ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ27 октября
Православные праздники 15 октября (2 октября по старому стилю)
Святой Феодор, один из величайших морских героев России восемнадцатого и девятнадцатого веков, родился в 1745 году.
Непобежденный адмирал был ужасом для врагов своей страны и избавителем тех, кого варвары взяли в плен.
Служил во время русско-турецкой войны (1787—1791), а также воевал против французов.
Хотя он провел много морских сражений на Черном море и в Средиземном море, он не проиграл ни одного и ни разу не был ранен.
Святитель Феодор однажды посетил греческий остров Керкира (Корфу), где поклонился мощам святителя Спиридона Тримифунтского (память 12 декабря), оказав поддержку и ободрение православным христианам в этом месте.
Так как его морские реформы не понравились начальству, святитель Феодор был вынужден уйти в отставку в 1807 году царем Александром I.
Не имея ни жены, ни детей, адмирал поселился в городе Алексеево близ Санаксарского монастыря, где регулярно посещал службы по воскресеньям и Праздничные дни.
Во время Великого поста он оставался в монастыре, постился с монахами и посещал службы.
Игумен Нафанаил Санаксарский считал преподобного Феодора «ближним и значительным покровителем» обители.
Кроме своих щедрых даров монастырю, адмирал часто раздавал милостыню бедным и нуждающимся.
Он никогда не искал земной славы или богатства, а провел свою жизнь в служении Богу и ближнему.
Скончался святитель Феодор в 1817 году в возрасте семидесяти двух лет.
После плавания по морю жизни со всеми его бурями и борьбой он вошел в спокойную гавань вечного покоя. Похоронен в Санаксарском монастыре рядом с церковью.
В 1991 году монастырь был возвращен Русской Православной Церкви, а в 1994 году была найдена могила преподобного Феодора.
Святитель Феодор был прославлен Русской Православной Церковью в 2004 году, и для хранения его святых мощей был изготовлен ковчег в виде военного корабля.
Святого адмирала Феодора не следует смешивать с его родственником преподобным Феодором (Ушаковым) Санаксарского монастыря (память 19 февраля и 21 апреля), преподобным иноком, жившим с 1719 по 1791 год.
Святитель Феодор почитается как великий полководец, защитивший Россию так же, как до него это сделали святой Александр Невский (память 23 ноября) и святой Димитрий Донской (память 19 мая).
Его именем назван один из атомных крейсеров ВМФ России, о его жизни и карьере снят фильм.
Композитор Хачатурян также написал музыкальное произведение «Адмирал Ушаков».
Святитель Киприан был язычником, родом из Антиохии. С раннего детства заблудшие родители посвятили его на служение языческим богам.
С семи до тридцати лет Киприан учился в ведущих центрах язычества: на горе Олимп, в городах Аргос и Таврополь, в египетском городе Мемфис и в Вавилоне.
Как только он достиг выдающейся мудрости в языческой философии и колдовском ремесле, он был посвящен в языческое жречество на горе Олимп.
Обретя великую силу, призывая нечистых духов, он узрел самого Князя Тьмы, говорящего с ним и принявшего от него сонм демонов в услужение себе.
После возвращения в Антиохию Киприан почитался язычниками как выдающийся языческий жрец, поражавший людей своим умением колдовать, вызывать мор и язвы, заклинать мертвых.
Он погубил многих людей, научив их служить демонам и произносить магические заклинания.
Юстиция
Святая дева Иустина жила в Антиохии.
Отвратив собственных отца и мать от заблуждения язычества и приведя их к вере во Христа, она посвятила себя Небесному Жениху и проводила время в посте и молитве.
Когда юноша Аглаида (Αγλαΐδας или Αγλαϊος) предложил ей выйти замуж, святая отказалась, так как хотела остаться девственницей.
Аглаида обратилась за помощью к Киприану. Он сказал, что устроит так, чтобы сердце Юстины наполнилось похотью к юноше.
Как ни старался Киприан, он ничего не добился, так как святой побеждал все козни диавола молитвой и постом.
Кириан послал нечистого духа напасть на святую деву и возбудить в ней плотские страсти, но она победила их силою крестного знамения и усердной молитвой ко Господу.
Хотя один из бесов и сам Киприан принимали различные обличья силою чародейства, они не могли воздействовать на святую Иустину, которую охраняла твердая вера во Христа.
Все чары рассеялись, и демоны разбежались при упоминании имени Юстины.
Киприан в ярости наслал мор и чуму на семью Иустины и на весь город, но ее молитва помешала этому.
Колдун навлек беду не только на Иустину и ее семью, но и на весь город.
Поползли слухи, что город наказали за то, что Юстина не вышла замуж за Аглая.
К ней подошли несколько человек и потребовали, чтобы она вышла замуж за Аглаю, чтобы Киприан не наказывал их новыми бедствиями.
Юстина успокоила их и заверила, что скоро прекратятся беды, которые Киприан причинил с помощью бесов.
Святая Иустина молилась Богу, сила бесовская была уничтожена, и все исцелились от своих болезней и недугов.
Люди стали славить Христа, а Киприана и его чародейство насмехаться.
Убедившись, что диавол бессилен против крестного знамения, и трепетал от имени Христова, Киприан пришел в себя и понял, что он развратился, став чародеем, и участвуя во всякой нечестии, причиняя вред другим и обманывая их.
Он убил многих своими заклинаниями и зельями, а также многих мужчин и женщин в качестве жертвоприношения демонам.
Он уже был причастником части бесовской, и если бы он умер в тот момент, то был бы брошен в глубины Ада.
Однако Господь в Своем бесконечном сострадании спас его от бездны.
Святой Киприан видел, что диавол, которому он служил, боялся Христа.
Лукавый признался, что не смог победить девушку, потому что боялся «некоторого знака» на ней.
«Если ты страшишься даже одной тени креста и если одно имя Христа вызывает в тебе трепет, – сказал Киприан, – то что ты будешь делать, когда Сам Христос предстанет пред тобою?»
Затем дьявол бросился на языческого жреца и попытался избить и задушить его.
Впервые испытал святой Кириан силу Крестного знамения и имени Христова, ограждая себя от ярости Врага.
После этого он отправился к местному епископу Антиму с глубоким покаянием и бросил все свои книги в огонь.
На другой же день он вошел в церковь и не хотел выходить из нее, хотя еще не был крещен.
Своим стремлением следовать за праведностью святой Киприан понял великую силу веры во Христа, восполнившую более чем тридцатилетнее служение сатане.
Через семь дней после Крещения пострижен во чтеца, в двенадцатый день во иподиакона, в тридцатый во диакона. Через год был рукоположен в священники.
Вскоре после этого святитель Киприан был возведен в сан епископа.
Святитель Киприан обратил ко Христу столько язычников, что в его епархии не осталось никого, кто приносил бы жертвы идолам, и языческие капища пришли в негодность.
Святая Иустина удалилась в монастырь и была избрана его настоятельницей.
Во время гонения на христиан при императоре Диоклитиане епископ Киприан и святая Иустина были схвачены и доставлены в Никомидию, где после страшных мучений усечены мечом.
Святой Киприан, опасаясь, что мужество святой девы поколеблется, если она увидит его преданным смерти, просил время для молитвы.
Святая Иустина склонила шею и была обезглавлена первой.
Увидев муки святой Иустины, воин по имени Феоктист пал к ногам Киприана и объявил себя христианином, и вместе с ними был обезглавлен.
Священномученик Киприан, преподобномученица Иустина и мученик Феоктист пострадали за Христа в Никомидии в 304 году.
Мощи святых Киприана и Иустины находятся в разных местах мира.
Одна из ног святого Киприана находится в Иверском монастыре на Афоне.
Часть черепа святого Киприана находится в церкви имени этих святых в Меникосе Никосии.
Там же находится небольшой фрагмент черепа святой Иустины.
Частицы святых мощей святых Киприана и Иустины находятся в посвященном им монастыре в Филе, Аттика. Глава святой Иустины находится в монастыре Панагии Панахранту (Пресвятой Богородицы) на греческом острове Андрос.
Часть руки святого Киприана находится в церкви Злэтари (Calea Victoriei 14, Бухарест, Румыния).
Блаженный Андрей Юродивый в Константинополе
Блаженный Андрей Юродивый был славянином и жил в Х веке в Константинополе.
С ранних лет он любил Божью Церковь и Священное Писание.
Однажды во сне святой увидел видение двух воинств.
В одном были люди в сияющих одеждах, в другом – черные свирепые дьяволы.
Ангел Божий, державший дивные венцы, сказал Андрею, что венцы сии не украшения земного мира, а сокровище небесное, которым Господь награждает воинов Своих, побеждающих темные полчища.
«Приступай к этому доброму делу», – сказал ангел Андрею. «Будь глупцом ради Меня, и ты получишь много в день Моего Царства».
Святитель понял, что на это дело его призвал Сам Господь.
С этого времени Андрей стал ходить по улицам в лохмотьях, как будто ум его помутился.
Много лет преподобный терпел насмешки и оскорбления.
Он с равнодушием переносил побои, голод и жажду, холод и зной, просил милостыню и раздавал ее бедным.
За свое великое долготерпение и смирение святитель получил от Господа дар пророчества и премудрости, спасая многих от духовных опасностей, и обличая нечестие многих.
Во время молитвы во Влахернском храме святой Андрей узрел Пресвятую Богородицу, поднявшую покров над молящимися под Ее Покровом (память 1 октября). Скончался блаженный Андрей в 936 году.
Святая благоверная княгиня Анна Кашинская, дочь ростовского князя Димитрия Борисовича, в 1294 году стала женой святого великого князя Михаила Ярославича Тверского, убитого монголо-татарами Орды в 1318 году (ноябрь 22).
После смерти мужа Анна удалилась в Тверской Софийский монастырь и приняла постриг с именем Евфросиния.
Позже она перешла в Кашинский Успенский монастырь и стала схимоничей с именем Анна. Она почила 2 октября 1338 года.
Сыновья святой Анны также подражали твердому исповеданию веры своего отца во Христа.
Деметрий Михайлович («Грозные очи») убит в Орде 15 сентября 1325 г., а позже Александр Михайлович, князь тверской, был убит вместе со своим сыном Феодором 29 октября 1339 года.
Чудеса на могиле святой Анны начались в 1611 году, во время осады Кашина польскими и литовскими войсками.
Был также большой пожар в городе, который угас, не причинив большого ущерба.
Святитель в монашеской схиме явился тяжелобольному старосте Успенского собора Герасиму.
Она пообещала, что он выздоровеет, но пожаловалась: «Люди не проявляют уважения к моей могиле. Они игнорируют это и мою память! Разве ты не знаешь, что я умоляю Господа и Его Матерь избавить город от недруга и спасти тебя от многих тягот и зол?»
Она велела ему передать духовенству, чтобы они присматривали за ее гробницей и поставили там свечу перед иконой Христа Нерукотворного.
На Соборе 1649 г. было решено открыть ее мощи для всеобщего почитания и прославить святую княгиню Анну в лике святой.
Но в 1677 году Патриарх Иоаким предложил Московскому Собору прекратить ее почитание по всей России из-за старообрядческого раскола, использовавшего имя святой Анны Кашинской в своих целях.
Когда ее хоронили, ее рука была расположена так, чтобы креститься двумя пальцами, а не тремя.
Однако память святой Анны, получившей венец славы от Христа, не могла быть стерта указом.
Люди продолжали любить и почитать ее, и у ее могилы совершалось множество чудес.
12 июня 1909 года состоялось ее второе прославление и установлен ее общесоблюдаемый праздник.
Ее жизнь описывает ее как образец духовной красоты и целомудрия и пример для будущих поколений.
Глава 1 современного жития святой Анны Кашинской дает нам описание ее родного города Ростова и того, какой была жизнь в русских землях в ее детские годы – бурную эпоху монгольского ига.
Благоверная княгиня Анна Кашинская родилась княгиней Ростовской, дочерью Дмитрия Борисовича Ростовского (†1294). О ее детстве и юности в летописях сведений нет.
Они даже не называют даты ее рождения (как и двух ее сестер), а упоминают только год рождения ее брата Михаила (1286 г.), который, по-видимому, умер в младенчестве.
Мы можем прибегнуть к приблизительной оценке, если летописи упоминают о ее замужестве с Михаилом Тверским около 1294 года, а мы знаем, что девиц выдавали замуж в возрасте не старше 17 лет, то Анна должна была родиться в 1278 или 1279 году.
Мы ничего не знаем о ее матери – ни имени, ни откуда она.
Она не упоминается ни в летописях, ни в родословных, ни даже в житии святой Анны.
В летописях Никона за 1276 г. есть лишь лаконичное упоминание о том, что Димитрий Борисович был женат; позже упоминается, что он и его брат Константин вместе с их соответствующими женами отправились в Орду, где царь «принял их с честью».
Исключение сведений о семье Анны не должно нас смущать.
В то время семейная информация имела лишь второстепенное значение, а важнее всего было генеалогическое влияние.
Эта генеалогия создавала и формировала душу человека, водила его в круговороте повседневных дел, обусловливала его поведение примерно так же, как общество формирует человека в наши дни.
Летописи и устные предания сохранили характерные психологические черты ростовских князей XIII века, отразили обстоятельства, переживаемые Анной и ее семьей, и зафиксировали в печати быт Ростова той эпохи.
Эти данные воссоздают ростовское «лоно», вскормившее и воспитавшее Анну, – исторический фон, на котором очерчивается ее силуэт.
Ростовские князья отличались особыми душевными характеристиками, унаследованными от их прапредка, Константина, первого князя Ростовского (†1218 [2] ).
Хроники воздают ему много похвал. Он был «христолюбивым и благочестивым», ревностным строителем церквей, почитателем «иерейского и монашеского чина», начитанным, любителем просвещения (именно при нем в архиерейской кафедре впервые велись летописи), мягкосердечный по натуре, бесхитростный, великодушный и милосердный.
Его смерть горько оплакивалась народом, как и его вдова, типичная древнерусская «правоверная княжна», принявшая постриг над гробом мужа.
Эта благочестивая пара была крепким христианским корнем ростовской ветви древа Рюриха.
Отражение его добродетели упало и на красивого и храброго Василько.
Внуки Василька, Борис (дед Анны) и Глеб, правившие землей Ростовской в течение сорока лет походили на деда своим мягкосердечием, уступчивостью и бесхитростностью.
В быту это добросердечие выражалось в миролюбии, заботе о том, чтобы другие князья из рода Рюрихов не втягивали их в свои политические подвиги, и прилагали все усилия для нормализации отношений с грозной Ордой.
Правда, обстоятельства, очень тяжелые, повлияли на род Василоков.
Убийство их отца, князя Василока, дед их по материнской линии, князь Михаил Всеволодович Черниговский (Василок был женат на Марии Михайловне, дочери князя Михаила Всеволодовича), погибший в 1246 г. в Орде за то, что не захотел исполнять ханский приказ поклоняться огню, куст и долина.
Эта жестокая казнь произошла в присутствии старшего брата Васильковичей, пятнадцатилетнего князя Бориса, пришедшего со своими боярами засвидетельствовать свое почтение хану.
Это ужасное зрелище (хан приказал казнить Михаила не мечом, а избиением), боязнь, как бы открытая и непримиримая вражда деда к Орде не пробудила мстительную подозрительность к двум живым ростовским князьям; их непримиримая позиция...
Все эти события и выводы определили внешнюю политику братьев Васильковичей, их решимость ориентироваться в ордынском направлении и выражение их готовности мирно жить с Ордой.
В 1249 году Глеб Василькович отправился в Орду, к новому хану Сартаку, засвидетельствовать свое почтение.
В 1250 г. то же самое поспешил сделать и Борис. В дальнейшем Глеб неоднократно приезжал в Орду либо один с дарами, либо с Александром Невским и его братьями.
В 1257 году он был женат на татарской княгине (в крещении Феодора). Александр Невский дружил с братьями Васильковичами.
Он не только путешествовал с ними в Орду, но и позже провел с ними время в Ростове в 1249 и 1259 годах.
По-видимому, братья Васильковичи привлекли его своей поддержкой его политики терпения и лояльности по отношению к Орде.
Во время восстания 1252 г., охватившего несколько городов Владимиро-Суздальской области, братья Васильковичи смиренно выжидали, а в 1277 г. откликнулись на призыв хана Менги-Тимура участвовать в его кавказском походе против ясов и поспешили на юг.
Их княгини и дети сопровождали их в Орду, где у Глеба, женатого на татарской княжне, уже было много близких родственников.
Представители церкви не потворствовали дипломатии, ориентированной на татар, но допускали некоторую степень уступчивости по отношению к татарам.
Ростовские епископы Кирилл и святитель Игнатий понимали отчаянное положение своих князей.
Земля Ростовская, потрясенная до самого основания, остро нуждалась в мирных временах, чтобы оправиться от своих переживаний; тем не менее, иерархи внимательно следили за тем, чтобы такое подчинение не превратилось в предательство христианской веры.
Можно было жениться на татарке, но только при условии, что она примет святое крещение; разрешалось сотрудничать с поработителями, но они ни в коем случае не должны были преступать рамок религиозной морали.
Церковное суждение отразилось ясно и ясно в «Сказаниях о царевиче Петре Ордынском», несомненно составленных в религиозно-княжеской среде.
Татарский царевич Петр вышел из Орды, принял святое крещение в Ростове от епископа Кирилла, подвизался добрым подвигом евангельских добродетелей и удостоился видения святых апостолов Петра и Павла, повелевших ему строить и церковно на том место.
С архиерейского благословения он исполнил это повеление, а позже вступил в союз братской любви с Борисом Васильковичем (они стали «именными братьями»).
Преемник Кирилла епископ Игнатий закрепил этот священный союз особым церковным чином братства.
Цесаревич закончил свои дни в Ростове как близкий родственник семьи Бориса, и дети князя называли его «братом» своего отца или «дядей до старости».
«И преставился Петр (1290) в глубокой старости, и отошел к Богу в иноческом чине, возлюбив Его…» – говорит Повесть.
Церковь сохранила образ иноплеменника, полюбившего Христа и потому любимого Им, и канонизировала татарского князя. Память его 30 июня (ст. ст.).
Этот рассказ свидетельствует о оживленной дискуссии, происходившей в то время в Ростове по проблеме отношения христианина к монголам, о высоком религиозном уровне совести, на котором решалась эта проблема, и о том, как строго святители Церкви охранял христианскую веру.
Ростовское княжество издавна было сильно религиозной землей славного церковного предания, унаследованного им от выдающихся иерархов X-XII веков: святителей Леонтия и Исаака и св. Авраамия, просветителей язычников северо-восточной Руси, и от епископов Луки и Пахомия, образцовых наставников и архипастырей.
После Баттей-хана, при епископе Кирилле (1231-1262), святитель, подобный киевским иерархам до татарского завоевания; и при епископе Игнатии (1262-1286), подвижнике Киево-Печерского монашеского типа, религиозная жизнь в Ростове вновь возродилась.
Строились церкви, основывались монастыри, храмы богато украшались иконами, фресками и драгоценными сосудами, и все это носило на себе печать хорошего художественного вкуса.
Говорили, что собор при епископе Кирилле был величественный, украшенный золотом, жемчугом и драгоценными камнями «как невеста», и певчий пел «сладкозвучно», по-русски на правом клиросе, по-гречески на левом.
Вспоминается, что при епископе Игнатии начались работы над «Ростовской Богородицей», то есть Успенским собором, по «покрытию Ее кровли оловом, а пола Ее мрамором.
В монастырях стали появляться книжные архивы, изучался греческий язык, собиралась литература на русском языке и в переводах, монахи стали создавать свою литературу – летописи, жития святых, истории.
Было бы преувеличением полагать, что культурные достижения Ростова после Батея имели большое значение.
Важно лишь то, что эти вещи существовали, какими бы скромными они ни были по своим масштабам.
Батей завоевал землю Ростовскую, но не разграбил ее, и таким образом Ростовское княжество восстановилось раньше других.
Теперь в этом северо-восточном углу собирали, копили, сохраняли и прятали, старательно писали и копировали, изучали и преподавали по этой литературе.
Благодаря этому добросовестному увлечению литературой святитель Стефан Пермский мог сказать, что принял постриг в Ростовском Иоанно-Предтеченском монастыре, «потому что там было много книг».
Миролюбие ростовских князей спасло их, а также уберегло народ от бедствий.
В Свято-Троицкой летописи 1278 года написано, что князь Глеб «от юности своей послужил татарам… и многих христиан от язычников избавил».
Ростовчане почти не испытывали до конца XVIII в.массовые татарские грабежи, осуществляемые под видом наказаний, которые испытали во второй половине века другие города, такие как Рязань, Курск, Москва, Владимир, Переяславль и Суздаль…
И если какие-то деревни пострадали, то только потому, что оказались на пути прохождения татарских батальонов.
Продолжительный мир поощрял торговлю, земледелие и переселение людей из более неблагополучных соседних княжеств.
Ростовская область привлекала и татар – купцов и торгашей, охотно набившихся в Ростов и другие города.
Местные жители терпели их терпеливо, хотя и брезгливо.
Создавалась горькая иллюзия мирного сосуществования. Но временами этому терпению приходил конец.
Давление сборщиков дани, расточительство сопровождающих батальонов, дерзкое поведение татар-переселенцев…. Оскорблений было много.
В 1262 году, когда стали бить бесерменцев, ростовчане тоже не сидели спокойно.
Серьезные волнения вспыхнули и в Ростове в 1286 году, но это было в молодости Анны.
Своеобразие ростовской земли создавало особый менталитет, или, как говорят, «климат» ростовской жизни; миролюбивый, благочестивый, терпеливый, бесхитростный народ вел свои обычные дела.
Правда, это мирное процветание способствовало политической отсталости; она не прививала умение бороться за свое существование и интересы с оружием в руках и хитрой дипломатией.
Все это не могло не отразиться на исторической судьбе Ростова, так как город быстро утратил свою самостоятельность.
С другой стороны, она поощряла религиозность и благочестивый нрав, воспитывала любовь к Церкви, духовное просвещение, красоту религиозной культуры; и приучал людей к неукоснительному соблюдению религиозно-нравственных традиций Святой Руси.
Мирный, величественный Ростов смог стать колыбелью святости в разбойничью, воинственную эпоху.
Не случайно Ростов был земной родиной многих русских святых, и многие основатели монастырей по Волге и за ней были выходцами из Ростова.
Такова была светлая сердцевина, где Анна росла среди традиций крепкой православной веры, любви к Церкви, уважения к духовенству и монашескому сану, в благоговении перед мученически за Веру родных.
В детстве Анна, несомненно, слышала о своих предках, погибших при Батее, и запечатлела в памяти образ своего деда, стойкого Василька, и его гробницу в городском соборе.
Несомненно, перед ней трепетал двоюродный дедушка, мученик князь Михаил Черниговский, почитал свою дочь, преподобную Евфросинью Суздальскую.
И, конечно, она бы услышала от своего отца князя Романа Олеговича Рязанского, страстотерпца и исповедника (†1279), погибшего под страшными пытками в Орде.
Отцу Анны было всего 17 лет, когда Роман Олегович умер, и весь русский народ был ошеломлен подвигом этого святого князя.
Эти примеры «страсти» к Вере, к истине и святости тронули и юную душу Анны.
Кажется, провидение уже тогда начало готовить ее к страданиям, тревожа ее сердце и душу образами замученных царевичей.
Тайна святости коснулась и Анны в раннем возрасте.
Как глава Ростовской епархии святитель Игнатий был близок к княжескому роду.
Возможно, что он крестил Анну и других детей Димитрия Борисовича; во всяком случае, ее детство прошло под его назидательным влиянием.
Его суровые подвиги поражали современников, а его резкое осуждение всякого безоговорочного знакомства с «язычниками» было хорошо известно.
Ростовчане помнили, какую яростную суровость он проявлял к князю Глебу, умершему в 1278 году, – через девять дней после его погребения епископ приказал вынести его останки из Успенского собора, где были погребены остальные ростовские князья, и просто похоронить в Спасском монастыре.
Почему такое наказание? Князь Глеб был богобоязнен, добр, великодушен, смирен, «отвернувшись от гордыни, как от змеи».
Умерев, он «тихо и кротко предал дух свой».
Может быть, он вышел за рамки религиозной морали, уступив монголам, воюя вместе с ханом Менги-Тимуром на Кавказе?
Его вина остается неизвестной. Святитель едва не поплатился за свою строгость правом на служение.
Митрополит Кирилл обвинил его в том, что он судит «мертвого человека перед Страшным Судом», и только благодаря заступничеству отца Анны Димитрия Борисовича эта санкция была снята.
Своим живым примером епископ Игнатий научил Анну твердости непоколебимой веры и подготовил ее к исповедничеству.
Анне было десять или одиннадцать лет, когда этот суровый подвижник скончался († 1288), и во время его похорон стали происходить чудеса, потрясшие весь Ростов. Память его 28 мая.
Семья Димитрия Борисовича на долгие годы была близка к царевичу Петру, праведному татарскому старцу, для которого вера во Христа стала смыслом жизни.
Дедушка Анны любил его как брата, а он был «дядей» ее отца.
Он закончил свои дни в Ростове в 1290 году, когда Анне было двенадцать или тринадцать лет.
Не могли ли эти религиозные впечатления ее детства воспитать любовь к добродетели, украшавшую ее жизнь?
В Житии подчеркивалось ее благочестие, высокие нравы, хорошее воспитание в страхе Божием, соблюдении Его заповедей, сострадании к нищим, сиротам и несчастным.
Отмечаются также ее подвиги молитвы и подвижничества, отказ от «утех и сладостей», «непрестанная молитва и ненасытное желание Бога», полное подчинение воле Божией, ревность о всем богоугодном, кротость и полное незнание любое напрасное упрямство или самооправдание.
Анна была «проникнута учением божественных слов», и «посему привыкла к духовным радостям, и не обращала внимания на красоту века сего, ибо она есть прелесть...»
Это были обычные характеристики древнерусских праведниц, окружен духом монашества.
Было бы неправильно думать, что это были просто «красивые слова» о святом.
Мы точно знаем, что именно такие черты идеальной духовной красоты должны были быть у этой праведницы древней Руси.
Душа Анны была подобна драгоценному бриллианту, который сиял радужным спектром христианских добродетелей, завоевав заслуженную похвалу от своего народа для потомков.
Народ древней Руси, для которого было написано ее житие, мог восхищаться только этим типом или образцом женственности.
Если мы проследим жизнь Анны в период царствования ее отца (1278-1294) по косвенным ссылкам в летописях, то отметим несколько особых событий.
Дмитрий Борисович, отец Анны, был по натуре исключением среди своих родственников.
Беспокойный, строптивый, с трудом уживавшийся, он по разным причинам ввязывался в драки, сначала с двоюродным братом, когда тот «от Михаила Глебовича с грехом и великой неправдой взял некоторые земли», как сообщает Воскресенская летопись за 1279 г.; а затем два года спустя с его собственным братом Константином, когда «дьявол возбудил вражду и смуту между братьями».
Видимо, Димитрия Борисовича не заботило двоевластие с братом Константином.
Если бы епископ Игнатий не заключил между ними мира, дело могло закончиться военным конфликтом.
Ему не нравилась и ростовская политическая пассивность, поэтому он сделал попытку отойти от ее нейтралитета.
Когда трое сыновей Александра Невского, Димитрий, Андрей и Даниил, замышляли поход на Тверь, к ним присоединился Дмитрий Борисович.
Он хотел ослабить своего сильного, богатого соседа, а себе получить от Твери как можно больше.
Кампания была проведена, но не переросла в войну.
В летописи Никона за 1288 год отмечается: «Пошли союзники на Кашин, и пробыли вне Кашина девять дней, и все истребили; а Коснятин сожгли, а оттуда хотели идти в Тверь. Князь Михаил (17-летний Михаил Ярославович, будущий муж Анны) выступил против них со своим войском и, таким образом, начал с ними переговоры и, заключив мир, все разъехались.
Еще не вернулся он в Ростов, как там случился большой беспорядок...
Произошли внезапные, стихийные конфликты неизвестного происхождения: горожане ударили в городские колокола и начали нападать на татарские дома и предприятия, выгоняя всех татар из города.
Это был не бунт против ненавистной власти, а, скорее, беспорядки и народный протест против злоупотреблений ее представителя.
Князья побежали в Орду просить милости у хана.
В летописи Никона за 1289 год отмечается, что отец Анны и его брат Константин вместе с женами (Константин был женат на татарке) ушли в Орду.
Анна и ее сестры были оставлены на попечение своих родственников и дворян.
Никто не знал, вернутся ли они, помирившись, а если вернутся, с какими сведениями – накажет ли хан ростовчан беспощадным погромом или простит их?
По-видимому, им помогли супружеские связи с Ордой, и все обошлось благополучно, но этот опыт не мог не оставить глубокий след в памяти Анны.
В то время ей было двенадцать лет. В этом возрасте значение событий может ускользать, но сами события производят впечатление на сознание.
Возможно, она чувствовала, что переживали окружающие ее люди в те мучительные дни.
И еще много раз Анне приходилось ожидать, казалось бы, неминуемой катастрофы — свершения мести, но это переживание не могло не оставить глубокого следа в памяти Анны.
В то время ей было двенадцать лет. В этом возрасте значение событий может ускользать, но сами события производят впечатление на сознание.
Возможно, она чувствовала, что переживали окружающие ее люди в те мучительные дни.
И еще много раз Анне приходилось ожидать, казалось бы, неминуемой катастрофы – свершения мести, но это переживание не могло не оставить глубокого следа в памяти Анны.
В то время ей было двенадцать лет. В этом возрасте значение событий может ускользать, но сами события производят впечатление на сознание.
Возможно, она чувствовала, что переживали окружающие ее люди в те мучительные дни.
И еще много раз Анне приходилось ожидать, казалось бы, неминуемой катастрофы – свершения мести.
Второе нападение на Тверь в 1290 г. было для Дмитрия Борисовича полной неудачей.
У новгородцев возникли разногласия с тверчанами, и они уговорили Дмитрия Борисовича встать на его сторону.
Он собрал войско и вторгся в пределы Твери, но прежде чем он соединился с новгородцами, они уже заключили мир с Михаилом Ярославовичем Тверским.
Таким образом, Дмитрий Борисович вернулся с пустыми руками.
Его дипломатия оказалась фатально неудачной.
В 1923 году между сыновьями Александра Невского, Андреем и Димитрием, произошла размолвка из-за великого княжества Владимирского.
По Орде ходили слухи об обвинении Димитрия в предательстве и тайных переговорах с врагом хана, Ногаем.
Димитрий Борисович вместе с братом и племянником, князем Феодором Ростиславовичем Ярославским, принял сторону Андрея.
Князья отправились вместе в Орду. Ростовчане воспользовались своими связями и поддержали Андрея сильным войском.
Хан Тохта решил уладить дело – решение, имевшее катастрофические последствия.
Брат хана, царевич Дюден, устроил в северо-восточной Руси такой погром, который напоминал времена Батея.
Владимир и еще четырнадцать городов пострадали. Татары без разбора совершали набеги на союзников Димитрия, а также на тех, кто находился под подозрением, даже на собственных сторонников Токты. Пострадала и Москва.
Князь Даниил, поддержавший своего брата Андрея, доверчиво впустил татар, которые затем разграбили весь город.
Пострадали и другие «невинные» города: Можайск Смоленского и Углич Ростовского.
Только Тверское княжество не терпело никаких набегов. Тверь не участвовала в коалиции против Дмитрия, но тверчане на всякий случай вооружились и решили защищаться.
Диуден, миновав Тверь, направился в Новгород. Новгородцы поспешили принять Андрея своим великим князем и откупились от Дюдена. Цесаревич пошел своей дорогой.
Великое княжество Владимирское перешло к Андрею, а Димитрий скончался в том же 1293 году «в черной ризе» (то есть принял монашеский постриг) в своем разграбленном, сожженном дотла городе Переяславле.
Так закончилась междоусобица между русскими князьями на глазах у татар.
Ростов, союзник Андрея, оставался вне непосредственной опасности; пострадал только Углич, но война все же не могла не нарушить мирного течения жизни в Ростове.
Страшные слухи, всеобщий переполох, тревожные предчувствия, неизвестность, что будет дальше…
Быстро пришло известие, что татары разоряют Владимир, что церковь Рождества Богородицы разграблена, а красивый медный пол в соборе разбит.
Москва была опустошена, Углич опустошен, а жители Переяславля поголовно бежали, прежде чем татары успели напасть.
Наконец, к общей катастрофе добавились грозные знамения природы: гром, резкие ветры, смертельные болезни и ужасающие знамения на небе. Все они отмечены в летописях за 1293 год.
Едва ростовчане пришли в себя, как Димитрий Борисович умер по возвращении из Орды.
Правление этого предприимчивого, но довольно необдуманного человека, сбившегося с миролюбивого пути предков, не принесло пользы Ростовской земле.
Его завоевания не увенчались успехом, а его дипломатическая служба князю Андрею оказалась не только бесполезной, но даже роковой для Ростова – поддерживая незаконного претендента на владимирский «престол» (Андрей был моложе Димитрия), он способствовал укреплению московских князей так решительно, что при сыне Даниила, Иване Калите, Ростовское княжество попало под пяту Москвы.
С кончиной отца Анны закончился ростовский период ее жизни.
Неизвестно, была ли еще жива ее мать в 1294 г., или Анна и ее сестра Василиса [10] остались сиротами; в любом случае их судьба была оставлена в руках Константина Борисовича.
Из последующих записей видно, что их дядя решил их судьбу в том же году, выдав их обоих замуж.
По-видимому, в те времена не было признания периода траура.
Хронологические даты свадьбы часто показывают поспешность, с которой овдовевшие князья вступали во второй брак.
По-видимому, покой отца не помешал начаться процессу обручения осиротевших дочерей.
Анна была обручена с Михаилом Тверским, а Василиса – с самим «завоевателем», великим князем Андреем.
Обе сестры были дочерьми ростовских князей и считались «хорошими супругами». Это были дипломатические браки.
Неугомонный Дмитрий Борисович дважды вторгался в пределы Твери.
<span
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.