ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ23 октября
Православные праздники 11 октября (28 сентября по старому стилю)
Святитель Кирилл и его жена Мария были родителями преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября).
Они принадлежали к знати, но, что более важно, были благочестивыми и верными христианами, украшенными всякими добродетелями.
Люди были поражены, когда младенец во чреве Марии трижды вскрикнул в храме во время Божественной литургии.
Перед чтением Святого Евангелия, во время херувимской песни и когда священник говорил: «Святое для святых».
Хотя она сначала испугалась, Мария стала видеть в этом событии знамение от Бога, что ее ребенок станет избранным сосудом божественной благодати.
Она и ее муж договорились, что если ребенок будет мальчиком, они приведут его в церковь и посвятят Богу.
Этот ребенок, второй из трех их сыновей, родился около 1314 года и был назван Варфоломеем в Святом Крещении.
Из-за междоусобиц святой Кирилл перевез свою семью из Ростова в Радонеж, когда Варфоломей был еще мальчиком.
Позже, когда их сын изъявил желание вступить в монашескую жизнь, родители попросили его подождать и позаботиться о них, пока они не прейдут, потому что его братья Стефан и Петр оба были женаты и имели свои семейные обязанности.
Юный Варфоломей слушался своих родителей и делал все возможное, чтобы угодить им.
Позже они решили удалиться в отдельные монастыри, а через несколько лет отошли ко Господу.
Считается, что святые Кирилл и Мария скончались в 1337 году.
Через сорок дней после похорон родителей Варфоломей заселил их имение, отдав свою долю брату Петру.
Затем он ушел в монастырь в возрасте двадцати трех лет и был пострижен 7 октября с именем Сергий (в честь мученика Сергия, память которого в этот день).
Как известно, преподобный Сергий Радонежский стал одним из величайших и почитаемых святых России.
Летопись Хотькова Покровского монастыря повествует о том, как люди исцелялись от недугов по молитве преподобного Сергия и его родителей.
Мощи схимонахов Кирилла и схимонахини Марии оставались в Покровском соборе монастыря даже после его многочисленных перестроек.
Еще в XIV веке родители преподобного Сергия изображались с нимбами.
Поскольку преподобный Сергий перед входом в монастырь молился об упокоении родителей на их могиле, у паломников, направлявшихся в Свято-Троицкую Лавру, был обычай сначала посещать Хотьков монастырь, чтобы помолиться о его родителях.
В XIX веке почитание схимонахи Кирилла и схимонахини Марии распространилось по всей России, о чем свидетельствуют Менологии того времени.
К сожалению, после 1917 года Хотьков монастырь был разрушен.
Наконец, в июле 1981 года был установлен праздник Собора святых Радонежских, а схимонахиня Кирилл и схимонахиня Мария были прославлены для местного почитания.
В 1989 году Покровский собор монастыря был возвращен Русской Православной Церкви.
Вновь возобновились службы, туда были перенесены мощи праведных родителей преподобного Сергия.
Святые Кирилл и Мария прославлены для всеобщего почитания Русской Православной Церковью в 1992 году. Память их совершается также 18 января (Именины святителя Кирилла), 5 июня (Собор святых Ростовских и Ярославских), 6 июля ( Собор святых Радонежских), и в четверг, следующий за Неделей мытаря и фарисея.
Святой Харитон Исповедник родился в Иконии в провинции Ликаония и пострадал там во время гонения на христиан при императоре Аврелиане (270-275).
Пример святой первомученицы Феклы (память 24 сентября), которая также была уроженкой своего города, побудил его исповедовать Христа, так как он имел к ней большое благоговение.
Святой Харитон мужественно обличал языческих богов и стойко исповедовал веру в единого Истинного Бога Христа Спасителя.
Святой Исповедник подвергся жестоким истязаниям, но, по Промыслу Божию, выжил.
Гонения прекратились после смерти Аврелиана в 275 году. Святой Харитон был среди многих христиан, освобожденных из темницы, и решил посвятить всю свою жизнь служению Господу.
Хотя он и избежал смерти, но скорбел о том, что не принял мученического венца.
Прибыв в Иерусалим с паломничеством по святым местам, он попал в руки разбойников.
Они связали его и бросили в пещеру, намереваясь потом убить.
После того, как они ушли искать людей для грабежа, святой усердно молился Богу, ожидая смерти.
Он не просил Бога избавить его, а вместо этого умолял Его сделать с ним то, что Ему угодно.
В это время в пещеру заползла змея и стала пить вино из стоявшего там сосуда.
Позже она изрыгнула свой смертельный яд, отравив вино. Когда они вернулись в пещеру, злые люди выпили отравленное вино и все погибли.
Таким образом, их нечестивая жизнь подошла к достойному концу.
Святой Харитон возблагодарил Бога, а затем отдал награбленное злодеями золото, раздав его нищим, церквам и монастырям.
Он начал свои подвиги на месте своего чудесного спасения и там построил храм.
Со временем был основан монастырь: знаменитая Фаранская Лавра в Палестине.
Слава святого Харитона привлекала к нему многих учеников.
Он управлял ими с отеческой любовью и возвысил их до высших степеней добродетели.
Святой Харитон составил для своей обители строгий устав. Стремясь к уединению, преподобный удалялся все дальше в пустыню, чтобы избежать похвалы людей, но никогда не отвергал никого, кто искал его духовного руководства.
Он основал еще два монастыря: Иерихонский (называемый монастырем святого Харитона) и Сукский, который называли «старой Лаврой».
Он также привел к Вере многих иудеев и язычников.
В конце жизни преподобный Харитон подвизался в пещере на вершине холма близ Сукинского монастыря, но не переставал руководить всеми тремя основанными им монастырями.
Уснул он во Господе мирно и в преклонном возрасте 28 сентября 350 года.
Согласно Преданию, преподобный Харитон составил чин монашеского пострига.
Святой Харитон был погребен в Фаранском монастыре, согласно его последней воле.
Его благодатные мощи почили в храме, построенном на месте разбойничьей пещеры.
Собор преподобных отцов, почитаемых в Ближних пещерах преподобного Антония, празднуется ныне 28 сентября.
Первоначально это общее празднование было в первую субботу после отдания Крестовоздвиженского праздника (т.е. после сентябрьского 21).
К 1670 году относится общее поминовение иноческих отцов Ближних пещер преподобного Антония в субботу после отдания праздника Воздвижения Честного Креста.
При землетрясении, были обнаружены мощи древних подвижников и построен храм в честь Воздвижения Честного Креста.
В 1760 г. над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста.
В 1886 году, при митрополите Киевском Платоне, Собор Ближних пещерных отцов был перенесен на 28 сентября в связи с празднованием Собора Дальних пещерных святителей 28 августа.
Есть два канона инокам Ближних пещер. Первый составлен иеромонахом Мелетием Сиротой (вписан в Киевский акафистник 1764 г.).
Второй, найденный в службах в честь отцов Киево-Печерских, составлен святителем Димитрием Ростовским.
Двенадцать мастеров-зодчих Константинополя, расписавших монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы (память 14 февраля)
Кроме этих святых, среди иноков Киево-Печерских есть еще тридцать святых, у которых сохранились мироточивые головы.
В службе инокам Ближних пещер 28 сентября упоминается преподобный Ефрем иерей (песнь 9).
Иеромонах Афанасий Кальпофийский писал в 1638 году, что его нетленное тело, облаченное в священнические одежды, лежит против мощей преподобного Илии Муромца.
Иеромонах Афанасий упоминает также преподобного Евстафия (Песнь 8), который до прихода в монастырь был ювелиром.
В каноне Мелетия Сироты упоминается также святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26 июня, а также 15 октября). Святитель был задержан литовским князем в Киеве после его хиротонии в митрополита Московского Константинопольским Патриархом. Он скончался 15 октября 1384 года и был похоронен в Антониевой пещере.
Кроме иноков, упомянутых в Службах, иеромонах Афанасий Кальпофийский в своей Рукописи 1638 г. указал и других святых, чьи мощи непокрытые почитали: святителя Иеронима, затворника и чудотворца; Святой Меладий, святой старец и чудотворец; Святой Пергий, святой старец; Святой Павел, монах замечательного послушания.
Имена священников Святой Мелетий, Святой Серапион, Святой Филарет, Святой Петр сохранились в древних рукописных Календарях.
24 мая 1853 года в одном из рукавов Ближних пещер была обнаружена надпись на склепе XI века: «Господи, сохрани рабов Твоих Феодосия и Феофила. Много лет». «Могила пещерного жителя Иоанна. Здесь жил и сейчас находится Иоанн-грешник». На дубовой доске: «Иоанн Пещерный житель». Так открылись имена новых Киево-Печерских отцов: Феофила, Феодосия и Иоанна.
Существует также общее поминовение иноков Ближних пещер вместе с иноками Дальних пещер во вторую неделю Великого поста, когда совершается Собор всех преподобных отцов Киево-Печерских.
В службу этого праздника вступает канон иеромонаха Мелетия Сироты (Служба Киево-Печерским преподобным и всем святым, в Малороссии просиявших, начертанная из акафистов с каноном).
Служба была напечатана Киево-Печерской Успенской лаврой в 1866 году.
Без сомнения, известны далеко не все имена отцов Киево-Печерских.
В Соборе прославляются все отцы, просвещенные подвигами в пещерах.
В ойкосе службы 28 сентября поем: «Кто святых Твоих прославит, Благий? Я пытаюсь сосчитать их число, но их больше, чем песков морских. О Владыко Христе, исчисливший звезды и назвавший их всех, исполни их просьбы о нас...»
Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы и княгини Людмилы (память 16 сентября) и воспитан ею в глубоком благочестии.
Начал править в 18 лет после смерти отца князя Братислава (+ 920).
Несмотря на свой юный возраст, он правил мудро и справедливо и много заботился о христианском просвещении народа.
Святой князь был широко образованным человеком, учился латинскому и греческому языкам.
Святой Вячеслав был миролюбив. Он строил и украшал церкви, а в столице Чехии, Праге, воздвиг великолепный храм во имя святого Вита и с уважением относился к духовенству.
Завистливые вельможи решили убить святого и сперва возбудили против него его мать, а позднее склонить на княжеский престол его младшего брата Болеслава.
Болеслав пригласил брата на освящение храма, а потом попросил его задержаться и остаться еще на день.
Несмотря на предостережения своих слуг, святой князь отказался поверить в заговор и отдал свою жизнь на волю Божию.
На следующий день, 28 сентября 935 года, когда дворянин Вячеслав шел к утрене, он был злодейски убит у дверей церкви родным братом и его слугами.
Его тело было заколото и брошено без погребения. Мать, прослышав об убийстве сына, нашла и поместила его в недавно освященной церкви при княжеском дворе.
Кровь, забрызганную на дверях церкви, смыть не смогли, но через 3 дня она исчезла сама собой.
Раскаявшись, виновник братоубийства перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были помещены в храм святого Вита, который построил сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта).
Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что смерть святого произошла вместо этого в 929 году).
Христианские праздники 10 октября
Христианские праздники 12 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.