ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ10 февраля

Христианские праздники 10 февраля. Ефрем Сирин...

Православные праздники 10 февраля (28 января по старому стилю) 

  • Преподобный Ефрем Сирин
  • Преподобный Феодосий Тотемский
  • Суморинско-Тотемская икона Божией Матери

 

Преподобный Ефрем Сирин


Преподобный Ефрем Сирин

Преподобный Ефрем Сирин

 

Святой Ефрем Сирин, учитель покаяния, родился в начале четвертого века в городе Нисибисе (Месопотамия) в семье обедневших земледельцев.

Родители воспитывали сына в благочестии, но он с детства был известен своим вспыльчивым характером и порывистым характером.

Он часто дрался, поступал необдуманно и даже сомневался в Промысле Божием.

Наконец, милостью Божией он пришел в себя и стал на путь покаяния и спасения.

Однажды его несправедливо обвинили в краже овцы и бросили в тюрьму.

Он услышал во сне голос, зовущий его покаяться и исправить свою жизнь.

После этого с него сняли обвинения и отпустили.

Юноша убежал в горы, чтобы присоединиться к отшельникам.

Эту форму христианского подвижничества ввел ученик святого Антония Великого, египетский пустынник Евгений.

Святой Иаков Нисивитский (память 13 января) был известным подвижником, проповедником христианства и обличителем ариан.

Святой Ефрем стал одним из его учеников. Под руководством святителя святой Ефрем стяжал христианскую кротость, смирение, покорность воле Божией и силу безропотно переносить различные искушения.

Святой Иаков превратил своенравного юношу в смиренного и сокрушенного монаха.

Понимая большую ценность своего ученика, он использовал его таланты.

Он доверил ему проповедь, обучение детей в школе и взял Ефрема с собой на Первый Вселенский Собор в Никее (в 325 году).

Святой Ефрем находился в послушании у святого Иакова четырнадцать лет, до кончины епископа в 338 году.

После взятия Нисибиса персами в 363 году святой Ефрем ушел в монастырь близ города Едессы.

Здесь он видел многих великих подвижников, проводивших свою жизнь в молитве и псалмопении.

Их пещеры были уединенными убежищами, и они кормились одним растением.

Он особенно сблизился с подвижником Юлианом (память 18 октября), который был с ним единомыслен. Преподобный Ефрем сочетал подвижничество с непрестанным изучением Слова Божия, черпая в нем и утешение, и мудрость для своей души.

Господь дал ему дар учения, и к нему стали приходить люди, желающие услышать его совет, который производил в душе умиление, так как начал он с самообвинения.

И устно, и письменно святой Ефрем наставлял всех в покаянии, вере и благочестии, обличал арианскую ересь, производившую в то время большие смуты.

Язычники, слышавшие проповедь святого, обращались в христианство.

Он также написал первый сирийский комментарий к Пятикнижию (то есть «Пяти книгам») Моисея.

Он написал много молитв и песнопений, тем самым обогатив церковное богослужение.

Известны молитвы преподобного Ефрема Пресвятой Троице, Сыну Божию и Пресвятой Богородице.

Сочинил песнопения к Двенадцати великим праздникам Господним (Рождества Христова, Крещения, Воскресения), надгробные песнопения.

Покаянная молитва преподобного Ефрема «Господи и Владыко живота моего...» читается во время Великого поста и призывает христиан к духовному обновлению.

С древних времен Церковь высоко ценила труды преподобного Ефрема.

Его произведения публично читались в некоторых церквях после Священного Писания, как сообщает нам святой Иероним.

В настоящее время Церковный Устав предписывает некоторые из его наставлений читать в дни Великого поста. Среди пророков святой Давид – выдающийся псалмопевец; среди отцов Церкви преподобный Ефрем Сирин является выдающимся молитвенником.

Его духовный опыт сделал его наставником для монахов и помощником пастырей Эдессы.

Святой Ефрем писал на сирийском языке, но его произведения очень рано были переведены на греческий и армянский языки.

С греческого текста были сделаны переводы на латинский и славянский языки.

Во многих творениях святителя Ефрема мелькает жизнь сирийских подвижников, сосредоточенная на молитве и подвизательстве в различных послушаниях на общее благо братии.

Мировоззрение всех сирийских подвижников было одинаковым.

Целью своих усилий монахи считали общение с Богом и обретение божественной благодати.

Для них нынешняя жизнь была временем слез, поста и труда.

«Если Сын Божий внутри тебя, то и Его Царство внутри тебя. Итак, Царство Божие внутри тебя, грешника. Войди в себя, ищи усердно и без труда найдешь. Вне тебя – смерть, и дверь к ней – грех. Войди в себя, живи в своем сердце, ибо Бог там».

Постоянное духовное трезвение, развитие добра в душе человека дает ему возможность взять на себя задачу, как блаженство, и самоограничение, как святость.

Воздаяние предполагается в земной жизни человека, оно есть предприятие духовного совершенствования постепенно.

Кто выращивает себе крылья на земле, говорит святой Ефрем, тот и воспаряет в высь; кто очистит свой ум здесь, внизу, увидит там проблески Славы Божией.

В какой мере каждый любит Бога, по этой мере он любовью Божией насыщается до полноты.

Человек, очищаясь и обретая благодать Святого Духа еще здесь, на земле, имеет предвкушение Царства Небесного. Достичь жизни вечной, по учению святого Ефрема, не значит перейти из одной области бытия в другую, а скорее обнаружить «небесное», духовное состояние бытия.

Вечная жизнь дарована человеку не односторонними усилиями Божиими, а постоянно растет в нем, как семя, его усилиями, трудами и подвигами.

Залогом внутри нас «обожения» является Крещение Христово, а главной силой, движущей христианской жизнью, является покаяние.

Святой Ефрем был великим учителем покаяния. Прощение грехов в Таинстве Покаяния, по его учению, есть не внешнее оправдание, не забвение грехов, а полное уничтожение их, уничтожение их.

Слезы покаяния смывают и сжигают грех. Более того, они (т.е. слезы) оживляют, преображают греховную природу, дают силу «ходить путем заповедей Господних», вселяя надежду на Бога.

В огненной купели покаяния святитель писал: «Ты сам переплываешь, грешник, ты воскресаешь из мертвых».

Святой Ефрем, считая себя наименьшим и худшим из всех, в конце жизни отправился в Египет, чтобы увидеть подвиги великих подвижников.

Он был принят там как желанный гость и получил большое утешение от общения с ними.

На обратном пути он побывал в Кесарии Каппадокийской у святителя Василия Великого (память 1 января), который хотел посвятить его в священники, но считал себя недостойным священства.

По настоянию святителя Василия он согласился только на рукоположение во диакона, в котором и оставался до самой смерти.

Позднее святой Василий пригласил святого Ефрема принять епископский престол, но святой притворился безумцем, чтобы избежать этой чести, смиренно считая себя недостойным ее.

По возвращении в родную Едесскую пустыню преподобный Ефрем надеялся провести остаток жизни в уединении, но Божественное Провидение снова призвало его на служение ближнему.

Жители Эдессы страдали от опустошительного голода. Влиянием своего слова святитель убеждал богатых оказать помощь нуждающимся.

Из пожертвований верующих он построил богадельню для бедных и больных.

Святой Ефрем удалился тогда в пещеру близ Едессы, где и оставался до конца своих дней.

 

Преподобный Феодосий Дальне-Печерский


Преподобный Феодосий Дальне-Печерский

Преподобный Феодосий Дальне-Печерский

 

Святитель Феодосий Печерский, отец монашества на Руси. Он родился в Васильеве, недалеко от Киева.

С юности он чувствовал непреодолимую тягу к подвижнической жизни и вел подвижнический образ жизни еще в родительском доме.

Он игнорировал детские игры и развлечения и постоянно ходил в церковь.

Он просил родителей позволить ему изучать священные книги, и благодаря своим способностям и редкому усердию он быстро научился читать книги, так что все дивились его уму.

В четырнадцать лет он потерял отца и остался под присмотром матери, строгой и властной женщины, очень любившей своего сына.

Много раз она укоряла сына за его стремление к подвижничеству, но он оставался твердо верен своему пути.

В возрасте двадцати четырех лет он тайно покинул родительский дом, и святой Антоний в Киево-Печерском монастыре благословил его принять монашеский постриг с именем Феодосий.

Через четыре года мать нашла его и со слезами умоляла вернуться домой, но святитель уговорил ее остаться в Киеве и постричься в монахини в Свято-Николаевском монастыре на Аскольдовом кладбище.

Преподобный Феодосий более других подвизался в монастыре и часто брал на себя некоторые работы других братий.

Он носил воду, рубил дрова, молол зерно и разносил каждому монаху муку.

Холодными ночами он обнажал свое тело и отдавал его в пищу мошкам и комарам.

Кровь его текла, а святой занимался рукоделием, пел псалмы.

Он приходил в храм раньше всех и, стоя на одном месте, не покидал его до окончания службы.

Он также слушал чтения с особым вниманием.

В 1054 году святой Феодосий был рукоположен во иеромонаха, а в 1057 году избран игуменом.

Слава о его подвигах привлекла в монастырь ряд монахов, при которых он построил новую церковь и кельи, а также ввел общежительный устав Студийского монастыря, копию которого заказал в Константинополе.

В качестве игумена святой Феодосий продолжал свои подвиги в монастыре. Обычно он ел только сухой хлеб и варил зелень без масла, а ночи проводил в молитве без сна. Братия часто замечала это, хотя святитель старался скрыть от окружающих свои усилия.

Никто не видел, когда святой Феодосий легко дремлет, и обычно отдыхал сидя.

Во время Великого поста святитель удалился в пещеру близ монастыря, где подвизался невидимо никем.

Его одежда представляла собой грубую власяницу, которую носили рядом с телом.

Он был так похож на нищего, что нельзя было узнать в этом старце знаменитого игумена, глубоко уважаемого всеми знавшими его.

Однажды святой Феодосий возвращался из посещения великого князя Изяслава.

Кучер, не узнав его, хрипло сказал: «Ты, монах, всегда в отпуске, а я постоянно на работе. Займи мое место и позволь мне покататься в карете».

Святой старец смиренно подчинился и прогнал слугу.

Видя, как вельможи по дороге кланялись преподобному, водящему коней, слуга испугался, но святой подвижник успокоил его и дал трапезу в монастыре.

Уповая на помощь Божию, святитель не держал в обители большого запаса пищи, и поэтому братия нуждалась в хлебе насущном.

Но по его молитвам в монастырь явились неизвестные благодетели и доставили необходимое для братии.

Великие князья, особенно Изяслав, любили слушать духовные речи святого Феодосия.

Святитель не боялся обличать сильных мира сего. Несправедливо осужденные всегда находили в нем защитника, а судьи пересматривали дела по просьбе игумена.

Особенно он заботился о обездоленных. Он построил для них в монастыре специальный двор, где каждый нуждающийся мог получить еду и питье.

Предчувствуя приближение кончины, святой Феодосий мирно почил о Господе в 1074 году.

Он был погребен в вырытой им пещере, где уединялся во время постов.

Мощи подвижника обретены нетленными в 1091 году, а преподобный Феодосий прославлен в лике святых в 1108 году.

Из письменных сочинений преподобного Феодосия до нас дошли два письма к великому князю Изяславу и молитва о всех христианах.

Житие святого Феодосия было написано святителем Нестором Летописцем (память 27 октября), учеником великого аввы, всего через тридцать лет после его кончины, и всегда было одним из любимых чтений русского народа. Память святого Феодосия также 28 сентября и 3 мая.

 

Тотемско-Суморинская икона Божией Матери


Тотемско-Суморинская икона Божией Матери

Тотемско-Суморинская икона Божией Матери

 

Город Тотьма расположен в Вологодской губернии.

Святой Феодосий подвизался поблизости в XVI веке, и место было названо Тотемским, по месту его подвигов.

Жители Тотьмы с почтением относились к престарелому старцу и помогали ему своими средствами.

Когда преподобный Феодосий захотел построить монастырь, они написали царю Ивану Грозному, прося его разрешить старцу Феодосию построить монастырь в их городе.

Их просьба была удовлетворена, и в 1554 году архиепископ Ростовский Никандр дал старцу Феодосию грамоту на строительство храма и все необходимое для его освящения. В то же время игумен Спасо-Прилукского монастыря благословил отца Феодосия иконой Божией Матери за благополучное завершение им новой обители.

Святой старец принес эту икону в Тотьму.

После кончины святителя в 1568 году чудотворная икона была поставлена в киоске перед его ракой в Вознесенской церкви монастыря.

В 1919 году Спасо-Суморин монастырь был закрыт.

Икона исчезла, а мощи святителя Феодосия были конфискованы советскими властями и помещены в запасник Вологодского музея.

С 1998 года его мощи хранятся в храме Рождества Христова на Тотьме, так как Спасо-Суморинский монастырь находился в полуразрушенном состоянии.

Иконописцы восстановили Тотемско-Суморинскую икону, и 10 мая 2002 года святая икона была возвращена в Тотьму.

В этот же день была освящена церковь Рождества Христова.

Чудотворная икона именуется не только Тотемской, но и Сумориной.

Последнее имя заимствовано от фамилии святого Феодосия – Суморин.

Оба имени часто сочетаются, и поэтому икона именуется Тотемско-Суморинской иконой Божией Матери, или даже Спасо-Сумориной.

Эта икона Божией Матери славится многочисленными чудесами.

Иногда в ответ на их молитвы святой Феодосий является больным, держа в руках святую икону, и исцеляет их.

Празднуется Тотемско-Суморинская икона 28 января, а также 29 июня.


Христианские праздники 9 февраля

Христианские праздники 11 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх