ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 августа
Православные праздники 12 апреля (30 марта по старому стилю)
Великий пост
Святой Иоанн Лествичник почитается Святой Церковью как великий подвижник и автор знаменитой духовной книги «ЛЕСТНИЦА», от которой он также именуется «Лествичник».
Информации о происхождении святого Иоанна почти нет. Согласно одному преданию, он родился в Константинополе около 570 года и был сыном святых Ксенофонта и Марии (память 26 января).
Иоанн отправился на Синай в шестнадцать лет, подчинившись авве Мартирию как своему наставнику и наставнику.
Через четыре года святитель Иоанн был пострижен в монахи.
Авва Стратегий, присутствовавший при постриге святого Иоанна, предсказал, что он станет великим светилом в Церкви Христовой.
Девятнадцать лет святитель Иоанн преуспевал в монашестве в послушании своему духовному Отцу.
После кончины аввы Мартирия святитель Иоанн начал уединенную жизнь, поселившись в диком месте, называемом Фола, где провел сорок лет в безмолвном труде, посте, молитве и слезах покаяния.
Не случайно в «ЛЕСТНИЦЕ» святитель Иоанн говорит о слезах покаяния: «Как огонь сжигает и разрушает дерево, так чистые слезы смывают всякую нечистоту, как внешнюю, так и внутреннюю».
Святая молитва его была сильна и действенна, как видно на примере из жизни святого угодника Божия.
У святого Иоанна был ученик по имени Моисей. Однажды святой приказал своему ученику принести навоз для удобрения огорода.
Исполнив послушание, Моисей лег отдохнуть под сенью большой скалы из-за палящего летнего зноя.
Святитель Иоанн находился в своей келье в легком сне. Внезапно явился ему человек примечательного вида и разбудил святого подвижника, укоряя его: «Иоанн, что ты так беспечно спишь, когда Моисею грозит опасность?»
Святой Иоанн тотчас проснулся и стал молиться за своего ученика.
Когда Моисей вернулся вечером, святой Иоанн спросил, не приключилось ли с ним какое-нибудь несчастье.
Монах ответил: «На меня упал бы большой камень, когда я спал под ним в полдень, но я покинул это место, потому что мне показалось, что я услышал, как ты зовешь меня». Святой Иоанн не сообщил ученику о своем видении, но возблагодарил Бога.
Святой Иоанн ел пищу, дозволенную монастырским уставом, но только в умеренных количествах.
Спал он не очень много, только для того, чтобы подкрепиться, чтобы не погубить ума своего непрестанным бдением.
«Я не слишком постюсь, – говорил он о себе, – и не предаюсь напряженному всенощному бдению, и не ложусь на землю, но воздерживаюсь... и Господь вскоре спас меня».
Примечателен следующий пример смирения святителя Иоанна.
Одаренный проницательностью и обретший мудрость через духовный опыт, он с любовью принимал всех приходящих к нему и вел их ко спасению.
Однажды завистливые монахи упрекнули его в излишней болтливости, и поэтому святой Иоанн целый год молчал. Иноки поняли свою ошибку и пошли к подвижнику, умоляя его не лишать их духовной пользы его беседы.
Скрывая свои подвиги от других, святой Иоанн иногда удалялся в пещеру, но молва о его святости распространилась далеко за пределы окрестностей.
К нему приходили гости из всех слоев общества, желая услышать его слова назидания и спасения.
После сорока лет уединенного подвижничества он был избран игуменом Синайским в возрасте семидесяти пяти лет.
Святой Иоанн управлял святой обителью четыре года. К концу жизни Господь даровал ему дары прозорливости и чудотворения.
По просьбе святителя Иоанна, игумена Раифского монастыря (память в Сырную субботу), он написал несравненную ЛЕСТВИЦУ, книгу наставлений для монахов, желающих достичь духовного совершенства.
Зная о мудрости и духовных дарованиях святителя Иоанна Синаита, игумен Раифу просил его записать все, что необходимо для спасения иноческой жизни. Такая книга была бы «лестницей, закрепленной на земле» (Быт. 28:12), ведущей людей к вратам Неба.
Святой Иоанн чувствовал, что такая задача ему не по силам, но из послушания исполнил просьбу.
Свой труд святитель назвал ЛЕСТНИЦЕЙ, ибо книга есть «лествица недвижная, ведущая от земного в Святое Святых...».
Тридцати ступеням духовного совершенствования соответствуют тридцать лет возраста Господня.
Когда мы совершим эти тридцать шагов, мы окажемся с праведниками и не споткнемся.
ЛЕСТНИЦА начинается с отречения от мира и заканчивается Богом, Который есть любовь (1 Ин. 4:8).
Хотя книга написана для монахов, любой христианин, живущий в миру, найдет в ней безошибочное руководство для восхождения к Богу и опору в духовной жизни. Святители Феодор Студит (память 11 ноября и 26 января), Сергий Радонежский (память 25 сентября и 5 июля), Иосиф Волоколамский (память 9 сентября и 18 октября) и другие опирались на ЛЕСТВИЦУ как на важное руководство к спасению.
Двадцать вторая ступень ЛЕСТНИЦЫ имеет дело с различными формами тщеславия.
Святой Иоанн пишет: «Когда я пощусь, я тщеславен; и когда я разрешаю себе пищу, чтобы скрыть свой пост от других, я опять тщеславлюсь своим благоразумием. Когда я одеваюсь в красивую одежду, меня побеждает тщеславие, а если я надеваю серую одежду, то опять побеждаю тщеславие. Если я говорю, тщеславие побеждает меня. Если я хочу хранить молчание, я снова отдаюсь ему. Куда бы ни встал этот шип, он стоит острием вверх.
Тщеславный человек, кажется, чтит Бога, но старается угодить людям, а не Богу.
Люди возвышенные духом безмятежно и охотно переносят оскорбления, но только святые и праведные могут слышать похвалу без вреда.
Когда услышишь, что твой сосед или друг оклеветал тебя за твоей спиной или даже в лицо, хвали и люби его.
Не тот, кто упрекает себя, проявляет смирение, ибо кто не потерпит себя? Это тот, кого оклеветал другой, но который продолжает проявлять к нему любовь.
Кто гордится своими природными дарованиями, умом, ученостью, искусством чтения, ясной дикцией и другими подобными качествами, которые приобретаются без особого труда, никогда не обретет сверхъестественных даров. Кто не верен в малом (Лк. 16:10), тот неверен и в большом и тщеславен.
Часто бывает, что Бог смиряет тщеславных, посылая внезапную беду. Если молитва не истребит гордого помысла, напомним об уходе души из жизни сей. А если это не поможет, то будем бояться позора, следующего за бесчестием.
«Ибо всякий, унижающий себя, возвысится, и всякий, возвышающий себя, унижен будет» (Луки 14:11). Когда хвалящие нас или, вернее, прельщающие нас, начнут нас хвалить, вспомним о многих грехах наших, тогда найдем, что мы недостойны того, что они говорят или делают в честь нас».
В ЛЕСТНИЦЕ святой Иоанн описывает восхождение к духовному совершенству, которое необходимо каждому, кто хочет спасти свою душу.
Это письменное изложение его мыслей, основанное на собранной мудрости многих мудрых аскетов и на его собственном духовном опыте.
Книга является большим подспорьем на пути к истине и добродетели.
Ступени ЛЕСТНИЦЫ постепенно идут от силы к силе на пути к совершенству.
Вершина достигается не внезапно, а постепенно, как говорит Спаситель: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие берут его» (Мф. 11:12).
Память святого Иоанна также совершается в четвертое воскресенье Великого поста.
Святитель Софроний, епископ Иркутский и всея Сибири чудотворец, по фамилии Кристалевский, родился в Малороссии на Черниговщине в 1704 году, в честь святого первомученика Стефана.
У него было два брата и сестра Пелагея. Одного брата звали Павел.
Имя другого старшего брата неизвестно, но говорят, что он был настоятелем Красногорского Золотоношского монастыря.
Детские годы Стефана прошли в слободе Березани Переяславского уезда Полтавской губернии, куда семья поселилась после увольнения отца со службы.
Достигнув совершеннолетия, Стефан поступил в Киевскую духовную академию, где учились еще два будущих иерарха: Иоасаф, будущий епископ Белгородский (память 4 сентября и 10 декабря), и Павел, будущий митрополит Тобольский (память 10 июня и 4 ноября).
Получив религиозное образование, Стефан поступил в Красногорский Спасо-Преображенский монастырь, позднее переименованный в Покровский монастырь.
В 1789 году он был преобразован в женский монастырь, где уже подвизался его старший брат.
23 апреля 1730 года принял монашеский постриг с именем Софрония, в честь святого Софрония Иерусалимского (память 11 марта).
В ночь после своего монашеского пострига преподобный Софроний услышал в Покровском храме Глас, предсказывающий ему будущее служение: «Когда же сделаешься епископом, построй храм во имя Всех Святых».
В 1732 году он был вызван в Киев. Там он был рукоположен во иеродиакона, а затем во иеромонаха в соборе Святой Премудрости.
После двухлетнего монашества святой Софроний стал на два года казначеем Золотоношского монастыря, а затем Преосвященнейший епископ Переяславской епархии Арсений (Берлов) направил его в дом своего архиепископа, где он был управляющим в течение восьми лет.
Эти факты свидетельствуют о связи святителя с его первоначальной Покровской обителью.
Во время своего послушания при председательствующем архиерее в Переяславле он часто посещал его монастырь, проводя дни в тихом созерцании и труде, служа примером братии.
Когда иеромонах Софроний ездил в Святейший Синод от имени своего епископа, на него обратили пристальное внимание.
В январе 1742 года будущий святитель был переведен в Александро-Невскую лавру в Санкт-Петербурге, главный монастырь столицы.
Через год он был назначен казначеем монастыря, а в 1746 году назначен игуменом монастыря.
Он призвал своего земляка, иеромонаха Синесия (Иванова), уроженца города Прилуки, и поставил его игуменом Сергиевой пустыни, подворья Александро-Невской лавры.
С этого времени дружба двух подвижников, иеромонаха Софрония и иеромонаха Синесия, скреплялась их совместными пастырскими подвигами, и они были неразлучны до самой смерти в Сибири.
В эти годы преподобный Софроний много работал над управлением монастырем и улучшением преподавания в расположенной поблизости семинарии.
Он и архиепископ Феодосий поставили перед собой задачу приобрести больше книг для монастырской библиотеки.
Святой Софроний построил двухъярусную церковь: верхний храм был посвящен святому Феодору, старшему брату святого Александра Невского; а нижний – святому Иоанну Златоусту.
Епископ Иркутский Иннокентий II (Нерунович) скончался в 1747 году. В течение шести лет после этого Иркутская епархия оставалась без духовного главы.
Наконец, 23 февраля 1753 года императрица Елизавета (1741-1761) рекомендовала Святейшему Синоду благочестивого игумена Александро-Невского монастыря Софрония как «человека, не только достойного архиерейского сана, но и вполне способного исполнить пожелания и надежды государства и Синода, и принять бремя архиерейского служения на дальней границе и удовлетворить нужды своей паствы в том суровом краю, среди диких первобытных людей и беззаконников».
18 апреля 1753 года, в Фоминую неделю, иеромонах Софроний был хиротонисан во епископа Иркутского и Нерчинского в Успенском соборе.
Предвидя трудное служение на далеком сибирском рубеже, новый епископ не сразу отправился в Иркутскую епархию, а стал собирать образованных и духовно опытных сотрудников.
В этот период святитель Софроний побывал в своем первоначальном Красногорском монастыре.
На святых местах Киева испрашивал он и благословения Киево-Печерских святых на свое служение.
Неизменным спутником святителя, как и прежде, был иеромонах Синесиос, участвовавший в деле друга.
В Москве ему оказал дальнейшее содействие архиепископ Московский и Севский Платон.
Он дал ему отеческий совет для его задачи, так как был хорошо знаком с особенностями сибирской религиозной жизни.
Он предупредил его о своеволии местных властей и посоветовал окружить себя надежными помощниками.
20 марта 1754 года святитель прибыл в Иркутск.
Сначала он отправился в Вознесенский монастырь, резиденцию своего предшественника, и помолился на могиле епископа Иннокентия (Кульчица), испросив у него благословения, приступая к исполнению своих обязанностей.
Ознакомившись с положением дел в епархии, святитель начал реорганизацию Духовной консистории, монастырей и приходов и обратился к Святейшему Синоду с просьбой прислать в Иркутскую епархию для священнического служения достойных мужей.
До приезда святителя Софрония иркутские монастыри имели уже вековую историю.
Основатели этих монастырей руководствовались горячим стремлением к монашеской жизни.
Во главе монашеских общин мудрый святитель поставил людей благочестивых, мудрых, добродетельных и имеющих большой опыт как в житейском, так и в духовном деле.
В 1754 году епископ Софроний возвел своего друга и сподвижника иеромонаха Синесия в сан архимандрита Вознесенского монастыря.
Он служил монастырю тридцать три года до своей блаженной кончины.
В сентябре 1754 г. епископ издал указ, в котором выразил заботу об образовании и воспитании детей духовенства.
Он хотел, чтобы они выучили Часослов, Псалтырь, пение и грамоту, и это обучение «должно проводиться со всем усердием и предельным усердием, чтобы дети могли исполнять обязанности пономаря и дьякона».
Изучая и людей, и обстоятельства, епископ в своих проповедях и беседах призывал всех к высшему нравственному идеалу.
Особое внимание он уделял благоговейному и правильному совершению богослужений и Святых Таин, а также заботился о нравственной чистоте мирян.
Он беспокоился о положении женщин в семье и защищал их от несправедливого неравенства.
Епископ попытался установить Устав богослужений, для чего созвал священников, диаконов, иподиаконов и пономарей, а также тех, кто пел в клиросе во время богослужений.
Путешествуя по епархии, святитель заметил, что каждение и звон в колокола совершаются не во всех местах должным образом, и потому издал указ о восстановлении правильного порядка каждения и звона.
Призванный на апостольское служение в этом пограничном крае, святитель Софроний понял, что его долг – просвещать местных христиан, а также обращать идолопоклонников, которых в Сибири было очень много.
Приводить язычников в Церковь Христову было трудно, тем более, что иногда в церквях некому было служить, а заимствование священников для миссионерской деятельности только усугубляло положение.
Зная, что церковные службы окажут благотворное воздействие на инородцев, святитель не только сам служил с благоговением, но и требовал этого от всего своего клира.
Святой Софроний также способствовал развитию устойчивой культуры среди местного населения.
Он предлагал им монастырские земли для поселения и всячески старался изолировать их от влияния язычества. Постоянная толпа посетителей прибывала из дальних мест для его благословения.
Несмотря на свои многочисленные заботы, он не забывал о собственной духовной жизни и вечности.
Он также вел подвижническую жизнь. Его келейница рассказывала, что святой «употреблял простую пищу в малых количествах. Служил он часто, большую часть ночи проводил в молитве, спал на полу под овчиной или мехом, оленьей или медвежьей шкурой и маленькой простой подушкой».
Дух его подвижнической жизни соответствовал общему подъему христианского духа на Руси после прославления святителей Димитрия Ростовского (память 21 сентября), Феодосия Черниговского (память 9 сентября) и обретения нетленных мощей его предшественника, Святитель Иннокентий Иркутский (память 9 февраля). Это событие вдохновило святителя Софрония на большие усилия и побудило его просить помощи у святителя Иннокентия в деле устроения епархии.
До конца своих дней святой Софроний сохранил любовь к Красногорскому Золотоношскому монастырю, воспитавшему его во дни юности.
Он постоянно содействовал его содержанию, присылая для этого необходимые средства.
Заметив ухудшение своего здоровья, святой Софроний ходатайствовал перед Святейшим Синодом об отставке.
Ответ из Петербурга пришел не сразу, так как выбрать достойного преемника было сложно.
Последние дни жизни святой Софроний провел в подвижничестве и молитве.
Свет, воссиявший на добрые дела святителя Софрония, продолжает и в настоящее время свидетельствовать о славе Небесного Отца, «Милосердно укрепляющего святых Своих».
Ныне святая память святителя Софрония благоговейно хранится не только в Сибири на месте его последних подвигов, но и на месте его первых подвигов.
Память святителя Софрония также совершается 30 июня (прославление его в 1918 г.).
Святой пророк Иоад пришел из Самарии и пророчествовал в десятом веке до нашей эры (см. 1/3 Царств 13).
Пророк был послан Господом из Иудеи в Вефиль, чтобы осудить израильского царя Иеровоама за то, что он осквернил свой народ идолопоклонством.
Господь повелел пророку: «Хлеба не ешь и воды не пей и дорогой, по которой пришел, не возвращайся» (1/3 Царств 13:9).
Пророк Иоад явился царю Иеровоаму и пророчествовал ему о гневе Господнем.
Когда царь попытался жестом схватить пророка, его рука внезапно отсохла.
Царь умолял пророка помолиться Господу об исцелении его руки. По молитве Иоада он получил исцеление.
Обманутый лжепророком Эмбой из Вефиля, Иоад не повиновался данному ему Господом повелению.
Пожилой мужчина солгал и сказал Иоаду, что ангел приказал ему привести его к себе домой и накормить.
Из-за своего непослушания пророк Иоад был убит львом. Тело его не покоилось с отцами его, а было погребено рядом с жилищем лжепророка, сбившего его с пути.
Апостол Сосфен из семидесяти
Святой апостол Сосфен был главой коринфской синагоги до своего обращения.
Апостол Павел обратил его в христианство и сделал своим помощником в своем деле.
Обращаясь к коринфской церкви, святитель Павел передал привет от них обоих: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и брат Сосфен...» (1 Кор. 1:1). Впоследствии святой Сосфен был поставлен епископом в Колофоне (Малая Азия).
Память святого Сосфена также отмечается 8 декабря, а Собора семидесяти апостолов – 4 января.
В Деяниях святых апостолов читаем следующее: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.
Он был наставлен на пути Господа; и, пламенея духом, он говорил и учил усердно тому, что Господне, зная только крещение Иоанново.
Он начал смело говорить в синагоге. Услышав его, Акила и Прискилла взяли его и точнее объяснили ему путь Господень.
И когда он решил идти в Ахаию, братия написала и просила учеников принять его.
Придя туда, он много содействовал уверовавшим по благодати, ибо сильно приводил в смущение Иудеев всенародно, доказывая Писаниями, что Иисус есть Христос» (Деяния 18:24-28).
Святой апостол Аполлос помогал апостолу Павлу. Святой Павел говорит о распространении христианства среди коринфян: «Я насадил, Аполлос поливал, а взрастил Бог» (1 Кор. 3:6). Позднее святой Аполлос был епископом в Смирне (Малая Азия).
Память святого Аполлоса также отмечается 8 декабря, а Собора семидесяти апостолов – 4 января.
Апостол Кифа из семидесяти
Согласно Преданию, святой апостол Кифа был епископом Иконии.
Сведений о нем не сохранилось. Предполагается, что это тот, о котором упоминает апостол Павел (1 Кор. 15:5).
Память святого Кифы также совершается 8 декабря, а Собора семидесяти апостолов – 4 января.
Апостол Цезарь из семидесяти
Память святого апостола кесаря совершается также 8 декабря и Собора семидесяти апостолов 4 января.
Апостол Епафродит из семидесяти
Святой апостол Епафродит был епископом Адрианийским (Италия).
Он также был спутником святого Павла, который послал его к христианам в Филиппах.
Святитель Павел так говорит о своем нелегком труде в винограднике Христовом: «Я полагал нужным послать к вам Епафродита, брата моего и сотрудника и соратника, вашего посланника и служителя на нужды мои... он был болен и близок к смерти; но Бог помиловал его, и не только его, но и меня, чтобы мне не приходить печаль на печаль... Примите его в Господе со всякою радостью; и таких людей почитай, ибо он чуть не умер за дело Христово, рискуя жизнью, чтобы дополнить твое неслужение мне» (Флп. 2:25-30).
Память святого Епафродита также совершается 8 декабря, а Собора семидесяти апостолов – 4 января.
Святая Евбула, мать святого Пантелеймона
Святая Евбула, мать великомученика Пантелеимона (память 27 июля), скончалась мирно около 303 года, до мученической кончины сына.
Преподобного Иоанна Молчаливого Саввинского монастыря
Святитель Иоанн Безмолвный, епископ города Колония, был образцом доброй христианской жизни для своей паствы.
Гонимый правителем, он был лишен архиерейской кафедры и ушел в монастырь преподобного Саввы Освященного, где прославился в подвигах безмолвия, молитвы и пустынничества.
Преподобный скончался в возрасте 104 лет (+ 558). См. также 3 декабря.
Святитель Зосима, епископ Сиракузский
Святитель Зосима, епископ Сиракузский, родился по усердным молитвам своих родителей, долгое время остававшихся бездетными.
Когда их сыну исполнилось семь лет, родители отправили его учиться в монастырь.
Когда святой подвижник стал совершеннолетним, он принял монашеский постриг и правил обителью сорок лет. Папа Феодор (641-649) посвятил его в епископы Сиракуз.
Святитель Зосима отличался милосердием и нескупостью и руководил паствой словом и личным примером.
К концу жизни святой Зосима тяжело заболел, но переносил страдания с великодушием и смирением.
Он умер в 662 году, после того как тринадцать лет руководил своим стадом.
Позже многие больные получали исцеление, просто прикасаясь к его могиле.
Праздник Встреча Пресвятой Богородицы и святой Елизаветы, посвящен встрече двоюродных сестер, евреек по национальности, Мэриам (Богородица Мария) и Елисаветы (старшая двоюродная сестра Мэриам).
Установление этого праздника и состав службы – дело рук архимандрита Антонина Капустина († 1894), начальника Русской Православной Миссии в Иерусалиме.
Горнейский монастырь в Иерусалиме, построенный на месте встречи Пресвятой Богородицы и святой Елизаветы, отмечает этот праздник 30 марта.
Однако если 30 марта приходится на период между Лазаревой субботой и Пасхой, праздник переносится на Светлую пятницу.
Христианские праздники 11 апреля
Христианские праздники 13 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.