ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 июля

Христианские праздники 11 апреля

Православные праздники 11 апреля (29 марта по старому стилю)

  • Страстная седмица. Великий Вторник
  • Священномученик Марк, епископ Арефуссийский, мученик Кирилл диакон и иных многих при Иулиане пострадавших
  • Преподобный Иоанн пустынник
  • Святитель Евстафий, исповедник, епископ Вифинийский

 

Священномученик Марк, епископ Арефузский, пострадавший при Юлиане Отступнике


Священномученик Марк, епископ Арефузский, пострадавший при Юлиане Отступнике

Священномученик Марк, епископ Арефузский, пострадавший при Юлиане Отступнике

 

Священномученик Марк, епископ Арефузский, пострадал за веру во Христа при императоре Юлиане Отступнике (361–363).

По приказу императора Константина (память 21 мая) святой Марк однажды разрушил языческий храм и построил христианскую церковь.

Когда Юлиан взошел на престол, он преследовал христиан и пытался восстановить язычество.

Некоторые жители Аретузы отреклись от христианства и стали язычниками.

Тогда враги святого Марка решили отомстить ему. Старый епископ сначала скрывался от преследователей, но потом сдался, когда узнал, что язычники замучили много людей в поисках его.

Святого старца провели по городу и предали на мучения.

Ему выдрали волосы, изрезали тело, протащили по улице, бросили в болото, связали и резали ножами.

Язычники потребовали от святого епископа крупную сумму денег на восстановление языческого капища, а он отказался.

Преследователи изобрели несколько новых мучений: сдавили старца в жиме ног, отрезали ему уши льняными шнурками.

Наконец, тело святого мученика намазали медом и жиром, а затем подвесили в корзине на жаркое полуденное солнце на съедение пчелам, осам и шершням.

Святой Марк как будто не замечал боли, и это еще больше раздражало мучителя.

Язычники все снижали цену, которую он должен был заплатить за их храм, но святой Марк не давал им ни единой монеты.

Восхищаясь его мужеством и выносливостью, язычники перестали просить у него денег и отпустили его на свободу. Многие из них вернулись ко Христу, услышав его речи.

Святитель Григорий Богослов (память 25 января) описывает страдания святого Марка в своем Первом слове против Юлиана. Феодорит Киррский также упоминает его в своей Истории Церкви (книга 3, гл. 6).

 

Преподобный Иоанн Отшельник Египетский


Преподобный Иоанн Отшельник Египетский

Преподобный Иоанн Отшельник Египетский

 

Во время гонения на христиан набожная вдова Иулиания Армянская скрылась от преследователей вместе с двумя малолетними детьми Иоанном и Фемистеей.

Она учила своих детей молиться и читать Священное Писание.

Время от времени Иоанн тайно посещал близлежащий монастырь, тем самым подвергая себя опасности.

Однажды благочестивый старец посоветовал ему найти более уединенное место для молитвы.

Вернувшись домой, святой сказал матери, что собирается навестить старца. Думая, что ее сын скоро вернется, она отпустила его.

Иоанн отправился к пустыннику Фармутию и получил от него благословение жить одному в пустыне.

Молодой подвижник нашел заброшенный колодец, который был наполнен змеями, скорпионами и прочими гнусными тварями.

Он спустился в колодец и прожил там десять лет в посте, бдении и молитве.

Ангел, принесший пищу отшельнику Фармутию, принес и хлеб для святого Иоанна.

Однако ангел не принес хлеба непосредственно Иоанну, чтобы юный подвижник не преисполнился гордыни.

Пища посылалась ему через его духовного отца Фармутия.

Святой Иоанн имел много искушений от диавола, чтобы испытать его.

Бесы принимали облик его матери, сестры, его родственников и знакомых, чтобы опечалить подвижника и заставить его оставить свои подвиги.

Со слезами они один за другим подходили к колодцу, умоляя святого Иоанна уйти с ними.

Все это время святитель не переставал молиться. Наконец он сказал: «Уйди от меня», и демоны исчезли.

Святой Иоанн жил в колодце до времени своей блаженной кончины.

По промыслу Божию святой Хрисихий, тридцать лет подвизавшийся в пустыне, пришел похоронить его. Накануне своей кончины святитель Иоанн рассказал Хрисихию о своей жизни и подвигах за спасение.

После его смерти на месте его подвигов произошли многочисленные чудеса.

 

Святитель Евстафий (Евстафий) Исповедник, епископ Вифинийский


Святитель Евстафий (Евстафий) Исповедник, епископ Вифинийский

Святитель Евстафий (Евстафий) Исповедник, епископ Вифинийский

 

Святитель Евстафий Исповедник, епископ Вифинский, уже в начале своего духовного подвига был благочестивым монахом, кротким и мудрым, исполненным великой веры и любви к ближнему.

За свою добродетельную жизнь он был поставлен епископом города Вифинии (римская провинция на северо-западе Малой Азии) и многие годы руководил своей паствой, подавая им пример добродетельной жизни и совершенства.

Во время иконоборческой ереси святой Евстафий смело выступал против еретиков и защищал почитание святых икон.

Иконоборцы донесли на него императору, и святой подвергся заточению и жестоким побоям.

Наконец, святого Евстафия лишили престола и отправили в темницу.

Святой исповедник скончался в ссылке в IX веке, после трехлетнего терпения оскорблений, лишений, голода и нужды.

 

Мученик Кирилл, диакон Илиопольский, и с ним пострадавшие при Юлиане Отступнике


Историк Феодорит рассказывает, что в царствование святого Константина Великого святой Кирилл разрушил множество идолов и языческих капищ в Гелиополе, Финикии.

За это он был казнен при Юлиане Отступнике. Язычники разрезали ему желудок и, как дикие звери, съели его печень и кишки, за что Господь наказал их слепотой, фурункулами и другими страшными недугами.

За это время язычники убили многих христиан в палестинских городах Аскалон и Газа: священников, женщин и детей, посвятивших себя Богу.

Мучители разрезали их тела, посыпали ячменем и скормили свиньям.

Святые мученики получили победные венцы в Царствии Небесном, а истязатели получили справедливое воздаяние: вечные муки в аду.

 

Преподобные Марк, Иона и Васса Псково-Печерские


Точно неизвестно, когда первые монахи-отшельники поселились у Каменецкого ручья в естественных пещерах холма, который местные жители называли «святым холмом».

В монастырской летописи приводится рассказ очевидцев, охотников-звероловов из Изборска по прозвищу Селиши: «Пришли мы с отцом нашим на крайнюю гору, где ныне храм Богородицы, и услышали как бы церковное пение. Они пели стройно и благоговейно, но певцов не было видно, и воздух был наполнен благоуханием ладана».

Из первых старцев Псково-Печерского монастыря по имени известен только Марк.

Летопись говорит о нем: «Вначале некий старец жил на Каменце близ пещеры. Некоторые рыбаки видели его у трех скал над пещерой храма Пресвятой Богородицы, но не могли узнать, кто он, его происхождение, как и откуда он попал в это место, как долго он там жил и как умер».

Второй игумен Печерского монастыря идентифицирован как старец Марк в монастырском Синодике.

Святитель Корнилий (память 20 февраля) усомнился в правдивости этой надписи и повелел убрать это имя из Синодика.

Внезапно он тяжело заболел, и ему открылось, что это было его наказанием за то, что он приказал вычеркнуть имя святого Марка из монастырских диптихов.

Испросив прощения у могилы старца Марка, игумен Корнилий восстановил его имя.

Когда был раскопан пещерный храм Успения Пресвятой Богородицы и расширены погребальные пещеры, игумен Дорофей нашел могилу святого Марка в запущенном состоянии, но его мощи и одежды сохранились.

В 1472 году крестьянин Иван Дементьев вырубил лес на холме.

Одно из поваленных деревьев покатилось вниз по склону, вырвав с корнем из земли другое дерево.

Горка открыла вход в пещеру, над которой была надпись: «Пещера, построенная Богом».

Существует предание, что святой Варлаам, юродивый, часто приходил в пещеру и стирал эту надпись, но она всякий раз чудесным образом появлялась вновь.

На это святое место, где молились первые подвижники, пришел священник Иоанн (по прозвищу «Шестник»).

Он был родом из «московских земель» и служил священником в Юрьеве (ныне Тарту) в «правоверной церкви, устроенной псковичами» и посвященной святителю Николаю и великомученику Георгию.

Он и священник Исидор духовно окормляли живших там русских.

В 1470 г. отец Иоанн вынужден был бежать с семьей в Псков из-за гонений со стороны немецких католиков.

Узнав о мученической кончине преподобного Исидора (память 8 января), отец Иоанн решил поселиться в новоявившейся «пещере, устроенной Богом», чтобы там, на самой границе с ливонцами, основать монастырь как форпост православия.

Вскоре его жена заболела и скончалась, приняв монашеский постриг с именем Басса.

Ее праведность была доказана сразу после ее смерти.

Ее муж и ее духовный Отец погребли святую Бассу (память 19 марта) в стене «пещеры, устроенной Богом», но ночью ее гроб был «невидимой силой Божией взят от земли».

Отец Иоанн и духовник святой Вассы огорчились, думая, что это произошло от того, что они не совершили всей службы за усопших.

Так отпевали во второй раз отпевание и снова хоронили тело.

Утром, однако, его нашли над землей. Тогда стало ясно, что это знамение от Бога, и выкопали могилу святого Бассы с левой стороны пещеры.

Потрясенный чудом, Иоанн принял монашество с именем Иона и еще более усердно предался духовным подвигам.

Он выкопал пещерную церковь и построил две келии на столпах, затем ходатайствовал перед клиром Псковского Троицкого собора об освящении ее, но они решили не делать этого в то время «по причине ее необычного расположения».

Тогда святой Иона испросил благословения у архиепископа Новгородского Феофила.

15 августа 1473 года пещерный храм был освящен в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Во время освящения произошло чудо от иконы Успения Пресвятой Богородицы: прозрела слепая, «посланная милостивым Богом, начав великие дары Свои Пречистой Матери».

Дата освящения пещерного храма считается официальной датой основания Псково-Печерского монастыря.

Преподобный Иона подвизался в Печерской обители до 1480 года, после чего мирно почил в Господе.

После его смерти на его теле обнаружили кольчугу. Это было повешено над его могилой в знак его тайного аскетизма, но было украдено во время немецкого вторжения.

Мощи святого Ионы покоятся в пещерах рядом с мощами старца Марка и святого Бассы.

Однажды, когда монастырь был осажден, ливонские рыцари хотели открыть мечом крышку гроба святого Бассы, но из гроба вырвался огонь.

Следы этого карающего огня до сих пор можно увидеть на гробе святой Бассы.

Эта икона, которую называют «старой» в отличие от другой чудотворной иконы Успения Пресвятой Богородицы со сценами Ее жития по краям, написана около 1421 года псковским иконописцем Алексеем Малым и ныне хранится в алтаре Успенской церкви.

Икона с изображением окантовки является престольной иконой Печерской церкви.

 

Святой Никита Рославский Лес


Святой схимонах Никита родился в городе Орле в 1695 году. С детства любил совершать паломничества по святым местам.

В юности он оставил родителей и жил примерно в версте от Белого Утеса (Белобережск) Эрмитажа.

Неизвестно, когда он принял монашеский постриг и от кого. В 1780 г. он построил на пригорке келью, а у пригорка выкопал колодец.

Он ел хлеб, который прохожие оставляли в его корзине, висевшей у дороги на дереве.

Это было в густой части леса, и у кельи отшельника часто видели животных.

Комары безжалостно кусали его, пока он не был весь в крови.

Его ужасно мучили, но преподобный Никита переносил все терпеливо.

Он получил от Бога дар слез и всегда проливал слезы о своих грехах и о грехах других.

Однажды, в марте, он заболел и лег без движения. Накануне наступил праздник Благовещения. Отец Никита лежал и слышал, как в скиту звонили на всенощную.

Он пытался петь Тропарь праздника, но, будучи так слаб, и потому, что потерял голос, не мог этого сделать.

Горько плакал старец, убитый горем, что не смог достойно встретить праздник.

Внезапно келья его залилась светом, и Никита увидел Пресвятую Богородицу, окруженную ангелами.

Богородица благословила его, и он запел тропарь праздника слабо, но с неземным упоением.

Ангелы присоединились к нему в пении, и его келья наполнилась хвалебными речами небожителей.

Видение закончилось, но святой Никита долго оставался под его впечатлением.

Как только он выздоровел, он на время отправился в скит Уайт-Блафф.

Когда он добрался туда, то нашел только пепел там, где когда-то стояла его келья.

Какой-то злой человек сжег его, пока Старца не было. Отец Никита сел на пригорке и заплакал горькими слезами.

Позднее он перешел в монастырь, где смиренно исполнял все возложенные на него послушания, служа монахам, не щадя себя.

Однажды во время церковной службы он упал на пол от истощения.

Услышав о рославских одиночках, он переселился к ним и поселился там на южной окраине Монашеского ущелья, близ села Якимовского (Акимовки), в имении Александры Броневской, ревностной покровительницы отшельников, живших на ее землях в большие числа.

Она скончалась в 1853 году в возрасте более восьмидесяти лет.

Здесь преподобный Никита прожил более десяти лет и снова перебрался в скит Белый Утес.

Однако в 1792 году он перед смертью хотел вернуться в свой Эрмитаж.

По его просьбе рославский пустынник отец Досифей арендовал у крестьянина лошадь и в конце 1792 года приехал в Пустынь за отцом Никитой и нашел его очень больным.

Досифей просил его подождать до лета, но старец торопился увидеть свой Эрмитаж.

Получив благословение настоятеля, Досифей взял Никиту, положил его на повозку и накрыл брезентом и соломой.

Он возил больного старца за 90 верст в Рославльскую пущу. Здесь Никита прожил еще полгода, отойдя ко Господу 29 марта 1793 года.

Приготовив тело его к погребению, отец Досифей положил его в улей, призвал ближайшего священника и окрестных отшельников, и они похоронили его возле своей кельи.

Так как в Монашеском ущелье всегда была вода, то отец Досифей, по некоему откровению, через семь лет раскопал могилу старца Никиты, чтобы перенести ее на более высокое место.

Улей был цел, а тело и одежда старца нетленны. Прогнила только берестяная туфелька, изготовленная учеником, а не самим старцем. Второй ботинок был целым.

Когда улей открыли, там был отец Иоанн из села Луга с другими отшельниками.

Один из них, отец Арсений, хотел обменять свои четки на четки старца.

Но как он ни старался, он не мог взять их из рук святого Никиты.

Тело отца Никиты вынули из улья и положили в гроб. После панихиды его похоронили на пригорке.

На погребении находился больной монах, у которого болел живот.

Он выпил воды из могилы и исцелился. Примерно через пятнадцать лет после смерти старца Никиты гроб снова открыли, и тело его, как и прежде, было найдено нетленным.

На его могиле было два памятных камня, причем один очень большой.

Сюда на Пасху приходили отшельники, чтобы петь Пасхальный канон.

К местному почитанию в Смоленской епархии святитель Никита был утвержден 31 августа 2017 года.


Христианские праздники 10 апреля

Христианские праздники 12 апреля   

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх