Saint Nicholas
Настоящее имя: Святой Николай Чудотворец
Христианский Святой | грек | рост: 168 см
Имя: Святой Николай, Николай Чудотворец, Николай Угодник, святитель Николай, Николай Мир Ликийских, Санта-Клаус, Николай Мирлики́йский[; Святи́тель Николай, греч. Άγιος Νικόλαος
Родился: около 270 года; по одним сведениям 15 марта, по другим 11 августа. Документально дата рождения и год не подтверждены, так, что и 15 марта и 11 августа не являтся подтверждленными днями рождения Николая.
Место рождения: город Патара (территория современной Турции) Ликийская область (греческая колония Римской империи)
Деятельность: епископ, архиепископ, православный святой, чудотворец
Национальность: грек
Рост: 168 см (предположительно)
Семейное положение: холост, женат не был
Скончался: около 340 года. Принято считать датой кончины (19 (6) декабря 343 года)
Место смерти: город Мира, провинция Ликия (город Демре, современная Турция)
Место захоронения: похоронен в городе Миры.
• В 1087 году 65% мощей Николая перенесено в город Бари Италия.
• В 1098 году 20% мощей перенесено на остров Лидо в Венецию.
• Остальные 15% мощей разнесены по миру.
Почитается: православной, католической, англиканской, лютеранской и древневосточной церквями.
• В христианстве почитается как Чудотворец.
• На Востоке почитается как покровитель путешествующих, заключённых и сирот.
• На Западе почитается как покровитель всех слоёв общества, но в основном детей.
День почитания (празднования):
• 22 (9) мая — перенесение мощей Николая в город Бари Италия
• 11 августа (29 июля) — рождение Святого Николая
• 19 (6) декабря — день смерти Николая
Деятельность: епископ, архиепископ, православный святой, чудотворец
Национальность: грек
Рост: 168 см (предположительно)
Покровитель: моряков, путешественников, невинно осужденных, детей.
Праздники в честь Святого Николая: праздники непереходящие.
• 22 мая (9) – Перенесение мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар. Празднуется в честь перенесения мощей Святого Николая из места его захоронения города Миры в Ликии (ныне – турецкий Демре) в город Бари (Италия). Это день называют Микола Вешний (весенний) или Микола Летний.
• 11 августа (29 июля) – рождество Святого Николая Чудотворца (Русская Православная Церковь). Этот день называют Микола Осенний.
• 19 (6) декабря – день памяти святого Николая Чудотворца приурочен к смерти Николая Чудотворца. Этот день называют Микола Зимний.
Святой Николай Барийский, также известный как Святой Николай Мирликийский, Святой Николай (Άγιος Νικόλαος по- гречески). Родился 15 марта 270 г. в городе Патара, скончался 6 декабря 343 г. в городе Мира. Грек. Епископ Мирликийский. Почитается как Святой. Его фигура породила традицию Санта-Клауса. По традиции его мощи хранятся в Бари и Венеции. Святого Николая Чудотворца принято считать защитником моряков и покровителем путешествующих, защитником и спасителем заключённых и невинно оклеветанных, а также сирот и детей. Кроме того к Николаю принято обращаться за помощью в здоровье и исцелением. Среди христиан бытует мнение, что Николай Чудотворец — это самый быстро откликающийся святой на просьбы просящих о помощи и заступничестве. Православная церковь отмечает торжества в честь Святителя Николая Чудотворца трижды в год — 11 августа в день его рождения, 19 декабря, в день его кончины и 22 мая — в память о перенесении мощей Святого Николая в город Бари.
К XI веку город Миры и всю Ликийскую страну захватили сарацины. Развалины храма с гробницей святителя Николая были в запустении и охранялись лишь несколькими благочестивыми монахами. Так как мусульмане покушались уничтожить мощи великого угодника Божия, сам святитель Николай в 1087 году явился во сне одному священнику города Бари и повелел перенести его мощи в этот город. В 1087 году пресвитеры и знатные горожане снарядили для этой цели три корабля и под видом торговцев отправились в путь. Достигнув города Миры, они вооружились и отправились в храм святителя Николая, где связали сторожей, разбили гробницу, переложили мощи в заготовленный ковчег и привезли их в Италию. 9 мая мощи святителя Николая торжественно перенесли в церковь Святого Стефана, расположенную на берегу моря. Тогда в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы.
Биография и жизнеописание святого Николая
Деяния и чудеса святого Николая Чудотворца
Кто такой Святой Николай Чудотворец
Где похоронен святой Николай Чудотворец?
Могила Николая Чудотворца
Храм Святого Николая
Перенесение мощей святого Николая
Установление праздника святого Николая
Мощи святого Николая
Чудеса святого Николая Чудотворца
В каких документах упоминается Николай Чудотворец?
Бил ли святитель Николай по щеке Ария?
Святой Николай родился в Ликии в греческом городе Патаре, около 270 года нашей эры.
Достоверных данных о его детстве нет, кроме того биография Святого Николая являеется не полной и вызывает много споров.
Те, которые часто встречаются в его жизнях, такие как имя его родителей Епифаний и бабушка, или его стояние в молитве новорожденного, относятся к жизни другого епископа Николая Пинарского, который жил между 500 и 564 годами в том же регионе и который был епископом Пинара.
Позже Николай покинул свой родной город и переехал в Мира (ныне Демре), город, расположенный в Ликии, провинции Византийской империи, которая сегодня находится на территории современной Турции.
В Мира Святой Николай был рукоположен в священники.
После смерти митрополита епископа Миры Николай был провозглашен новым епископом города Миры.
В 305 г. во время преследования Диоклетиана Святой Николай был заключенн в тюрьму и сослан.
В 313 г. Святой Николай был освобожден императором Константином и возобновил свою апостольскую деятельность.
Святой Николай скончался в Мире 6 декабря, предположительно в 343 году .
После смерти Николая Чудотворца мощи до 1087 года хранились в Мира в храме «Святого Николая».
В X веке, когда Мира осаждается мусульманами, итальянские города Венеция и Бари соревнуются, чтобы завладеть мощами святого и доставить их на Запад.
Шестьдесят два моряка из Бари организуют морскую экспедицию, и в 1087 году им удается вывезти мощи Святого Николая, прибыв с ними в свой город Бари 9 мая 1087 года.
Мощи Николая были временно помещены в монастырь бенедиктинцев, а затем перенесены в склеп нового храма построенного в честь Святого и названного его именем.
На торжественной церемонии переноса мощей председательствовал Папа Урбан II. С этого момента Святой Николай стал также известен как Святой Николай Барийский.
Моряки Бари намеренно или случайно не взяли более мелкие кости Святого Николая, которые в 1089 году были взяты в ходе последующей экспедиции венецианскими моряками и теперь хранятся в церкви Сан-Николо-аль-Лидо расположенной на итальянском острове Лидо.
Культ Святого Николая впервые распространился на Малую Азию (в VI веке в Константинополе ему было посвящено 25 церквей) с паломничеством к его могиле, расположенной за пределами города Мира.
Многочисленные сочинения на греческом и латинском языках способствовали постепенному распространению почитания в византийско-славянском мире и на Западе, начиная с Рима и южной Италии, а затем и Византии.
Таким образом, Святой Николай уже в средние века стал одним из самых популярных святых христианства и героем многих легенд о чудесах в пользу бедных и обманутых.
Святитель Николай Чудотворец – один из самых почитаемых в христианском мире святых.
В мире Святой Николай известен под различными именами: Николай Чудотворец, Святой Николай Чудотворец, Николай Угодник, Святитель Николай, Николай Мирликийский и даже Санта-Клаус.
К сожалению, никаких подтвержденных исторических сведений о биографии, жизни и деятельности Николая Чудотворца не существует.
А те, которые известны вызывают у историков массу вопросов.
Причиной такой неразберихи стало смешение в биографии Николая Чудотворца жизнеописаний двух разных епископов — Николая Мирликийского (Николая Чудотворца) и Николая Пинарского (Сионского).
Оба они жили в Ликии, но в разное время. Из-за этого события описанные в биографии Николая Чудотворца просто напросто не могли происходить по временным параметрам.
• Святи́тель Николай Пинарский, Сионский (жил в VI веке, Ликия — 10 декабря 564 года) — христианский святой, архиепископ Пинарский, настоятель Сионского монастыря в Малой Азии. Почитается как чудотворец.
Самым ранним упоминанием о Николае Чудотворце является свод рукописей «Деяние о стратилатах» (Praxis de stratelatis) написанных в VI веке.
«Деяния о стратилатах» представляют собой десяток рукописей, выдержавшие пять редакций.
В самой первой и самой древней рукописи «Деяний о стратилатах» впервые рассказывается о жизни Николая Угодника, причем в ней, в отличие от последующих редакций, приведен наиболее лаконичный и лишенный какой-либо пышности и детализации рассказ о Николае Чудотворце.
Все последующие редакции — это дальнейшая переработка первой, с добавлением всевозможных новых фактов и чудес из жизни святителя Николая. Самая подробная и пафосная — третья редакция, написанная гораздо позже. Интересно, что до сегодняшнего дня перевода «деяний» на русский язык не существует.
Все последующие тексты о Николае Чудотворце были написаны гораздо позднее в X веке, т.е. более чем через четыре столетия после смерти Николая Чудотворца.
К большому сожалению в этих жизнеописаниях Николаю Чудотворцу Мирликийскому приписали часть деяний из жизни другого еписопа – Николая Пинарского (Сионского).
Дело в том, что и Николай Чудотворец и Николай Пинарский оба были родом из Ликии, архиепископы и почитаемые Святители и Чудотворцы.
Эти совпадения и привели к заблуждениям, просуществовавшие многие века.
На сегодняшний день среди десятка различных биографий Николая по-прежнему самыми известными остаются «Деяние о стратилатах» и «Житие святого Николая», составленное в X веке Симеоном Метафрастом.
Как рассказывают «Деяние о стратилатах», Николай жил в III–IV веках нашей эры.
И это, пожалуй, все, что на сегодняшний день известно о времени жизни Святого.
Что касается точных дат рождения и смерти Николая Чудотворца, то они неизвестны и представляют собой предмет споров историков.
К великому сожалению, все приводимые в литературе даты, связанные с биографией Николая, не могут быть подтверждены документально.
«Деяния о стратилатах» позволяют предположить, что Николай Чудотворец родился около 270 года нашей эры в городе Патара, на территории современной Турции (сейчас город Демре) на берегу Средиземного моря. В те времена это была одна из самых богатых греческих колоний римской империи.
Принято считать, что Николай Чудотворец родился в греческой семье. Семья имела хороший достаток.
В «Деяния о стратилата» упоминаются имена родителей Николая – Феофан (Епифаний) и Нона.
Историки ставят под сомнение это утверждение, считая, что Феофан и Нона были родителями Николая Пинарского Сионского.
Николай родился, когда его родители были уже в преклонном возрасте.
С ранних лет он получил хорошее образование, был обучен грамоте, умел читать и писать.
В юношеских летах дядя Николая, местный епископ Николай Патарский, видя христианское рвение племянника, поставил Николая чтецом и вскоре возвел Николая в сан священника.
Со временем Николай замещал дядю и управлял епархией во время отлучек дяди из храма.
Родители Николая скончались, когда тот был еще в юношеских годах.
После смерти родителей Николай унаследовал большое состояние, но выбрав служение Богу, раздал свое наследство бедным.
С 280 года по 307 год Николай прослужил священником в епископстве города Патары.
Когда Николаю было около сорока лет решением священного Собора он был назначен епископом города Мира.
Благодаря этому назначению Николай получил к своему имени приставку и стал епископом Мир Ликийским, откуда и пошло еще одно его имя – Николай Мирликийский.
Последующие 30 лет вплоть до смерти Николай провел всю свою жизнь в городе Мира.
Скончался Николай Чудотворец около 340 года.
В жизнеописаниях Николая описано, что по смерти Николай был похоронен в церкви «Святого Николая» в городе Демре (бывший Мира).
Но так ли это на самом деле?
Дело в том, что в 334 году в момент кончины Николая Чудотворца храма «Святого Николая» еще не существовало и естественно возникает вопрос — где же было первоначальное захоронение Николая Чудотворца, если храма еще не существовало?
Исторические источники приводят данные, что храм «Святого Николая» был построен в IV веке, сразу после смерти святителя Николая Чудотворца так, что Николай Чудотворец просто физически не мог быть похоронен в несуществующем храме.
В «Деяния о стратилата» упоминается, что первое строение над могилой святого Николая было воздвигнуто в 336 году стратилатами (римскими военачальниками) прибывшими в Миры, чтобы почтить Николая, о смерти, которого они не знали.
«они разыскали место, где лежало его честное тело... [и] почтили Николая, соорудив портик»
Предположительно первоночально это была просто часовня над могилой Николая Чудотворца епископа Мир Ликийских.
Так, что по всей видимости изначально тело Николая Чудотворца было захоронено в обычной могиле около церкви Святого Сиона, в которой он служил долгие годы, а лишь затем по окончанию строительства храма его мощи были перенесены в храмовый саркофаг или захоронены в олу храма.
В пользу этой версии говорит и тот факт, что в момент смерти Николая Чудотворца обычая хоронить людей в стенах церкви еще не существовало и традиция хоронить Святых в стенах храма была узаконена только в 419 году на Карфагенском соборе.
Скорее всего именно тогда было принято решение о перезахоронении останков Николая в стенах вновь построенного храма, но был ли это саркофаг остается вопрос.
В настоящее время храм «Святого Николая» в городе Мира не действует и находится в полуразрушенном состоянии. Службы в нем проводятся лишь в памятные даты Николая Угодника.
Первоначально храм «Святого Николая» был построен на фундаменте эллинского (языческого) храма Артемиды и до наших дней на его полу на полу сохранилась эллинская мозаика, принадлежавшую древнему храму.
В некоторых трудах разрушение этого эллинского храма приписывают лично Николаю Угоднику, возводя это действо в ранг чудес совершенных Николаем на посту епископа гора Миры.
Историки опровергают участие Николая Чудотворца в разрушении храма Артемиды, указывая на тот факт, что храм Артемиды был разрушен во II веке н.э. землетрясением, в то время как Николай Чудотворец родился не ранее III века н.э.
Таким образом храм «Святого Николая» был построен на фундаменте языческого храма и мощи Николая Чудотворца были перенесены в него не ранее IV века.
Судьба храма «Святого Николая» была непростой.
В V веке храм вновь был разрушен в результате землетрясения.
Затем после восстановления храма в VI веке в в VII веке храм вновь был разрушен, теперь арабами во время очередного набега.
Последующие сто лет храм простоял полуразрушенным, пока в VIII веке его вновь не отстроили.
В XIV веке храм «Святого Николая» вновь был разрушен. Сильное землетрясение вызвало смену русла местной реки Мирос и храм был погребен под тоннами ила и грязи и на долгие века исчез от людских глаз вплоть до XIX века.
И только в XIX веке случайность позволила обнаружить остатки храма и приступить к его раскопкам.
В 1853 году когда русские войска вошли в Турцию, российское правительство заинтересовалась церковью «Святого Николая».
От имени княгини Анны Голицыной турецким властям поступило предложение о выкупе земли с останками храма.
Турки согласились на продажу земли и сделка состоялась.
Вскоре после выкупа земли там было образован русское поселение и начались раскопки и реставрация храма «Святого Николая».
На постоянное место жительства, на выкупленную землю потянулись русские переселенцы.
Туркам это не понравилось, и они решили расторгнуть сделку, вернуть выкупленные русскими земли, а переселенцев вернуть в Россию.
Правительство Османской империи отменило сделку, выгнало с этой территории всех русских поселенцев, но взятые за продажу деньги вернуть не вернуло.
После чего в 1860 году раскопки храма прекратились.
В следующий раз раскопки церкви «Святого Николая» практически полностью находящейся в толще наносов начались только через 100 лет в 1956 году и продолжались больше 30 лет до 1989 года.
Турецкими властями храм «Святого Николая» так до конца и не был восстановле. Только раз в году 6 декабря здесь проводятся церковные службы в память о кончине Николая Чудотворца (считается, что Николай умер 6 декабря 343 года).
При посещении этого храма «Святого Николая» туристам показывают саркофаг, в котором якобы покоились мощи святого.
Но вряд ли именно этот саркофаг мог быть местом захоронения мощей Святого Николая поскольку на саркофаге явно видны языческие рисунки и символы.
Кроме того после переноса мощей Святого Николая в 1087 году, ни в одной из хроник тех лет нет упоминания о саркофаге, а говорится о намерении «разбить помост ея и унести священное тело».
Как писал в XIX веке архимандрит Антонин Капустин в 1087 году «барийские матросы не видели в церкви никаких гробниц».
После смерти святого Николая Чудотворца, почитающие могилу стали замечать, что после посещения храма «Святого Николая» и поклонения его мощам, они стали получать исцеление. Естественно весть о чудесных свойствах мощей Николая Чудотворца разлетелась по миру.
Мощи Николая Чудотворца мирно пролежали в храме «Святого Николая» более 700 лет, пока к XI веку не сложились обстоятельства приведшие к тому, что останки Святого были перенесены итальянскими купцами в Италию в город Бари (1087 год) и на остров Лидо (1089 год).
К X веку христианство на Востоке пришло в упадок и практически было уничтожено турками-сельджуками, приносящими в этот регион мусульманство.
В то же время в Европе и в частности в Италии христианство наоборот переживало расцвет – христианская вера стала доминирующей, строились новые храмы и святыни.
Но была одна проблема – все древние святыни и святые мощи находились на территориях зарождения христианства – Израиле, Греции, Турции.
К этому времени слава мощей Николая Чудотворца гремела по всей Италии.
Для христиан Турции это было смутное время, турки-сельджуки завоевывали все новые и новые территории разрушая христианские храмы и уничтожая христианские святыни.
Скорее всего такая же участь ждала и мощи Святого Николая если бы не итальянские купцы, благословленные святой христианской церковью забрать «и уберечь» мощи отправившиеся в Миру для спасения мощей христианского Святого Святителя Николая Чудотворца.
Перенесение мощей Святого Николая происходило дважды – в 1087 и 1099 годах.
В христианском мире перенесение мощей Святого Николая отмечается 22 (9) мая.
Именно в этот день произошла выемка мощей Святого Николая из места их захоронения из храма «Святого Николая» города Мира.
Говоря по правде, перенос мощей мало напоминал торжественное событие, скорее эта операция была похода на банальное воровство т.к. совершалась тайно, под покровом ночи, без согласия служителей храма «Святого Николая» и местной христианской общины.
Сам перенос мощей Святого Николая подробно описан в итальянских хрониках тех лет.
В момент переноса мощей Николая, жители Мир,теснимые мусульманами переселились в более безопасное место, находящееся в трех километрах от старого города Мир.
В самом же храме остались служить всего лишь несколько монахов.
Переносу мощей Святого Николая предшествовало несколько знамений.
В 1086 году Святой Николай «явился в видении трем человекам, приказывая им объявить жителям города Миры, которые, боясь турок, ушли отсюда на гору, чтобы они возвратились жить и стеречь город, или знали, что он переселится в другое место»
В 1087 году Николай Чудотворец явился во сне одному из священников города Бар и велел ему:
«Иди и скажи людям и всему собору церковному, чтобы они пошли и взяли меня из Мир и положили в городе этом, ибо не могу там пребывать на месте пустом. Богу так угодно»
Утром священник поведал о своем видении и все радостно воскликнули:
«Господь послал теперь Свою милость на людей и город наш, ибо удостоил нас принять мощи Его святого Угодника Николая»
Во исполнение воли явления Николая Чудотворца итальянские купцы под прикрытием торговой миссии спешно подготовили экспедицию из трех кораблей для плавания в Турцию с целью переноса мощей Святого Николая.
Имена всех участников этой экспедиции сохранились до наших дней, как и сохранился подробнейший отчет о том как она проходила.
Перенос мощей святителя Николая в Бари — праздник в Православных церквях (кроме греческих в честь перенесения мощей святого Николая Чудотворца из Мир Ликийских в город Бари (Италия) в 1087 году. Отмечается 22 (9) мая. В католицизме общего празднования не совершается, местное празднество проходит в Бари 9 мая, когда из гробницы святителя извлекают миро.
Первый перенос мощей Святого Николая был произведен 66 моряками из города Бари. Среди них были священники Лупо и Гримольдо. Экспедиция отправилась на трех кораблях, принадлежащих владельцу Доттула, прибыла в Миру, забирала мощи Святого Николая, и благополучно вернулась в Бари 9 мая 1087 года.
Согласно легенде, мощи были Святого первоначально были положены там, где остановились волы, тянущие груз из лодки. На самом деле это первоначально мощи Святого были помещены в бенедиктинскую церковь (сегодня церковь Сан-Микеле Арканджело ), находившуюся под опекой аббата Элиа , который позже стал епископом Бари. Он способствовал строительству новой церкви, посвященной Святому, которая была освящена двумя годами позже папой Урбаном II по случаю окончательного размещения мощей под алтарем склепа. С тех пор Сан-Никола стал со-покровителем Бари вместе с Сан-Сабино, а даты 19 (6) декабря (день кончины святого) и 22 (9) мая (день прибытия кораблей в Бари) были объявлены праздничными для города.
20 апреля 1087 года три купеческих корабля пришвартовались у причала города Миры (совр. Турция).
На разведку в храм «Святого Николая» отправилось два моряка, которые вернувшись, доложили, что в храме находятся всего четыре монаха.
Получив это известие 47 итальянцев отправились в храм.
Итальянцы предложили монахам 300 золотых монет за то, чтобы они позволили забрать мощи Николая.
Монахи не приняли предложения купцов и собирались оповестить город об опасности.
Тогда итальянцы связали монахов и в спешке разграбили место захоронения с мощами Николая.
Завернув мощи Николая в обычную одежду, купцы отправились в порт и тут же отчалили, взяв курс на Италию.
Освободившиеся монахи подняли тревогу, но было поздно, итальянский корабль, увозящий мощи Николая, был уже на пути в Италию.
8 мая 1087 года итальянские корабли благополучно прибыли в город Бари и тут же «радостная» весть о том, что в город прибыли мощи Святого Николая облетела весь Бари.
На следующий день, 9 мая, мощи Святого Николая были торжественно внесены в церковь святого Стефана.
По свидетельству очевидцев торжественный внос в храм мощей сопровождался многочисленными чудотворными исцелениями больных.
Через год, в 1088 году папа Урбан II освятил храм «Святого Николая» построенный специально специально для хранения мощей Святителя Николая и названный в его честь.
В то же время в городе Мире после расхищения могилы Николая оказалось, что часть мелких фрагментов мощей Святителя Николая остались в могиле, так как у итальянских купцов в спешке вынимавших мощи из места захоронения Святого просто не было времени, чтобы забрать и их.
В точной хронике того времени, основанной на свидетельствах очевидцев («Translatio sancti Nicolai»), рассказывается, что второй перевод мощей произошел через несколько лет после переноса мощей в Бари.
В 1099 - 1100 г.г., во время первого крестового похода, венецианцы оказались в Миры, где им был показан пустой гроб, из которого в 1087 году купцы из Бари забрали мощи Святого. Однако кто-то вспомнил, что видел самые важные церемонии, которые проводились не на главном алтаре, а во вспомогательной комнате. Именно в этой среде венецианцы обнаружили большое количество мельчайших фрагментов костей, которые были перевезены в аббатство Сан-Николо-дель-Лидо.
Сан-Николо был провозглашен защитником флота Серениссима, и церковь с мощами Святого Николая стала важным местом поклонения. Сан-Николо почитался как покровитель моряков: не случайно церковь располагалась на Порто-дель-Лидо, где заканчивалась лагуна и начиналось открытое море.
Проведенные в 1957 и 1987 ВИЗУАЛЬНЫЕ экспертизы показали, что мощи находящиеся в Бари и Венеции принадлежат одному человеку.
В последующие годы из Миры исчезли и разошлись по миру последние из уцелевших мельчайших фрагментов святых мощей.
В результате в родном храме Николая не осталось ни одной из мощей Святого Николая.
Литургическое празднование в честь переноса мощей Святого Николая установлено папой Урбаном I в 1088 на 22 (9) мая, на день прибытия кораблей с мощами Николая в Бари.
Праздник получил название – Перенесение мощей Святителя Николая в Бари (La traslazione delle reliquie di San Nicola a Bari).
Эмблемой Святого Николая является пастырский посох (символ епископства) и три мешка с монетами (или три золотых шара), что связано с легендой о приданом, дарованном трем девушкам. На гербе Коллециполи (Терни) Николай изображен верхом на лошади с ребенком за спиной. На фресках аббатства Новалеса (XI век), одних из самых ранних известных на Западе, он носит посох, синюю ризу и изысканный палантин с геометрическими мотивами.
Традиционно Николай представлен в виде епископа, облаченного в митру и пастырское служение.
В Русской Православной Церкви Святой Николай часто является третьей иконой вместе с Христом и Марией с Младенцем в иконостасе церквей.
В современном мире Святой Николай также представляется в образе Санта-Клауса одетого в красный костюм с белым краем.
Такому представлению в образе Санта-Клаусаа Николай обязан американскому поэту Клементу Муру, написавшем в 1822 году стихотворение «Визит Святого Николая» (A Visit from St. Nicholas).
Санта-Клаус и раньше считался ответственным за детские рождественские подарки, но никто точно не знал, как он выглядит и как успевает развести дары по всему свету. После публикации этого стихотворения в газете «Sentinel» Санта приобрел сходство с пожилым упитанным бородатым эльфом, обзавелся упряжкой из восьми волшебных летающих оленей, каждый из которых имел своё имя, и пристрастился к лазанию по дымоходам.
Более двадцати лет Мур не признавался в своем авторстве: ему казалось, что шутливый стишок не достоин пера серьезного ученого.
Только в 1844 году под давлением своих уже выросших детей Мур включил стихотворение «Визит святого Николая» в сборник своих произведений.
Сегодня этот текст, более известный как «Ночь перед рождеством» (Twas the Night Before Christmas), считается самым популярным стихотворением, сочиненным американцем.
В ночь на Сочельник семья укладывается спать, когда отца беспокоит шум на лужайке снаружи. Выглянув в окно, он видит Святого Николая в летающих санях , запряженных восемью оленями. Высадив сани на крышу, святитель Николай входит в дом по трубе с мешком игрушек. Отец наблюдает, как его посетитель набивает чулки , висящие у камина, и смеется про себя. Они разделяют заговорщический момент, прежде чем Святой Николай снова закроет дымоход. Улетая, он желает: «Счастливого Рождества всем и спокойной ночи».
Рождество на пороге. Полночную тишь
потревожить не смеет даже юркая мышь.
Стайка детских чулок, как положено, чинно
Санта Клауса ждёт у решетки каминной.
Ребятишкам в уютных и мягких кроватках
снится сахарный снег и Луна-мармеладка.
Я колпак нахлобучил, а мама - чепец:
взрослым тоже пора бы вздремнуть наконец…
Вдруг грохот и топот и шум несусветный,
и крыша откликнулась гулом ответным.
Сна как не бывало - а кто бы заснул?
Я ставни открыл и окно распахнул.
Играя в гляделки со снегом искристым,
Луна озаряла сиянием чистым
(я так и застыл у окна в изумленье)…
чудесные санки и восемь оленей.
За кучера - бойкий лихой старичок.
Да-да, это Санта - ну кто же ещё
мог в крохотных санках орлов обгонять
и басом весёлым оленям кричать:
Эй, Быстрый! Танцор!
Эй, Дикарь! Эй, Скакун!
Комета! Амур!
Эй, Гроза и Тайфун!
Живей на крыльцо!
А теперь к чердаку!
Наддайте!
Гоните на полном скаку!
Как лёгкие листья, что с ветром неслись,
взмывают, встречаясь с преградою, ввысь -
вот так же олени вверх сани помчали.
(Игрушки лишь чудом не выпадали!)
Раздался на крыше грохочущий звук -
диковинных звонких копыт перестук.
Скорее, скорее к камину! И вот
наш Санта скользнул прямиком в дымоход.
Одетый в меха с головы и до пят
(весь в копоти Сантин роскошный наряд!),
с мешком, перекинутым через плечо,
набитым игрушками - чем же ещё!
Сияют глаза, будто звёзды в мороз,
два яблока - щёки и вишенка-нос.
Улыбка - забавней не видел вовек!
Бела борода, словно утренний снег.
И сразу дымком потянуло табачным:
он старую трубку посасывал смачно,
а кругленький толстый животик от смеха
как студень дрожал - доложу вам, потеха!
Забавный толстяк - просто эльф, да и только!
Не выдержав, я рассмеялся до колик.
(Вначале слегка опасался смеяться,
но звёздочек-глаз разве можно бояться?)
Не молвив ни слова, он взялся за дело -
чулки у камина наполнил умело,
кивнул, пальчик пухленький к носу прижал
(мол тихо! молчи!) - и в камине пропал.
Раздался его оглушительный свист -
И восемь оленей как птицы взвились,
лишь ветром слова до меня донесло:
"Всех-всех с Рождеством! Я вернусь! Добрых снов!"
Перевод Ольги Литвиновой:
Twas the night before Christmas, when all through the house
Not a creature was stirring, not even a mouse;
The stockings were hung by the chimney with care,
In hopes that St. Nicholas soon would be there;
The children were nestled all snug in their beds,
While vision of sugar-plums danced in their heads;
And mamma in her 'kerchief, and in my cap,
Had just settled our brains for a long winter’s nap,
When out on the lawn there arose such a clatter,
I sprang from the bed to see what was the matter.
Away to the window I flew like a flash,
Tore open the shutters and threw up the sash.
The moon on the breast of the new-fallen snow
Gave the luster of mid-day to objects below,
When, what to my wondering eyes should appear,
But a miniature sleigh, and eight tiny reindeer,
With a little old driver, so lively and quick,
I knew in a moment it must be St. Nick.
More rapid than eagles his courses they came,
And he whistled, and shouted, and called them by name;
“Now Dasher! now, Dancer! now Prancer and Vixen!
On, Comet! on, Cupid! on, Donder and Blitzen!
To the top of the porch! to the top of the wall!
Now dash away! dash away! dash away all!"
As dry leaves that before the wild hurricane fly,
When they meet with an obstacle, mount to the sky;
So up to the house-top the courses they flew,
With a sleigh full of toys, and St. Nicholas too.
And then, in a twinkling, I heard on the roof
The prancing and pawing of each little hoof.
As I drew in my head, and was turning around,
Down the chimney St Nicholas came with a bound.
He was dressed all in fur, from his head to his foot,
And his clothes were all tarnished with ashes and soot.
A bundle of Toys he had flung on his back,
And he looked like a peddler, just opening his pack.
His eyes-how they twinkled! his dimples how merry!
His cheeks were like roses, his nose like a cherry!
His droll little mouth was drawn up like a bow,
And the beard of his chin was as white as the snow.
The stump of a pipe he held tight in his teeth,
And the smoke it encircled his head like a wreath.
He had a broad face and a little round belly,
That shook when he laughed, like a bowlful of jelly!
He was chubby and plump, a right jolly old elf,
And I laughed when I saw him, in spite of myself!
A wink of his eye and a twist of his head,
Soon gave me to know I had nothing to dread.
He spoke not a word, but went straight to his work,
And filled all the stockings, then turned with a jerk.
And laying his finger aside of his nose,
And giving a nod, up the chimney he rose!
He sprang to his sleigh, to his team gave a whistle,
And away they all flew like the down of a thistle.
But I heard him exclaim, 'ere he drove out of sight,
"Happy Christmas to all, and to all a good-night!"
by Clement Moore in 1822
Основная часть мощей Николая Чудотворца (около 65%) хранятся в городе Бари Италия, в католической базилике Святого Николая под престолом алтаря крипты, в полу которого сделано круглое отверстие в гробницу с мощами Николая Святителя. Через это отверстие один раз в год, на праздник перенесения мощей 9 мая, местные священнослужители извлекают миро, выделяемое мощами Николая Угодника.
Другие 20% мощей Николая Чудотворца хранятся в раке над престолом католического храма «Святого Николая» на острове Лидо в Венеции.
Остальные 15% процентов мощей Святого Николая разнесены по всему миру и хранятся в различных храмах и частных коллекциях.
В 1992 году была проведена ВИЗУАЛЬНАЯ антропологическая (не генетическая) экспертиза в результате, в процессе которой были сопоставлены визуальные сопоставления на предмет соответствия мощей святого Николая, хранящиеся в Бари и в Венеции. После визуального осмотра мощей, сделали вывод, что части скелета принадлежат одному и тому же человеку и венецианская часть мощей дополняет те части скелета, которые отсутствуют в Бари.
По некоторым сведениям часть мощей Николая (фрагменты челюстей и черепа) находяся в археологическом музее Антальи.
В 2005 году британские учёные-антропологи попыталась по черепу реконструировать внешний облик Святого Николая.
Оказалось, что Святой Николай был крепкого телосложения, для того времени высокого роста, примерно 168 см, у него был высокий лоб, выступающие скулы и подбородок.
В 2017 году турецкие археологи сенсационно заявили, что останки, хранящиеся в Италии принадлежат вовсе ни Николаю Угоднику, а совсем другому человеку, что якобы доказывают последние раскопки в результате которых была найдена могила с останками истинного Святого Николая.
— стояние в младенческом возрасте во время крещения в купели без чьей бы то ни было поддержки на протяжении трех часов;
— принятие молока только из правой груди матери;
— принятие материнского молока по средам и пятницам всего один раз и только вечером, в девятом часу;
— спасение отца и трех девушек от грехопадения;
— посещение Святых мест, во время которого перед святым ночью сами собой открылись двери всех храмов;
— изгнание дьявола с корабля;
— усмирение силой молитвы бури;
— воскрешение моряка, упавшего с мачты во время бури;
— спасение трех невинно осужденных горожан от казни;
— спасение от смерти без вины оклеветанных римских военачальников;
— спасение родного города Миры от голода;
— к посмертным чудесам относят мироточение мощей святого.
Первый письменный документ, свидетельствующий о жизни и деяниях святителя Николая, найден в записях константинопольского пресвитера Евстратия и является выдержкой из собрания «Деяния о стратилатах» (Praxis de stratelatis). Написан он через 200 лет после смерти чудотворца и датируется VI веком.
Записи Евстратия есть не что иное, как небольшой фрагмент рукописей.
Впоследствии собрания «Деяния о стратилатах» постоянно переписывались и дополнялись, существует порядка 10-и редакции «Деяния о стратилатах».
«Деяния о стратилатах» по своему жанру относятся к прижизненным чудесам и сообщают нам самые ранние данные о жизни и деяниях Святом Николае.
Другой значимый документ о жизни Святого Николая появился только в начале X века, когда блаженный Симеон Метафраст по приказу Константина Порфирородного составил из предшествовавших ему источников, в том числе и рукописей «Деяния о стратилатах», полное житие святителя Николая.
К сожалению, часть жизненных событий и деяний Николая Чудотворца, описанных блаженным Симеоном Метафрастом не имеют к Святому Николаю Мирликийскому никакого отношения и противоречат историческим датам и событиям.
В своих трудах архимандрит Антонин (1817-1894) писал, что древние агиографы в своих рукописях допустили непростительную ошибку, смешав житие двух епископов, живших на одной территории в Ликии, но в разные периоды времени – Николая Мирликийского и Николая Пинарского.
При изучении документов о житии Николая Пинарского оказалось, что именно его родителей звали Епифаний и Нона, и у него тоже был дядя, и тоже епископ Николай, построивший Сионский монастырь.
Также в житие Николая Пинарского есть рассказ о его крещении и о том как но во время крещения он простоял два часа в купели.
«Можно дивиться, каким образом, два лица, оба знаменитые, слились в представлении народном, а затем и в памяти церковной, а один досточтимый и святоублажаемый образ, но отрицать факта нельзя... И так два было святителя Николая ликийских» Преподобный архимандрит Антонин (Капустин)
Все более поздние жития Святого Николая Мирликийского есть не более чем компиляция вышеперечисленных источников.
В родном городе Николая жил разорившийся купец, который из-за отсутствия приданого не мог выдать своих дочерей замуж.
Чтобы поправить свое бедственное положение, купец решает отправить своих взрослых дочерей заниматься проституцией.
Узнав об этом решении, Николай решает спасти несчастных девушек.
Три ночи подряд Николай тайно подбрасывал в окно к купцу мешочки с золотом.
Получив золото, купец смог восстановить не только свое благополучие, но и выдать дочерей замуж.
По преданию один из мешочков с золотом, брошенный Николаем в окно купца, попал в носок, оставленный для просушки.
Благодаря этому случаю, появилась традиция класть подарки для детей в специальные носки для подарков от Санта-Клауса (Николая Чудотворца).
Путешественники из далекой страны плыли морем на поклонение мощам и никак не могли доплыть, — то шторм, то буря, то болезни мешали им в дороге.
Когда моряки отчаялись и собирались повернуть назад, им явился Николай.
Николай сказал, что на корабле есть бочонок с елеем, полученный от бесов, когда они выльют елей в море, то благополучно доплывут до Мир.
Так и случилось.
В Украине молодая семья с младенцем возвращалась с праздника в Вышгороде на лодке по Днепру.
Когда женщина задремала, младенец выпал из ее рук в воду и утонул.
Родители обратились с молитвой к Николаю Чудотворцу.
На следующее утро в киевском Софийском соборе был найден мокрый, как только что из воды, ребенок.
В честь этого события, икона, перед которой был найден утонувший и воскресший ребенок названа «Николой Мокрым».
Во время одного из своих первых морских путешествий из Миры в Александрию, куда Николай ездил на обучение он воскресил моряка, сорвавшегося с корабельной мачты и разбившегося насмерть.
Во время своего путешествия к святым местам в Иерусалим при подъезде к морю, Николай увидел, что на корабль готовящейся к отплытию всходит дьявол, желающий вызвать бурю, чтобы потопить корабль и матросов.
Святой Николай принялся усердно молиться, и силою молитвы ему удалось изгнать дьявола с корабля, усмирить бурю и спасти матросов от неминуемой смерти.
Другие же чудеса, творимые Николаем произошли в самом Иерусалиме.
Когда Святой Николай вошел в город, той же ночью на Сионской горе перед ним сами собой открылись запертые двери всех храмов допуская Николая ко всем святым местам.
После посещения святых мест Николай принимает решение удалиться в пустыню, но Божественный глас останавливает его и наказывает ему вернуться домой, чтобы продолжать свое служение Господу.
После возвращения домой Николай принимает решение вступить в братство обители Святого Сиона, где принимает обет безмолвия. Но снова Господь вмешивается в Судьбу Святого Николая и возвещает ему о другом пути:
«Николай, не здесь та нива, на которой ты должен принести ожидаемый Мною плод; но обратись и иди в мир, и да будет прославлено в тебе Имя Мое»
Когда Николай нёс службу в своём родном городе Патара, в соседнем городе Мира скончался архиепископ Иоанн. В день выбора нового епископа происходит чудо — одному из епископов Собора во сне приходит видение, в котором Господь указывает на Николая, как нового епископа, чтобы тот мог в архиерейском сане продолжать свое служение. Наутро Собор единогласно принимает решение о назначение Николая епископом города Мира.
В одном из городов корыстолюбивый градоначальник города оболгал трех осужденных горожан и тех приговорили к смерти.
Во время казни, когда палач уже занес меч над головами неправедно осуждённых, Святой Николай взошел на эшафот, рукой удержал занесенный меч и остановил казнь. Посрамленный градоначальник, пал ниц перед Николаем, раскаялся и просил Святого Николая о его прощении.
В то время когда Святой Николай остановил меч палача и спас трех оболганных граждан от казни, за несостоявшейся казнью наблюдало трое римских военачальников и увидев, свершенное Николаем чудо, прониклись к нему верой и уважением.
По возвращению домой военачальники предстали перед императором с докладом. Поначалу император был ими весьма доволен, но после того как завистники оклеветали их приписав им заговор против императора, сменил милость на гнев и приказал их казнить.
Помещенные в темницу оболганные военачальников по утру ждала казнь.
В тюрьме они вспоминают о Святом Николае и начинают горячо молиться Николаю, прося того о заступничестве.
Николай, откликнувшись на их молитвы, во сне является перед императором и перед префектом Аблабией и под страхом смерти наказывает освободить оклеветанных военачальников.
Утром, император приказывает провести новое расследование, которое подтверждает невиновность оклеветанных военачальников.
Убедившись, что военачальники были оклеветаны, император милует осуждённых и дарит им подарки — золотое Евангелие, золотое кадило украшенное каменьями, два светильника и наказывает им передать эти дары святому Николаю в храм города Миры.
Военачальники отправляются в город Миры и предают дары для храма, горячо благодарят Святого Николая за заступничество.
Когда в городе осталось совсем мало запасов еды и помощи было ждать уже неоткуда, Николай творит чудо, спасшее город.
Николай во сне является одному из итальянских купцов, рассказывает ему о терпящем голод городе и просит привезти продовольствие, обещая при этом щедро заплатить.
Утром, проснувшийся купец нашел зажатыми у себя в ладони три золотых, которые святитель Николай послал ему в качестве предоплаты за продовольствие.
Откликнувшись на просьбу святого, купец тут же без промедления снарядил корабль с продовольствием. Так от святой Николай спас от голода целый город.
Когда в 325 г. в городе Никее проходил Вселенский собор, важнейшим вопросом было обсуждение божественной сущности Иисуса Христа – если Христос есть сын Давидов, то каким образом он в то же время является и Господом Давида? и, однако, этот Господь отличается здесь от Господа — «Сказал Господь Господу моему».
В Евангелии от Иоанна Слово, которое было Богом и которое сделалось плотью, отличается в то же время от Бога.
Пе́рвый Нике́йский собо́р — собор Церкви, созванный императором Константином I; состоялся в июне 325 года в городе Никее (ныне Изник, Турция), продолжался больше двух месяцев и стал первым Вселенским собором в истории христианства.
Вопрос состоял в том, отвергнуть истинное Божество Иисуса и признать его обычным человеком, или признать Иисуса его истинным Богом и не далать отличий Сына Божия Иисуса от его Бога Отца Яхве.
Арий вошел в комнату с пачкой пергаментов в руках, написанной им самим. Он почтительно подождал, пока к нему обратятся, а затем просто и ясно начал читать свое учение, которое отрицало божественное единство Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа и утверждало изначальную сотворенность (тварность) Бога-Сына Иисуса и не признавало единосущность его с Богом-Отцом.
Сначала в комнате было тихо. Тишина, как тиха ночь перед бурей. Потом был шорох, потом грохот, потом крики. Исповедники, люди, которые годами избивали, сковали, пытали, морили голодом, в одиночку, за исключением компании Богочеловека, Иисуса Христа, не могли вынести слов Ария. Николас обнаружил, что встает, идет к тому месту, где стоял Арий, разговаривая с ним, поверх него.
Арий не уступил. Он повысил голос. И Николай поднял руку и ударил Ария.
Арий попятился назад. Он мог бы упасть, если бы один из слуг не поймал его. И снова наступила тишина. Ужасная, жуткая тишина. Никто не говорил. Никто не двинулся. И тогда Император кивнул своим стражникам. «Уберите его».
Впоследствии сцена этой пощечины была изображена на фреске XVIII века с внешней стены скального монастыря Панагия Сумела в Турции.
За этот поступок Николай был осужден, лишен святительского сана и посажен в темницу.
Но после того как отцам церкви явилось видение, в котором Иисус вручил Николаю Евангелие, а Пресвятая Богородица одела на него омофор, Николаю вернули сан и воздали честь как великому Божьему Угоднику.
После этого на Соборе было принято решении о верности учения о единосущности Сына Отцу (триединство Бога), Арий был осужден и изгнан, а его книги подлежали сожжению.
Факт пощечины Арию был описан только в XVI веке греческим митрополитом Дамаскина Студита в книге «Сокровище», в ней он изложил сцену Никейского Вселенского собора, в которой Николай во время спора с Арием о сущности Иисуса «ударил по щеке» своего оппонента.
Это описание пощечины греческим митрополитом Дамаскина Студита является единственным.
Никаких других документов или свидетельств участников собора об этом инциденте нет.
«Ни одно из сказаний о Никейском соборе, хотя бы со слабой претензией на древность, не упоминает в числе его участников имени Николая, епископа Мирликийского» профессор церковной истории В. В. Болотов
В русской агиографии описание пощечины впервые появилось лишь в конце XVII века в Житиях святых, написанных митрополитом Димитрием Ростовским.
По мнению профессора протоиерея Ливерия Воронова, утверждение о пощечине Арию «не может быть признано истинным прежде всего потому, что оно стоит в резком противоречии с безупречным нравственным обликом великого Святителя», с одной стороны, и с Правилами святых апостолов, с другой.
Тем не менее, по его же словам, Церковь «не сомневается в действительности факта соборного суда над свт. Николаем» за этот проступок.
Піксель тв, ви взагалі не прислуховуетесь до коментарів!
Оранжевая корова мультфильм карусель вс 11:20
Казанова в России. Тайная миссия
Смотрел но не досмотрел!
Здравствуйте! Нравится ваш проект tvbesedka.com, готов купить его. Цена обсуждаема. Меня зову...
Как называется фильм где мать просила сыну освободить от ареста полиции Это по мелодрама детектив...
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.