ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ14 июля

Христианские праздники 15 июля. Святитель Фотия митрополит Киевский...

15 июля (2 июля по старому стилю)

 

Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

 

Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

Положение Честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах

 

В царствование византийского императора Льва Великого (457–474) братья Гальбий и Кандид, сподвижники императора, отправились из Константинополя в Палестину поклониться святые места.

В маленьком селении близ Назарета они остановились в доме одной старой еврейки.

В ее доме они заметили комнату, где горело много лампад, курились благовония и собирались больные люди.

Когда ее спросили, что находится в комнате, благочестивая женщина долго не хотела давать ответа.

После настойчивых просьб она сказала, что у нее есть очень драгоценная святыня: Риза Божией Матери, которая совершила много чудес и исцелений.

Перед Своим Успением Пресвятая Богородица завещала одну из Своих одежд благочестивой иудейской девице, предок старухи, приказывая ей оставить его другой девственнице после ее смерти.

Таким образом, Риза Божией Матери сохранялась в этой семье из поколения в поколение.

Украшенный драгоценностями сундук со священной ризой был перевезен в Константинополь.

Святитель Геннадий, патриарх Константинопольский (память 31 августа), и император Лев, узнав о священном сокровище, убедились в нетленном состоянии святой Ризы и удостоверили ее подлинность.

Во Влахернах, недалеко от берега моря, был построен новый храм в честь Богородицы.

2 июня 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернскую церковь, поместив ее в новую раку.

Затем в ковчег вместе с Ее ризой положили и мафорий (т. е. верхнюю ризу) Богородицы и часть Ее пояса.

Это обстоятельство повлияло и на православную иконографию Праздника, на связь двух событий: Положения Ризы и Положения Пояса Богородицы во Влахернах.

Русский паломник Стефан Новгородский, посетивший Константинополь около 1350 года, свидетельствует:

«Мы прибыли во Влахерн, где Риза лежит на алтаре в запечатанном ковчеге».

Не раз, во время нашествия врагов, Пресвятая Богородица спасала город, которому дала Свою святую Ризу.

Так было во время осады Константинополя аварами в 626 г., персами в 677 г. и арабами в 717 г.

Особенно важны для нас события 860 г., тесно связанные с историей Русская церковь.

18 июня 860 г. русский флот князя Аскольда, насчитывавший более 200 кораблей, опустошил прибрежные районы Черного моря и Босфора, затем вошел в Золотой Рог и угрожал Константинополю.

Русские корабли проплыли в виду города, высадив на берег войска, которые «шествовали пред городом, обнажив мечи свои».

Император Михаил III (842-867) прервал свой поход против арабов и вернулся в столицу.

Всю ночь он молился ниц на каменных плитах храма Божией Матери во Влахернах.

Святой Патриарх Фотий обратился к своей пастве, призывая слезами покаяния смыть грехи и усердной молитвой искать заступничества Пресвятой Богородицы.

Опасность росла с каждым часом. «Город едва мог устоять против копья», — говорит патриарх Фотий в другой своей проповеди.

В этих условиях было принято решение сохранить церковные святыни, особенно святую Ризу Божией Матери, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега.

Отслужив всенощное бдение и вынеся его из Влахернского храма, они крестным ходом пронесли священную Ризу Божией Матери вокруг городских стен.

Его край окунули в воды Босфора, а потом перевезли в центр Константинополя в храм Святой Софии.

Богородица защитила город и укротила ярость русских воинов.

Было заключено почетное перемирие, и Аскольд снял осаду Константинополя.

25 июня русская армия начала отход, взяв с собой большую дань.

Через неделю, 2 июля, чудотворная Риза Божией Матери была торжественно возвращена на место в раке Влахернского храма.

В память об этих событиях святой Патриарх Фотий установил ежегодный праздник Положения Ризы Божией Матери 2 июля.

Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыла русская делегация для заключения договора «в любви и мире».

Некоторые из условий мирного договора включали статьи, касающиеся Крещения Киевской Руси, уплаты ежегодной дани византийцами русским, разрешения им служить в византийской армии, соглашения о торговле на территории империи (прежде всего в Константинополе), и направить дипломатическую миссию в Византию.

Самым важным был пункт о Крещении Руси.

Продолжатель византийской «Феофановой летописи» повествует, что «их делегация прибыла в Константинополь с прошением о принятии ими святого Крещения, которое и исполнилось».

Для исполнения этого взаимного желания русских и греков в Киев была направлена православная миссия.

Незадолго до этого (в 855 г.) святой Кирилл Философ (память 14 февраля и 11 мая) создал славянскую азбуку и перевел Евангелие.

Святитель Кирилл был послан с братом своим, святителем Мефодием (память 6 апреля и 11 мая), с миссией в Киев с книгами, переведенными на славянский язык.

Это произошло по инициативе святого Фотия, учеником которого был святой Кирилл.
Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, а весной 861 года были на Днепре у князя Аскольда.

Князь Аскольд стоял перед трудным выбором, как стоял перед святым князем Владимиром: и иудеи, с одной стороны, и мусульмане, с другой, хотели, чтобы он принял их веру.

Но под влиянием святителя Кирилла князь выбрал православие.

В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и везли с собой письма князя Аскольда к императору Михаилу III.

Аскольд благодарил императора за то, что он послал ему «таких мужей, которые и словом и примером показали, что христианская вера свята».

«Убедившись, что это и есть истинная Вера, — писал далее Аскольд, — мы повелеваем им креститься в надежде, что и мы сможем достичь святости. Мы все друзья Королевства и готовы оказать вам услугу, как вы попросите».

Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его свиты.

Непосредственно из Константинополя, столицы Православия, стараниями святых Апостолов к славянам пришло на Русь и славянское богослужение, и славянская письменность.

Святитель Фотий назначил митрополита Михаила в Киев, а русский митрополичий округ был внесен в списки епархий Константинопольского Патриархата.

Патриарх Фотий в энциклике 867 года назвал Крещение болгар и русских одним из главных достижений своего архипастырского служения.

«Русы, поднявшие руку на римскую мощь, — писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, — заменили теперь нечестивое учение, которого держались прежде, чистой и подлинной христианской верой и любовью зарекомендовали себя в кругу наших друзей и подданных».

Византийцы считали «подданными» всех, принявших Крещение от Константинополя и вступивших в военный союз с Империей.

Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах также знаменует собой каноническое установление Русской Православной митрополии в Киеве.

Благословением Божией Матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только избавление Константинополя от самой страшной во всей его истории осады, но и освобождение русских от мрака языческого суеверия к жизни вечной.

Вместе с тем 860 год принес Киевской Руси признание со стороны Византии и ознаменовал выход на арену истории молодого русского царства.

Попытка князя Аскольда возобновить начатую святым апостолом Андреем Первозванным христианскую евангелизацию, задуманную им как религиозную и государственную реформу, закончилась неудачно.

Время распространения христианства в Русской Земле еще не пришло.

Приверженцы старого язычества были слишком сильны, а княжеская власть слишком слаба.

В столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя.

Аскольд, заманенный в стан своих врагов для переговоров, принял мученическую смерть от руки наемных убийц.

Но подвиг блаженного Аскольда (так его называет Иоакимовская летопись) не был угашен в Русской Церкви. Олег Мудрец, убивший Аскольда, занял после него Киевское княжество и назвал Киев «матерью городов русских».

Древнейшие киевские летописи сохранили благодарную память о первом киевском христианском князе: церковь пророка Божия Ильи, построенная Аскольдом и позднее упомянутая в договоре Игоря с греками (944 г.), ныне стоит церковь этого имени, а также церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная в 950-х годах святой Ольгой над могилой Аскольда.

Важнейшим достижением Аскольда, навсегда вошедшим в церковное наследие не только Руси, но и всех православных славян, является славянское Евангелие и славянские службы, переведенные святыми Кириллом и Мефодием.

Их апостольская деятельность среди славян началась в Киеве при дворе Аскольда в 861 г. и продолжилась впоследствии в Моравии и Болгарии.

Вслед за блаженным Аскольдом, по словам древних Алфавитных молитв, «племя славянское ныне парит в полете, все к Крещению стремясь».

С чудом Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах связано несколько выдающихся произведений византийской церковной гимнологии и гомилетики.

Есть две проповеди святителя Фотия, одну из которых он проповедовал в дни осады Константинополя, а другую вскоре после отхода русских войск.

С походом Аскольда на Константинополь связано и сочинение замечательного «Акафиста Пресвятой Богородице», который некоторые церковные истории приписывают также святому патриарху Фотию.

Этот акафист составляет неотъемлемую часть богослужений Похвалы Пресвятой Богородице (т. е. «субботы акафиста», пятой субботы Великого поста).

О событиях 860 года рассказывают не только византийские источники, но и русские исторические хроники.

Святитель Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «она стала называться Русской землей».

Некоторые летописи, в том числе Иоакимовская и Никоновская, сохранили сведения о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Константинополь.

Народная память об этом событии прочно связана с именами киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир был киевским князем несколько раньше Аскольда.

Почитание праздника Ризоположения было известно в Русской Церкви издавна. Святой Андрей Боголюбский (память 4 июля) построил в честь этого праздника в городе Владимире у Золотых ворот церковь.

В конце XIV века часть Ризы Божией Матери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским (память 26 июня).

Святая Риза Божией Матери, ранее спасшая Константинополь, позднее спасла Москву от военных действий.

Летом 1451 года к стенам Москвы подошли ордынские татары князя Мазовши.

Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и богослужениями ободрял защитников столицы.

В ночь на 2 июля, повествует летопись, в татарском стане произошло большое смятение.

Враги бросили награбленное и в беспорядке быстро удалились.

В память о чудесном избавлении Москвы святитель Иона построил в Кремле церковь Положения Ризы, сделав ее своим главным храмом.

Он сгорел, но на его месте в 1484-1486 годах через тридцать лет был построен новый храм, также посвященный празднику Положения Ризы Божией Матери. Этот храм,

 

Святитель Фотий, митрополит Киевский

 

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Святитель Фотий, митрополит Киевский

Митрополи́т Фо́тий (XIV век, Монемвасия, Греция — 2 июля 1431) — митрополит Киевский и всея Руси (в Москве). В Русской церкви почитается святым в лике святителей.

Святитель Фотий, митрополит Киевский и всея Руси, был по происхождению греком из пелопоннесского города Монембасии (Мальбасии).

Еще в отрочестве он поступил в монастырь и был пострижен при старце Акакии, великом подвижнике (впоследствии митрополите Монембасии). В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха по церковным делам, встал вопрос о замене Русского престола после смерти святителя Киприана (память 16 сентября). Выбор патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. 1 сентября 1408 года святитель Фотий был поставлен митрополитом и в следующем году прибыл на Русь.

Полгода он провел в Киеве (сентябрь 1409 г. — февраль 1410 г.), занимаясь урегулированием дел в южных епархиях Русской Церкви, входивших тогда в состав Литовского княжества, точнее Литовско-Российского. Святитель понимал, что престол митрополита, духовный центр церковной жизни на Руси, не мог оставаться в киевских землях, где все более и более попадало в зависимость от католической Польши. В день Святой Пасхи 1410 года митрополит Фотий прибыл в Москву по примеру бывших русских митрополитов, перенесших свою резиденцию сначала во Владимир, а затем в Москву.

22 года святитель подвизался в нелегком служении архипастыря Русской Церкви. В тяжелых условиях войны, братоубийственной распри и грабительских набегов татар он умел высоко поднять духовное значение, материальный достаток и благополучие церквей Московского престола.

Благоприятные условия в Церкви позволили святителю Фотию оказать большую помощь все более обедневшему Константинопольскому Патриарху и укрепить международное положение Русской Православной Церкви и Русского государства.

Враги Православия не раз пытались подорвать церковно-патриотическое служение святителя Фотия. Весной 1410 года, когда святитель Фотий прибыл во Владимир из Москвы, хан Едигей, опустошив на два года эту часть Русской земли, предпринял новый поход с намерением пленить самого митрополита. Татарский отряд во главе с князем Талычем «Изгнанником» внезапно и быстро взял Владимир, но Бог сохранил Своего праведного святого.

Накануне вечером, не подозревая опасности, святитель удалился в Святоозерский монастырь за городом. Когда татары предприняли погоню, он скрылся в небольшом селении, окруженном непроходимыми болотами, на реке Сенеге. Не сумев захватить митрополита, хищные татары разграбили Владимир, особенно Успенский соборный храм. Привратник собора Патрикий претерпел страшные муки и принял мученическую кончину от разбойников-татар, но не открыл, где спрятаны церковные святыни и сокровища.

Усилиями митрополита Фотия было восстановлено каноническое единство Русской Церкви. Отдельная Литовская митрополия, учрежденная князем Витовтом для южной и западной епархий, была упразднена в 1420 году. В том же году святитель посетил возвращенные епархии и приветствовал паству назидательным посланием. Мудрый и эрудированный пастырь оставил после себя множество наставлений и писем. Большое богословское значение имело его разоблачение ереси стригольников, возникшей в Пскове до него. Его мудрыми усилиями ереси был положен конец в 1427 году.

Важными церковно-историческими источниками, составленными святителем Фотием, являются его «Порядок избрания и постановки епископов» (1423 г.), «Слово о серьезности священнического служения и обязанностях церковных служителей», а также «Духовное завещание», в котором он рассказывает о своей жизни. Другим большим делом святителя было составление под его руководством Общерусской (Всероссийской) летописи (около 1423 г.).

20 апреля 1430 года святой архипастырь был возвещен ангелом о своей близкой кончине и мирно скончался в праздник Положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах 2 июля 1431 года. 1471 год. Два саккоя святителя Фотия хранятся в Оружейной палате Московского Кремля.

 

Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский

 

Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский

Святитель Иувеналий (Ювеналий), Патриарх Иерусалимский

 

Святой Ювеналий, Патриарх Иерусалимский, занимал престол Святого Града в 420-458 годах.

В этот период мир просвещали великие светила Церкви: святители Евфимий Великий (память 20 января), Симеон Столпник (память 1 сентября), Герасим Иорданский (память 4 марта) и многие другие.

Святитель Ювеналий был другом и собеседником святителя Евфимия Великого.

Во время архипастырского служения святителя Ювеналия Восточную Церковь смущали опасные лжеучения, которым он противостоял с пастырским усердием, оберегая стадо Христово.

Третий Вселенский Собор был созван в городе Эфесе в 431 году.

Он осудил ересь Нестория, противоречащую православному учению о божественной природе Иисуса Христа.

На этом Соборе председательствовал святой Кирилл Александрийский (память 9 июня), а среди его соратников был патриарх Ювеналий.

В 451 году в городе Халкидоне собрался Четвертый Вселенский Собор.

Он осудил евхианскую [монофизитскую] ересь, которая учила, что человеческая природа во Христе полностью поглощена и поглощена божественной природой.

Святые отцы, в том числе святитель Ювеналий, осудили ересь Евтихия и утвердили православное учение о соединении в Господе Иисусе Христе двух естеств, Божеского и человеческого, без разделения и без смешения.

Однако еретики продолжали смущать умы христиан.

Во главе еретиков стоял Феодосий, живший в Иерусалиме, и переманивший на свою сторону Евдокию, вдову императора Феодосия Младшего († 450), жившую в Иерусалиме.

Он потребовал, чтобы патриарх Ювеналий отрекся от Халкидонского собора, то есть от православного догмата о двух естествах во Христе.

Святой Ювеналий не согласился принять ложь и мужественно исповедовал Халкидонское учение перед еретиками.

Затем Феодосий и его сторонники низложили патриарха Ювеналия с патриаршего престола.

Святитель удалился в Константинополь, к патриарху Анатолию (память 3 июля) и императору Маркиану.

Еретик Феодосий под покровительством Евдокии занял патриарший престол в Палестине, но только на двадцать месяцев.

Император Маркиан, высоко ценивший святого Ювенала, вновь возвел его на патриарший престол, и святой исповедник возвратился в Иерусалим.

Святитель приложил немало усилий для восстановления церковного мира.

По предложению святого Симеона Столпника императрица Евдокия покаялась перед святителем Ювеналием и вернулась в общение с православными.

За ней последовала большая часть иерусалимской паствы, сбитая с толку еретиками. 

Победив пагубные ереси и утвердив единомыслие и благопристойность, Патриарх Ювеналий мирно скончался среди своей верной паствы, прослужив архиереем тридцать восемь лет.

 

Икона Божией Матери «Феодотьевская»

 

Икона Божией Матери «Феодотьевская»

Икона Божией Матери «Феодотьевская»

 

Одна из наиболее почитаемых святынь Рязанской земли — Феодотьевская икона Божией Матери, называемая также «Одигитрия». 

Одигитрия, или Богородица Одигитрия, представляет собой иконографическое изображение Богородицы (Девы Марии), держащей рядом с собой Младенца Иисуса, указывая на Него как на источник спасения для человечества Голова Богородицы склоняется к ребенку, который поднимает руку в благословляющем жесте.

Образ Богоматери «Одигитрия» был принесён ещё в Старую Рязань до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем с Афона.

Икона находилась в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества до разорения её Батыем в декабре 1237 года.

Город сожгли дотла, икона исчезла. Чудесное возвращение святыни произошло в 1487 году.

Найдена она была в поле, называемом Старое, недалеко от сёл Торчино и Федотьево (ныне это Спасский район).

Предание гласит, что одному сельскому мальчишке во сне привиделась Богородица, повелевшая выкопать икону из земли на Старом поле.

Он рассказал об этом родителям, они отправились по указанному во сне адресу и действительно обнаружили икону.

Географически Старое поле находится ближе к Торчино, нежели к Федотьево.

Однако Торчино входило в приход Успенской церкви села Федотьево, потому икону назвали Феодотьевской (Федот по церковно-славянски — Феодот).

От образа сразу пошли исцеления, по повелению князя Рязанского Ивана Васильевича Третного и благословению епископа Рязанского и Муромского Симеона икону перенесли в Переяславль-Рязанский (нынешнюю Рязань).

Она должна была оградить город от врагов и болезней. Её поставили в Успенском (ныне Христорождественском) соборе.

Феодотьевская икона стала главной святыней Переяславля-Рязанского.

Жители земель, где произошло чудесное явление, спустя почти полтора века получили благодарность за обретение образа — список иконы и подарок в виде финансового послабления.

Архиепископ Рязанский и Муромский Феодорит пожаловал торчинцам и федотьевцам «ради взятой от них иконы» милостивую грамоту, навсегда освободив их от церковной дани, оброка и всяких податей.

Правда, грамота позднее была утеряна, и налоги стали взиматься вновь. 

Копии с Феодотьевской иконы владыка Феодорит поручил снять в 1611 году, их было две.

Они были сделаны «по виду и размеру подобными чудотворному».

Один из списков был передан в Борисоглебский храм Рязани, второй — послан в церковь села Феодотьево.

Первая копия утеряна, в Борисоглебском соборе хранится небольшой более поздний список с иконы, а вот федотьевский список XVII века сохранился.

Икона считается чудотворной, она путешествовала из церкви в церковь, а во времена, когда все храмы были закрыты, хранилась у обычных граждан и по просьбе желающих приносилась в дома верующих.

Находится она сейчас не в самом Федотьево, а в церкви Вознесения Господня в городе Спасск-Рязанский.

В 1720 году здесь был построен Ризоположенский храм, название связано с тем, что икона явилась именно на праздник положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахернском храме.

Позднее этот храм упразднили, разобрали и перенесли в Федотьево. 

Это не удовлетворило жителей Торчино, которые хотели иметь свою церковь. 

В 1852 году на месте явления иконы построили каменную часовню, но и это не утешило жителей Торчино: в 1902 году они подали прошение рязанскому губернатору о строительстве храма.

Спустя пару лет здесь уже стояла Никольская церковь.

На момент революции 1917 года в Федотьево было два храма — Успенский и Ризоположенский, в Торчино — Никольская церковь, новая власть уничтожила их все.

Чудотворный список «Феодоровской» иконы Божией Матери жители Федотьево спасли.
После разрушения храмов люди стали ходить на место явления иконы.

Молились они под открытым небом, особенно популярным это место стало во времена Великой Отечественной войны.

Сейчас на месте первого Ризоположенского храма на Старом поле вблизи Торчино вновь воздвигнут храм в честь положения ризы Божией Матери.

Строить его начали в 2007 году на средства благотворителя.

В народе ходят легенды о чудесах, происходивших во время строительства.

Так, один из работников иногда ночевал в храме, каждый раз в ночи он видел свет в алтаре, хотя окон в храме на тот момент не было.

Попасть во вновь построенную церковь не так просто: добраться до Торчино можно лишь летом, да и то в сухую погоду.

И хоть переданной в эту церковь полной копии Феодотьвской иконы сейчас нет, это не расстраивает местных жителей.

Они верят, что место это так намолено, что всё здесь становится чудотворным.

В начале 2000-х годов для храма изготовили копию Феодотьевской иконы.

В 2007 году, утверждают местные жители и прихожане, образ замироточил.

Христианские праздники 14 июля

Христианские праздники 16 июля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх