ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ12 сентября
Православные праздники 12 сентября (30 августа по старому стилю)
Святой Александр Свирский родился 15 июля 1448 года, в день памяти пророка Амоса, и был назван в его честь в Крещении.
Святитель Александр был маяком монашества в дремучих лесах Русского Севера, подвизался и удостоился необычайных даров Святого Духа.
Его родители, Стефан и Васса (Василиса), были крестьянами приладожского села Мандера у Ладожского озера, на берегу реки Ояты, притока реки Свири.
У них были сыновья и дочери, которые уже выросли и жили вдали от родителей.
Стефан и Васса хотели еще одного сына.
Они усердно молились и услышали голос свыше: «Радуйся, добрый муж и жена, ты родишь сына, в рождении которого Бог даст утешение Своей Церкви».
Амос вырос особенным ребенком.
Он был всегда послушен и мягок, избегал игр, шуток и сквернословия, носил скудную одежду и так ослаблял себя постом, что это доставляло беспокойство матери.
Достигнув совершеннолетия, он однажды познакомился с валаамскими монахами, прибывшими в Ояту для покупки необходимых вещей и по другим монастырским делам.
К этому времени Валаам уже был известен как обитель глубокого благочестия и строгой подвижнической жизни.
Поговорив с монахами, юноша был очарован их рассказом о скитской жизни (с двумя-тремя монахами вместе) и уединенной жизни отшельника.
Узнав, что родители устроили ему женитьбу, юноша тайно отправился на Валаам, когда ему было девятнадцать лет.
В образе путника ему явился ангел Божий, указывающий путь на остров.
Амос семь лет прожил в монастыре послушником, ведя аскетичный образ жизни.
Он проводил дни в работе, а ночи в бодрствовании и молитве.
Иногда он молился в лесу с обнаженной грудью, весь покрытый комарами, под утреннее пение птиц.
В 1474 году Амос принял монашеский постриг с именем Александр.
Через несколько лет его родители наконец узнали от прибывших в Мандеру карелов, куда пропал их сын.
По примеру сына родители также ушли в монастырь и были пострижены с именами Сергий и Варвара.
После их кончины святой Александр, по благословению игумена монастыря, поселился на уединенном острове, где в расщелине скалы устроил келью и продолжил свои духовные подвиги.
Слава о его подвижничестве распространилась далеко.
Затем в 1485 году святой Александр отошел с Валаама и по повелению свыше избрал место в лесу на берегу прекрасного озера, которое впоследствии было названо Святым.
Здесь преподобный построил себе шалаш и прожил уединенно семь лет, питаясь только тем, что собирал в лесу (позднее на этом месте, Святом озере, в 36 верстах от будущего города Олонца и в 6 верстах от реки Свиры, св. основал монастырь Живоначальной Троицы, а в 130 саженях от него, на озере Рощине, построил себе хижину на месте будущего Александро-Свирского монастыря).
За это время святой испытал жестокие страдания от голода, мороза, болезней и бесовских искушений.
Но Господь постоянно поддерживал духовную и телесную силу праведника.
Однажды, страдая страшными недугами, он не только не мог подняться с земли, но не мог даже поднять головы.
Он просто лежал и пел псалмы.
Тогда явился ему славный человек.
Положив руку на больное место, он перекрестил святого и исцелил его.
В 1493 году во время охоты на оленей соседний помещик Андрей Завалишин случайно наткнулся на избу святого.
Андрей рассказал ему о свете, который он видел в этом месте, и умолял монаха рассказать ему о своей жизни.
С этого времени Андрей стал часто бывать у преподобного Александра и, наконец, под руководством преподобного отправился на Валаам, где принял постриг с именем Адриан.
Позже он основал Ондрусов монастырь и провел святую жизнь (память 26 августа и 17 мая).
Андрей Завалишин не смог промолчать о подвижнике, несмотря на данное им обещание.
Весть о праведнике стала широко распространяться, и вокруг него стали собираться монахи.
Поэтому святой Александр удалился от братии и построил себе жилище в 130 саженях от монастыря.
Там он столкнулся с множеством искушений.
Демоны приняли звериные формы, они шипели, как змеи, призывая его бежать.
Однако молитва святого, как огненное пламя, палила и рассеяла бесов.
В 1508 году, через двадцать три года после его прихода в это уединенное место, святому Александру явилась Живоначальная Троица.
Однажды ночью он молился в своей хижине. Внезапно засиял яркий свет, и монах увидел приближающихся к нему Трех Мужей, облаченных в сияющие белые одежды.
Сияя небесной Славой, Они сияли чистой яркостью, большей, чем солнце.
Каждый из Них держал в руке посох.
Преподобный упал в ужасе и, придя в себя, распростерся на земле.
Взяв его за руку, мужи сказали: «Надейся, блаженный, и не бойся».
Святителю было велено построить церковь и монастырь.
Он упал на колени, протестуя против собственного недостоинства, но Господь поднял его и повелел исполнять повеления.
Святой Александр спросил, в чье имя следует освятить храм.
Господь сказал: «Возлюбленные, как видишь Говорящих с тобою в Трех Лицах, так и устроил церковь во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, Троицы Единосущной. Оставляю вам мир и Мой мир даю тебе».
И тотчас святой Александр узрел Господа с распростертыми крыльями, идущего как бы по земле, и Он стал невидим.
В истории Русской Православной Церкви это явление признано уникальным.
После этого видения монах стал думать, где построить церковь.
Однажды, молясь Богу, он услышал голос свыше.
Взглянув на небо, он увидел Ангела Божия в мантии и клобуке, такого же, как видел святой Пахомий (память 15 мая).
Ангел, стоя в воздухе с распростертыми крыльями и воздетыми руками, возглашал: «Един Свят, Един Господь Иисус Христос, во Славу Бога Отца. Аминь».
Затем он обратился к святому Александру со словами: «Построй на этом месте храм во Имя Господа, явившегося тебе в Трех Лицах, Отца и Сына и Святого Духа, Троицы Нераздельной».
После трехкратного перекрестного знамения над местом ангел стал невидим.
В том же году была построена деревянная церковь Живоначальной Троицы (в 1526 году здесь была построена каменная церковь).
И одновременно со строительством храма братия стала уговаривать святого Александра принять священство.
Он долго отказывался, считая себя недостойным. Тогда братия стала умолять преподобного Серапиона, архиепископа Новгородского (память 16 марта), убедить его принять сан.
Итак, в том же году преподобный Александр отправился в Новгород и принял от святого архиепископа рукоположение.
Вскоре после этого и братия попросила святого быть их игуменом.
Став игуменом, преподобный стал еще смиреннее, чем прежде.
Вся его одежда была в лохмотьях, и он спал на голой земле.
Он сам готовил еду, месил тесто и пек хлеб. Однажды не хватило дров, и приказчик попросил игумена прислать за дровами праздных монахов.
«Я бездельничаю», – сказал святой и стал рубить дрова. В другой раз он нес воду.
Когда все спали, святой часто занимался перемалыванием пшеницы ручными камнями, чтобы испечь хлеб.
Ночью он обходил кельи и, если слышал напрасные разговоры, слегка стучал в дверь и уходил, а утром вразумлял брата, налагая на него епитимью.
Под конец жизни святой Александр решил построить каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Однажды вечером, после пения акафиста Пресвятой Богородице, он улегся отдохнуть в келью и вдруг сказал келейнику своему Афанасию: «Чадо, трезвись и бодрствуй, ибо в сей час у нас будет дивное и дивное посещать».
Затем раздался голос, подобный грому: «Вот, идут Господь и Матерь Его».
Преподобный поспешил ко входу в келью, и великий свет осветил ее, сияя над всей обителью ярче лучей солнца.
Святитель узрел Пречистую Богородицу над основанием Покровского храма, сидящую на месте алтаря, как царица на престоле.
Она держала на руках Младенца Христа, и множество ангелов стояло перед Ней, сияя неописуемым светом.
Он упал, не в силах вынести великий свет. Матерь Божия сказала: «Восстань, избранный Сына Моего и Бога. Я пришла сюда, чтобы навестить тебя, Мой дорогой, и посмотреть на основание Моей церкви. Я умоляла твоих учеников и монастырь. на сей раз будет изобилие, не только при жизни твоей, но и после смерти твоей. Все, что нужно монастырю твоему, будет даровано в изобилии. Смотри и наблюдай внимательно, сколько монахов собрано в твою паству. Ты должен направлять их на путь спасения во Имя Святой Троицы».
Святитель встал и увидел множество монахов. Снова сказала Матерь Божия: «Дорогой Мой, если кто хоть один кирпич понесет для построения Моей церкви, во Имя Иисуса Христа, Сына Моего и Бога, то сокровище его не пропадет».
Тогда Она стала невидимой.
Перед смертью святитель проявил дивное смирение.
Он созвал братию и сказал им: «Свяжите мое грешное тело за ноги и оттащите в болотную чащу и, обтянув его шкурами, бросьте туда».
Братия ответила: «Нет, отче, это невозможно».
Тогда святой подвижник повелел хранить тело его не в монастыре, а в уединенном месте, в церкви Преображения Господня.
Преподобный Александр отошел в Царство Небесное 30 августа 1533 года в возрасте 85 лет.
Преподобный Александр Свирский прославился дивными чудесами при жизни и по кончине.
В 1545 году его ученик и преемник игумен Иродион составил свое житие.
В 1547 году началось местное чествование святого и была составлена ему служба.
17 апреля 1641 года при перестройке Спасо-Преображенского храма были обретены нетленные мощи преподобного Александра Свирского и установлено его всеобщее церковное празднование в два числа: в день преставления, 30 августа, и в день прославления (и обретение его мощей), 17 апреля.
Святой Александр Свирский наставил и воспитал целое множество учеников, как и обещала ему Богородица.
Это святые преподобные: Игнатий Островский, Леонид Островский, Корнилий Островский, Дионисий Островский, Афанасий Островский, Феодор Островский и Ферапонт Островский.
Нетленные мощи святого были вывезены большевиками из Свирского монастыря 20 декабря, 1918 г. после нескольких безуспешных попыток их конфискации.
С 1919 по 1922 год шла позорная кампания по ликвидации мощей святых.
Многие мощи русских святых были похищены и подвергнуты «научной экспертизе» или выставлены в антирелигиозных музеях.
Некоторые были полностью уничтожены.
Надеясь доказать, что реликвии были подделками, Советы провели множество тестов.
Однако экспертизы лишь подтвердили подлинность реликвий.
Наконец, святые мощи были отправлены в Петроградскую Военно-медицинскую академию.
Там они оставались почти восемьдесят лет.
Второе обретение мощей святого Александра произошло в декабре 1997 года.
Мощи оказались нетленными, такими же, какими они были при конфискации.
Внешний вид святой соответствовал описанию в летописях 1641 года.
Когда было установлено, что это действительно мощи святого Александра, митрополит Санкт-Петербургский Владимир разрешил отнести их в храм святой Софии и трех ее дочерей Веры, Надежды и Любовь (17 сентября) за четыре месяца до их возвращения в Свирский монастырь.
Когда люди прикладывались к мощам святого Александра, они замечали, что от них истекает благоухающее миро».
На третий день Пасхи в монастырь с богохульствами и проклятиями вошла группа красноармейцев.
Они безапелляционно потребовали от игумена Евгения, ризничего и гастарбайтера сдать ключи от монастырской ризницы, с явным намерением разграбить все, что найдутся.
Отцы всячески старались образумить их, чтобы отговорить от их намерения и защитить монастырское имущество.
Солдат не только не убедили, но они еще больше разозлились.
Без всякого промедления и в упрощенном порядке, что было очень характерно для того времени, они приговорили их к смерти.
Сначала приказали шестерым отцам вырыть себе могилу: большую яму посреди монастырского двора, вправо.
Когда отцы кончили копать, воины поставили их возле ямы.
Расстрельная команда заняла позицию.
В этот трагический момент осужденные отцы просили об одолжении: разрешить им воспевать «Христос Воскресе».
Не имея в душе таких настроений, «красные» солдаты отказались.
Отцы тогда быстро начали петь «Христос Воскресе», но расстрельная команда не дала им договорить.
Раздались последовательные выстрелы, и отцы упали замертво в яму.
И случилось нечто странное.
У гест-мастера была длинная черная борода, которая моментально побелела, когда он встал перед ямой!
На этом солдаты не остановились.
Они вошли в храм, где лежали мощи святого Александра, основателя монастыря.
Схватив их, они бросили их в огонь.
Однако огонь сохранил реликвии и не поглотил их.
Таким образом преподобный Александр претерпел мученическую смерть после своей смерти, как будто и он желал разделить мученическую кончину нынешних Новомучеников своего монастыря.
Некий карельский послушник Иоанн, прятавшийся на чердаке, все это видел и рассказал.
Александровскую обитель постигла та же участь, что и остальные монастыри России.
Он был закрыт и использовался для других целей.
Сначала его превратили в «педагогическое техническое заведение», чтобы оправдать изъятие его обширной библиотеки и других ценностей, а затем в концлагерь.
Также была создана камнедробильная установка, где безжалостно обрабатывали несчастных узников.
Свирь, с изображениями его дивно нетленных Святых Мощей:
«Святые мощи были перевезены в Александро-Свирский монастырь в ноябре 1998 года, и перед ними продолжают происходить чудесные исцеления».
Считается, что Бог сохранил мощи святого Александра в таком дивном состоянии потому, что он был единственным святым после патриарха Авраама, удостоившимся посещения Святой Троицы в виде трех Ангелов.
Во время этого визита к нему прикоснулась Святая Троица, и это соприкосновение, очевидно, и сделало его тело нетленным.
Преподобный Александр ушел в Царство Небесное 30 августа 1533 года, в возрасте 85 лет.
С тех пор нетленная святая реликвия святого Александра стала источником благословения, почитания и исцеления: слепые прозревают, расслабленные укрепляют ноги, а все страждущие всякой болезнью получают свое полное исцеление. Бесы убегали от бесноватых и зачавших бесплодных женщин…
Дивен Всеблагий Бог во святых Своих, прославивший Своего раба в сей преходящей жизни чудесами и знамениями, бывшими через его руки.
И по кончине своей еще удостоился иметь свое всечестное и святое Тело в Своей Церкви, светить оттуда, как великий маяк, своими всеславными Чудесами!
Второе Обретение Святых Мощей Святого Александра Свирского30 июля 1998 года.
Тысячи верующих России собрались, чтобы поклониться новоявленным святым мощам святого Александра Свирского в храме св. София, Вера, Надежда и Любовь в Петербурге.
Спустя несказанные 80 лет один из самых любимых святых Фиваидского Севера был возвращен на место своих иноческих подвигов.
Восемь десятилетий назад, 5 января 1918 года, большевики заняли большую часть русской Фиваиды на севере: в районе между Олонцем и Лонтейным Поле.
Немедленно на следующий день большевики появились у Свирского монастыря и раки св. Александра.
Такая сокровищница святости, очевидно, создавала помеху диаволу и его слугам, захватившим русскую землю.
Однако в тот период появились необъяснимые коробейники, заказавшие святой Реликвии, подлежащие повреждению или переносу к ним.
Так началась страшная «кампания по изъятию мощей», в которой продолжали с 1919 по 1922 год подвергать «научным испытаниям» 63 мощи явившихся в России святых, характеризуя их как «научные испытания», а также как «подделки», помещали их в антирелигиозные музеи или уничтожали.
Коммунисты предприняли дополнительные попытки, и только с шестой попытки, 20 декабря 1918 года, им удалось вынести нетленные мощи св. Александра.
В этот период весь северный регион России испытал беспрецедентное военное присутствие.
Северная Фиваида была осквернена и страдала, но в то же время освятилась, став Голгофой из многих на Руси.
Монастырь св. Александра Свирского испытали так же, как и многие другие монастыри в этом районе: он стал воинской казармой, известной как Свирлаг («Казармы Свири»).
Позже он стал временным домом для инвалидов войны, детским домом, техникумом и военным учебным центром.
Наконец, Свято-Троицкий монастырь стал психиатрической больницей, часть которой сохранилась и по сей день.
С течением времени монастырь подвергался ужасным осквернениям.
Однако Бог не допустил, чтобы мощи святого Александра затерялись.
После падения большевиков сначала он был доставлен в Лонтейное Поле.
Местное возвращение Цекистон требовало исследования подлинности Реликвии.
Советские ученые проверили его в надежде доказать, что это подделка – подделка Церкви для недоумения верующих.
Однако большевиков встревожили результаты, подтверждающие то, что было зафиксировано при первом обретении мощей святого в 1641 году, что тело святого Александра было необъяснимо, сильно нетленным.
Его кожа была белой и эластичной.
Черты его лица были ясно различимы и имели сходство с иконами святого, написанными между XVI и XVIII веками. Академик, Петр Петрович Покрыскин, не убоявшийся в то время гонений, написал смелый ответ на просьбу Цекистон.
«Зная, что Реликвия преподобного Александра Свирского бесспорно соответствует историческому счету, ее место должно быть в храме, просим принять меры к ее сохранению, этому историческому достоянию нашего народа».
Из Лонтейного Поле Реликвию привезли в Санкт-Петербург (тогда Петрокрант).
В это время приказ Наркома юстиции поместить все реликвии в музеи.
Реликвия святого Александра была доставлена в анатомический музей города, центром которого была Военно-медицинская академия.
Там Реликвия была показана как экспонат, но без описания – одна из попыток музейщиков скрыть ее.
В то же время в рамках плана коммунистов по нанесению удара по церкви были предприняты попытки публично доказать фальшь мощей святителя, что не походило на его исторический эпиграф, но эти попытки провалились.
Однако благодаря одному из ученых, Б. Н. Тонкову, который не был, как его собратья, «воинствующим безбожником», они остались в Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга, сосланные по забвению.
14 июня 1997 года, примерно через шесть лет после краха коммунизма по всей России, часть Спасо-Преображенского монастыря святого Александра Свирского была возвращена церкви целиком.
Изучение святого Александра началось в 1997 году по благословению митрополита Санкт-Петербургского Владимира.
Остальные документы советского периода либо утеряны, либо уничтожены, однако молитвенная исследовательская деятельность монахинь Покровского монастыря Тервиницких под руководством их духовника, игумена Лукиана (Куценко), нынешнего настоятеля монастыря монастырь святого Александра Свирского, в конце концов принес плоды.
В декабре того же года (1997) были найдены мощи святителя!
Когда ее рассмотрели, она примерно совпала с древним описанием первого обретения Святыни в 1641 году.
Она имела такое же нетление, как и до конфискации, по мнению антропологов и этнологов.
В конце концов, не сомневаясь в личности святой, митрополит Владимир благословил, чтобы святыню, исполненную Божественной благодати, перенесли в храм святых мучениц Софии, Веры, Надежды и Любви.
К удивлению и духовному ликованию присутствующих, руки и ноги святителя стали изливать струйки благоухающего миро, как будто святитель говорил: «Да, слышу вас, это я!»
Это излияние Благодати продолжилось, когда святыня была передана Церкви.
Клирик Алексий Янк (ныне иеромонах Амвросий) находился в Санкт-Петербурге, когда была обретена святыня. Он записал свои переживания:
«С удивлением я увидел, что святой был не только нетленным, но и кожа его не имела никакого изменения по прошествии около пяти столетий, но была бела, как у человека, живущий сегодня. Обняв его непокрытые ноги, я мог видеть образование чудесной мирры между его пальцами».
Иконы святителя, благословившие его ковчег, стали миротворить благоуханное.
Александр, послушник монастыря преподобного Александра Свирского, постоянно стоял у ковчега, наблюдая не только за мироточивостью, но и за чудесными исцелениями, происходившими в этом месте.
Исцелялись люди от многих болезней: паралитики, раковые больные, страдающие кожными заболеваниями и болезнями костей, бесноватые.
После перенесения святыни в монастырь преподобного Александра Свирского в ноябре 1998 года исцеления продолжали совершаться до него.
Замечено, что это чудо происходит в тех случаях, когда в монастырь приходят не только верующие группы людей, но и сомневающиеся.
Святой князь Александр Невский (в иноческой схиме Алексий) скончался на обратном пути из Орды в Городце на Волге 14 ноября 1263 года и 23 ноября 1263 года был погребен в Соборной церкви Рождественского монастыря в с. город Владимир.
Почитание князя началось прямо у его погребения, где произошло замечательное чудо.
Святитель протянул руку для разрешительной молитвы (письменный документ, положенный в гроб). Великий князь Иоанн (1353-1359) в своем духовном завещании, написанном в 1356 году, оставил своему сыну Димитрию (1363-1389), будущему победителю Куликовской битвы, «икону святого Александра».
Нетленные мощи святого князя были обретены в видении перед Куликовской битвой в 1380 году, а затем отправлены на местное торжество.
Русские полководцы просили заступничества святого князя, прославленного защитой Отечества, в следующие времена: 30 августа 1721 г. Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадский мир.
В этот день было решено перенести мощи святого князя Александра Невского из Владимира в новую северную столицу, Петербург, на берегах Невы.
Вывезенные из Владимира 11 августа 1723 года, святые мощи были встречены в Шлиссельбурге 20 сентября того же года и оставались там до 1724 года. 30 августа они были положены в Троицком соборе Александро-Невской лавры, где и почивают ныне в Санкт-Петербург.
Указом от 2 сентября 1724 г. праздник установлен 30 августа.
Архимандрит Гавриил Бужинский (впоследствии епископ Рязанский, + 27 апреля 1731 г.) составил особую службу в память Ништадского мира, соединив с ней службу святому Александру Невскому.
В Соборном храме Рождественского монастыря ныне стоит памятник святому князю.
Еще один мемориал находится в городе Переславль-Залесск.
В 1727 году праздник был прекращен из-за светских дел, связанных с междоусобной борьбой при императорском дворе.
В 1730 году праздник снова был восстановлен.
Святой Александр родился в Калабрии в Италии где-то между 237 и 244 годами.
В юном возрасте он был посвящен Богу и со временем был рукоположен в священники.
Он присутствовал на Первом Вселенском соборе в Никее в 325 г., будучи еще священником, как представитель престарелого Митрофана, епископа Византийского.
Тогда Митрофану было открыто Ангелом Господним, что он должен избрать своим преемником Александра, и через десять дней он преставился.
Действительно, Александр сменил его в 326 году на посту епископа Византии и присутствовал на церемонии посвящения Константинополя 11 мая 330 года, что также сделало его первым архиепископом Константинополя.
Во время своего епископства Александр участвовал в спорах с языческими философами и выступал против ересей, особенно арианства.
Его высоко хвалили Григорий Богослов и Епифаний Саламинский; Феодорит называл его «апостольским» епископом.
Он скончался в 337 году, в том же году, что и император Константин Великий.
Святой Иоанн VIII Ксифилин был уроженцем Трапезунда, родившимся около 1010 года.
Он учился в Константинопольском университете и со временем стал номофилаксом его юридического факультета.
В это время он был близким другом философа Михаила Пселла, и они вместе стали монахами на горе Олимп в Вифинии в 1054 году.
В 1064 году император Константин X (1059–1067) избрал его преемником Константина Лейхуда на посту вселенского патриарха.
Как патриарх он проявлял большой интерес к помощи бедным, открывая пекарни и ремонтируя храм Святой Софии.
В то же время он продолжал свою писательскую деятельность, состоявшую из богословских, философских и юридических трактатов.
Иоанн VIII также написал агиографию святого Евгения Трапезундского.
Он считается новатором в области методологии юридических исследований.
Он скончался 2 августа 1075 года.
После его смерти его останки были захоронены в монастыре Ангурион.
Христианские праздники 11 сентября
Христианские праздники 13 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.