ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ27 октября
Православные праздники 14 октября (1 октября по старому стилю)
Это чудесное явление Божией Матери произошло в середине Х века в Константинополе, во Влахернском храме, где сохранились Ее риза, покров и часть пояса, перенесенные из Палестины в V веке.
В воскресенье, 1 октября, во время Всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, святой юродивый Андрей (память 2 октября), в четвертом часу, возвел очи свои к небу и созерцал наш Пресвятая Владычица Богородица, идущая по воздуху, сияющая небесным светом и окруженная сонмом святых.
Святитель Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов сопровождали Царицу Небесную.
Коленопреклоненная Пресвятая Богородица долго со слезами молилась о христианах.
Затем, подойдя к Архиерейскому Престолу, продолжила свою молитву.
Совершив молитву, она взяла свое покрывало и распростерла его над молящимися в церкви людьми, оберегая их от врагов видимых и невидимых.
Пресвятая Владычица Богородица сияла небесной славой, и покров в Ее руках сиял «более солнечных лучей».
Святой Андрей с трепетом смотрел на чудесное видение и спросил своего ученика, стоявшего рядом с ним блаженного Епифания: «Видишь ли, брат, Пресвятую Богородицу, молящуюся о всем мире?» Епифаний ответил: «Вижу, святой отче, и трепещу».
Присноблагословенная Богородица умоляла Господа Иисуса Христа принять молитвы всех людей, призывающих Его Пресвятое Имя, и поскорее ответить на Ее заступление: «Царю Небесный, приими всех молящихся Тебе и призывающих мое имя в помощь. Не дай им уйти от моей иконы неуслышанными».
Святые Андрей и Епифаний удостоились увидеть Божию Матерь за молитвой и «долгое время созерцали Покровную Покрову, распростертую над людьми и сияющую отблесками славы.
Пока была Пресвятая Богородица, было видно и Покрова, но с Ее уходом и оно стало невидимым.
Взяв его с собой, она оставила милость своего посещения».
Во Влахернском храме вспоминали чудесное явление Божией Матери. В XIV веке русский странник и дьяк Александр видел в храме икону молящейся о мире Пресвятой Богородицы, изображающую святого Андрея в созерцании ее.
Первичная летопись преподобного Нестора отражает, что покровительственное заступничество Богородицы было необходимо в связи с нападением большого языческого русского флота под предводительством Асколе и Дира.
Праздник празднует божественную гибель флота, который угрожал самому Константинополю, где-то в 864-867 годах или, согласно русскому историку Васильеву, 18 июня 860 года.
По иронии судьбы, славяне считают этот праздник более важным, чем греки.
В «Первой летописи» святого Нестора также отмечается чудесное избавление, последовавшее за всенощным бдением и окунание ризы Божией Матери в воды морские у Влахернского храма, но не упоминаются святые Андрей и Епифаний и их видение Богородицы за молитвой.
Эти последние элементы, а также начало празднования Покровского праздника, по-видимому, относятся к более позднему времени, чем святой Нестор и летопись.
Еще одно историческое осложнение можно отметить под (2 октября) датировкой смерти святого Андрея 936 годом.
Может быть не совсем достоверным год смерти, или утверждение, что он дожил до глубокой старости после видения своей юности, или что его видение связано с каким-то более поздним языческим русским набегом, который постигла та же участь.
Предположение, что святой Андрей был славянином (или скифом по другим источникам, таким как С.В. Булгаков), интересно, но не обязательно точно.
Степень славянской экспансии и повторного заселения Греции является предметом научных споров.
В Прологе, русской книге XII века, в описании установления особого Праздника, приуроченного к этому событию, говорится: «Ибо, услышав, уразумели, как чудно и милосердно было видение... и явилось, что святой Твой Защита не должна оставаться без праздничного празднования, о Вечно-Благословенный!»
Поэтому в празднике Покрова Божией Матери Русская Церковь воспевает: «Со Ангельскими ликами, Владычице, с преподобными и славными пророками, с первоапостолями и священномучениками и Святители, молитесь о нас грешных, прославляя Праздник Покрова вашего в земле Российской».
Более того, казалось бы, святой Андрей, созерцавший чудесное видение, был славянином, попал в плен и стал рабом местного жителя Константинополя по имени Феогност.
Храмы в честь Покрова Божией Матери стали появляться на Руси в двенадцатом веке.
Широко известен своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли, построенный в 1165 году святым князем Андреем Боголюбским.
Усилиями сего святого князя был установлен и в Русской Церкви праздник Покрова Божией Матери, около 1164 года.
В Новгороде в двенадцатом веке был монастырь Покрова Пресвятой Богородицы (так называемый Зверин монастырь).
В Москве также при царе Иване Грозном был построен собор Покрова Божией Матери при церкви Святой Троицы (известная как церковь Василия Блаженного).
В праздник Покрова Пресвятой Богородицы умоляем защиты и помощи у Царицы Небесной: «Помяни нас в молитвах твоих, Владычица Дево Богородица, да не погибнем умножением грехов наших. Защити нас от всякого зла и от тяжких бед, ибо на Тебя уповаем и, почитая Праздник Покрова Твоего, величаем Тебя».
Историческая справка: праздник Покрова Богородицы основан на одном из исторических собитий. Смысл праздника в том,
что Богородица напустила на вражеский флот туман, окутавший флот врагов, в результате чего флот напоролся на камни и затонул. В результате этого события Константинополь был спасени от разорения.
Существуюет две версии о нападавших на Константинополь.
По одной из версий описанные события имели место в 902 или 910 год , при императоре Льве Мудром и патриархе Макарии, когда Византийская империя вела войну с сарацинами — мусульманами, и Константинополю угрожала опасность.
Наиболее вероятна версия, основанная событиях около 860 года, когда огромный флот руссов, наших предков, приплывших на ладьях собирались разграбить Константинополь, но попав в туман, флот руссичей попал в туман и разбился о камни. В результате чего уцелевший флот руссичей отошел от Константинополя.
Считается, что это Богородица (мать Иисуса), чтобы спасти Константинополь от нападения русичей, наслала туман, уничтоживший флот наших предков.
Святой апостол Анания от семидесяти (память 1 октября) был первым епископом Дамаска.
Господь повелел ему вернуть зрение Савлу, бывшему гонителю христиан, а затем крестить его (Деяния 9:10-19, 22:12).
Савл стал великим проповедником и апостолом Павлом.
Святой Анания смело и открыто исповедовал христианство перед иудеями и язычниками, несмотря на опасность.
Из Дамаска он отправился проповедовать в Елевферополь, где исцелил многие из их немощей.
Лукиан, префект города, пытался уговорить святого принести жертву идолам.
Из-за стойкого и твердого исповедания Анании Христа Лукиан приказал подвергнуть его пыткам.
Суровые муки не поколебали свидетеля Истины.
Тогда истязатели вывели его за город, где побили камнями. Святой молился за тех, кто казнил его.
Позже его мощи были перенесены в Константинополь.
Святой Роман родился в Сирии в пятом веке. Его родители не были ни богатыми, ни знаменитыми, но они были хорошими христианами и любящими родителями.
Роман вырос с любовью к Богу в сердце.
Когда он достаточно подрос, то стал прислужником, а затем певцом и чтецом в церкви – сначала в своем родном Бейруте, а затем в Константинополе.
Роман хотел служить Богу изо всех сил; он много молился; и первым приходил в церковь и последним уходил.
Он зажег бдительные лампады с большим благоговением, ибо любил святых, перед чьими образами они жгли.
Больше всего он любил церковный хор и всегда радовался, когда ему разрешали петь.
В те времена служба утрени, совершаемая в праздничные дни, сильно отличалась от того, что есть сейчас.
Во время службы пелись псалмы и стихи из Ветхого Завета, а затем на середину храма вышел певец и пропел гимн под названием «кондак», который был намного длиннее кондаков, которые мы поем сегодня, и объяснял смысл событие, отмеченное праздником.
Очень часто эти певцы импровизировали, то есть придумывали слова, когда пели их, и верующие в церкви пели в ответ.
Конечно, хороших певцов очень ценили, потому что они должны были быть хорошими музыкантами, а также талантливыми и хорошо образованными, чтобы импровизировать такие гимны.
Это была почетная должность.
Епископ Константинопольский очень полюбил нового молодого певца Романа.
Он видел свою хорошую жизнь и то, как он был предан своему служению в церкви.
Очень скоро он сделал Романа одним из официальных чтецов и певцов величайшей церкви Константинополя – Святой Софии (Святой Мудрости).
Другим певцам это совсем не понравилось. Они очень гордились своим голосом и умением сочинять гимны, и их возмущало, что такой неопытный новичок, как Роман, пел, как они.
Приближалось Рождество, и великая церковь Святой Софии открыла свои двери для толп молящихся.
В сочельник особенно торжественно служили вечерню, так как император и его двор находились в церкви, сам Патриарх служил.
Когда пришло время певцу выйти и спеть свой рождественский гимн, завистливые читатели внезапно вытолкнули Романа в центр собора.
«Если вы достаточно хороши, чтобы стать официальным певцом, – дразняще сказали они, – идите и делайте то же, что и мы, – спойте соответствующий гимн».
Роман почувствовал себя парализованным. Все смотрели на него и ждали.
Во рту у него пересохло, ни одна мысль не пришла ему в голову, ни один звук не сорвался с его губ.
В тишине люди ждали, улыбаясь и перешептываясь. Наконец, с глазами, полными слез, Роман сбежал, пытаясь спрятаться за толпой певцов.
Когда служба кончилась, Роман долго оставался один в темном и гулком соборе.
Благоухание ладана еще наполняло воздух, и перед иконами продолжали мерцать бдительные лампады.
Взгляд Романа был прикован к образу Матери Господа нашего. «О, нежная Мать, – молился он, – помоги мне, помоги мне. Мой разум пуст, мои уста молчат. Как мне прославить Твоего новорожденного Сына?»
Поздно вечером Роман вернулся домой, утешенный своей долгой молитвой, и лег спать.
Пока он спал, ему было видение. Матерь Господа нашего вошла в его комнату.
Она держала в руке небольшой свиток бумаги и, подойдя ближе к Роману, очень мягко сказала: «Открой свои губы».
Затем она положила бумагу ему в рот и приказала Роману проглотить ее.
Роман повиновался и тут же проснулся.
Комната была пуста, но его сердце было полно великого счастья и волнения, а его разум был полон прекрасных и священных слов.
Было рождественское утро, и Роман поспешил в собор на утреню.
Когда наступил момент, когда певец мог выйти и импровизировать гимн, Роман не колеблясь, пошел вперед.
Сегодня он не боялся прекрасная мелодия сорвалась с его губ, и слова, которых он никогда прежде не слышал, сложились в предложения:
«Ныне Дева рождает Небесного,
И земля предлагает пещеру Неприступному;
Англы с пастухами славят Его!
Мудрые люди путешествуют со звездой,
Поскольку ради нас вечный Бог родился как маленький ребенок!»
Никто прежде не слышал этой молитвы, но она была так прекрасна, что хор и все собрание верующих подхватили последние слова:
«Ибо ради нас вечный Бог родился как дитя!»
Как только служба закончилась, Патриарх поспешил к Роману и спросил его, кто научил его этой чудесной песне. Смиренно молодой певец рассказал о чудесном видении и о полученном даре.
Святой Роман с благодарностью пользовался своим даром всю оставшуюся жизнь.
Он развил свой данный Богом талант, сочинив множество прекрасных гимнов, и, посещая церковные службы в большие праздники, вы можете быть уверены, что некоторые из молитв, которые вы слышите, были написаны святым Романом.
В Одесской области Украины находится великая православная святыня – Касперовская икона Божией Матери.
Содержится в небольшом селе Кизомыс (Белозерский район, Одесская область). Раньше это место называлось Касперовка.
Мы не знаем точно, где была написана икона. Согласно легенде, в Херсонскую губернию его завез серб из Трансильвании в конце XVI века.
Он стал резидентом Ольвиопольского уезда. Чудесный образ остался в его семье и передавался из поколения в поколение.
Икона небольшая, 30 на 26 см. Дева Мария и Младенец Иисус нарисованы до плеч.
Они нежно льнут друг к другу, как будто они неразрывное целое.
Взгляд Божией Матери полон невероятной красоты и печали.
Она как бы смотрит на Своего Сына и одновременно видит самое сердце того, кто смотрит на образ.
Младенец, прильнувший к щеке своей Матери, держит край ее платка в левой руке и свиток в правой руке.
С течением веков икона несколько потемнела, и стало трудно разглядеть лики.
В начале 19 века образ стал собственностью помещицы Иулианы Ионовны Касперовой.
Она жила в своей усадьбе Ново-Ивановка. Икона хранилась в семье более тридцати лет, и тут случилось чудо…
В 1840 году Юлиана Ионовна переживала тяжелый период. В ее жизни было много потерь и потрясений.
В одну из февральских ночей, когда на улице бушевала метель, женщина со слезами молилась Богородице, открывая все, что тяготило ее сердце.
Она имела долгую духовную беседу с Пречистой. Внезапно ее сердце забилось быстрее.
Как будто лица обновились, а цвета стали ярче. Это было духовным наслаждением для женского сердца.
На следующее утро, обсудив этот вопрос друг с другом, она и ее муж решили никому об этом не рассказывать.
Однако в селе рядом с их имением жила женщина по имени Вера Бурлеева.
Эта несчастная принадлежала к знатному роду, но радоваться ей было нечем: левая рука у нее была парализована.
Ее долго лечили, но безрезультатно. Весной 1840 года ей приснился сон, в котором она услышала чей-то чудесный голос, нежный и звонкий.
Именно Богородица призвала больную помолиться иконе в селе Касперовка.
О чудесном обновлении фамильной иконы никто не знал, поэтому родственники больной не сразу поняли, о чем Вера говорит.
Она настояла на поисках иконы и через некоторое время переступила порог дома Иулианы Касперовой.
Поняв, что на то воля Божья, хозяйка впустила так долго страдающую женщину в свою семейную святыню.
Святыню посещало все больше и больше паломников. Поклониться чудотворному образу захотели и херсонцы, которые стали просить принести им икону.
В этот город ежегодно с 1852 года привозили Касперовскую икону.
Когда началась Крымская война, было решено обойти с иконой город. Крестный ход благословил святитель Иннокентий Херсонский.
Одесса была спасена, несмотря на осаду врага. Жители считали, что это произошло благодаря заступничеству Пресвятой Богородицы.
Они решили «сделать это событие незабываемым для своих потомков, а день 1 октября сделать самым священным праздником».
Сейчас икона находится в бывшей Касперовке всего три с половиной месяца в году.
Он находится в Одессе и Херсоне по полгода. 14 октября его торжественно привозят в город, известный как Жемчужина у моря (т.е. в Одессу).
Образ выставлен в соборе, где верующие могут приложиться к нему.
По пятницам перед чудотворной иконой проводится акафист.
Икону возвращают в Касперовку на четвертый день Пасхи, а вскоре, на праздник Вознесения Господня, переносят в Херсон, где почитают местные православные христиане до 29 июня, предоставлено жителям города Николаева.
Христианские праздники 13 октября
Христианские праздники 15 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.