвещение и совершенствование.

Высшие чины являются носителями божественного света и божественной жизни для низших чинов.

И не только разумные бестелесные ангельские сонмы включены в духовную светоносную иерархию, но и род человеческий, заново созданный и освящённый в Церкви Христовой.

Книга святителя Дионисия «О церковных иерархиях» является продолжением его книги «О небесных иерархиях».

Церковь Христова, как и ангельские чины, в своем вселенском служении стоит на основании священнических начал, установленных Богом.

В земном мире к чадам Церкви божественная благодать неизреченно нисходит в святых Таинствах Церкви, духовных по природе, хотя и чувственно воспринимаемых по форме.

Немногие, даже среди святых подвижников, могли узреть своими земными очами огненное видение Святых Таин Божиих.

Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии не обретается светоносная спасительная благодать Божия, ни божественное ведение, ни обожение.
Книга «Об именах Бога» излагает путь божественного знания через последовательность Божественных имен.

Книга святителя Дионисия «О мистическом богословии» также излагает учение о божественном знании.

Богословие Православной Церкви полностью основано на опыте богопознания.

Для того чтобы познать Бога, необходимо быть в близости к Нему, в какой-то мере приблизиться к Нему, чтобы достичь богообщения и обожения.

Это состояние достигается через молитву. Не потому, что молитва сама по себе приближает нас к непостижимому Богу, а потому, что чистота сердца в истинной молитве приближает нас к Богу.

Письменные труды святителя Дионисия Ареопагита имеют исключительное значение в богословии Православной Церкви, а также для позднесредневекового западного богословия.

На протяжении почти четырех столетий, до начала шестого века, сочинения этого святого Отца Церкви сохранялись в малоизвестной рукописной традиции, прежде всего богословами Александрийской Церкви.

Понятия этих сочинений были известны и использовались Климентом Александрийским, Оригеном, Дионисием Великим, выдающимися деятелями катехизической школы в Александрии, а также святителем Григорием Богословом.

Святитель Дионисий Александрийский написал святителю Григорию Богослову Толкование на «Ареопагит».

Общецерковное признание творения святителя Дионисия Ареопагита получили в VI-VII веках.

Особенно актуальны «Толкования» святого Максима Исповедника (память 21 января), (примечание перевода: хотя многие ученые предполагают, что «Ареопагитум» на самом деле был написан анонимным деятелем шестого века, который использовал распространенный древний прием благочестивого заимствования прославленного имени, это никоим образом не умаляет глубокого богословского значения произведений.)

В Русской Православной Церкви учение святителя Дионисия Ареопагита о духовных началах и обожении впервые было известно через писания святителя Иоанна Дамаскина (память 4 декабря).

Первый славянский перевод «Ареопагита» был сделан на Афоне около 1371 года монахом Исайей.

Его копии получили широкое распространение в России. Многие из них сохранились до наших дней в исторических рукописных собраниях, среди которых пергаментная рукопись «Творения святого Дионисия Ареопагита», принадлежащая святителю Киприану, митрополиту Киевскому и всея Руси (память 16 сентября), написанная им самим.

По одному из преданий, он был убит в Лютеции (древнее название Парижа, Франция) в 96 году во время гонения при римском императоре Дометиане (81-96).
Сегодня большинство ученых и богословов считают, что святой Дионисий Ареопагит не умер в Галлии, и что святой Дионисий Парижский – это другой святой с тем же именем.

Святитель Димитрий Ростовский говорит, что священномученик Дионисий был обезглавлен в Афинах и что на его могиле были совершены многие чудеса.

 

Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский, Палестинский


Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский, Палестинский

Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарийский, Палестинский

 

Святитель Иоанн Хозевит, епископ Кесарии Палестинской (587-596), прославился своей борьбой с евтихийской ересью, а также благодатными дарами проницательности и чудотворения.

Он родился в египетском городе Фивы и еще юношей провел долгое время в Фиваидской пустыне со своим дядей, который был аскетом.

Император, узнавший о святой жизни Иоанна, решил поставить его епископом города Кесарии.

Но святитель, жаждая уединения, оставил кафедру и удалился в пустыню Хозеву (между Иерусалимом и Иерихоном), где подвизался до конца жизни.

Однажды, направляясь к какой-то братии, он встретил на дороге женщину.

Она умоляла его следовать за ней в ее дом, чтобы он мог благословить его и освятить его своими молитвами.

Однако, как только они вошли в дом, подлая женщина заперла дверь и сняла с себя всю свою одежду, и попыталась соблазнить святого, чтобы он согрешил с ней. Он открыл дверь и убежал с места.

После этого он совершал многие чудеса, пока не почил в Господе. Говорят, что всякий раз, когда он служил Божественную литургию, он видел небесный свет в алтаре.

 

Трубчевская икона Божией Матери


Трубчевская икона Божией Матери

Трубчевская икона Божией Матери

 

Этот чудотворный образ из Наровчатского Троице-Скановского монастыря Пензенской епархии. Монастырь славился своими двухкилометровыми пещерами, которые были длиннее знаменитых пещер Киево-Печерской Лавры.

На иконе, хранящейся в монастыре, указано, что она написана в 1765 году преподобным Евфимием из Спасо-Челнского монастыря в городе Трубчевске Орловской губернии (ныне Брянская область).

Считается, что икона была кем-то подарена монастырю.

Первое упоминание об иконе относится к концу 18 века.

В это время в Наровчате и окрестных селах началась вспышка холеры.
К монахам приходили в панике люди с просьбой о помощи. Вскоре все местное население во главе с духовенством прошло через Наровчат крестным ходом, несущим икону Божией Матери и надолго изгоняющим страшную болезнь. С тех пор икона почитается в народе как чудотворная.

К ней стали приходить паломники, прося об исцелении, а монахи тоже оставались в добром здравии.

После прихода к власти большевиков здание монастыря отдали под птицефабрику. Пещеры были взорваны.

От двухкилометрового подземелья осталось всего 600 метров.

Икона была доставлена в краеведческий музей, где образ использовался как стол и подставка для цветочных горшков.

Через некоторое время икона оказалась в подсобке музея, где ждала своего часа до 1994 года.

Это был год, когда служители только что возрожденного монастыря (к тому времени ставшего женским) нашли в документах упоминание о Трубчевской иконе Божией Матери.

Однако надпись «Утеряна» была поставлена в 1975 году напротив строки «Трубчевская икона Божией Матери» описи музейных ценностей.

Усилиями Владимира Афанасьевича Полякова, краеведа и журналиста, в то время также редактора газеты «Наровчатские вести», эта икона была найдена в запасниках музея.

Его «выкопала» из-под груды хлама Маргарита Афиногенова, заведующая музеем.

На иконе были видны только очи Спасителя и лик Божией Матери. Остальное покрылось темно-зеленой плесенью.

После такого «хранения» икону пришлось отнести в Троице-Сергиеву Лавру на реставрацию.

Но, несмотря на это, святой образ не утратил своей чудодейственной силы.

Известен случай, когда в монастырь из Саранска приехала больная туберкулезом женщина.

Она помолилась перед Трубчевской иконой Божией Матери и, уходя из дома, взяла с собой масло от лампады перед чудотворной иконой.

Дома она помазалась этим маслом с молитвой и вскоре получила полное исцеление.

Через месяц она снова пришла в Наровчатский монастырь, чтобы воздать хвалу святой иконе.

Христианские праздники 15 октября

Христианские праздники 17 октября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх