ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ23 октября
Православные праздники 12 октября (29 сентября по старому стилю)
Святой Кириак родился в Коринфе в семье священника Иоанна и его жены Евдокии.
Епископ Петр Коринфский, приходившийся родственником, видя, что Кириак растет тихим и разумным ребенком, поставил его чтецом в церкви.
Постоянное чтение Священного Писания пробуждало в нем любовь к Господу и стремление к чистой и святой жизни.
Однажды, когда юноше не было еще и восемнадцати лет, он был глубоко тронут во время церковной службы словами Евангелия: «Если кто хочет идти за Мною, да отвергнется себя, и возьмет крест свой, и идет за Мною» (Мф.16:24).
Он поверил, что эти слова относились к нему, поэтому он направился прямо в гавань, не заезжая домой, сел на корабль и отправился в Иерусалим.
Посетив святые места, Кириак несколько месяцев жил в монастыре недалеко от Сиона в послушании игумена аввы Евсторгия.
По его благословению он направился в пустынную Лавру преподобного Евфимия Великого (память 20 января).
Святитель Евфимий, усмотрев в юноше великие дарования Божии, постриг его в иноческую схиму и поставил под руководство преподобного Герасима (память 4 марта), подвизавшегося на Иордане в обители преподобного Феоктиста.
Святой Герасим, видя молодость Кириака, повелел ему жить в общине с братией.
Молодой монах легко совершал иноческие послушания: усердно молился, мало спал, пищу принимал только через день, питаясь хлебом и водой.
Во время Великого поста святой Герасим имел обыкновение уходить в Рувскую пустыню, возвращаясь в монастырь только в Вербное воскресенье.
Видя строгое воздержание Кириака, он решил взять его с собой.
В полном уединении подвижники удвоили свои усилия.
Каждое воскресенье святой Герасим сообщал Святые Тайны своему ученику.
После смерти святого Герасима двадцатисемилетний Кириак вернулся в Лавру святого Евфимия, но его уже не было в живых.
Святой Кириак попросил уединенную келию и там подвизался в безмолвии, общаясь только с преподобным Фомой.
Но вскоре Фому отправили в Александрию, где он был рукоположен во епископа, а святой Кириак десять лет провел в полном молчании.
В 37 лет был рукоположен во диакона.
Когда между монастырями святого Евфимия и святого Феоктиста произошел раскол, святой Кириак удалился в Сукскую обитель преподобного Харитона (память 28 сентября).
В этом монастыре принимали в послушники даже постриженных монахов, так же принимали и святого Кириака.
Он смиренно подвизался на регулярных монастырских послушаниях.
Через несколько лет святой Кириак был рукоположен в сан священника и избран канонархом и нес в этом послушании восемнадцать лет.
Святой Кириак провел тридцать лет в монастыре преподобного Харитона.
Строгий пост и полное отсутствие зла отличали святого Кириака даже среди подвижников Лавры.
В своей келье он каждую ночь читал Псалтирь, прерывая чтение только для того, чтобы в полночь идти в церковь. Подвижник спал очень мало.
Когда монаху исполнилось семьдесят лет, он отправился в пустыню Натуфа, взяв с собой своего ученика Иоанна.
В пустыне отшельники питались только горькими травами, которые по молитве святого Кириака стали съедобными.
Через пять лет один из жителей узнал о подвижниках и привел к ним своего бесноватого сына, и святой Кириак исцелил его.
С этого времени к преподобному стали обращаться со своими нуждами многие люди, но он искал полного уединения и бежал в Рувскую пустыню, где пробыл еще пять лет.
Но в этой пустыне к нему приходили больные и одержимые бесами, и всех их святой исцелял крестным знамением и елеем.
На 80-м году жизни святой Кириак бежал в сокровенную Сусакимскую пустыню, где проходили два высохших ручья. Согласно Преданию, святой пророк Давид обратил внимание Соусакима: «Ты иссушил реки Ефама» (Пс. 73/74:15).
Через семь лет к нему пришла братия Сукской обители, прося у него духовной помощи в период изнурительного голода и болезней, что попустил Бог.
Они умоляли святого Кириака вернуться в монастырь, и он поселился в пещере, в которой когда-то жил святой Харитон.
Святитель Кириак оказал большую помощь Церкви в борьбе с распространявшейся ересью оригенистов. Молитвой и словом возвращал заблудших на путь истинный, а православных укреплял в вере.
Кирилл, автор Жития святого Кириака, инок Евфимийской Лавры, был свидетелем, когда святой Кириак предсказал близкую смерть главных еретиков Нона и Леонтия, и скоро ересь перестанет распространяться.
Сама Пресвятая Богородица повелела святому Кириаку хранить православное учение в его чистоте: явившись ему во сне вместе со святыми Иоанном Крестителем и Иоанном Богословом, Она отказалась войти в келью преподобного, потому что в ней была книга со словами еретика Нестория. «В келье твоей – враг Мой», – сказала Она (память явления Пресвятой Богородицы святому Кириаку 8 июня).
В возрасте девяноста девяти лет святой Кириак снова удалился в Сусаким и жил там со своим учеником Иоанном.
В пустыне преподобного Кириака прислуживал огромный лев, охраняя его от разбойников, но он не смутил бродячую братию и ел из рук преподобного.
Однажды в летнюю жару высохла вся вода в ложбине скалы, где подвижники запасли воду на зиму, и другого источника воды не было.
Святой Кириак помолился, и пошел дождь, наполняя яму водой.
За два года до смерти святой Кириак вернулся в монастырь и снова поселился в пещере преподобного Харитона.
До конца жизни праведный старец сохранял мужество и усердно молился.
Он никогда не сидел без дела, то молился, то работал. Перед смертью святой Кириак созвал братию и всех благословил. Он тихо почил в Господе, прожив 109 лет.
Осенью 1993 года Архиерейский Синод поручил архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому вместе с комиссией в составе двух других архипастырей осмотреть останки святителя Иоанна.
Доклад Архиерейскому Синоду комиссии, осмотревшей останки святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского
28 сентября/11 октября, в связи с приближающимся прославлением архиепископа Шанхайского и СанФранцисского Иоанна (которое состоится 19 июня/2 июля 1994 г.), по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Западно-Американского и Сан-Францисского Антония гробница владыки Иоанна была вскрыта в его усыпальнице под Епархиальным собором Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радость» в городе СанФранциско.
Перед вскрытием и осмотром честных останков преподобного владыки Иоанна требовалась подготовка и практическая, и духовная.
С практической стороны необходимо было определить, насколько сложно будет открыть саркофаг, в котором находился гроб владыки, в каком состоянии гроб и есть ли к нему свободный доступ.
Эта работа проводилась 17/30 сентября, в день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
В тот же вечер архиепископ Антоний, иерей Георгий Куртов, протодиакон Николай Поршников, чтец Владимир Красовский и Борис Михайлович Троян спустились в усыпальницу и, после того как владыка Антоний отслужил литию, приступили к работе.
В течение двух часов с саркофага удалось снять крышку и поставить его на пол. Крышка весила около 400 фунтов.
Сняв крышку, они первым делом заметили мантию владыки Иоанна, сиявшую как новую.
Под мантией был его гроб. Никакого запаха не было. На крышке гроба было несколько пятен ржавчины.
После осмотра гроба саркофаг закрыли в ожидании осмотра самих останков владыки Иоанна.
Для осмотра мощей, принявшего место в день памяти преподобного Харитона Исповедника.
Другой член Комитета, архиепископ Алипий, не смог приехать из-за двух приходских праздников в его епархии.
Высокопреосвященнейший епископ Сиэтлский Кирилл, викарий Западно-Американской епархии, также входил в состав Комитета.
Для участия также были назначены несколько клириков Епархиального Совета, а также клирики собора.
Всего участвовали три епископа, семь священников, три диакона, один чтец и один мирянин.
Все участники этого священного дела в этот день соблюдали строгий пост.
Одни готовились через Таинство Исповеди, другие – через служение Божественной литургии и причащение Святых Христовых Таин.
После вечерни и утрени в соборе участники осмотра мощей постепенно спускались в усыпальницу.
В мероприятии приняли участие архиепископ Антоний, архиепископ Лавр, епископ Кирилл, протоиерей Стефан Павленко, протоиерей Петр Перекрестов, иерей Георгий Куртов, иерей Сергий Котарь, иерей Александр Красовский, иеромонах Петр (Лукьянов), иерей Павел Ивашевич, протодиакон Николай Поршников, Диакон Алексей Котарь, иеродиакон Андроник (Таратухин), чтец Владимир Красовский и хранитель гроба Борис Троян.
Все архипастыри и священники по очереди читали над гробом Евангелие.
Ровно в 21:00 Их Высокопреосвященства отслужили панихиду по владыке Иоанну.
После панихиды архиепископ Антоний произнес краткую проповедь, призвав всех участников этого священного дела к миру, а затем, с благоговением, облеченным в епитрахиль, с пением тропаря: «Помилуй нас, Господи, помилуй нас», стали вскрывать саркофаг.
Деревянный гроб, принесенный ко гробу, был заранее изготовлен священником Георгием Куртовым.
Благодаря подготовительным работам 17/30 сентября крышка саркофага была снята без каких-либо затруднений.
Обмотав ремнями дно гроба, священнослужители подняли гроб и поставили его на доску, положенную поверх саркофага.
Оказалось, что гроб во многих местах проржавел, в том числе и в основании.
Иеромонах Петр достал ключ от гроба владыки Иоанна, который он хранил последние двадцать семь лет, но из-за ржавчины не мог открыть гроб.
Была сделана попытка открутить петли на стороне гроба, противоположной замку, но винты тоже заржавели.
Не желая применять грубую силу в таком священном деле, духовенство попыталось медленно оторвать крышку.
Владыка Антоний, видя, что есть затруднение, спел «Нет у нас другой помощи…» и почти сразу же замок открылся.
Все отступили назад, давая архиепископу Антонию дорогу к отвинченной крышке гроба.
В 22:10 владыка Антоний с трепетом и страхом Божиим открыл гроб с честными останками приснопамятного архиепископа Иоанна.
За исключением епископа Кирилла, принимавшего участие в обретении мощей новомучеников великой княгини Елисаветы и инокини Варвары в Иерусалиме, никто из присутствовавших никогда не был свидетелем обретения мощей, и это усиливало трепет.
Лицо владыки Иоанна было закрыто, и все сразу обратили внимание на его белые нетленные руки.
(Эта белизна оказалась плесенью. Позже, когда мощи были вымыты смесью розовой воды и белого вина, они оказались темно-бронзового цвета).
Белые облачения и митра стали зелеными. Благословив себя и прочитав 50-й псалом, Владыка Антоний снял «аэр» с лица владыки Иоанна, и все увидели нетленный лик Приснопамятного Святителя.
Кожа на его лице была белой. Его борода полностью сохранилась.
На месте глаз были небольшие отверстия, но это было едва заметно, так как митра на голове владыки Иоанна была посажена очень низко.
Нижнее облачение владыки почти полностью сгнило, и были видны его ноги.
Они были темными. (Известно, что у владыки Иоанна были плохие ноги, и при жизни они были темными от ран.)
На ноге владыки было замечено пятно в том месте, где была открытая рана.
Не было ни ароматного, ни неприятного запаха. Однако был обнаружен легкий запах сырости, то ли земли, то ли ржавчины.
После раскрытия лица наступила необыкновенная тишина. Было решено поместить мощи в новый деревянный гроб.
Духовенство не знало, насколько хрупко тело, и поэтому подложили под него простыню и только тогда переложили мощи в новый гроб, при пении ирмоев Великого канона св. Погребение священника], «Он мой Помощник и Заступник, и соделавшийся моим спасением… Утверди Церковь Твою на камне заповедей Твоих, Христе».
Теперь, когда останки владыки Иоанна находились в новом гробу, священнослужители стали очищать их от истлевшей обкладки (и подушки) из старого гроба.
Тело владыки Иоанна, когда его высоко подняли, оказалось относительно легким и жестким, а не гибким и хрупким, как можно было бы ожидать.
Стоит отметить, что испытали участники экспертизы: после раскрытия лица владыки Иоанна ощущались необыкновенный душевный покой и благоговейная тишина. Никто не удивлялся, никто не говорил.
Все почувствовали хорошее самочувствие и то, как благодатно стоять у мощей.
Не было никакой спешки или суеты. Никто не хотел оставлять мощи; было желание просто постоять возле них, помолиться, прикоснуться к ним.
Очистив мощи от истлевшей обшивки, а также от земли, которая была посыпана ими во время отпевания, священнослужители вновь положили мощи в деревянный гроб.
Во время чтения Кондака Великого канона «Душа моя, душа моя, восстань…» архиепископ Антоний покрыл лицо приснопамятного архиепископа Иоанна новым воздухом, а тело его покрыло плащаницей.
Затем владыка Антоний сообщил всем, что двухлетний сын одного из епархиальных клириков, священник Ярослав Беликов, очень болен, и отец с сыном ждут неподалеку, чтобы приложиться к мощам.
Послали за отцом Ярославом, и вскоре после того он сошел во гроб, неся сына Всеволода, и приложил младенца к нетленным рукам владыки Иоанна.
Затем деревянный гроб подняли в саркофаг. который был очищен от ржавчины.
Гроб закрыли и опечатали, а затем покрыли мантией. Крышку саркофага принесли и поставили на место.
После того, как духовенство пропело общий тропарь архиерею:
«Учителю Православной веры и благочестивому наставнику…», была отслужена лития о усопших.
Все приложились к гробнице владыки Иоанна и были помазаны маслом от лампады на гробнице.
В 11:15 все стали расходиться, благодаря Господа Бога за Его великую милость к нам, явившуюся в нетленных останках приснопамятного архиепископа Иоанна, свидетелями которой были все нижеподписавшиеся.
Святитель Феофан Милостивый был жителем сирийского города Газы.
Он был очень добрым и милосердным.
Он принимал бродяг, помогал бедным и больным и тратил все свое состояние на помощь нуждающимся, а сам оставался в нужде.
Святитель Феофан совсем не скорбел о потере своего имущества, но потерял здоровье, и болезнь причинила ему большие страдания.
Его тело начало опухать, гнить и испускать зловоние. Это испытание он также перенес в добром духе, благодаря Бога за все.
Когда он умирал, бушевала свирепая буря, и его жена горевала, что не сможет похоронить его должным образом.
Святитель утешал ее: «Не плачь, жена, ибо до сих пор длилось испытание, но вот идет помощь от Милосердного Бога, ибо в час моей смерти буря прекратится, по воле Божией».
Так и случилось: как только он предал свою душу Богу, воцарилось спокойствие.
После смерти тело святого Феофана полностью очистилось от ран и тления и стало благоухать, источая обильное целебное миро.
Святой Киприан Устюжский был богатым помещиком, но, отвернувшись от мирской суеты, принял схиму Ангельскую с именем Киприан в монастыре Святой Троицы в Гледене.
Жители новообразованного города Устюга просили святого Киприана построить монастырь где-нибудь недалеко от города.
Святитель Киприан, обошел город и осмотрел его планировку, затем выбрал место у мелководных озер у Острожского водопада и начал строить келлию.
К 1212 году он основал монастырь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и храм во имя Архангела Михаила, Главнокомандующего Небесными Силами.
Жители Устюга, видя благочестие святого подвижника, приносили ему все необходимое для построения обители, и многие приходили для подвижнической жизни со святителем Киприаном, который принимал всех с радостью и любовью.
Святая обитель росла, и, по свидетельству Устюжской летописи, святитель Киприан «избрался настоятелем святой обители и пастырем стада Христова, но по смирению не согласился на рукоположение во святую священство».
У его кровати был камень, на который он клал голову.
Во время ночных молитв подвижник держал ее в руках, чтобы сохранять бдительность и постоянно быть в молитве.
Святитель Киприан отошел ко Господу в 6 часов дня 29 сентября 1276 года, и его тело было погребено в основанной им обители.
Позднее над его святыми мощами была построена церковь, посвященная празднику Середины Пятидесятницы, в которой имелся и придел в честь святителя Киприана Карфагенского (память 31 августа).
Христианские праздники 11 октября
Христианские праздники 13 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.