ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ27 октября

Христианские праздники 13 октября. Григорий епископ, просветителя Великой Армении…

Православные праздники 13 октября (30 сентября по старому стилю) 

  • Священномученик Григорий епископ, просветителя Великой Армении 
  • Преподобный Григорий Пельшемский, Вологодский чудотворец 
  • Святитель Михаил, первый митрополит Киевский
  • Мученицы Рипсиме и Гаяне Армянские и иже с ними

 

Священномученик Григорий, епископ Великой Армении, равноапостольный, просветитель Армении


Священномученик Григорий, епископ Великой Армении, равноапостольный, просветитель Армении

Священномученик Григорий, епископ Великой Армении, равноапостольный, просветитель Армении

 

Святой Григорий Просветитель (арм. Սուրբ Գրիգոր Լուսավորիչ также арм. Գրիգոր Պարթև, Сурб Григор Лусаворич или Григор Партев, греч. Γρηγόριος Φωστήρ или Φωτιστής, Григо́риос Фости́р или Фотисти́с; ок. 252—326) — просветитель Армении и первый католикос всех армян.

Священномученик Григорий, просветитель Великой Армении, родился в 257 году.

Он происходил из рода парфянских царей Арсакидов. Анак, отец святого Григория, был парфянином по происхождению.

В своем стремлении к армянскому престолу Анак и его брат напали на своего родственника, царя Курсара, мечами, в результате чего он был смертельно ранен.

Слуги короля нашли его еще живым, и он смог рассказать им, что случилось.

Прежде чем он умер, король приказал казнить Анака, его брата, а также их жен и детей.

Убийц поймали у реки, где они были убиты, а их тела брошены в воду.

Один из родственников Анака спас Грегори и его брата, которые были младенцами, и спрятал их в своем доме.

Произошло восстание в Армении, и персидскому царю Артасирусу удалось завоевать Армению и подчинить ее своей власти.

Что касается сыновей Арака, то одного увезли в Персию, а Григория отправили в Римскую империю.

Достигнув совершеннолетия, Григорий жил в Кесарии Каппадокийской, где и был обращен в христианскую веру.

Григорий женился, имел двоих сыновей, но вскоре овдовел. Григорий воспитал своих сыновей в благочестии.

Один из них, Орфан, впоследствии стал священником, а другой, Аростан, постригся в монахи и ушел в пустыню, чтобы жить в уединении.

Чтобы искупить грех своего отца, убившего отца Тиридата, Григорий поступил на службу к последнему и был ему верным слугой.

Тиридат, служивший в римской армии, любил Григория как друга, но, узнав, что Григорий христианин, рассердился.

Святой Григорий, однако, проигнорировал несправедливый гнев своего господина.

Когда готы напали на Римскую империю, принц готов вызвал императора на единоборство.

Император боялся сражаться с принцем, поэтому он приказал Тиридату надеть доспехи и занять его место.

Тиридат победил своего противника без использования меча и привел его в плен к императору.

Тогда вся готская армия была разбита. В благодарность император сделал Тиридата царем Армении.

Когда Тиридат принес жертву своим «богам» за свое новое положение, он хотел, чтобы Григорий принес жертву вместе с ним.

Григорий отказался, и поэтому Тиридат приказал подвергнуть его пыткам.

Святого подвешивали головой вниз, с камнем на шее, и несколько дней душили зловонным дымом, били и издевались над ним, заставляли ходить в железных сандалиях с гвоздями.

Во время этих мук святитель Григорий пел псалмы. В темнице Господь исцелил все его раны.
Когда Григорий предстал перед королем веселым и невредимым, он удивился и приказал повторить мучения.

Святой Григорий терпел их, не колеблясь, с прежней решимостью и выдержкой.

Затем они облили его горячим оловом и бросили в яму, наполненную змеями, скорпионами и другими ядовитыми существами.

Однако Господь пощадил Своего избранника, и он остался невредим.

Какие-то благочестивые женщины сохраняли ему жизнь в течение четырнадцати лет, кормя его хлебом, тайно опуская его в яму.

Святой ангел явился мученику, укрепляя и ободряя его. В это время царь Тиридат убил святую деву святую Рипсимию (Ριψιμία, или Ριψίμη), старицу Гаяну (Γαϊανή) и еще 32 малоазийских мученицы (по некоторым источникам — 35).

Тиридат, который после этого, казалось, потерял рассудок, выздоровел через шесть дней.

Тогда гнев Божий поразил царя Тиридата, его сподвижников и воинов, участвовавших в казни дев.

Окруженные бесами, они своим видом напоминали диких кабанов, как однажды случилось с Навуходоносором (Даниил 4:30).
Бегая по лесам и полям, они рвали на себе одежду и пожирали собственную плоть.

Святого Григория извлекли из ямы, омыли, одели в чистую одежду и накормили. Потом его повели к королю.

Все склонялись перед ним, умоляя его просить Бога исцелить короля, а также других виновных в убийстве святых дев-мучениц.

Сначала святитель спросил об их мощах, которые девять дней оставались непогребенными.

Святой Григорий похоронил тела, а затем стал проповедовать народу, призывая его отвернуться от тьмы идолопоклонства и обратиться ко Христу.

Люди уверовали во Христа и захотели построить большую церковь.

Когда она была завершена, святой Григорий велел внести в нее мощи святых монахинь.

Затем он привел царя Тиридата в церковь к телам убитых им святых, чтобы они помолились за него Христу.

Вскоре вся Армения обратилась ко Христу. Храмы идолов были разрушены, а храмы для поклонения единому истинному Богу построены.

Святитель Григорий рукополагал священников, учреждал школы, основывал монастыри, заботился о благоустройстве Церкви.
После этого святитель Григорий ушел в пустыню, где и окончил свою земную жизнь благоугодным Господу образом.

Его сын Аристан был поставлен епископом в Каппадокии и был одним из 318 святых отцов. Никейский собор.

 

Преподобный Григорий, игумен Пельшемский, чудотворец Вологодский


Преподобный Григорий, игумен Пельшемский, чудотворец Вологодский

Преподобный Григорий, игумен Пельшемский, чудотворец Вологодский

 

Святитель Григорий Пельшемский, Вологодский, родился в городе Галиче Костромской губернии.

Он происходил из рода Лопотовых дворян.

Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, его родители хотели, чтобы он женился, но умерли, так и не увидев, как это произошло.

Молодой Григорий раздал оставленное ему наследство бедным и поступил в монастырь Пресвятой Богородицы на берегу Галичского озера.

Игумен монастыря с недоверием отнесся к новому монаху из-за его молодости и знатного происхождения.

Поэтому он поставил Григория в послушание к опытному старцу.
С великим смирением святитель Григорий служил всей братии.

Через некоторое время он был рукоположен в священники. Вскоре слава святителя Григория как пастыря распространилась, и многие стали приходить за духовным наставлением и советом.

Галичский князь попросил монаха стать крестным отцом для его детей.

Отягощенный славой и близостью сродников, преподобный отправился в Ростов поклониться мощам преподобного Леонтия (память 23 мая) и поселился в обители преподобного Аврамия (память 29 октября).

Но и здесь быстро разнеслась весть о подвигах святителя.

Иноки Спасского (Яковлевского) монастыря обратились к архиепископу Ростовскому Дионисию (1418-1425) с просьбой назначить святителя Григория настоятелем их монастыря.

По смирению преподобный принял руководство обителью, но через два года тайно оставил обитель и удалился в Вологодский лес.

В Сосновецкой пустыне он познакомился со святителем Дионисием Глушицким (память 1 июня).

Когда Господь побудил святого подвижника основать собственную обитель, святой Дионисий одобрил намерение своего друга.
С крестом на плечах святой Григорий перешел реку Пельшему и водрузил крест в зарослях у берега реки.

Первым монахом в новом монастыре был священник Алексий, в монашестве Александр.

В 1426 году при монастыре была построена церковь в честь Пресвятой Богородицы.

Его иконы писал святой Дионисий, а святой Григорий сам переписывал священные тексты для монастыря.

Постепенно количество монахов увеличивалось, монастырь рос и становился все более известным.

Святитель Григорий заботился о воспитании благочестия в монастыре и в то же время разделял судьбу своей страны.

В 1433 году он отправился в Москву, чтобы уговорить галичского князя Юрия Димитриевича, отнявшего Московское княжество у Василия Темного, вернуть Москву князю Василию.

Князь Юрий послушался иноческого старца.

Но в 1434 году сын князя Юрия Деметрий Шемяка стал разорять вологодские земли, принадлежавшие великому князю.

Святитель Григорий, обезумев от раздора и насилия, пошел к Димитрию Шемяке и обратился к нему с дерзкими словами.

«Князь Димитрий, – сказал монах, – вы делаете вещи нехристианские. Лучше бы ты ушел в языческую землю к мерзкому народу, не знающему Бога. Вдовы и сироты вопиют против вас к Богу. Сколько людей погибнет от голода и холода из-за тебя, и если ты в ближайшее время не прекратишь братоубийство, кровопролитие и насилие, то потеряешь и славу свою, и княжество».

После этого смелого доноса Шемяка приказал сбросить святого старца с моста.

Несколько часов монах лежал неподвижно. Его доносы произвели нужный эффект, и Шемяка вскоре уехал из Вологды.

Мужество монаха только увеличило почитание его. Перед смертью он причастился Святых Таин, сказал братии слово наставления и поставил игуменом обители своего сподвижника Александра.

Преставился святитель Григорий 30 сентября 1442 года и был погребен в основанной им обители.

 

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский


Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

Святитель Михаил, первый митрополит Киевский

 

Святой Михаил, первый митрополит Киевский, по Иоакимовской летописи, был по происхождению сирийцем, а по другим летописям болгарином или сербом.

В 989 году он прибыл в Корсунь с другим духовенством к святому князю Владимиру (память 15 июля), вскоре после Владимирского Крещения (988).

Его служение как первого митрополита Русской Церкви было трудным, но благодатным.

Он усердно обходил новопросвещенную Русскую землю, проповедуя Святое Евангелие, крестя и обучая новопросвещенных людей, основывая первые храмы и духовные школы.

В Ростове он устроил первую деревянную церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы и поставил там епископом Феодора Грека.

Святой Михаил был мудрым и кротким, но и строгим архиереем. Русская Церковь сохранила память о похвальных делах святого.

В Синодике Новгородского и Киевского Софийских соборов он по праву назван инициатором.

Скончался святой Михаил в 992 году и был погребен в Десятинной церкви Пресвятой Богородицы в Киеве.

Около 1103 года при святом игумене Феоктисте (впоследствии епископе Черниговском, память 5 августа) его мощи были перенесены в Антониеву пещеру, а 1 октября 1730 года – в Великую Печерскую церковь.

Так память его праздновалась 30 сентября, а также 15 июля, в день его преставления.

Раньше память его праздновалась 2 сентября вместе со святыми Антонием и Феодосием Печерскими.

В служении святому Михаилу есть след этого более раннего празднования.

Во втором куплете «Похвалы» мы поем: «Начав новый год, первые песни наши приносим тебе, о блаженная, яко еси начало иерархии в земле русской».

 

Мученицы Рипсиме и Гаяне Армянские и иже с ними


Мученицы Рипсиме и Гаяне Армянские и иже с ними

Мученицы Рипсиме и Гаяне Армянские и иже с ними

 

Святая Рипсимия (Ριψιμία или Ριψίμη) приняла мученическую кончину в 292 году, в царствование Диоклитиана (284–304).

Она была очень красива внешне и скромна по характеру.

В те дни Диоклетиан разослал людей по всей Империи, чтобы найти девушку, на которой он мог бы жениться, красивее всех остальных.

Они нашли святую Рипсимию, посвятившую свое девство Христу и жившую в общине женщин в Малой Азии, настоятельницей которой была святая Гаяни.

Посланники сделали портрет Рипсимии и отправили его Диоклетиану.

Император был пленен ее красотой и послал ей письмо с просьбой стать его женой.

Рипсимия, небесным Женихом которой был Христос, не хотела выходить замуж ни за кого другого.

Поэтому монахини решили укрыться в Армении.

В пути они претерпели голод, жажду и многие другие испытания.

Они поселились в винограднике на склонах горы Арарат, и более сильные женщины отправились в город, чтобы заработать денег на покупку продуктов и других предметов первой необходимости.

Все женщины были готовы терпеть изгнание и нести все тяготы и печали ради чистоты.

Когда Диоклетиану сообщили, что Рипсимия бежала в Армению, он написал своему другу царю Тиридату: «Если ты найдешь ее, пошли ко мне или, если хочешь, сам женись на ней».

Тиридат послал своих людей на поиски Рипсимии, и когда они ее нашли, они окружили местность, чтобы она не могла убежать.

Узнав, как она прекрасна, Тиридат прислал ей подарки и одежды, достойные царицы, чтобы она предстала перед ним в подобающем виде.

Однако Рипсимия, действуя по наставлению святой Гаяны, воспитавшей ее с детства, отвергла эти дары и отказалась идти к царю.

Святая Гаяни сообщила посланникам, что эти девы уже обручены со Христом и что им невозможно вступить в земной брак.

Когда гонцы рассказали Тиридату о случившемся, он очень рассердился.

Он послал одного из своих князей и войско воинов, чтобы убить всех девственниц и силой привести к нему Рипсимию.

Увидев воинов, приближающихся к девам с обнаженными мечами, святая Рипсимия сказала князю: «Возьми меня к своему Царю, но не причиняй вреда этим девам».

Святая Рипсимия была взята в царскую опочивальню, плача и молясь, чтобы Бог сохранил ее девство.

Вспоминая, как Он помогал Своим слугам в прошлом, как Он спас Израиль от рук фараона, продержав Иону во чреве кита три дня, и как Он защитил трех святых отроков в огненной печи, она верила, что Он также спасти ее от Тиридата.

Когда царь вошел в комнату, он попытался изнасиловать ее, но с божьей помощью она стала сильнее Тиридата, и он не смог причинить ей вреда.

Выйдя из палаты, царь повелел привести к нему святую Гаяну, так как узнал, что она воскресила Рипсимию.

Царь велел ей уговорить Рипсимию подчиниться ему, но когда старица заговорила с ней, она посоветовала ей сохранить девство, которое она посвятила Христу, и помнить о венце, который приготовил ей Жених.

Наконец, она сказала, что если царь предаст ее смерти, то она получит еще большую милость от Христа.

Увидев, что он ничего не добился, хоть и долго боролся с Рипсимией, Король задрожал и стал кататься по полу.

В ту ночь святая Рипсимия спаслась и убежала из города. Она нашла сестер и рассказала им, как осталась непорочной.

Наутро какие-то солдаты нашли Рипсимию и устроили ей жестокую смерть.

Сначала ей отрезали язык, раздели ее, привязали руки и ноги к столбам и сожгли свечами.

Затем острым камнем вспороли ей живот, так что внутренности выпали наружу.

Наконец, они вырвали ей глаза и отрезали члены. Совершив подвиг свой, она отошла ко Христу, Подателю венцов.

Еще большие мучения претерпела старица Гайан и две другие девы.

Язычники просверливали им ноги, подвешивали вверх ногами и живьем сдирали с них кожу.

Перерезав им шеи сзади, они вырывали языки и отрезали их.

Далее острыми камнями разрезали их животы так, что внутренности падали на землю. Наконец, они были обезглавлены.

Тридцать две другие Пресвятые Богородицы (по некоторым источникам их было тридцать пять) претерпели страшные пытки и умерли от меча, после чего их тела были брошены на растерзание диким зверям.

Кроме этих святых женщин, мученическую смерть претерпели и семьдесят мужчин, скрывавшихся в той местности.

Христианские праздники 12 октября

Христианские праздники 14 октября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх