ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 января

Христианские праздники 15 января. Серафим Саровский…

Православные праздники 15 января (2 января по старому стилю)

  • Предпразднство Богоявления
  • Преставление и второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского
  • Святитель Сильвестр, папа Римский
  • Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская

 

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского


Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

Обретение мощей преподобного Серафима Саровского

 

Прославление преподобного Серафима Саровского (память 2 января) произошло в 1903 году, через семьдесят лет после его кончины.

3 июля 1903 года митрополит Санкт-Петербургский Антоний при содействии епископов Нижегородского Назария и епископов Тамбовских Иннокентия перенес мощи святителя из первоначального захоронения в храм святых Зосимы и Савватия.

Царь Николай II и царица Александра предоставили новый кипарисовый гроб для принятия мощей.

Затем этот кипарисовый гроб был помещен в дубовый гроб и оставался в храме до дня прославления святого.

В полдень 16 июля, в первый день торжеств, митрополит Антоний совершил панихиду по приснопамятному иеромонаху Серафиму в Успенском соборе.

Богослужения проходили и в других храмах монастыря.

На следующий день митрополит Антоний и епископ Назарий отслужили заупокойную литургию в Успенском соборе.

В 5 часов дня того же дня зазвонили колокола Сарова, возвещая о прибытии царя Николая и его семьи. Митрополит Антоний поприветствовал их, а затем провел в Успенский собор на благодарственное богослужение.

Царская семья присутствовала на ранней литургии 18 июля и причащалась Святых Таин.

Вечером того же дня в соборе была отслужена последняя панихида по упокоению души иеромонаха Серафима.

Это будут последние молитвы, возносимые за него как за усопшего слугу Божия.

С этого времени к нему как к святому будут обращаться молитвы.

В 18 часов зазвонили в колокола Всенощной, первой службы с песнопениями в честь преподобного Серафима, во время которой его мощи будут выставлены на всеобщее поклонение.

Во время литии на вечерне гроб святителя был перенесен из храма святых Зосимы и Савватия в Успенский собор.

Во время этой процессии несколько человек исцелились от различных болезней.

Во время утрени при пении «Хвалите имя Господне» гроб открыли.

После Евангелия митрополит Антоний и другие иерархи приложили святые мощи.

За ними следовала царская семья, священнослужители и все люди в соборе.

19 июля, в день рождения святителя, в 8 часов началась поздняя литургия.

У Малого входа двенадцать архимандритов подняли гроб с середины храма, пронесли его вокруг алтаря, а затем поместили в специальную раку.

Долгожданное событие сопровождалось многочисленными чудесными исцелениями больных, собравшихся в Сарове в большом количестве.

В Саров приехало более 200 000 человек со всей России.

Торжества в Сарове завершились посвящением первых двух церквей преподобному Серафиму.

Первый храм был освящен над его кельей в Сарове.

Второй храм был освящен 22 июля в Дивеевском женском монастыре.

В 1991 году были вновь обнаружены мощи преподобного Серафима, пролежавшие семьдесят лет в советском антирелигиозном музее.

Широко почитаемый при жизни, преподобный Серафим является одним из самых любимых святых Православной Церкви.

 

Святой Сильвестр, Папа Римский


Святой Сильвестр, Папа Римский

Святой Сильвестр, Папа Римский

 

Святой Сильвестр, епископ Римский (314-335), родился в Риме от родителей-христиан Руфина и Иусты.

Отец его вскоре умер, и святой остался на попечении матери.

Учитель Сильвестра, пресвитер Квирин, дал ему прекрасное образование и воспитал его истинным христианином.

Став взрослым, Сильвестр исполнил заповедь Господа любить ближнего.

Он часто принимал странников и путников, прислуживая им, как раб в собственном доме.

Во время гонения на христиан Сильвестр не поколебался принять к себе святого исповедника, епископа Антиохийского Тимофея, который жил с ним более года и многих своей проповедью обратил ко Христу.

Епископ Тимофей был арестован и казнен по приказу префекта Тарквиния.

Сильвестр тайно взял тело святого и похоронил его.

На это обратил внимание Тарквиний, и святой был схвачен и предан суду.

Тарквиний потребовал от него отречься от Христа, угрожая ему пытками и смертью.

Святой Сильвестр, однако, не устрашился и остался тверд в своем исповедании веры, после чего был брошен в темницу.

Когда Тарквиний после суда скоропостижно скончался, святой был освобожден и бесстрашно проповедовал язычникам, многих обращая в христианство.

В тридцатилетнем возрасте святой Сильвестр был рукоположен во диакона, а затем во пресвитера епископом Марцеллином (296-304).

После смерти епископа Милитиада (или Мельхиада, 311-314) епископом Рима был избран святой Сильвестр.

Он призывал свою паству жить праведно и настаивал на том, чтобы священники строго исполняли свой долг и не занимались светскими делами.

Святой Сильвестр прославился как знаток Священного Писания и стойкий защитник христианской веры.

В царствование императора святого Константина Великого, когда закончился период гонений на Церковь, иудеи устроили публичный диспут, чтобы определить, какая вера истинна.

Святой Константин и его мать, святая императрица Елена, присутствовали вместе с многочисленной толпой.

За христиан говорил святой Сильвестр, а у иудеев было сто двадцать ученых раввинов во главе с Замбресом, волхвом и чародеем.

Цитируя священные книги Ветхого Завета, святой Сильвестр убедительно показал, что все пророки предсказывали рождение Иисуса Христа от Пречистой Девы, а также Его добровольные страдания и смерть во искупление падшего рода человеческого и Его славную Воскрешение.

Святой был объявлен победителем в диспуте.

Тогда Замврия попытался прибегнуть к чародейству, но святой воспрепятствовал злу, призвав имя Господа Иисуса Христа.

Замврий и другие иудеи уверовали в Иисуса Христа и просили креститься.

Святой Сильвестр руководил Римской Церковью более двадцати лет, заслужив уважение своей паствы.

Он мирно скончался в преклонном возрасте в 335 году.

 

Жизнь Святой и праведной Иулианы Лазаревской


Жизнь Святой и праведной Иулианы Лазаревской

Жизнь Святой и праведной Иулианы Лазаревской

 

В минуту усердного моления Богу великий христианский подвижник Макарий Египетский (390) услышал голос с неба, говорящий: «Макарий! до сих пор ты не достиг духовного уровня двух женщин, живущих в соседнем городке!?

Старец тотчас же взял свой посох в руки и пошел искать праведных женщин, о которых говорил глас свыше.

После долгих поисков он постучал в дверь одного дома в городе, и две женщины любезно впустили его.

Макарий сказал им: «Я специально вышел из пустыни, чтобы встретиться с вами, чтобы познакомиться с вашими делами. Расскажите о себе?

«О человек Божий, – ответили женщины, пристыженные – можно ли ожидать чего-либо богоугодного от тех, кто постоянно занят домашними делами и вынужден выполнять брачные обязанности?»

Но подвижник упорствовал, прося женщин открыть ему свой образ жизни.

И они сказали ему в ответ: «Мы две невестки, жены братьев. Пятнадцать лет мы прожили вместе и за все это время не сказали друг другу ни одного досадного слова. Детей у нас нет, но если Господь даст их, будем умолять Его помочь нам воспитать их в Вере и в благочестии. Мы относимся к нашим слугам с добротой. Много раз мы советовались друг с другом, следует ли нам вступить в общину монахинь, но наши мужья отказывались дать нам свое разрешение. И видя их любовь к нам, мы решили с ними не расставаться, но служить им с усердием. И все же, чтобы сделать нашу жизнь хоть немного похожей на жизнь святых пустынников, мы положили себе в сердце избегать громких разговоров, как можно больше оставаться дома, заботиться о ведении нашего домашнего хозяйства».

На это преподобный Макарий сказал: «Воистину, Бог не смотрит, кто девственен, или кто женится, кто инока, или кто в мирянине, но только смотрит на наклонение сердца к добрым делам. Он принимает это и в соответствии с этим ниспосылает Святого Духа на всякого, кто желает спастись. И Дух Святой, Утешитель, направляет помыслы и волю такового к вечной жизни небесной».

На Руси милостивая Иулиания явила такой же пример благочестия и душевной чистоты, какой открыли женщины преподобному Макарию на Востоке, в христианской древности.

Жизнь ее учит, что и в миру, даже в семье, среди забот о детях, супруге и домочадцах можно угодить Богу не меньше, чем удаляющемуся от мира в монашескую келью: нужно только жить по требованиям любви Христовой и праведности Евангелия.

Милосердная Иулиания родилась в Москве, в дворцовой среде, у благочестивых и человеколюбивых родителей Иустина и Стефаниды Недюревых.

Ее отец служил стольником при дворе царя Ивана IV Васильевича, известного как Грозный.

Иустин и Стефанида жили во всем благоговении и чистоте, с сыновьями и дочерьми своими, и множеством слуг, обладавших великим богатством.

В их семье в 1530-х годах родилась блаженная Иулиания.

Когда ей было шесть лет, она потеряла мать, и была взята на воспитание бабушкой по материнской линии, Анастасией Лукиной, н. Дубенской, и вывезена из Москвы на окраину города Мурома.

Однако через шесть лет праведная бабушка Иулиании скончалась, оставив двенадцатилетнюю сироту на воспитание своей тете, дочери бабушки Иулиании, Наталье Араповой, у которой было много детей: восемь дочерей и один сын.

Хорошо известно, что братья и сестры не всегда живут в мире и согласии; и еще чаще возникают споры и ссоры между более дальними родственниками, если они живут вместе.

Праведная Иулиания чтила свою тетку, была ей во всем послушна и неизменно смирялась перед своими кузенами, домашними детьми, молча перенося их оскорбления и упреки.

И все же на протяжении всей своей жизни Иулиания не походила на своих кузенов: она не любила игр, забав и шалостей, которыми занимаются отроки, а предавалась посту и молитве.

Эта разница в темпераментах между Иулианой и ее кузинами стала причиной насмешек не только среди ее кузенов, но и среди слуг; и под влиянием своих детей тетка Юлианы часто упрекала свою осиротевшую племянницу.

Она часто говорила Юлиане: «Зачем ты умерщвляешь свое тело в таком раннем возрасте? Ты хочешь погубить свою девственную красоту»?

Иногда им приходилось силой заставлять сироту есть и пить.

Но кроткая, тихая и послушная Иулиания всегда оставалась твердой и непоколебимой, когда дело касалось спасения ее души и богоугодной жизни.

Насмешки ее родственников и слуг не действовали на Иулианию: она вела такую же строгую и аскетичную жизнь, как и прежде.

Игры и веселые песни сверстников ее не увлекали; скорее, они вызывали в ней только неудовольствие и непонимание.

Так как она держалась в стороне от девичьих увеселений и развлечений, Иулиана отдалась с полной отдачей своему рукоделию: рукоделию, которое процветало в домах знати в то время, особенно прядению и шитью на пяльцах. Праведница проводила вечера в таких занятиях.

Но Иулиана не работала на себя: она шила одежду для бездомных сирот, вдов и больных своей деревни.

И трудилась она для них неутомимо, не принимая в достаточном количестве ни пищи, ни питья, ни отдыха.

Слухи о ее благотворительности распространились на отдаленные районы, и все, кто слышал об этом, дивились ее добродетельной жизни.

Что особенно поразительно, так это то, что возвышенное смирение и безграничная любовь Иулиании к ближним проистекали только из глубины ее собственного чистого сердца, исполненного христианской кротости.

У нее не было наставников и учителей; она не могла ни читать Священное Писание, ни извлекать из него наставления; в годы девичества она не ходила в церковь, ибо поблизости ее не было.

Когда Иулиании исполнилось шестнадцать лет, она была обвенчана священником Патапием с богатым муромским купцом Георгием Осоргиным (Осориным) в селе Лазарево, находившемся в имении Оссоргина.

После обряда венчания священник произнес молодоженам наставление о том, как им жить, как воспитывать детей в страхе Божием, как они должны прививать добродетель своим домочадцам и вообще делать из своей семьи маленькую церковь.

Слова священника глубоко проникли в душу Иулиании, и она свято следовала им всю свою жизнь.

Свекор ее Василий и свекровь Евдокия были людьми богатыми, известными при царском дворе, имели много слуг и несколько просторных резиденций.

Кроме Георгия их единственного сына, у них было две дочери.

Своим спокойным и кротким характером, личной добротой и радушным отношением Иулиана завоевала любовь не только родителей мужа, но даже невесток, что было необычно для тех времен.

В нее влюбились дальние родственники Осоргиных и близкие друзья семьи.

Они задавали ей разные вопросы, чтобы получить некоторое представление о ее характере. но она обезоруживала вопрошающих своей неизменной добротой и своими кроткими и мягкими ответами и мало-помалу завоевала любовь даже тех, кто сначала не хотел простирать на нее свое внимание.

Таким образом, Иулиана заняла самое видное место в семье своего мужа и стала хозяйкой дома.

Заботы о доме и его хозяйстве не занимали всего внимания блаженной Иулиании и не занимали ее душу в ущерб себе: вставая рано утром или отдыхая от дневных забот и суматохи перед сном, она долго молился Богу и совершал сотни или более полных земных поклонов; и она привлекала своего мужа к регулярному участию в этой непрекращающейся и горячей мольбе.

Георгия Осоргина часто призывали на службу в царское войско в Астрахань и другие отдаленные места, и он отсутствовал дома целых три года.

В разлуке с мужем, под влиянием природной скорби, Иулиания проводила целые ночи в молитве или за прядением и шитьем.

Произведения своих рук она продавала, а вырученные таким образом деньги раздавала беднякам.

Более того, как искусная швея, блаженная шила саваны и жертвовала их в церковь.

Свои благодеяния она держала в секрете от родителей мужа.

Ночью она посылала доверенную служанку раздавать милостыню.

Она заботилась о вдовах и сиротах, как истинная мать, мыла их своими руками, кормила, поила и шила для них одежду.

Она вела хорошо организованный дом, где каждый знал, какие задачи он должен выполнять, однако она всегда была добра и кротка со слугами, всегда обращаясь к ним по их полному христианскому имени, никогда не используя прозвищ.

Она никогда не требовала от своих слуг прислуживать ей по рукам и ногам: никто не поливал водой, когда она мыла руки, никто не помогал ей одеваться и снимать обувь, как это было принято в большинстве дворянских дворов.

Если в присутствии гостей, как это было принято, ей приходилось полагаться на такие услуги своих слуг, то, когда гости уходили, она кланялась и говорила о себе: «Кто я такая, чтобы мне служили другие, которые также созданный богом»?

Напротив, она всегда была готова сама служить другим и следила за тем, чтобы у ее слуг была питательная пища и подходящая одежда.

Однако праведная Иулиания не ограничивалась только заботой о пище и одежде своих слуг: она старалась, чтобы между ними не было ссор и споров, чтобы в ее доме царили мир и покой, и благодать Божия.

Всякий раз, когда между ее слугами возникали ссоры, Иулиания часто брала вину на себя и таким образом успокаивала враждующих.

Кроме того, она имела обыкновение говорить: «Я часто грешу перед Богом, и Он, будучи преисполнен человеколюбия, прощает меня. Поэтому я буду терпелива к грехам моих слуг. в душе они могут быть лучше меня и чище перед Богом».

Она никогда не жаловалась на провинности слуг мужу или его родителям, которые бранили праведницу за излишнюю снисходительность.

Всякий раз, когда ей не хватало умения и сил справиться с избалованными слугами и восстановить мир и покой в доме, усердно молилась Пресвятой Богородице и святителю Николаю Чудотворцу, прося их помощи.

В одно такое тяжелое время, когда Иулиания стояла ночью в молитве, бесы вселили страх в ее сердце.

Она без чувств упала на кровать и погрузилась в глубокий сон.

Во сне она увидела множество нечистых духов, наступающих на нее с мечами. «Если ты не прекратишь то, что делаешь?» – сказали демоны, – мы немедленно уничтожим тебя»!?

Блаженная Иулиания воззвала в молитве к Божией Матери и святителю Николаю, и явилась святая чудотворица с большой книгой и прогнала темных духов, которые исчезли, как дым.

После этого она благословила милосердную Иулианию и сказал: «Дерзай, дочь моя, и крепись. Не бойся козней бесовских. Христос повелел мне защищать тебя от демонов и злых людей».

Проснувшись, Юлиана ясно увидела сияющего человека, который прошел в дверь ее спальни и исчез.

Она побежала за ним, но засовы и решетки в ее комнате не сдвинулись.

Тогда Иулиания поняла, что Господь действительно послал ей небесного покровителя: она укрепилась в вере и надежде на помощь Божию и с еще большим усердием продолжала дела милостыни и любви к ближним.

Случилось, что в 1570 году на Русскую землю обрушился великий голод, и множество людей умерло от недостатка хлеба.

Милосердная Иулиания брала припасы у свекрови, якобы для собственных завтраков и обедов, но тайно раздавала все голодающим и бедным.

Свекровь ее удивилась этому и сказала: «Я радуюсь, что ты стала есть чаще, тем не менее я удивлена, что ты изменила свою обычную привычку. Раньше, когда всего было в достатке, ты не принимала пищи утром и в полдень, и я не могла уговорить тебя на это. А теперь, когда всюду недостаток хлеба, ты ешь и завтрак, и полдник».

Чтобы не открыть своего тайну блаженная Иулиания ответила свекрови: «Пока я еще не родила детей, не желала я есть те яства; но теперь я ослабла от родов и хочу есть не только днем, но и ночью. Но мне стыдно просить у тебя еды на ночь».

Свекровь Юлианы обрадовалась, что невестка стала больше есть, и стала присылать ей еду даже ночью.

Милосердная Иулиания принимала пищу и тайно раздавала ее во время голода.

Когда кто-нибудь из бедных окрестностей умирал, она покупала саван и выделяла средства на покрытие расходов на похороны.

Она молилась за души всех погребенных в селе Лазарево, известных ей или нет.

Когда голод прошел, Россию постигла новая беда: смертельная зараза обрушилась на несчастную землю.

Наполненные ужасом, люди запирались в своих домах и не пускали внутрь зараженных чумой; они даже боялись соприкоснуться со своей одеждой.

Милосердная Иулиания, втайне от родителей мужа, мыла больных в бане, лечила их, сколько могла, и просила Господа о восстановлении их здоровья.

И всякий раз, когда умирал какой-нибудь сирота или нищий, она омывала его своими руками и нанимала кого-нибудь, чтобы помочь унести его для погребения.

Родители мужа Иулиании умерли в преклонном возрасте и, по обычаю предков, на смертном одре приняли монашеский постриг.

Мужа Иулиании в это время не было дома: он более трех лет служил в царской армии в Астрахани.

Блаженная Иулиания с честью похоронила Василия и Евдокию Осоргиных, раздала обильную милостыню на упокой их душ, велела ежедневно в течение сорока дней совершать заупокойные литургии, накрыла столы с яствами для монахов, священников, вдов, сирот и неимущих, и также отправлял обильные пожертвования в тюрьмы.

Блаженная Иулиания прожила с мужем мирно и тихо много лет, и Господь дал ей десять сыновей и трех дочерей.

Из них четверо сыновей и две дочери умерли в детстве.

Оставшихся детей она воспитывала, находя в них радость.

Но когда ее дети выросли во взрослую жизнь, враг рода человеческого посеял вражду между ними и служителями блаженной, несмотря на ее желание установить мир между недовольными.

Ее старший сын был даже убит слугой; а вскоре после этого ее второй сын был убит во время службы в царской армии. Горькой ношей были эти скорби материнскому сердцу Иулиании, но она не плакала вслух, не рвала на себе волос, как обыкновенно делали другие женщины: непрестанная молитва и милостыня укрепили ее силы.

Муж ее тоже скорбел о потере сыновей, но блаженная утешила его.

Под влиянием этих семейных невзгод Иулиания стала уговаривать мужа разрешить ей уйти в монастырь и даже дала понять, что собирается уйти тайно, но Георгий напомнил ей о прекрасных словах, которые священник сказал сказанные на их свадьбе, и наставления других отцов: «Черные одежды не спасут нас, если мы не будем жить монашески, и белые одежды не погубят нас, если мы будем делать то, что угодно Богу. Если кто уходит в монастырь, не желая заботиться о детях, тот не любви Божией ищет, а мира. И дети, осиротевшие, часто будут плакать и проклинать своих родителей, говоря: «Почему, родив нас, Ты оставил нас в скорби и страдании? Если велено кормить чужих сирот, значит, не следует морить голодом собственных детей»!?

Муж праведной Иулиании был грамотным человеком. И он читал ей другие отрывки из духовных писателей, пока не убедил ее.

И она сказала ему: «Да будет воля Господня!?»

После этого муж и жена стали жить как брат и сестра. Георгий продолжал спать в своей обычной спальне, а Иулиана по вечерам ложилась на печку, раскладывая вместо кровати дрова ветками вверх и подкладывая под бок связку железных ключей.

Так она засыпала на час или два. Когда в доме затихало, блаженная Иулиания вставала на молитву и часто проводила в молении целые ночи; утром она шла в церковь на утреню и литургию.

После богослужений милостивая Иулиания возвращалась домой и занималась хозяйством.

По понедельникам и средам блаженная ела только один раз в день, а по пятницам вообще не принимала пищи, а удалялась в отдельную комнату, устроив в своем доме подобие кельи иноческой затворницы.

Она позволяла себе только одну чашу вина по субботам, когда кормила духовенство, вдов, сирот и бедняков.

Через десять лет после того, как они с мужем приостановили супружеские отношения, муж Илианы умер. Похоронив и помянув его по обычаю, как и родителей мужа, милостивая Иулиания отдалась всецело на служение Богу и бедным.

Так как ее дети сильно горевали о потере отца, она утешала их, говоря: «Не печальтесь, дети мои! Смерть вашего отца в назидание нам, грешным. Видя это и непрестанно ожидая собственного ухода из этой жизни, будьте добродетельны. Прежде всего любите друг друга и давайте милостыню».

Блаженная Иулиания учила не одними словами: она стремилась и образом жизни подражать великим христианским подвижникам, святым женщинам, о которых читал ей муж и другие грамотные люди.

Всякий раз, когда была свободна от домашних забот, блаженная Иулиания предавалась молитве и усиливала свой пост.

Но больше всего она заботилась о милостыне. Часто у нее не оставалось денег, чтобы раздать их бедным.

Зимой она получала деньги от детей, чтобы купить себе теплую одежду, но все раздавала бедным, а сама ходила в тонких одеждах и босиком.

Чтобы подвизаться для Господа в подвигах и, испытывая боль, раздувать пламя своей молитвы к Богу, Подателю радости и утешения, она клала между своими босыми ногами и сандалиями разбитые ореховые скорлупы и так ходила.

Однажды была исключительно холодная зима, так что даже земля промерзла и потрескалась.

Иулиания простудилась и некоторое время не ходила в церковь, но молилась дома.

Однажды священник села Лазарево рано утром пришел в церковь и услышал голос, исходящий от иконы Богородицы, говорящий: «Поди спроси у милостивой Иулиании, почему она не приходит в церковь. Ее домашняя молитва угодна Богу, но не так угодна, как моление в церкви. И вы воздаете ей должное: она перешагнула шестидесятилетний возраст, и Святой Дух почиет на ней»!?

Исполненный благоговения и страха, священник поспешил к Иулиании, пал к ее ногам, просил у нее прощения и рассказал ей о видении, свидетелем которого он был.

Блаженная сильно опечалилась и сказала священнику: «Ты, верно, впал в искушение говорить это! Как мне, грешной пред Господом, быть достойным такого звания»?

Священник пообещал Иулиании не говорить о своем видении, пока она жива, но заявил, что сообщит о нем после ее кончины.

Потом Иулиана пошла в церковь; там она совершила молебную службу перед иконой Божией Матери, целовала ее и со слезами умоляла небесную заступницу.

Вдовство блаженной длилось десять лет, в течение которых она раздала практически все свое имущество бедным.

Она оставила для своего хозяйства только самое необходимое и позаботилась о том, чтобы ее запасы продовольствия не переносились из года в год.

Все, что оставалось от годовых запасов, она тут же раздавала беднякам, сиротам и неимущим.

Затем наступило злополучное царствование царя Бориса Годунова (1598-1605), и Господь наказал русскую землю голодом необычайной силы: голодающим приходилось даже прибегать к поеданию падали, а в некоторых случаях заставляли есть и человеческие трупы.

Бесчисленное множество людей погибло от голода.

Дом семьи Осоргиных тоже пострадал от голода, ибо сеятели не вышли засеять поля, и даже скот погиб от недостатка корма.

Блаженная Иулиания умоляла своих детей и слуг не брать ничего чужого.

Все, что оставалось в ее доме из одежды, скота и сосудов, она продала, купив на вырученные деньги хлеб.

На эти средства она кормила свое хозяйство и, несмотря на страшную нехватку, также помогала беднякам, так что ни один из них не ушел от нее с пустыми руками.

Когда хлеба уже не осталось, милостивая Иулиания не унывала, но всецело уповала на помощь Божию.

В конце концов блаженная была вынуждена переселиться в село Вочнево, что на окраине Нижнего Новгорода, где еще можно было достать немного еды.

Но и там голод вскоре разразился со всей силой, и Иулиания, не в силах больше кормить своих слуг, отпустила их на волю.

Одни из них воспользовались своей свободой, а другие остались терпеть нужду и горе с госпожой.

Иулиания приказала оставшимся с ней слугам собрать свиной сорняк и содрать кору с одного вида вяза.

Из них она приготовила хлеб, чтобы накормить себя, своих детей и слуг.

По ее молитвам хлеб, приготовленный из свиней и коры вяза, оказался весьма вкусным, и бедняки, которых было необыкновенно много из-за голода, во множестве приходили принять его от милосердной Иулиании.

Соседи ее спрашивали бедных: «Зачем вы ходите в дом Иулиании? Она и ее дети едва живы от голода»!?

Но бедные отвечали: «Мы прошли много деревень, и иногда нам давали чистый пшеничный хлеб; но мы никогда не пробовали такого сладкого хлеба, как у этой вдовы»!? Соседи, у которых был приличный запас чистой пшеницы, послали просить у Юлианы немного ее хлеба из поросенка и коры вяза и убедились, что он действительно очень сладок; но приписывали это мастерству слуг, готовивших тесто.

Претерпевая тяжелую нужду два года, праведная Иулиания не смущалась, не прибегала к ропоту и жалобам, не впадала в уныние.

Одно только вызывало у нее грусть: в селе Вочневе не было церкви, а в силу преклонного возраста она не могла посетить церковь в ближайшей деревне.

Но помня о том, как угодна была Богу домашняя молитва, блаженная предалась молению и скоро нашла покой душе своей.

26 декабря 1603 года милосердная Иулиания заболела. Болезнь ее продолжалась шесть дней, но она лежала в постели только днем, а ночью вставала и стояла в молитве без всякой поддержки.

Служанки ее насмехались над ней, говоря: «Что это за больная женщина? Днем она лежит в постели, а ночью стоит в молитве»!?

Но блаженная отвечала тем, кто насмехался над нею, кротко: «Что вы смеетесь? Разве вы не знаете, что Господь ожидает молитвы даже от больных»?

2 января, когда рассвело, милостивая Иулиания призвала своего духовника, священника Афанасия, и причастилась Святых Таин.

Потом она села на своей постели и позвала к себе детей и слуг.

Многому учила она их, как жить богоугодною жизнью, и говорила также: «Еще в младенчестве я имела сильное желание постричься и дать великий ангельский риз, но не удостоилась сего».

Она велела приготовить кадильницу для своего погребения и положить в нее ладан и, попрощавшись с детьми, служанкой и подругами, вытянулась на постели, трижды перекрестилась над собой, обернула вокруг себя четки и произнесла свои последние слова: «Слава Богу за все! В Твои руки, Господи, предаю я свой дух»!?

Когда блаженная преставилась ко Господу, все присутствующие увидели, как вокруг ее главы образовался прекрасный свет в виде золотого венца, какой бывает на иконах святых.

Когда омыли тело новопреставленной и положили еге в отдельную кладовую, ночью увидели горящие свечи (хотя их никто не зажигал) и почувствовали благоухание, исходившее из комнаты, где лежала блаженная.

В ночь, следующую за днем ее преставления, милостивая Иулиания явилась одной из ее служанок и велела ей проследить, чтобы тело ее было перенесено из Вочнева в Муромскую область и погребено у церкви праведного Лазаря, рядом с могилой своего мужа.

Тело блаженной было положено в дубовый гроб и отвезено в село Лазарево, верстах в трех от Мурома, и там погребено 10 января 1604 года.

Дети и родня милостивой Иулиании воздвигли зимнюю церковь, посвященную архистратигу Михаилу, над ее могилой.

8 августа 1614 года скончался сын блаженной Георгий, и когда стали готовить ему место для погребения в крипте рода Оссоргиных, то нашли гроб блаженной Иулиании целым.

10 августа, после отпевания Георгия, когда причастные к обряду отправились в дом Осоргиных поминать усопшего, любопытные деревенские женщины открыли гроб и увидели, что он полон благоухающего мирра.

Когда гости ушли с поминальной трапезы, женщины сообщили об увиденном семье Осоргиных.

Дети милосердной Иулиании поспешили ко гробу, в благоговейном страхе они взяли небольшой сосуд с миром и отнесли его в Муромский собор.

Днем эта мирра была подобна соку свеклы, а ночью густела и становилась похожей на масло, источаемое каким-то багряным цветком.

В благоговении своем они не осмелились осмотреть все тело праведной Иулиании: видели только, что руки и ноги ее целы; головы ее не видели, потому что балка, поддерживавшая церковную печь, лежала поперек крышки гроба.

В ту ночь многие услышали звон в храме праведного Лазаря и поспешили к храму, думая, что кто-то трубит в огненный набат; однако нигде не было пожара, который можно было бы потушить.

Пришедшие заметили, что от гроба исходит сладкий аромат.

Весть об этом событии быстро распространилась по окрестностям, и многие приходили ко гробу святой, умащались миром и получали исцеления от различных недугов.

Когда миро почти совсем разлилось, больные стали брать песок из-под гроба милостивой Иулиании, натирать им себя и по мере веры своей получали облегчение своих немощей. Так, муромчанин Иеремия Червьев отправился ко гробу милостивой Иулиании с женой и двумя больными детьми. Его сын и дочь страдали от болезни, из-за которой у них более двух лет текла кровь из рук и ног, и они не могли даже поднести руки ко рту.

Совершив моление и панихиду у гроба святой Иулиании и натерев песком своих детей, Иеремия с женой возвратились в свой дом.

Их дети спали целый день и всю ночь, а проснувшись, могли свободно креститься.

В течение недели их здоровье было полностью восстановлено.

Крестьянин из села Макарова страдал страшным зубным недугом и долгое время не мог ни есть, ни пить, ни работать.

По совету жены, он один в полдень пошел ко гробу милостивой Иулиании, помолился блаженной, натер зубы песком и благополучно вернулся домой.

Однажды ночью в селе Лазарево вспыхнул пожар, уничтоживший четыре дома со свинцовыми крышами.

Дул необычайно сильный ветер, и огонь постепенно приближался к церкви.

Священник подбежал к церкви, поспешно взял обеими руками землю из-под гроба святой Иулиании и бросил ее в огонь.

Ветер сменил направление, огонь мало-помалу утих и, наконец, погас.

Мария, служанка дворянина Матвея Черкасова, жившего в пригороде Мурома, ослепла.

Когда родные и близкие привели ее к раке святой Иулиании и совершили над ней молебную службу и панихиду, она почувствовала, что к ней возвращается зрение.

На обратном пути в Муром она даже успела набрать грибов и ягод. 


Христианские праздники 14 января

Христианские праздники 16 января

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх