ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 января
Христианские праздники 14 января: Обрезание Господне,
Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не только своему времени, и не только своим соплеменникам принес пользу, но всем землям и городам мира и всем людям он приносил и приносит пользу, а для христиан всегда был и будет спасительнейшим учителем».
Так говорил современник святителя Василия, святитель Амфилохий, епископ Иконийский (память 23 ноября).
Святитель Василий родился в 330 году в Кесарии, административном центре Каппадокии.
Он был из знатного рода, славился своим положением и богатством и ревностно относился к христианской вере.
Деду и бабке святого со стороны отца пришлось семь лет скрываться в лесах Понта во время гонения при Диоклитиане.
Мать святого Василия святая Эмилия была дочерью мученика.
По греческому календарю ее память празднуется 30 мая. Отца святого Василия также звали Василием, он был юристом и известным оратором и жил в Кесарии.
У старших Василия и Эмилии родилось десять детей: пять сыновей и пять дочерей.
Пятеро из них впоследствии были причислены к лику святых: Василий Великий; Макрина (память 19 июля) была образцом подвижнической жизни и оказала сильное влияние на жизнь и характер святителя Василия Великого; Григорий, впоследствии епископ Нисский (память 10 января); Петр, епископ Севастийский (память 9 января); и Феосевия, диаконисса (память 10 января).
Святитель Василий провел первые годы своей жизни в имении своих родителей на реке Ирисе, где воспитывался под присмотром матери Эмилии и бабки Макрины.
Это были женщины большой утонченности, помнящие прежнего епископа Каппадокийского святителя Григория Чудотворца (память 17 ноября).
Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, а затем учился у лучших учителей в Кесарии Каппадокийской и здесь же познакомился со святителем Григорием Богословом (память 25 и 30 января).
Позже Василий перевелся в школу в Константинополе, где слушал выдающихся ораторов и философов.
Для завершения образования святитель Василий отправился в Афины, центр классического просвещения.
После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий овладел всеми доступными дисциплинами.
«Он изучал все досконально, больше, чем другие привыкли изучать один предмет. Он изучал каждую науку во всей ее полноте, как будто ничему другому он не учился».
Философ, филолог, оратор, юрист, естествоиспытатель, обладавший глубокими познаниями в астрономии, математике и медицине, «он был кораблем, полностью нагруженным ученостью, насколько это позволяла человеческая природа».
В Афинах завязалась тесная дружба между Василием Великим и Григорием Богословом (Назианзином), которая продолжалась всю их жизнь.
По сути, они считали себя одной душой в двух телах.
Далее, в своем восхвалении Василия Великого, святитель Григорий Богослов с восторгом говорит об этом периоде: «Разные надежды руководили нами, да и неизбежно, в учении... Два пути открывались перед нами: один к нашим священным храмам и учителя в нем; другой – к наставникам потусторонних дисциплин».
Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где некоторое время посвятил себя риторике.
Но вскоре, отвергнув предложения кесарийцев, желавших поручить ему воспитание своих отпрысков, святой Василий вступил на путь подвижнической жизни.
После смерти мужа мать Василия, ее старшая дочь Макрина и несколько служанок удалились в родовое имение в Ирисе и стали там вести подвижническую жизнь.
Василий был крещен Дианием, епископом Кесарии, и пострижен в чтецы (О Святом Духе, 29).
Он сначала читал народу Священное Писание, потом объяснял его.
Позднее, «желая стяжать себе наставника к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, чтобы встретиться с обитавшими там великими христианскими подвижниками.
Вернувшись в Каппадокию, он решил поступить так же, как они.
Он раздал свое богатство нуждающимся, затем поселился на противоположном берегу реки недалеко от своей матери Эмилии и сестры Макрины, собрав вокруг себя монахов, ведущих общежительный образ жизни.
Своими письмами Василий привлек в монастырь своего хорошего друга Григория Богослова.
Святые Василий и Григорий подвизались в строгом воздержании в своем жилище, не имевшем ни крыши, ни очага, а пища была очень скромной.
Сами расчищали камни, сажали и поливали деревья, таскали тяжести.
Их руки были постоянно мозолистыми от тяжелой работы. Из одежды Василий имел только хитон и монашескую мантию.
Власяницу носил, но только ночью, чтобы не бросалось в глаза.
В уединении святители Василий и Григорий предались напряженному изучению Священного Писания.
Они руководствовались писаниями отцов и толкователей прошлого, особенно добрыми писаниями Оригена.
Из всех этих произведений составили антологию под названием «Добротолюбие».
Также в это время по просьбе монахов святитель Василий записал свод правил добродетельной жизни.
Своей проповедью и своим примером святой Василий содействовал духовному совершенствованию христиан Каппадокии и Понта; и многие действительно обратились к нему.
Были организованы монастыри для мужчин и для женщин, в которых Василий стремился сочетать общежительный образ жизни с образом жизни одинокого отшельника.
В царствование Констанция (337-361) распространялось еретическое учение Ария, и Церковь призвала на службу обоих своих святых.
Святой Василий вернулся в Кесарию. В 362 году епископом Антиохийским Мелетием рукоположен во диакона.
В 364 году рукоположен в сан священника епископом Кесарийским Евсевием.
«Но видя, – повествует Григорий Богослов, – что Василия все чрезвычайно хвалят и чтят за его мудрость и благоговение, Евсевий, по немощи человеческой, поддался ревности к нему и стал проявлять к нему неприязнь».
Иноки встали на защиту святого Василия. Чтобы не вызывать церковной розни, Василий удалился в свой монастырь и занялся устройством монастырей.
С приходом к власти императора Валента (364-378), который был решительным приверженцем арианства, для Православия началось смутное время, начало великой борьбы.
Святитель Василий поспешно вернулся в Кесарию по просьбе епископа Евсевия.
По словам Григория Богослова, он был для епископа Евсевия «добрым советчиком, праведным представителем, толкователем Слова Божия, посохом для старцев, верной опорой во внутренних делах и подвижником во внешних делах».
С этого времени церковное управление перешло к Василию, хотя он и подчинялся святителю.
Он проповедовал ежедневно, а часто и дважды, утром и вечером.
В это время святой Василий сочинил свою Литургию.
Он написал сочинение «О шести днях творения» (Гексемерон) и другое о пророке Исаии в шестнадцати главах, еще одно о Псалтири, а также второй сборник монастырских уставов.
Святитель Василий написал также три книги «Против Евномия», арианского учителя, который с помощью аристотелевских понятий изложил арианское учение в философской форме, превратив христианское учение в логическую схему рациональных понятий.
Святитель Григорий Богослов, говоря о деятельности Василия Великого в этот период, указывает на «попечение о нищих и принятие странников, попечение о девах, писаные и неписаные монашеские правила для монахов, устройство молитв [ Литургия], удачное расположение алтарей и прочее».
По кончине Евсевия, епископа Кесарийского, святитель Василий был избран его преемником в 370 году.
Как епископ Кесарийский, святитель Василий Великий был последним из пятидесяти епископов в одиннадцати провинциях.
Святитель Афанасий Великий (память 2 мая) с радостью и благодарением Богу приветствовал назначение в Каппадокию такого епископа, как Василий, прославившегося своим благоговением, глубоким знанием Священного Писания, большой ученостью и подвигами на благо Церкви.
При Валенте внешнее управление принадлежало арианам, которые придерживались различных мнений относительно божественности Сына Божия и делились на несколько фракций.
Эти догматические споры касались вопросов о Святом Духе. В своих книгах «Против Евномия» святой Василий Великий учил Божеству Святого Духа и Его равенству с Отцом и Сыном.
Впоследствии, чтобы дать полное разъяснение православного учения по этому вопросу, святитель Василий написал свою книгу «О Святом Духе» по просьбе святителя Амфилохия, епископа Иконийского.
Трудности святителя Василия усугублялись различными обстоятельствами: Каппадокия была разделена надвое в результате переустройства провинциальных округов.
Затем в Антиохии произошел раскол, вызванный рукоположением второго епископа.
Было негативное и надменное отношение западных епископов к попыткам втянуть их в борьбу с арианами.
Был также переход Евстафия Севастийского на арианскую сторону.
Василий был связан с ним узами близкой дружбы.
Среди постоянных опасностей святитель Василий ободрял православных, укреплял их в вере, призывая к мужеству и терпению.
Святой епископ писал многочисленные письма церквам, епископам, клиру и частным лицам.
Побеждая еретиков «оружием уст своих и стрелами букв своих, как неутомимый поборник православия, святитель Василий всю свою жизнь бросал вызов вражде и козням арианских еретиков.
Его сравнивают с пчелой, жалящей врагов Церкви, но питающей свою паству сладким медом своего учения.
Император Валент, безжалостно отправлявший в ссылку всякого неугодного ему епископа и насаждавший арианство в других малоазийских провинциях, внезапно явился с той же целью в Каппадокию.
Он послал префекта Модеста к святому Василию. Он стал угрожать святому конфискацией имущества, изгнанием, побоями и даже смертью.
Святой Василий сказал: «Если ты отнимешь у меня имение, то не обогатишься и меня не обеднеешь. Вам не нужны ни моя старая изношенная одежда, ни мои немногочисленные книги, из которых состоит все мое богатство. Изгнание для меня ничего не значит, так как я не привязан к определенному месту. Это место, в котором я сейчас живу, не мое, и любое место, которое вы пошлете мне, будет моим. Лучше сказать: всякое место божье. Где бы мне быть ни пришельцем, ни пришельцем (Пс. 38/39:13)? Кто может мучить меня? Я так слаб, что первый же удар сделал бы меня бесчувственным. Смерть была бы милостью ко мне, ибо она тем скорее приведет меня к Богу, для Которого я живу и трудюсь и к Которому спешу».
Чиновник был ошеломлен его ответом. «Никто никогда не говорил со мной так дерзко», – сказал он.
«Может быть, – заметил святитель, – это потому, что ты никогда прежде не разговаривал с епископом.
Во всем остальном мы кроткие, самые смиренные из всех.
Но когда дело касается Бога, и люди восстают против Него, тогда мы, считая все остальное за ничто, взираем на Него одного.
Тогда огонь, меч, дикие звери и железные прутья, разрывающие тело, служат для того, чтобы наполнить нас радостью, а не страхом».
Сообщив Валенту, что святого Василия не следует устрашать, Модест сказал: «Государь, мы побеждены предводителем Церкви».
Василий Великий вновь проявил твердость перед императором и его свитой и произвел на Валента такое сильное впечатление, что император не посмел уступить арианам, требующим изгнания Василия.
В день Богоявления, среди неисчислимого множества народа, Валент вошел в церковь и смешался с толпой, чтобы создать видимость единения с Церковью.
Когда в церкви началось пение псалмов, это было как гром для его слуха.
Император узрел море людей, и в алтаре и вокруг было великолепие; впереди всех был Василий, который ни жестом, ни взглядом не признавал, что в церкви происходит что-нибудь другое.
Святитель Василий почти ежедневно совершал церковные службы.
Он особенно заботился о строгом исполнении церковных канонов и заботился о том, чтобы в клир поступали только достойные лица.
Он непрестанно обходил свою церковь, чтобы нигде не было нарушения церковной дисциплины, и исправлял всякое неблаговидное.
В Кесарии святитель Василий построил два монастыря, мужской и женский, с церковью в честь Сорока мучеников (память 9 марта), мощи которых погребены там.
По примеру иноков духовенство святителя, даже диаконы и священники, жили в крайней нищете, трудились и вели целомудренную и добродетельную жизнь.
Для своего духовенства святой Василий добился освобождения от податей.
Он использовал все свое личное состояние и доход от своей церкви на благо обездоленных; в каждом центре своей епархии он построил богадельню; а в Кесарии дом для скитальцев и бездомных.
Болезненный с юности, труд учительства, воздержание, заботы и скорби пастырского служения сказались на нем.
Скончался святитель Василий 1 января 379 года в возрасте 49 лет.
Незадолго до кончины святитель благословил святого Григория Богослова принять Константинопольскую кафедру.
По кончине святителя Василия Церковь немедленно начала праздновать его память.
Святитель Амфилохий, епископ Иконийский, в своем восхвалении святому Василию Великому сказал: «Недаром и не случайно святой Василий оставил тело и почил от мира к Богу в день праздника.
Обрезание Иисуса, празднуемое между днем Рождества и днем Крещения Христова.
Посему сей блаженнейший, проповедуя и восхваляя Рождество и Крещение Христово, превознося духовное обрезание, сам оставляя плоть, ныне восходит ко Христу в священный день памяти Обрезания Христова.
Поэтому было установлено и в сей нынешний день ежегодно чтить память Василия Великого празднично и торжественно».
Святителя Василия называют также «открывателем небесных тайн» (Уранофантор), «известной и яркой звездой», «славой и красотой Церкви».
Его почетная глава находится в Великой Лавре на Афоне.
В некоторых странах сегодня принято петь специальные колядки в честь святого Василия.
Считается, что он посещает дома верующих, и ему накрывают место за столом.
Люди посещают дома друзей и родственников, а хозяйка дома дарит детям небольшой подарок.
После литургии освящают и раздают особый хлеб (василопита).
В хлеб запекают серебряную монету, и тот, кто получает кусок вместе с монетой, получает благословение святого Василия на наступающий год.
Помимо обрезания, которое Господь принял как знамение Завета Божия с человечеством,
Он также принял Имя Мошиах [Спаситель] на восьмой день после Своего Рождества в указание на Свое служение, дело спасения мира [ Матфея 1:21; Марка 9:38-39, 16:17; Луки 10:17; Деяния 3:6, 16; Филиппийцам 2:9-10].
Эти два события — Господне обрезание и Наречение — напоминают христианам, что они вступили в Новый Завет с Богом и «обрезываются обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христа» [Колоссянам 2:11].
Само название «христианин» есть знак вступления человечества в Новый Завет с Богом.
Да будет из вас обрезан каждый мужчина. И да будет обрезана крайняя плоть твоя, и это будет знамением завета между Мною и тобою. Отрок восьми дней должен быть обрезан у вас… и будет завет Мой на теле вашем, как завет вечный» (Бытие, 17:10-13).
Когда нашему праотцу по вере Аврааму было девяносто девять лет, к нему явился вечный Сын и Слово Божье и заключил с ним завет. Он повелел, чтобы в качестве определяющего «знамения» этого завета было обрезано Авраам и его семя. На протяжении последующих столетий Израиль покорно соблюдал этот Закон и даже хвастался им (Галатам 6:14). 1
Во исполнение этой божественной заповеди Господь наш Бог и Спаситель Иисус Христос был обрезан на восьмой день по Своем рождении по плоти от Своей чистой и приснодевой Матери Марии. Это событие лишь мимолетно упоминается в Евангелии:
И по истечении восьми дней, когда Он был обрезан, Он был назван Иешуа, именем, данным ангелом прежде, чем Он был зачат во чреве (Луки 2:21).
Однако обрезание Христа, наделенное огромным значением, оказалось одновременно и исполнением заповеди Божией в Законе, и пророческим знамением будущих событий.
Обрезание Спасителя было поводом для первого пролития Его драгоценной крови. Крест осенил Господа Иисуса, даже когда Он лежал в колыбели, перевязанный пеленами. Нож, рассекший плоть Господа в тот день, предвещал копье сотника, которое пронзит Его ребра, выпустив спасительный поток, кровь и воду (Ин. 19:34). Этот поток утопил образ и тень Закона и породил купель. Обрезание прообразовало спасительный поток святого крещения, через который мы, христиане, вступаем в новый и вечный завет спасения, как провозгласил св. Павел:
В Нем и вы были обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением плотского тела в обрезании Христовом; и вы были погребены с Ним в крещении, в котором вы и воскресли с Ним верою в действие Бога, воскресившего Его из мертвых (Колоссянам 2:11-12)
При обрезании лезвие, которым владела рука человека, срезало плоть; в крещении клинок Святого Духа отсекает грех. Духовный клинок вонзается глубоко, вырывая грех нашего предка. В крови Страстей Христовых грех тонет вместе с могуществом смерти и адом (Осия 13:14; 1 Коринфянам 15:55). Через воду со стороны Его благодатное семя бессмертной жизни и нетления прочно насаживается в душе и плоти каждого, кто исходит из купели. Металлическое лезвие обрезания отмечало плоть евреев-мужчин; Духовное лезвие крещения отмечает душу и тело каждого христианина «Печатью дара Святого Духа». Перед этим новым и могущественным «знамением» херувимы с огненным мечом, охраняющие потерянный рай, который издревле был в Эдеме (Бытие 3:25), уступают место, чтобы дети Нового Завета могли,
Издревле Бог в Законе повелел Израилю: «Обрежь свое жестокосердие и не будь более жестоковыйным» (Второзаконие 10:16).
Теперь и мы, прошедшие самую настоящую операцию крещения, должны обрезать и свое сердце. Святитель Кирилл, патриарх Александрийский († 444 г.), говорит, что мы, верные, утвердившиеся в благодати святым крещением, должны отсекать и умерщвлять бурные порывы плотских наслаждений и страстей острой хирургией веры и подвиги; не разрезание тела, но очищение сердца и обрезание в духе, а не в букве [по букве Моисеева закона]; чья похвала, как свидетельствует божественный Павел (Римлянам 2:29), не нуждается в приговоре какого-либо человеческого суда, но зависит от постановления свыше». 2
Таким образом, мы познаем значение восьмого дня обрезания Христа Спасителя, т.
Было дано «имя выше всякого имени» (Филиппийцам 2:9):
- Его исполнение закона Моисеева;
- предзнаменование Его спасительных Страстей и нашего участия в них через святое крещение;
- взятие креста и (Лк. 9:23) ежедневное обрезание сердца силою Святого Духа через подвиги.
Всеблагий Бог не постыдился быть обрезанным обрезанием плоти, но подал Себя в пример и образец для всех, для их спасения; ибо Творец Закона исполнил предписания Закона и предсказания Пророков о Себе. Господи, все держащий в ладонях Твоих и пеленами обвитый, слава Тебе (от апостиха праздника).
Недостойный раб Христов, иерей Даниил Гриффит, пастор Свято-Михайловской Антиохийской Православной Церкви, Женева.
1 Хотя обрезание практиковалось рядом культур древнего восточного Средиземноморья, в начале христианской эры оно было тесно отождествлено с еврейским народом. В Новом Завете слово «обрезание» без дополнительных уточнений означало еврейский народ, в отличие от «необрезанных», язычников (Галатам 2:7-8; Ефесянам 2:11; Колоссянам 4:11).
2 Св. Кирилл Александрийский, Толкование на Евангелие от Луки , пер. Р. Пейн Смит (Studion Press Inc.: 1983), с. 57.
Христианские праздники 13 января
Христианские праздники 15 января
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.