Izvickaia Izolda
Настоящее имя: Извицкая Изольда
актриса | русская | рост: 160 см
21 июня 1932 г. | Дзержинск, СССР (Россия) | близнецы
01 марта 1971 г. | Москва, СССР (Россия) | 38 лет
Эдуард Бредун (развод)
ИЗВИЦКАЯ Изольда Васильевна (21. 06. 1932 — 01. 03. 1971), актриса Театра-студии киноактера в Москве. Окончила ВГИК (1955, мастерская Б. Бибикова и О. Пыжовой). Советская актриса 60-х.
Снялась в более двух десятках кинокартин. Наиболее известна по роли Марютки в кинофильме «Сорок первый» (1956), которой был удостоен награды X Каннского кинофестиваля (1957). В 60-х была избрана членом Советского комитета защиты мира, Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки и Комитета молодёжных организаций СССР.
Имя при рождении: Изольда Васильевна Извицкая
Дата рождения: 21 июня 1932
Место рождения: Москва, РСФСР, СССР
Профессия: актриса
Карьера: 1954—1969
Супруг: Бредун Эдуард
Дети: нет
Дата смерти: 1 марта 1971 (38 лет)
Место смерти: Москва, СССР
Изо́льда Васи́льевна Изви́цкая (21 июня 1932 – 1 марта 1971) – советская киноактриса. Снялась в более двух десятках кинокартин. Самая известная роль – роль Марютки в фильме «Сорок первый» (1956).
Звездное имя, так хорошо сочетающееся со звучной фамилией, прекрасная внешность... Ей аплодировали и засыпали цветами в Каннах, Брюсселе, Варшаве и Вене, изображения с ее портретом пестрили на обложках европейских журналов, а в Париже даже есть кафе, которое назвали в ее честь – «Изольда». Ее имя не только одно из самых знаменитых, но и одно из самых загадочных и таинственных в отечественном кинематографе. Леонид Филатов.
Изольда Извицкая, внезапно оказавшись на Олимпе кино, повторила судьбу многих актрис того времени. Не обладая ярким талантом и твердым характером, она не смогла вовремя понять, что молодость быстротечна, а карьера актрисы это постоянная работа над собой. И как только ее красота увяла, а фигура перестала соответствовать канонам кино, она тут же перестала интересовать и кинорежиссеров и зрителей. Немалую роль в ее падении сыграл и ее муж актер Эдуард Бредун, любитель «выпивки, костра и песен». В конце концов совместные пьянки, привели Извицкую к алкоголизму и поставили жирную точку не только на ее карьере, но и стали причиной ее раннего ухода из жизни. Извицкая скончалась в возрасте 38 лет в собственной маленькой московской квартире от голодного истощения и алкоголя.
Изольда Извицкая родилась 21 июня 1932 года в Москве. Детство и юность провела в небольшом городке химиков Дзержинске в Горьковской области куда ее семья приехала в 1934 году. Ее родители не имели никакого отношения к миру искусства: отец был химиком, мать педагогом.
Имя Изольда в переводе с кельтского означает «красавица», «та, на которую любуются»
Василий Герасимович Извицкий, родился 25 апреля 1909 года в деревне Бобры неподалеку от города Гусь-Хрустальный Московской губернии (ныне Владимирской области) в крестьянской семье. Учился в Москве, в военно-пиротехнической школе. В 1934 году получил распределение в Дзержинск на завод им. Я.М. Свердлова. В Дзержинске семья жила впятером в однокомнатной квартире по переулку Жуковского в доме № 4: бабушка, родители, Изольда и ее брат.
Скончался 22 июля 1980 года в возрасте семидесяти одного года.
Мария Степановна Извицкая, родилась 11 июня 1912 года в селе Анненково Фатежского уезда Курской губернии в крестьянской семье. В 1926 году, окончив в Фатеже семилетку, поступила в Воронежское педучилище. Выпускницу направили на работу в начальную школу в д. Быстра Курской области, где она и вышла замуж за красноармейца Василия Извицкого. Затем вместе с ним приехала в Москву. В столице она некоторое время заведовала библиотекой им. А.С. Грибоедова. С 1935 по 1942 год преподавала географию в школе № 1. С 1947 по 1967 года руководила Дворцом пионеров.
Свое имя Изольда получила в московской квартире с легкой руки квартирной хозяйки, у которой чета Извицких снимала комнату.
С хозяйкой квартиры у матери Извицкой были прекрасные отношения.
Как то мать будующей Изольды пообещала хозяйке квартире, что после рождения дочки имя для дочки будет за хозяйкой.
Хозяйка была женщиной интеллигентной и любила читать.
Так в честь героини романа «Тристан и Изольда» девочка получила имя Изольда.
Свое раннее детство и школьные годы Изольда Извицкая провела в Дзержинске.
Там же она пошла в школу.
По воспоминаниям одноклассницы Заремы Михайловны Кормилицыной:
«Учились мы во 2-ой женской школе с 7-го класса, а 5-я школа была мужской. Мы были очень дружные, учились весело и интересно. Мама Изольды Мария Степановна долгое время была директором Дома пионеров и частенько давала нам ключи от Дома пионеров, где мы очень любили танцевать».
Другая подруга Изольды Нина Акиндиновна Зимина так вспоминала их школьные годы:
«Несмотря на то, что учились мы с мальчишками в разных школах, все свое свободное время мы проводили вместе: пели и танцевали в Доме пионеров, встречались на литературных вечерах, которые проводились в актовом зале то в 5-й школе, то во 2-й школе. Нам очень повезло, мы учились в счастливое время, ведь тогда мы могли выбирать и заниматься тем, что нам нравится и посвящать себя тому, что мы любим».
Мама Изольды со временем стала директором Дворца пионеров, и Иза, как её называли домашние и друзья, там проводила всё свободное от учёбы время: ходила в кружки рисования, кройки и шитья, вместе с мальчишками увлечённо клеила модели самолётов. А когда стала чуть постарше, записалась в драмкружок. Как и всех будущих актёров её поколения, на сцену её подтолкнуло кино – шедевры тех лет «Весёлые ребята», «Цирк» и «Волга-Волга» она смотрела бессчётное количество раз, а Любовь Орлова навсегда стала её любимой актрисой.
Вот что рассказывала подруга детства и одноклассница Нина Голубева:
«Иза меня делала зрительницей своих «спектаклей»: мы сами придумывали маленькие пьесы, ещё она играла героинь Островского, пыталась взяться за Шекспира – за Офелию. Тогда в Дзержинск часто приезжали артисты Большого, Малого театра, МХАТа, и мы постоянно ходили на спектакли, потом горячо их обсуждали. Да и в школе у нас были очень хорошие учителя, особенно по литературе!»
По словам подруг, характером Изольда пошла в мать Марию Степановну – женщину возвышенную, романтичную, видящую во всём и всех только позитивное. А вот отец Изольды был полной противоположностью матери – жёсткий, держал дочь (да и всю семью) в ежовых рукавицах. Характер, сила духа, умение сопротивляться – всё это было подавлено в Изольде отцом.
«Изу все любили, она была весёлая, красивая – мальчишки влюблялись в неё повально, – вспоминала Нина Голубева. – Она была очень ярким человеком. Если бы к этой яркости прибавить силу воли и духа!»
Сохранились дневники старшеклассницы Изольды Извицкой:
«Как мне хочется стать артисткой, учиться в театральном институте! Если бы моя мечта осуществилась, я бы обязательно очень хорошо училась. Только вот насчёт таланта сомневаюсь. Мечта чудесная, но только невозможная… Нет, нет! У нас ведь всё возможно! Почему бы мне не стать артисткой?!!! Все говорят, что я хорошо читаю и играю в самодеятельности. Но если бы всё это когда-нибудь пригодилось! Ой, дура я. Даже мечтать об этом не смею. Как можно: из меня – и вдруг артистка?!»
Но ее преподаватель по драмкружку Борис Райский убедил Изольду рискнуть и попробовать поступить во ВГИК.
Летом 1950 года прямо весь класс провожал Изольду в Москву. В каком-то смысле это был настоящий побег – отец был категорически против театрального. Но приемная комиссия ВГИКа думала иначе и Изольда без проблем поступила. Училась она на курсе Ольги Пыжовой и Бориса Бибикова, которые еще на экзамене положили глаз на волжскую красавицу и взяли на свой курс.
В институте Изольда Извицкая первую скрипку в студенческих постановках и этюдах не играла, но училась прилежно. Кстати, этот курс 1950 года был выдающимся: на нём учились будущие звёзды сцены и экрана Руфина Нифонтова, Маргарита Криницына, Надежда Румянцева, Татьяна Конюхова, Майя Булгакова, Юрий Белов… Со временем его назовут роковым – большинство ставших знаменитостями актёров и актрис из жизни уйдут в расцвете сил. Некоторые, как например, Леонид Пархоменко, Руфина Нифонтова и Майя Булгакова, уйдут трагически рано.
Леонид Пархоменко спился и скоропостижно скончался в 1975 году в возрасте 44-х лет.
Руфина Нифонтова после трагических личных утрат вела уединенный образ жизни, 27 ноября 1994 года потеряла сознание, упала в ванну с кипятком и трагически погибла.
Майя Булгакова трагически погибла 1 октября 1994 года машина, на которой ее везли на концерт, врезалась в столб. Водитель погиб на месте, а Булгакова спустя несколько дней скончалась в больнице, не приходя в сознание.
Первой любовью Изольды Извицкой стал 25-летний студент Ленинградского института киноинженеров Слава Коротков.
Красивый, высокий парень – спортсмен, фотограф, будущий кинооператор.
У Изольды и Вятчеслава было много общего, в том числе страсть к кино.
По воспоминаниям друзей, в то лето они практически не расставались – допоздна пропадали на Оке: купались, загорали, гуляли в лугах, фотографировались, мечтали, строили совместные планы.
По мнению окружающих они идеально подходили друг другу
Ещё год влюблённые обменивались полными нежности письмами, ездили друг к другу на свидания поездом Москва – Ленинград.
Но в 1953-м неожиданно расстались – настоящая причина расставания так и остается до сих для всех загадкой.
Справка: Вячеслав Коротков кинооператор киностудии «Ленфильм», принимал участие в съемках знаменитых художественных фильмов: «Укротительница тигров», «В окопах Сталинграда», «Два капитана», «Поднятая целина», «Даурия»… После расставания с Извицкой так никогда и не женился. Ушёл из жизни рано. Скоропостижно скончался 1973-м, пережив свою любимую Изольду всего на два года.
Свои мысли и чувства Изольда доверяла не только дневникам, письмам и подругам, но и любимому Славе.
«У меня есть Слава, а это значит – надо мной вечно светит солнце, а с солнцем радостно жить!», «Раньше у меня была только ты, пончик мой, а теперь у меня есть Слава» – из письма подруге.
Слава Коротков был старше ее на пять лет. К тому времени, как они познакомились, он уже закончил Ленинградский институт киноинженеров, где учился на оператора.
Слава безумно любил ее:
«Я не могу без тебя жить! Мне без тебя и в жару – стыть, мне без тебя и в дожди – сушь, мне без тебя и Москва – глушь».
Но их судьбы не переплелись.
После того как Изольда вышла замуж за другого Вятчеслав Коротков так никогда и не женился.
Умер молодым в 47 лет, через несколько лет после смерти Изольды.
Вот как вспоминала Изольду ее знакомая Зоя Александровна Умнягина:
«Мы были почти одногодки, Изольда родилась в 1932 году, а я в 1933, она училась в школе № 2, а я школе № 21 на Ворошиловском поселке. Первый раз я обратила на нее свое внимание на пионерском слете в Доме пионеров, она меня поразила своим обаянием и красотой, это были первые детские впечатления. Когда я ее увидела во второй раз, она меня покорила своим внешним видом: она была аккуратно одета, у нее были милые косички и необыкновенно красивые глаза, очень проникновенно и выразительно она читала стихотворение Константина Симонова «Если дорог тебе твой дом». Она была очень красивой, я бы даже сказала самой красивой девочкой нашего города. Своей красотой она была в маму. Мария Степановна была очень женственной и интеллигентной женщиной, она не препятствовала стремлению дочери, она ее очень любила и абсолютно не признавала никакой строгости по отношению к дочери... Потом мы окончили школу, поступили в институт, и я ее увидела на вокзале в окружении мальчиков. Держалась она по отношению к ним очень гордо и независимо. Вошли они все в снегу, у нее была новая прическа, уже не было косичек, но ее необыкновенно красивые светящиеся глаза опять меня поразили».
Вот как вспоминала Изольду в студенческие годы ее сокурсница Татьяна Конюхова:
«Конечно, хороша собой Изольда была невозможно. У неё была кожа нежная – такой, знаете, «французский фарфор». Ресницы большущие – как веера. Когда она их поднимала, там открывалась такая глубина, такой удивительной красоты глаза – как будто ты в омут заглядываешь, в какую-то тайну тайн. При этом глаза на вас смотрели наивные, чистые. И начинало всё лицо светиться – меня это так поражало в ней! Мы с Изольдой жили во вгиковском общежитии в одной комнате – наши койки стояли рядышком. Мы подружились!
Я её воспринимала как мягкую, очень ласковую, добрую, искреннюю – от неё солнечное тепло исходило при общении. Знаете, кого она мне напоминала? Кошечку! Такую, как иногда сейчас в рекламе показывают: идёт не спеша по лестнице пушистое существо, хвост трубой! Любимое её словечко было «лапа». Когда она высказывала своё одобрение, она мне говорила: «Ой, Танюшка, ты такая лапа!» Честно вам скажу: в те студенческие годы вообще ничего не предвещало такой её судьбы…»
Сразу же после окончания школы Изольда отправилась покорять Москву.
Изольда поехала поступить в театральный, чтобы осуществить свою юношескую мечту – стать актрисой.
Еще учась в школе Изольда ходила в драмкружок, занималась актерским мастерством с актером Дзержинского драмтеатра Борисом Райским.
Благодаря яркой внешности и прирожденному таланту Извицкая с первой же попытки без проблем поступила на актeрский факультет ВГИКа.
Изольде повезло учиться на звездном курсе, который вели Б.Бибикова и О.Пыжова. Извицкая училась вместе с Юрием Беловым, Надеждой Румянцевой, Руфиной Нифонтовой, Майей Булгаковой, Валентиной Владимировой, Данутой Столярской.
В 1955 году она успешно окончила ВГИК.
Ранняя творческая карьера Извицкой складывалась более чем удачно.
Впервые на экран она попала еще будучи студенткой третьего курса.
Первым дебютом Извицкой была небольшая роль официантки Настеньки в приключенческом фильме «Богатырь» идет в Марто», снятым на Киевской киностудии в 1954 году.
Кстати, на съемках этого фильма она влюбилась в партнера по съемках Раднэра Муратова с которым прожила в шражданском браке три года.
Следом Извицкая получила и вторую роль, снявшись в роли Кэтрин на той же Киевской киностудии в фильме «Тревожная молодость».
Роли посыпались на нее одна за одной.
Незадолго до окончания ВГИКа Извицкая извицкой предложили роль трактористки Ани Залогиной в мелодраме Михаила Калатозова «Первый эшелон».
Именно на съeмках этой картины Извицкая встретила свою несчастливую судьбу – 20-летнего актeра Эдуарда Бредуна (1934 – 1984), который был на два года младше ее.
Роман развивался стремительно, и буквально через месяцев после знакомства пара оформила брак.
Эдуард ни по духу, ни по воспитанию не был мужчиной Извицкой, но как говориться – сердцу не прикажешь и Изольда сделала свой выбор.
Их отношения и быстрая свадьба и для её близких, и для сокурсников стала полной неожиданностью.
Борис Владимирович Бибиков, когда ему сказали, что Извицкая вышла замуж, сначала оживился: «Хорошие вести. И кто же этот счастливец?» «Актёр с параллельного курса – Эдик Бредун!» Повисла тяжёлая пауза. «Боже, какая страшная, совершенно не актёрская фамилия!» – произнёс Бибиков.
Вот как отзывались о Бредуне коллеги:
«Эдик Бредун во ВГИКе учился – у Ройзмана. Внешне хорошенький такой был, смазливенький, курносенький. Но как актёр ничем не блистал – играл в основном в эпизодах».
Нельзя сказать, что Изольда была такой уж совсем неопытной девушкой.
До встречи с Бредуном у Изольды Извицкой длительный был роман с актeром Раднэром Муратовым, они прожили вместе чуть больше трeх лет, но брак так и не зарегистрировали. Скорее всего причиной расставания была страсть Раднэра к игре на ипподроме.
Справка: Раднэр Муратов (1928 -2004) – советский актер театра и кино. Снялся более чем в 80 фильмах. Особую известность ему принесла роль в комедийной киноленте «Джентльмены удачи», роль Василия Алибабаевича: «Эй, гражданина! Ты туда не ходи, ты сюда ходи. А то снег в башка попадёт. Совсем мёртвый будешь!». Страдал игроманией. Всю жизнь играл на ипподроме, проигрывая все, что у него было. Правда, иногда он выигрывал баснословные суммы на скачках, иногда даже десятки тысяч рублей, но тут же их проигрывал. Это продолжалось не месяцы – десятилетия. Даже, когда жить уже было не на что, он все равно, на последние копейки, приходил на бега и ставил на заезд. Жил в убогой однушке в Нагатино. Без холодильника и телевизора. Без света. Спал на двух сдвинутых табуретках, вместо матраца – снятая с петель дверь, вместо одеяла – мешок туриста. Питался в столовой соцпомощи. Последние годы одиноко жил в нищете. Страдал болезнью Альцгеймера. Иногда актёра находили заблудившимся в центре Москвы на Арбате. За два месяца до смерти он вышел из дома и пропал. Его нашли на Преображенской площади сотрудники милиции в состоянии деменции. Скончался 10 декабря 2004 года на 77-м году жизни от инсульта. Похоронен на Николо-Архангельском кладбище.
Вот как сама Извицкая писала о своем скоропалительном браке с Бредуном:
«12 декабря 1954 г. Извицкая – идиотка. Вышла замуж. Да-да. Это реальное дело. Но ты не огорчайся, мой котeнок. Она, эта дрянная девчонка, которая называется актрисой, всe такой же баламут и ничего не понимает в жизни. Она каждый день ссорится со своим мужем по поводу: кто глава семейства. Так ещe и не выяснили. А расписались мы с ним 26 ноября. Да будет увит хоть один день розами и лианами. Короче, он актeр. И снимается со мной в «Целине». Из письма Извицкой подруге Зареме Кормилицыной.
Брак Изольды Извицкой оказался, пожалуй, ее самой трагической ошибкой в жизни.
Справка: Эдуард Бредун (1934-1984) – актер театра и кино. Известен ролям в эпизодах: в фильме Леонида Гайдая «Двенадцать стульев» сыграл Пашу Эмильевича (Остап Бендер обращается к нему с фразой: «Ну, ты, жертва аборта!»), в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» сыграл спекулянта радиодеталями. Выпивал до последних дней своей жизни. Скончался 18 июля 1984, не дожив 3 месяца до своего 50-летия.
Размолвки с новоиспеченным мужем начались с первых же месяцев брака и не закончились никогда, несмотря на то, что Извицкая любила его до конца своей жизни:
«28 февраля 1955 г. Ну вот я и в Красноводске. В ужасном городе, где жарко, пыльно... Такая тоска... Живeм мы в ужасной гостинице. Я очень и очень тоскую по Эдьке, по Москве...» из письма подруге.
К 1956 году Извицкая снялась в 4 картинах. Но ничего значимого в ее актерском багаже не было.
Все поменялось в 1956 году. И виной тому, как часто это бывает, стал его величество случай.
В 1956 году молодой режиссeр Григорий Чухрай приступил к съемкам фильма «Сорок первый» по одноименной повести Б. Лавренeва и начал поиск актеров.
На главные роли Марютки и Говорухи-Отрока ему нужны были новые, малоизвестные лица.
Режиссер остановился на молодых актерах Екатерине Савиновой и Юрии Яковлеве.
Но снятся в картине им так и не пришлось. Екатерину Савинову запретил снимать один маститый режиссeр, которому за приставания она влепила пощeчину, а Яковлева отклонил Чухрай.
Так на съeмочной площадке появился новые главные герои.
Популярный в то время Олег Стриженов, снявшийся накануне в нашумевшем фильме «Овод» и никому не известная выпускница ВГИКа Изольда Извицкая.
Не все было просто с утверждением ее на роль Марютки.
С первой попытки художественный совет «Мосфильма» выступил против еe кандидатуры, так как считал, что не удастся грациозной и красивой Извицкой сыграть диковатую и резкую Марютку.
Но Чухрай настоял на своем и смог отстоять Извицкую, которую благодаря его усилиям все-таки утвердили на главную роль.
Извицкая, в психологическом плане никогда не была простым человеком. Вот и на съемках этой картины, она проявила свой сложный и непростой характер.
Съeмки фильма проходили далеко от Москвы, в пустыне, в непростых климатических условиях. Все эти обстоятельства отрицательно сказывались на Извицкой, которая из-за своего неуравновешенного состояния часто срывала съeмки. Часто без особых причин она впадала в уныние и подолгу плакала. Никто не понимал как вывести Изольду из этого состояния. В конце концов, было принято радикальное решение – Чухрай вызвал на съeмки картины ее мужа Эдуарда Бредуна и даже дал ему эпизодическую роль казака. После приезда Бредуна Извицкая пришла в себя и съемки продолжились.
Чухрай вспоминал, что директор «Мосфильма» Иван Пырьев, посмотрев готовую картину, обнял его, расцеловал. В Госкино фильм приняли без серьёзных поправок и пустили в прокат – в 1956-м его посмотрели 25 миллионов человек. Через год – на волне большого зрительского интереса – «Сорок первый» повезли на 10-й международный кинофестиваль в Канны.
Ещё до открытия фестиваля французская газета «Фигаро» уничижительно отметила в своей статье:
«В Канны прибыла советская делегация. Среди её членов – звезда с ногами степного кавалериста».
Имелась в виду Изольда Извицкая, хотя никто ни фильма, ни её ещё и в глаза не видел. Как только советская делегация появилась в холле отеля, западные журналисты начали упражняться в остроумии, обсуждая её наряды, вернее, их отсутствие. На фоне съехавшихся звёзд мирового кино, позировавших в костюмах и платьях лучших кутюрье, в мехах и бриллиантах, «наряд» Извицкой выглядел, по их мнению, откровенно безвкусным и проигрышным. Репортёры ёрничали: «Она тоже надела самое лучшее!» Участники нашей делегации рассказывали, что актриса, узнав об этих публикациях, целый день прорыдала в гостиничном номере, её еле уговорили пойти на показ картины
Зато что творилось в зале после просмотра! «Сорок первый» стал мировой сенсацией – «такого от русских, этих фанатов-коммунистов, никто не ожидал». Жюри фестиваля единодушно присудило ленте специальный приз – «За оригинальный сценарий, гуманизм и романтику».
«Действительно, такого нашего кино на Западе раньше не видели. – Да его и не было такого! И вдруг все видят такую трогательную человеческую историю любви белогвардейского офицера и красной партизанки, да ещё с такими откровенными сценами… Фильм имел большой успех ещё потому, что сделан очень профессионально, там прекрасный актёрский ансамбль и великолепная работа кинооператора Сергея Павловича Урусевского» – по воспоминаниям Олега Александровича.
После успеха картины журналистов словно подменили: главной темой их репортажей стали «самобытный талант и неземная красота исполнительницы главной роли».
Теперь журналисты и издания соревновались в изощрённости и красочности комплиментов.
Популярный американский светский журнал New York Magazine и ежедневная французская газета Le Parisien libéré вышли с портретами Изольды Извицкой и подписями: «Актриса номер один советского кино», «Русская Мэрилин Монро».
Отныне Извицкая стала «великолепная», «прелестная» и так далее.
Вскоре в Париже даже открылось кафе с названием «Изольда» – в честь Извицкой.
Это был ее триумф!
Инна Чурикова, вспоминая о фильме, говорила об Извицкой и её образе пламенной «красавицы с ружьём»:
«Мощная актриса – она мне очень нравилась. Она в «Сорок первом» как хороша была! Я любовалась её лицом, как одета… И это заставляло меня думать о том, что тоже хочу быть актрисой».
После Канского фестиваля в Москву Извицкая вернулась звездой.
В Москве у нее тут же появились многочисленные поклонники, среди которых были довольно известные и влиятельные личности.
По Москве тогда ходили слухи, что, добиваясь расположения Изольды, не на шутку разругались зять Никиты Сергеевича Хрущёва Алексей Аджубей и знаменитый актёр и певец Марк Бернес.
Ещё поговаривали, что у актрисы появился влиятельный воздыхатель из ЦК комсомола, который прилагал массу усилий, чтобы Извицкая стала «лицом СССР» – представляла страну за рубежом в составе всевозможных молодёжных делегаций.
И действительно, вскоре Извицкую выбрали членом Ассоциации по культурным связям со странами Латинской Америки, отныне она могла беспрепятственно путешествовать по всему миру.
Париж, Брюссель, Вена, Будапешт, Варшава, Буэнос-Айресе – Изольда везде была «желанным и обязательным гостем» на всевозможных приёмах и светских раутах, ей пели дифирамбы, в честь её красоты и таланта поднимались тосты…
От такого закружилась бы голова и у более закалённого славой человека, но в случае с Извицкой проблема была посерьёзнее звёздной болезни.
От природы нервная, ранимая, с обострённым восприятием мира, она не обладала ни стрессоустойчивой психикой, ни силой воли. Только эмоции.
И как результат, часто на этих бесконечных приёмах и банкетах уже тогда Изольду Извицкую можно было увидеть, мягко говоря, «не в идеальной форме». Частенько она даже не могла покинуть банкет без посторонней поддержки.
В течение нескольких лет с «Сорок первым» актриса объездила всю страну, даже самые дальние «медвежьи углы».
Об одной такой удивительной встрече с Извицкой рассказывал Александр Васильевич Панкратов-Чёрный. Тогда он, 10-летний мальчик, жил в глухом алтайском селе, куда зимой и добраться-то было проблематично:
«Однажды – мороз градусов под 40, лютая зима, ночь… Я сижу на кухне, пишу стихи. Вдруг открывается дверь и заходит… Изольда Извицкая. Волшебная женщина невероятной красоты – как фея из сказки! Представляете моё состояние?! Оказывается, наша потрясающая кинозвезда ехала с фильмом «Сорок первый» из Кемерово в Новокузнецк, у них забуксовал автобус, и они застряли напротив нашего посёлка. Негде ночевать, они пошли на единственный горящий огонёк. Помню, она улыбнулась: «Здравствуйте!» Замёрзшая, лицо необыкновенное: мне казалось, если прикоснуться пальчиком, там шрам останется, такое нежное у неё лицо было… Я разбудил маму, она пельменей сварила. Гости покушали, чаю попили и сразу легли спать. Когда рано утром я их провожал, Изольда подарила мне чёрно-белую открыточку со своей фотографией. Спросила: «Саша, что тебе написать на память?» «Не знаю». – «А о чём ты мечтаешь?» «Я мечтаю работать в кино», – говорю. И тогда она написала: «Санечка! Твоя мечта обязательно должна сбыться. Я в это верю! Изольда Из.». Открыточку эту я храню до сих пор».
В перерывах между поездками Извицкая продолжала сниматься в кино, правда, без особого успеха.
В конце 50-х она снялась в нескольких проходных картинах: «Поэт» (1956), «К Чeрному морю», «Неповторимая весна» (1957), «Отцы и дети», «Очередной рейс» (1958).
Во всех трёх лентах у Извицкой были главные роли. Правда, совершенно однотипные – «хорошенькая студентка-комсомолка», «красавица – передовик производства».
Казалось бы, после грандиозного успеха «Сорок первого» лучшие режиссёры должны были выстроиться к ней в очередь, но этого не произошло – глубоких драматических, масштабных ролей Извицкой больше не предлагали.
Григорий Чухрай объяснял это так:
«Многие крупные, да и молодые режиссёры не хотели работать с известными артистами, стремясь из эгоистических побуждений открыть свою собственную кинозвезду. Они не заметили тех значительных возможностей, которые раскрыла в Извицкой роль Марютки. Именно поэтому многие актёры поистине уникального таланта у нас снимались весьма редко, тогда как на Западе большой успех в фильме открывает дорогу актёру ко многим фильмам. Там, если уж ты стал звездой, тебя эксплуатируют и снимают без конца – в расчёте на кассу, на то, что зрители хотят это лицо видеть».
Вот что писала Изольда в этот период подруге:
«Как безумно тяжело быть актрисой! Если бы ты только всё это перенесла… Господи, как трудно жить! Хочется свежего воздуха, хочется роли и настоящей работы, интересных в такой мере, что всё остальное будет отлетать, как шелуха».
Извицкая ждала предложения сняться в картине уровня «Сорок первого».
И вскоре судьба предоставила ей такой шанс.
В 1958 году Иван Пырьев собрался экранизировать роман «Идиот» Фёдора Достоевского.
Еще на фестивале в Венеции в одном из итальянских журналов он увидел фотографию Извицкой.
Внешне именно такой он представлял себе Настасью Филипповну – эту женщину-огонь.
Вернувшись в СССР, дал ассистентам команду: найти актрису и вызвать на пробы.
Говорят, Изольда приехала и «внешне выглядела в тот день просто божественно». Но проба не удалась. Пырьев, как мог, старался её «раскочегарить», объявлял перерывы, втолковывал, что он от неё хочет…
Но, не зажгла! В конце концов Пырьев не выдержал и при всех нелицеприятно прошёлся по поводу её актёрского дара.
Для Извицкой это был тяжелейший удар. Переживала она очень сильно. Приходила домой, а там вместо поддержки мужа обнаруживала застолье и очередную весёлую компанию.
По воспоминаниям Татьяны Конюховой вот какая поддержка ждала Извицкую дома:
«У него (мужа Извицкой) была большая компашка любителей «этого дела». Не сидеть же им в кафешке напротив «Мосфильма», когда у него рядом квартира. Он всех звал к себе в гости. Так гордился, что у него жена – мировое светило! Ну и Изка с ними сидела… Несчастное существо – здоровье-то у неё было совсем слабенькое».
К 60-м годам Извицкая оказалась в полнейшем творческом кризисе.
Поддержать Извицкую, не успевшую привыкнуть к славе и тут же потерявшую ее попросту было некому.
Ее муж Эдуард Бредун, которого она любила, но с которым они никогда не были близки по духу, завидовал успеху жены и на роль наставника явно не подходил.
Поговаривали, что он сильно обижался, когда на студии ему вслед бросали: «Это Эдик, муж Изольды Извицкой... Единственное, что он сумел сделать – так это научил жену заглушать обиды водкой».
Постепенно они оба стали спиваться.
Вот что писал по этому поводу А.Бернштейн:
«Именно Бредун, может быть, сам того не желая, приучил молодую жену к спиртному. Но это не помешало ему впоследствии оскорблять еe, обвиняя в пьянстве... Первый в жизни бокал шампанского актриса выпила на свадьбе, когда ей было 23 года. Потом, по инициативе Бредуна, начался длительный период домашних застолий, на которых царствовали крепкие напитки – водка и коньяк. Свою роль в жизни Извицкой сыграли и официальные приeмы, ресторанные встречи с благодарными поклонниками и зрителями... Влияние алкоголя на еe хрупкий организм было разрушительным: уже скоро она неожиданно для окружающих начала терять «координацию движений», уходить в «небытие». Актeры рассказывали мне, что во время кинофестиваля в Горьком из комнаты гостиницы, которую занимали Бредун и Извицкая, был слышен такой разговор: «Мне плохо, Эдик... Я больше не могу пить эту гадость». – «А ты опохмелись, легче будет».
Шло время и Эдуард Бредун всe чаще уезжал в киноэкспедиции, на гастроли. Извицкая оставалась сама и научилась пить одна…
Вот как вспоминал этот период жизни Извицкой Григорий Чухрай:
«Первое время, встречаясь с Изольдой на «Мосфильме», я спрашивал её: «Ну как твои дела?» Она грустно отвечала, что, мол, нет интересных предложений. Хотя публика-то её давным-давно вовсю узнавала и очень полюбила. Она говорила: «Когда выхожу с «Мосфильма», все меня узнают. А на «Мосфильме» хожу-хожу по коридорам, и никто меня «не узнаёт» – в упор не видят…» Потом до меня стали доходить слухи, что она приходила на какие-то съёмки в не очень трезвом виде. Говорили, что Бредун любил выпить, а она, чтобы он пил меньше, брала на себя часть алкоголя и втянулась в это дело».
Не прошло и года, как от главных ролей актрисе пришлось перейти к второстепенным, вскоре и вовсе соглашаться на эпизоды. Лишь бы работать, оставаться в профессии. Но ей было обидно, когда, например, после съёмок в фильме «Коммунист» её имя даже не упомянули в титрах.
Не были секретом и семейные скандалы – с криками и битьём посуды.
В 1968 году известная актриса кино Людмила Марченко и её муж, театральный администратор Виталий Войтенко, пришли в гости к Изольде и были потрясены, увидев, что она сильно избита. «Она показала множество ссадин на руках и теле, синие подтёки под глазами, но не сказала, кто это сделал. Впрочем, все догадывались, кто».
Некоторые старались Извицкой помочь. В Театре киноактёра, где она числилась в штате, ей предлагали небольшие роли в спектаклях. В самый трудный период школьные подруги призывали актрису вернуться на родину, устроиться в Дзержинский драмтеатр или в один из горьковских театров. Но она отвечала: «Нет, я уже не могу. Я же артистка кино».
Александр Панкратов-Чёрный так вспоминал о последних встречах с актрисой:
«Прошли годы, я поступил в театральное училище в городе Горьком. И Извицкую пригласили на встречу со студентами в наше училище… Я к ней подошёл, напомнил про её пожелание. Она меня вспомнила, очень обрадовалась: «Вот видишь, мечта уже сбывается!» Последний раз мы встретились ещё через несколько лет – в коридорах «Мосфильма», когда она уже была, мягко говоря, в очень грустном состоянии. Никогда не забуду её слова: «Ваша мечта, Санечка, сбывается, а моя умирает…» Спасти её мы так и не смогли, хотя, наверное, было можно, если б дали работу, возможность сниматься».
Одиночество изматывало Извицкую.
К ее страхам добавился и страх перед наследственной душевной болезнью, которая стала одолевать еe брата Женю. Она привезла его в Москву, определила в столичную больницу, но психическое состояние брата нормализовать не удалось.
В 1963 году для карьеры Извицкой прозвучал последний серьезный звонок.
По просьбе коллег, чтобы помочь Извицкой выбраться из кризиса режиссeр Сергей Колосов пригласил ее на роль разведчицы Паши в многосерийном фильме «Вызываем огонь на себя».
Вот как вспоминал Сергей Колосов время работы с Извицкой:
«Порой Изольда была недостаточно собрана, плохо выглядела, чувствовалось, что она ведёт безалаберную семейную жизнь с мужчиной, который был мне антипатичен». Тем не менее Колосов отнёсся к актрисе бережно – он понимал, как это важно и для неё, и для конечного результата фильма. И Извицкая здорово справилась со своей задачей. Почти полтора года, пока шли съёмки, она держала себя в руках. Многим, кто продолжал в неё верить, даже показалось, что в жизни актрисы вот-вот начнётся-таки белая полоса».
Но чуда не произошло.
Радость от того, что сериал был принят зрителями на ура и получил несколько международных призов, сменилась у Извицкой затяжной депрессией.
Новой работы режиссёры ей не предлагали. Но особенно её ранило, что от неё отворачивались многие из тех, кого она считала друзьями.
По выражению актрисы Майи Менглет, «ей завидовали, и её депрессию воспринимали чуть ли не с восторгом».
На «Мосфильме» всё чаще говорили о том, что «былая красота и шарм Извицкой улетучились», «некогда волнующий тембр голоса стал хриплым».
В конце концов, Извицкая так и не смогла побороть свой алкоголизм и ее последние годы жизни поглотил омут пьянства. Водку она обычно покупала в соседнем с еe домом магазине.
Непосредственно пред трагической кончиной начальник актeрского отдела «Мосфильма» и предложил пойти к наркологу, но Изольда наотрез отказалась от этой помощи.
Последняя ее роль в кино была в 1969 году, когда друзья Изольды уговорили режиссера Самсона Самсонова пригласить ее в свою картину «Каждый вечер после одиннадцати», в котором Извицкой досталась совсем маленькая и бессловесная роль.
Это был финал ее кино карьеры.
Все что осталось у Извицкой – это служба в Театре киноактeра.
Все закончилось в феврале 1971 года, через месяц после того как в январе от нее ушeл ее любимый муж и собутыльник Эдуард Бредун. Ушел в одночасье, собрав вещи, он переселился к подруге Изольды, некой продавщице. Уходя он не оставил Изольде на жизнь ни копейки.
Этот уход окончательно добил Извицкую, еe рассудок помутился. Она закрылась в своей квартире, открывая дверь лишь тем, кто стучал ей условным стуком, и неделями не показывалась на улице, питаясь только сухарями. На «Мосфильм» звонить она стеснялась.
Вот, что вспоминала актриса Татьяна Гаврилова:
«Возвращаясь с репетиции, я шла вниз по своему 2-му Мосфильмовскому переулку. Впереди шла худенькая женщина в выцветшей каракулевой шубе и русском цветном платке. Она крепко держала в правой руке старенькую авоську с двумя пустыми бутылками из-под кефира и газетным свeртком. Обогнав еe, я обернулась и сразу узнала Изольду Извицкую. Мы давно не виделись, и еe лицо показалось мне более болезненным и одутловатым, чем прежде, она производила впечатление человека не от мира сего.
– Здравствуйте, Изольда Васильевна!
– Ой, деточка, маленькая, здравствуй! Не хочешь ли зайти ко мне? – спросила она, потирая маленькие руки. Еe глаза просили меня поговорить, пообщаться с ней. Я согласилась. Мы дошли до еe дома и поднялись на 3-й этаж. В однокомнатной квартире Извицкой царила идеальная чистота, но обстановка была весьма бедной. В полуоткрытом одeжном шкафу висело лишь несколько поношенных женских халатиков. Уловив мой взгляд, Изольда Васильевна сказала, что еe недавно обокрали. В углу стояла старая продавленная тахта и около неe телевизор с небольшим экраном. Но на широких полках, занимавших солидное место в комнате, я увидела много хороших книг...
– Деточка, вдруг произнесла актриса, – давай с тобой выпьем.
Она извлекла из газетного свeртка спрятанную бутылку «Столичной», поставила еe на кухонный стол, затем налила Михаил Ножкин и Изольда Извицкая в фильме «Каждый вечер в одиннадцать». Последний фильм с участием актрисы.две небольшие стопки водки, а на закуску подала чeрные сухарики, которые всегда сушила и держала на всякий случай. Когда она открывала холодильник на кухне, я заметила, что он пуст. Видимо, все эти последние дни еe мучил голод, но на водку Изольда деньги где-то доставала. После первой рюмки она потеряла равновесие и схватилась за край кухонного стола. Испугавшись, я обхватила еe руками и поволокла к тахте. Когда она пришла в себя, я попрощалась и ушла..."
В Театре-студии киноактeра, в штате которого Изольда Извицкая числилась, зарплата ей шла, однако и там она не показывалась. Это было удивительно, так как незадолго до этого Извицкой предложили роль в новом спектакле «Слава» по пьесе драматурга Гусева. Это предложение ободрило еe, она целыми днями учила дома свою роль.
Несчастье произошло в конце февраля 1971 г., когда актриса пропала.
Привыкнув к ее частым запоям и исчезновениям коллеги не сразу забили тревогу.
Вот как это время вспоминала Татьяна Гаврилова:
«Третьего марта диспетчер театра, обеспокоенная тем, что телефон Извицкой не отвечал, позвонила Бредуну и попросила его пойти на квартиру своей бывшей жены и, если никто не отзовeтся, открыть дверь своим старым ключом. Но Бредун не смог попасть в квартиру – дверь была закрыта, а ключ торчал в замочной скважине с другой стороны. Вызвали милицию, слесаря из ЖЭКа, и они без особого труда взломали закрытую дверь.
Изольда Васильевна лежала на полу как-то боком в стeганом французском халатике, головой – на кухне, худеньким телом – в комнате. Увидев всe это, Бредун громко сказал: «Уже набралась, вставай!» Но Извицкая не поднималась. На лице отчeтливо проступали характерные пятна, и слесарь проворчал: «Ты что, не видишь, она же мертвая!» Видимо, актриса шла на кухню, но, потеряв сознание, упала и умерла. Судя по всему, пролежала так больше недели. Еды в доме не было никакой, лишь кусочек хлеба, наколотый на вилку, лежал в металлической селeдочнице. Я слышала, как следователь, приехавший на место происшествия вместе с врачом, сказал: «Она хорошо поддала».
Однако по настойчивой просьбе Бредуна смерть Извицкой объяснили «отравлением организма неизвестными ядами, слабостью сердечно-сосудистой системы». Поползли слухи: «Изольда Извицкая отравилась, повесилась..."
О том, что некогда популярная актриса кино Изольда Извицкая умерла, 7 марта вышел лишь маленький некролог в газете «Советская культура». Прокомментировала это событие и Русская служба Би-би-си, которая трактовала его более смело: «Умерла от голода и холода..."
Похоронили Изольду Извицкую на Востряковском кладбище, на окраине Москвы. Вот как вспоминает похороны Извицкой актриса Наталья Фатеева, жившая с Изольдой в одном доме:
«Я пошла на похороны Изольды и видела несчастных родителей, отца и мать, хоронивших единственную дочь. Стоял мороз, но светило солнце, словно обогревая холодное кладбище. Мы шли впереди катафалка. Мне почему-то запомнился такой эпизод. Рядом хоронили человека еврейской национальности, и раввин всю дорогу читал молитвы на иврите. Это придавало происходящему какую-то нереальность, будто бы всe было во сне. Евреи почему-то бежали, а мы шли медленно. И ещe запомнилось, что, когда опускали гроб и начали бросать мeрзлые комья, раздавался жуткий грохот. А пьяный Бредун кричал и кричал: «Бросайте камни аккуратно, акуратно, ведь ей же больно..."
Эдуард Бредун, виновный в падении Извицкой, пережил свою бывшую жену на 13 лет и умер, не дожив до своего 50-летия трeх месяцев.
В городе Дзержинске, на родине актрисы, создан музей ее памяти, где хранятся снимки, письма, газетные статьи и другие свидетельства яркой, но кроткой жизни актрисы, актрисы которой улыбнулась судьба и которая так и не смогла воспользоваться его величеством случаем, вознесшим ее на вершину кино.
На стене дома № 4 по переулку Жуковского города Дзержинска установлена мемориальная доска, где актриса провела свои детство и юность.
1954 фильм «Богатырь» идeт в Марто – Настенька
1954 фильм «Тревожная молодость» – Кэтрин
1955 фильм «Первый эшелон» – Анна Залогина
1955 фильм «Доброе утро» – Маша Комарова
1956 фильм «Сорок первый» – Марютка Басова (Мария Филатовна)
1957 фильм «К Чeрному морю» – Ирина Кручинина
1957 фильм «Неповторимая весна» – Анна Бурова
1957 фильм «Поэт» – Ольга Данилова
1957 фильм «Коммунист» – эпизодическая роль
1958 фильм «Отцы и дети» – Феничка
1958 фильм «Очередной рейс» – Ксения
1959 фильм «Человек меняет кожу» – Маша Полозова
1960 фильм «Человек с будущим» – Лeля
1961 фильм «Мир входящему» – регулировщица Клава
1962 фильм «Цепная реакция» – Надя
1962 фильм «Армагеддон» – Наталица
1964 фильм «Вызываем огонь на себя» – Паша
1965 фильм «На разных кнопках» (Киножурнал «Фитиль» №21) – Деловая
женщина / Жена
1966 фильм «По тонкому льду» – Оксана
1966 фильм «Авдотья Павловна» – Нюра
1966 фильм «Мечта моя» – Людмила
1968 короткометражка «Люди, как реки…» – Галина
1969 фильм «Каждый вечер в одиннадцать» – Женя
Первый эшелон | 1956 | мелодрама, драма
К Черному морю | 1958 | комедия, мелодрама
Человек с будущим | 1961 | драма
Піксель тв, ви взагалі не прислуховуетесь до коментарів!
Оранжевая корова мультфильм карусель вс 11:20
Казанова в России. Тайная миссия
Смотрел но не досмотрел!
Здравствуйте! Нравится ваш проект tvbesedka.com, готов купить его. Цена обсуждаема. Меня зову...
Как называется фильм где мать просила сыну освободить от ареста полиции Это по мелодрама детектив...
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.