ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ12 сентября
Православные праздники 13 сентября (31 августа по старому стилю)
В царствование византийского императора Льва Великого (457–474) братья Гальбий и Кандид, сподвижники императора, отправились из Константинополя в Палестину поклониться святым местам.
В маленьком селении близ Назарета они остановились в доме одной старой еврейки.
В ее доме они заметили комнату, где горело много лампад, курились благовония и собирались больные люди.
Когда ее спросили, что находится в комнате, благочестивая женщина долго не хотела давать ответа.
После настойчивых просьб она сказала, что у нее есть очень драгоценная святыня: Риза Божией Матери, которая совершила много чудес и исцелений.
Перед Своим Успением Пресвятая Богородица завещала одну из Своих одежд благочестивой иудейской девице, предок старухи, приказывая ей оставить его другой девственнице после ее смерти.
Таким образом, Риза Божией Матери сохранялась в этой семье из поколения в поколение.
Украшенный драгоценностями сундук со священной ризой был перевезен в Константинополь.
Святитель Геннадий, патриарх Константинопольский (память 31 августа), и император Лев, узнав о священном сокровище, убедились в нетленном состоянии святой Ризы и удостоверили ее подлинность.
Во Влахернах, недалеко от берега моря, был построен новый храм в честь Богородицы.
2 июня 458 года святитель Геннадий с подобающим торжеством перенес священную Ризу во Влахернскую церковь, поместив ее в новую раку.
Затем в ковчег вместе с Ее ризой положили и мафорий (т. е. верхнюю ризу) Богородицы и часть Ее пояса.
Это обстоятельство повлияло и на православную иконографию Праздника, на связь двух событий: Положения Ризы и Положения Пояса Богородицы во Влахернах. Русский паломник Стефан Новгородский, посетивший Константинополь около 1350 года, свидетельствует: «Мы прибыли во Влахерн, где Риза лежит на алтаре в запечатанном ковчеге».
Не раз, во время нашествия врагов, Пресвятая Богородица спасала город, которому дала Свою святую Ризу.
Так было во время осады Константинополя аварами в 626 г., персами в 677 г. и арабами в 717 г.
Особенно важны для нас события 860 г., тесно связанные с историей Русская церковь.
18 июня 860 г. русский флот князя Аскольда, насчитывающий более 200 кораблей, опустошил прибрежные районы Черного моря и Босфора, затем вошел в Золотой Рог и угрожал Константинополю.
Русские корабли проплыли в виду города, высадив на берег войска, которые «шествовали пред городом, обнажив мечи свои».
Император Михаил III (842-867) прервал свой поход против арабов и вернулся в столицу.
Всю ночь он молился ниц на каменных плитах храма Божией Матери во Влахернах.
Святой Патриарх Фотий обратился к своей пастве, призывая слезами покаяния смыть грехи и усердной молитвой искать заступничества Пресвятой Богородицы.
Опасность росла с каждым часом.
«Город едва мог устоять против копья», – говорит патриарх Фотий в другой своей проповеди.
В этих условиях было принято решение сохранить церковные святыни, особенно святую Ризу Божией Матери, которая хранилась во Влахернском храме, недалеко от берега.
Отслужив всенощное бдение и вынеся его из Влахернского храма, они крестным ходом пронесли священную Ризу Божией Матери вокруг городских стен.
Его край опустили в воды Босфора, а затем перевезли в центр Константинополя в храм Святой Софии.
Богородица защитила город и укротила ярость русских воинов.
Было заключено почетное перемирие, и Аскольд снял осаду Константинополя.
25 июня русская армия начала отход, взяв с собой большую дань.
Через неделю, 2 июля, чудотворная Риза Божией Матери была торжественно возвращена на место в раке Влахернского храма.
В память об этих событиях святой Патриарх Фотий установил ежегодный праздник Положения Ризы Божией Матери 2 июля.
Вскоре, в октябре-ноябре 860 года, в Константинополь прибыла русская делегация для заключения договора «в любви и мире».
Некоторые из условий мирного договора включали статьи, касающиеся Крещения Киевской Руси, уплаты ежегодной дани византийцами русским, разрешения им служить в византийской армии, соглашения о торговле на территории империи (прежде всего в Константинополе), и направить дипломатическую миссию в Византию.
Самым важным был пункт о Крещении Руси.
Продолжатель византийской «Феофановой хроники» повествует, что «их делегация прибыла в Константинополь с прошением принять им святое Крещение, которое и исполнилось».
Для исполнения этого взаимного желания русских и греков в Киев была направлена православная миссия.
Незадолго до этого (в 855 г.) святой Кирилл Философ (память 14 февраля и 11 мая) создал славянскую азбуку и перевел Евангелие.
Святитель Кирилл был послан с братом своим, святителем Мефодием (память 6 апреля и 11 мая), с миссией в Киев с книгами, переведенными на славянский язык.
Это произошло по инициативе святого Фотия, учеником которого был святой Кирилл.
Зиму 860/861 года братья провели в Херсоне, а весной 861 года были на Днепре у князя Аскольда.
Князь Аскольд стоял перед трудным выбором, как стоял перед святым князем Владимиром: и иудеи, с одной стороны, и мусульмане, с другой, хотели, чтобы он принял их веру.
Но под влиянием святителя Кирилла князь выбрал православие.
В конце 861 года святые Кирилл и Мефодий возвратились в Константинополь и везли с собой письма князя Аскольда к императору Михаилу III.
Аскольд благодарил императора за то, что он прислал ему «таких мужей, которые и словом и примером показали, что христианская вера свята».
«Убедившись, что это и есть истинная Вера, – писал далее Аскольд, – мы повелеваем им креститься в надежде, что и мы сможем достичь святости. Мы все друзья Королевства и готовы оказать вам услугу, как вы попросите».
Аскольд принял святое Крещение с именем Николай, крестились и многие из его свиты.
Непосредственно из Константинополя, столицы Православия, стараниями святых Апостолов к славянам пришло на Русь и славянское богослужение, и славянская письменность.
Святитель Фотий назначил митрополита Михаила в Киев, а русский митрополичий округ был внесен в списки епархий Константинопольского Патриархата.
Патриарх Фотий в энциклике 867 года назвал Крещение болгар и русских одним из главных достижений своего архипастырского служения.
«Русы, поднявшие руку на римскую мощь, – писал он, почти дословно цитируя послание Аскольда, – заменили теперь нечестивое учение, которого держались прежде, чистой и подлинной христианской верой и любовью зарекомендовали себя в кругу наших друзей и подданных».
(Византийцы считали «подданными» всех, принявших Крещение от Константинополя и вступивших в военный союз с Империей.
Праздник Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах также знаменует собой каноническое установление Русской Православной митрополии в Киеве.
Благословением Божией Матери и чудом от Ее святой Ризы совершилось не только избавление Константинополя от самой страшной во всей его истории осады, но и освобождение русских от мрака языческого суеверия к жизни вечной.
Вместе с тем 860 год принес Киевской Руси признание со стороны Византии и ознаменовал выход на арену истории молодого русского царства.
Попытка князя Аскольда возобновить начатую святым апостолом Андреем Первозванным христианскую евангелизацию, задуманную им как религиозную и государственную реформу, закончилась неудачно.
Время распространения христианства в Русской Земле еще не пришло.
Приверженцы старого язычества были слишком сильны, а княжеская власть слишком слаба.
В столкновении Аскольда с язычником Олегом в 882 году киевляне предали своего князя.
Аскольд, которого заманили в стан врагов для переговоров, принял мученическую смерть от руки наемных убийц.
Но подвиг блаженного Аскольда (так его называет Иоакимовская летопись) не был угашен в Русской Церкви.
Олег Мудрец, убивший Аскольда, занял после него Киевское княжество и назвал Киев «матерью городов русских».
Древнейшие киевские летописи сохранили благодарную память о первом киевском христианском князе: церковь пророка Божия Ильи, построенная Аскольдом и позднее упомянутая в договоре Игоря с греками (944 г.), ныне стоит церковь этого имени, а также церковь Святителя Николая Чудотворца, построенная в 950-х годах святой Ольгой над могилой Аскольда.
Важнейшим достижением Аскольда, навсегда вошедшим в церковное наследие не только Руси, но и всех православных славян, является славянское Евангелие и славянские службы, переведенные святыми Кириллом и Мефодием.
Их апостольская деятельность среди славян началась в Киеве при дворе Аскольда в 861 г. и продолжилась впоследствии в Моравии и Болгарии.
Вслед за блаженным Аскольдом, по словам древних Алфавитных молитв, «племя славянское ныне парит в полете, все к Крещению стремясь».
С чудом Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах связано несколько выдающихся произведений византийской церковной гимнологии и гомилетики.
Есть две проповеди святителя Фотия, одну из которых он проповедовал в дни осады Константинополя, а другую вскоре после отхода русских войск.
С походом Аскольда на Константинополь связано также сочинение замечательного «Акафиста Пресвятой Богородице», который некоторые церковные истории приписывают также святому патриарху Фотию.
Этот акафист составляет неотъемлемую часть богослужений Похвалы Пресвятой Богородице (т. е. «субботы акафиста», пятой субботы Великого поста).
О событиях 860 года рассказывают не только византийские источники, но и русские исторические хроники.
Святитель Нестор Летописец, подчеркивая значение русского похода на Царьград, отмечает, что с этого времени «она стала называться Русской землей».
Некоторые летописи, в том числе Иоакимовская и Никоновская, сохранили сведения о Крещении князя Аскольда и Киевской Руси после похода на Константинополь.
Народная память об этом событии прочно связана с именами киевских князей Аскольда и Дира, хотя, по мнению историков, Дир был киевским князем несколько раньше Аскольда.
Почитание праздника Ризоположения было известно в Русской Церкви издавна.
Святой Андрей Боголюбский (память 4 июля) построил в честь этого праздника в городе Владимире у Золотых ворот церковь.
В конце XIV века часть Ризы Божией Матери была перенесена из Константинополя на Русь святителем Дионисием, архиепископом Суздальским (память 26 июня).
Святая Риза Божией Матери, ранее спасшая Константинополь, позднее спасла Москву от военных действий.
Летом 1451 года к стенам Москвы подошли ордынские татары князя Мазовши.
Святитель Иона, митрополит Московский, непрестанными молитвами и богослужениями ободрял защитников столицы.
В ночь на 2 июля, повествует летопись, в татарском стане произошло большое смятение.
Враги бросили награбленное и в беспорядке быстро удалились.
В память о чудесном избавлении Москвы святитель Иона построил в Кремле церковь Положения Ризы, сделав ее своим главным храмом.
Он сгорел, но на его месте в 1484-1486 годах через тридцать лет был построен новый храм, также посвященный празднику Положения Ризы Божией Матери.
Киприа́н Карфаге́нский (лат. Cyprianus Carthaginiensis или Та́сций Цеци́лий Киприа́н, лат. Thascius Caecilus Cyprianus; ум. 14 сентября 258) — епископ Карфагенский и искусный латинский богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре. Называвший своим учителем Тертуллиана, Киприан провёл в Карфагене три поместных собора, в ходе которых возобладало его суждение о том, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Тягчайшими грехами Киприан считал апостасию (отступничество) и схизму (раскол). Его мнения о том, будто вне зримой ограды Церкви нет таинств, а также будто действительные таинства могут совершать только те священники, которые лично святы, не были поддержаны в Церкви и были отвергнуты рядом Отцов Церкви: например, папой римским св. Стефаном и св. Викентием Леринским.Священномученик Киприан, епископ Карфагенский, родился около 200 года в городе Карфагене (Северная Африка), где и прошла вся его жизнь и деятельность.
Тасий Киприан был сыном богатого языческого сенатора и получил прекрасное светское образование, став великолепным оратором и учителем риторики и философии в карфагенской школе.
Он часто выступал в судах, чтобы защитить своих сограждан.
Киприан впоследствии вспоминал, что долгое время «он оставался в глубоком темном тумане, вдали от света Истины».
Его состояние, полученное от родителей и от его работы, было потрачено на роскошные банкеты, но они не могли утолить в нем жажды правды.
Он познакомился с сочинениями апологета Тертуллиана и убедился в истинности христианства.
Святой епископ позже писал, что он думал, что не может достичь обещанного Спасителем возрождения из-за своих привычек.
Ему помогал его друг и наставник, пресвитер Цецилий, уверявший его в силе благодати Божией.
В 46 лет прилежный язычник был принят в христианскую общину в качестве оглашенного.
Прежде чем принять Крещение, он раздал свое имущество бедным и поселился в доме пресвитера Цецилия.
Когда святой Киприан принял окончательное крещение, он писал в «Трактате к Донату»: «Когда вода возрождения очистила скверну моей прежней жизни, тогда воссиял свет свыше в сердце мое... и Дух преобразил меня в нового человека через второе рождение. Тогда тотчас же чудесным образом уверенность заменила сомнение, открылись тайны, и тьма стала светом... Тогда можно было признать, что рожденное от плоти и жившее для греха было земным, а то, что Дух Святой оживотворившись, стали от Бога... В Боге и от Бога вся наша сила... Через Него мы, живя на земле, имеем намек на будущее блаженство».
Через два года после Крещения святитель был рукоположен в сан священника.
После смерти епископа Карфагенского Доната святой Киприан был единогласно избран епископом.
Он дал свое согласие, выполнив просьбу своего проводника, и был рукоположен во епископа Карфагена в 248 году.
Святитель прежде всего заботился о благоденствии Церкви и искоренении пороков среди клира и паствы.
Святая жизнь архипастыря вызывала у всех желание подражать его благочестию, смирению и мудрости.
Плодотворная деятельность святителя Киприана стала известна за пределами его епархии.
Епископы других кафедр часто обращались к нему за советом, как поступать в различных делах.
Гонения императора Декия (249-251), явленные святому в видении, заставили его скрыться.
Его жизнь была необходима его пастве для укрепления веры и мужества среди гонимых.
Перед отъездом из своей епархии святитель распределил церковные средства между всем духовенством для помощи нуждающимся, а сверх того послал дополнительные средства.
Он поддерживал постоянную связь с карфагенскими христианами через свои послания, писал письма пресвитерам, исповедникам и мученикам.
Некоторые христиане, сломленные пытками, приносили жертвы языческим богам.
Эти отпавшие христиане обратились к исповедникам с просьбой дать им так называемую грамоту примирения, т. е. свидетельство о принятии их обратно в Церковь.
Святитель Киприан написал общее послание ко всем карфагенским христианам, в котором указывал, что отпадшие во время гонений могут быть приняты в Церковь, но этому должно предшествовать исследование обстоятельств, при которых произошло отпадение.
Нужно было определить искренность раскаяния падшего.
Признать их можно было только после епитимьи и с разрешения епископа.
Некоторые из падших настойчиво требовали их немедленного повторного приема в Церковь и вызывали волнения во всей общине.
Святитель Киприан писал епископам других епархий, спрашивая их мнения, и от всех получил полное одобрение своих указаний.
Во время своего отсутствия святитель уполномочил четырех священников проверять жития лиц, готовящихся к рукоположению во иерей и диакона.
Это встретило сопротивление мирянина Феликиссима и пресвитера Новата, возмутившихся против своего епископа.
Святитель Киприан отлучил от церкви Феликиссима и шестерых его последователей.
В своем послании к пастве святитель трогательно увещевал всех не отделяться от единства Церкви, подчиняться законным повелениям епископа и ждать его возвращения.
Это письмо сохранило верность Церкви большинства карфагенских христиан.
Вскоре святой Киприан вернулся к своей пастве.
Неподчинение Фелициссима было прекращено на Поместном Соборе в 251 году.
Этот Собор постановил, что после епитимии можно принимать падших обратно в Церковь, и утвердил отлучение Фелициссима.
В это время произошел новый раскол во главе с римским пресвитером Новатианом, к которому присоединился карфагенский пресвитер Новат, бывший сторонник Феликиссима.
Новациан утверждал, что те, кто отпали во время гонений, не могут быть приняты повторно, даже если они раскаялись в своем грехе.
Кроме того, Новациан с помощью Новата убедил трех италийских епископов еще при жизни законного римского епископа Целерина поставить на римскую кафедру другого епископа.
Против такого беззакония святитель Киприан написал ряд посланий африканским епископам, а позднее целую книгу «О единстве Церкви».
Когда раздор в карфагенской церкви стал утихать, началось новое бедствие: вспыхнула моровая язва.
Сотни людей бежали из города, оставив больных без помощи, а умерших без погребения.
Святитель Киприан, показывая пример своей твердостью и мужеством, сам лечил больных и сам хоронил умерших, причем не только христиан, но и язычников.
Чума сопровождалась засухой и голодом.
Орда нумидийцев-варваров, воспользовавшись несчастьем, обрушилась на жителей, многих взяв в плен.
Святитель Киприан побудил многих богатых карфагенян пожертвовать средства на прокорм голодающих и выкуп пленных.
Когда при императоре Валериане (253–259) распространились новые гонения на христиан, карфагенский проконсул Патерн приказал святому принести жертву идолам.
Он упорно отказывался это делать.
Он также отказался назвать имена и адреса пресвитеров карфагенской церкви.
Святителя отправили в город Курубис, и диакон Понтийский добровольно последовал за своим епископом в изгнание.
В день прибытия святителя на место ссылки ему было видение, предрекшее ему скорую мученическую кончину.
Находясь в ссылке, святитель Киприан написал много писем и книг.
Желая пострадать в Карфагене, он вернулся туда. Представ перед судом, он был отпущен на свободу до следующего года.
Почти все христиане Карфагена пришли проститься со своим епископом и получить его благословение.
На суде святой Киприан спокойно и твердо отказался принести жертву идолам и был приговорен к усекновению головы мечом.
Услышав приговор, святой Киприан сказал: «Благодарение Богу!»
Весь народ закричал в один голос: «Да обезглавим и мы с ним!»
Придя на место казни, святитель еще раз благословил всех и распорядился дать палачу двадцать пять золотых монет.
Затем он повязал себе глаза платком, а руки дал связать стоявшим рядом с ним пресвитеру и архидиакону и склонил голову.
Христиане кладут перед ним свои ткани и салфетки, чтобы собрать кровь мученика.
Святитель Киприан был казнен в 258 году.
Тело святого было взято ночью и погребено в личном склепе прокуратора Макробия Кандидиана.
Некоторые говорят, что его святые мощи были перенесены во Францию во времена короля Карла Великого (то есть Карла Великого, 771-814).
Святитель Киприан Карфагенский оставил Церкви драгоценное наследие: свои сочинения и 80 писем.
Сочинения святителя Киприана были приняты Церковью как образец православного исповедания и прочитаны на двух Вселенских соборах (Ефесском и Халкидонском).
В писаниях святителя Киприана изложено православное учение о Церкви: «Она имеет свое основание на Господе Иисусе Христе, возвещена и устроена Апостолами. Внутреннее единство выражается в единстве веры и любви, а внешнее единство актуализируется иерархией и таинствами Церкви.
В Церкви Христос заключает в себе всю полноту жизни и спасения. Отделившиеся от единства Церкви не имеют в себе истинной жизни. Христианская любовь показана как связь, скрепляющая Церковь. «Любовь есть основа всех добродетелей, и она вечно пребывает с нами в Царстве Небесном».
Христианские праздники 12 сентября
Христианские праздники 14 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.